Чем обусловлено наличие финансов

Финансы

Деньги, которые получает, копит и использует государство, компания или гражданин

Финансы — это все деньги, которые принадлежат государству, бизнесу или физическим лицам, находятся в постоянном обращении и приумножаются.

Рассказываем, какие бывают финансы, какие функции они выполняют и как их оценивать.

Что такое финансовая система

Финансовая система — это движение вообще всех денег в мире: между государственными и региональными бюджетами, внебюджетными фондами, компаниями и физлицами.

Государственный бюджет. Его иногда называют федеральным бюджетом или бюджетным фондом. Это годовой план сбора и использования денег для нужд страны. На средства госбюджета содержат армию, строят больницы и школы. Госбюджет помогает грамотно распределять финансы, обеспечивать социальные нужды населения, контролировать прибыль от производства товаров и услуг на территории страны.

Региональные и муниципальные бюджеты. Это финансы субъектов государства. Часть из них поступает в государственный бюджет, а другая используется на нужды регионов и городов.

Внебюджетные фонды. Их формируют из обязательных страховых взносов, которые платят юрлица и физлица.

Они имеют целевое назначение: например, обеспечение населения медицинскими и социальными услугами. Внебюджетные фонды в России — это пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования.

Финансы предприятий. Это деньги юрлиц, которые они получают в результате продажи товаров или услуг. Финансы предприятий — основной источник доходов государства, поэтому от их состояния зависит общее финансовое положение страны.

Финансы населения. Это деньги граждан, которыми оплачивают покупки, платят налоги и обязательные страховые взносы.

Чтобы не было кризисов, важно сохранять баланс между бюджетами всех уровней, поэтому основные функции финансов — накопление и распределение.

Какие финансы бывают

Есть три вида финансов по форме собственности: государственные, корпоративные, общественные и личные.

Государственные. Это деньги государственных фондов и бюджетов разных уровней: федеральных, муниципальных и региональных. Госфинансы состоят из бюджета страны, золотовалютных запасов, госкредитов и страховых отчислений.

Корпоративные. Это все деньги компании: выручка, прибыль, инвестиции и накопления, а еще имущество, которое можно оценить в денежном эквиваленте. Основная функция корпоративных финансов — покрытие расходов бизнеса.

Общественные. Общественные финансы — понятие, которое объединяет деньги всех некоммерческих организаций: благотворительным фондам, политическим партиям и другим общественным объединениям. Их доходы складываются из взносов, вкладов и даров.

Личные. Это деньги граждан, которые они получают в виде зарплаты, пенсии, стипендии или социальных пособий. Люди чаще живут семьями, поэтому личные финансы обычно называют финансами домохозяйств.

Управление финансами

Управление финансами — это перераспределение денег. Оно состоит из трех элементов:

Чтобы проанализировать движение денег, составляют отчеты. На их основании можно оценивать эффективность вложений, строить прогнозы и планы, куда направить деньги.

На государственном уровне этим занимаются правительство РФ, федеральное собрание и аппарат президента: они утверждают бюджет и принимают отчеты о целевом использовании средств.

На предприятии управлением финансами занимается финансовый менеджер. Он составляет годовые и квартальные планы, контролирует все денежные операции, анализирует доходы и расходы компании.

Физические лица тоже управляют личными финансами. Например, человек получает зарплату и должен распределить деньги на свои нужды: оплатить коммунальные услуги, внести ежемесячный платеж за кредит в банк, купить продукты.

Оценка финансов и составление прогнозов

Оценка финансов нужна для определения благополучия и перспективы развития государства или компании. Для этого используют аудит — анализ отчетной информации о доходах и расходах. Данные сравнивают по периодам, то есть проводят анализ в динамике.

Чтобы оценить перспективы распределения ресурсов и объема доходов, строят прогнозы.

Например, ООО «Искра» хочет открыть филиал в соседнем городе. Для этого нужно арендовать помещение и закупить оборудование. Общая сумма первичных расходов по прогнозам составит 4 млн рублей за первый квартал. Дальше филиал должен выйти в плюс и начать сам себя обеспечивать. Сейчас чистая прибыль компании — 5 млн рублей в месяц. Это значит, что «Искра» сможет открыть филиал и содержать его первое время, пока он не выйдет на окупаемость.

