Чем обусловлено появление физической культуры
Зарождение физической культуры
Физическая культура – это процесс и результат готовности людей к жизни, т.е. рациональное использование двигательной деятельности для улучшения физического состояния и развития человека.
Появление ее в первобытнообщинном периоде связано со специфической деятельностью человека по добыванию средств к существованию и датируется 80000 лет до н.э. Возникновение физической культуры было обусловлено появлением метательного орудия с костяным наконечником и зубчатых острог. Главным источником существования первобытных людей того периода была охота на крупных животных. Удачную охоту можно было обеспечить только за счет изготовленных и опробованных средств и организованных совместных действий. В процессе совершенствования этого действия древний человек научился рационально использовать в качестве метательного орудия разнообразные предметы, открыл способ метания, увеличивающий дальность полета. В процессе упражнений научился владеть своими мышцами, координировать собственные движения. Физическая культура первобытного общества прошла очень сложный тысячелетний путь от инстинктивных атакующих и оборонительных движений до скоординированных акций. Овладение этими умениями и навыками происходило путем наблюдения и копирования. Все большее значение в развитии физической культуры стали приобретать действия магической направленности. Не религиозной, а именно магической, т.к. магию древних веков еще нельзя считать религией в современном понимании этого слова. В ней не было молитвы, она не выражала поклонения святому престолу или веру в потусторонних духов. Магическая направленность физических упражнений выполняла исключительно самозащитную, экономическую и социальную функции. В связи с магическими ритуалами, используемые бег, прыжки, танцевальные и метательные действия, получили самостоятельное развитие и стали приобретать синтезированные формы.
Первый скачок в развитии физической культуры первобытнообщинного строя произошел с появлением лука 12 тыс. лет до н.э. Новое «стрелковое оружие» давало возможность добывать много мелкой дичи, птицы, рыбы. Племена, владеющие луком, стали селиться на постоянные поселения, появилось больше свободного времени, используемого на физические упражнения. Это подверждают наскальные рисунки в пещерах Пеш-Мерль, Марцелла-Валле и других. Древние люди стали изображать не только рисунки охоты на животных, но и фигуры борющихся людей. В первобытнообщинном обществе стали формироваться и первые системы физического воспитания. Для подготовки будущих поколений и перехода от отрочества к зрелости была использована форма – обряд посвященных. При подготовке к состязаниям упражнения уже не имитировались, а выполнялись, говоря профессиональным языком спорта, как соревновательное упражнение. Это подтверждают находки в альтамирской, тюкдодуберской и монтеспанской пещерах.
В современном мире первобытную физическую культуру мы можем встретить среди самобытных народов с низкой цивилизацией и суровыми условиями проживания. Пример – тарахумары, индейцы, живущие на склонах горной цепи Сьерра Мадре на севере Мексики; восточноафриканские вахумы; жители некоторых племен на Канарах, в Гвинее, островах Индонезийского архипелага. Тарахумары до сих пор в обрядах посвящения используют состязания по бегу на несколько сот километров; вахумы – ритуальные прыжки с места в высоту; племена, живущие на островах, используют в обрядах посвящения водные поединки, «прыжки с вышки» (высота не менее 30 м) и т.п.
Для физической культуры первобытнообщинного строя были характерны бесклассовый характер, элементарные системы физического воспитания и прикладной характер подготовки. Важно отметить, что основные формы физических движений, сложившиеся в рамках первобытной магии, легли в основу культуры движений нашего времени. Элементы, отражающие стремление человека к покорению природы таятся в наиболее развитых видах современной физкультурной и спортивной деятельности (спортивные игры, виды легкой атлетики, плавание, конный вид спорта, гимнастика, акробатика и т.д.). Накопленный тысячелетиями опыт первобытных жрецов лег в основу лечебной физической культуры, массажа, гигиены, спортивной медицины, врачевания, психологии.
Возникновение физической культуры
Теория излишней биологической энергии. Исторические и социально-культурные предпосылки возникновения современной физкультуры и спорта. Зарождение физической культуры у народов, проживавших на территории России и входивших в состав Российской империи.
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 30.10.2013 |
Размер файла | 32,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Теории возникновения физической культуры
Существует несколько позиций при обсуждении проблемы возникновения физической культуры:
К объективному фактору относится то, что в процессе трудовой деятельности (охота, рыболовство, собирательство) человек постоянно вынужден был развивать свои навыки. Упражняясь, он совершенствовал свои физические качества (ловкость, выносливость, быстроту, силу).
К субъективному фактору относится собственно сознание человека, который придумывал упражнения для подготовки к трудовой деятельности, устанавливал связь между предварительной подготовкой и результатами охоты, а также организовывал передачу опыта полученных навыков, т.е. воспитывал.
Ошибка сторонников первых трех теорий, которые пытались доказать, что зачатки физического воспитания имеются уже в животном мире, заключалась в том, что они не находили различий между инстинктивным поведением животных и сознательной деятельностью людей. Ученые, пытавшиеся доказать, что физическая культура возникла из религиозных обрядов первобытных людей, также ошибались, так как человек стал применять физические упражнения раньше, чем появилась религия. Наукой доказано, что общественно-исторической основой происхождения физической культуры является труд. Именно об этом и говорили Г.В. Плеханов и Н.И. Пономарев в своей теории возникновения физических упражнений.
Физическая культура возникла из потребностей первобытных людей в подготовке к тому или иному роду трудовой деятельности.
Поскольку в самом раннем периоде своего становления человек занимался охотой и именно она была серьезным физическим испытанием, связанным с необходимостью подолгу бегать, метать, плавать, переносить тяжелые туши убитых животных. Но эти действия еще нельзя считать физическими упражнениями, так как они применялись с целью воздействия на окружающий мир, на природу ради добывания пищи, одежды и других материальных благ.
2. Исторические предпосылки возникновения современной физкультуры и спорта
Прежде чем перейти к сути проблемы, поставленной в настоящей работе, еще раз обратим внимание на то, что исторический метод в исследовании социальных явлений и процессов предполагает изучение основных тенденций их исторического развития через анализ взаимосвязи между движущими силам, порождающими эти явления и процессы. Такой подход подразумевает, что современные формы существования физической культуры (физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация, физическая рекреация) являются следствием ее исторической эволюции и, что развитие этих форм неразрывно связано с эволюции социально-экономических отношений, складывающихся на том или ином этапе исторического развития человеческого общества. Появление в социальной среде новых форм физической культуры было обусловлено формированием специфических общественно значимых потребностей. Иными словами можно сказать, что в основе образования существующих в настоящее время форм физической культуры лежат разные базисные системообразующие потребности, определяющие основные направления их развития, порождающие в рамках этих форм особую культурную среду и обеспечивающие, через специфические формы двигательной активности, физическое и духовное совершенствование каждого человека. Среди современных форм физической культуры особое место занимает спорт, являясь продолжением исторического развития ее зрелищного направления. Высокая социальная значимость спорта, порождающая в обществе сложный спектр духовных, нравственных, социально-экономических и этических ценностей и проблем, определяет широкий интерес к исследованию причин его возникновения и основных тенденций исторического развития. Поэтому, продолжая начатый в предыдущих публикациях анализ движущих сил и основных направлений исторической эволюции физической культуры, в предлагаемой статье остановимся на изучении основных тенденций развития ее зрелищного направления в современном обществе.
3. Социально-культурные предпосылки возникновения современного спорта
Прошедшие на территории Европы в XVIII-XIX веках буржуазные революции создали необходимые условия для демократизации всех сторон общественной жизни, что открыло широкие перспективы для образования различного рода общественных объединений (партии, союзы и т.п.). Развитие промышленности, науки, техники, культуры в период Нового времени привело к интенсивному росту городов, в которых начала складываться новая культурно-бытовая среда. Одним из важных ее компонентов являлись разнообразные состязания, проводимые среди различных слоев городского населения. Об этом свидетельствуют исторические материалы. В газетах того времени было очень много публикаций о денежных выигрышах, различных вознаграждениях, получаемых победителями соревнований. Это создавало среди широких слоев населения устойчивый интерес к такого рода состязаниям и способствовало дальнейшему развитию в обществе социально обусловленной потребности в зрелище. Как показывают исторические материалы, в этот период зарождаются и первые физкультурно-спортивные общества, кружки, школы. Так, например, уже вначале XIX века в Англии было несколько боксерских школ, был создан легкоатлетический клуб, интенсивно развивались другие виды спорта. В этот период начали устраиваться регулярные соревнования по гимнастике, легкой атлетике, гребле, футболу.
Второй предпосылкой, имевшей важное значение для возникновения спорта в современном его виде, явилось интенсивное развитие в промышленной сфере машинного производства. Научно-техническая революция обеспечила значительный рост производительности труда. На фабриках и заводах начали вводить нормированный рабочий день, что создавало объективные предпосылки для формирования в обществе «среднего слоя» (потенциальных потребителей зрелищ). Складывающиеся таким образом новые социально-экономические условия явились основой для развития различных физкультурно-спортивных объединений (кружков) среди широких слоев городского населения, а не только в аристократической среде, как это было раньше. Кроме выделенных основных причин, на возникновение современного спорта значительное влияние оказал процесс формирования национальных систем образования, в рамках которых создавались национальные системы физического воспитания. Они сыграли важную роль в приобщении широких слоев населения к ценностям физической культуры.
Таким образом, исторически сформировавшаяся социально обусловленная потребность в зрелище, с одной стороны, и развитие в обществе демократических институтов, создающих благоприятные условия для самовыражения свободных граждан через состязательную деятельность на основе их телесной сущности, с другой, привели к появлению уже в середине XIX века такого общественно значимого явления как спорт.
Специфика взаимосвязей социально обусловленной потребности в зрелище и биосоциальной потребности людей в состязательной деятельности, определяющих сущность спорта, состоит в том, что конкретный вид их реализации (вид спорта) зависит от складывающихся на данном историческом этапе и в данном конкретном месте, социально-экономических условий. При этом надо иметь в виду, что видом спорта может стать практически любой вид деятельности, основанной на телесной сущности человека, совершенствующий человеческие способности, если он оформлен как спортивное состязание и функционирует по законам спортивного совершенствования. Это порождает многообразие видов спорта, которое так же неисчерпаемо, как неисчерпаемы формы проявления человеческих способностей. В этом многообразии заключается важная притягательная сила спорта, ибо оно (многообразие) обеспечивает, с одной стороны, широкий спектр возможностей для самовыражения граждан, а с другой, зрелище на любой вкус.
Современный спорт, как показывает анализ исторического развития физической культуры, имеет несколько исторических корней. Основная группа видов спорта сформировалась на основе зрелищного направления в развитии физической культуры; восточные единоборства вошли в современный спорт, как продолжение религиозного направления; некоторые виды спорта, например, баскетбол, возникли в рамках воспитательного направления. Следовательно, возникновение современного спорта, как общественно-значимого многофакторного явления, необходимо рассматривать как закономерное следствие исторической эволюции трех основных ветвей в развитии физической культуры зрелищного, религиозного и воспитательного.
Проведенный анализ движущих сил и основных направлений развития физической культуры в современном обществе позволяет сделать следующие выводы.
Современный спорт, как одна из форм физической культуры, представляет собой самоорганизующееся и саморазвивающееся общественное движение, в основе которого лежит процесс удовлетворения индивидуальных потребностей людей в состязательной деятельности на основе их телесной сущности. Его общественная значимость, определяющая главные направления исторического развития, базируется на сформировавшейся в обществе социально обусловленной потребности в зрелище.
В основе спорта лежат:
— определенным образом организованная соревновательная деятельность людей, направленная на оценку их подготовленности (суть вида спорта);
— специальная система подготовки к соревновательной деятельности, организованная в виде педагогического процесса;
— преемственность в средствах и методах подготовки к соревновательной деятельности, оформленная в виде принципов, методик, специальных наставлений.
4. Культурологические аспекты возникновения современного спорта
То сложное, противоречивое, многофакторное и многофункциональное явление, которое мы называем «современным спортом», имеет свои истоки в начале ХXVII в., а в знакомые нам формы оно организовалось на переломе XIX-XX веков.
Современный спорт возникает несколько иначе, чем античный. Его возникновение связано с развитием буржуазной городской культуры и его истоки лежат не в потребностях физического совершенствования и не в традиционных формах праздников, а преимущественно в новых возможностях досужного развлечения.
Если атлетам древности покровительствовали боги, и сами атлеты приближались к богам своим совершенством, то спорт нового времени рожден, скорее, скукой и азартом.
Так что современный спорт с его правилами возникал, увы, не на гуманистической основе, не как реализация прекраснодушных идеалов Просвещения и утопизма, а на основе коммерческой сделки, пари, ставки. Спортивные сообщения тогдашней Англии почти сплошь состоят из публикаций о денежных удачах, выигрышах, вознаграждениях. Поэтому на возникающие виды спорта так легко переносились правила скачек и ипподромов. Здесь ясно проявила себя чисто коммерческая сторона институализации современного спорта, которая с тех пор жила в нем и никогда его не покидала.
Важно указать тенденцию, поначалу не очень явную, но к концу XIX в. ставшую определяющей в конституировании спорта в его современном виде. Имеется в виду, во-первых, объективная социальная потребность в развитии системы физического воспитания, настоятельно возникшая в условиях рынка свободного труда и в условиях превращения образования и воспитания в область общенационального интереса, а во-вторых, усвоение общественным сознанием (опять же через систему общего образования) гуманистических идей, взглядов и идеалов Просвещения, особенно идущих от Руссо идей о естественном и свободном человеке.
Опыт оказался успешным и на какое-то время стал образцом для английских школ XIX в., выпускники которых не только прочно усвоили спортивный дух и традиции, но и внесли их в массовое сознание, в образ жизни. Скоро в таком же направлении были проведены реформы и в школах США, Франции и других стран.
5. Зарождение физической культуры у народов, проживавших на территории России и входивших в состав Российской империи
Возникновение физических упражнений и игр у народов нашей страны относится к первобытному обществу. Они отражали охотничью, рыболовную, скотоводческую, земледельческую, военную и бытовую деятельность. У древних народов бытовали верховая езда, метание разных предметов, стрельба из лука, разнообразные игры. Народы Севера с IV-III тыс. до н.э. применяли в труде (охоте) и быту передвижение на лыжах. У нанайцев, манси, ненцев и др. народностей Сибири и Дальнего Востока сравнительно широко в воспитательных целях использовались состязательные игры с бегом, метание копья, дротиков и топора, гребля, игры в медведя и оленя. Хорошо было поставлено военно-физическое воспитание в Грузии на ранней стадии сельско-общинного быта. Многие игры и физические упражнения русского, белорусского народов и жителей Прибалтики в своем первоначальном состоянии относятся к древним состязательным играм.
Классовый характер физического воспитания особенно ярко проявился в рабовладельческих и феодальных государствах Закавказья, Средней Азии, Северного Причерноморья, Крыма, в Киевской Руси и Русском централизованном государстве. На территории России, как и в странах Запада, в этот период физическое воспитание проходило в двух основных направлениях: в народных массах и у господствующего класса.
Своеобразием отличалось физическое воспитание у древних славян. Отличительной особенностью было то, что у восточных славян рабовладельческие отношения не получили полного развития, как в Закавказье, Средней Азии и в Крыму. В VI-VII вв. восточные славяне жили еще родовым строем. Они занимались скотоводством, ремеслами, земледелием, охотой.
Византийский историк Маврикий (VI в.) так оценивал воинское умение славян: «Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах, с выгодой для себя пользуются внезапными атаками, хитростью. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом всех людей».
В связи с разложением рабовладельческих отношений в Средней Азии, Закавказье и в Крыму и родового общества у древних славян, создались предпосылки для возникновения феодальной общественно-экономической формации.
В Киевском государстве (IX-XI вв.), в период феодальной раздробленности на Руси (XII-XIV вв.) и в эпоху Русского централизованного государства (XV-XVII вв.) народ несмотря на многочисленные войны (их было около 160 с татарами, монголами, литовцами, немецкими рыцарями, шведами и др.) бережно сохранял и продолжал развивать самобытные формы физического воспитания. («Слово о полку Игореве»).
Широкой популярностью пользовались борьба, верховая езда, стрельба из лука, поднятие и метание камней и множество игр. Большое распространение получили кулачные бои, групповые и одиночные. Основными правилами кулачного боя являлись: лежащего не бить, заначку в рукавицу не класть, биться лицом к лицу, грудь с грудью, подножек не ставить. Классический пример такого боя описан М.Ю. Лермонтовым в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Были распространены такие виды упражнений, как плавание, гребля, передвижение на лыжах. Лыжные рати сражались и в отрядах Ермака. В XVII в. русский полководец М.В. Скопин-Шуйский успешно применял лыжные отряды в войне против поляков.
Процессу развития физических упражнений и игр во многом препятствовала религия. Русская православная церковь выступала против народных игрищ и других физических упражнений. Свод церковных постановлений «Стоглав» (1551) и «Домострой» (1580) отдельными положениями были направлены против народных игр, забав и развлечений, но поощряли телесные наказания.
Против народных форм физического воспитания вела борьбу не только церковная, но и светская власть. В 1648 г. царь Алексей Михайлович издал указ о запрещении народных игр и забав.
Но ни царские указы, ни церковные запреты не в силах были остановить процессы развития физических упражнений и игр, и они передавались из поколения в поколение.
6. Современное состояние и проблемы дальнейшего развития физической культуры и спорта в России
В Российской Федерации в 2000 г. насчитывается 87 тыс. дошкольных учреждений, которые посещают около 9 млн. детей, или 65% их общей численности. В настоящее время в большинстве дошкольных учреждений отсутствуют необходимые условия для организации физкультурно-оздоровительных и профилактических занятий. Программно-методическое обеспечение дошкольных учреждений не соответствует современным требованиям. Программа физического воспитания для детей дошкольных учреждений, утвержденная Российской академией образования, предусматривает только три физкультурных занятия в неделю. Положительным моментом можно признать введение с 1991 г. в дошкольные образовательные учреждения должности инструктора по физической культуре. Во многих детских садах физическое воспитание детей осуществляют специалисты, имеющие среднее и даже высшее образование. Но в большинстве дошкольных учреждений по-прежнему не хватает специалистов такого рода.
За последние годы из спортивных школ были вынуждены уволиться около 9 тыс. тренеров-преподавателей по спорту, большинство из которых ушло в различные структуры и практически навсегда прекратило свою профессиональную деятельность.
Наиболее критическое положение сложилось в студенческом спорте. В 526 вузах нет средств на содержание студенческих спортивных клубов. Резко сократился календарь студенческих соревнований, снизилось число студентов, отдыхающих в оздоровительно-спортивных лагерях. Серьезное беспокойство вызывает тенденция ежегодного снижения физической подготовленности призывников, что является следствием низкого уровня организации занятий по физической культуре в средних учебных заведениях и недостаточного взаимодействия их руководителей с военкоматами. Это не позволяет обеспечить в короткие сроки необходимую физическую готовность военнослужащих.
Большие трудности испытывает сегодня физкультурно-оздоровительная и спортивная работа среди взрослого населения. Многократное повышение стоимости физкультурно-оздоровительных услуг делает недоступными для большинства людей учреждения физической культуры, спорта, туризма и отдыха. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия отказываются от содержания спортивных и оздоровительных объектов, закрывают, продают, передают их другим собственникам или используют не по назначению. Нуждается сегодня в помощи вся система физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, которая была направлена на осуществление реабилитационных мероприятий, проведение профессионально-прикладных занятий в режиме рабочего дня, послеродовое восстановление, снижение неблагоприятных воздействий производства на человека, повышение его адаптации к профессиональной деятельности и общего уровня сопротивляемости различным заболеваниям.
Крайне низок уровень грамотности населения по всем вопросам здорового образа жизни и физической культуры. Большинство населения слабо информировано о реальном состоянии своего здоровья и физической подготовленности, о факторах, определяющих физическое состояние человека, средствах воздействия на него, методике применения этих средств и т.д. До сих пор деятельность средств массовой информации не направлена на формирование у каждого человека потребности в активных занятиях физической культурой, на оказание практической помощи тем, кто желает делать это самостоятельно. Не ведется целенаправленная пропаганда тех видов спорта, которые наиболее содействуют физическому совершенству. Не сформировано положительное общественное мнение по отношению к физической культуре и спорту. Не выработана личная ответственность каждого человека за собственное здоровье не только перед собой, но и перед обществом. Поликлиники, больницы, врачебно-физкультурные диспансеры не стали центрами активной и широкой пропаганды здорового образа жизни. На низком уровне ведется такая работа в домах отдыха, на спортивных сооружениях и в местах массового отдыха, не получили развитие современные виды организаций физической культуры и спорта, такие как клубы, общественные движения. Значительная роль в приобщении людей к здоровому образу жизни принадлежит средствам массовой информации, особенно телевидению и радио. Сегодня отсутствует система, обеспечивающая координацию усилий всех средств массовой информации в информационно-образовательном обеспечении населения в сфере физической культуры и спорта. Средства массовой информации редко выступают в роли организатора массовых физкультурно-оздоровительных многолетних кампаний, направленных на вовлечение определенных категорий и групп населения в занятие тем или иным видом спорта, слабо ведется поиск новых форм вовлечения людей в активные занятия, недостаточно обобщают опыт физкультурного движения в России и за рубежом.
Заключение
Физическая культура возникла из потребностей первобытных людей в подготовке к тому или иному роду трудовой деятельности.
Анализ ситуации, сложившейся в 1991-2000 гг. в сфере физической культуры и спорта, которая по самой своей социальной природе призвана обеспечить сохранение и укрепление здоровья населения, свидетельствует, что сегодня эта область находится в критическом положении. Без существенных изменений в этой сфере невозможно решить проблему духовного, нравственного и физического оздоровления народа. Только от государства зависит, будут ли в ближайшем будущем созданы налоговые и иные механизмы стимулирования приоритетного развития физической культуры и массового спорта, равно как и обеспечение прав потребителей услуг в области физической культуры и спорта. Возникла необходимость принятия федеральных и региональных законов, программ, в которых поэтапно решались бы основные задачи развития физической культуры и массового спорта, а также народного спортивного движения.
История учит, что развитие физической культуры и спорта представляет собой объективный, закономерный процесс в жизни человеческого общества. Этот процесс происходит не по произволу людей, а в силу действия объективных законов, вытекающих из материальных и духовных условий существования того или иного общественного строя. История физической культуры и спорта показывает, как на различных ступенях развития человечества изменения, происходящие в области физической культуры и спорта, обусловливаются определённым образом производства, политикой, культурой, идеологией, наукой, военным делом. В духовном творчестве народа ведущие общественные деятели, педагоги, врачи и учёные черпают свои идеи, средства и формы, создавая научные системы и методы физической культуры и спорта.
История физической культуры и спорта показывает, что в силу теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых в физкультурных учебных заведениях, её принадлежит значительное место. Она относится к профилирующим, мировоззренческим дисциплинам, позволяющим будущим специалистам лучше познать свой предмет.
Список источников
физкультура спорт культурный народ
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Роль физической культуры у Древних славян и в христианскую эпоху страны. Спорт как доминирующая форма проявления физической культуры. Особенности физической культуры в СССР и в современной России. Значимость массового спорта в общественном сознании.
реферат [18,7 K], добавлен 06.09.2009
История возникновения и развития физической культуры как части общечеловеческой культуры, роль Древней Греции в данном процессе. Особенности становления физической культуры как искусства в Риме и странах Древнего Востока, их характерные признаки.
реферат [18,1 K], добавлен 06.06.2009
Происхождение современного спорта и физической культуры. Развитие физической культуры как социального фактора. Развитие физической культуры в России. Спортивная победа и ее творец. Пропаганда спорта. Кризис современного спорта.
реферат [18,9 K], добавлен 20.11.2006
Система физической культуры и спорта в Российской Федерации, физкультурная и оздоровительная работа, развитие спорта высших достижений. Пропаганда физической культуры, создание благоприятных условий финансирования спортивных организаций и учреждений.
реферат [12,3 K], добавлен 16.03.2010
Определение понятия спорта и его видов. Описание самых популярных олимпийских видов спорта. Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации; создание эффективной системы государственной поддержки. Реабилитация средствами физкультуры.
реферат [38,9 K], добавлен 20.08.2015