Чем обусловлено возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера обж 8 класс
Источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствия
Урок 2. ОБЖ 8 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствия»
Чрезвычайную ситуацию называют просто ЧС резвычайная ситуация техногенного характера – это неблагоприятная обстановка на определенной территории, которая сложилась в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, могущая повлечь или уже повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, а также значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.
В первую очередь, ЧС классифицируются по масштабу распространения и тяжести последствий – данная классификация приведена в таблице.
Количество пострадавших людей
Число человек, для которых нарушены условия жизнедеятельности
Характеристика зоны ЧС по административному делению
Уровень принимаемых решений при возникновении ЧС
Территория населенного пункта
Органы местного самоуправления, КЧС*
КЧС органов власти субъекта
Территория двух субъектов
Правительство или КЧС субъектов, правительство РФ
Территория более двух субъектов
Президент, правительство РФ, МЧС РФ
ЧС техногенного характера могут возникнуть в результате следующего вида аварий: транспортные аварии, пожары и взрывы, аварии с выбросами опасных химических веществ, аварии с выбросами радиоактивных веществ, аварии с выбросами биологически опасных веществ, внезапное обрушение зданий и сооружений, аварии на электроэнергетических системах, аварии на коммунальных системах, аварии на очистных сооружениях и, наконец, гидродинамические аварии.
Рассмотрим транспортные аварии (или катастрофы). Транспортные аварии могут происходить как на производственных объектах, так и во время движения самого транспорта. Под производственными объектами, в данном случае, подразумеваются депо, порты, аэропорты, станции и тому подобное. Такие объекты, конечно, находятся рядом с населенными пунктами, а, значит, авария на таком объекте угрожает не только тем, кто находится непосредственно в транспортном средстве, но и окружающим. Например, самолет, потерпевший крушение в аэропорту города Иркутска летом две тысячи шестого года, врезался в гаражный кооператив и воспламенился, тем самым заставив гаражи загореться.
Аварии во время движения транспортных средств могут происходить как в населенном пункте, так и вдали от него. Во втором случае, транспортная авария, как правило, не угрожает людям, не находящемся в транспортном средстве. Однако, оказание помощи и ликвидации последствий могут быть серьезно затруднены, ввиду того, что необходимо будет потратить некоторое время и ресурсы на поиски (например, если самолет упал где-то в нейтральных водах).
Более тяжелые последствия влекут за собой выбросы опасных химических веществ. Такие выбросы могут немедленно привести к большому числу человеческих жертв, а также, к ухудшению здоровья людей и развитию различных болезней. Кроме того, аварии с выбросом ОХВ (о ха вэ) наносят вред экологии в пораженном районе.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ происходят, как правило, на атомных электростанциях или предприятиях по переработке ядерного топлива. Выбросы радиоактивных веществ приводят к многократному усилению радиационного фона в пораженном районе. В результате люди и животные подвергаются облучению, от которого, порой крайне сложно защитится (особенно, не имея специальных помещений). Самое плохое, что радиационное загрязнение не поддается ликвидации с помощью каких-то нейтрализующих химикатов. Радиационный фон ослабевает только со временем. Иногда требуется более сотни лет, чтобы радиационный фон ослаб лишь в два раза.
Аварии с выбросом биологически опасных веществ, как мы уже говорили, могут сопровождаться появлением какого-либо опасного вируса. Это может привести к эпидемии среди людей или животных и, как следствие, к многочисленным человеческим жертвам.
Обрушения зданий или сооружений, конечно, тоже приводят к человеческим жертвам. Обрушения могут происходить из-за увеличения нагрузок или нарушения проектных норм, а также в результате опасных природных явлений (например, землетрясений или эрозийных процессов). В качестве интересного примера рассмотрим следующую ситуацию. Существует традиция: молодожены вешают замочек со своими именами на мост. Один такой замочек имеет массу три-четыре килограмма. Вот и считайте, если пару тысяч молодожен повесят на мост такие замочки, то нагрузка на мост увеличится на шесть-восемь тонн, в то время как грузоподъемность небольших мостов не превышает 15 тонн.
Рассмотрим аварии на электроэнергетических и коммунальных системах. Такие аварии, конечно, почти никогда не сопровождаются гибелью людей. Тем не менее, люди остаются без отопления и электроэнергии, что приводит к немалым трудностям и, возможно, к временному ухудшению здоровья.
Большую опасность представляют собой аварии на очистных сооружениях. Выбросы не очищенных отходов повлекут за собой попадание токсичных веществ в окружающую среду. Это может привести как к массовым отравлениям среди людей и животных, так и к развитию какой-либо эпидемии и ослабления иммунитета в целом.
И, наконец, гидродинамические аварии. Эти аварии возникают в результате прорыва плотин, дамб или шлюзов. Помимо затопления больших территорий, гидродинамические аварии также могут привести к обрушению сооружений.
В завершении урока, ознакомимся с некоторыми крупными техногенными катастрофами, произошедшими в XXI веке. В процессе просмотра, постарайтесь определить, к какому виду аварий относится тот или иной пример.
21 сентября 2001 года на химическом комбинате в городе Тулуза (Франция), взорвалось около трехсот тонн нитрата аммония. Погибло 30 человек и более 300 были ранены. Данная авария повлекла за собой разрушения и повреждения нескольких тысяч зданий, среди которых были школы и детские сады. Кроме того, более 130 предприятий почти полностью остановили свою деятельность.
30 ноября 2002 года у берегов Испании затонул нефтяной танкер. В результате этой катастрофы в море попало более 63000 тонн мазута. Оценить ущерб, который был нанесен экосистеме просто невозможно.
26 августа 2004 года близ Кёльна (Германия) с моста высотой 100 метров упал бензовоз, перевозивший около 24 тонн бензина. После падения бензовоз взорвался. Эта авария также привела к тому, что автопоезд занесло, и он, пробив ограждение, тоже упал с моста.
17 августа 2009 года во время ремонта одного из гидроагрегатов Саяно-Шушенской ГЭС, произошла техногенная катастрофа. В результате аварии девять из десяти гидротурбин оказались неработоспособными, а машинный зал затопило. Конечно, работа ГЭС была остановлена.
12 марта 2011 года произошла катастрофа на атомной электростанции «Фукусима» (Япония). В результате сильного землетрясения на «Фукусиму» обрушилась цунами, которая вывела из строя четыре из шести ядерных реакторов станции. Кроме того, была повреждена система охлаждения. Последовала целая серия взрывов водорода. В результате, произошел выброс радиоактивных веществ в окружающую среду.
ГДЗ Параграф 5.1. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера ОБЖ 8 класс учебник Смирнов, Хренников ФГОС
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
Чем обусловлено возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера?
Для удовлетворения своих жизненных потребностей человек создал и постоянно совершенствует сферу производства и экономику. Всё это связано с работой различных машин и механизмов, с преобразованием различных видов энергий и веществ, которые совершает человек.
В результате этой деятельности в техносфере возникают различные опасные явления техногенного характера (аварии и катастрофы), которые и являются причиной возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Какие объекты экономики в случае производственной аварии на них представляют серьёзную опасность для населения и окружающей среды?
Существует большое количество объектов экономики, возникновение на которых производственных аварий может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера. К таким объектам относятся:
Какие чрезвычайные ситуации относятся к чрезвычайным ситуациям техногенного характера?
Какие критерии положены в основу классификации чрезвычайных ситуаций техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий?
Проводится также классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий. При этом принимаются во внимание такие следующие показатели: количество людей, пострадавших в этих ситуациях; количество людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности; а также размер материального ущерба и границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
ГДЗ Параграф 6.1. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера ОБЖ 8 класс учебник Смирнов, Хренников ФГОС
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
Какие основные мероприятия осуществляются по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера?
Какое значение для безопасности населения имеет своевременное его оповещение и информирование о возникновении чрезвычайной ситуации?
Своевременное оповещение и информирование населения о какой-либо угрозе или чрезвычайной ситуации имеет большое значение. Если население вовремя не предупредить о грозящей ему угрозе, последствия могут быть печальными. Если население успеть предупредить вовремя о грозящей ему угрозе, то, по крайней мере, большая часть населения сумеет спастись и подготовиться к эвакуации.
Как организована автоматизированная система о возникновении чрезвычайной ситуации населения в нашей стране?
На территории всех субъектов Российской Федерации созданы территориальные системы централизованного оповещения, которые находятся на постоянном дежурстве и обеспечивают оповещение более 90% населения за 30 минут. Для оповещения задействованы электросирены, проводное вещание, радио- и телевещание. При этом до 80% населения страны может быть оповещено менее чем за 5 минут.
В каких районах и для каких целей создаются локальные системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях?
Кроме централизованной системы оповещения, в районах размещения потенциально опасных объектов (атомных станций, гидроузлов, химических и взрывопожароопасных объектов) создаются локальные системы оповещения, которые являются частью территориальных систем. В настоящее время действует около 600 локальных систем оповещения.
Какими способами осуществляется оповещение населения о возникновении чрезвычайной ситуации?
Оповещение и информирование населения об опасностях, предусматривает своевременной доведение до населения сигналов опасности и необходимой информации с помощью комплексного использования систем радио-, проводного и телевизионного вещания, электросирен.
ГДЗ Параграф 2.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия ОБЖ 9 класс учебник Смирнов, Хренников ФГОС
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
1. Какими факторами обусловлена опасность техносферы для населения и окружающей среды?
Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловливается наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно, химически, биологически и взрывопожароопасных производств и технологий. К тому же, возможность возникновения аварий на них усугубляется высокой степенью износа основных производственных фондов, невыполнением своевременно соответствующих ремонтных и профилактических работ, падением производственной и технологической дисциплины.
2. К каким последствиям могут привести аварии в техносфере для безопасности жизнедеятельности человека?
Аварии в техносфере могут привести к гибели или ухудшению здоровья многих людей, загрязнению обширных территорий, разрушению промышленных и жилых зданий, значительным материальным потерям. А самые масштабные аварии в техносфере могут нанести колоссальный вред всем государствам в мире.
3. Что является основными источниками возникновения техногенных опасностей?
Основными источниками возникновения техногенных опасностей являются: радиационно опасные объекты, химически опасные объекты, транспорт, взрывоопасные объекты, гидротехнические сооружения и объекты коммунального хозяйства.
4. Каковы основные причины возникновения аварий и катастроф в техносфере?
Причины техногенных аварий и катастроф обусловлены:
5. В чем заключается отрицательное влияние человеческого фактора на обеспечение безопасности в техносфере?
Тем, что человек спешит скорее получить блага для своей жизни, не задумываясь о последствиях поспешных безграмотных решений, часто пренебрегая вопросами личной безопасности и безопасности окружающих в повседневной жизни и в процессе профессиональной деятельности.
Основы безопасности жизнедеятельности
8 класс
Урок 2
Причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера и защита от них
Опасности аварий и катастроф
Обычно аварии с выбросом таких веществ носят комбинированный характер. Кроме того, некоторые вещества в определенных условиях (скажем, при пожарах) в результате химических реакций могут образовывать ядовитые соединения.
Наибольшее количество аварий и катастроф происходит на пожаро- и взрывоопасных объектах, на предприятиях, использующих в производственном процессе химически опасные и радиоактивные вещества, на гидротехнических сооружениях. Такие предприятия называют потенциально опасными объектами. В настоящее время на территории Российской Федерации постоянно функционируют около 45 тыс. потенциально опасных промышленных производств и объектов, от аварий на которых продолжают страдать и гибнуть люди.
• износ технологического оборудования, транспортных средств и основных производственных фондов, достигающий в некоторых отраслях промышленности 90% и более; Существенно увеличивают опасность вредного воздействия на население возможные при таких авариях паника, распространение ложных и провокационных слухов, неповиновение должностным лицам и представителям власти. Обеспечение личной безопасности при техногенных аварияхЧто нужно сделать каждому, чтобы обеспечить личную безопасность и безопасность членов своей семьи на случай возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера? 1. Анализируя различные источники информации (передачи местного радио и телевидения, свидетельства соседей и сослуживцев и др.), постараться выяснить степень потенциальной техногенной опасности своего места жительства (работы, учебы), а также перечень чрезвычайных ситуаций, имевших место в этой местности в прошлом. Потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций создают: • наличие неподалеку от места жительства или работы предприятий, производящих, перерабатывающих или хранящих вредные химические вещества или радиоактивные материалы; Приведенный перечень типовых причин возможных чрезвычайных ситуаций может быть уточнен в зависимости от особенностей местности проживания. Зная характер и причины возможных в вашей местности чрезвычайных ситуаций, можно приблизительно оценить ее потенциальную опасность и понять, какие предупредительные меры стоит принять. 2. По каждому виду реально возможных в вашей местности чрезвычайных ситуаций нужно выяснить, какую потенциальную опасность они представляют. Опасность чрезвычайных ситуаций техногенного характера заключается в воздействии на человека и окружающую среду таких факторов, как воздушная ударная волна, радиация, вредные химические вещества, высокие и низкие температуры, вода, болезнетворные микробы и т. д. Чтобы полнее оценить опасность, нужно иметь представление об общих социально-экономических последствиях, в том числе долговременных, к которым приводит чрезвычайная ситуация. Для человека они в основном сводятся к нанесению вреда здоровью, потере трудоспособности, материальному и финансовому ущербу, снижению уровня жизнеобеспечения, ухудшению условий жизнедеятельности и другим негативным социальным последствиям. 3. Надо заблаговременно принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций и подготовиться к принятию мер по защите при их возникновении, для чего необходимо: • освоить курс по программе «Основы безопасности жизнедеятельности»; 4. Услышав предупредительный сигнал «Внимание всем!», подаваемый сиренами, гудками предприятий и транспорта, немедленно включить радиоприемник, телевизор и прослушать информацию о возникшей опасности и порядке действий. Поскольку сигнал и инструкции могут не дойти до каждого человека, надо сообщить о них соседям и знакомым. При получении сообщения о чрезвычайной ситуации каждый должен действовать в соответствии с ранее приобретенными знаниями и навыками, помогая членам своей семьи, соседям и товарищам. Покидая жилище при аварии, необходимо позаботиться о безопасности и сохранности оставленного имущества: отключить газ, отопление, погасить огонь, отключить электроприборы, убрать скоропортящиеся продукты, закрыть окна, надежно запереть двери. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ1. К каким чрезвычайным ситуациям относятся аварии и катастрофы? 2. Дайте определения аварии и катастрофы. Чем они отличаются? 3. Назовите типы чрезвычайных ситуаций и места их возможного возникновения.. 4. Как классифицируют чрезвычайные ситуации в зависимости от зоны поражения? 5. Какие объекты относятся к потенциально опасным? 6. Какие потенциально опасные объекты расположены в вашем городе, районе? Какую опасность они представляют для населения? 7. Расскажите о реальных авариях и катастрофах, происшедших в вашей области, городе, районе, и причинах их возникновения. 8. В каких организациях (органах управления) можно узнать о потенциальной опасности местности, где вы проживаете? Какую потенциальную опасность могут представлять возможные в вашей местности чрезвычайные ситуации? 9. Назовите заблаговременные меры по предупреждению и по защите от чрезвычайных ситуаций. 10. С какой целью передают предупредительный сигнал «Внимание всем!»? Что надо делать, услышав такой сигнал?
|