Чем обусловлено строительство храмов и гробниц в древнем египте каковы характерные
Архитектура древнего Египта
Благодаря своим загадкам истории, неповторимой культуре, смеси архитектуры и завораживающей природы на востоке Средиземного и Красного морей, в Египет сегодня приезжают множество учёных-египтологов, историков и просто любопытных туристов со всего мира.
Но самое главное – это внушительное историко-культурное наследство Египта: памятники культуры, руины, монументальные сооружения, которые олицетворяют прошлые эпохи человечества. Древнеегипетская цивилизация была одной из самых развитых и прогрессивных. Её значение для мировой культуры и влияние на последующее формирование всего мирового изобразительного искусства невозможно переоценить. Архитектура Древнего Египта уникальна и не имеет исторических аналогов. На неё воздействовали климатическая обстановка и особые религиозные представления. В результате возникали архитектурные произведения для умерших, а не для живых.
Храм Хатшепсут в Луксоре
В чём проявлялась уникальность древнеегипетской архитектуры?
Типичным древнеегипетским сооружением являются храмовые постройки со множеством крупных колон в просторных галереях. Колонны, на которых изображены фараоны, выступают частью интерьера.
Специфика всего египетского зодчества в деталях и необычных формах: статуях сфинксов и древнеегипетских богов, обелисках, настенных росписях, пилонах. В настенных росписях использовались очень яркие краски из минеральных веществ и материалов животного происхождения. Основополагающим сюжетом становилась жизнь фараонов и богов.
Вот главные специфические черты древнеегипетского зодчества:
Раннее Царство
Мало что сохранилось до нас с той поры. Египтяне в постройках применяли кирпич-сырец, который быстро разрушался. Главными постройками были молельни, мастабы (пирамидовидные гробницы с подземными камерами для погребения), святилища. При оформлении построек применялись вогнутые карнизы и узорные фризы. Основное предназначение построек – облегчение посмертной участи души усопшего.
Древнее Царство
Это эпоха пирамид. Форма пирамид обусловлена мифом о прахолме, который был образован во время сотворения мира. Древние египтяне верили, что по ступенькам пирамид могли сходить и восходить их боги.
Самые узнаваемые постройки – это пирамиды Гизы около Каира. Новым типом постройки в архитектуре древнего царства является храм солнца. Он расположен на возвышенности, обнесён стеной и в середине находится обелиск.
Среднее Царство
В это время фараоны максимально сконцентрировали власть в своих руках под эгидой Фив. Это привело к формированию духовного индивидуализма египтян, т.к. теперь все старались при жизни готовиться к личному бессмертию. Главный акцент теперь делается на строительство храмов и внутреннее убранство зданий, их сюжетные мотивы, которые должны были напоминать египтянам об их посмертной участи. Тогда же развиваются города с водостоками, широкими улицами.
Новое Царство
Этот период характеризуется культом бога Амона, ради которого возводились Луксорский и Карнакский храмы, храм Хатшепсут. Большинство сохранившихся построек относятся именно к этой эпохе.
Позднее Царство
Этот период характеризовался децентрализацией власти, иностранной интервенцией и полным захватом государства Александром Македонским. Тут обнаруживается синтез двух культур: греческой и египетской (яркий пример – храм Гора в Эдфу). Элементы традиционной египетской культуры (гипостили, пилоны) сберегались. В период персидского управления храмам придаётся меньшее значение, они уменьшаются, акцент смещается на декор.
Топ-10 древнеегипетских памятников
Какие архитектурные сооружения Древнего Египта самые знаменитые? Самые масштабные архитектурные шедевры Древнего Египта – это, безусловно, пирамиды. Также к популярным постройкам относятся статуи и храмы.
Это одна из древнейших пирамид. При её постройке Имхотепом впервые реализована идея вертикальной гробницы со ступенями (самое древнее каменное здание в мире). Её высота – 62,5 м. Имеет 6 ступеней-оснований размером 121х109 м. Есть глубокая шахта, которая сверху перекрывается куполом. С ней связана легенда о подземном городе, путь в который открывается только через неё.
Это заупокойный скальный храм, представляющий собой 3 ступени, которые соединены друг с другом пологими пандусами. На ступенях ранее размещались цветочные оранжереи с прудами. В храме большое количество колон и содержательных рельефов.
Наиболее известные, внушительных размеров пирамиды в мире – пирамиды Гизы (по возрастанию размеров): пирамиды Микерина, Хафра, Хуфу и самая известная – Хеопса. Высота пирамиды Хеопса – 140 м. Внутри неё 3 усыпальницы и погребальные помещения для фараона и царицы. О ней нет никаких сведений в древних папирусах (1-е упоминание сделал греческий историк Геродот). В пирамиде много загадочных коридоров, которые так и не удаётся окончательно исследовать.
Они представляют собой совокупность храмов, статуй и поразительных резных фигур. Этот комплекс делится на 4 отдельных участка, посвящённых разным богам. В комплексе полно лабиринтов, пилонов и сфинксов, создающих иллюзию среды животного мира. В Луксорском храме, сделанном в прямоугольном виде, с абсолютно симметричными формами и пропорциями есть обилие колон, а при входе находится статуя Рамзеса II и крупнейший обелиск.
Её отличительная характеристика – неповторимые формы: высота более 100 м., основа увеличивается под 54 градуса, а верхняя часть – под 43 градуса.
Они построены из камня и имеют огромные размеры. Храм Рамзеса II окружён 4-мя грандиозными статуями, а королевы Нефертари – 6-ю. Внутри много каменных резных фигурок и статуй.
Это целый комплекс зданий, статуй и храмов. Самая очаровывающее в нём – центральный коридор со сфинксами, создающий аутентичную атмосферу.
Её высота – 104 м. и это 3-я пирамида по высоте в мире. Она имеет красноватый яркий окрас.
Тут расположены кладбища египетских фараонов 1600-1100 гг. до н.э. Тут же есть известная гробница Тутанхамона, сидячие титаны Мемнона и др. Это архитектурное воплощение идеи вечной жизни.
Это самая огромная в мире монолитная статуя (длина – 70 м., высота – 20 м.) и представляет собой смесь человека и льва.
Периоды развития
В узкой длинной долине Нила в древности появилась уникальная цивилизация, которая на много веков опередила свое время. Тут активно развивалось искусство, религия, астрономия и архитектура. Многие из таких памятников древности сохранились до сих пор в отличном состоянии, являясь одними из самых популярных достопримечательностей в мире.
Прекрасно известны величественные пирамиды Гизы, которые представляют собой великолепный пример монументальной архитектуры Древнего Египта. В этой стране также можно найти другие древние виды сооружений, стилистика которых весьма оригинальна. Развитие этой уникальной цивилизации прослеживается в нескольких временных периодах.
К основным периодам развития египетской архитектуры относят следующие отрезки:
Доисторический период характеризуется возведением отдельных поселений, которые в обязательном порядке окружались фортификационными сооружениями. В это время обычно использовались недолговечные простые материалы, поэтому до наших дней шедевры этой эпохи практически не дошли. А вот в Древнем царстве начинается уже активное строительство крупнейших храмовых сооружений из камня, которые в Фивах и бывшем Мемфисе сохранились до наших дней.
В Среднее царство в Египте активно строились храмы, которые размещали в глубоких пещерах или же выдалбливали в скалах. К этому же времени относится возведение многочисленных пирамид, служивших усыпальницами для фараонов. В период Нового царства были построены такие архитектурные жемчужины Древнего Египта, как комплексы в Карнаке и Луксоре.
Начиная с первого тысячелетия до нашей эры Египет постепенно приходит в упадок, происходит ассимиляция с другими культурами, архитектура страны фараонов стала постепенно терять свою самобытность.
Уже с IV—III вв. ека до нашей эры чувствуется огромное влияние Древнего Рима, которому в те времена уже стало принадлежать это африканское государство.
Используемые строительные материалы
Основным строительным материалом в Египте был прочный природный камень. В те времена древние мастера смогли разработать уникальную технологию обработки известняка, который одновременно был прочен и устойчив к длительному выветриванию. Такой камень добывали в многочисленных каменоломнях, а потом с помощью уникальных технологий или же используя рабский труд доставляли непосредственно к месту строительства храма и многочисленных пирамид.
Из каменных огромных по своему размеру глыб высекали стройные высокие обелиски, делались столбы и массивные колонны, высота которых могла достигать 10 метров и более. Даже сегодня специалисты, обладая современными технологиями работы с камнем, поражаются утонченностью и совершенством таких форм, которые были сделаны более 5000 лет назад. Уникальны технологии строительства пирамид, сложенных из каменных огромных блоков. Такой материал обрабатывался с высочайшей точностью, поэтому в последующем не требовалось даже использовать строительные растворы для скрепления плит.
Древним египтянам была известна технология обустройства сводных сооружений, однако мастера того времени использовали более простые конструкции с тяжёлыми балками, которые опирались на пилоны, колонны и стены. Для архитектуры Древнего Египта характерны колонны-капители, выполненные в форме пальмы или цветов папируса.
А вот древесину для строительства жилищ и культовых сооружений в Древнем Египте не использовали. Из-за особенностей климата деревья тут практически не росли, поэтому они ценились на вес золота и использовались для изготовления речных и морских судов.
Считалось, что камень в сравнении с деревом — это по-настоящему вечный материал, который прослужит в последующем на протяжении многих тысяч лет.
Древние храмы
Для Древнего Египта характерны два типа храмовых комплексов, которые выдалбливались в скалах, или же так называемые пещерные сооружения, имевшие массивную и помпезность надземную часть. Для такой архитектуры характерно богатое внутреннее убранство и зодчество. В древности архитекторы начали применять оригинальную технологию, когда фасадные стены и статуи храмов выполнялись под небольшим уклоном, что обеспечивало их устойчивость и последующую долговечность.
Характерной особенностью храмов Египта является огромный колонный зал-гипостиль, который выполнялся с отверстиями в перекрытиях. Освещались такие сооружения солнечным светом, создавая соответствующую мистическую атмосферу и необычный облик. В архитектуре храмовых комплексов четко прослеживался обязательный для древних египтян закон симметрии. Все помещения были строго спланированы относительно центральной оси.
Крупнейшими храмовыми комплексами являются:
Самым крупным древним храмом в Египте считается комплекс Амона в городе Фивы. Выполнено это массивное здание из огромных по своему размеру блоков, которые доставлялись сюда из каменоломен, расположенных на удалении более 20 километров. Ученые до сих пор спорят о том, каким способом в древности могли доставлять блоки весом более 200 тонн на такие огромные расстояния.
Одним из самых известных пещерных храмов Египта является комплекс в Абу-Симбеле, который вырублен в скальной породе. Огромный фасад венчают гигантские скульптуры сидящих сфинксов-фараонов, которые прекрасно сохранились до наших дней. Внутри постройки имеется искусная роспись, выполненная в богатой и необычной цветовой гамме.
На сегодняшний день древнеегипетский храм Рамзеса в Абу-Симбеле считается одним из самых популярных достопримечательностей в этой стране.
Виды гробниц
Египтяне в древности верили, что человеческая душа живет вечно, поэтому они старались для каждого умершего строить небольшую границу, в которой располагалось всё необходимое для загробной жизни.
Для усопших фараонов возводились по-настоящему огромные гробницы-пирамиды, которые на сегодняшний день являются одними из чудес света и самыми популярными достопримечательностями в мире.
Принято выделять несколько основных видов гробниц в Египте:
Ученые до сих пор пытаются разгадать загадки древних пирамид, в первую очередь интересна их необычная форма, а стороны таких гробниц были строго ориентированы на юг, север, восток и запад. Известно, что некоторые такие сооружения строились на протяжении 20−30 лет. Каждый фараон, только сев на престол, сразу же начинал строительство пирамиды, которая в последующем должна была стать для него усыпальницей. В те времена цари Египта были одержимы идеей загробной жизни, поэтому их усыпальницы украшались различными сообщениями богам мертвых и декорировались на соответствующий мотив.
Самой известной пирамидой является гробница Хеопса, общая площадь которой равняется 53000 квадратным метрам. Это сооружение располагается неподалеку от Каира в пригороде столицы в Гизе. Сооружена пирамида из массивных огромных блоков, вес каждого из которых составляет 2−3 тонны. Внутри этого сооружения находится разветвлённый лабиринт, который заканчивается скрытой потаённой камерой, где и был похоронен фараон Хеопс.
Одним из первых сооружений этого типа является ступенчатая пирамида Джосера, расположенная в древней столице Саккаре. Интересна ее форма, которая состоит из 5 выраженных уровней. Известно, что построено это сооружение в 2800 годах до нашей эры. Главное здание представляет собой прямоугольник со сторонами 107 на 116 метров и высотой в 60 метров.
Храмовая архитектура Древнего Египта
Нил делил Древний Египет не только географически, но и в плане архитектуры.
Храмы, жилые и административные постройки возводились на восточном берегу реки. Погребальные и заупокойные постройки – на западном.
Типовые особенности храмов Древнего Египта
Египетские храмы делились на три типа:
• наземные. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре – прекрасные примеры этих храмов, воздвигавшихся на открытых пространствах;
• скальные. Эти постройки вырубались в скалах. Наружу выходил лишь фасад. Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле представляет собой скальный тип;
• полускальные. Это те храмы, которые могли сочетать в себе особенности первых двух типов. Храм царицы Хатшепсут в Долине Царей частично находится снаружи, а частично – в скале.
Посмотрите видео о храмовом комплексе в Карнаке
Авторство этого элемента традиционно приписывается египтянам. Оставляя пилоны позади, посетитель попадает во внутренний двор, окружённый колоннами – перистиль. За ним стоит гипостиль – колонный зал, освещённый солнечными лучами, падающими через потолочные просветы.
За гипостилем могли располагаться ещё меньшие комнаты, которые, в результате, приводили в святилище. Чем дальше вглубь храма – тем меньшее количество людей могло туда попасть.
Святилище было доступно лишь высшим жрецам и фараону. Традиционный строительный материал для храмов – камень.
Храмовый комплекс в Карнаке
Храм в Карнаке считался главным египетским святилищем. Он традиционно располагается на восточном берегу Нила и посвящён богу Амону-Ра. Эта постройка напоминает по своим размерам небольшой город (1,5 км на 700 м).
Возведение храма началось в XV веке до н. э. К строительству комплекса приложил руку не один фараон. Каждый из них выстраивал свои храмы и расширял масштабы постройки. Выдающимися архитектурными постройками считаются храмы Рамсеса I, II, III, Тутмоса I и III и фараонов из династии Птолемеев.
Комплекс состоит из трёх частей и в плане напоминает букву Т. Вход в храм обрамлён пилоном высотой 43 м, который открывает собой обширный прямоугольный внутренний двор, обставленный папирусовидными колоннами. Этот двор завершается ещё одним пилоном, впускающим посетителя в гипостильный зал.
Среди множества колонн можно заметить центральный проход, обставленный колоннадой высотой 23 м. Это самый высокий зал в Египте, потолок которого возвышается по центру, относительно боковых частей.
Через образованный выступ в зал падает свет, который играет на расписанных стенах и колоннах. В конце зала – новый пилон, за которым новый двор. Эта система залов приводила к священной комнате, где хранилась статуя бога.
С юга к храму примыкает озеро, на берегу которого расположен жук-скарабей из гранита немалых размеров. Когда-то карнакское святилище соединялось с храмом в Луксоре аллей сфинксов. Но теперь она разрушена, часть сфинксов остались нетронутыми временем. Они расположились ближе к карнакскому комплексу. Это высокие статуи львов с головами баранов.
Храмовый комплекс в Абу-Симбеле
Этот храм также был возведён фараоном Рамзесом II в XIII веке до н. э. Постройка относится к типу скальных храмов. На входном фасаде выставлены гигантские статуи покровительствующих фараону богов: Амона, Ра и Птаха. Рядом с ними соседствует сам фараон в сидячей позе. Интересно, что фараон придал свой облик всем трём богам. Рядом с ним сидит его жена – Нефертари вместе с детьми.
Этот скальный храм представляет собой комплекс из четырёх залов. Они последовательно уменьшаются. Доступ в них, кроме самого первого, был ограничен. Самая последняя комната была доступна лишь фараону.
В святилище храма расположились те же четыре статуи, что встречают вас при входе: статуи Амона, Птаха, Ра и самого фараона. Особенностью этой постройки стало то, что 22 октября и 22 февраля с восхода солнца в храм проникает световой луч, который движется по коридору и, попадая в сакральную нишу, последовательно касается каждой из статуй (кроме статуи Птаха, бога тьмы).
Рядом с храмом мужа прорублен в скале другой, посвящённый его жене – Нефертари. При входе внутрь в гигантских альковах возвышаются шесть 10 метровых статуй фараона и его жены. Святилище возводилось в честь богини Хатхор, которой были приданы черты Нефертари.
Храм царицы Хатшепсут
Этот заупокойный храм находится с запада от Нила и относится к полускальному типу храмов. Задолго до появления греческого Парфенона, это святилище преподносит шедевр архитектурной гармонии.
На крутых скалах Ливийского плоскогорья были установлены три террасы, соединённые пандусами. Вход на каждую из террас был обозначен белоснежным портиком с колоннами.
Ко входному пилону нижней террасы вела аллея сфинксов, начинающаяся с побережья Нила. Ширина аллеи достигала 40 метров. Перед храмом был раскинут сад с Т-образными бассейнами. Гигантские статуи украшали постройку.
Храмовое строительство в древнем Египте в эпоху нового царства
I. Постановка задачи.
III. Основная часть.
3. Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.
4. Храм в Мединет-Абу.
5. Скальные храмы в Абу-Симбеле.
VI. Список литературы.
Я выбрала эту тему, потому что мне всегда, на уроках истории, было очень интересно узнавать что-нибудь новое о Древнем Египте. Но когда у нас начались уроки мировой художественной культуры, и я узнала, что мы будем проходить Древний Египет, я с нетерпением ждала этого.
Я решила узнать побольше именно об архитектуре Египта, т.к. это наиболее интересно. А также по этой теме было достаточно литературы для написания реферата.
У египтян учились наши учителя греки; египетской пшеницей кормился императорский Рим; христианство нигде не имело столь благодатной почвы, как в Египте. Но когда закладывались фундаменты европейских соборов, Египет как великая страна исчез из памяти цивилизованных народов, превратился просто в страну феллахов1, «народа без истории».
Я считаю нужным сказать, о том, чем отличается архитектура эпохи Нового царства от архитектуры эпохи Древнего и Среднего царств.
В эпоху Нового царства особенно развивается архитектура. Создаются огромные храмы, которые свидетельствуют о больших материальных возможностях, какими располагал Египет Нового царства. Любое архитектурное здание могло быть выполнено лишь при наличии огромного количества рабочих рук, которыми располагали тогда египтяне.
Строительное искусство продолжает идти по пути, который наметило Среднее царство. Архитектура теперь не знает больших плоскостей, не разделённых и не оживлённых, подобных огромным стенам пирамид. Храмы наполняются колоннами, их стены прерываются рельефными украшениями и статуями, которые должны были оживлять многотонные поверхности.
Этот расцвет архитектуры проходит через всю эпоху Нового царства. В особенности в этом отношении следует подчеркнуть время Рамсеса II, который из всех царей Египта проявил наиболее кипучую строительную деятельность.
Наиболее яркими архитектурными постройками эпохи Нового царства можно считать храмы в Луксоре, в Карнаке, в Дейр-эль-Бахри, в Мединет-Абу, а также скальные храмы в Абу-Симбеле.
Луксор.
«Фараон Аменхотеп III построил храм для праздников южнее молельни Тутмоса III, ближе к Нилу и параллельно его течению. Строителем был тоже Аменхотеп, сын Хапу, главный архитектор фараона. Он был единственным, кому разрешили построить свой заупокойный храм на западном берегу Нила, там же, где стоят заупокойные святилища фараонов. Основные строительные работы были завершены при Аменхотепе III. Его преемники не внесли существенных изменений в композицию храма Амона, хотя некоторые строительные работы и были проведены.
Внешние стены храма тоже были украшены рельефной росписью. В основном она изображала сцены битв и сражений. Большая их часть погибла.
Карнак.
Самое крупное храмовое сооружение Древнего Египта было построено в северной части города Фивы на восточном берегу Нила. Начиная с XIX династии этот комплекс в Карнаке считается национальной святыней. Фараоны строили здесь в течении двух тысяч лет. Свой характерный облик храм приобрёл в период Нового царства. Храм должен был прославлять бога Амона и могущество Египта. Храмовый комплекс Карнака состоял из трёх частей. Самой большой была средняя часть. Здесь с востока на запад возвышается большой храм Амона. Кроме большого храма здесь было много меньших по размерам храмов и молелен. Храмы Гора и Пта сохранились достаточно хорошо. У южной стены храма Амона-Ра находилось искусственное озеро прямоугольной формы. Оно существует и по сей день. Это озеро играло важную роль в проведении религиозных обрядов. На южном берегу были построены складские помещения. Неподалёку от храма Амона находился участок святилища бога Монту. На этой территории стоял небольшой храм Монту и находилось маленькое озеро. На юге располагался район святилища богини Мут. Храм богини был построен на берегу священного озера, имеющего форму подковы. С храмом Амона его соединяла дорога со сфинксами. Оба этих храма построил Аменхотеп III. Святилище Мут было украшено сотнями тронных скульптур богини Сехмет, выполненных из диорита и гранита. Естественно, территория храмов Монту и Мут были обнесены стеной.
Длинная дорога для религиозных шествий соединяла храмы Амона и Мут с луксорским храмом. Иногда его называли «южным гаремом» Амона. На празднике «Опет», который в годы ХХ династии продолжался 27 дней, бог Амон выезжал на своей барке из Карнака в Луксор, по случаю другого праздника он переправлялся через реку и посещал заупокойные храмы усопших фараонов, превратившихся в богов.
Первый храм Амона был, вероятно, построен в годы «первого переходного периода», об этом рассказывают дошедшие до нас документы и записи. О постройках времён XII династии известно несколько больше, от времён Сенусепрта I до нас дошли несколько стен фундамента и камни одной из молелен.
Одно из помещений получило сейчас название «Ботанический сад», стены здесь расписаны фресками с изображениями экзотических растений и животных. Здесь же обнаружены барельефы, на которых изображён фараон во время приношения жертвы своим предшественникам. 60 картушей с именами фараонов смогли прочитать археологи на этих барельефах. Это неоценимая помощь учёным и историкам, т.к. надписи помогли уточнить хронологию истории Древнего Египта. Рядом с восточной стороной храма Амона и залом для праздников, между двумя обелисками Хатшепсут, фараон Тутмос III построил ещё один маленький храм. Кроме этого, фараон поставил ещё один новый пилон (VII) между пилоном (VIII) Хатшепсут и большим храмом. Полученный таким образом двор он украсил статуями.
Аменхотеп III в Карнаке строил относительно мало. Он построил огромный новый пилон (III) на западе от пилона IV. Для этого строительства он использовал строительный материал, оставшийся после сноса молелен его предшественников. Здесь археологи обнаружили остатки маленьких храмов Сенусерта I и Аменхотепа I, кварцитового зала священной ладьи Хатшепсут и др. Двойной ряд колонн в форме связок папируса, похожих на луксорские, вероятно, тоже построил Аменхотеп III, желая подчеркнуть взаимосвязь двух храмов.
Хоремхеб, последний фараон XVIII династии, построил в западной части этой двойной колоннады, ведущей к пилону Аменхотепа III, ещё один новый пилон (II). К числу его деяний принадлежат также пилоны IХ и Х и дорога со сфинксами к храму Мут.
Фараон Сети I è Ðàìñåñ II воздвигли между пилонами II и III âåëèêîëåïíûé êîëîííûé çàë, êîòîðûé ñ÷èòàþò îäíèì èç ñàìûõ ìîíóìåíòàëüíûõ èíòåðüåðîâ äðåâíååãèïåòñêîé àðõèòåêòóðû. По оси зала высится двойная колонная галерея Аменхотепа III. Высота колонн 23 метра. Потолок, поддержанный колоннами, возвышается над соседними пролётами на 10 м. Отсюда свет попадает внутрь здания через окна с каменными решётками. На капители колонн в форме раскрывшихся цветков папируса струится мощный поток солнечного света, остальные колонны зала находились в полумраке, их капители имели форму нераскрывшихся бутонов. Зал имел размеры 102 х 53 м, на этой огромной площади стоят 134 колонны. Они, как и стены зала, были покрыты цветными барельефами. Стены зала были украшены такими же барельефами и снаружи. Перед пилоном II, который когда-то был главным фасадом храма, Ðàìñåñ II поставил два своих колоссальных каменных изображения. Дорогу, ведущую от Нила к главному входу в храм, охраняли сфинксы с бараньими головами.
Фараон Ðàìñåñ II построил маленький храм перед пилоном II, который был в то время главным фасадом храма. Этот храм, расположенный с севера на юг, стоит несколько к югу от главной оси планировки храма Амона. Служил этот храм для остановки торжественного шествия. Его планировка традиционная: за фасадом пилона находится двор с колоннами, два колонных зала и святилище. Перед массивными столбами, которые ограничивали дворик с востока и запада, стояли статуи фараона в праздничном убранстве.
Современный облик большой храм Амона приобрёл в позднюю эпоху. Фараон Тахарка, нубиец по происхождению, поставил по примеру храма в Луксоре перед пилоном главного входа двойной ряд колонн. Точно неизвестно, когда началось строительство пилона I, íî íàì èçâåñòíî, что закончилось оно уже при Птолемеях, когда перед пилоном II образовался огромный двор. Конечная композиция храма Амона повторила традиционную планировку египетских храмовых построек. Во времена Птолемеев на месте старого зала с ладьёй была построена гранитная молельня. На территории комплекса большого храма Амона в Карнаке находилось много других маленьких храмов и молелен. На месте молельни Среднего царства в годы правления Тутмоса III рядом с северной стеной был построен маленький храм бога Пта. В период правления Птолемеев перед этим небольшим святилищем были возведены пилон и великолепные входные ворота. В самом храме находились три святилища, до наших дней дошли две статуи богов, в среднем святилище находились статуи бога Пта, в правом святилище стоит статуя богини Сехмет. Свет падает прямо на эти статуи через маленькие окна в потолке. Это драматическое зрелище покоряет и человека наших дней.
Храм бога Хонсу находится в юго-западной части комплекса храма Амона. Построил его Ðàìñåñ III, предположительно на месте одного из старых храмов, т.к. дорога из луксорского святилища ведёт прямо к входу в храм Хонсу. По сторонам дороги стоят сфинксы с именем фараона Аменхотепа III. Планировка храма проста, он построен по обычным правилам. За пилоном фасада следует двор, окружённый с трёх сторон двойным рядом колонн, далее следует зал с колоннами, зал с ладьёй, зал-вестибюль с четырьмя опорами и жертвенным алтарём и святилище с тремя нишами.
Священная территория комплекса храма бога Амона обнесена кирпичной стеной, ворота в стене были богато украшены в период Птолемеев.
Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.
Вокруг этого двора сгруппированы все помещения заупокойного храма. В середине двора, в направлении на запад, в скале была высечена молельня, служившая культу усопшей царицы. В северной части двора было построено святилище Солнца, на юге находились молельни бога Амона и фараона Тутмоса I. Внутренние стены храма покрыты цветными барельефами. На них увековечены события, произошедшие в годы правления царицы: проводы экспедиции в страну Пунт и др. Нижний двор и террасы были превращены в цветущие сады с экзотическими растениями и деревьями. Белый храм, стоящий на фоне жёлтой скалы и окружённый зеленью цветущих садов, должен был восприниматься как чудо.
Храм Мединет-Абу.
Дворцовый храм Рамсеса III находится в южной части Мединет-Абу, «города мёртвых» в Фивах. Это наиболее хорошо сохранившийся заупокойный храм. Само здание храма похоже на цитадель, окружённую зубчатой стеной. В северной и южной части стены возвышаются крепостные башни с воротами. Храм и дворец защищены ещё одной внутренней стеной, усиленной башенными укреплениями. Жилища жрецов и прислуги находились между этими стенами. Двор за первым большим пилоном служил одновременно дворцовой площадью и открытым аван-залом храма. Дворец находился на западной стороне архитектурного ансамбля Рамсеса II. Двойная функция двора-площади была усилена тем, что перед фасадом дворца стояла колоннада, а напротив неё находились огромные колонны бога Осириса. За вторым, меньшим по размерам пилоном расположен двор для проведения праздников, который тоже был украшен колоннами с изображением Осириса. Из этого двора можно было пройти в зал с 24 колоннами, а от него дорога вела в центральное святилище триады богов (Амон, Мут и Хонсу) и к прочим помещениям. Комплекс дворцового храма завершали кладовые, находящиеся за большой стеной. Цветные барельефы украшали не только стены храма изнутри и снаружи, но и поверхности колонн и столбов. На этих картинах особенно часто встречаются сцены сражений и охоты.
Скальные храмы в Абу-Симбеле.
Архитектура Древнего Египта процветала на протяжении трёх тысячелетий. Путь её развития шёл от сложных, объёмных форм к более простым. Оригинальное формотворчество в египетской архитектуре отражало религиозное мировоззрение древних египтян. Именно поэтому её влияние на архитектуру сопредельных с Египтом государств было незначительным. Однако после того, как связи Египта с Грецией, а потом и с Римом начали развиваться, европейская культура получила возможность познакомиться с достижениями египетской науки, архитектуры и искусства. Так, например, египетская конструкция каменных карнизов стала применяться греками при строительстве храмов, объёмные архитектурные формы соборного типа тоже происходят из Египта. Эти архитектурные формы используются в строительстве и в наши дни.
Узнать всё это было очень интересно и полезно. Теперь я много знаю о храмах Древнего Египта. Была бы рада, если бы можно было узнать ещё что-нибудь.
Список литературы:
— Виноградова Н.А., Дмитриева Н.А. «Искусство древнего мира». М., 1989
— Заморский В. » Путешествие к семи чудесам света.» М., 1980
— Струве В.В. «История Древнего Востока». Л., 1941
— Целлар Каталина «Архитектура страны фараонов.» М.,1990
— Чизхолм Дж., Миллард Энн «Ранние цивилизации.» М.,1995