Есть три вида прогнозирования в зависимости от срока, на который делают предположения:

Например, Государственная дума сделала краткосрочный прогноз бюджета на 2022 год. По прогнозу доходная часть составит 20,6 трлн рублей, а расходная — 21,88 трлн рублей. Экономика должна вырасти на 3,4%.

Физлица тоже оценивают финансы. Для этого они сравнивают общую сумму доходов и обязательные расходы. Например, перед тем как брать ипотеку, семья рассчитывает, хватит ли ее постоянных доходов, чтобы покрывать ипотечный платеж и при этом обеспечивать себя всем необходимым: покупать продукты, оплачивать проезд, платить за жилье, одежду, развлечения и хобби.

Источник

Сущность и функции финансов

Экономическая сущность финансов

Понятие “финансы” неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями. В условиях товарно-денежных отношений происходит непрерывный процесс движения денег, переход их от одного владельца к другому.

Слово “финансы” (фр. finance от ср.-лат. financia) в переводе означает наличность, доход; в широком смысле — денежные средства, денежные обороты. Деньги — обязательное условие существования финансов, так как они всегда имеют денежную форму.

Очевидно, поэтому понятие “финансы” зачастую отождествляют с понятием “деньги”. Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия. Финансы существенно отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги — это товар особого рода, выделившийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он, по сути, представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассоциированных товаропроизводителей.

Главное назначение денег выражается в их функциях. На современном этапе деньги выполняют пять функций: меры стоимости; средства обращения; средства платежа; средства образования накоплений и сбережений; мировых денег.

Если деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП)

и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Валовой внутренний продукт (ВВП) представляет собой стоимость товаров и услуг, произведенных данной страной во всех видах деятельности экономики за определенный период времени и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта. ВВП на стадии производства рассчитывается по рыночным ценам, т. е. включает чистые налоги на произведенные продукты и импорт.

Национальный доход — исчисленная в денежном выражении стоимость вновь созданного в стране в течение года совокупного продукта, представляющая доход, приносимый всеми факторами производства (трудом, капиталом, землей, предпринимательством). Национальный доход страны равен валовому общественному продукту за вычетом потребленных в процессе производства средств производства (сырья, топлива, электроэнергии, амортизационных отчислений) и косвенных налогов. С другой стороны, национальный доход можно определять как сумму всех доходов за год в виде заработной платы, промышленной и торговой прибыли, процента на вложенный капитал и земельной ренты.

Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и организаций в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между хозяйствующими субъектами и людьми по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансы — это система экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения ВВП, национального дохода и части национального богатства.

Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с движением средств денежных фондов, образует финансовые отношения.

К финансовым отношениям, определяющим содержание финансов как экономической категории, принято относить денежные отношения, возникающие в процессе расширенного производства между:

Совокупность экономических отношений, возникающих между государством, хозяйствующими субъектами, регионами и отдельными гражданами в связи с движением денежных средств, образует финансовые отношения.

Таким образом, финансы — это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения ВВП, национального дохода и части национального богатства. Финансы включают конкретные формы и методы взаимосвязей между государством, организациями и гражданами.

В понятие “финансы” включается совокупность всех финансовых отношений, а также совокупность средств денежных фондов, находящихся в распоряжении государства и организаций. К финансам относятся также отношения по поводу образования и использования кредита.

Вместе с тем не все денежные отношения являются финансовыми. Финансовые отношения охватывают только ту часть отношений, которая связана с образованием и использованием фондов денежных средств.

Так, в процессе хозяйственной деятельности в организациях имеет место движение материалов от одного подразделения к другому без оплаты их денежными средствами. Денежное выражение стоимости материальных ценностей при таких операциях используется лишь для учета и контроля за ходом хозяйственных процессов и к финансам не относится.

В систему финансовых отношений не входят и товарообменные операции, занимающие еще заметное место, к сожалению, во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов на нынешнем этапе.

В понятие “финансы” включаются только те денежные отношения, которые связаны с формированием, распределением, перераспределением и использованием фондов денежных средств.

Любая финансовая операция (платежи в бюджет, выплата пенсий, заработной платы и т. д.) содержит движение денег, распределение и перераспределение стоимости общественного продукта и национального дохода и поэтому относится к финансам.

Таким образом, можно выделить следующие основные признаки финансов:

Финансы как экономическая категория представляют собой совокупность денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта, национального дохода и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у субъектов хозяйствования, государства, используемые для решения экономических и социальных задач.

Функции финансов

Под функциями финансов понимается проявление присущих им свойств (назначение, деятельность, обязанность, исполнение, роль), т. е. их роли, которую они выполняют в системе экономических отношений. Функции финансов конкретизируют их сущность, раскрывают ее содержание.

Для финансов как экономической категории характерны две функции: распределительная и контрольная.

Первой функцией финансов является распределение и перераспределение национального дохода в государстве.

Материальной основой создания национального дохода государства служит воспроизводство общественного продукта (валового внутреннего продукта). На всех стадиях воспроизводства валового внутреннего продукта и его распределения (собственно производство, распределение, обмен и конечное потребление) непосредственно используются финансы.

Распределение валового внутреннего продукта и национального дохода государства представлено на рис. 1.1.

Чем обусловлено наличие финансов. Смотреть фото Чем обусловлено наличие финансов. Смотреть картинку Чем обусловлено наличие финансов. Картинка про Чем обусловлено наличие финансов. Фото Чем обусловлено наличие финансов
Рис. 1.1. Схема распределения валового внутреннего продукта и национального дохода в Российской Федерации

Национальный доход подразделяется на две части — фонд накопления и фонд потребления. Соотношение этих частей определяет пропорции развития экономики и ее структуру. Через систему финансовых отношений государство распределяет и направляет одну часть национального дохода на расширенное воспроизводство (в фонд накопления), другую часть — в фонд потребления. Государство использует финансы в качестве орудия распределения национального дохода с целью эффективного воздействия на результаты хозяйствования.

В дальнейшем объективно возникает потребность в перераспределении национального дохода, которая вызывается:

Следовательно, национальный доход распределяется на фонд накопления и фонд потребления, а затем перераспределяется между производственной и непроизводственной сферами, а также по регионам.

Подавляющая часть перераспределительных отношений между территориями государства, производственной и непроизводственной сферами осуществляется через государственный бюджет (федеральный, региональные) и местные бюджеты (муниципальных образований).

Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода, когда происходит структурная перестройка экономики, выделение приоритетных видов экономической деятельности (сельское хозяйство, транспорт, энергетика).

Конечная цель распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, укреплении государства, достижении высокого качества жизни широких слоев населения.

Финансы выполняют свою распределительную функцию также в процессе формирования и распределения доходов организаций.

При реализации продукции у организаций образуется выручка и, соответственно, доход. Одна часть этого дохода поступает в государственный бюджет, централизованные фонды социального страхования, а другая — остается в распоряжении организаций на образование фондов оплаты труда, экономического стимулирования и финансирования затрат по расширению и развитию производства.

Посредством распределительной функции финансов организации образуют фонды денежных средств за счет выручки от реализации товаров, готовой продукции и выполненных работ, направляют их на возмещение затрат (оплату товаров, материальные затраты, выплату заработной платы) и образование чистого дохода (прибыли). Определенная доля чистого дохода вносится в доход бюджета.

Вторая важная функция финансов — контрольная. Она порождена распределительной функцией и проявляется прежде всего в контроле за распределением совокупного общественного продукта и национального дохода по денежным фондам и их целевому расходованию.

Контрольная функция финансов осуществляется двояко: во-первых, через контроль рублем, во-вторых, через контроль, осуществляемый финансовыми органами. Посредством финансов в организациях осуществляется контроль рублем за образованием денежных доходов, соблюдением режима экономии и использованием материальных и трудовых ресурсов, количеством и качеством труда, использованием основных и оборотных фондов, образованием и использованием поощрительных фондов и др.

Но самое главное в организации — строго следить за перераспределением прибыли на фонды накопления и фонды потребления. Еще важнее осуществлять контроль за использованием средств из этих фондов по целевому назначению.

