Чем обусловлены принципы воспитания
Методы и принципы воспитания
Методы и принципы воспитания – это начальные установки, важные ориентиры, организовывающие и упорядочивающие систему воспитательной работы. Принципы позволяют предъявить общие требования к разным областям воспитательной деятельности, придавая им единую, целостную картину.
Основные методы и принципы воспитания
Методы и принципы воспитания тесно взаимосвязаны с принципами обучения. Однако существует разница между ними, своя специфика у каждой категории, которая выходит из своеобразия процессов воспитания и обучения.
С учетом современных представлений о воспитании можно отметить следующие основные принципы:
Разберем каждый из перечисленных принципов более подробно.
Принцип ведущей роли педагога
Педагог – это воплощение единства и целостности воспитательной работы. Он согласовывает его части, последовательно использует принципы воспитания. Личный пример педагога является самым эффективным средством воспитательного воздействия.
Естественно, воспитательная работа предполагает активное участие самих воспитанников, но организатором данной активной деятельности и всего воспитательного процесса, его субъектом всегда является педагог. Потому к воспитателю или педагогу предъявляются повышенные профессиональные требования.
Еще одной функцией данного принципа является недопустимость отступлений педагога от принципов воспитания. Не стоит разрешать воспитанникам оказывать какие-то личные услуги, поощрять угодничество, лесть, подхалимство, попустительское отношение к одним и предвзятое отношение ко вторым воспитанникам. Подобные нарушения напрочь подрывают авторитет педагога и наносят ущерб воспитательной работе.
Принцип единства
Принцип единства предопределяется целостностью, единством системы и взаимосвязи всех составляющих воспитательного процесса.
С помощью данного принципа формулируется требование многостороннего воздействия на личность через систему целей, взаимосвязи самовоспитания и воспитания, разнообразия направлений и, конечно же, содержания, необходимости использовать соответствующие воспитательные методы и средства.
Принцип единства основывается на комплексном применении всех составляющих воспитательного процесса, а не изолированном. Он предполагает учет всех факторов, участвующих в воспитании:
Во влиянии данных факторов должна прослеживаться согласованность.
Принцип активной деятельности
Принцип организации активной деятельности воспитанников означает, что необходимо сочетать активное руководство педагога и активную деятельность самих воспитанников.
Данный принцип основополагается на том, что результативное развитие индивида осуществляется только лишь в условиях активной собственной деятельности.
Взаимосвязь воспитания и жизни
На сегодняшний день принцип воспитания и жизни трактуется как оказание помощи индивиду в его разностороннем развитии, жизненном и профессиональном самоопределении.
Осуществление данного принципа способствует созданию не только системы государственных образовательных учреждений, но и частных учебных заведений, в которых люди могут воплощать свои интересы, не обязательно совпадающие с политическими.
Принцип опоры на коллектив
Эффект воспитания во многом обусловлен влиянием групп, в которых осуществляется воспитательный процесс личности.
Психологическая атмосфера таких групп – существенный фактор процесса воспитания. Данный принцип требует от воспитателя определять характер группы, умения регулировать социально-психологический климат в ней.
Принцип гуманизма
Принцип гуманизма базируется, в первую очередь, на вере в возможное достижение хороших показателей для каждого ребенка. Без веры сама воспитательная работа не может быть никак ориентирована.
Данный принцип определяется положительными задатками, которые в определенной степени есть у каждого человека. Необходимо выявлять и развивать положительные качества в личности и с опорой на них находить решения задач нравственного, эстетического и умственного воспитания. Профессиональный педагог, пользуясь этим принципом, не жалеет добрых слов, даже если это только аванс на будущее. Этим он внушает ученику уверенность в себе и в своем будущем, формирует атмосферу взаимного сотрудничества и поддержки.
Однако гуманизм не исключает высокой требовательности в воспитательном процессе. Только при одновременном сочетании уважения, доверия и требовательности можно эффективно решить задачи воспитания.
Принцип самовоспитания
Самовоспитание представляет собой целенаправленную, полностью самостоятельную деятельность, приводящую к наиболее эффективному развитию и совершенствованию личности.
Значимость данного принципа продиктована изменением в современном социальном обществе роли образования. Его значение сегодня можно сформулировать следующим образом: «Образование через всю жизнь», а не «Образование на всю жизнь».
Это принцип усвоения воспитанниками главных приемов самовоспитания, а именно: самоанализа, саморегуляции, самооценки и самоконтроля.
Все принципы связаны между собой, они предопределяют целостность и единство воспитания, помогают отыскать пути повышения результативности воспитательной работы.
Реферат «Принципы воспитания»
Анастасия Гиденко
Реферат «Принципы воспитания»
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ПРИНЦИПОВ ВОСПИТАНИЯ
1.1 Общественная направленность воспитания
Требования, предъявляемые к принципам воспитания:
2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.
3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.
• общественная направленность воспитания;
• связь воспитания с жизнью, трудом;
• опора на положительное в воспитании;
• гуманизация воспитания;
• единство воспитательных воздействий.
Прогрессивные педагоги понимали воспитание как «общественный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонному вменению в жизни усвоенных правил» (Г. Сент-Джон). В различные времена содержание этого принципа менялось, приобретая то большую общественную, то государственную, личностную направленность. В отечественной педагогике также неоднократно изменялся. От общего принципиального положения воспитание должно, готовить человека к активной общественной и счастливой личной жизни сохранилось мало. Опираясь на этот принцип, большинство воспитательных систем успешно проводят в жизнь идеологические установки, политические доктрины. Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его статусов, органов власти, формирование гражданских и остальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов. Принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личными интересами граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуру целей и задач воспитания. При рассогласовании целей государства, общества и личности реализация принципа затрудняется, становится невозможной. У воспитателя недостает конкретного фактического материала для полноценного воспитания. Деятельность (трудовая, общественная, игровая, спортивная, к которой привлекаются воспитанники, имела воспитывающее значение, необходимо формировать у них общественно ценные мотивы деятельности. Если они высоконравственны, общественно значимы, то и деятельность, в процессе которой поступки совершаются, будет иметь, большой воспитательный эффект. В процессе выработки социальных качеств необходимо сочетать организацию разнообразной общественно полезной деятельности с целенаправленным формированием сознания воспитанников посредством слова, нравственного просвещения. Словесное воздействие обязательно должно подкрепляться полезными практическими делами, положительным социальным опытом в общении и совместной деятельности с другими людьми. В общественные процессы каждый человек включается раннего детства. Гражданское воспитание начинается в юном возрасте. Чувство социальной ответственности разрабатывается несколько позже в школе второй ступени. Всех этапах формирования социальных качеств надо заботиться о соответствии преподносимых знаний возрасту и развитию учеников. Уже в школе первой ступени дети усваивают такие понятия, как «конституция», «власть», «авторитет», «закон», «ответственность», «правительство» если их формирование осуществляется на конкретных примерах, тут же подтверждается практикой и закрепляется. Школа второй и третьей ступени закрепляет, воспитывает убеждения, формирует гражданские качества, привлекая воспитанников к реальным социальным процессам. Актуальная задача преодоление в ближайшие годы апатии, инертности и социального отчуждения молодежи. Для чего воспитатели должны добиваться ускорения темпов социализации, которые в последние десятилетия снизились. Античные педагоги, поняли бессмысленность воспитания, оторванного от жизни, практики. Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в обменных и трудовых отношениях.Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности. Воспитанников, необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя соответствующее положительное отношение к ним. Участвуя в посильном труде на правах равноправных членов, воспитанники приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически, уясняют общественно важные мотивы труда, закрепляют и совершенствуют моральные качества. Школа жизни лучшая школа воспитания. Принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в подавляющем большинстве воспитательных систем. Он требует от воспитателейактивной деятельности в двух главных направлениях: 1) широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; 2) привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности. Чем меньше возраст ребенка, тем больше возможностей формировать его социальные чувства и стойкие привычки поведения; пластичность его нервной системы позволяет достигать высоких результатов при решении всех воспитательных задач. И. П. Павлов указывал, что жизнедеятельность человеческого организма обусловлена влиянием окружающей среды, условиями его существования. Это влияние он назвал «жизненным воспитанием». Такое воспитание «школу жизни» проходят все подрастающие поколения. В результате у них накапливается опыт поведения, вырабатываются навыки, необходимые для включения в общественную жизнь.
Правильная реализация принципа связи воспитанияс жизнью требует от педагога умения обеспечить:
• понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека, значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан;
• уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности;
• развитие способности много и успешно трудиться, желания добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу;
• понимание общих основ современного производства, стремление расширять политехнический кругозор, овладевать общей культурой и основами научной организации труда;
• сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии с задачами общества и хозяйственными потребностями;
• бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам, стремление приумножать своим трудом общественную собственность;
• нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственности, безответственности, нарушениям трудовой дисциплины.
Принцип связи воспитания с жизнью, трудом осуществляется при соблюдении правил, раскрывающих отдельные стороны проявления этого принципа:
1. Следует преодолевать абстрактность в социальном и трудовом воспитании школьников, привлекать их к конкретной и посильной деятельности. Нужно иметь программу осуществления требований принципа на уроках и во внеклассной воспитательной работе, соблюдать постепенность в его реализации.
2. Воспитатель, согласуя свои действия с семьей, объясняет каждому воспитаннику, что его главный вклад в общественное производство учебный труд, помощь дома и в школе.
3. Дети обычно стремятся к деятельности; пассивность, инертность, безделье чужды природе ребенка. Воспитатель, не учитывающий это, нарушает и сдерживает процесс социализации личности.
4. Реализация принципа требует широкого использования на уроках и во внеклассной воспитательной работе местного краеведческого материала.
5. Участвуя наравне с взрослыми в решении жизненно важных вопросов, школьники приучаются нести ответственность за принятые решения, у них быстрее и успешнее формируются гражданские качества.
6. Успешно осуществлять принцип связи воспитания с жизнью немыслимо без постоянного пересмотра и обновления содержания, организации и методики воспитания в соответствии с преобразованиями в социальной сфере и хозяйстве страны.
7. Воспитательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы ребята чувствовали, что их труд нужен людям обществу, чтобы он приносил удовлетворение.
1.2 Гуманизация воспитания
К принципу опоры на положительное тесно примыкает, почти сливаясь с ним, еще один важный принцип гуманизации.Он требует:
• гуманного отношения к личности воспитанника;
• уважения его прав и свобод;
• предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;
• уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;
• уважения права человека быть самим собой;
• доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
• ненасильственного формирования требуемых качеств;
• отказа от унижающих честь и достоинство личности наказаний;
• признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным).
ГЛАВА 2. А. С. МАКАРЕНКО ВОСПИТАНИЕ В КОЛЛЕКТИВЕ И В ТРУДЕ
2.1 Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины
Реферат «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в России» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад,Cветлячок, c.Большеустьикинское муниципального района Республика Башкортостан.
Консультация для родителей «Принципы воспитания» Консультация для родителей «Принципы воспитания»1. Сначала установите границы, затем требуйте их соблюдения. Ребенок должен знать, что приемлемо.
Реферат «Дизартрия» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования.
Реферат «Формы общения» Содержание Формы общения на «ты» и на «Вы» 1 Введение 3 1 Понятие «Ты» и «Вы» 4 2 Речевой этикет и вежливость 6 3 Равенство/ неравенство.
Реферат «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в России» Контрольная работа «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в России» Выполнила: Мингареева Инна Генадиевна воспитатель 2018.
Реферат на тему: «Театр безопасности» ТЕАТР БЕЗОПАСНОСТИ Оглавление Введение….…3 Глава 1. Основы безопасности в жизни ребёнка дошкольного возраста….5.
Реферат «Устройство голосового аппарата и принципы его работы» УСТРОЙСТВО ГОЛОСОВОГО АППАРАТА И ПРИНЦИПЫ ЕГО РАБОТЫ. ВВЕДЕНИЕ Человеческий голос – в своем роде уникальное явление и как акустический.
Реферат «Патриотическое воспитание дошкольников» В современной России остро стоит проблема, которые некоторые называют «поиском национальной идеи». Перефразируя, можно сказать, что наше.
Задачи и принципы музыкального воспитания Средства музыкального воспитания. Комплексный подход в музыкальном воспитании заключается в следующем: 1. Музыкальное воспитание должно.
Чем обусловлены принципы воспитания
Автор: Погребняк Евгения Леонидовна
Организация: ГБПОУ РК «Керченский политехнический колледж»
Населенный пункт: Республика Крым, г. Керчь
Законы и закономерности воспитания действуют не непосредственно, их сущность и основные требования отражаются в принципах воспитания, которые определяют направление, стратегию и содержание практических действий воспитателей и воспитанников.
Принципы воспитания — важный раздел теории воспитания. Это знание о сущности, содержании, структуре воспитания, и его законах, закономерностях, которые проявляются как нормы воспитательной деятельности в разных образовательно-воспитательных системах, оптимальные научно обоснованные регуляторы воспитательной практики. Теоретически — это её конечный результат, поэтому принципы являются ориентиром для практики воспитания. Они имеют объективный характер по содержанию, но субъективные за формой, потому что оказываются в деятельности конкретных должностных лиц. «Принципы воспитания — исходные положения, что выплывают из закономерностей воспитания и определяют общее направление воспитательного процесса, основные требования к его содержанию, методики и организации»[2]. Они касаются:
Следовательно, принципы воспитания — это общие ведущие положения, которые определяют цель, идеалы, содержание, методику и организацию процесса воспитания [1].
К принципам воспитания выдвигаются такие требования: обязательность, комплексность, равнозначность. До этих требований нужно обязательно прибавить системность, гуманность и личностную направленность.
Соблюдение психолого-педагогических требований одного из принципов воспитания предусматривает необходимость безусловного выполнения требований других принципов, потому что среди них нет главных и второстепенных, они все равнозначны и обязательны. Следовательно, нельзя в одном случае придерживаться таких правил, а в другом — других. Это снижает эффективность воспитательной работы, сводит на нет усилие многих воспитателей.
Обязательным условием эффективности принципов воспитания является творческое их применение с учётом педагогического мастерства воспитателя, индивидуально-психических особенностей воспитанника и конкретной воспитательной ситуации.
Опыт учебно-воспитательной деятельности свидетельствует о том, что перечень основных принципов воспитания должен оставаться открытым. Те изменения, которые происходят в нашем обществе, в разных отраслях социально-гуманитарных наук содействуют последующему развитию воспитательного процесса и его совершенствованию.
Основными характеристиками системы принципов воспитания, выходя из современных педагогических концепций, должны быть:
Обобщая современные методологические и теоретические подходы к обоснованию системе принципов воспитания, которые существуют на сегодняшний день в педагогике, можно вывести такую систему принципов воспитания:
Основные требования принципов воспитания.
Принципы воспитания, что касаются всех компонентов воспитательного процесса
• Принцип целенаправленности. Его сущность заключается в подчинённости всей воспитательной работы общей цели и идеалам воспитания в украинском обществе, их осознании и восприятии воспитателями и воспитанниками, нетерпимости к стихийности в воспитании, обеспечения конкретности и перспективности в воспитательной работе.
Целью воспитания в нашем обществе является формирование гармонично развитой и общественно активной личности с научным мировоззрением, с высоким моральным потенциалом, которая желает и умеет работать, духовно богатой и физически совершенной.
Исходя из цели воспитания можно определить основные целые воспитания в украинском обществе, выделив среди них две группы.
Первая — формирование комплекса ведущих качеств личности воспитанника, необходимых для самоосознания, самореализации, самоутверждения и самоактуализации.
Вторая — формирование совокупности социально-психологических и профессиональных качеств личности воспитанника, необходимых ему для профессиональной деятельности.
Знание цели воспитания имеет чрезвычайно важное значение, потому что она является стержневой в педагогической науке, исходным пунктом теории и практики воспитания. Цель воспитания непосредственно касается всех компонентов воспитательного процесса, определяет содержание всех его составляющих.
Основные требования принципа целенаправленности:
Требования этого принципа находят своё отражение в других принципах воспитания, планах воспитательных мероприятий.
• Принцип общественной направленности, связи с жизнью. Сущность этого принципа — использование в воспитательной работе лучших традиций воспитания украинского народа, систематическое ознакомление воспитанников с общественно-политическими событиями в стране и мире, привлечение их к активному участию в общественной жизни образовательно-воспитательной системы и государства. Следует помнить о том, что какое-нибудь воспитание всегда общественно детерминировано.
Цели, задание, содержание и характер воспитания определяются государством. Например, таким документом относительно организации и проведения воспитательной работы в образовательных заведениях является Концепция непрерывного национального воспитания.
Основные требования принципа общественной направленности, связи с жизнью:
• Принцип воспитания в труде. Не «для школы — для жизни» — такой лозунг существовал в древнеримских школах. Античные педагоги осознавали необходимость воспитания молодёжи в непосредственной практической деятельности. По мнению В. О. Сухомлинского, каждый ученик уже в детстве, а особенно в отрочестве и юности, должен иметь свою любимую учебную дисциплину, любимый труд, выявлять индивидуальные наклоны, способности, постоянно развивать их. Из гуманистических убеждений он утверждал, что «воспитание выходит из такого очень важного принципа человечности: нет человека, в которой не было бы заложено задатков и возможностей для того, чтобы она проявила себя в жизни, в первую очередь в творческом труде, неповторимо, самобытной красотой, талантом» [1].
Формирование, развитие, совершенствование и самоактуализация личности происходят в общественно полезной содержательной деятельности. Поэтому характер и особенности учебно-познавательной и конкретной профессиональной деятельности имеют значительные воспитательные аспекты, создают чрезвычайно благоприятные условия для осуществления воспитательных мероприятий, большинство из которых позитивно влияет на развитие эмоционально-волевой, познавательной и мотивационной сферы личности воспитанника.
Основные требования этого принципа:
• Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Коллектив — могучий рычаг воспитания, ведущие черты личности формируются только в коллективе в процессе общения и активной совместной деятельности. О влиянии социального окружения на личность говорит народная мудрость: «С кем поведёшься, от того и наберёшься», «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Воспитательная сила коллектива заключается в том, что, будучи объектом воспитательных влияний субъектов воспитания, он в то же время выполняет функции субъекта воспитания относительно своих членов.
Какой-нибудь коллектив — это место для самовыражения и самоутверждения личности. Основными характеристиками коллектива, который эффективно осуществляет воспитательные функции, есть здоровый морально-психологический климат, сплочённость, творческая активность, постоянная направленность на успех, высокая требовательность, творческое сотрудничество, потенциальная эффективность деятельности и тому подобное.
Воспитательная сила коллектива заключается, первой очередью, в том, что он объединяет всех своих членов совместной деятельностью, формирует у них наилучшие черты характера, необходимые для целеустремлённой и эффективной совместной деятельности, раскрывает общественную значимость и необходимость этой деятельности.
Значительное воспитательное влияние на членов коллектива имеют такие его социально-психологические проявления, как коллективное настроение, общественное мнение и коллективные традиции.
Опыт удачного привлечения коллектива к воспитанию своих членов представлен А. С. Макаренко, который обосновал методику воспитания в коллективе и через коллектив. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти; определил принципы развития коллектива: гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельных действий; обосновал динамику развития коллектива.
По мнению В. О. Сухомлинского, коллектив — это «сложная духовная общность людей, которые стоят на разных степенях интеллектуального, идейного, морального, общественного, трудового, эстетичного развития»
Особенное внимание педагог обращал на гуманизм взаимоотношений человека и коллектива. На его взгляд, — это диалектическое единство двух взаимосвязанных и взаимообусловленных сторон, единство, что постоянно развивается и совершенствуется. С одной стороны, забота и ответственность человека за человека и за коллектив: «Ответственность человека за человека для жизни коллектива — это то же, что цементный раствор для строительства дома из кирпича: нет раствора — не строится дом, нет ответственности человека за человека — нет и коллектива. 3 другой стороны — ответственность и забота всего коллектива «. про ровесника, о младшем товарище, о старике и немощном, о человеке, который нуждается в повседневной помощи»
Следовательно, коллектив как разновидность малой социальной группы, относительно своих членов выполняет определённые функции, в том числе и воспитательные. Основные воспитательные функции коллектива — мировоззренческая, адаптационная, перевоспитательная, общественно-хозяйственная, культурная.
Основные требования этого принципа:
— выдвигание перед коллективом четких перспектив, постановка конкретных содержательных заданий и привлечение всех его членов к их качественному выполнению: перед каждым коллективом должна быть поставлена общая коллективная цель не перед отдельной группой, а обязательно перед целым коллективом.
— умелое управление развитием коллектива, своевременное решение проблем, которые могут возникать в процессе его развития: «Воспитывать коллектив, создавать его внутренние интеллектуальные, моральные, эмоциональные силы — гармоничное единство воспитательных влияний на личность — это означает прежде всего воспитывать ум, моральные чувства, эстетичные взгляды и вкусы каждой личности — каждого человека»
Следовательно, коллектив был, есть и будет важным инструментом реализации воспитательных заданий в обществе, потому что жизнь каждого проходит в социальной среде, то есть в коллективе. Социальное окружение мало, имеет и будет иметь решающее влияние на процесс социализации личности воспитанника и на её самоактуализацию.
• Принцип субъект-субъектного характера воспитательных взаимоотношений. Превращение воспитанников у активных и заинтересованных субъектов собственного самоусовершенствования, стимулирование внутренней активности воспитанников в формировании и постоянном самовоспитании личности должно стать краеугольным камнем воспитания.
По мнению В. О. Сухомлинского, природа межличностных отношений достаточно сложная, поэтому одним из главных заданий учебно-воспитательного процесса есть наполнение этих взаимоотношений реальным содержанием, целью и совместной деятельностью. Воспитателей и воспитанников должно объединять «духовное единство». Для этого лицо воспитателя должно привлекать, захватывать, одухотворять воспитанников целостностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических основ. «Если вы хотите быть могучей силой, что влияет на коллектив, будьте для своих воспитанников, за высказыванием Тараса Шевченко, апостолом правды и науки, совестью народа».
Воспитатель призван творчески развивать личность воспитанника, формировать яркую индивидуальность. Признание этого принципа означает наличие в процессе воспитания равноправной личности воспитанника — субъекта самовоспитания, который должен стать воспитателем для себя. Такое воспитание основывается на уважении к человеческой индивидуальности, на признании права человека быть такой, которой она является, предоставлении ей возможности творческого самоусовершенствования. Особенное значение придаётся не только овладению определённой специальностью, но и воспитанию на основах профессиональных, национальных и общечеловеческих ценностей и, соответственно, формированию у воспитанников высоких моральных черт, которые являются основой жизненных ориентиров и социального поведения.
Основные требования этого принципа:
— ориентация на позитивные качества воспитанника, восприятие его таким, которым он является, почёт к его личности и тому подобное.
• Принцип поступальности, активности, системности и конкретности воспитательных мероприятий касается как смыслового, так и процессуального компонентов процесса воспитания, то есть определяет направленность, тональность, содержание, логику и последовательность воспитательного процесса в современных условиях. «Мы видим свою роль в развитии учеников не только в том, чтобы помочь им приобрести определённые знания, но и в том, чтобы воспитать в них желание приобретать знание на протяжении всей жизни. И мы стремимся сформировать у детей убеждения в том, что знание, образованность, интеллектуальная культура — это необходимое условие интересной, полноценной, духовно богатой жизни, что без знаний интересная жизнь невозможна, потому что невозможный творческий труд.
Собственно говоря, содержание воспитания в планах воспитательной работы поддаётся определённой систематизации, исходя из специфики образовательно-воспитательного заведения. Главное — чтобы ход воспитания обеспечивал воспитанникам овладения определённого необходимого объёма духовных знаний, формирования практических навыков и умений воспитанного поведения. Следовательно, здесь действует не только принцип системности, но и последовательности воспитания. Нарушение правил системности и последовательности в воспитании вызывает приобретение воспитанниками отрывочных знаний, навыков и умений достойного поведения.
Таким образом, поступательность, активность, системность и последовательность в воспитании требуют соблюдения таких правил:
• Принцип оптимизации воспитательного процесса. Сущность оптимизации воспитания заключается в продуманном выборе содержания, методов, форм и приёмов воспитательного влияния, которые обеспечивают наилучший воспитательный аспект. Оптимизация предусматривает повышение эффективности воспитательного процесса не какими-нибудь средствами, формами и приёмами, а наиболее целесообразными, наиболее соответствующими конкретной ситуации. Воспитатель, опираясь на собственную обоснованную методику работы, тратит немного времени на решение воспитательных заданий, впрочем, получает высокий позитивный конечный результат, что противопоставляется получению негативного или незначительного результата.
Основными критериями оптимума процесса воспитания являются:
Основные требования этого принципа:
Принципы, которые касаются субъектов воспитания и методики их деятельности
• Принцип гуманизма и демократизма в сочетании с высокой требовательностью и уважением к личности воспитанника основывается на взаимопонимании и гуманности совместной деятельности воспитателей и воспитанников, на единстве их интересов и стремлений. Целью такого взаимодействия является их плодотворный и творческий союз и всестороннее и гармоничное развитие личности воспитанника. Этот принцип предусматривает гуманное отношение к воспитанникам, уважение к их мысли.
В. О. Сухомлинский, все многогранное творческое наследство которого пронизывают идеи настоящего гуманизма, обращал внимание на заботу человека о человеке, ответственности человека за человека, ответственность человека перед обществом. По его мнению, гуманизация обусловлена моральными нормами и ценностями становления человека в обществе — доброжелательным отношением к людям, коллективу, живым существам, обществу, взаимопомощью, соучастием, сотрудничеством, гармонией коллективного, культурой человеческих отношений и культурой понимания лицом своей роли в этих отношениях. Гуманность, за ним, это справедливость, доброжелательность и чуткость, сочетания уважения и доверия к воспитаннику с умной и тактичной требовательностью. Гуманность он усматривал в заботе о духовном обогащении воспитанника, в помощи ему самореализоваться во взаимоотношениях с природой и окружающей средой.
В статье «Человек — наивысшая ценность» он призывал педагогов каждую грань их педагогической деятельности открывать «на фоне главного — уважения человеческого достоинства, подъёма Человека» [1].
Он не только теоретически обосновал необходимость гуманизации образования и воспитания, но и создавал условия для воспитанников творить добро другим людям. По мнению В. О. Сухомлинского, самом прекрасным и самом счастливым является тот человек, который посвятил свою жизнь заботе о счастье других, который заботится о других без расчёта на похвалу или вознаграждение, для которого творение добра стало привычкой, нормой поведения. О себе он говорил: «Что самого главного было в моей жизни? Без колебаний отвечаю: «Любовь к детям».
Другие аспекты гуманизации учёбы и воспитания в наследстве И.О. Сухомлинского [1]:
— гуманизм взаимоотношений в коллективе, между воспитателем и воспитанником, между старшими и детьми, который держится на их духовной общности;
Демократизм в воспитании определяется теми изменениями, которые происходят как в общественной жизни страны, так и в педагогической науке[1].
Наша система воспитания сформировалась под воздействием общей советской школы, которая имела, в основном, авторитарный характер. Поэтому в воспитательном процессе не был задействован личностный компонент, а это и есть основной симптом «бездетной» педагогики.
Демократизация процесса воспитания означает:
Основные требования этого принципа:
• Принцип опоры на позитивные качества в коллективе и личности воспитанника требует сосредоточения основного внимания воспитателей на позитивных качествах воспитанника, их укреплении и развитии с целью творческого совершенствования. Для этого у воспитанников следует формировать веру в собственные силы и способности, развивать активность, инициативу и самостоятельность. Главными приемами и способами здесь являются не принуждение и угрозы, а убеждение, пример, которые опираются на позитивную мотивацию профессиональной деятельности и достижения успехов в будущем. Так же нужно работать и с производственным коллективом, который, кроме самоусовершенствования, имеет крепкое воспитательное влияние на своих членов.
• Принцип сочетания комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности заключается в том, что воспитатель, учитывая индивидуально-психические особенности воспитанников, может и должен применять разнообразные методы и формы воспитательных влияний как во время плановых воспитательных мероприятий, так и непланируемых. «Воспитатель должен стремиться познать человека такой, — писал К. Д. Ушинский, — которой она является в действительности, со всеми её слабостями и во всем её величии, со всеми её будничными потребностями и со всеми большими духовными требованиями. Тогда только будет он способный черпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, — а средства эти огромны».[1]
Ребёнок формирует себя из середины, отмечал С. Френе, и этот процесс сугубо индивидуален.
Основные положения этого принципа:
• Принцип единства, согласованности и наследственности воспитательных влияний, усилий и действий школы, семьи и общественности. Единство воспитательной деятельности достигается общим целеустремлённым подходом всех категорий воспитателей к решению воспитательных заданий. Осуществление воспитательного влияния благодаря единственным подходам к целям и заданиям воспитания, единственным принципам и методам педагогического влияния, единственным требованиям и критериям оценки состояния дел в коллективе — в этом заключается суть единства в воспитании. Все это, безусловно, не ограничивает творческой инициативы воспитателей в выборе оптимальных приёмов и способов воспитательного влияния, их неповторимости и уникальности.
Как свидетельствует опыт, усилия воспитателей не будут эффективными, когда они не скоординированы. Поэтому их нужно согласовать как по содержанию, так и по времени, местом, методами и формами воспитательных влияний с учётом индивидуально-психических особенностей воспитанников, их предыдущего жизненного опыта, мотивации к профессиональной деятельности, специфике деятельности конкретного коллектива.
И. Кант говорил, что воспитание является искусством, которое должно совершенствоваться на протяжении многих поколений, и поэтому каждое поколение, вооружённое знаниями предыдущего, может больше и больше заниматься воспитанием, которое пропорционально и целесообразно развивает естественные способности человека и таким путём ведёт весь род человеческий к его назначению.
Принцип, что касается учебно-познавательной деятельности воспитанников
• Принцип сознания, самодеятельности и активности воспитанников. С. Френе подчёркивал, что в каждом ребёнке заложено больше истин, чем во всех педагогических учебниках вместе взятых, а функция педагога заключается в том, чтобы помочь ребёнку выявить в себе и развить то, что ей органически присущее.
Одним из условий достижения успеха в воспитательной деятельности является превращение воспитанника на активную фигуру. Активная жизнь детской мысли В. О. Сухомлинский считал самой главной предпосылкой сознательного отношения к воспитанию, крепким, глубоким знаниям и деликатным интеллектуальным взаимоотношениям в коллективе. Быть субъектом воспитания означает превратиться из пассивного лица в активное, то есть стать архитектором собственного творческого самоусовершенствования. Наиболее полно технологию такой работы раскрывает личностно ориентированная педагогика.
Эффективность в реализации этого принципа возможна за сдерживание таких правил:
Воспитателю необходимо ориентироваться в своей деятельности не на отдельные принципы воспитания, а на систему, которая обеспечивает оптимизацию как процессуальной, так и смысловой сторон воспитания.