Чем обусловлено возникновение утопического социализма во франции

Утопический социализм во Франции

Развитие утопического социализма в 20—30-х годах XIX века во Франции. Рост нищеты среди рабочих и ремесленников способствовал развитию во Франции идей утопического социализма, отразивших протест трудящихся против капиталистической эксплуатации и смутные чаяния рабочего класса. Учения великих французских социалистов-утопистов Сен-Симона и Фурье и критика ими язв капиталистического общества сыграли выдающуюся роль в развитии социалистической мысли.

Сравнивая обещанное этой революцией царство разума, свободы, равенства и братства с реальной действительностью развивающегося буржуазного общества, социалисты-утописты смело вскрывали присущие ему глубокие противоречия, анархию производства, господство тунеядцев и паразитов, жестокую эксплуатацию и нищету трудящихся, власть денег.

Сен-Симон и Фурье, подобно Оуэну, наивно верили в то, что переустройство общества может быть осуществлено мирным путем, хотя такой возможности в то время не существовало. Они уповали на поддержку человеколюбивых богачей и мудрых правителей и пытались пропагандой своих идей убедить общество в правильности разработанных ими принципов идеального общественного строя. Проекты Сен-Симона и Фурье носили утопический характер и содержали много фантастики: незрелому состоянию капиталистического производства, незрелым классовым отношениям соответствовали и незрелые взгляды. Но Сен-Симон и Фурье смогли гораздо глубже своих предшественников осмыслить историческое развитие человеческого общества. Они дали острую критику капитализма и наметили важнейшие черты будущего социалистического строя.

Новая история. Часть первая. 1640-1870. Под ред. А.Л. Нарочницкого. М., 1978, с. 277-278.

Источник

Французский утопический социализм

Идеи социального переустройства как видение лучшего, справедливого общества, существуют в любом обществе у классов, положение которых не устраивает их представителей, но особенного количества приверженцев они достигают во времена экономического неблагополучия и кризисов.

Франция начала XIX века представляла собой идеальную почву для распространения социалистических теорий. Всходящая фаза развития капитализма уже завершена. Разоряются мелкие и средние предприятия, так как они не выдерживают конкуренции крупных предприятий. Все утопические теории носят название предыстории утопического социализма.

«Промышленный класс должен занять первенствуюшее положение, так как он важнее всех, так как он может обходиться без других классов, но никто не может обойтись без него, так как он существует своими собственными силами и своим собственным трудом». (Работающий собственник). «Промышленники должны управлять государством, и они будут успешно с этим справляться, потому что они больше всего заинтересованы в экономии государственного дохода, в ограничении произвола, они лучшие администраторы, так как об этом свидетельствует успех их частных предприятий». За скобками общества крупные землевладельцы, дворяне, юристы, военные и рантье. Промышленный режим, есть режим, который может доставить людям наибольшую меру общей и индивидуальной свободы.

1. Период предшествующий производственной деятельности:

а) первобытное общество (дикость или бездеятельность);

2. Раздробленное, обманное, отталкивающее производство:

а) патриархат (мелкое производство);

б) варварство (среднее производство);

в) цивилизация (крупное производство);

3. Социетарное, правдивое, привлекательное производство:

а) гармонизм (полуассоциация);

б) социантизм (простая ассоциация);

в) гармонизм (сложная ассоциация).

На смену капитализму придет новый строй, и этот третий строй в высшей точке развития будет называться гармонией.

Дата добавления: 2016-02-02 ; просмотров: 604 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Утопический социализм [во Франции] (ВИ, 1959)

Отталкивающие черты капиталистического строя — эксплуатация человека человеком, власть денег, — составлявшие резкий контраст с провозглашенными в период революции принципами свободы, равенства и братства, заставляли передовых мыслителей задумываться над тем, как изменить существующий общественный строй.

Разочарованные результатами буржуазной революции, они приходили к выводу, что революция оказалась способной лишь разрушить старое общество, но не смогла построить новое, так как нельзя было признать разумным и нормальным строем возникшее после революции буржуазное общество с его индивидуализмом, культом наживы, преклонением перед золотым тельцом, с его социальными несправедливостями. Искренне сочувствуя невзгодам и страданиям трудящихся масс, эти мыслители гневно клеймили капитализм, разоблачали его язвы и пороки, противопоставляя ему идеал нового общественного строя, без эксплуатации и социальных противоречий.

Социалистические учения того времени неизбежно носили утопический характер. В начале XIX столетия не было еще общественных предпосылок для возникновения научного социализма.

«. В это время, — писал Энгельс, — капиталистический способ производства, а вместе с ним и противоположность между буржуазией и пролетариатом были еще очень неразвиты. Это историческое положение определило взгляды и основателей социализма. Незрелому состоянию капиталистического производства, незрелым классовым отношениям соответствовали и незрелые теории» *.

Социалисты-утописты не были способны раскрыть законы развития капиталистического общества, историческую роль пролетариата. В статье «Три источника и три составных части марксизма» Ленин, характеризуя утопический социализм начала XIX в., писал: «Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклиная его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации.

Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества» **.

Наибольшее распространение во Франции в период Реставрации получили два учения утопического социализма — сен-симонизм и фурьеризм.

* Ф. Энгельс, Развитие социализма от утопии к науке, К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, М. 1955, стр. 111, 112.

** В. И. Ленин, Три источника и три составных части марксизма. Соч., т. 19, стр. 7.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том VI. М., 1959, с. 147-148.

Источник

1.Исторические условия возникновения утопического социализма в Западной Европе, его общая характеристика.

2.Историческая концепция Сен-Симона, его критика капитализма. З.Концепция Фурье, его учение об ассоциации.

4.0собенности английского утопического социализма. Р.Оуэн о преобразовании общества.

Идеи западноевропейского утопического социализма своими корнями уходили в эпоху позднего средневековья, в недрах которого зарождался капитализм. Их теоретическими предшественниками были выдающиеся мыслители, жившие в 16-17 вв.-английский просветитель T.Mop /I438-1542/, автор знаменитой книги «Утопия», итальянский монах Т.Кампанелда, /1568-1639/, изложивший свое учение в книге «Город Солнца” и английский революционер Дж. Уинстенли /1609-1653/, автор памфлета “Закон свободы”.

Возникновение западноевропейского утопического социализма было обусловлено объективными причинами неразвитостью капиталистических отношений в начале XIX в. Развитие капитализма в тот период вызвало к жизни явления, свидетельствовавшие о несовершенстве нового экономического строя. Последствия господства капитализма в различных cферах общественной жизни подвергали острой критике представители различных классов общества.

Незрелому капиталистическому производству соответствовали и незрелые теории. Теоретическая незрелость утопических учений проявилась, в частности, в том, что их создатели проявляли стремление решить проблему построения нового, справедливого общества немедленно, опираясь на такие институты как государство, наука, мораль, без учета, существовавшего, на тот период уровня развития экономической базы общества.

Вместе с тем следует признать, что огромной заслугой утопического социализма является фундаментальная критика капиталистического строя. Социалисты-утописты впервые указали, что капиталистические отношения не вечны, не естественны. Рассматривая развитие человеческого общества как исторический процесс, где одна стадия сменяется другой, более высокой, они внесли ценный вклад в экономическую науку. По существу они поставили вопрос о преходящем характере капиталистического способа производства. Этим они отличались от представителей классической школы.

Общий вывод социалистов-утопистов из критики капитализма заключался в том, что этот строй не может обеспечить счастья для большинства людей, и что на смену капитализму должен прийти новый общественный порядок.

Несмотря на присущие утопическому социализму существенные недостатки он сыграл прогрессивную роль. Он был единственной формой, в которой в то время выражались мечты людей труда о переустройстве общества. Однако следует признать, что по мере развития капитализма он становился тормозом развития классового самосознания рабочего класса.

