Чем объяснить разнообразие взглядов на прогресс
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЛюбовь Мальцова
Похожие презентации
Презентация на тему: » Проблема общественного прогресса. Вопросы урока: В чем суть проблемы общественного прогресса? Чем можно объяснить разнообразие взглядов на прогресс? В.» — Транскрипт:
1 Проблема общественного прогресса
2 Вопросы урока: В чем суть проблемы общественного прогресса? Чем можно объяснить разнообразие взглядов на прогресс? В чем противоречивость общественного прогресса? Какие критерии прогресса существуют? Каков универсальный критерий общественного прогресса? В чем причины многообразия путей и форм общественного развития?
3 Прогресс (от лат. «движение вперед») – развитие, переход от низшего качества к высшему, более совершенному Регресс (от лат. «движение назад») – деградация, переход от высшего к низшему, возврат к устаревшим формам
4 Понятие общественного прогресса Под общественным прогрессом понимается улучшение социальной структуры и социальных отношений
5 Противоречивость прогресса: Прогресс человечества выглядит не как восходящая прямая, а как изломанная линия, в которой отразились подъемы и спады Прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой Прогрессивные сдвиги в той или иной области могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества Ускоренный прогресс часто оплачивался высокой ценой, когда в жертву прогрессу приносились массы людей
7 Дайте оценку событию
9 Критерии прогресса : 1) А.Тюрго, М.Кондорсе и просветители : развитие разума, просвещения 2) А.Сен-Симон: состояние общественной нравственности, принцип братства 3) Ф.Шеллинг: правовой критерий, постепенное приближение к правовому устройству 4) Г.Гегель: степень сознания свободы 5) К.Маркс: развитие производства и производственных отношений
10 Современные критерии общественного прогресса: Рост продолжительности жизни Рост благосостояния населения Степень гармоничности между интересами личности и государства Степень гармоничности между интересами различных групп и слоёв общества Уменьшение степени напряжённости между различными группами общества
11 Прогресс в современном понимании Целостный прогресс складывается в гармонии всех своих составных частей Социального Морального Экологического Экономического Научно- технического
12 Питирим Сорокин ( ): «…все критерии прогресса, какими бы разнообразными они ни были, так или иначе подразумевают и должны включать в себя принцип счастья».
13 Универсальный критерий прогресса: Прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма
14 В чем причины многообразия путей и форм общественного развития?
15 Природно-климатические особенности Историческое окружение Своеобразие духовной культуры Специфика хозяйственной деятельности
16 Проблема общественного прогресса Тестовый контроль
17 1. Под прогрессом понимается: а) упадок культуры; б) движение вперед; в) циклическое развитие; г) состояние стабильности. 2. «Золотым веком» называл древнейшее общество: а) Платон; б) Аристотель; в) Лукреций Кар; г) Гесиод.
18 3. Французские просветители к критериям прогресса относили: а) развитие разума и нравственности; б) усложнение юридических институтов; в) развитие производительных сил; г) покорение природы. 4. Революция это: а) быстрые, качественные изменения в жизни общества; б) медленное, постепенное развитие; в) состояние застоя; г) возвращение в исходное состояние.
20 7. Критерием развития общества не является: а) уровень развития науки: б) степень удовлетворения личностью своих потребностей; в) религиозные предпочтения общества; г) состояние экономики. 8. Мыслитель, назвавший развитие нравственности главным критерием прогресса: а) Ф. Шеллинг; б) Г. Гегель; в) А. Сен-Симон; г) Ш. Фурье.
Общественный прогресс
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие общественного прогресса
Прогресс — это тип развития, при котором происходит переход от низшего к высшему, от простого к более сложному. Задача прогресса — улучшать.
Критерии прогресса:
Развитие человеческого разума.
Совершенствование нравственности людей.
Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.
Прогресс науки и техники.
Развитие производительных сил общества.
Прогресс может развиваться в двух формах:
Реформа — усовершенствование в общественной жизни, которое происходит через постепенные преобразования, при этом не затрагивает фундаментальные устои общества (традиции, обычаи, церковь, семью).
Революция — качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, которое затрагивает основы существующего социального строя.
В современном обществе преобладают две формы общественных изменений:
Инновация — однократное улучшение, которое обеспечивает повышение возможностей адаптации социального организма в конкретных условиях.
Модернизация — это процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения ее развития.
Противоположность общественного прогресса — это регресс.
Регресс — это такой тип развития, для которого характерно движение назад, переход от высшего к низшему, понижение уровня организации, возвращение к отсталому.
Стагнация— задержка общественного развития.
Прогресс — это не только положительное явление. Особенности прогресса:
Противоречивость общественного прогресса
Позитивные и негативные последствия прогресса
Примеры
Прогресс в одних областях может привести к застою в других.
Период сталинизма в СССР. В 30-е годы резко повысились темпы развития промышленности. В то же время социальная сфера развивалась слабо и легкая промышленность работала по остаточному принципу. Результатом стало ухудшение качества жизни людей.
Плоды научного прогресса можно использовать как во благо, так и во вред людям.
Развитие информационных систем. Интернет — величайшее достижение человечества, которое открыло людям широкие возможности. Когда интернет стал доступен массам, появились новые болезни: игровая и компьютерная зависимость.
Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем.
Освоение целинных земель в правление Никиты Хрущева.
Сначала люди получили действительно богатый урожай, но через некоторое время возникла эрозия почв.
Прогресс в одной стране не всегда благоприятен для прогресса в другой.
Государство Золотая Орда — огромная империя в начале XIII века с многочисленным войском, передовой военной техникой.
Прогрессивные явления в этом государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом Орды.
Перейдем к свойствам и критериям общественного прогресса.
Критерии общественного прогресса
Критерий — это средство проверки истинности и достоверности знаний.
Общественный прогресс — это движение, которое предполагает развитие разных сфер жизни. В рамках школьной программы по обществознанию выделяют четыре критерия общественного прогресса. Рассмотрим их характеристики в таблице.
Социальный
Отражение уровня развития общества.
Индикаторы: политические свободы, качество жизни граждан, уровень богатства и бедности.
Средний класс — один из важнейших показателей: чем больше его процент, тем более развито общество.
Экономический
Оказывает влияние на все другие сферы.
Индикаторы: ВВП (его рост или падение на душу населения), развитие кредитной сферы.
Особенность экономики — ее основа, то есть на чем базируется доход. В XXI веке в наибольшей опасности находятся страны, чья экономика основана на энергоресурсах.
Научно-технический
Развитие науки и техники, появление новых продуктов и инструментов.
Культурный (духовный)
Роль морали в обществе и уровень нравственного развития большинства индивидов в социуме.
Есть противоречие в том, что то или иное изменение может считаться как прогрессом, так и регрессом в зависимости от культуры.
Чем более совершенно общество, тем более гуманистических взглядов оно придерживается.
Лекция по обществознанию на тему «Понятие общественного прогресса»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Лекция: Понятие общественного прогресса
Порхая возле окна, мотылёк увидел в комнате свет.
— И когда только вы, мотыльки, зарубите себе на носу: пламя жжётся, оно гибельно! — пробурчал паук. — Вас огорчает наличие стекла. Но ведь именно стекло предохраняет вас от гибели!
— Дед, — сказал он, — мы, мотыльки нынешнего поколения, знаем больше, чем ты полагаешь. К счастью, я знаю, что этот восхитительный свет в комнате — холодный. Дело в том, что с твоего времени научное развитие ушло далеко вперёд. — О, я пролезу туда через эту щель и прильну к свету!
C этими словами мотылёк протиснулся в комнату и запорхал вокруг холодного света в быстром танце.