Таким образом, финансы выступают орудием контроля за правильным образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе производства и реализации продукции.

Контроль рублем осуществляется не только внутри организации, но и во взаимоотношениях между организациями, с вышестоящей организацией и с финансово-кредитными учреждениями. Он производится во взаимоотношениях между организациями при оплате поставляемых товаров, оказанных услуг и выполненных работ, соблюдении договорных условий.

Хозяйственная деятельность организаций контролируется рублем в процессе выполнения обязательств перед бюджетом по платежам в бюджет и финансированию из бюджета. Контроль финансовыми органами и ведомственными службами осуществляется путем проверки законности расходования денежных средств, полноты уплаты налогов.

Контрольная функция финансов используется и в масштабе всего государства. Финансы показывают, как складываются количественные показатели распределения финансовых ресурсов, пропорции или диспропорции в экономике отраслей, исполнение государственного бюджета.

Некоторые экономисты считают, что финансам присуща третья функция — формирование денежных фондов. Однако представляется, что финансы, выполняя функцию распределения финансовых ресурсов, одновременно формируют и денежные фонды. И выделять третью функцию путем расчленения распределительной функции, на наш взгляд, нет необходимости.

Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм, который является частью хозяйственного механизма.

Финансовый механизм — это совокупность способов управления финансовыми отношениями.

Он включает: формы финансовых отношений в государстве; институты (порядок, правила) формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; методы финансового планирования; формы управления финансами; финансовое законодательство.

Необходимость финансов в рыночном хозяйстве

Финансы возникли при регулярном товарно-денежном обращении с развитием государства и ростом его потребностей в денежных ресурсах (в докапиталистических формациях большая часть государственных потребностей удовлетворялась за счет натуральных податей и сборов, повинностей).

Быстрый рост расходов капиталистических государств послужил толчком к развитию финансов. Материальную основу финансов образуют деньги. В процессе научно-технического прогресса деньги становятся мерилом затрат на производство продукции, рабочую силу и средством собирания налогов.

Финансовая деятельность обусловлена экономическими законами. Они определяют экономическую необходимость развития материального производства и удовлетворения личных потребностей членов общества. Их обеспечение связано с распределением общественного продукта в целях образования фондов возмещения средств производства, страховых и резервных фондов, фондов личного и общественного потребления.

В условиях развития рынка необходимость финансов возрастает. Понятие “рынок” и его роль в экономике трактуются по-разному. Одни экономисты под рынком понимают полную свободу купли-продажи, разгул стихийных сил, ничем не ограниченную спекуляцию, исключая регулирование основных категорий рынка. Другие видят в рынке чудодейственное лекарство, способное излечить экономику от всех ее недугов, утверждая, что якобы рынок все отрегулирует. На практике получается далеко не так.

Рынок в экономическом смысле — это категория обмена. Цивилизованный рынок — это обмен, организованный по объективным экономическим законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения.

Планово организуемый рынок был при социализме, с соответствующими ему категориями (цена, спрос, предложение и др.) и разумными методами регулирования. Регулируемый рынок при социализме служил важным фактором обеспечения планомерного развития экономики.

В результате реформ 1990-х гг. категории организованного социалистического рынка были разрушены, в стране стал создаваться капиталистический неорганизованный рынок, что привело к спаду почти во всех отраслях экономики и росту кризисных явлений.

В общей системе экономического развития рынок должен выступать как связующее звено между производством и потреблением, служить мощным рычагом снижения производственных расходов.

Рыночные отношения находятся в тесной связи и единстве с денежным обращением и финансами.

Финансы — это экономическая категория, особенность которой, как отмечалось, заключается в ее функциях. В общественном воспроизводстве финансы выражают распределительные отношения.

Финансы обслуживают процесс расширенного воспроизводства, сами будучи категорией не производства, а распределения.

Необходимость финансов в условиях рыночного хозяйства можно объяснить следующими причинами:

1. Существованием товарно-денежных отношений и действием закона стоимости. Реализация продукции, товаров и услуг хозяйствующими субъектами осуществляется путем купли и продажи за деньги.

Финансы не могут существовать без денег. Если наличие денег — обязательное условие существования финансов, то причиной, порождающей появление финансов, можно считать потребности государства и субъектов хозяйствования в денежных ресурсах, обеспечивающих их деятельность и расширенное воспроизводство. Эту потребность в ресурсах без финансов удовлетворить невозможно ни в сфере хозяйствования, ни в сфере государственного управления.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития.

2. Необходимостью обеспечивать кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать развитие производства.

3. Наличием государства. С появлением государства возникли налоги как материальная основа его существования.

Поскольку государство выполняет хозяйственно-организаторскую и культурно-воспитательную функции, оно должно располагать соответствующими финансовыми ресурсами в виде денежных фондов.

4. Потребностями государства и организаций в распределении общественного продукта и национального дохода.

Без финансов, которые являются категорией распределения, невозможно организовать распределение общественного продукта. Для того чтобы организовать распределение, нужно осуществить накопление денежных фондов государства и организаций. Государству необходимы экономические связи с зарубежными странами с использованием финансовых отношений.

Организациям необходим обмен продуктами их труда с использованием финансовых отношений (купли и продажи за деньги).

Финансы — неотъемлемая часть экономических отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место в рыночном хозяйстве занимают финансовые отношения между хозяйствующими субъектами.

К финансовым отношениям государства с населением относятся также налоговые платежи населения в бюджет и внебюджетные фонды, различные формы кредитования населением государства (в частности, займы, лотереи, вклады населением временно свободных денежных средств в сберегательные банки). Государство, в свою очередь, выдает населению кредиты на строительство жилья, покупку товаров, кредиты на предпринимательские проекты и др.

Таким образом, финансовые отношения охватывают практически все стороны экономической жизни общества.

Финансовые отношения являются одной из важных форм проявления производственных отношений общества. В то же время финансы активно воздействуют на изменения в производственных отношениях и системе хозяйственных связей. От совершенства финансовых отношений в значительной мере зависит рост эффективности производства.

Источник

Тема 1. Финансы как экономическая категория

Целью изучения темы является освоение общих основ теории финансов, сущности, специфики и функций основных категорий финансов.

Достижение цели предусматривает решение следующих задач :

Оглавление

1.1. Общая характеристика финансов как экономической категории

1.1.1. Сущность и признаки финансов

Принято считать, что исторически термин «финансы» произошел от латинского слова « finis » – конец, окончание, финиш. Позднее от finis образовалось понятие finansia, которое в торговых городах Италии XIII–XV вв. обозначало любой денежный платеж, т. е. денежные отношения между субъектами.

Трудно точно назвать автора, который ввел в обиход термин « финансы ». Авторство этого термина обычно приписывается французскому ученому Ж. Бодену, который в 1577 г. издал работу « Шесть книг о республике ». В дальнейшем, из французского языка термин «финансы» перешел во все языки мира.

До сих пор продолжается дискуссия по поводу сущности, функций и звеньев финансов, а также их роли в общественном воспроизводстве.

Первоначально понятие « финансы » рассматривалось только в связи с формированием, а в дальнейшем и использованием денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Позднее эта экономическая категория получила название « публичные финансы », которые в настоящее время включают в себя государственные и местные финансы (финансы органов местного самоуправления).

По определению М. В. Романовского государственные (публичные) финансы это «система денежных отношений по поводу формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций».

Категории публичных финансов присущи следующие три признака, действующие только в совокупности:

Кроме того, категория финансов может рассматриваться в широком смысле как система отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов (рис. 1). Функции и роль каждой из приведенных на рисунке категорий будут рассмотрены в дальнейшем.

Чем обусловлено наличие финансов. Смотреть фото Чем обусловлено наличие финансов. Смотреть картинку Чем обусловлено наличие финансов. Картинка про Чем обусловлено наличие финансов. Фото Чем обусловлено наличие финансов

Рис. 1. Совокупность денежных отношений, включаемых в категорию «финансов»
в широком смысле

Таким образом, финансы в целом (в широком смысле) как экономическая категория представляют собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в ходе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.

Характерными признаками финансов в широком смысле являются:

Основным материальным источником денежных доходов населения, хозяйствующих субъектов, государства и органов местного самоуправления служит национальный доход. От его величины и характера распределения зависят возможности развития экономики, удовлетворения потребностей членов общества.

Финансовые отношения связаны с денежными отношениями, возникающими между:

Финансовые ресурсы – это денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства и предназначенные на цели расширенного воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных потребностей, нужд обороны и государственного управления. Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. Финансовые ресурсы являются материальными носителями финансовых отношений.

Источниками финансовых ресурсов выступают:

Финансы как научное направление изучает общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения или использования финансовых ресурсов, определяет закономерности развития финансовых отношений.

Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании, за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств.

1.1.2. Функции финансов. Роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства

Дискуссионным остается вопрос и о функциях финансов. Многие авторы выделяют и аргументируют существование двух функций финансов: распределительной и контрольной.

Некоторые экономисты отрицают возможность одновременного действия разных функций такой экономической категории, как финансы, объясняя этот факт функцией денег, каждая из которых может действовать обособленно от других.

Другие авторы, например, Э. Вознесенский и Б. Сабанти, справедливо считают, что для выделения финансов из всей совокупности стоимостных категорий необходимо выявить те специфические черты, которые присущи только данной экономической категории. По их мнению, нельзя смешивать функцию экономической категории, как форму проявления ее общественного назначения, с ролью категории, как результата практического ее использования в воспроизводстве. Роль экономической категории значительно шире ее функции.

В результате сторонники данного подхода (Э. Вознесенский и Б. Сабанти) считают, что финансам присущи следующие функции:

М. Романовский и ряд других авторов выделяют несколько другой перечень функций:

Согласно классическому определению функция представляет собой основное назначение объекта (категории), цель его существования.

Таким образом, целесообразно выделять следующие 2 функции финансов в соответствии с двумя формами их общественного назначения:

Первой и второй функциям имманентно присущ контроль за движением денежных средств.

1.1.3. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве

Процесс общественного воспроизводства реализует три главных направления финансового воздействия на процессы общественного развития:

Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрое внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Процесс воспроизводства состоит из следующих стадий:

Финансовые отношения возникают и функционируют в ходе второй стадии воспроизводства совокупного общественного продукта (СОП), где происходит распределение его стоимости в денежной форме по целевому назначению и субъектам экономических отношений (табл. 1).

Движение стоимости в процессе воспроизводства

Характеристики и показатели стадий

I – процесс производства

Воздействие факторов производства: капитала (основные и оборотные фонды) и рабочей силы

II – распределение и перераспределение стоимости продукта в ее денежной форме

Чем обусловлено наличие финансов. Смотреть фото Чем обусловлено наличие финансов. Смотреть картинку Чем обусловлено наличие финансов. Картинка про Чем обусловлено наличие финансов. Фото Чем обусловлено наличие финансов

III – обмен, смена форм стоимости (с товарной на денежную и наоборот) в результате купли-продажи

IV – конечное потребление

Удовлетворение личных, общественных и производственных потребностей

Доходы субъектов экономических отношений в процессе воспроизводства делятся на первичные и конечные. ВВП является источником первичных доходов и накоплений. С образованием первичных доходов хозяйствующих субъектов и работников начинается процесс перераспределения этих доходов через налоговый механизм (для работников в форме социальных отчислений) и аккумуляции средств в централизованных фондах государства. В результате перераспределения формируются конечные доходы – собственные финансовые ресурсы.

Фонды личных накоплений и фонды личного потребления создают условия для функционирования товарного механизма. Индивидуальный спрос формирует предпосылки для развития товарного производства. Соотношение между фондами потребления и накопления и их физические величины в значительной мере определяют темпы развития государства в условиях рыночной экономики.

Принято считать, что если государство изымает в виде налогов более 30% национального дохода, оно не оставляет экономике внутренних резервов для роста и модернизации. Доля налогового изъятия может быть и выше, но государство в этом случае должно брать на себя затраты на воспроизводство рабочей силы.

