Чем объяснить успехи германских войск в начале войны
Чем Сталин объяснял успехи вермахта в начале Великой Отечественной
Чем Сталин объяснял успехи вермахта в начале Великой Отечественной
А уже в докладе на торжественном заседании московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы 6 ноября 1941 года он обозначил причины неудач Красной армии, которые далее никогда не менялись. Речь шла о численном многократном превосходстве немцев в танках и самолётах.
После этого у советских историков не было поводов искать какие-то другие причины поражений, а тезис о том, что «на Гитлера работала вся Европа», был принят за аксиому. И уже под эту аксиому подгонялись все имеющиеся данные в исторических трудах. Даже после смерти Сталина и его осуждения Хрущёвым от старых мифов никто отказываться не стал. Мало того, даже сейчас они широко повторяются с экранов федеральных каналов.
Что касается Чехословакии, то, будучи включённой в состав рейха, её промышленность действительно работала и поставляла вооружение и всё прочее для вермахта. И вклад был немалый.
А вот что касается остальных стран Европы, то тут картина совсем иная.
Во-первых, вооружение в европейских странах (кроме Чехословакии) не производилось. Лишь во Франции было налажено производство разведывательных самолётов FW.189, которые в Красной армии прозвали «рамой». Но их изготовили около четырёх сотен, причём речь идёт о сборке из поставляемых с завода в Бремене деталей. На заводе французской фирмы SIPA в 1943 году пытались наладить производство учебного самолёта Arado Ar.396, но до высадки союзников во Франции серийно производить их так и не начали. Эти самолёты выпускались во Франции уже после войны.
Конечно, немцы наложили большие контрибуции на побеждённые страны, захватив в том числе и огромные запасы. Помимо этого было захвачено практически всё вооружение побеждённых стран. Но реальная польза от этих трофеев была мизерной. Из упоминаемых в советских источниках 5 000 трофейных французских танков (а их было ну явно не столько) на Восточном фронте использовалось за все годы войны несколько десятков, включая и переделанные в различные самоходные установки. Трофейными французскими грузовиками действительно оснастили почти треть дивизий, но этих машин хватило на пару лет войны, к тому же на наших дорогах они скоро истратили свой ресурс.
Ещё часто упоминают, что на европейских заводах ремонтировали вооружение и технику. Действительно, факты использования французских заводов есть, но их очень немного, и речь шла про французские же танки, которые пытались привести в рабочее состояние.