Но научный прогресс действительно ушёл далеко вперёд. Лампа была опрыскана жидкостью от насекомых…
Вопрос: Какие проблемы поднимаются в данной притче?
Подготовка к восприятию нового материала
— Мыслители с древнейших времен задумывались над вопросом: в каком направлении
развивается общество? Можно ли его движение уподобить, например, как в природе:
вслед за летом обязательно должна прийти осень, затем зима, весна и снова лето? Может
быть, по таким же правилам должно развиваться и общество? Период процветания
сменяется эпохой упадка, далее следует возрождение и снова неизбежно наступает
благоденствие, и этот непрерывный круговорот длится тысячелетиями? Так ли это?
Задумаемся вместе над этими проблемами.
Изучение нового материала
— На ваших партах лежат листочки, на которых вы видите таблицу. В 1-й колонке
напишите то, что вы знаете об общественном прогрессе. 2-ю и 3-ю колонки вы заполните
по ходу урока (зачитывают ответы из 1-й колонки, говоря о пробелах).
Работа с терминами
Что обозначает слово «прогресс»?
Прогресс — это переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным. Прогресс связан с повышением уровня организации системы. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структуры, увеличивается число связей и взаимодействий, а также расширяются функции, выполняемые этими элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым большую устойчивость, сохранность, приспособленность, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс называют прогрессом.
Попробуйте привести пример прогресса.
Теперь вернемся мысленно в свои квартиры, и попробуем вынести из нее вещи, которые изобретены в последние 100 лет. Что остаётся в ваших квартирах? (Яркий пример общественного прогресса).
— Давайте наглядно продемонстрируем с вами это понятие.
Встаньте и сделайте шаг вперёд. Это и будет наглядным представлением понятия «прогресс».
Но всегда ли мы делаем шаги только вперёд?
Давайте попробуем отступить назад. Вот так и в истории человечества происходили такие шаги, которые отбрасывали назад целые страны, народы.
— Как называется такой процесс? (регресс)
Зная определение «прогресс», самостоятельно сформулируйте понятие «регресс».
Если же в результате процесса развития уменьшается объем полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, сокращается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом.
Представителем оптимистического подхода был Демокрит, который делил историю на качественно различные периоды: прошедшее, настоящее и будущее. Переход от одного периода к другому, по его мнению, характеризуется ростом культуры и улучшением жизни людей.
— Для работы мы разделимся на пары. На ваших столах лежат отрывки текста
«Мыслители прошлого и настоящего об общественном прогрессе». 1-я группа (1 ряд)
работает с отрывком «Мыслители древности», 2-я группа (2 ряд) – «Мыслители XVIII –
XIX вв.», 3-я группа (3 ряд) – «Мыслители настоящего». Прочитайте свои отрывки и
ответьте на вопросы, указанные внизу.
1. Как мыслители рассматривали исторический процесс?
2. Какие термины были использованы авторами?
3. С кем из мыслителей вы согласны и почему?
Мыслители прошлого и настоящего об историческом развитии
Мыслители с древнейших времен задумывались над вопросом: в каком направлении развивается общество?
Древние философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический процесс, замкнутый круговорот, проходящий одни и те же стадии.
Существует также органическая теория возникновения и развития общества и государства, согласно которой закономерности жизни общества можно сопоставить с жизненными циклами живого существа: организм зарождается из клетки, с течением времени взрослеет, достигает своего расцвета, становится зрелым, затем неизбежно стареет и умирает.
По какому пути идет общество: по пути прогресса или регресса? Оттого, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем. В разные эпохи ученые и философы по-разному объясняли общественный прогресс и его перспективы.
Суть гипотезы, предложенной тем или иным мыслителем, во многом зависела от исторического периода, а также от мировоззрения.
Древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) рассуждал о стадиях в жизни человеческого общества. Первой стадией, по его мнению, являлся золотой век, когда люди
жили легко и беспечно, а в мире царили добро и справедливость. Вторую стадию Гесиод называл серебряным веком; он ознаменовал начало падения устоев морали и благочестия,
С достижениями науки, ремесел, расцветом искусств, оживлением общественной жизни в эпоху Возрождения связано появление теории общественного прогресса. Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Робер Тюрго (1727-1781).
Классик немецкой философии Георг Гегель считал общественный прогресс не только принципом разума, но и движущей силой всех мировых событий.
Эту веру в прогресс восприняли Карл Маркс и его последователи, считавшие, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и совершенствованию самого человека.
XIX и XX вв. ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию к размышлению о прогрессе и регрессе в жизни общества. В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи конца истории, глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф. Ученые и философы вновь обратились к теории Гесиода о регрессивном пути развития общества.
Одну из точек зрения по вопросу о прогрессе выдвинул философ и социолог Карл Поппер (род. 1902). Ему принадлежит высказывание: «Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать-значит двигаться к некой цели, которая существует
для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно, прогрессировать могут только человеческие индивидуумы». К. Поппер ввел понятия «социальная технология» и «социальная инженерия», полагая, что ход истории неподвластен проектированию.
1. Как мыслители рассматривали исторический процесс?
2. Какие термины были использованы авторами?
3. С кем из мыслителей вы согласны и почему?
По какому пути идет общество: по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем. В разные эпохи ученые и философы по-разному объясняли общественный прогресс и его перспективы. Суть гипотезы, предложенной тем или иным мыслителем, во многом зависела от исторического периода, а также от мировоззрения.
— Попробуйте графически изобразить «прогресс» и «регресс» (В ТЕТРАДИ И НА ДОСКЕ)
Если сделать попытку графически изобразить прогресс человечества, то получится не восходящая прямая, а ломаная линия, отражающая подъемы и спады, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад. В истории разных стран были периоды, когда общественный прогресс замирал, а прогрессивные силы общества подвергались гонениям.
Если сделать попытку графически изобразить историю человечества, то получатся следующие изображения:
(учитель одновременно чертит и задает вопросы)
— Приведите примеры из истории, соответствующие этим графическим рисункам.
— Какие выводы можно сделать? (процесс исторического развития общества противоречив:
в нем проявляются как прогрессивные изменения, так и регрессивные).
Платон и Аристотель: циклический круговорот (пример со средневековыми студентами, посетившими таверну таверна)
Гесиод VIII – IХ в. до нашей эры: (регресс)
Франц Тюрю : (линейный прогресс)
развитие по спирали
вихревые потоки Е. Блаватской.
теологическая концепция «конца света».
(учащиеся называют достижения человечества, указывая их плюсы и минусы, потом
выходят к доске и записывают их)
ПОСЛЕДСТВИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА
+ удобство передвижения в автомобиле
— уличный шум, пробки
+ увеличение возможностей работы на компьютере
+ великие достижения человеческого духа и техники
— алкоголизм, наркомания, преступность
+ уменьшение физической нагрузки с усложнением производства
— ускорение ритма жизни,
+ удобства городской жизни
Фронтальная беседа по содержанию видеофрагмента
— Попытки ускорить прогресс иногда оборачивались непомерно высокой ценой.
Просмотрите небольшой видеофрагмент об индустриализации в СССР в конце 20 – 30-е
гг. ХХ века (о строительстве Беломорканала).
— О какой грандиозной стройке идет речь в видеофрагменте? (строительство
— Какие стройки века вы еще можете назвать?
— Какие выводы можно сделать о процессе исторического развития в это время? Каковы
итоги и цена индустриализации в СССР?
Критерии общественного прогресса
В ходе обсуждения вопроса о неоднозначности общественного прогресса было высказано предположение, что, рассуждая на эту тему, необходимо для себя выбрать свой собственный взгляд на сущность прогресса. Иначе говоря, необходимо определить критерии прогресса.
Подробнее остановимся на этом.
Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. Современник социалистов-утопистов немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775—1854) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие — о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом, и предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.
Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.
В наше время философы также придерживаются разных взглядов на критерий общественного прогресса. Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Она аргументируется тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека. В общественном производстве лежат истоки всей жизнедеятельности людей. Согласно этому критерию, те общественные отношения признаются прогрессивными, которые соответствуют уровню производительных сил и открывают наибольший простор для их развития, для роста производительности труда, для развития человека. Человек здесь рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы.
Эта позиция подвергается критике с другой точки зрения. Так же как нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его лишь в сфере материального производства (техники, экономических отношений). История дала примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры. Чтобы преодолеть односторонность критериев, отражающих состояние лишь одной сферы жизни общества, необходимо найти понятие, которое характеризовало бы сущность жизни и деятельности человека. В этом качестве философами предлагается понятие свободы.
Смысл жизни человека заключен в самореализации, самоосуществлении личности. Так вот, свобода выступает как необходимое условие самореализации. В самом деле, самоосуществление возможно, если человек имеет знания о своих способностях, возможностях, которые дает ему общество, о способах деятельности, в которой он может реализовать себя. Чем шире возможности, создаваемые обществом, тем свободнее человек, тем больше вариантов деятельности, в которой раскроются его потенции. Но в процессе многогранной деятельности происходит и многостороннее развитие самого человека, растет духовное богатство личности.
Работая с текстом, заполните таблицу:
Мыслители о критериях прогресса
Взгляды о критериях прогресса
А. Кондорсе и просветители
Развитие разума человека
Принцип братства людей
Постепенное приближение к правовому устройству
Чем объяснить разнообразие взглядов на прогресс?
Чем объяснить разнообразие взглядов на прогресс?
Разнообразие взглядов о прогрессе появился потому, что философы жили в разных эпохах и для каждой эпохи были характерны свой ценности.
Карл Маркс считал, что прогресс происходит тогда, когда развиваются производственные силы(т.
А от современные социологи главным критерием прогресса считают процесс модернизации( т.
Е. переход от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному).
Отсюда и разногласия : ).
Срочно)Помогите?
Являются ли, на ваш взгляд, положительные изменения в обществе, которые оплачиваются высокой ценой, прогрессивными?
Можно ли при неоднозначности перемен в обществе говорить об общественном прогрессе в целом?
Можно ли на ваш взгляд, плохое поведение ( плохой поступок) оправдывать сложностью характера?
Можно ли на ваш взгляд, плохое поведение ( плохой поступок) оправдывать сложностью характера?
Что на ваш взгляд лучше?
Помогите написать доклад о разнообразие растений?
Помогите написать доклад о разнообразие растений.
Разнообразие природы омска пожалуйста?
Разнообразие природы омска пожалуйста.
Предположите чем объясняется такое разнообразие?
Предположите чем объясняется такое разнообразие.
Пожалуйста, помогите ответить на вопросы : 1?
Пожалуйста, помогите ответить на вопросы : 1.
Объясните разнообразие однотипных товаров.
2. Чем, кроме цены товара, могла ли руководствоваться ваша семья при выборе молочных продуктов?
Что такое прогресс и виды прогресса помогите плииз?
Что такое прогресс и виды прогресса помогите плииз.
Отмечать праздники такие как Пасха Рождество и конечно же СВАДЬБА.
Ответ : 1 Под Б неверно, если сказать по простому : если человек одинок, то он, навряд ли, счастлив.
1) Лишнее это федеральный округ. Все остальное это гос. Образования в составе Рф.
№4 уборка лесопарковой зоны во время субботника, ты не получишь за это денег.
Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Все мы слышали про дисциплину. И слышали пожалуй самые разные вещи. Одни люди говорят что она нужна и должна быть строгой. Другие говорят что она не нужна и человек может отлично обходиться без нее. Все мы слышали про дисциплину. И слышали пожал..
К факторам производства относится земля.
Земля, потому что если не будет земли где нам, что либо производить.