1.2. Финансовая система страны, ее сущность, подсистемы, сферы и звенья

1.2.1. Общая характеристика финансовой системы страны

Система финансов представляет собой совокупность различных звеньев финансовых отношений, каждое из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Система финансов включает в себя две укрупненные подсистемы:

Чем обусловлено наличие финансов. Смотреть фото Чем обусловлено наличие финансов. Смотреть картинку Чем обусловлено наличие финансов. Картинка про Чем обусловлено наличие финансов. Фото Чем обусловлено наличие финансов

Рис. 2. Система финансов страны

Рассмотрим в первую очередь совокупность подсистем (звеньев), образующих государственные финансы.

Как видно из рисунка, публичные финансы представлены бюджетной системой страны и государственным кредитом.

Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов формируются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства и сферы услуг. Формами использования финансовых ресурсов являются бюджетные и внебюджетные фонды, которые обеспечивают потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач.

Бюджетная система РФ имеет три уровня:

Современная бюджетная система РФ близка к бюджетным системам западных стран, имеющих федеральное устройство.

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой систему денежных отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами, связанных с образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Государственный бюджет – главный инструмент перераспределения национального дохода, что дает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны. Госбюджет – важнейший финансовый регулятор, инструмент государственной финансовой политики, который через систему финансовых рычагов (налоги, госрасходы, госкредит и др.) обеспечивает целенаправленное воздействие на социально-экономические процессы в обществе, формируя конечные показатели развития страны.

Государственный бюджет связан со всеми звеньями финансовой системы страны и оказывает на них свое воздействие.

Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Особенное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от госбюджета, расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, упрощает их использование, а с другой – дает возможность расходовать средства не в полном объеме.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах платности и возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается денежная масса, т. е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок. Необходимость использования государственного кредита обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т. е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг – это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или на определенный срок. Обслуживание государственного долга – осуществление операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств федерального бюджета. Контроль за состоянием государственного долга и использованием кредитных ресурсов осуществляет Счетная палата РФ.

Если с выделением звеньев государственных финансов дискуссий практически нет, то вторая сфера (финансы хозяйствующих субъектов и населения) иногда вызывает возражения, например, в части финансов населения, или домашних хозяйств. Хотя к домашним хозяйствам относятся не только отдельные семьи, но и тюрьмы, дома инвалидов, армия и пр.

Финансы хозяйствующих субъектов или финансы организаций и предприятий различных форм собственности — относительно самостоятельное звено финансов государства. Именно в этом звене формируется основная часть доходов, которая в последующем, в результате перераспределения по установленным государством правилам, формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время существенная часть бюджетных (финансовых) средств в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий государства направляется на финансирование как текущей, так и инвестиционной деятельности предприятий. В сфере финансов хозяйствующих субъектов следует выделить более частные сферы:

Финансовые отношения этих групп хозяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с формой организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств.

Сектор «финансовые учреждения» – представлен такими подсекторами, как «центральные банковские учреждения», «другие финансовые институты», «другие кредитные институты». Состоит он из институционных единиц, занятых финансовыми операциями на коммерческой основе (коммерческие кредитные учреждения), независимо от формы собственности.

Подсектор « центральные банковские учреждения » состоит из:

Другие финансовые институты — включают в себя финансово-кредитные институты, значительная часть обязательств которых по отношению к небанковским секторам имеет форму непереводимых депозитов, а также центральные институты клиринга, т. е. это банки безналичного расчета и учетные дома (фирмы, занимающиеся учетом векселей); депозитные банки; народные банки; региональные и местные банки; некоторые сберегательные банки.

Другие кредитные институты – это кредитные учреждения, которые не были отнесены к двум предыдущим субсекторам (сберегательные банки, агентства по покупке и продаже товаров в рассрочку и другие институты потребительского кредита, строительные общества или другие кредитные институты ипотечного характера; сельскохозяйственные кредитные агентства; инвестиционные компании; строительные и ссудные ассоциации; биржевые маклеры и комиссионеры, действующие как посредники при покупке и продаже ценных бумаг и выступающие как самостоятельные участники операций).

Сектор «страховые предприятия» формируется институционными единицами, которые заняты страхованием и переводят индивидуальный риск в коллективный обычно путем создания страховых технических резервов. Основные ресурсы страховых предприятий образуются из страховых премий (взносов) по контрактам. В это звено финансов относят частные и государственные страховые компании; кооперативы и партнерства, предприятия, государственные предприятия, частные некоммерческие организации, признанные независимыми юридическими лицами, которые главным образом заняты страхованием; квазикорпоративные страховые предприятия; компании, имеющие контрольный пакет акций, руководящие группой компаний, большинство которых классифицируются как страховые предприятия.

Частные некоммерческие общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства – этот сектор охватывает институционные единицы, связанные с оказанием нерыночных услуг домашним хозяйствам, т. е. это общественные организации, удовлетворяющие индивидуальные потребности населения в сфере образования, здравоохранения, культуры и искусства, отдыха и развлечений, социального обслуживания и т. д. и коллективные потребности – политические партии, профсоюзные организации, общества, ассоциации и др. Сюда входят организации, не контролируемые и не финансируемые государственными учреждениями. Их доходы (ресурсы) складываются преимущественно из добровольных взносов и пожертвований населения (домашних хозяйств) и из дохода от собственности.

Домашние хозяйства – это звено охватывает население или группы населения как потребителей продукции и услуг, принципиальными ресурсами которых являются: оплата труда, доход от собственности, трансферты от других секторов, и ту предпринимательскую деятельность отдельных лиц, которую невозможно отделить ни с юридической, ни с экономической точки зрения от домашнего хозяйства. Последние заняты производством товаров и нефинансовых рыночных услуг, принципиальными ресурсами которых является выручка от продажи их продукции.

Описанная выше структура системы финансов страны позволяет представить и проследить движение денежных потоков и финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики.

1.2.2. Финансовая политика

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на достижение эффективной мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределение и использование в рамках единой экономической системы с целью обеспечения выполнения государством его функций и создания условий для экономической стабильности и прогресса общества.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются важнейшие направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, формируется механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации государственной политики.

В основе реализации финансовой политики лежит ряд общих и частных (специфических) принципов.

К общим принципам обеспечения эффективной финансовой политики относятся:

К частным (специфическим) условиям можно отнести следующие:

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика может подразделяться на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия долговременный курс финансовой политики, ориентирующийся на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки строятся прогнозы основных тенденций развития финансов, формируются концепции их использования, определяются принципы организации финансовых отношений. Формирование долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика нацелена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что определяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др.

Стратегия и тактика финансовой политики тесно взаимосвязаны. Стратегия формирует благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

Финансовая политика должна преследовать цель повышения объема и эффективности использования финансовых ресурсов.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают кредитно-денежная, бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.

Финансовая политика тесно связана с кредитно-денежной политикой государства, которая представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

Бюджетная политика Российской Федерации базируется на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Бюджетная политика выражается прежде всего в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От способа решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

Налоговая политика выражается в формировании той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Однако существуют и выработанные мировой практикой принципы и подходы к рациональному построению налоговой системы.

Инвестиционная политика связана с формированием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в обеспечении условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику страны.

Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения конституционных прав граждан страны и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Таможенная политика является симбиозом налоговой и ценовой политик, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом определяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

Для успешной реализации финансовой политики используется финансовый механизм.

Финансовый механизм – это совокупность различных форм и методов использования государством финансов в целях обеспечения реализации соответствующей финансовой политики в рамках экономической системы.

Финансовый механизм – это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма можно отнести: формы финансовых ресурсов, методы их формирования, систему законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Сочетание элементов финансового механизма – форм, видов, методов организации финансовых отношений образует «конструкцию финансового механизма», которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т. е. установления ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом.

Таким образом, финансовый механизм – наиболее динамическая часть финансовой политики. Его изменения происходят в процессе решения различных тактических задач, и поэтому он чутко реагирует на все особенности текущей социально-экономической ситуации.

Выводы

Вопросы для самопроверки

Литература

Законодательные и инструктивные материалы

Версия для печати

Хрестоматия

Практикумы

«Практикум» содержит общие методические указания и методические указания и задания для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов по 1 теме дисциплины «финансы»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *