Чем обусловлено поведение человека в социуме
Понятие, виды и общая характеристика правомерного поведения
Здравствуйте, уважаемые читатели! Человек существует в обществе, поэтому построение взаимоотношений с этим обществом – это неотъемлемая часть его жизни. От того насколько правильно ведет себя личность в социуме, зависит не только ее благополучие, но спокойствие и комфорт всех окружающих людей. Какие разновидности социального поведения существуют?
Для начала ответим на вопрос, что вообще такое социальное поведение? Это направленные на социум и значимые для него действия человека. Например, если вы нагрубили старушке в маршрутке, то ваше поведение относится к социальному. Если вы пролили себе на брюки чашку кофе и выругались под нос, то это не социальное поведение.
Поведение может иметь положительные и отрицательные последствия, поэтому важно понимать, как следует себя вести в том или ином обществе. Здоровая личность несет полную ответственность за свои поступки. Чтобы глубже разобраться в данном вопросе, изучите предложенные виды социального поведения, возможно, и вы захотите что-либо изменить в собственной поведенческой системе.
Разновидности социального поведения
Чтобы вам было удобнее, взгляните на таблицу. Существует множество разновидностей поведения, рассмотрим две большие группы видов, которые делятся на подвиды в свою очередь.
Адекватное | Неадекватное |
— Ответственное | — Девиантное |
— Конформное | — Виктимное |
— Синтонное | — Демонстративное |
— Помогающее | — Конфликтное |
— Правильное | — Делинквентное |
— Ошибочное |
Адекватное социальное поведение
Ответственное поведение — это когда человек принимает на себя какие-либо обязанности и выполняет их соответствующим образом. Стоит заметить, что безответственное поведение сильно влияет на жизнь окружающих, чего человек может не замечать или не принимать во внимание. Например, если студент не сдал во время курсовую работу, то он думает только о том, как это плохо для него, в то время как руководитель исследовательской работы также получает выговор.
Конформное — полное подчинение общественному мнению. В этом случае личность не вредит обществу, но вредит себе, так как не имеет, либо отказывается от собственных взглядов. Иногда такое поведение может спасти человека: в период политических репрессий, патриархата, апартеида людям приходилось поступать так, как требовала власть или абсолютное большинство для сохранения жизни.
Синтонное — создающее комфорт, сглаживающее конфликт, удовлетворяющее потребность других людей. Основано на уважении к особенностям и нуждам окружающих. Например, уступить место пожилому человеку, не спорить с беременной женщиной и т.п.
Помогающее — основано на внимательном отношении к потребности других в помощи (перевести дедушку через дорогу, помочь донести тяжелые сумки до подъезда).
Правильное — отвечающее нормам морали конкретного социума. Если в Абу-Даби вы станете расхаживать по улице в полуобнаженном виде или нагрубите женщине, вас может арестовать нравственная полиция. В каждой культуре присутствуют собственные нравственные границы.
Неадекватное социальное поведение
Девиантное — отклоняющееся от правовых и нравственных норм. Тоже во многом зависит от общества, в котором вы находитесь.
Демонстративное — неадекватная потребность во внимании без учета потребностей окружающих. К нему относить чрезмерно громкая речь, неуместно откровенная одежда и т.п.
Конфликтное — провоцирующее конфликт. Например, намеренная грубость, аморальные намеки, спор.
Ошибочное — не соответствующее нравственным принципам, нормам по причине незнания. Например, если вы окажетесь в стране с другой культурой, вы можете совершить поступок незначимый для вас и в вашей стране, но считающийся неприемлемым в данной культуре.
Заметьте, что любое поведение может принести пользу или вред самой личности. Человек должен учитывать два критерия: чего хочу я, и чего хотят другие. Если ваше желание не вредит никому, то вы можете следовать в его направлении, даже если окружающие не согласны. Если вредит, то вам стоит пересмотреть свое желание и сформулировать его так, чтобы оно не причиняло вреда.
Понятие, виды и общая характеристика правомерного поведения
Понятие правомерного поведения
Абсолютное большинство участников общественных отношений ведет себя правомерно, т.е. нормально, ничего не нарушая, соблюдая законы страны, пользуясь своими правами, свободами и исполняя обязанности. Это основная и преобладающая форма поведения субъектов — индивидуальных и коллективных.
Правомерное поведение охватывает прежде всего наиболее сознательную часть населения, иными словами, законопослушных или правопослушных граждан. А законоуважение — важнейшая черта правового государства, его высокой культуры — общей, политической, юридической, моральной, духовной. Такое поведение — необходимое условие организованного человеческого общежития, взаимоприемлемых, цивилизованных отношений.
Следовательно, правомерное поведение — это общественно необходимое, желательное или допустимое с точки зрения интересов государства поведение граждан и коллективов, состоящее в соблюдении (исполнении), осуществлении норм права.
При этом подчинение правовым императивам не является в большинстве случаев чисто механическим (рефлекторным), а обусловлено всем жизненным опытом индивида, его культурными, нравственными и правовыми воззрениями. Существует презумпция правомерного поведения, основанного на известном принципе «не запрещенное законом дозволено».
Особенности правомерного поведения:
Оценивая поступки человека через призму права, государство декретирует два основных вида его поведения – правовое (юридически значимое) и юридически безразличное.
Признаки правового поведения:
Элементы правомерного поведения:
Основные виды правомерного поведения
Основные виды правомерного поведения:
Социально активное поведение — это глубоко осознанное, целеустремленное инициативное поведение, направленное на осуществление правовых норм, поддержание правопорядка, законности, стабильности, защиту интересов государства, общества, других граждан. Субъект нередко предпринимает решительные действия по пресечению правонарушений, содействует правоохранительным органам в их борьбе с преступностью. Нормы права воспринимаются индивидом как объективно необходимые, целесообразные, выражающие его собственные взгляды, потребности, устремления. Перед нами повышенная степень самосознания личности, развитое чувство ее позитивной ответственности.
Социально пассивное поведение — субъекты в основном воздерживаются от совершения противоправных действий; без особой активности, равнодушно соблюдают законы, хотя нередко внутренне с ними не согласны. Фактически это принудительное или вынужденное поведение. Научные исследования показывают, что примерно 20% россиян не идут на совершение уголовных деяний при благоприятных условиях, иначе говоря, преодолевают криминальный соблазн, искушение из-за угрозы наказания, разоблачения. Выходит, эта часть граждан соблюдает право не за совесть, а за страх. Только это, т.е. боязнь ответственности, удерживает их от рокового шага. Но это все же правомерное поведение, как бы оно ни обеспечивалось — подчинение закону налицо, цели законодателя достигаются.
Привычное поведение — согласно социологическим опросам примерно одна треть российских граждан соблюдают правовые нормы по привычке, не задумываясь над тем, почему именно так поступают. Они обычно затрудняются даже внятно объяснить мотивы своего законопослушания. Как правило, отвечают: «так надо», «так приучены», «так воспитаны», «иначе нельзя». Для них правомерное поведение является естественным, само собой разумеющимся образом жизни. Такое поведение формируется под влиянием многих факторов — традиций, семейного и иного воспитания, здорового консерватизма, сложившихся устоев, правил, стереотипов; стремления к порядку, спокойствию и справедливости; понимания того, что это выгодно, удобно, комфортно, что только таким путем можно добиться поставленных целей, желаний, успеха. Оправдывается известная сентенция о том, что привычка — вторая натура. Все это соответствует общему благу, интересам личности, общества и государства.
Конформистское поведение — менее ценный вид правомерного поведения, чем описанный выше, поскольку в значительной степени подвержен влиянию окружающих, зависит от «чужого мнения» и поэтому, как правило, оказывается конъюнктурным, несамостоятельным, приспособленческим. Слово «конформизм» в переводе с латинского означает подобие, соответствие, стремление к однообразию, единомыслию. Поступаю «как все», «как многие», «как другие» или даже «как он» — вот суть конформистского поведения. Это в основном ситуативный образ действий, исключающий четкую гражданскую позицию, которая, возможно, у субъекта еще не сформировалась.
Мотивация простая: нежелание слыть «белой вороной», выбиваться из «общего ряда», боязнь утратить доверие близких, друзей, знакомых или, напротив, стремление заслужить их одобрение, похвалу. Немаловажное значение имеет фактор подражания.
Маргинальное поведение — это поведение людей, выбившихся из нормальной колеи жизни, оказавшихся на ее обочине или даже на дне (бомжи, бездомные бродяги, нищие, хронические алкоголики и наркоманы; не нашедшие себе места под солнцем бывшие заключенные; беженцы, вынужденные переселенцы, перемещенные лица, так называемые «группы риска» и другие слои населения). Их поведение чаще всего бывает на грани правомерного и неправомерного. Маргинальность в переводе с латинского как раз и означает край, граница, промежуточность.
Психика указанного «спецконтингента» неустойчива (беспокойство, неуверенность в завтрашнем дне, отчаяние, чрезмерная чувствительность, агрессивность). Оторванные от социальных корней, с изломанной судьбой, эти люди готовы на все. В целях выживания легко идут на различные правонарушения, преступления. Сама потенциально криминальная среда определяет их отношение к праву, морали, другим ценностям; их мир замкнут только на себя.
Нигилистическое поведение. Нигилизм означает отрицательное отношение к определенным правилам, нормам, принципам, взглядам, законам, образу жизни. Это — одна из форм мироощущения и социального поведения индивида. Нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и другим, в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и общественной практики идет речь — культуре, науке, этике, политике, праве.
Сущность социального поведения личности в обществе
Общение, поступки, взаимодействие людей формируются на основе поведенческих норм. Каждый индивид самостоятельно определяет для себя правила приемлемого поведения в социуме. Поведение зависит от многих факторов (характера, психотипа, сознания, воспитания, интеллекта, восприятия, нравственных принципов), но в первую очередь основано на способах проявления и применения собственных способностей, и возможностей.
Многие науки считают, что поведение является реакцией человека на различные внешние и внутренние проявления среды, которые хорошо видны в эмоциональных реакциях (осознанных и инстинктивных), а также коммуникационных проявлениях. Поэтому социальное поведение связывают с взаимодействием и поступками людей в отношении друг друга.
Характеристика понятия
Ученые, занимающиеся различными общественными науками, считают, что социальное поведение личности – это характеристика взаимных процессов индивидов, при взаимных коммуникативных отношениях, проявляющихся в определенной среде и обстановке, и зависящих от условий сложившейся ситуации, и среды. При этом, при разных факторах поведение индивида может в корне различаться.
Например, внешне спокойный и флегматичный человек в условиях повышенной опасности способен в корне измениться, став собранным, активным и небезразличным. Или еще: работники пришли на трудовую смену, одни из них заинтересованы в качестве выпуска своей продукции, а другие без особого желания выполняют обязанности, потому что так надо, иначе не получишь зарплату. Первые хотят не только получать вознаграждение, но и приносить пользу обществу, вторым не интересна судьба производимого продукта, гораздо больше они желают получать деньги за поведенное рабочее время.
По-разному ведут себя люди и при массовых собраниях, митингах. Одни – спокойно шествуют, не нарушая колонну и порядок, другие – изо всех сил стремятся внести раздор, показать свои девиации и отрицательное мнение к происходящему. Каждый из людей в обществе является участником социально-политических событий, но ведет себя сугубо индивидуально, согласно своему мировоззрению, взглядам, интересам и потребностям.
Поведение социума особенно ярко проявляется при взаимодействии двух или нескольких индивидов, и зависит от экономических, политических и культурных факторов. Научное понятие поведения в социуме включает в себя сочетание процессов, связанных с удовлетворением физических, материальных и духовных потребностей индивида, выражающихся в виде реакции на окружающую среду. Поэтому субъектами (акторами) социального поведения всегда будет не только индивид, но и группа людей (малая или большая), с собственными установками, предпочтениями и действиями, зависящими от уровня социализации структуры общества.
Социальное поведение всегда характеризуется нормой – общеустановленным правилом, которому обязан следовать индивид. Норма полностью оправдывает статусные ожидания субъектов и помогает направлять действия людей в правильное (по меркам данного социума) русло. При помощи норм индивиды проходят социализацию и определяются с ролью, которую будут выполнять в обществе.
Статусные ожидания индивида помогают ему выработать определенную тактику действий во взаимоотношениях с другими людьми, что выразится в поведенческой модели. Сознательная интеллектуально развитая личность способна координировать собственное поведение, в зависимости от возрастной группы. В детском и юном возрасте на поведение людей влияют агенты (родители, воспитатели, педагоги, тренеры), в зрелом и пожилом периоде люди опираются на приобретенные знания, жизненную психологию, сложившиеся убеждения и мировоззрение.
Поэтому социальное поведение, состоящее из поступков, изменяющихся при различных условиях, рассчитывается на оказание определенного влияния одного индивида на другой. Старшее поколение способно показать пример собственного отношения к происходящим общественным процессам и направить подрастающее поколение к выбору социальной роли, на примере собственной модели, жизненного опыта и принятых норм.
Виды форм поведения
В обществе существуют поведенческие модели, основанные на поступках прошлых поколений, в связи с чем сложилось разнообразие форм социального поведения. К ним относят несколько различных видов.
Массовое
Такое поведение характеризуется эмоциональной составляющей, которая одновременно захватывает сознание большого количества людей. Примерами могут служить паника, истерия, следование моде, распространение слухов, митинги, праздничные шествия, челенджи в социальных сетях и т. д.
Групповое
Зависит от того, в какой форме реализуются цели индивидов – в команде, по интересам или неформально. Группы могут распределять роли для субъектов, ориентировать на задачи, предоставлять информацию, создавать материальные и духовные блага, организовывать действия, приносящие пользу обществу (волонтеры), или наоборот, наносящую вред (экстремисты, террористы).
Девиантное
Отклоняющееся от нормы поведение проявляется в неприятии социальных норм, сложившихся устоев, обычаев, процессов, взаимоотношений между людьми. Девиации могут проявляться в асоциальных поступках, нигилизме, психических расстройствах, вызывающих психических реакциях на общественные процессы. Такой вид всегда получает негативную оценку у остальных членов гражданского общества, так как он стремится отрицать нравственные принципы и правовые основы существования индивидов.
Конкурентное
Основано на стремлении к лидерству и наиболее выгодных условиях существования в социуме. Такой вид поведения применяется между оппонентами во власти или партийных организациях, производителями товаров и услуг, группами предпринимателей, и напоминает соревнование за наиболее выгодные условия. Поэтому данное поведение делится на подтипы: креативное, приспособленческое, гарантирующее.
Противоправное
Данный вид направлен на нарушение прав и свобод другого индивида, и относится к правонарушениям. Лицо умышленно или случайно наносит вред другому человеку. Действия (нанесение телесных повреждений) и бездействия субъектов (оставление человека в опасности) зависят от различных причин, побудивших человека вести себя негативно, нарушая установленные правила и законы, действующие в социуме. К противоправному поведению, в качестве примера, можно отнести создание аварийной ситуации на дороге, хулиганские действия, оскорбление другой личности.
Антисоциальное
Характеризуется резким отрицательным отношением к обществу, отрицанием всех существующих норм и стандартов правильного поведения, желание индивида всеми силами противодействовать принятым правилам. Такой вид может быть присущ как конкретному индивиду, так и группе субъектов. Проявляется антисоциальное поведение в грубых нарушениях норм закона, вандализме, попирании и непризнании общественных правил и принципов. Все поступки, которые совершает индивид или конкретная группа, направлены против общества.
Помогающее
Заключается в предоставлении содействия и помощи одного индивида другому. Это происходит, когда в социуме появляются небезразличные к проблемам другого человека, субъекты (волонтеры, спонсоры, благотворители). Социальная служба, существующая в государстве, тоже относится к помогающему виду. Данная форма может существовать на взаимности, когда люди не бросают в беде друг друга, а также на одностороннем воздействии, когда в решении проблем человека участвует только одна сторона.
Просоциальное
Относится к разряду помогающего, и полностью созвучно с ним, но при этом помощь осуществляется с большим размахом и затрагивает массовую часть общества. Может быть на односторонней или взаимной основе. В качестве примеров можно привести – помощь Совета Европы развивающимся странам, предоставление кредита МВФ, выделение средств на развитие культурных центров, материнский капитал (в РФ), помощь от мэров городов при рождении ребенка, создание благотворительных фондов. Такая помощь основана на добре, материальной помощи и психологической поддержке.
Любые формы социального поведения основаны на эмоциональном проявлении взаимного отношения индивидов друг к другу, и осуществляются в виде дружбы, любви, добра, зла, вражды, успеха, власти, сотрудничества. Также особое значение имеют нравы и устои, традиции и обычаи, которые содержат образцы поведения, не противоречащие общественным нормам.
Поэтому поведение индивидов может быть:
естественным;
ритуальным.
Естественное характеризуется достижением индивидуальных целей, норм и возможностей субъектов. Ритуальное основано на определенной последовательности действий, которые присущи конкретному социуму. Встречаются также другие формы поведения – родительское, кооперативное, агрессивное и т. д.
Примеров видов и форм социального поведения при одном и том же процессе существует множество. Например, во время проведения демонстрации или митинга одни люди ведут себя организованно и культурно, а другие – противоправно, стремясь организовать массовые беспорядки, дестабилизировать обстановку и спровоцировать толпу на совершение противоправных действий. Представленный пример действия или бездействия полностью характеризует сущность понятия социального поведения.
Факторы и уровни поведения
В социуме поведенческие цели индивида зависят от окружающей его природной, общественной среды и других факторов, к которым относят:
Социальное поведение зависит от своей и сторонней оценки поступков, действий окружающих людей, возникшей мотивации, психологических аспектов, политического сознания. Часто поведение индивидов бывает неосознанным или спонтанным, возникающим под массовым навязыванием идей формальных и неформальных групп, стихийных действий толпы.
Уровни социального поведения субъектов характеризуются всегда несколькими составляющими.
К используемым методам относят:
Все виды перечисленных методов считаются применимыми к каждому индивиду, в течение его жизни, но зависят от возрастной группы. Так, например, малыша нельзя заставить выполнять многие взрослые правила, но навыкам поведения в обществе, элементарной культуре и этике обучить можно. Поэтому у одной мамы ребенок ведет себя спокойно в присутствии посторонних людей, а у другой – капризничает и вызывающе истерит. Какая мама является лучшим агентом – ответ очевиден.
На государственном уровне одобрение правомерного социального поведения отражено в нормативных законодательных актах. Основанные на юридических нормах, документы отражают желания социума противостоять неправомерному поведению, защищать личность от негативных поступков других индивидов, служить профилактикой от противоправных поступков.
Социальное поведение в обществе РФ
Модели поведения в российском социуме могут быть индивидуальными, коллективными и групповыми. При взаимоотношении индивидов субъекты приспосабливаются друг к другу и подстраиваются под форму их поведения. Социальное поведение характерно для всех сфер социума. Оно проявляется в политической, экономической, духовной, правовой и общественной жизни.
Современные общественные исследования обращают внимание на то, что взаимодействие субъектов, характеризующее рассматриваемое понятие, проявляется в виде поведенческих образцов или сценариев, соблюдать которые должен каждый индивид, обладающий самосознанием.
В России люди имеют разные уровни образования, воспитания, сознания, интеллекта. Поэтому социум имеет разнообразные виды индивидов, с различными моделями поведения и отношения к окружающим людям. Государство старается внедрять социальные воспитательные программы, распространяемые учебными заведениями и СМИ, о приемлемых и допустимых социальных поведенческих нормах. При этом приводятся практические примеры и разбираются поступки, как известных лиц, так и отдельных правонарушителей.
Воспитание российское гражданина начинается в семье и продолжается в детском саду, школе, ВУЗе, на предприятии. Семья оказывает одно из самых больших влияний на человека, так как на примере родителей ребенок строит свою жизнь, создает коммуникации с другими людьми и участвуют в социальном процессе. Модель семьи прочно входит в сознание человека и оставляет глубокий след в его душе на протяжении всей жизни.
На примере родителей, педагогов, окружения, приятелей ребенок строит взаимоотношения в обществе и определяет для себя наиболее приемлемую модель поведения. Коллективы не имеют воспитательной функции, как это было в советское время, они лишь принимают поведение субъекта или предлагают собственный образец. Человек сам решает, как вести ему себя в той или иной ситуации. При этом его поведенческие реакции могут осуществляться рефлекторно, по примеру или адаптировано.
Государство дает возможность выбора личности – получение образования и специальности, достижение статуса, положения, цели, которые личность может определить для себя сама. Участие в общественной жизни диктуется условиями, в которых индивид проживает, поэтому оно может быть активным или пассивным. Российское общество развивается и изучается общественными институтами.
Концепции
Научное обобщение и исследование такого феномена, как социальное поведение, рассматривается рядом наук. Российские и зарубежные исследователи на протяжении последних двух веков (точнее, с середины 19 века) рассматривают методологические возможности данного понятия, его принадлежность к социуму и способности, которыми пользуются индивиды для выработки и соблюдения норм социального поведения. На основании изучения понятия возникло несколько концепций, которые применяются рядом общественных, социальных, психологических, правовых, философских наук.
З. Фрейд считал, что поведение любого индивида в обществе формируется по присутствующим уровням личности.
К таким уровням он относил: низший (биологический), развивающийся на основе потребностей; второй – сознательный, возникающий на основе психики; высший – результат социализации. Фрейд считал, что нормы и ценности, а также социальное поведение могут развиваться последовательно, когда индивид пройдет все виды уровней.
К. Юнг немного расширил понятие о поведении в обществе. Он считал, что бессознательный уровень способен присутствовать на определенном этапе жизни индивида.
Уровень отсутствия сознания начинает формироваться на основе комплексов и влечений, может быть сугубо индивидуальным либо формироваться под действием коллективных устремлений. Развитое сознание позволяет разграничить человеку личное и общественное, определить для себя наиболее приемлемый тип поведения и собственное мироощущение. Индивиды способны определить для себя определенные образы (архетипические, сказочные, геройские), еще в раннем детстве. Поэтому во взрослой жизни неосознанно могут стараться соответствовать им. Социальное поведение людей отличается мышлением и осознанность поступков.
Э. Фромм считал, что понятие поведения субъектов в обществе основано на доминировании социальной среды над поведением и мировоззрением человека.
В зависимости от окружающего социума, психологической и социальной обстановки, человек формирует сознание и определяет свои поступки в коммуникациях, творчестве, работе, общественной жизни. Человек использует не только биологические способы приспособления к меняющимся социальным условиям, но и использует связь бессознательного с сознательным. Исследователь считал, что поведение человека обусловливается импульсами и комплексами, но под действием социальной среды индивид сам определяет мотивы своего взаимодействия с окружающим миром.
Каждая из представленных концепций имеет право занять достойное место в трудах исследователей. Главная проблема, на которую хотели указать ученые – это связь сознания с окружением, доминированием мнения психически более сильного индивида, возможность изменения мотивов поведения, если человек сам этого пожелает.
Социальное поведение может быть позитивным или негативным. Роль понятия определяется ценностями и внутренними убеждениями субъектов. Индивиды взаимодействуют друг с другом, и стремятся к построению длительных коммуникаций основанных на применении социальных норм.