Источник

78 Критически-утопический социализм

Одним из самых выдающихся представителей утопического социализма во Франции был Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (1760-1825). Он был автором работ «О промышленной системе», «Катехизис промышленников» и «Новое христианство». Хотя его привлекали главным образом социологические проблемы, тем не менее, он внес свой вклад и в политическую экономию. Значительный интерес представляет его историческая концепция. Он рассматривал историю общества как процесс, в котором происходит смена одного периода другим, более высокого уровня. Идее естественного порядка классической школы он противопоставил идею развития. Он выделял следующие формы общества: а/дикость, б/античность, в/феодализм, г/капитализм, д/индустриализм. Основу всех этих видов общества, утверждал он, составляют отношения собственности, а решающим фактором общественного развития он объявлял разум.
Сен-Симон был убежденным противником капитализма, который он рассматривал как промежуточную стадию между феодализмом и индустриализмом. Основным его пороком он считал анархию производства и конкуренцию.
Классовую структуру капитализма Сен-Симон трактовал своеобразно: здесь общество, по его мнению, делится на два класса – земельных собственников и промышленников. К последним он относил и предпринимателей, и трудящихся, и интеллигентов, называя их производительным классом.
Сен-Симон был убежденным сторонником перехода от капитализма к, новому общественному строю, который он называл индустриализмом. Этот переход, по его мнению, диктуется требованиями прогресса, является исторической необходимостью. В новом обществе не будет места землевладельцам и ростовщикам, однако капиталисты-промышленники в нем сохранятся. Они будут управлять капиталом, являющимся собственностью ассоциации. Государства в этом обществе не будет. Его место займет некая администрация, в функцию которой будет входить организация производства. Это приведет к ликвидации анархии производства. Распределение в новом обществе будет осуществляться по труду, однако капиталисты, наряду с вознаграждением за труд по управлению производством, будут получать прибыль на свой капитал. Центральное место в системе Сен-Симона отводилось принципу обязательности труда.
Главная заслуга Сен-Симона состояла в понимании того, что капитализм должен уступить место более прогрессивному общественному строю. Тем не менее сконструированная им социалистическая система носила утопический характер. Переход к ней, по его мнению, должны осуществить промышленники, с помощью государства. В этой системе, по его мысли, должны сохраниться частная собственность и капиталисты, а следовательно, не будет социального равенства и сохранится анархия производства.

Другим великим французским социалистом-утопистом был Франсуа-Мари-Шарль Фурье (1772-1837). Его основные работы: «Теория четырех движений и всеобщих судеб», «Новый промышленный и общественный мир” и «Теория всемирного единства».
Исходным пунктом учения Фурье является его теория страстей. Все человеческие страсти он разделил на три группы: а/материальные страсти, б/влечения души, в/верховные страсти. Он утверждал, что человек создан богом как гармоничное существо, поэтому у него, нет дурных страстей. Однако его положительные склонности, под влиянием исторических условий, превращаются в отрицательные. Задача состоит, продолжал он, в том, чтобы изменить условия и сделать возможным гармоническое развитие всех способностей человека.
Серьезной научной заслугой Фурье является его трактовка истории человечества. Он полагал, что для достижения гармонии человеческих страстей необходим известный уровень развития производства. Всю предшествующую историю человечества он делил на четыре ступени: дикость, патриархат, варварство и цивилизация, а каждый из этих периодов подразделял на четыре стадии: детство, рост, упадок и дряхлость. К периоду цивилизации Фурье относил современное ему общество, где уже происходил процесс становления капитализма. В этом обществе, по его мнению, создаются условия для достижения гармонии человеческих страстей. Эта задача будет решена на следующем этапе развития общества, который он называл периодом гармонии или ассоциации. Переход к этому высшему общественному строю является исторической необходимостью и будет происходить не революционным, а эволюционным путем, включающим агитацию, пример и осуществление реформ.
Основу будущего строя по утверждению Фурье будет составлять земледелие, а промышленности он отводил подчиненное место. Общество будущего, по замыслу Фурье, должно состоять из отдельных общин (фаланг) численностью до 2000 человек. Каждая община будет работать на своем участке земли, определять что и как производить, распределять созданную продукцию. В фаланге сохранятся капитал и частная собственность на средства производства. Продукт, созданный в фаланге, будет распределяться по следующей схеме: 5/12-по труду, 4/12-по капиталу, 3/12-по таланту. Строй ассоциации, утверждал Фурье, создаст крупное коллективизированное и механизированное сельское хозяйство, соединенное с промышленностью. Такая организация общества приведет к ликвидации различий между городом и деревней.
Особое вниание Фурье уделял организации труда. Он, в частности, указывал, что в будущем обществе исчезнет уродующее человека разделение труда и люди смогут сочетать занятия умственным и физическим трудом. Он был убежден в преимуществах свободного труда. Он доказывал, что производительность такого труда будет чрезвычайно высокой, что позволит полностью уничтожить бедность и обеспечить общественное равенство всех людей.
Историческая заслуга Фурье состоит в острой критике капитализма и противопоставлении ему справедливого общественного строя, в котором человек труда займет достойное место.

Почти одновременно с Францией утопический социализм возник в Англии. Но ввиду того, что в этой стране капитализм был более развит, чем во Франции, английский утопический социализм имел некоторые особенности по сравнению с французским. Его представители считали, что новый общественный строй, который придет на смену капитализму, не будет знать ни капиталистов, ни частной собственности. Теоретической основой для такого вывода для них служили выводы классической школы политической экономии, прежде всего трудовой теории стоимости Д.Рикардо.
Наиболее видным представителем английского утопического социализма является Роберт Оуэн (1771-1858). Экономические вопросы рассматривались им в работах «Доклад графству Ленарк» и «Книга о новом нравственном мире». В этих работах он выступал как критик капитализма, но в отличие от Сен-Симона и Фурье опирался при этом на классическую политическую экономию. Но соглашаясь с Д.Рикардо в том, что единственным источником стоимости является труд, однако в отличие от него он считал, что при капитализме закон стоимости не действует, поскольку здесь продукт труда не полностью принадлежит рабочему, а распределяется между рабочими, капиталистами и землевладельцами. Такое распределение продукта труда Оуэн считал несправедливым, требовал реорганизации общества, которая обеспечила бы рабочему получение полного продукта его труда. Следовательно, из теории трудовой стоимости Рикардо он сделал социалистический вывод и попытался доказать, опираясь на эту теорию, необходимость радикальных перемен в обществе.
Но теорию трудовой стоимости Оуэн до конца не понял. Он утверждал, что стоимость товара при капитализме измеряется не трудом, а деньгами. Деньги же искажают истинную величину стоимости, являются не естественным, а искусственным мерилом, маскируют подлинные затраты труда на производство товаров. Естественным же мерилом является труд. Он выступал как активный противник денег и предлагал заменить их рабочими деньгами-квитанциями, на которых значилось бы сколько часов труда затрачено на производство определенного товара. Эту квитанцию производитель товара сможет обменять на другой товар, на который затрачено такое же количество труда. Подобную операцию можно будет осуществить на созданном для этих целей базаре справедливого обмена. Этот проект свидетельствует о непонимании Оуэном природы стоимости, величина которой определяется не индивидуальными общественно необходимыми затратами труда.
Оуэн предлагал реорганизовать не только обмен, но и производство, создав для этого «Союз производства». Для этого он предлагал использовать профессиональные союзы, которые должны были выкупить у хозяев предприятий средства производства и организовать свои собственные кооперативные предприятия.
Свою критику капитализма Оуэн доводил до признания необходимости создания нового общественного строя, в котором не будет нищеты и безработицы. Этот строй он называл социалистическим, а его ячейкой считал кооперативную общину, в которой люди будут заниматься как сельскохозяйственным, так и промышленным трудом. Немалую роль в процессе, организации общин он отводил государству, которое должно предоставить им в кредит необходимые ресурсы. Он не понимал, что в условиях капитализма кооперация неизбежно приобретет буржуазный характер.

В целом, даже с учетом ошибочности многих выводов и теоретических положении, содержащихся в трудах великих социалистов-утопистов, они сыграли выдающуюся роль в развитии общественной мысли.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *