Чем обусловлено появление маньеризма в итальянском искусстве
Маньеризм в искусстве Италии
В связи с изменениями, происшедшими в Италии в 1520–1530-е годы, в искусстве распространяются явления, чуждые культуре Возрождения, получившие впоследствии название «маньеризм».
Внутренний разлад и чувство бессилия перед неразрешимыми противоречиями, которые переживали многие живописцы Италии, приводили их к отказу от идеалов гармонической личности, к пессимистическому надлому, осознанию одиночества. Художники маньеризма насыщали свои произведения настроениями тревоги и беспокойства, религиозной экзальтации, а иногда чувственности.
Созданные живописцами маньеризма образы в большинстве своем отличаются внутренней хрупкостью, опустошенностью и холодностью. Деформация, крайне удлиненные пропорции фигур, причудливо извивающиеся линии, беспокойные ритмы характерны для произведений мастеров этого направления: Якопо Понтормо (1494–1557), Пармиджанино (1503–1540), Аллори Алессандро (1535–1607), Анжело Бронзино (1503–1572), Джорджо Вазари (1511–1574), Франческо Сальвиати (1510–1563), Якопо Тинторетто (1518–1594), и другие живописцы.
Искусство маньеристов, по сути своей антинародное и ложное, с преобладанием внешней формы над содержанием, вызвано было нарастанием субъективизма и болезненного излома, явившихся выражением кризиса гуманизма. Творчество художников-маньеристов было своего рода отражением феодальной реакции и получило распространение не только в Риме и Флоренции, но и в других удельных областях порабощенной и раздробленной Италии.
Маньеризм. Итальянская манера.
Кем же были маньеристы? Вернее, что такое «маньеризм»? Слово это с обобщающим окончанием распространилось в немецком философском жаргоне лишь в XIX веке, наводнив труды по истории вообще и истории искусства в частности; до этого же его просто не существовало. Вазари, сам относивший себя к числу маньеристов, предпочитал говорить о «манере», «современной манере». И еще в 1870 году Томмазео, стойко сопротивлявшийся в своем «Словаре» распространению всяческих «измов», добавлял по поводу «маньеризма», что «в таком звучании слово приобретает абстрактное значение, которое совершенно излишне: достаточно и слова «манера».
Речь идет не о программном направлении, появившемся на свет с готовым ярлыком или заранее придуманной эмблемой, а о движении, постепенно складывающемся в творчестве определенных художников-маньеристов, объединенных между собой лишь сокровенной мыслью о том, что нельзя создавать произведения искусства, не обладая определенной манерой письма.
Битва при Ангиари Стенная роспись в зале Большого совета дворца Синьории, Флоренция (копия Рубенса с фрески Леонардо да Винчи) 1503-1505 | Микеланджело. Битва при Кашине. 1542 |
Якопо Понтормо. Иосиф в Египте, 1515-1518 Национальная галерея, Лондон |
Эти маньеристические идеи циркулировали по всей Европе. Но достаточно одних итальянских образцов, столь отличных друг от друга в своем стремлении к необычному, причудливому, вдохновенному, чтобы поразить даже видавшего виды зрителя.
Россо, например, пугал своими «демоническими святыми» с их «жестким и отчаянным» видом (алтарный образ из церкви Оньисанти), которые в свое время обратили в бегство пришедших в ужас заказчиков.
Россо Фьорентино Моисей спасает дочерей Иофора |
Иначе выглядел Понтормо, создавший восхитительное полотно из Ганновера — со святым Иеронимом, трупного цвета, покрытого потоками кроваво-красного лака; от него отличались Пармиджанино с проницательностью и остротой автопортрета в выпуклом зеркале и «Святым Рохом» из Болоньи с содранной с него кожей; Приматиччо с меланхолически-нежной чувствительностью его «Беседы Улисса с Пенелопой» и множеством чудесных рисунков, ознаменовавших овладение итальянцами французским придворным вкусом. Рядом с последним во Франции действовал Никколо дель Аббате из Модены, чей утонченно-насмешливый взгляд на жизнь нашел отражение в его невероятном «Обращении Савла». А также Даниэле да Вальтерра, Тибальди, Кандидо, Спранджери, Корнелиус Гаарлемский и множество других.
Франческо Пармиджанино. Автопортрет в выпуклом зеркале. |
Все они были не похожими друг на друга, вопреки мнению критики, относящей их к разряду поверхностных имитаторов великих мастеров, в то время как все это оригинальные, и даже слишком, художники.
Россо Фьорентино Мертвый Христос с Ангелами 1525-1526 Музей изобразительных искусств, Бостон |
Или, быть может, вам захочется посмотреть, что из себя представляли «маньеристические» обеды во флорентийских компаниях Пайоло и Каццуолы, в которых большое участие в качестве организатора принимал тот же Рустичи? Вот описание одного веселого пиршества: «Посреди комнаты стоял пюпитр из холодной телятины, на котором лежала раскрытая тетрадь с листами из запеканки. Буквы и нотные знаки в ней изображались с помощью зерен перца. В качестве певцов выступали жареные дрозды с раскрытыми клювами, установ¬ленные на пюпитре и наряженные в мантильи из тонких ломтиков свинины. За ними для басовых партий восседали два громадных голубя и шесть овсянок-сопрано». Другой обед состоял «из отварного поросенка, наряженного служанкой, с прялкой, стоявшей рядом». Третий был сервирован, словно для преисподней: «Все блюда были сделаны в виде отвратительных и жутких гадов: змей, ужей, ящериц, тарантулов, жаб, лягушек, скорпионов, летучих мышей; начинка, однако, была необыкновенно вкусна». Что касается десерта, то вместо фруктов и варений — кости мертвецов, разложенные вдоль стола, но все они были сделаны из цукатов и сладостей.
Анджело Бронзино. Аллегория триумфа Венеры, 1540-1545 Национальная галерея, Лондон |
Что же за бес вселился в этих художников? Есть разные гипотезы на основе различных событий и бедствий того времени. Но, наверное, известно, что многие из маньеристов работали в Риме буквально под мечом ландскнехтов, другие вынуждены были спасаться бегством (зачастую погибая при этом), так что невольно хочется назвать их «потерпевшими» от разгрома Рима в 1527 году!
Но если не выходить за рамки искусства, многозначительно, что и старинные определения маньеризма, в соответствии с портретами художников этого направления, делают акцент на «чрезмерной вольности» и «экстравагантности» их манеры, на «стремлении к изяществу ради самого изящества», на «вычурности и неестественности поз» и т. д.
Портрет Лодовико Каппони
Портрет Лукреции Медичи
Опираясь на солидную технику старых мастеров, не имевших себе равных в Европе, маньеристы смогли завоевать своей «вычурностью» мир. Признание изящества, элегантности, изобретательности, остроты наблюдения, прихотливости их произведений, которого добились «маньеристы», сопровождалось также изумлением перед оригинальностью искусства каждого из них: начиная от «удлиненной шеи» мадонны Пармиджанино и кончая «мечеобразными людьми» Понтормо Старшего, нефритово-гранитными портретами Бронзино, «людьми-кубиками» Камбиазо, похожими на роботов будущего. Словом, это были первые итальянские «виртуозы», а виртуозам, как известно, нравятся вариации и импровизации. Что же касается архитектуры, то не лишне вспомнить, что при всей одаренности ее творцов она в то время служила главным образом интересам королей и императоров и была связана с прихотливым строем придворной жизни, с триумфальным возвращением того или иного государя, с водными забавами, с «прихотливыми выдумками» Триболо, единственным сохранившимся во Флоренции напоминанием о которых служит, пожалуй, фонтан «Протекшая бочка».
Сколько на все это было истрачено таланта, и какого таланта! Если кому-то захочется назвать это «упадочничеством», не будем ему возражать, но не станем забывать, что чаще всего в основе этого искусства лежало высокое художественное качество, незаурядный интеллект, редкие во всей истории искусства.
Бандинелли. «Геркулес и Какус» 1534 Площадь Синьории, Флоренция |
Чем же поучительна вся эта невероятная история? Для того чтобы лучше в этом разобраться, необходимо хотя бы в двух словах обрисовать историческую судьбу указанных живописцев, или, вернее, данного направления живописи. Первое поветрие «маньеристской моды» относится к 20—30-м годам. Уже в то время маньеризм был интересен и даже «важен». Важен, согласно распространенной тогда формулировке, для развития. С университетских кафедр в Германии проповедовали даже, что маньеризм «антиклассическое», «антивозрожденческое» движение (что, по существу, не так), и надо полагать, что в последующих попытках установить его внешнюю связь с «готическим духом» немалую роль сыграли националистические устремления, уже давно осужденные просветителями. Тем временем продолжался процесс «популяризации» маньеризма с целью установления определенной связи с сюрреализмом, начинавшим уже захлестывать художественную жизнь. Это особенно заметно на примере изданий Лонганези («Итальяно») и Скиры («Минотавр») с причудами Брачелли и Арчимбольди, откуда все это волной разошлось по роскошным журналам, издаваемым на мелованной бумаге, и вполне возможно, что «удлиненная шея» мадонны Пармиджанино послужила прообразом «длинношеих» дам Модильяни.
Франческо Пармиджанино. Мадонна с длинной шеей. 1534—1540. Уффици. Флоренция |
Помимо немецкой исторической школы (при наличии побочных течений), имеется еще гораздо более конкретное направление, развиваемое итальянскими учеными, прекрасно отдающими себе отчет в некоторой искусственности и отвлеченности маньеризма, носившего слишком аристократический и эстетствующий характер. Но это не мешает им заниматься маньеризмом и исследовать необыкновенную «устойчивость» кризиса, затяжной и острый характер которого служил показателем неудовлетворенности художников, предвещая тем самым их вероятный разрыв с прошлым и возможность выбора ими нового пути. Именно для того, чтобы лучше во всем этом разобраться, изучайте старую «итальянскую манеру».
Автор: Роберто Лонги
Перевод: Г.П. Смирнов
Копирование запрещено!
Все статьи являются интеллектуальной собственностью компании ArtWork2.com
Разрешено частичное использовании материалов в виде цитат,
при этом активная ссылка на сайт компании ArtWork2.com обязательна.
Маньеризм (manierismo) — художественный стиль, пришедший на смену угасающему Возрождению и предшествовавший эпохе Барокко. Его отличают вычурность живописной манеры и броскость, с одной стороны, рафинированность и утончённость — с другой. При этом, для полотен зачастую характерны изломанность, напряжённость, болезненность линий и форм.
Само название происходит от итальянского слова maniera — «манера». Стиль получил неоднозначные оценки: от резко негативных до признания значительной роли в развитии искусства.
Стиль зародился в Италии в первой половине XVI века и был актуален практически столетие. В этой манере писали многие живописцы и первой трети XVII века.
Маньеризм был промежуточным, пограничным стилем. Он возник параллельно с поздним ренессансом — и развивался на фоне его угасания. А уход со сцены самого маньеризма совпал с торжественным шествием по Европе набирающей силу барочной эстетики (ряд искусствоведов даже считают этот стиль ранним этапом барокко).
Маньеризм — красота, порождённая надломом
Как и караваджизм, маньеризм стал отражением того сложного, драматичного, тревожного барочного мировоззрения, которое пришло на смену идеалам Ренессанса. Европу в XVI веке настиг глубокий общественный кризис, отразившийся в крушении былых идеалов и повлёкший за собой кризис мировоззрения. Пропала уверенность в завтрашнем дне. Мир перестал казаться гармоничным и рациональным, как в эпоху Возрождения. Он представлялся уже непредсказуемым, опасным, грозящим испытаниями и трагедиями. Ряд исследователей считают, что маньеризм зародился после разграбления Рима в 1527 году, то есть стал непосредственным ответом на национальную драму.
Но, если караваджисты передавали трагизм эпохи с помощью реализма и резких контрастов, то маньеристы пошли совершенно противоположным путём — они стали искать выход в изяществе и утончённости, противопоставлявшихся болезненной действительности.
И всё-таки в этой утончённости было отчётливо заметно отражение кризисного мировоззрения:
В отличие от зрелого барокко, маньеризму не хватало глубины и целостности. Многие искусствоведы, особенно советской школы, называли стиль упадочным, подразумевая отказ от возрожденческих идеалов. Но это был не просто отказ от ренессансных традиций, а период поиска новых смыслов. Ответом на эти поиски и стало создание барочной эстетики.
Известные художники-маньеристы
Признаки маньеризма прослеживаются уже у Микеланджело и Рафаэля, Тициана и Тинторетто. Но в чистом виде он отразился в полотнах:
Во Франции в этой манере работали живописцы школы Фонтебло. Маньеристам покровительствовал двор императора Рудольфа II в Праге. Значительный вклад в развитие стиля внесли и нидерландские мастера.
А в Испании элементы маньеризма вплелись в художественный язык гениального и самобытного Эль Греко (El Greco). Но уникальность его творчества далеко выходит за пределы чистого маньеризма, как, впрочем, и любого другого стиля.
Несмотря на неоднозначные оценки, полотна маньеристов высоко ценятся музеями и коллекционерами. Купить картины разных эпох можно на одном из интернет-аукционов, которые проводятся на сайте VeryImportantLot. Такие вещи сочетают в себе эстетическую ценность и отличные инвестиционные перспективы.
Маньеризм: особенности и представители стиля в разных странах
Маньеризм — это стиль живописи в западноевропейском искусстве, возникший в 1530 году XVI века и просуществовавший до конца столетия. Он назван в честь «maniera», итальянского термина, означающего «стиль» или «манера», и относится к стилизованному, преувеличенному подходу к живописи и скульптуре.
В эпоху Возрождения итальянские художники черпали вдохновение в идеальных формах и гармоничных композициях классической античности. Художники-маньеристы довели принципы, установленные в эпоху Возрождения, до новых крайностей, достигнув высшей точки в эстетике, которая придала стилистический характер классицизму. В данной статье мы рассмотрим этот менее известный стиль, исследуем его историю и особенности.
Также известный как Позднее Возрождение, маньеризм рассматривается как мост между Высоким Возрождением и периодом барокко, который принял богатую эстетику подмножества и адаптировал ее как экстравагантность.
Персей и Андромеда — Иоахим Эйтевал
Зарождение маньеризма
Развитие маньеризма началось во Флоренции и Риме около 1520 года, отражая «идеальный шторм» обстоятельств, влияющих на мир искусства в то время. Печать позволила распространить популярные образы таких художников, как Микеланджело и Альбрехт Дюрер, чтобы проникнуть в коллективное сознание в Италии (и северных странах), позиционируя художников как божественных творцов, а не просто служащих богатых покровителей и церквей. В 1517 году Виттенбергские тезисы Мартина Лютера (1517), осуждающие церковные обычаи и призывающие к реформе, положили начало протестантской Реформации. Из-за этого безмятежные и классические идеализации красоты, характерные для Высокого Возрождения, больше не казались приемлемыми.
В то же время молодые художники почувствовали, что стиль Рафаэля и Леонардо настолько совершенен, что дальнейшее развитие или выражение индивидуальности невозможно.
Кроме того, научные открытия, в том числе открытие Нового Света, и установление Коперником того, что Солнце, а не Земля, как обычно считалось, является центром Солнечной системы, бросили вызов гуманистическому убеждению, что центром Вселенной является человек.
Вместо того, чтобы создавать гармоничные композиции, изображающие реалистичное пространство, художники начали исследовать возможность размещения изображения в интеллектуальном пространстве. В результате обработка пространства и фигуры стала менее рациональной, несколько фигур сжимались в одну плоскую плоскость, создавались причудливые или сложные архитектурные декорации, рама и изображение сливались в один декоративный эффект.
Представители и предшественники маньеризма
Два флорентийских художника, Россо Фьорентино и Якопо Понтормо, были пионерами маньеризма. Оба прошли обучение в мастерской Андреа дель Сарто, который использовал принципы Высокого Возрождения, принимая все более яркую цветовую палитру и широкий спектр фигуративных поз. Его адаптации повлияли как на Понтормо, так и на Россо, на развитие художественного стиля, который отвергал классическую трактовку пространства и человеческой фигуры.
Кроме того, и Микеланджело, и Альбрехт Дюрер оказали влияние на Понтормо. Он обнаружил, что Дюрер делает упор на сильных эмоциях, в то же время используя переполненное поле фигур, сочувствующих его собственным художественным целям.
Понтормо также совершил поездку в Рим, чтобы изучить работы Микеланджело, а к 1515 году он начал развивать свой стиль маньеризма, как это видно в его Иосифе в Египте (1515-1518), создав замысловатое, но ненатуралистическое пространство, где толпы, одетые в кружащиеся разноцветные одежды, бродят вокруг, а их фигуры находятся в преувеличенных позах.
Концепции, стили и тенденции
Хотя маньеризм был отмечен отчетливо придворным стилем, он также был широко адаптирован художниками из разных географических мест к традиционным предметам и мотивам определенной области. Определяемый общим термином северный маньеризм включал известные центры школы Фонтенбло во Франции, елизаветинской и якобинской придворной живописи в Англии, двор императора Священной Римской империи Рудольфа II в Праге и нидерландские города Антверпен и Утрехт.
Франция: Школа Фонтенбло (1530-1630)
В 1530 году король Франции Франциск I, заядлый меценат, страстно любивший итальянское Возрождение, пригласил Россо Фьорентино ко французскому двору. Воспользовавшись возможностью, потеряв все в разграблении Рима в 1527 году, Россо переехал в Фонтенбло, где прожил до конца своей жизни. Он стал лидером Первой школы Фонтенбло в 1530 году и разработал особый придворный стиль. Французский маньеризм был известен своими интерьерами, в которых картины, мебель, декоративные и архитектурные элементы создавали очень стилизованное единство. Россо первым начал использовать большие лепные рельефы в качестве рамок для картин-врезок. Часто они несли изображения обнаженных нимф или фруктов и повлияли на использование орнаментов по всей Европе. В то же время его картины широко копировались и оказали влияние на других французских художников.
Покровительство Франциска I привело к акценту на мифологические и аллегорические сюжеты с эротической тематикой. Россо руководил разработкой вместе с итальянскими маньеристами Франческо Приматиччо и Никколо дель Аббате, которых пригласили ко двору в 1540-х годах. Никколо делль Аббато был особенно известен своими мифологическими картинами, такими как «Похищение Прозерпины», в котором соединились жанры обнаженной натуры и пейзажа, популяризированные Венецианской школой. Приматиччо создал гобелены на похожие темы, а также обширные театральные и церемониальные постановки для двора, хотя большая часть этой работы была утеряна. Некоторые мотивы, такие как изображения римской богини Дианы, олицетворяли любовь французского короля к идеальной женской красоте и стали настолько стандартизированными, что были широко созданы многочисленными анонимными художниками Школы.
Елизаветинская и якобинская придворная живопись (1558-1625)
Французский маньеризм также повлиял на британскую придворную живопись во время правления королевы Елизаветы I и ее преемника Джеймса I. Некоторые портретисты специализировались на миниатюрных портретах, жанре интимных сувениров, например, Николас Хиллиард в его Портрете молодого человека, вероятно Роберта Деверо (1566-1601), второго графа Эссекса (1588), изображающего особого фаворита королевы.
Другие художники, такие как Роберт Пик-старший и Маркус Гиэртс Младший, были известны своими портретами в натуральную величину.
Прага и Рудольф II (1576-1612)
Покровительство императора Священной Римской империи Рудольфа II было описано искусствоведом Мартином Буллом как «взрыв мифологических образов … который не наблюдался со времен Фонтенбло». Рудольфа особенно интересовали обнаженные мифологические сцены и изображения Геракла, с которым он отождествлялся. Ряд известных художников работали по заказам двора, в том числе Джамболонья во Флоренции и Паоло Веронезе в Венеции.
В Праге придворный художник Бартоломеус Шпрангер руководил маньеризмом. Его обучение отражало поистине интернациональный вкус придворного маньеризма, поскольку он родился и впервые обучался в Антверпене, но впоследствии испытал большое влияние как североевропейского, так и итальянского Возрождения, и особенно римских маньеристов. Его большие картины часто были мифологическими сценами, сочетая непристойное отношение к обнаженной натуре с художественными средствами, подчеркивающими щедрые декоративные эффекты. Отпечатки его работ были распространены по всей Европе и оказали заметное влияние на развитие маньеризма в Нидерландах.
Маньеризм в Нидерландах (1580-1620 гг.)
В основе маньеризма в Нидерландах лежала североевропейская традиция изготовления гравюр, ведущей силой которой стал Хендрик Гольциус. Он разработал новые техники травления, в том числе метод «точка и ромб». Он создал сотни гравюр, одни из самых известных, иллюстрирующих мифологические и аллегорические сюжеты, такие как его Икар (1588 г.), а также ряд гравюр по рисункам или картинам Бартоломеуса Шпрангера.
Другие художники в Нидерландах в первую очередь испытали влияние итальянских маньеристов, как видно из работ Иоахима Юттеваля после его пребывания в Италии в 1580-х годах. Он сочетал мифологические сюжеты с традиционным североевропейским акцентом на пейзажи и символические детали. Его подход стал ведущей тенденцией среди художников, сосредоточенных в Утрехте, особенно в работах Авраама Блумарта.
Кроме того, художники Нидерландов также адаптировали стиль маньеризма к традиционным северноевропейским предметам, когда Маттийс, Пол Бриль, Ганс Роттенхаммер и Адам Эльсхаймер стали известны своими пейзажными панорамами. Другие художники, такие как Альбрехт Альтдорфер и Гиллис ван Конинкслоо, рисовали то, что они называли «чистыми пейзажами», обычно изображая густой лес крупным планом. Этот подход повлиял на последующих художников, таких как ученик Альтдорфера Руландт Савери, чей Лес с оленями (1608-1610) почти современен по своему экспрессионистскому эффекту.
Внесите вклад в популяризацию искусства и развитие сайта Artverve — поделитесь статьей с друзьями!
Упадок стиля
Маньеризм начал приходить в упадок около 1600 года, когда известный художник Караваджо, которого окрестили «отцом барокко», впервые применил революционный подход, сочетающий светотень и тенебризм, обе техники, подчеркивающие игру света и тьмы, с новым реализмом в драматических сценах. К 1620 году доминировал период барокко, хотя акцент движения на драматических действиях и очень эмоциональных сценах можно рассматривать как развитие маньеризма. В декоративном искусстве влияние маньеристов продолжалось до середины 1600-х годов, особенно во дворах Европы.
Маньеристы повлияли на последующее поколение художников, так как ученики Джамболоньи — Адриан де Врис, Пьетро Пьюже и Пьетро Франкавилла — продолжали продвигать его стиль в Северной Европе. Что еще более важно, работы Джамболоньи оказали заметное влияние на Бернини и Алессандро Альгарди, ведущих скульпторов эпохи барокко. Творчество Челлини оказало влияние на Антонио Канова Феодосия Федоровича Щедрина, а в ХХ веке — на Сальвадора Дали. Но в целом маньеризм потерял популярность, как и многие его ведущие художники, в последующие столетия и обычно рассматривался как период упадка после Высокого Возрождения.
Работы Бронзино также были «заново открыты» неоклассическим Жаком Луи Давидом, а затем художниками 20- го века, такими как Пикассо, Матисс, де Кирико и Фрида Кало. Известные писатели Марсель Пруст, Уильям Сомерсет Моэм и Айрис Мердок ссылались на его работы.