Чем обусловлено создание науки экологии
Экология. Шпаргалка
Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Экология». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экология. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2. История развития экологии
Историю развития экологии разделяют натри этапа.
Первый этап (XVII–XVIII вв.) является этапом зарождения экологии как науки, характеризующийся накоплением данных о взаимосвязи организмов с природной средой.
В этот период Т. Мальтус и Ж. Б. Ламарк первыми обосновали негативные последствия влияния деятельности человека на природу.
Второй этап (вторая половина XIX в.) экология становится самостоятельной отраслью знаний. Данный этап начинается с работ русских ученых Н. А. Северцова, В. В. Докучаева и других, которые предложили основные принципы и понятия экологии, актуальные до настоящего времени. В 1877 г. немецкий гидробиолог К. Мебиус ввел понятие о биоценозе.
Огромный вклад в развитие основ экологии внес Ч. Дарвин, открывший основные факторы эволюции живых организмов. Именно в этот период (1866 г.) немецкий биолог Э. Геккель предложил термин «экология».
Экология как самостоятельная наука окончательно сформировалась в начале XX в. Начинают публиковаться обобщения и сводки различных иностранных ученых (Ч. Адамс, В. Шелфорд и др.). В. И. Вернадским создается фундаментальное учение о биосфере. В 1935 г .А. Тенсли выдвинул понятие «экологическая система», а в 1940 г. русский ученый В. Н. Сукачев предложил понятие «биогеоценоз». Во второй половине XX в. экология приобретает особое значения, что связано с загрязнением окружающей среды в результате антропогенного воздействия. Закладываются научные основы охраны природы Г. А. Кожевниковым, В. В. Докучаевым, С. В. Завадским и др.
В третьем этапе (середина XX в. идо настоящего времени) развития экологии происходит переход экологии в комплексную науку, которая включает в себя науки об охране природной и окружающей среды. Данный период связан с именами таких ученых, как Д. Харпер, Ю. Одум, Р. Уиттекер, Т. Миллер, Ю. Н. Куражковского, Н. Ф. Реймерса и др.
При исследовании и изучении проблемы истощения природных ресурсов на основе экологии появляется наука Основы природопользования. В 1959 г. экологом Ю. Н. Куражковским был предложен термин «природопользование» и его определение «комплексная научная дисциплина, исследующая общие принципы рационального (для данного исторического момента) использования природных ресурсов человеческим обществом. Ее задачи сводятся к разработке принципов осуществления всякой деятельности, связанной либо с непосредственным пользованием природой и ее ресурсами, либо с изменяющими ее воздействиями».
В последнее десятилетие возникла новая научная дисциплина — геоэкология, изучающая антропогенные изменения территориальных и аквасистем, их компонентов и последствия этих изменений.
Экология: история развития, законы и задачи. Влияние экологии на человека
Экология – это наука о взаимодействии растительного, животного мира и человечества между собой и окружающей средой.
Что изучает экология? Объектами изучения экологии могут быть отдельные популяции, роды, семейства, биоценозы и т.д. При этом исследуются взаимоотношения разных организмов и их действие на природные системы.
Проблемы экологии
Главными проблемами экологии являются:
История развития экологии
На вопрос: «Что такое экология?» пытались ответить еще задолго до нашей эры, когда впервые люди начали задумываться об окружающем мире и взаимодействии человека с ним. Эту тему затрагивали в своих трактатах древние ученые Аристотель и Гиппократ.
Термин «экология» предложил в 1866 году немецкий ученый Э.Геккель, который описывал взаимоотношения живой и неживой природы в своем труде «Всеобщая морфология».
Этапы развития
Выделяют 4 этапа развития экологии
Этап I. Первый этап связан с работами древних философов и их учеников, которые собирали информацию об окружающем мире, изучали основы морфологии и анатомии.
Этап II. Второй этап начался с приходом в науку термина «экология», в этот период активно трудился Дарвин, с его эволюционной теорией, природным отбором, которые стали центральными вопросами для экологической науки тех времен.
Этап III. Третий этап характеризуется накоплением информации, ее систематизацией. Вернадский создает учение о биосфере. Появляются первые учебники и брошюры по экологии.
Этап IV. Четвертый этап продолжается до сих пор и связан с массовым распространением экологических принципов и законов во всех странах. Проблемы экологии стали насущным вопросом международного значения. Сейчас экология занимается изучением этих проблем и поиском оптимального решения.
Законы экологии
Основные экологические законы были сформулированы Барри Коммонером, и звучат так:
Первый закон — все связано со всем.
Действия человека всегда отражаются на состоянии окружающей среды, принося вред или пользу. В дальнейшем по закону обратной связи это влияние скажется и на человеке.
Второй закон — все должно куда-то деваться.
Очень остро стоит вопрос об утилизации отходов. Этот закон подтверждает, что недостаточно просто создать свалки для мусора, нужно разрабатывать технологии для его переработки иначе последствия будут непредсказуемы.
Третий закон — природа «знает» лучше.
Не нужно пытаться перестроить природу под себя, массовые вырубки деревьев, высушивание болот, попытки управлять природными явлениями не приводят ни к чему хорошему. Все, созданное до человека, прошло немало испытаний на пути эволюции и только немногие смогли дожить до наших дней, поэтому не стоит всякий раз вмешиваться в окружающий мир для удовлетворения своих потребностей.
Четвертый закон — ничто не дается даром.
Этот закон напоминает человеку, что нужно рационально использовать природные ресурсы. Экономя на охране окружающей среды, человечество обречено на болезни, которые вызваны ухудшением качества воды, воздуха, еды.
Задачи экологии
Как влияет экология на человека?
Существует три вида влияния окружающей среды на человеческий организм:
Благоприятное воздействие на человека оказывает свежий воздух, чистая вода, умеренное количество ультрафиолета. Наблюдение за животными, дружба с ними приносит эстетическое удовольствие.
Неблагоприятное влияние в основном связано с деятельностью самого человека. Загрязненный химическими, токсическими веществами воздух наносит весомый ущерб здоровью. Удобрение почвы, уничтожение вредителей культур ядовитыми средствами, внесение стимуляторов роста негативно сказываются на состоянии почвы, как следствие мы употребляем продукты с высоким содержанием токсинов, что ведет к развитию патологии ЖКТ.
Почему нужно сохранять экологию?
Нас окружает современная техника, которая делает жизнь легче и комфортнее. Каждый день мы пользуемся транспортом, мобильными телефонами и многими другими вещами, которые постепенно разрушают окружающую среду. В дальнейшем это сказывается на здоровье населения и продолжительности жизни.
Сегодня экология находится в тяжелом состоянии: природные ресурсы на исходе, многие виды животных и растений на гране вымирания, все чаще идут кислотные дожди, увеличивается число озоновых дыр и т.д.
Такая неблагоприятная обстановка ведет к изменениям в экосистемах, целые ареалы стают непригодными для проживания людей и животных. Растет количество онкозаболеваний, сердечных патологий, расстройств нервной системы, органов дыхания. Все чаще рождаются дети с врожденными пороками, хроническими заболеваниями (бронхиальная астма, аллергии).
Человечество должно задуматься как можно скорее о своем вредоносном влиянии на окружающий мир и начать решать глобальные экологические проблемы. Человек не может прожить без кислорода и пяти минут, но каждый день воздух все больше загрязняется людьми: выхлопными газами, отходами от промышленных предприятий.
Водный дефицит приведет к вымиранию всего животного и растительного мира, изменению климата. Чистая вода необходима и человеку, который может умереть от обезвоживания или возбудителей серьезных заболеваний, что передаются через воду.
Поэтому каждому человеку необходимо заботится об окружающей среде, начиная с уборки двора, улицы, проверки технического состояния автомобиля, соблюдения правил утилизации отходов. Люди должны перестать разрушать свой собственный дом, иначе угроза исчезновения жизни на планете станет реальной.
«История экологии как науки»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
История экологии как науки
1 этап. Зарождение и становление экологии как науки До 60-х г.г. XIX века На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения.
С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. Представления древнего человека об окружающей среде не носили научного характера и не были осознанными, но с течением времени они послужили источником накопления экологических знаний. Уже в самых древних из известных нам письменных источниках не только упоминаются различные названия животных и растений, но сообщаются некоторые сведения об их образе жизни.
Аристотель (384-322 до н.э.) В «Истории животных» различал водных и сухопутных животных, плавающих, летающих, ползающих. Интересовали такие вопросы, как приуроченность организмов к местообитаниям, одиночная или стайная жизнь, различия питании и т. д.
Вопросы строения и жизни организмов рассматривались в трудах таких античных мыслителей и философов, как : Теофраст (372–287 гг. до н.э.) «История растений» Плиний Старший 923-79 н.э.) «Естественная история»
Удивительные открытия, которые принесли с собой путешествия в отдаленные страны и великие географические открытия эпохи Возрождения, послужили толчком для развития биологии. Описание животных сопровождалось сведениями об их поведении, повадках, местах обитания.
Роберт Бойль (1627-1691) Первым осуществил экологический эксперимент Изучал влияние низкого атмосферного давления на различных животных
Карл Линней (1707-1778 гг.) «Экономия природы» «Общественное устройство природы» Под «Экономией» Линней понимал взаимные отношения всех естественных тел. Сравнивал природу с человеческой общиной, живущих по определенным законам.
Важные наблюдения, оказавшие влияния на развитие экологии, были выполнены учеными Российской академии наук в ходе экспедиционных исследований, проводимых со второй половины 18 века: Степан Петрович Крашенинников (1713-1755) – «Описание земли Камчатки», Иван Иванович Лепёхин (1740-1802) – «Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адьюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства» Петр Симон Паллас (1741-1811) – «Описание животных российско-азиатских»
Жан Батист Ламарк (1744-1829) Автор первого эволюционного учения. Считал, что важнейшей причиной приспособительных изменений организмов, эволюции растений и животных является влияние внешних условий среды.
Карл Францевич Рулье (1814-1858) Профессор Московского университета В своих трудах и публичных лекциях настоятельно подчеркивал необходимость изучения эволюции живых организмов и объяснения жизни, развития и строения животных в зависимости от изменений их среды.
2 этап. Оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний 60-е гг. XIX в. – 50-е гг. XX в.
Чарльз Дарвин (1809-1882) Основатель учения об эволюции органического мира. Вывод Ч. Дарвина о существующей в природе постоянной борьбе за существование принадлежит к числу центральных проблем экологии.
В ХХ в. большой вклад в развитие экологии внесли такие всемирно известные ученые, как Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920) Василий Васильевич Докучаев (1846-1903) Владимир Николаевич Сукачев (1880-1967)
3 этап. Превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды 50-е гг. XXв. – до настоящего времени
Прогрессирующее загрязнение окружающей среды и резкое усиление воздействия человека на природу. Осознание роли экологических знаний. Понимание того, что деятельность человека угрожает самому существованию человечества. Экология становится теоретической основой для рационального использования природных ресурсов.
Методы исследования в экологии Натуральные наблюдения Эксперименты в естественных условиях Лабораторные опыты Математический анализ (моделирование)
В период своего возникновения экология была составной частью биологии. Современная экология тесно переплетается с целым рядом смежных наук (биология, география, геология, физика, химия, генетика, математика, медицина, агрономия, архитектура и т.д.)
Научные отрасли и дисциплины экологии Популяционная экология Географическая экология Химическая экология Промышленная экология Экология растений Экология животных Экология человека
Вывод: 1. Современная экология – универсальная, бурно развивающая, комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты. 2. Экология – наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1609158
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
История развития экологии
Содержание:
Введение
Существование цивилизации на нашей планете неразрывно связано с природными условиями. Она возникла, когда человек научился использовать огонь и другие средства и инструменты, позволяющие ему изменять окружающую среду. Экология стала представлять практический интерес с появлением человечества. Первобытный человек, борясь за выживание, должен был обладать определенными знаниями о видах животных, их повадках и местах обитания.
Уже тогда люди влияли на количество и разнообразие животных и растений, но отсутствие инструментов и охотничьих навыков не позволяло им сеять хаос в природной среде. Путем проб и ошибок люди накапливали эмпирические знания об окружающем мире. Люди постепенно изучали повадки и способы передвижения животных, на которых охотились; полезные и вредные свойства растений, особенности их жизненных циклов и места произрастания; изучали рельеф местности в поисках укрытий и т.д.
Первый этап
Возникновение и становление экологии как науки (до 60-х годов ХIХ века). На этом этапе были собраны данные о взаимодействии живых организмов с окружающей средой, сделаны первые научные обобщения.
С развитием цивилизации развивались экологические знания и экологические проблемы.
Уже в начале новой эры многие древние цивилизации погибли из-за неумелого управления. Например, Вавилонское царство погибло из-за непродуманного строительства ирригационных систем и интенсивного использования воды рек Тигр и Евфрат для орошения. По мнению Л. Н. Гумилева (1990), очередная «победа над природой» погубила великий город: в начале новой эры от него остались лишь руины.
То же самое наблюдалось в Египте, Шумере, Ассирии и других странах. Иероглифы на пирамиде Хеопса предупреждали уже тогда: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира».
Одним из первых естествоиспытателей, осознавших необходимость синтеза наук в изучении природы, ее живых и неживых элементов, был великий немецкий ученый Александр Гумбольдт. О целостном изучении природы он писал в своей обобщающей теоретической работе «Космос»: «Мое внимание будет направлено на взаимодействие сил, влияние неживой природы на растительный и животный мир, их гармонию».
В то же время, что и Александр фон Гумбольдт, известный русский зоолог Карл Рулье (1814-1858) подчеркивал единство среды и организмов в природе и их эволюционное развитие. Он утверждал, что природа вечна, все ее явления взаимосвязаны и образуют единое целое. В природе все формируется путем медленных, непрекращающихся изменений.
Второй этап
Начало этого этапа ознаменовалось публикацией работ русских ученых К. Ф. Рулье (1814-1858), Н. А. Севецова (1827-1885), В. В. Докучаева (1846-1903), которые первыми установили ряд принципов и понятий экологии, не утративших своего значения и по сей день. Не случайно американский эколог Й. Одум (1975) считает Докучаева одним из основателей экологии. В конце 70-х годов 19 века немецкий гидробиолог К. Мёбиус (1877) вводит важнейшее понятие биоценоза как закономерного сочетания организмов в определенных условиях среды.
Неоценимый вклад в разработку основ экологии внес Ч. Дарвин (1809-1882). Ключевым положением в учении Дарвина является теория естественного отбора как результата борьбы за существование. Обычно живых организмов производится гораздо больше, чем может выжить, поэтому происходит борьба за существование либо между особями одного или разных видов, либо в силу физических условий жизни. Дарвин писал, что каждый организм зависит не только от условий своей среды обитания, но и от всех других живых существ вокруг него. В результате естественного отбора сохраняются те организмы, которые претерпели изменения, дающие преимущества для существования в данных условиях.
Такие соображения дали немецкому ученому Эрнсту Геккелю, современнику Дарвина и его преемнику, повод заявить о целесообразности создания новой науки об отношениях живых организмов и их сообществ друг с другом и с окружающей средой.
Взгляды Дарвина. Взгляды Дарвина на борьбу за существование, не только как борьбу организмов друг с другом, но и с окружающей неживой средой, послужили научным фундаментом, на котором Э. Геккель воздвиг здание новой науки в 1866 году. В России К. А. Тимирязев был ярым пропагандистом и популяризатором теории эволюции Ч. Дарвина и последователем Э. Геккеля. В своей работе 1939 года «Чарльз Дарвин и его учение» он писал: «С утверждением концепции адаптации возникла новая область науки, которой дали название экология, придуманное Геккелем».
В начале 1940-х годов В. Н. Сухачев (1880-1967) создал концепцию биогеоценоза, которая имела большое значение для развития теоретических основ экологии. Это учение отражало представления о единстве организмов с физической средой, о законах, лежащих в основе этих отношений, об обмене веществами и энергией между ними.
Третий этап
Однако эффективное применение методологии системного подхода для изучения экосистем стало возможным только в начале 1970-х годов, когда в распоряжении экологов появились мощные компьютеры и были разработаны методы моделирования динамических систем, которые, наряду с экспериментами и наблюдениями, стали называть системным анализом. Развитие целостного представления об экосистемах привело к возрождению учения о биосфере Вернадского, идеи которого опередили современную науку, на новой экологической основе. Биосфера возникла как глобальная экосистема, стабильность и функционирование которой определяются фундаментальными экологическими законами баланса материи и энергии.
Во второй половине двадцатого века начался сдвиг в сторону понимания необходимости сохранения природной среды и стабильной экологии. Осознание важности этой проблемы возникло в основном в странах, которые являются крупными потребителями энергии и других природных ресурсов и, следовательно, крупными загрязнителями окружающей среды. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и ЮНЕСКО, принятые в декабре 1968 года, следует рассматривать как точку отсчета для существования охраны окружающей среды, основанной на новом мышлении. Эти идеи были включены в резолюции Стокгольмской конференции 1972 года («Декларация принципов»). («Декларация принципов»). На конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992) была принята «Декларация по окружающей среде и развитию», в которую вошли документы, согласованные со 179 правительствами, определяющие права и обязанности стран в обеспечении цивилизационного развития и благосостояния человека.
Роль и значение экологического образования в высшей школе значительно возрастают, так как выпускники вузов в своей профессиональной деятельности участвуют либо в экологическом образовании и воспитании новых поколений, либо в разработке новых технологий, процессов в производстве и сфере услуг. Позитивные изменения в структуре экономики обеспечивают устойчивое развитие общества и создают лучшие условия жизни для населения Земли при рациональном использовании ресурсов, не нанося ущерба окружающей среде и сохраняя ее для будущих поколений.
Причины устойчивого развития экосистем Земли:
Деятельность человека в этих направлениях связана с формированием нового мировоззрения, суть которого можно определить творческим отношением человека к природе: человек не завоеватель.
Современная экология
За последние 20 лет экология в нашей стране сделала большой скачок и стала одной из важнейших наук, сосредоточенных на изучении экосистем. Живые организмы вместе с окружающей средой образуют сложную кибернетическую систему. Ее сложность определяется не только большим количеством элементов, содержащихся в системе, но и их неоднородностью и разнообразием связей, возникающих между ними. Стоящие перед человечеством задачи оптимального управления природной средой требуют учета не только элементов живой и неживой природы, но и воздействующих на них искусственных сооружений, механизмов и машин как компонентов сложной системы. В нашем веке стало общепризнанным, что экологические принципы и теории применимы не только к редким растениям и животным в их естественной среде обитания, но и к человеку. Эту отрасль экологии, изучающую экологические принципы, необходимые для устойчивого развития человеческого сообщества, часто называют наукой об окружающей среде.
К сожалению, на протяжении всей истории человечества эксплуатация природных ресурсов осуществлялась на основе незнания законов экологии, что привело к серьезным и зачастую необратимым последствиям, таким как истощение природных ресурсов и колоссальное загрязнение среды обитания. Даже паллиативные меры по обеспечению жизни людей завтрашнего дня срочно необходимы, прежде чем мы сможем решить некоторые жизненно важные проблемы наступающего тысячелетия, такие как удовлетворение потребностей растущего населения планеты в воде и продовольствии. Но чтобы действовать, мы должны знать, как. Экология оказывается биологической и мировоззренческой основой, на которую люди могут опираться, чтобы предпринять превентивные меры по сохранению окружающей среды.
Заключение
Человечество должно приложить достаточно усилий для снижения загрязнения воздуха, воды и почвы; активно развивать экологически чистые технологии, в том числе предотвратить разрушение озонового слоя, снизить тепловое загрязнение окружающей среды. Обеспечение процветающего будущего на Земле возможно только при сохранении генетических ресурсов биосферы, ее биоразнообразия.
Список литературы
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
Оформление рефератов для любых институтов и университетов:
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.