Чем обусловлено появление новых маргиналов в постиндустриальном обществе
НОВЫЕ МАРГИНАЛЬНЫЕ СЛОИ
Изменение образа и условий жизни большинства населения развитых стран на постиндустриальном этапе общественного развития не для всех его слоев оказывается благом. В любом обществе всегда существует группа социальных аутсайдеров, по различным причинам оказавшихся на обочине общественного развития, стоящих вне системы социальных связей и отношений. Это — маргиналы, люди лишенные собственности, социально значимого статуса, не обладающие навыками или способностью к труду. С повышением общего уровня благосостояния, развитием социальной политики государство и общество берут их на свое иждивение, обеспечивая им сносные условия существования. Однако с 1970-х гг. проблема маргинализации приобрела новое измерение.
Причины и формы маргинализации. Новый маргинализм качественно отличается от прежнего, традиционного. В современном его понимании само понятие «маргинал» не обязательно подразумевает обездоленность. Маргиналом становится любое лицо, способное к производительному труду, но не способное реализовать эту способность, оказывающееся вне социальных связей и отношений.
Прежде всего с проблемой маргинализации сталкиваются многие лица пенсионного возраста. Будучи, как правило, достаточно обеспеченными людьми, с увеличением средней продолжительности жизни, благодаря улучшению медицинского обслуживания они сохраняют способность трудиться. Однако общество ограничивает или исключает для них возможности трудовой деятельности. А с ее прекращением рвется значительная часть социальных связей, люди выпадают из привычной для них среды, ритма работы, то есть маргинализируют-ся. Для них возникает проблема новой социализации в изменившихся условиях жизни.
Другая часть новых маргиналов — жертвы структурных изменений в экономике, исчезновения целых отраслей и профессий, чей труд стал выполняться роботами, автоматами. Не все и не всегда могут заново адаптироваться к новой экономической реальности. С точки зрения уровня жизни, они защищены системой пособий, выплат, социальных льгот. Однако материальное благополучие не заменяет утраченных социальных связей. Общество долгое время считало главным материальное обеспечение людей, принадлежащих к этой группе. Вопрос повышения их социального статуса, роли в общественной жизни никем и никогда всерьез не рассматривался.
Третья группа маргиналов — это молодежь, лишь вступающая в трудовую жизнь, для которой безработица становится почти профессией по нескольким причинам. Прежде всего, из-за разрыва между потребностями производства и уровнем, направленностью обучения. Университеты стали превращаться в фабрики по производству безработных, тем более что предприниматели предпочитают брать на работу людей в возрасте 30—35 лет. Их преимущество в том, что помимо высокого уровня образования они обладают трудовыми навыками и опытом. Они, как правило будучи людьми семейными, считаются более ответственными. Молодежь материально также обеспечивается системой пособий, но ее участие в жизни общества завершается за порогом учебного заведения. Первичные социальные связи теряются, новые не приобретаются, итогом становится маргинализация. В развитых странах при среднем уровне безработицы в 7—8% самодеятельного населения среди молодежи от 15 до 24 лет ее уровень вдвое выше — 16—17%.
Нередко фактором маргинализации людей в трудоспособном возрасте оказываются физические и умственные недостатки, связанные, допустим, с ухудшением состояния окружающей среды, информационными нагрузками. Удельный вес людей с нарушенным здоровьем в общей численности населения развитых стран к концу века был различным — от 22,7% в Австрии до 2,3% в Японии.
Маргиналы, особенно молодежь, являются в современных условиях основным источником угрозы социальной стабильности развитых стран. Маргинальная масса чрезвычайно остро ощущает потребность «быть кем-то». Она весьма податлива к любой пропаганде, обещающей улучшить ее социальное положение или указывающей на «виновников» его ухудшения. Ее сознанием и поведением легко манипулировать, чем пользуются радикальные, экстремистские силы в различных странах. Показательно, что в развитых странах фактором нарушения общественного порядка являются не традиционные социальные конфликты, забастовки (они, как правило, проходят в формах, установленных законом), а акты насилия, вандализма, уличные беспорядки, вызываемые, на первый взгляд, случайными обстоятельствами, не сопровождающиеся выдвижением четких социальных или политических требований.
Очевидно, в развитых странах и в XXI веке будет сохранять актуальность проблема социальной и профессиональной адаптации маргиналов в систему общественных связей и отношений.
Зоны социального упадка. Специфической формой маргинализации в информационную эру стала региональная, затрагивающая интересы и материальное благосостояние жителей отдельных районов.
Внутри большинства государств выделяются территории с различными экономическими укладами, соответствующим им образом жизни: постиндустриальным, индустриальным, высокотехнологическим аграрным, докапиталистическими укладами (натуральным, плантационным хозяйством), а также находящиеся в состоянии экономического упадка. Уровень развития государства в целом определяется тем, какой из укладов является преобладающим. В то же время, когда в отдельных регионах одного и того же государства уклады очень сильно различаются, это влечет за собой далеко идущие последствия.
Там, где концентрируются отрасли, становящиеся неперспективными, закрываются предприятия, возникают зоны экономического и, соответственно, социального упадка. Положение в этих регионах характеризуется более высоким по сравнению с общенациональными показателями уровнем безработицы, спадом деловой активности, оттоком высококвалифицированной рабочей силы в более процветающие районы. Это приводит к понижению уровня жизни в регионе, уменьшению налоговых поступлений в бюджеты местных органов власти. Сокращаются возможности решения социальных проблем, оказания поддержки малоимущим слоям населения, падает качество образования и здравоохранения.
Рост внутреннего многообразия, различий в положении, интересах и укладе отдельных регионов нередко порождает (или усиливает) региональный сепаратизм, с проявлениями которого сталкиваются многие многонациональные государства. Его источником выступает недовольство политикой центра власти, который обвиняется либо в недостаточном внимании к развитию зон упадка, либо, напротив, в несправедливой эксплуатации ресурсов процветающих регионов.
Особенно остро проблема регионального сепаратизма чувствуется там, где большинство населения составляют этнические меньшинства. В 1970—1980-е гг. обострилась проблема франкоязычной провинции Квебек в англоязычной Канаде. В Великобритании усилились требования автономии, вплоть до отделения от Соединенного Королевства, Шотландии с ее богатыми запасами нефти на прибрежном шельфе. Одновременно усилились требования автономии в Уэльсе, где пришла в упадок угледобывающая отрасль. В Испании автономии требовало большинство провинций, самая беспокойная — Баскония — добивалась независимости. Во Франции сходные требования выдвигали националисты на Корсике, оказавшейся в стороне от индустриального развития. В Италии обострились противоречия между аграрным Югом и индустриальным Севером. В Бельгии два основных этноса, валлонцы и фламандцы, откровенно выражали нежелание жить в одном государстве.
Решению проблем маргинализации отдельных регионов содействуют специальные программы их развития, предпринимающиеся на общегосударственном уровне. В рамках Европейского Союза действуют соответствующие общеевропейские программы помощи регионам, признанным зонами социального бедствия.
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Из работы М. Янга «Возвышение меритократии» в книге «Утопия и утопическое сознание». М., 1990. С. 332, 336:
«Ныне каждый человек, каким бы бедным он ни был, знает, что ему предоставлены любые школы. Людей испытывают на тесты вновь и вновь Но в случае получения общей оценки «тупица» они уже не могут больше претендовать на что-либо. И их собственное представление о себе почти совпадает с истинным и весьма нелестным образом. Впервые в человеческой истории низшие не находят никаких оснований для самоуважения Человек, утративший самоуважение, рискует утратить и жизнеспособность (особенно если этот человек оказывается хуже своих родителей и падает на низшие ступени социальной шкалы) и, соответственно, легко выпадает из ранга хорошего гражданина и хорошего человека
Профсоюзы, естественно, не делали различия между умными и неумными. Для них люди, труд которых упразднялся благодаря техническим новшествам, оставались такими же членами союза, как и все прочие. Они подлежали защите, и профсоюзы настаивали на том, чтобы людей, рабочие места которых ликвидировали в силу применения трудосберегающей техники, не увольняли, а оставляли на производстве для выполнения никому не нужной работы, иногда просто в качестве наблюдателей за роботами, лишенных управленческих функций. Члены союзов с более высоким интеллектом, со своей стороны, тоже не понимали, что вся эта ситуация касается лишь наименее квалифицированной части рабочих, тех, кто не способен выполнять сложную работу. Исходя из общих эгалитаристских представлений, согласно которым люди так похожи друг на друга, они отождествляли себя с остальными сокращаемыми, поддерживая попытки профсоюзов помешать увольнениям. И предприниматели нередко уступали, так как не желали портить отношений с персоналом Понадобилось немало времени, чтобы предприниматели четко осознали необходимость максимального снижения затрат на труд».
Из книги У. Ростоу «Почему бедные богатеют, а богатые беднеют». Техас, 1980. С. 130:
«В крупномасштабной экономике, охватывающей целый континент, нельзя ожидать равномерного экономического роста во всех регионах. Но разброс темпов роста реальных доходов по регионам на порядок представляет собой впечатляющий феномен. Он показывает несостоятельность общенациональных макроэкономических моделей и соответствующей политики. С точки зрения темпов прироста населения, в США есть регионы, охваченные стагнацией, и другие, где численность населения растет быстрее, чем в развивающихся странах».
1. Объясните термин «маргинальные слои общества».
2. Чем обусловлено появление «новых маргиналов» в постиндустриальном обществе? Какие группы населения к ним относятся?
3. Почему актуальна проблема включения маргиналов в систему общественных отношений и связей?
4. Существуют ли в нашем обществе проблемы маргинальных слоев? Приведите примеры.
5. Как связана с маргинализацией проблема «зон социального бедствия»? Почему они появляются в развитых странах?
Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 6 ; Нарушение авторских прав
Кто такие маргиналы и почему это не оскорбление
Александра Иваницкая
Слово «маргиналы» в современных СМИ звучит так часто, что начинает казаться, будто они повсюду. При этом используют слово в основном с негативной окраской, когда дело касается опасных членов общества, которые разлагают традиции и подают детям плохой пример. На самом деле это не совсем так. Мы проверили историю слова «маргинал» и делимся ею с вами.
Кто такие маргиналы на самом деле
Маргинал — это человек (или сообщество), находящийся на периферии своей социальной группы, поскольку не разделяет ее ценности, или застрявший между несколькими социальными группами по ряду внешних или внутренних факторов. Среди внешних факторов могут быть культурные или законодательные ограничения, а ко внутренним может относиться привычка или желание человека быть вне своего сообщества.
Зачастую маргинал застревает в своем положении по ряду обстоятельств. Так, в начале XX века довольно обширный пласт маргиналов составляли беженцы и иммигранты, которые, приехав в новую страну, не пытались ассимилироваться и сохраняли образ жизни и традиции, которые соблюдали дома. Общество на новом месте ограничивало их социальную мобильность, чтобы отгородиться от чужой, иногда агрессивной культуры: иммигрантам могли отказывать в льготных банковских услугах, возможностях трудоустройства и покупки или аренды жилья. Так появлялись гетто и из маргинализации росла сегрегация.
К счастью, на сегодняшний день социальная политика развитых стран направлена на преодоление процесса сегрегации и маргинализация проходит по новым сценариям. На сегодняшний день маргинальные группы могут рассчитывать на защиту своих прав и интересов.
Однако не обязательно быть иностранцем, чтобы стать маргиналом. Есть много других представителей этой группы:
Религиозные маргиналы — в эту группу входят религиозные меньшинства, атеисты и агностики в странах, где есть официальная религия. Также религиозными маргиналами могут быть сектанты или приверженцы несуществующих религий.
Биологические маргиналы — в этой категории люди оказываются ввиду возраста, болезни (как, например, ограничивали возможности ВИЧ-инфицированных пациентов по трудоустройству).
Экономические маргиналы — очень бедные или очень богатые люди, которые живут в отрыве от общей экономической ситуации в обществе.
Социальные маргиналы — это группы, которым приписывается деструктивное влияние на общество. Например, в начале 1900-х годов в Англии такой группой были матери-одиночки: считалось, что они не могут ни дать обществу здорового и функционального ребенка, ни внести достаточный экономический вклад своей работой.
Как работает маргинализация?
По мнению социологов и антропологов, маргинализация — неизбежное следствие появления открытого общества. У этого процесса ранее отмечали негативные черты, однако с развитием глобализации к ним присоединились в том числе позитивные и амбивалентные черты.
Какие они?
НОВЫЕ МАРГИНАЛЬНЫЕ СЛОИ
Изменение образа и условий жизни большинства населения развитых стран на постиндустриальном этапе общественного развития не для всех его слоев оказывается благом. В любом обществе всегда существует группа социальных аутсайдеров, по различным причинам оказавшихся на обочине общественного развития, стоящих вне системы социальных связей и отношений. Это — маргиналы, люди лишенные собственности, социально значимого статуса, не обладающие навыками или способностью к труду. С повышением общего уровня благосостояния, развитием социальной политики государство и общество берут их на свое иждивение, обеспечивая им сносные условия существования. Однако с 1970-х гг. проблема маргинализации приобрела новое измерение.
Причины и формы маргинализации. Новый маргинализм качественно отличается от прежнего, традиционного. В современном его понимании само понятие «маргинал» не обязательно подразумевает обездоленность. Маргиналом становится любое лицо, способное к производительному труду, но не способное реализовать эту способность, оказывающееся вне социальных связей и отношений.
Прежде всего с проблемой маргинализации сталкиваются многие лица пенсионного возраста. Будучи, как правило, достаточно обеспеченными людьми, с увеличением средней продолжительности жизни, благодаря улучшению медицинского обслуживания они сохраняют способность трудиться. Однако общество ограничивает или исключает для них возможности трудовой деятельности. А с ее прекращением рвется значительная часть социальных связей, люди выпадают из привычной для них среды, ритма работы, то есть маргинализируют-ся. Для них возникает проблема новой социализации в изменившихся условиях жизни.
Другая часть новых маргиналов — жертвы структурных изменений в экономике, исчезновения целых отраслей и профессий, чей труд стал выполняться роботами, автоматами. Не все и не всегда могут заново адаптироваться к новой экономической реальности. С точки зрения уровня жизни, они защищены системой пособий, выплат, социальных льгот. Однако материальное благополучие не заменяет утраченных социальных связей. Общество долгое время считало главным материальное обеспечение людей, принадлежащих к этой группе. Вопрос повышения их социального статуса, роли в общественной жизни никем и никогда всерьез не рассматривался.
Третья группа маргиналов — это молодежь, лишь вступающая в трудовую жизнь, для которой безработица становится почти профессией по нескольким причинам. Прежде всего, из-за разрыва между потребностями производства и уровнем, направленностью обучения. Университеты стали превращаться в фабрики по производству безработных, тем более что предприниматели предпочитают брать на работу людей в возрасте 30—35 лет. Их преимущество в том, что помимо высокого уровня образования они обладают трудовыми навыками и опытом. Они, как правило будучи людьми семейными, считаются более ответственными. Молодежь материально также обеспечивается системой пособий, но ее участие в жизни общества завершается за порогом учебного заведения. Первичные социальные связи теряются, новые не приобретаются, итогом становится маргинализация. В развитых странах при среднем уровне безработицы в 7—8% самодеятельного населения среди молодежи от 15 до 24 лет ее уровень вдвое выше — 16—17%.
Нередко фактором маргинализации людей в трудоспособном возрасте оказываются физические и умственные недостатки, связанные, допустим, с ухудшением состояния окружающей среды, информационными нагрузками. Удельный вес людей с нарушенным здоровьем в общей численности населения развитых стран к концу века был различным — от 22,7% в Австрии до 2,3% в Японии.
Маргиналы, особенно молодежь, являются в современных условиях основным источником угрозы социальной стабильности развитых стран. Маргинальная масса чрезвычайно остро ощущает потребность «быть кем-то». Она весьма податлива к любой пропаганде, обещающей улучшить ее социальное положение или указывающей на «виновников» его ухудшения. Ее сознанием и поведением легко манипулировать, чем пользуются радикальные, экстремистские силы в различных странах. Показательно, что в развитых странах фактором нарушения общественного порядка являются не традиционные социальные конфликты, забастовки (они, как правило, проходят в формах, установленных законом), а акты насилия, вандализма, уличные беспорядки, вызываемые, на первый взгляд, случайными обстоятельствами, не сопровождающиеся выдвижением четких социальных или политических требований.
Очевидно, в развитых странах и в XXI веке будет сохранять актуальность проблема социальной и профессиональной адаптации маргиналов в систему общественных связей и отношений.
Зоны социального упадка. Специфической формой маргинализации в информационную эру стала региональная, затрагивающая интересы и материальное благосостояние жителей отдельных районов.
Внутри большинства государств выделяются территории с различными экономическими укладами, соответствующим им образом жизни: постиндустриальным, индустриальным, высокотехнологическим аграрным, докапиталистическими укладами (натуральным, плантационным хозяйством), а также находящиеся в состоянии экономического упадка. Уровень развития государства в целом определяется тем, какой из укладов является преобладающим. В то же время, когда в отдельных регионах одного и того же государства уклады очень сильно различаются, это влечет за собой далеко идущие последствия.
Там, где концентрируются отрасли, становящиеся неперспективными, закрываются предприятия, возникают зоны экономического и, соответственно, социального упадка. Положение в этих регионах характеризуется более высоким по сравнению с общенациональными показателями уровнем безработицы, спадом деловой активности, оттоком высококвалифицированной рабочей силы в более процветающие районы. Это приводит к понижению уровня жизни в регионе, уменьшению налоговых поступлений в бюджеты местных органов власти. Сокращаются возможности решения социальных проблем, оказания поддержки малоимущим слоям населения, падает качество образования и здравоохранения.
Рост внутреннего многообразия, различий в положении, интересах и укладе отдельных регионов нередко порождает (или усиливает) региональный сепаратизм, с проявлениями которого сталкиваются многие многонациональные государства. Его источником выступает недовольство политикой центра власти, который обвиняется либо в недостаточном внимании к развитию зон упадка, либо, напротив, в несправедливой эксплуатации ресурсов процветающих регионов.
Особенно остро проблема регионального сепаратизма чувствуется там, где большинство населения составляют этнические меньшинства. В 1970—1980-е гг. обострилась проблема франкоязычной провинции Квебек в англоязычной Канаде. В Великобритании усилились требования автономии, вплоть до отделения от Соединенного Королевства, Шотландии с ее богатыми запасами нефти на прибрежном шельфе. Одновременно усилились требования автономии в Уэльсе, где пришла в упадок угледобывающая отрасль. В Испании автономии требовало большинство провинций, самая беспокойная — Баскония — добивалась независимости. Во Франции сходные требования выдвигали националисты на Корсике, оказавшейся в стороне от индустриального развития. В Италии обострились противоречия между аграрным Югом и индустриальным Севером. В Бельгии два основных этноса, валлонцы и фламандцы, откровенно выражали нежелание жить в одном государстве.
Решению проблем маргинализации отдельных регионов содействуют специальные программы их развития, предпринимающиеся на общегосударственном уровне. В рамках Европейского Союза действуют соответствующие общеевропейские программы помощи регионам, признанным зонами социального бедствия.
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Из работы М. Янга «Возвышение меритократии» в книге «Утопия и утопическое сознание». М., 1990. С. 332, 336:
«Ныне каждый человек, каким бы бедным он ни был, знает, что ему предоставлены любые школы. Людей испытывают на тесты вновь и вновь Но в случае получения общей оценки «тупица» они уже не могут больше претендовать на что-либо. И их собственное представление о себе почти совпадает с истинным и весьма нелестным образом. Впервые в человеческой истории низшие не находят никаких оснований для самоуважения Человек, утративший самоуважение, рискует утратить и жизнеспособность (особенно если этот человек оказывается хуже своих родителей и падает на низшие ступени социальной шкалы) и, соответственно, легко выпадает из ранга хорошего гражданина и хорошего человека
Профсоюзы, естественно, не делали различия между умными и неумными. Для них люди, труд которых упразднялся благодаря техническим новшествам, оставались такими же членами союза, как и все прочие. Они подлежали защите, и профсоюзы настаивали на том, чтобы людей, рабочие места которых ликвидировали в силу применения трудосберегающей техники, не увольняли, а оставляли на производстве для выполнения никому не нужной работы, иногда просто в качестве наблюдателей за роботами, лишенных управленческих функций. Члены союзов с более высоким интеллектом, со своей стороны, тоже не понимали, что вся эта ситуация касается лишь наименее квалифицированной части рабочих, тех, кто не способен выполнять сложную работу. Исходя из общих эгалитаристских представлений, согласно которым люди так похожи друг на друга, они отождествляли себя с остальными сокращаемыми, поддерживая попытки профсоюзов помешать увольнениям. И предприниматели нередко уступали, так как не желали портить отношений с персоналом Понадобилось немало времени, чтобы предприниматели четко осознали необходимость максимального снижения затрат на труд».
Из книги У. Ростоу «Почему бедные богатеют, а богатые беднеют». Техас, 1980. С. 130:
«В крупномасштабной экономике, охватывающей целый континент, нельзя ожидать равномерного экономического роста во всех регионах. Но разброс темпов роста реальных доходов по регионам на порядок представляет собой впечатляющий феномен. Он показывает несостоятельность общенациональных макроэкономических моделей и соответствующей политики. С точки зрения темпов прироста населения, в США есть регионы, охваченные стагнацией, и другие, где численность населения растет быстрее, чем в развивающихся странах».
1. Объясните термин «маргинальные слои общества».
2. Чем обусловлено появление «новых маргиналов» в постиндустриальном обществе? Какие группы населения к ним относятся?
3. Почему актуальна проблема включения маргиналов в систему общественных отношений и связей?
4. Существуют ли в нашем обществе проблемы маргинальных слоев? Приведите примеры.
5. Как связана с маргинализацией проблема «зон социального бедствия»? Почему они появляются в развитых странах?
Причины возникновения маргиналов и люмпенов. Их отличия
Маргинал и люмпен, в чём разница между ними
В двадцатых годах XX века этот термин применялся к лицам со статусом эмигранта в Америке. Им трудно было социализироваться в новой стране. Тогда ещё не было понятия «маргинал», но само явление называли маргинализацией.
Понятие маргинал в 1972 году пришло из Франции. Так называли людей, которые отвергали общество, либо общество само отвергало их.
Но причин, по которым человек может стать маргиналом много: человек может выпасть из религиозной, этической, политической или социальной среды, по материальным проблемам, а также по причине инвалидности или болезни.
Маргиналы
С самого рождения каждого человека начинается его социализация в обществе. Это неизбежный процесс. Сначала ясли, потом школа, ВУЗ и наконец начало трудовой деятельности. Человек заводит семью, обрастает связями и друзьями по своим интересам.
Но иногда люди по различным причинам выпадают из общественного социума. Таких людей можно назвать маргинальными. Они не потеряны для общества, а иногда даже приносят ему больше пользы, чем другие люди.
Слово «маргинал» имеет латинское происхождение. В переводе с латинского «margo» — это край, граница или грань.
Откуда появился термин «Маргинал» и что этому способствовало
Словари дают разные толкования понятия маргинал. Такие люди находятся в постоянном психологическом и эмоциональном напряжении. Они не могут определить, к какому слою общества они относятся. По этой причине они часто вступают в конфликты с другими людьми.
Можно назвать следующие признаки присущие маргиналам:
отсутствие финансовых социальных и духовных связей с обществом
отсутствие постоянного места жительства и каких-либо привязанностей
враждебное отношение к окружающему миру
наличие психологических проблем
человек живёт по своим нормам и правилам.
Маргиналы не являются низшим слоем общества, просто они вступают в конфликт с общепринятыми нормами. Имеется много синонимов слова маргинал — деклассированный элемент, изгой, нигилист, неформал.
Большинство людей не остаются на всю жизнь маргиналами. Если их жизненная ситуация меняется в лучшую сторону (им удаётся социализироваться, они заводят семью и друзей или находят хорошую работу), то они перестают быть маргиналами.
Но есть и такие, которые сами не хотят терять статус маргинала и принимать обычную жизнь.
Плюсы и минусы маргинальности
Вообще, слово «маргинал» нельзя воспринимать как отрицательное клеймо. Просто это человек, не относящийся ни к одной социальной группе. Среди маргиналов числится много знаменитых людей. К ним причисляют даже Иисуса Христа, ведь ему присущи все признаки маргинала. Он отвергал даже все известные на тот момент религиозные течения. Тем не менее он смог внести в общество того времени свои нормы морали и стал знаменитой личностью.
Маргиналом считают и великого русского писателя Льва Толстого. Он не признавал дворянские привилегии, жил в деревне и понимал революционные идеи.
Маргиналом считают и великого ученого, академика Сахарова. Многие писатели, ученые, бизнесмены и государственные деятели достигли высот потому, что были маргиналами. Затем свои достижения они ставили на службу обществу.
К плюсам маргинальности можно отнести:
возможность проявить свою индивидуальность без воздействия различных социальных групп, что позволяет им добиться успеха в разных областях
их высокую мобильность, ведь они свободны от всяких обязательств и привязанностей
их желание социализироваться является дополнительным стимулом для достижения выдающихся результатов в бизнесе и науке.
К минусам маргинальности можно отнести:
это явление провоцируют тяжёлые общественные потрясения (смены государственного строя, войны и экономические кризисы)
маргиналу тяжело социализироваться
маргинальность часто толкает людей на крайности (на нарушение законности и порядка).
Считается, что маргиналы подразделяется на 6 типов
Они могут быть бедными или очень богатыми. И те и другие вступают в конфликт с окружающими людьми и обществом. Одни еле сводят концы с концами и поэтому всех ненавидят, а другие могут позволить себе всё и хотят показать свое превосходство. Наибольшее количество экономических маргиналов появляется во время финансовых потрясений.
Маргиналов этого типа не устраивает общественно-политический строй и связанные с ним законы. Они составляют активную оппозицию государственной власти и готовы способствовать любым политическим катаклизмам. По этим же причинам очень часто покидают страну или становятся беженцами.
Увеличение количества таких маргиналов происходит, опять-таки, при различных общественно-политических потрясениях. Очень часто, это бывают люди с высоким положением в каком-либо в социальном слое, и теряют его.
Бывает и наоборот — социальное положение повышается, но оно его не устраивает и он разочаровывается. Наглядный пример — революция 1917 года. Тогда большинство дворян стало социальными маргиналами.
Таким маргиналам приходится труднее всего. Ими становятся по разным причинам. Очень часто в результате эмиграции. Эмигранту очень трудно адаптироваться к образу жизни в другой стране. Ещё одну группу таких маргиналов составляют выходцы из межнациональных браков. Также, этническими маргиналами часто становятся представители национальных меньшинств — общество их отвергает.
Это касается людей, которые не признают традиционных религий или признают сомнительные религиозные течения.
Это люди, пораженные смертельными недугами или трансгендеры. Например, большинство людей враждебно относятся к ВИЧ-инфицированным.
Люмпены
Это слово появилось с лёгкой руки основоположника коммунизма — Карла Маркса. Он относил к ним нищих, бродяг, людей криминальной направленности и вообще всех людей, опустившихся на дно жизни по разным причинам.
Несмотря на то, что они находятся внизу социальной лестницы — не стремятся изменить своё положение. У таких людей нет дома, семей, никакой собственности, работы, да и профессии тоже. К сожалению, процесс появления люмпенов в рыночных условиях неизбежен.
Слишком велико социальное расслоение общества. В России это проблема очень сильно проявилась в девяностые годы прошлого столетия, при распаде Советского Союза.
Эта прослойка людей представляет потенциальную опасность для общества, так как она готова поддержать любые потрясения. Есть даже такое понятие в политологии — люмпен-пролетариат. Их вполне могут использовать в своей антигосударственной деятельности различные экстремистские и радикальные организации.
Основные признаки, характеризующие люмпенов:
не имеют постоянной работы
имеют беспрецедентно низкий уровень доходов или вообще их не имеют
имеют сильную социальную деградацию
не имеют профессии
подвержены вредным привычкам (алкоголизм, наркомания)
В чём заключается разница между маргиналами и люмпенами
Собственно, разница между ними кроется в их признаках. Маргинал не выходит из рамок правового поля. Имеет свою собственность, работает и зачастую достигает больших успехов, чем приносит большую пользу обществу. Да, маргинал сознательно пренебрегает общественными нормами, но противозаконной образ жизни не ведёт.
Люмпены является полной противоположностью маргиналам. Никакой собственности не имеют. У них нет постоянной работы и заработка. Они пренебрегают общественными нормами, безнравственны, зачастую неадекватны и подчиняются сильному. Легко идут на нарушение закона.
Вывод можно сделать один — между маргиналом и люмпеном нет ничего общего.