Чем объяснить неравномерность усвоения детьми названий месяцев
Ознакомление детей подготовительной группы с календарём
Дорогие друзья, мы рады представить вам Манакову Людмилу Михайловну, воспитателя МДОУ «Ботовский детский сад» д. Ботово Вологодской области. Сегодня Людмила Михайловна делится с нами своим педагогическим опытом по знакомлению детей подготовительной группы с календарём. Данная статья будет полезна воспитателям ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Людмилы Михайловны:
«Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время. Во всех видах деятельности человека требуется ориентация во времени».
Познавательного чтения.
Ознакомление детей подготовительной группы с календарём
Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время. Во всех видах деятельности человека требуется ориентация во времени.
Чувство времени развивается и совершенствуется в процессе жизнедеятельности человека, в результате специально организованных упражнений и усвоения способов оценки времени. В таких случаях оно начинает играть роль регулятора деятельности.
Для того чтобы формировать у детей первоначальные понятия об основных календарных единицах времени и дать правильное толкование этих мер, воспитателю необходимо знать об истории происхождения мер времени.
Такие дни недели, как воскресенье, суббота, пятница, понедельник, дети знают лучше, чем вторник, среда и четверг. Следовательно, названия дней недели усваиваются ребенком в связи с его жизненным опытом, характером деятельности, эмоциональными переживаниями, возникшими в связи с ее содержанием в разные дни недели.
Владея некоторыми конкретными представлениями, дети затрудняются в соотнесении их с нужным понятием. Знания их о разных временных отрезках неточны и никак не систематизированы. Даже в старших группах, как правило, дети не могут назвать все дни недели.
Как видим, у детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, о текучести, необратимости, о смене и периодичности времени. Сведения об отдельных временных обозначениях являются поверхностными, вне системы временных отношений. Осознание временных отношений и характер использования детьми временных мер во многом случайны, ибо зависят от того, каким конкретным содержанием наполняется каждый из временных эталонов. Нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, что будет способствовать формированию их психологической готовности к занятиям.
Исследования представлений ребенка о времени проводились как за рубежом (Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане, Н.И. Фрейлах и др.), так и в отечественной педагогике (Рихтерман Т.Д., Элькин Д.Г. Л.С. Метлина, Е.И. Щербакова и др.), однако их сравнительно немного, поэтому именно важность изучения детьми времени и трудности, которые при этом возникают, и привели меня к необходимости более глубокого изучения этой проблемы.
— продолжать учить детей правильно называть времена года, их последовательность, отличительные признаки;
— формировать представление о календарном годе, знакомить с названием текущего месяца;
— сформировать представление о неделе, последовательности дней недели;
— знакомить с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра»;
— уточнить представление о сутках;
— развивать у детей познавательные процессы, мелкую моторику;
— развивать у детей коммуникативные навыки, умение работать в команде;
— воспитывать наблюдательность, бережное отношение и любовь к природе.
В «Программе от рождения до школы» для старшей группы рекомендуется «научить детей последовательно называть дни недели. Определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра». В подготовительной к школе группе рекомендуется «закреплять знание последовательности дней недели и времен года. Знакомить с названием текущего месяца».
Я считаю, что знакомство детей с календарем должно происходить в старшей группе, потому что в этом возрасте у них уже есть необходимый запас количественных представлений, они уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возможно в комплексе давать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах. В подготовительной группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе.
Для того чтобы сложная система взаимосвязанных единиц времени была четко осознана детьми, её надо представить в виде модели календаря. Знакомя детей с моделью календаря, необходимо так строить работу, чтобы дети активно действовали с материалами этой модели и, переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладевали эталонами времени.
Также для знакомства ребенка с календарем я использовала следующий материал:
— игры: «Незнайкина неделя» (ребенку предлагают помочь Незнайке назвать по порядку дни недели, начиная с понедельника); «А ну-ка угадай» (взрослый называет себя определенным днем недели, предлагая ребенку назвать следующий, или предыдущий дни); «Неделя, стройся!», «Разложи по порядку» (от любого дня), «Назови день недели», «Узнай по описанию», «Найди соседей», «Какой день пропущен», «Что было, что будет»;
— упражнения с числовыми карточками, где количество кружков обозначает порядковый счет дня недели;
— использование разнообразных загадок, задачек, считалок, стишков.
Для ознакомления детей со временами года использовала следующий материал:
— сказки («Двенадцать месяцев», « Четыре художника» и др.);
— стихи Маршака «Круглый год», Бунина «Листопад», Есенина «Поет зима аукает», и мн.др. (картотека стихов)
— загадки, пословицы, поговорки о временах года (картотеки загадок, пословиц и поговорок);
— в этих целях организуются наблюдения за явлениями на прогулках (картотека прогулок).
— разнообразные игры «Времена года», «Какая бывает осень (зима, лето, весна)?» (дети по очереди называют осенние характеристики);
— составленные с помощью родителей альбомы «Зима», «Осень», «Лето», «Весна».
— картинки с изображением того или иного времени года, иногда с допущенными ошибками художника, где ребёнок должен указать на неё и др.
Можно сделать вывод, что с помощью предложенных выше моделей можно дать представление о цикличности времени, последовательности сменяющих друг друга явлений. А признак цвета символизирует цветовую гамму времени года, частей суток и дней недели.
Таким образом, у детей дошкольного возраста формируется представление о времени для этого необходимо осуществлять знакомство с временными интервалами в строгой системе, последовательности и с использованием разнообразных методов и приёмов, моделей и пособий.
Список литературы:
«Знакомство с календарем и его видами». Занятие для детей старшего дошкольного возраста
Надежда Афанасьевна Никитина
«Знакомство с календарем и его видами». Занятие для детей старшего дошкольного возраста
Цели: Знакомство детей с разными видами календаря;
формировать стремления планировать свою жизнь по календарю;
представления о цикличности временных эталонов (частей) суток, времен
года, дней недели, последовательности месяцев в году, понятии «круглый
закрепление умения составлять модели (суток, недели, года,
ориентироваться на модели.
Задача: Формировать элементарные временные представления.
Демонстрационный материал:Демонстрационный материал: разные виды календарей (отрывной, перекладной, карманный); модель частей суток в виде круга разделенного на 4 сектора (синего, белого, фиолетового и черного); модель дней недели в круге; модель года с выраженными временами года, месяцами; картинки (зубная щетка, спящий ребенок, дети играют, неба со звездами и луной).
Раздаточный материал: картинки с изображением времени года, детский карманный календарь, наборы как точек разного цвета (белый, зеленый, красный, желтый); модели дней недели в виде цветика – семицветика.
Ход деятельности
Воспитатель: Сегодня мы вспомним знания о разных временных промежутках, познакомимся с правилами отсчета времени.
Игровое упражнение с моделью «Сутки»
Воспитатель: Посмотрите внимательно на эту схему. Вспомните, модель какого промежутка времени она изображает?
Дети: Это модель суток.
Воспитатель: Из каких частей состоят сутки расскажут ребята
Солнце яркое встает,
Петушок в саду поет
Наши дети просыпаются
В детский садик собираются.
Целый день, целый день
В игры нам играть не лень
Днем мы любим заниматься
Прыгать, бегать, кувыркаться.
За окном уже темнеет
Бабушка тихонько дремлет,
Посмотри скорей в окно
Огоньков полным полно.
Спят медведи и слоны
Все вокруг стать должны
Воспитатель: О каких частях суток рассказали дети?
Дети: Рассказали об утре, дне, вечере и ночи.
Воспитатель: Из скольких частей состоят сутки?
Дети: Сутки состоят из 4 частей.
Воспитатель: Как вы думаете, какое время суток отмечено на модели синим цветом? белым? фиолетовым? черным?
Дети: День, вечер, утро, ночь.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем.
Воспитатель:Назовите, в какое время суток дети используют этот предмет (Зубная щетка)
Дети: Утром, когда дети чистят зубы и вечером, когда ложатся спать
Воспитатель: А когда дети играют?
Воспитатель: А когда спят?
Воспитатель: Ребята, помогите мне закончить предложение.
Игра «Закончи предложение»
— Завтракаем мы утром, а ужинаем (вечером)
— Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)
— Делаем зарядку утром, а обедаем (днем)
— Солнышко светит днем, а луна (ночью)
Воспитатель: Изменяется ли последовательность частей суток.
Дети: Нет, не изменяется.
Воспитатель: А как изменяется длительность дня и ночи в зависимости от времени года.
Дети: Зимой ночи длиннее, чем летом, а дни короче.
Работа над закреплением понятия «Неделя»
Воспитатель: Ребята, как называется промежуток времени, состоящий из семи суток?
Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру «Лови, бросай, дни недели называй» (с мячом)
(Дети ловят мяч, называют дни недели по порядку)
Воспитатель: Сколько дней в неделе?
Дети: В неделе 7 дней.
Воспитатель: Назовите дни недели по порядку.
Воспитатель: Как называется первый день недели? Третий? Шестой?
Воспитатель: В какие дни мы не ходим в детский сад?
Дети: В субботу и воскресенье.
Воспитатель: Какой день между четвергом и субботой?
Дети: Между четвергом и субботой находится пятница.
Воспитатель: С какого дня начинается неделя?
Дети: С понедельника.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас давайте пройдем за столы и попробуем изобразить модель недели в виде цветика – семи цветика.
(Дети садятся за столы и выкладывают из лепестков разного цвета цветик – семи цветик)
Воспитатель: Ребята, давайте теперь рассмотрим полученные модели, все ли верно расположили лепестки. Давайте сверимся с образцом модели.
Воспитатель: Определите, лепестком какого цвета обозначен четверг, если понедельник обозначен красным цветом?
Воспитатель: Вам понятно почему мы изобразили модель недели по кругу, потому что на ней будет лучше видно, что после воскресенья снова наступит понедельник, и дни недели чередуются.
Сравнение модулей «Сутки» и «Времена года»
Воспитатель: Ребята, мы уже знакомились с этой моделью времени. Давайте вспомним, это модель чего?
Воспитатель: Чем отличается и чем похожа модель года на модель суток?
Дети: Они похожи тем, что модель года и модель суток состоит из четырех частей, а отличаются цветом секторов.
Воспитатель: Что на модели года мы отмечаем белым, зеленым, красным и желтым?
Дети: Времена года. Белый цвет – это обозначение зимы, зеленый цвет – весны, красный цвет – обозначает лето красное. Желтый цвет – цвет осени, золотых листьев.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Когда это бывает»
(Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают карточку, соответствующую данному времени года)
1. Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
2. Очень душно, очень жарко,
Солнце светит ярко – ярко,
С рыбками плескаться.
(Дети показывают карточку символизирующую лето)
3. Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят.
И летят, летят, летят
(Дети показывают карточку желтого цвета)
(Дети показывают карточку белого цвета)
Воспитатель: Какое время года между зимой и летом?
Воспитатель: Какое время года предшествует осени?
Воспитатель: В какое время года мы отмечаем праздник Новый год?
Дети: Новый год мы отмечаем зимой.
Воспитатель: В какое время года птицы улетают в теплые края, опадают листья?
Воспитатель: Какому времени года принадлежат месяцы июнь, июль, август?
Дети: Лету красному.
Воспитатель: Назовите зимние месяцы.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Физкультминутка «В понедельник я купался»
В понедельник я купался (изображение пловца)
А во вторник – рисовал (рисуют)
В среду долго умывался (умываются)
А в четверг футбол играл (имитируют ногами игру с мячом)
В пятницу я бегал, прыгал (выполняются действия по тексту)
Очень долго танцевал
А субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал (приседают)
Знакомство с разновидностью календарей
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, с помощью чего мы узнаем, какое сегодня число, день недели, месяц, год?
Дети: С помощью календаря.
Воспитатель: Посмотрите, какие разные календари бывают. Для чего нужны календари? Чем они похожи?
Воспитатель: Чем отличаются календари?
Дети: Размером, цветом оформлением.
Воспитатель: Вот этот календарь называется отрывной, а в нем каждый листик – это день года. На нем указаны число, название дня недели и месяца. Посмотрите, вот листок, обозначающий 12 января, понедельник. Когда день пройдет, его нужно оторвать, за ним следует листок 13 января, вторник. Как вы думаете, какой затем следует день?
Дети: 14 января, среда.
Воспитатель: Еще бывают настенные календари,они бывают разные: помесячные с перекидными 12 листами. Как вы думаете, почему листов 12?
Дети: Потому что столько месяцев в году.
Воспитатель: На листе обычно размещают яркую картинку с пейзажем, характерным для этого месяца, рядом с картинкой семь дорожек. Почему на листе 7 дорожек.
Дети: потому что семь дней недели.
Воспитатель: На дорожках стоят числа, каждое обозначает определенный день года. С помощью двигающегося окошка, мы отмечаем сегодняшний день.
(Воспитатель показывает перекидной календарь)
Воспитатель: А вот этот календарь называется перекидным, в нем такие же листочки, как и в отрывном, только их не отрывают, перелистывают.
(Воспитатель демонстрирует перекидной календарь)
Воспитатель: Перекидной календарь обычно занимает место на письменном столе.
Воспитатель: И, наконец, совсем маленький календарик, который можно носить в сумочке или кармане, называется карманным.
Воспитатель: Сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.
Под новый год пришел он в дом
Большим румяным толстяком.
Но каждый день терял он вес
И, наконец, совсем исчез.
Дети: Это календарь.
Воспитатель: Вы правильно догадались, это отрывной календарь. А кто объяснит, почему это именно отрывной календарь?
Дети: Потому что, мы отрываем каждый прожитый день.
Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю с необычным календарем.
(Воспитатель показывает детям модель календаря)
Воспитатель: Какой формы этот необычный календарь?
Воспитатель: Правильно, наш календарь круглый, как круглый год. Скажите, какими цветами раскрашен наш календарь?
Дети: Белым, зеленым, красным и желтым.
Воспитатель: Вспомните, что мы обозначали с помощью круга, разделенного на части?
Дети: Мы обозначали времена года.
Воспитатель: На нашем необычном календаре мы видим, что после зимы всегда бывает весна, а за нею лето, вслед за летом всегда приходит осень и опять времена повторяются в строгой последовательности, сменяя друг друга.
Воспитатель: Как только заканчивается один год, начинается следующий. Знаете ли вы, ребята, в какое время года заканчивается один год и начинается следующий?
Воспитатель: Как называется этот праздник и когда он наступает?
Воспитатель: А что обозначает эта модель?
Дети: Она обозначает модель года.
Воспитатель: Обратите внимание, что на нашем календаре каждое время года разделено на три части. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что в каждом времени года три месяца.
Воспитатель: Назовите самые холодные месяца.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: А теперь назовите самые жаркие месяца.
Дети: Июнь, июль, август.
Воспитатель: Верно, ребята, молодцы! Сколько всего в году месяцев?
Воспитатель: Назовите их по порядку.
(Дети называют месяца года)
Игровое упражнение «Найди ошибку»
Воспитатель: Я думаю, что март, апрель и сентябрь – это весенние месяцы. Правильно, ли это?
Дети: Нет, март и апрель – это весенние месяцы, а сентябрь – осенний.
Воспитатель: Я думаю, что сначала идет октябрь, затем сентябрь, а за ним ноябрь? Так ли это?
Дети: Нет, сначала сентябрь, потом октябрь и последним ноябрь.
Воспитатель: Сегодня мы познакомились с необычным календарем. На нем нет цифр и букв, но с помощью условных изображений, мы легко можем проследить последовательность времен года, месяцев в году.
Воспитатель: как вы думаете, для чего календарь нужен человеку?
Дети: Чтобы знать число, месяц, день недели, год, какой праздник приближается, сколько дней осталось до дня рождения и т. д.
Воспитатель: Что вы узнали нового, необычного о календарях? Какие вы календари запомнили?
Дети: Карманные, отрывные, настенные, перекидные, помесячные с перекидными 12 листами.
Воспитатель: Сегодня мы с вами повторим, какие бывают модели, вспомним дни недели, месяца и времена года. Познакомились с разными видами календарей, узнали об их назначении.
Воспитатель: А сейчас я хочу подарить вам на память о нашем занятии карманные календари.
Воспитатель: Наше занятие закончено.
Методика формирования временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития. Согласно программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой формирование представлений.
Методика работы по формированию временных представлений у дошкольников с ЗПР Работа по формированию временных преставлений (времена года, названия месяцев, дни недели, части суток, понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).
Курсовая работа «ознакомление старших дошкольников с календарём»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Государственное автономное профессиональное
«Читинский педагогический колледж»
Кафедра лингвистических дисциплин
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Ознакомление старших дошкольников с календарем
студентка 306 группы
Норбоева Аюна Баторжаповна
Зав. Кафедрой ППД_____________
ВВЕДЕНИЕ
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
представления об окружающем мире. Познакомившись с календарем, дошкольник узнает о том, что такое месяц, неделя, год, времена года, календарные праздники. Ребенку так много предстоит узнать. Сколько дней в неделе? А в месяце? Что такое високосный год? Какими бывают календари и какие праздники нас ждут в каждом из месяцев? Знания эти ребенок должен впитывать в себя постепенно, незаметно начиная самостоятельно ориентироваться в таких важных в жизни современного человека символических временных отрезках. Хорошо, если к началу школьного обучения ребенок уже обладает всеми этими знаниями и умеет их применять в повседневной жизни. Это позволит ему более легко адаптироваться к систематическим занятиям в первом классе, быстро и без труда запомнить расписание уроков в распределении по дням недели.
— дает наглядное представление о текучести времени, о смене дней, о необратимости времени;
— ожидание дает ребенку возможность почувствовать течение времени.
Всем вышеизложенным обусловлена актуальность курсовой работы.
Цель курсовой работы: Изучить методические аспекты деятельности воспитателя по ознакомлению старших дошкольников с календарем.
1. Рассмотреть понятие и виды календарей;
2. Проанализировать особенности использования календаря в детском саду;
3. Исследовать особенности формирования времени детьми старшего
4. Изучить методику ознакомления с календарем детей старшего дошкольного возраста.
Проблема: Как ознакомить старших дошкольников с календарем?
Объект исследования: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о времени.
Предмет исследования: ознакомление старших дошкольников с календарем.
В наши дни исследованиями по вопросам восприятия времени и формирования представлений о времени занимались как зарубежные психологи и педагоги, так и отечественные.
В своих исследованиях С.А. Рубинштейн затрагивает вопросы восприятия времени детьми дошкольного возраста. Так в работе «Проблемы общей психологии» он акцентировал внимание на различии двух понятий: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности. Данные о времени он обобщил в закон заполненного временного отрезка: чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется для ребенка [21, С.127].
Согласно содержанию обучения, разработанного Ф.Н. Блехер, детей вводили в мир временных отношений. В играх они усваивали способы оценки временной деятельности [4, С.86].
Вопросы формирования представлений о времени нашли свое отражение в ряде исследовательских работ современных авторов.
Е. Щербакова и О. Фунтикова четко сформулировали основные задачи ознакомления с временными эталонами с помощью объемной модели [25, С.6].
Р.Л. Непомнящая раскрывает особенности восприятия и методику развития представлений о времени у детей [17, С.206].
Дальнейшее совершенствование методики формирования временных представленное направлено на уточнение содержания, поиск наиболее эффективных методов, разработку и внедрение в практику работы данных учреждений новых дидактических средств.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении и систематизации материала по теме исследования.
При подготовке данного исследования нами были использованы следующие теоретические методы: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛНИКОВ С КАЛЕНДАРЕМ
1.1 Понятие и виды календарей
Издавна человек пытался упорядочить свою жизнь и применял для этого различные способы летоисчисления. В древности мерилом служило движение небесных тел, на основе которого составлялись календари. Но проблема состояла в том, что разные племена по-своему трактовали принципы, по которым необходимо считать время, поэтому, чтобы ответить на вопрос, что такое календарь, узнаем, как он появился и каким был у разных народов.
Чтобы понять, что такое календарь, необходимо знать, что лежит в его основе. До сих пор у многих народов разное понятие года, а начальная точка летоисчисления создает путаницу. Обратимся к истории. Древнегреческий календарь включал в себя 354 дня. Он представлял собой попытку согласовать продолжительность лунного месяца и солнечного года. Из-за этого каждые восемь лет к году добавлялись лишние 90 суток. Из-за слишком большого количества дней их делили на несколько месяцев. Древнеримский календарь начинался с 1 марта и содержал 304 дня, которые делились на 10 равных частей. Он постоянно реформировался, и в итоге начальной точкой стало 1 января. Также были добавлены еще два месяца. Юлий Цезарь, наблюдая за природными явлениями, выявил в них определенную периодичность. Так появился юлианский календарь, который был рассчитан с математической точностью. Он состоял из 365, 25 суток. Именно Цезарь ввел понятие «високосный год». Его протяженность увеличивалась ровно на одни сутки. Наблюдение за движением Солнца позволило избежать неточностей и появления лишних дней в году.
Во времена папы Римского Григория XIII был введен новый стиль летоисчисления. Основной его целью было закрепление даты весеннего равноденствия, которая постоянно смещалась. Именно 21 марта день равнялся ночи, и это максимально приближено к тропическому году, где разница составляет лишь 26 секунд. Чтобы этот промежуток равнялся суткам, потребовалось бы около 3300 лет. Такой невероятной точностью обладает григорианский календарь. Начиная с 1918 года в России был утвержден новый стиль и введен григорианский календарь, опережающий старый на 13 дней. Именно поэтому многие люди празднуют Старый Новый год, который как раз приходился бы на 13 января.
Когда составляется лунный календарь на год, за основу берется смена фаз земного спутника. Таким образом, месяц составляет 29,53 дня. Но получающийся «хвостик» после запятой не отображается в календаре, и поэтому за 30 лет постепенно набегают еще 11 лишних суток. Но есть приверженцы и последователи подобного исчисления времени. Ярким примером служат мусульманские страны.
Еще совсем недавно во многих семьях часто использовался перекидной календарь. Но и сейчас данный вид достаточно популярен. Однако внешний облик его несколько изменился. Производители добавляют удобную пластиковую подставку и красочно оформляют каждую страницу. Лист с каждым днем на календаре необходимо отрывать. Также можно просто открывать новую страницу. Вместе с наименованием месяца, днем недели и числом не листе помещается разнообразная интересная информация, связанная с этим днем. Очень удобно использовать такой календарь в офисах. Часто их используют в качестве корпоративного подарка.
Многие привыкли вешать календарь на стену, дверцу холодильника. Его особенность заключена в том, что виден целый год. Сразу понятно, когда наступают праздничные или выходные дни. Ведь они выделены цветом. Как правило, настенные календари изготавливают из глянцевой бумаги. Встречаются также более дорогие пластиковые варианты. Популярность настенных календарей объясняется удобством использования, красивым внешним видом и получением максимума информации на довольно ограниченной площади.
Если есть необходимость узнать, какой именно праздник наступит в тот или иной день, настенный вид не будет хорошим помощником. Для этого потребуется специальный календарь праздников, найти который в электронном виде легко в Интернете. Там же можно его и приобрести. На таком календаре рядом с каждой датой будут перечислены абсолютно все праздники, которые наступают в этот день, даже малоизвестные.
Удобным вариантом в случае, когда необходимо иметь календарь всегда под рукой, станет карманный вариант. Он представляет собой небольшую карточку с изображением дат и какого-либо рисунка на обратной стороне. Часто фирмы оставляют свои рекламные изображения на таких календарях и раздают их посетителям. С их помощью удобно отслеживать праздники и отмечать важные даты. Часто карманные календарики используются в качестве закладки. Их легко всегда носить с собой [27].
Многие люди, приходя в храм, сталкиваются с совершенно другим летоисчислением. Дело в том, что православный календарь придерживается юлианского стиля, поэтому происходит расхождение. Ведь за тысячелетия существования он постепенно стал отставать от реального времени, и сейчас разница составляет две недели.
Католические страны приняли во внимание данный факт и пришли к григорианскому календарю. А вот православные люди не приняли во внимание новый стиль и придерживаются старого летоисчисления. Однако православный календарь некоторых стран все же изменился. Он получил название новоюлианского, который сейчас совпадает с григорианским. Вообще церковные календари имеют свои особенности. Поэтому разбираясь, что такое календарь, важно учитывать страну его происхождения и религию ее народа. Так, существуют ведическая, буддистская, исламская, коптская системы летоисчисления. При этом используются разные мерила: Луна, Солнце, звезды, возникновение династии. Поэтому их время отличается от официально принятого в европейских странах.
Незаменимым помощником в работе является производственный календарь. Особенно он полезен для бухгалтеров. Производственный календарь не только помогает при расчете часов работы, но и облегчает начисление больничных и отпускных. Кроме того, количество дней, которые официально считаются рабочими, в разные года меняется из-за праздников и переноса дней, выпадающих на выходные. Производственный календарь является официальным документом, где все дни распределены указом Правительства РФ [9, С.52].
Итак, изучая вопрос, что такое календарь, важно учитывать способ летоисчисления и место его использования. Так, в России до сих пор в ходу два вида. Общественность живет по григорианскому календарю. Но церковь придерживается старого стиля. Сейчас существуют несколько видов календарей. Но отличаясь некоторым содержанием, все они имеют одну основу. Их функции и предназначение в целом схожи. Они необходимы для планирования времени и точной организации всех событий.
Кроме того, календарь имеет большое значение и при развитии и воспитании детей. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Ознакомление детей с календарем в детском саду облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, психологически готовятся к ним. Рассмотрим особенности использования календаря для работы с детьми в следующем параграфе.
1.2 Особенности использования календаря в детском саду
Для того чтобы формировать у детей первоначальные понятия об основных календарных единицах времени и дать правильное толкование этих мер, воспитателю необходимо знать об истории происхождения мер времени.
В какой степени дети овладевают этими мерами времени, понимают ли их реальное содержание, знают ли количественную характеристику каждой меры, последовательность и взаимосвязь системы мер? Одним из методов обследования можно использовать индивидуальную беседу, в ходе которой ребенку задаются вопросы: «Какое сегодня число? Как узнать, какое сегодня число?» В целях выяснения знаний детей о днях недели задаются такие вопросы: «Какие ты знаешь дни недели? Какой сегодня день недели?».
Такие дни недели, как воскресенье, суббота, пятница, понедельник, дети знают лучше, чем вторник, среда и четверг. Следовательно, названия дней недели усваиваются ребенком в связи с его жизненным опытом, характером деятельности, эмоциональными переживаниями, возникшими в связи с ее содержанием в разные дни недели.
Другие дни недели часто путают, заменяют название одного дня недели другим, или вместо дня недели называют месяц, время года и даже какой-либо праздник, или говорят «сегодня», «завтра» [22, С.112].
Владея некоторыми конкретными представлениями, дети затрудняются в соотнесении их с нужным понятием. Знания их о разных временных отрезках неточны и никак не систематизированы. Даже в старших группах, как правило, дети не могут назвать все дни недели.
Дети лучше знают предыдущий, прошедший день, чем настоящий, не говоря уже о будущем.
Порядок следования отдельных дней недели усваивается детьми сравнительно легче тогда, когда они знают названия всех дней недели в их последовательности.
Как видим, у детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, о текучести, необратимости, о смене и периодичности времени. Сведения об отдельных временных обозначениях являются поверхностными, вне системы временных отношений. Осознание временных отношений и характер использования детьми временных мер во многом случайны, ибо зависят от того, каким конкретным содержанием наполняется каждый из временных эталонов [22, С.113].
С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающих повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся предметом изучения.
В старшем дошкольном возрасте развивается и познавательный интерес к разным параметрам времени, что является сильнейшим мотивом обучения. В б-7 лет ребенка интересуют длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени.
Наконец, знакомство с календарем необходимо в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели.
Знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением четкой системой временных эталонов, довольно сложные (их можно отнести ко второй категории трудности для дошкольников по классификации знаний для дошкольников А. П. Усовой). Овладение знаниями о календарных временных эталонах предполагает:
1) освоение ребенком умений измерять время, пользуясь общепринятыми приборами измерения времени;
2) овладение знанием временных эталонов, их количественной характеристикой и восприятием их продолжительности;
3) осознание зависимости между отдельными звеньями этой сложной системы временных эталонов.
Определяя категории сложности знаний, А. П. Усова указывала, что знания второй категории трудности могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях [23, С.74].
В Программе «От рождения до школы» в разделе «Познавательное развитие» предлагается обучать дошкольников времени по следующим направлениям:
3. Старшая группа (от 5 до 6 лет): дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки. Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
4. Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет): дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Определения не даются. Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время». Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). Учить определять время по часам с точностью до 1 часа [19, С.84].
Мы считаем, что знакомство детей с календарем должно происходить в старшей группе, потому что в этом возрасте у них уже есть необходимый запас количественных представлений, они уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возможно в комплексе давать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах. В подготовительной группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе.