Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях кабанихи

Помогите с вопросами по литературе. Островский » гроза «.

Консервативные нравы, царящие в семье Кабановых и
являются обычными для семьи, живущей в небольшом
провинциальном городке.
Ни одно из требований Марфы Игнатьевны не продиктовано
её прихотью или капризом;
она требует только неукоснительного соблюдения порядков,
установленных обычаем и традициями.
Эти обычаи и традиции заменяют ей юридические законы,
диктуют незыблемые моральные правила.

3-6.Марфа Кабанова
Язык ее богаче и сложнее, чем у Дикого, Кабаниха позволяет
себе и грубые выражения, но они не характерны для её речи.
Властность Кабанихи сказы­вается не в ругательствах,
а в повелительном тоне её речи («В ноги, в ноги!»; «Ну!
Разговаривай ещё!).
На склад её речи наложила отпечаток та атмосфера «благочестия»
и старинной обря­довости, которую она поддерживает в своём доме.
Но это всего лишь-ханжество, лицемерие, прикрытое напускной
добродетелью, иногда набожностью.
Ханжескую окраску речи Кабанихи придают ласкательные слова
(мой друг, милая моя);
самоуничижение (мать стара, мать глупа);
ссылки на родительскую любовь, стремление представить
себя несчастной
(дождётесь, поживёте на воле, когда меня не будет).
И всё это в сочетании с откровенной грубостью, властностью.

Но в целом язык Кабанихи колоритен и пестрит пословицами,
образными оборотами народной речи.
Кабаниха широко использует в речи народную фразеологию,
пословицы: «Что ты сиротой-то прикидываешься?
Что ты нюни-то распустил?»;»Чужая душа – потёмки.»
Размеренный, монотонный характер придают речи Кабанихи
повторы слов и словосочетаний: «…кабы своими глазами не
видела да своими ушами не слыхала»;
«…что мать ворчунья, что мать проходу не даёт, со свету сживает…»

Источник

Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях кабанихи

Ответ:

1.2. Марфа Кабанова упрекает детей в непочтительности

Изводит Тихона за то, что он хочет жить своим умом;

наставляет, как надо жить, чтобы поддержать порядок

( «ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем»;

«бранится»; «точит, как ржа железо» )

Правильный семейный порядок и домашний уклад держатся

на страхе младших перед старшими.

Мать говорит Тихону о его отношениях с женой:

«Тебя не станет бояться, меня и подавно.

Какой же это порядок-то в доме будет?»

Патриархальные, домостроевские законы, беспрекословного

исполнения которых требует Кабаниха, по большей части

основаны на уже отживших, “мертвых” традициях и обычаях,

беспрекословного женского подчинения, и потому жена

Также необходимо, чтобы невестка не грубила свекрови,

“чтоб почитала её, как родную мать”, чтоб сложа ручки

не сидела, как барыня, “чтоб в окны глаз не пялила”;

“хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет,

лежит на крыльце. ”, да в ноги ему кланяется, прощаясь.

Консервативные нравы, царящие в семье Кабановых и

являются обычными для семьи, живущей в небольшом

Ни одно из требований Марфы Игнатьевны не продиктовано

её прихотью или капризом;

она требует только неукоснительного соблюдения порядков,

установленных обычаем и традициями.

Эти обычаи и традиции заменяют ей юридические законы,

диктуют незыблемые моральные правила.

Язык ее богаче и сложнее, чем у Дикого, Кабаниха позволяет

себе и грубые выражения, но они не характерны для её речи.

Властность Кабанихи сказывается не в ругательствах,

а в повелительном тоне её речи («В ноги, в ноги!»; «Ну!

На склад её речи наложила отпечаток та атмосфера «благочестия»

и старинной обрядовости, которую она поддерживает в своём доме.

Но это всего лишь-ханжество, лицемерие, прикрытое напускной

добродетелью, иногда набожностью.

Ханжескую окраску речи Кабанихи придают ласкательные слова

(мой друг, милая моя);

самоуничижение (мать стара, мать глупа);

ссылки на родительскую любовь, стремление представить

(дождётесь, поживёте на воле, когда меня не будет).

И всё это в сочетании с откровенной грубостью, властностью.

Но в целом язык Кабанихи колоритен и пестрит пословицами,

образными оборотами народной речи.

Кабаниха широко использует в речи народную фразеологию,

пословицы: «Что ты сиротой-то прикидываешься?

Что ты нюни-то распустил?»;»Чужая душа – потёмки.»

Размеренный, монотонный характер придают речи Кабанихи

повторы слов и словосочетаний: «…кабы своими глазами не

видела да своими ушами не слыхала»;

«…что мать ворчунья, что мать проходу не даёт, со свету сживает…»

Источник

ПОМОГИТЕ ПЛИЗЗ. Н. А. Островский. пьеса гроза. в чем состоит своебразие речи Кабанихи.

Образ суровой и властной Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи) позволяет нам познакомиться ещё с одной разновидностью представителей «тёмного царства», такой же типичной, как Дикой, но ещё более зловещей и мрачной. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»,- так правильно и метко определяет характер Кабанихи Кулигина в драме Гроза'» http://www.testsoch.net/xarakteristika-obraza-kuligina-v-drame-groza/ >Кулигин.

Действительно, Кабаниха прежде всего ханжа, прикрывающая и оправдывающая все свои действия идеалами патриархальной, церковной, домостроевской старины. Кабаниха строго соблюдает все обычаи, и порядки этой патриархальной старины. Она требует, например, чтобы Катерина при расставании с мужем обязательно «выла» (т. е. причитала) и чтобы она не обнимала его, а кланялась ему в ноги.

Дикой покричит, поругается, сгоряча даже прибьёт, да я остынет, а Кабаниха мучит и преследует свои жертвы систематически, изо дня в день, истязая их хладнокровно, назойливо, подтачивая, «как ржа железо». Семью она бездушным деспотизмом и ханжеством доводит до полного развала. Она свела в могилу Катерину, из-за неё ушла из дому Варвара, а Тихон, в сущности добрый, хотя и беззольный человек, потерял всякую способность думать и жить самостоятельно. Семья, по выражению Тихона, «врозь расшиблась».

Если Дикой не может понять, что нет никакого греха в громоотводе, Кабаниха не может помириться с тем, что «для ради скорости» люди выдумали «огненного змея» паровоз. «А меня хоть ты золотом осыпь, так я не поеду»,- решительно заявляет она в ответ на сообщение Феклуши о «машине».

Неумолимый враг всего нового, Кабаниха, впрочем, уже предчувствует, что старине приходит неизбежный конец, что наступают тяжёлые для неё времена. «Нам бы только не дожить до этого»,- говорит Феклуша боязливо, указывая, что «за грехи» людей уже и дни делаются всё короче и короче. «Может, и доживём»,- с мрачным озлоблением заявляет Кабаниха. Кабаниха типична как представительница деспотического уклада «тёмного царства». И в то же время она не во всём похожа на Дикого. Это более сложная разновидность представителей «тёмного царства». Кабаниха прежде всего умнее Дикого. В то время как Дикой действует больше «нутром», как грубая физическая и денежная сила, Кабаниха выступает как своеобразный теоретик старого уклада, фанатически защищая домостроевщину. В отличие от необузданного, дикого в своих выходках и не владеющего собой Дикого она сдержанна, внешне бесстрастна и сурова. Это единственный человек в городе, с которым как-то считается Дикой.

И язык её богаче и сложнее, чем язык Дикого. В нём тоже проскальзывают иногда грубые выражения, но не они характерны для её речи. Властность Кабанихи сказывается не в ругательствах, а в повелительном тоне её речи («В ноги, в ноги!»; «Ну!»; «Разговаривай ещё!»). Заметный отпечаток на её речь наложила та атмосфера «благочестия» и старинной обрядовости, которую она поддерживает в своём доме.

Странницы и нищие, покровительствуемые и оделяемые ею, устанавливают постоянную её связь с народным говором и, по-видимому, с устной народной поэзией, легендами, духовными стихами и пр. Поэтому в речи Кабанихи встречаются и послови

Источник

Зерчанинов А. А.: Анализ действующих лиц «Грозы»

АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩИх ЛИЦ ГРОЗЫ

Таким самодуром, поведением которого руководят только необузданный произвол и тупое упрямство, является Савёл Прокофьич Дикой. Дикой требует беспрекословного повиновения окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы как-нибудь не прогневить его. Особенно тяжко приходится его домашним: дома Дикой распоясывается без всякого удержу, и члены семьи, спасаясь от его ярости, целыми днями прячутся на чердаках да в чуланах. Вконец затравил Дикой племянника Бориса Григорьевича, зная, что тот находится от него в полной материальной зависимости.

Нисколько не стесняется Дикой и с посторонними, над которыми можно безнаказанно «покуражиться». Благодаря деньгам он держит в своих руках всю бесправную массу обывателей и издевается над ними. Особенно ярко черты самодурства проявляются у него в разговоре с Кулигиным.

Кулигин обратился к Дикому с просьбой дать десять рублей на устройство солнечных часов для города.

Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях кабанихи. Смотреть фото Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях кабанихи. Смотреть картинку Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях кабанихи. Картинка про Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях кабанихи. Фото Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях кабанихи

Дикой. А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает. Кулигин. За что, сударь, Савёл Прокофьевич, честного человеке обижать изволите?

Ради денег Дикой готов пойти на какое угодно мошенничество и обман. Вот один из его приёмов: «Много у меня в год-то народу перебывает. не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составля-I ются, так оно мне и хорошо!» Жалобы обиженных не достигают цели. Да и что бедняки могут сделать с самодуром, когда он даже городничего фамильярно хлопает по плечу?

Пасует Дикой лишь перед теми, кто способен дать ему отпор. Раз на перевозе, на Волге, он не посмел связаться с про езжим гусаром, а после опять-таки выместил свою обиду дома, разогнав всех по чердакам да чуланам. Сдерживает он свой нрав и перед Кабанихой, видя в ней ровню себе.

Власть денег была, однако, не единственной причиной, создававшей почву для необузданного произвола. Другой причиной, помогавшей процветанию самодурства, было невежество. Невежество Дикого особенно наглядно проявляется в сцене его разговора с Кулигиным относительно устройства громоотвода.

Дикой. Да гроза-то что такое по-твоему, а? Ну, говори! Кулигин. Электричество.

Дикой (топнув ногой). Какое ещё там елестричество? Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли?

Язык человека, манера говорить и самая интонация речи обычно соответствуют характеру человека. Это в полной мере находит подтверждение в языке Дикого. Речь его всегда груба и насыщена бранными, оскорбительными выражениями и эпитетами: разбойник, червяк, дармоед, дурак, проклятый и т. п. А искажение им иностранных слов (езуит, елестричество) только подчёркивает его невежество.

Кабаниха Образ суровой и властной Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи) позволяет нам познакомиться ещё с одной разновидностью представителей «тёмного царства», такой же типичной, как Дикой, но ещё более зловещей и мрачной.

«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»,- так правильно и метко определяет характер Кабанихи Кулигин.

Действительно, Кабаниха прежде всего ханжа, прикрывающая и оправдывающая все свои действия идеалами патриархальной, церковной, домостроевской старины. Кабаниха строго соблюдает гее обычаи и порядки этой патриархальной старины. Она требует, например, чтобы Катерина при расставании с мужем обязательно «выла» (т. е. причитала) и чтобы она не обнимала его, а кланялась ему в ноги.

Как истинная блюстительница старины, Кабаниха суеверна. У неё показное благочестие. Она не пропускает ни одного церковного богослужения, оделяет деньгами нищих, принимает в своём доме странниц вроде Феклуши. Но деспотизм её в домашнем быту ещё тяжелее, чем деспотизм Дикого.

«как ржа железо». Семью она бездушным деспотизмом и ханжеством доводит до полного развала. Она свела в могилу Катерину, из-за неё ушла из дому Варвара, а Тихон, в сущности добрый, хотя и безвольный человек, потерял всякую способность думать и жить самостоятельно. Семья, по выражению Тихона, «врозь расшиблась».

Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях кабанихи. Смотреть фото Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях кабанихи. Смотреть картинку Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях кабанихи. Картинка про Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях кабанихи. Фото Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях кабанихи

Кабаниха так же консервативна, как и Дикой. Если Дикой не может понять, что нет никакого греха в громоотводе, Кабаниха не может помириться с тем, что «для ради скорости» люди выдумали «огненного змея»- паровоз. «А меня хоть ты золотом осыпь, так я не поеду»,- решительно заявляет она в ответ на сообщение Феклуши о «машине».

Неумолимый враг всего нового, Кабаниха, впрочем, уже предчувствует, что старине приходит неизбежный конец, что наступают тяжёлые для неё времена. «Нам бы только не дожить до этого»,- говорит Феклуша боязливо, указывая, что «за грехи» людей уже и дни делаются всё короче и короче. «Может, и доживём»,- с мрачным озлоблением заявляет Кабаниха.

Кабаниха типична как представительница деспотического уклада «тёмного царства». И в то же время она не во всем похожа на Дикого. Это более сложная разновидность представителей «тёмного царства». Кабаниха прежде всего умнее Дикого. В то время как Дикой действует больше «нутром», как грубая физическая и денежная сила, Кабаниха выступает как своеобразный теоретик старого уклада, фанатически защищая домостроевщину. В отличие от необузданного, дикого в своих выходках и не владеющего собой Дикого она сдержанна, внешне бесстрастна и сурова. Это единственный человек в городе, с которым как-то считается Дикой.

И язык её богаче и сложнее, чем язык Дикого. В нём тоже прюскальзывают иногда грубые выражения, но не они характерны для её речи. Властность Кабанихи сказывается не в ругательствах, а в повелительном тоне её речи («В ноги, в ноги!»; «HУ!»; «Разговаривай ещё!»). Заметный отпечаток на её речь наложила та атмосфера «благочестия» и старинной обрядовости, которую она поддерживает в своём доме.

Странницы и нищие, покровительствуемые и оделяемые ею, устанавливают постоянную её связь с народным говором и, по-видимому, с устной народной поэзией, легендами, духовными стихами и пр.

Поэтому в речи Кабанихи встречаются и пословицы, и образные обороты народной речи. Всё это делает язык Кабанихи своеобразно колоритным, хотя и не смягчает общий облик этой властной, суровой, непреклонной блюстительницы устоев «тёмного царства».

Самодурство и деспотизм, подавляя в окружающих людях проблески свободы и самостоятельности, неизбежно порождают людей запуганных и забитых, не смеющих жить своим умом и волей. К таким жертвам «тёмного царства» относятся в пьесе Тихон и Борис.

Тихон с детства во всём привык повиноваться своей матери, привык до того, что и в зрелом возрасте боится поступить не по её воле. Безропотно он переносит все издевательства Кабанихи, не смея протестовать. «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»- говорит он Кабановой и прибавляет потом: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!»

Не умея понять глубокой души Катерины и её мечтательных порывов, он не может, конечно, понять и драмы, назревающей в ней. Отказав Катерине в поддержке в самый критический момент её жизни, он невольно становится одним из виновников её гибели.

Борис Григорьевич, племянник Дикого, по уровню своего развития стоит значительно выше окружающей его среды. Образование, полученное им в Москве, в коммерческой академии, три-вило ему некоторые культурные взгляды и потребности. Ему трудно ужиться в среде Диких и Кабановых. Но и у него не хватает характера, чтобы вырваться из-под их порабощающее власти. «Образование отняло у него силу делать пакость. но не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие»,- замечает Добролюбов.

Он искренно, по-настоящему любит Катерину, готов пострадать за неё, облегчить её муки. Простыми словами выражает он своё глубокое чувство: «Делайте со мной, что хотите, только её не мучьте!»

Он единственный среди всех действительно понимает Катерину, но помочь ей он не в силах: у него недостаёт решимости бороться за свою любовь. Катерине он советует покориться судьбе, а сам скрепя сердце смиряется и уезжает по настоянию Дикого приказчиком в Кяхту, хотя и предчувствует, что любимая женщина без него погибнет.

Центральным персонажем в драме «Гроза» яв-RBTSNINII ляется образ Катерины. По складу характера Ч мицн и интересам Материна резко выделяется из той среды, в которую она попала в силу бытовых условий. В этой исключительности и своеобразии характера героини и заключается причина глубокой жизненной драмы, которую она должна была пережить в «тёмном царстве» Диких и Кабановых.

Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях кабанихи. Смотреть фото Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях кабанихи. Смотреть картинку Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях кабанихи. Картинка про Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях кабанихи. Фото Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях кабанихи

Жила она замкнутым внутренним миром, погружаясь порой в какие-то сны наяву, подобные сказочным видениям. «В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало. ночью встану. да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колени, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу»,- рассказывает она Варваре.

волшебным миром грёз и видений Катерина попадает в обстановку, от которой веет мертвенным холодом и бездушием. Естественно, что конфликт между этой обстановкой «тёмного царства» и светлым душевным миром Катерины завершился трагически.

Трагизм положения Катерины осложнялся ещё тем, что её выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старается она быть ему верной и любящей женой.

Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и недалёкость Тихона и грубость его интересов. Тихон думает только о том, как бы забежать к Дикому «выпить», покутить.

Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на пути её встал новый человек, не похожий на всех окружающих.

Любовь к Борису стала единственным смыслом её существования. Эта любовь открывала ей дорогу в иную жизнь. А Катерина любит жизнь. Она говорит: «Кабы моя воля, каталась бы я теперь на Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись».

Добролюбов назвал Катерину «лучом света в тёмном царстве». В её трагическом конце, по словам критика, «дан страшный вызов самодурной силе. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведённый до конца, провозглашённый и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».

«Грозы», писал: «В этой драме автор проник в глубочайшие тайники. русской жизни и бросил внезапный луч света в неведомую душу русской женщины, этой безгласной, которая задыхается в тисках неумолимой и полудикой жизни патриархальной семьи».

Образ Катерины по справедливости принадлежит к лучшим образам женщин не только в творчестве Островского, но и во всей русской художественной литературе.

о положении бедняков. Мечтая получить за вечный двигатель миллион, он говорит: «Я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки. Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего». А пока этого миллиона нет, Кулигин хлопочет о том, чтобы поставить в городе громоотвод и достроить солнечные часы.

«Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив»,- говорит о нём Борис. Правда. Кулигин только мечтает, он не вступает в решительную борьбу с самодурами и действует больше уговорами и обличениями.

«Съедят, живого проглотят!», «Нечего делать, надо покориться»,-грустно рассуждает он. Но покориться внешне ещё не значит внутренне успокоиться. Вот почему Борис ошибался, думая, что Кулигин счастлив.

Словами Кулигина автор высказывает свои взгляды на жестокие нравы «тёмного царства» и сочувствие к талантливым людям из народа, задавленным общественно-политическим строем.

Образ Кулигина помогает нам понять и идею пьесы. Это идея неминуемой гибели «тёмного царства». Самодуры боятся новшества и того просвещения и гуманного взгляда на жизнь, представителем которых является Кулиги;;, Но если просвещение начинает проникать в самые различные уголки и слои русского общества, то конец «тёмного царства» близок.

Источник

Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях кабанихи

Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях кабанихи. Смотреть фото Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях кабанихи. Смотреть картинку Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях кабанихи. Картинка про Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях кабанихи. Фото Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях кабанихи

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ
(1823 – 1886)

Уроки литературы в 10 классе[1]

УРОК 40
СИСТЕМА ОБРАЗОВ,
ПРИЁМЫ РАСКРЫТИЯ ГЕРОЕВ
ДРАМЫ «ГРОЗА»

Цель:
рассмотреть систему образов, приёмы раскрытия характеров героев пьесы «Гроза»; совершенствовать навыки анализа пьесы как жанра драматургии, систематизации фактического материала, аргументации выводов; формировать духовно-нравственную культуру учащихся.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, текст пьесы «Гроза», иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о системе образов, приёмах раскрытия характеров пьесы «Гроза»; анализируют пьесу как жанр драматургии; принимают участие в беседе; выполняют аналитическую и исследовательскую работу в группах.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Выполнение тестовых заданий (устно)

1. В противостоянии каких героев ярче всего выражается основной драматургический конфликт:

а) Кабаниха — Дикой; б) Катерина — Кабаниха;
в) Катерина — Тихон; г) Кулигин — Дикой.

2. Соотнесите элементы композиции драмы «Гроза» с указанными эпизодами:

1 — экспозиция; 2 — завязка; 3 — кульминация; 4 — развязка.

а) Разговор Бориса и Кудряша;
б) гибель Катерины;
в) монолог Катерины перед смертью;
г) разговор Кулигина и Кудряша.

3. Кому из героев принадлежит следующее высказывание: «Так знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».

а) Кабаниха; б) Дикой;
в) Кудряш; г) Тихон.

4. Кто автор монолога «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие»:

а) Борис; б) Кулигин;
в) Кудряш; г) Катерина.
Ключи: 1 — б); 2: 1 — г), 2 — а), 3 — в), 4 — б); 3 — б); 4 — б).

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

— С именем А. Н. Островского связана совершенно новая страница в истории российского театра. Этот величайший русский драматург был первым, кто поставил перед собой задачу демократизации театра, а потому он приносит на сцену новые темы, выводит новых героев и создает то, что можно с уверенностью назвать русским национальным театром. Драматургия в России, безусловно, имела богатую традицию и до А. Н. Островского. Зрителю были известны многочисленные пьесы эпохи классицизма, существовала и реалистическая традиция, представленная такими выдающимися произведениями, как «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» и «Женитьба» Н. В. Гоголя.

Но Островский вступает в литературу именно как писатель «натуральной школы», а потому объектом его исследования становится жизнь невыдающихся людей, быт города.

Особое место в творчестве Островского занимает тема «самодурства». Писатель выводит образы людей, смысл жизни которых заключается в подавлении личности другого человека. Таковы Марфа Кабанова, Дикой. Но писателя, конечно, интересует не сама личность самодуров. Он исследует тот мир, в котором живут его герои. Герои пьесы «Гроза» принадлежат к патриархальному миру, и их кровная с ним связь, их подсознательная от него зависимость — скрытая пружина всего действия пьесы, пружина, заставляющая героев совершать по большей части «марионеточные» движения. Образная система драмы почти повторяет общественную и семейную модель патриархального мира.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

— Драматург остался в истории русской литературы создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы XIX в. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя.

В драматургии Островского вместилась вся Россия — её быт, нравы, история, сказки, поэзия. Нам даже трудно представить себе, насколько беднее было бы наше представление о России, русском человеке, русской природе и даже о самих себе, если бы не существовало для нас мира произведений А. Н. Островского.

А. Н. Островский писал: «Мы стараемся все наши идеалы и типы, взятые из жизни, как можно реальнее и правдивее изобразить до самых мельчайших бытовых подробностей, а главное мы считаем первым условием художественности в изображении данного типа верную передачу его образа выражения, то есть языка и даже склада речи, которыми определяется самый тон роли».

2. Аналитическая работа (в группах)

1) Презентация результатов работы представителями групп

1-я группа. Система действующих лиц пьесы

Главные люди города — купцы-самодуры, которые стараются «бедного закабалить, чтобы на его труды дaровые ещё больше денег наживать». Они держат в полном подчинении не только служащих, но и домашних, целиком от них зависящих и потому безответных. Из рассказов героев друг о друге, из их собственных высказываний перед нами выстраивается довольно чёткая галерея характеров маленького городка на Волге. Выпрашивает деньги на свои смелые, но бессмысленные эксперименты химик, маленький человек Кулигин (о котором получивший регулярное образование Борис говорит, что его «жаль разочаровывать»), постепенно спивается забитый матерью Тихон, гуляет с Кудряшом Варвара, Феклуша рассказывает окружающим небылицы, принимаемые остальными за новости, ругает всех и вся Дикой.

В пьесе «Гроза» нет случайных имён и фамилий. Тихоня, слабовольный пьяница и маменькин сынок Тихон Кабанов вполне оправдывает своё имя. Кличка его маменьки — Кабаниха давно переосмыслена читателями как имя. Недаром создатель «Грозы» уже в афише представляет эту героиню именно так: «Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова». Кстати, её старинное, почти зловещее имя в паре с Савелом Прокофьевичем Диким вполне определённо говорит и об их характерах, образе жизни и о нравах. Интересно, что в переводе с арамейского имя Марфа переводится как «госпожа».

Катерина — имя тоже не случайное. В переводе с греческого обозначает «чистая, непорочная». Это имя подобно раскату грома, оно наделяет его обладательницу яркой, страстной натурой, нацеленной на самопроявление.

2) Коллективная работа по составлению таблицы «Система образов в драме А. Н. Островского “Гроза”»

Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях кабанихи. Смотреть фото Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях кабанихи. Смотреть картинку Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях кабанихи. Картинка про Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях кабанихи. Фото Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях кабанихи

2-я группа. Особенности раскрытия характеров героев

Из всего богатства общенародного языка, из россыпи живого говора Островский сплетает художественную ткань пьесы, и каждое действующее лицо обретает свой характер, свою индивидуальность и в то же время — типические чертыmопределённой общественной группы.

Действующие лица «Грозы» — купцы, мещане, городской люд. Их разговор строится на основе народного просторечья и, как правило, касается семейно-бытовых тем.

Каковы же особенности народно-разговорного стиля речи? И как Островский использует эти особенности для характеристики персонажей?

Основные источники языка Катерины — народное просторечие, народная устная поэзия и церковно-житейская литература. Глубокая связь её языка с народным просторечием сказывается и в лексике, и в образности, и в синтаксисе.

Её речь пестрит словесными выражениями, идиомами народного просторечия: «чтоб не видеть мне ни отца, ни матери»; «души не чаяла»; «успокой ты мою душу»; «долго ли в беду попасть»; «быть греху», в смысле несчастья. Но эти и подобные им фразеологизмы — общепонятны, общеупотребительны, ясны. Лишь в виде исключения в её речи встречаются морфологически неправильные образования: «не знаешь ты моего характеру»; «после этого разговору-то». Образность её языка проявляется в обилии словесно-изобразительных средств, в частности, сравнений. Её сравнения носят широкий, распространённый народный характер: «точно голубит меня», «точно голубь воркует», «точно гора с плеч свалилась», «руки-то жжёт, точно уголь». В речи Катерины часто звучат слова и обороты, мотивы и отголоски народной поэзии.

Выйдя на свидание к Борису, Катерина восклицает: «Зачем ты пришёл, погубитель мой?». В народном свадебном обряде невеста встречает жениха словами: «Вот идёт погубитель мой».

Дикой — значительное лицо в городе, купец. Вот как говорит о нём Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савёл Прокофьич, поискать ещё. Ни за что человека оборвёт».

Мы видим, как Дикой как ни в чём не бывало просто так может обидеть человека. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикой всячески издевается над своим племянником. Достаточно вспомнить его слова: «Не смей мне на встречу попадаться»; «тебе всё неймётся! Мало тебе места-то? Куда ни пади, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?». Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления.

Так же, как и Дикой, Кабаниха отличается эгоистическими наклонностями, она думает только о себе. Жители города Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это даёт возможность получить о них богатый материал. Кулигин называет её ханжой и говорит, что она «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!».

«Вид необычный! Красота! Душа радуется!» — восклицает Кулигин восхищаясь природой, но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстаёт перед нами в «Грозе». Именно Кулигин даёт точную и чёткую характеристику быта, нравов и обычаев, царящих в городе Калинове.

3. Исследовательская работа по тексту пьесы «Гроза» (в группах)

Задание для групп

Сделайте отбор, группировку и классификацию материала драмы «Гроза» для речевой характеристики Кабанихи по предложенному примерному плану.

План

1. Каковы наиболее излюбленные темы у Кабанихи для упрёков, наставлений и нравоучений?

2. В каких особенностях речи находят отражение её взгляды на семью, на отношения младших к старшим?

3. С какой целью автор включает в её речь церковно-религиозную лексику? Как в лексике и в синтаксическом построении речи Кабанихи выражается её ханжество?

4. Когда в её речи возникает интонация холодного издевательства? Какими языковыми средствами это достигается?

5. Как меняется речь Кабанихи в зависимости от того, с кем она разговаривает (с домашними, с Диким, с Феклушей)?

6. Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях Кабанихи?

4-я группа.

В драме «Гроза» найдите доказательства следующих положений о речи Катерины:

• В её речи встречаются просторечья, слова церковно-религиозного характера, выразительные средства народно-поэтического языка;

• речь богата интонациями — радостными, печальными, восторженными, грустными, тревожными, трагическими… Интонации (как и другие средства) выражают отношение Катерины к окружающим;

• в речи Катерины отражается всё богатство её внутреннего мира: сила чувств, человеческое достоинство, нравственная чистота, правдивость натуры и другие качества;

• сила чувств, глубина и искренность переживаний Катерины находят выражение и в синтаксической структуре её речи: риторические вопросы и восклицания, незаконченные предложения и т. п. А в особо напряжённые моменты речь обретает черты русской народной песни, становится плавной, ритмичной, певучей.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

• В чём, на ваш взгляд, заключается идейно-художественное своеобразие пьесы?

• Раскройте принцип деления героев пьесы на две группы и дайте общую характеристику каждой из них.

• Докажите мастерство автора в раскрытии образов героев через речевую характеристику.

VI. Домашнее задание

1. Подготовиться к обсуждению «Город Калинов и его обитатели».

2. Опережающее индивидуальное задание
Выучить наизусть монолог Кулигина (действие первое, явление 3).

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 445 с.
Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *