Чем обусловлено многообразие видов транспорта в нашей стране
Транспортная система России представляет собой комплекс различных видов транспорта, представленных в нашей стране, но развитых по-разному. Транспорт позволяет обеспечить коммуникации между населенными пунктами, служит для обмена продукцией и перевозки пассажиров.
Общая характеристика транспортной системы России
Транспортные пути важны для производственной, хозяйственной и экономической деятельности России.
Структура транспортной системы РФ
Комплекс транспортной системы представлен следующими видами:
Таким образом, суммарно грузооборот железнодорожной и трубопроводной систем составляет более 90%. При этом этот транспорт перевозит одну треть общего объёма грузов.
Две трети приходится на автомобильный транспорт, хотя по грузообороту он занимает менее 5%. Доля железнодорожного транспорта продолжает расти.
Транспортная система является важным фактором для развития внешней торговли и обеспечивает коммуникации для производственных отраслей и регионов страны.
Следует отметить негативное влияние транспорта на экологию.
Трубопроводы находятся в неудовлетворительном состоянии, что приводит к их частым разрывам. При этом считается, что этот вид транспорта самый безопасный для окружающей среды при надлежащей эксплуатации.
Значение и роль транспорта в России
Лидирующую позицию в перевозках в России играет железнодорожный транспорт.
Это обусловлено географией страны, дальними расстояниями перевозок, высокой скоростью и относительно невысокой себестоимостью.
За ним следует трубопроводный транспорт, имеющий важное значение для транспортировки природного сырья.
Автомобильный транспорт недостаточно развит в районах нашей страны, где не ведется строительство из-за больших финансовых затрат, а эксплуатация дорог затруднена из-за суровых климатических условий. Также в России процесс автомобилизации развивается гораздо медленнее. Тем не менее, автотранспортом перевозится около половины всех грузов страны.
Морской транспорт имеет важное значение для международных перевозок. Им осуществляются перевозки на самые дальние расстояния.
Проблемы и перспективы развития транспортной системы России
Развивающаяся транспортная система отрицательно влияет на экологическую обстановку.
Прирост транспортных средств за последние годы обогнал темп строительства дорог в 5 раз. Последствием этого факта стало возникновение постоянных пробок на дорогах, а также существенно загрязнился воздух от выхлопов бензина.
Транспортная сеть уже давно устарела. Это касается и магистралей, и парка грузовых автомобилей. Необходимо срочно провести перестройку транспортных узлов инфраструктуры.
Железнодорожная система тоже весьма изношена и требует коренной реконструкции путей и составов. Парк РЖД изношен более чем на 70%.
Исходя из представленной информации, становится ясно, что развитие экономики тесно связано с транспортной системой, которая находится сейчас не в лучшем состоянии. Следует провести срочные и объемные работы по совершенствованию транспортной инфраструктуры.
Единая транспортная система: роль, виды, основы развития в РФ
В статье рассказывается:
Совершенно очевидно, что на экономические показатели страны напрямую влияет транспортная обстановка. Без хорошего дорожно-географического сообщения никакая социальная, культурная, коммерческая, оборонная активность просто невозможна, так как всё начнёт тут же стагнировать и замирать. Единая транспортная система призвана обеспечить перевозку как людей, так и грузов, причем самыми разными путями и способами.
Хотите узнать, как обстоит транспортный вопрос сейчас в России? Читайте далее. Мы детально расскажем о задачах и видах данной системы, а также рассмотрим сложности её развития и управления именно в нашей стране. Будет познавательно и интересно.
Понятие единой транспортной системы
Все виды транспорта в стране взаимосвязаны и обеспечивают социально-экономическую потребность государства в пассажирских и грузовых перевозках, формируя собой единую транспортную систему. Это совокупность всех транспортных средств, перемещающихся по автомобильным и железным дорогам, водным, трубопроводным и воздушным путям общей протяженностью более 2 млн км. Наибольшая доля перевозок (75%) приходится на воздушный и автомобильный транспорт. Остальные виды представлены меньшим процентом.
Данную единую систему также формируют предприятия транспортного машиностроения и строительства, транспортно-экспедиционные компании, различные фирмы по подготовке соответствующих кадров. Доля каждого представленного в структуре транспорта зависит в первую очередь от спроса на перевозки, а также от качества, надежности и регулярности этих перевозок.
Понятие единой транспортной системы
Не существует ярко выраженной монополии на тот или иной вид транспорта, поскольку все эти виды служат общей цели, стыкуясь друг с другом для перевозки грузов или людей из начального пункта в конечный.
К примеру, грузоперевозка железной дорогой, морем или воздухом требует предварительной доставки груза автотранспортом соответственно к железнодорожной станции, порту или аэропорту и дальнейшей перегрузки.
Логистика «от двери к двери» возможна только автомобилями. Однако это наземный транспорт, эффективность которого зависит от преодолеваемого расстояния.
В процессе функционирования единой транспортной системы России различные виды транспорта комбинируются. Таким образом обеспечивается технологическое взаимодействие.
Разновидности используемого подвижного состава совместимы друг с другом техническими параметрами, размерными и весовыми характеристиками грузов, возможностью крепления и размещения этих грузов. ЕТС начала объединяться в одну целостную структуру благодаря широкому развитию контейнерных перевозок (в том числе на паромах) и выпуску универсальных судов для рек и морей.
Поскольку все виды транспорта работают в общем экономическом и правовом поле, для их функционирования требуется увязать и согласовать единую тарифную политику, а также создать соответствующую нормативно-правовую базу. Государство также должно регулировать каждый вид транспорта как на федеральном, так и на региональных уровнях.
Признаки единой транспортной системы
Любая сфера экономики страны обладает своими характерными особенностями, и ЕТС — не исключение. Перечислим специфические для данной системы признаки:
Свойства и характеристика единой транспортной системы
Данная система обладает следующими характерными свойствами:
1. Целостность
Если какой-то элемент в системе или связь между любыми элементами изменяет свое поведение, это сказывается и на всей системе.
2. Интегративность
ЕТС наделена уникальными свойствами, отсутствующими у всех ее элементов.
3. Иерархичность
Транспортная система является элементом более крупной структуры — национальной экономики. Аналогично и любой элемент самой ЕТС представляет собой систему нижнего уровня.
Означает постоянное и непрерывное развитие транспортной системы подобно любым другим системам.
5. Эмерджентность
Свойства всей системы в целом не характерны для каждого ее элемента в отдельности.
На состояние ЕТС по мнению специалистов влияют несколько факторов:
Роль и задачи единой транспортной системы
1. В экономике
Роль и задачи единой транспортной системы
2. В оборонной отрасли
От степени развития транспортной отрасли зависит в целом уровень цивилизации. Недооцененная роль транспорта в будущем негативно скажется на экономике государства. Следует помнить, что транспортный ресурс способен повысить экономический потенциал, а значит и повлиять на благосостояние граждан, улучшить их социальный статус.
Составляющие единой транспортной системы
Российская ЕТС представлена в виде сложной транспортной структуры, состоящей из следующих условных групп:
1. Магистральный транспорт общего пользования
Сюда включаются автомобили, морские суда, самолеты, железнодорожный и трубопроводный транспорт.
2. Промышленный транспорт
Предназначен для грузоперевозок между различными производственными зонами.
3. Городской транспорт
Осуществляет внутригородские пассажирские перевозки и включает в себя автобусы, троллейбусы, трамваи, метрополитен, службы такси.
Дополнительными элементами единой транспортной системы считают:
На выбор конкретных способов перевозок влияют размеры и развитость промышленности страны, а также роль грузопассажирских перевозок и их значение в экономике.
Основные виды транспорта
Наибольшая эффективность каждого рассматриваемого выше вида проявляется в конкретных областях применения.
Будучи частью единой транспортной системы страны, автотранспорт широко используется во внутригородских, межмуниципальных, межрегиональных и международных перевозках как самостоятельный вид транспорта и как сегмент для подвоза грузов к магистральным маршрутам. Большое значение автомобили имеют и в туризме как экскурсионный транспорт.
Принципы и сложности развития и управления единой транспортной системой РФ
Принципы и сложности развития и управления единой транспортной системой РФ
Развитие единой автоматизированной транспортной системы России заключается в соблюдении следующих принципов:
Состав транспортной системы страны
Разнообразие видов транспорта обусловлено большой территорией страны, наличием большого количества естественных водных путей, наличием регионов с особенностями климата (до 60 % территории России с вечной мерзлотой), разнообразием ландшафта, различной плотностью проживания населения и т. п.
• магистральный — работающий на значительных территориях;
• городской, как совокупность различных видов транспорта, обслуживающих городские территории, на которых проживает население страны;
• промышленный, являющийся совокупностью специализированных видов транспорта, в том числе для обслуживания конкретных предприятий различных отраслей промышленного производства.
К магистральному относятся железнодорожный транспорт; водный (морской и речной транспорт); автомобильный транспорт; трубопроводный транспорт; космический транспорт; транспорт энергии и информации.
К городскому относятся железнодорожный городской и пригородный транспорт; метрополитен; скоростной трамвай; трамвай; троллейбус; автомобильный транспорт: автобус, маршрутное такси, такси; монорельс; фуникулер; канатные дороги; движущийся тротуар; вертолет; велосипед, сигвэй.
К промышленному относятся железнодорожный транспорт, работающий внутри предприятия; автомобильный транспорт, специализированный для данного предприятия; трубопроводный для обработки груза внутри предприятия; речной транспорт; конвейеры; канатно-подвесные дороги; монорельсовые промышленные дороги; пневмо-и гидротранспорт.
Железнодорожный транспорт наиболее развитой и технически оснащенный, что связано с его конструктивными особенностями, историей развития и ролью в экономике. Железнодорожный транспорт перевозит преимущественно массовые дешевые грузы на средние и дальние расстояния, что особенно важно для экономики нашей страны, являющейся по определению сырьевой. Пассажиры перевозятся в пригородной зоне и на средние расстояния. На средних и дальних расстояниях железная дорога конкурирует с более скоростным воздушным транспортом, а в летний период на коротких и средних расстояниях — с речным. Используется для туризма.
В рыночных условиях железная дорога в разных странах мира, особенно в США, одно время утратила свои позиции из-за невысоких скоростей. Но экологические преимущества железных дорог, работающих на электротяге, научные достижения в повышении скоростей до 500 км/ч и более, а также возможность перехода с одной ширины колеи на другую без остановки возвращают былую роль железнодорожному транспорту. Себестоимость [2] относительно невысокая.
Автомобильный транспорт — постоянно развивающийся вид транспорта особенно при рыночных отношениях в экономике. Широко используется в перевозках разнообразной номенклатуры грузов на короткие расстояния, характерные для города и пригорода, и средние расстояния (пригород и межгород). Если раньше эффективным расстоянием для автомобильного транспорта считалось предельно 200 км, а при перевозке в контейнерах до 400 км, то в рыночных условиях расстояние увеличилось до 400 км и более. Эффективность достигается увеличением грузоподъемности автомобиля, наличием обратной загрузки, применением более совершенных технологий перевозки (контейнеризация, пакетирование, интермодальность). Увеличение грузоподъемности требует усовершенствованных автомобильных дорог.
Самая широкая сфера деятельности используется в городе, пригороде, регионах, в межрегиональном, междугородном и международном сообщениях как самостоятельный, а в мультимодальных системах как подвозящий (вывозящий). В сельскохозяйственных регионах практически единственный вид транспорта для перевозки грузов и пассажиров. Широко используется для туризма и экскурсионного обслуживания как самостоятельный и как обслуживающий другие виды транспорта.
Себестоимость высокая, экологически грязный транспорт.
Внутренний водный, или речной, транспорт наиболее ранний в истории развития человечества. В России более 2,5 млн рек, но в большинстве зимой ледостав, и более 2 млн озер. Появление более прогрессивных видов транспорта и определенные недостатки речного уменьшили его значение. Однако в некоторых регионах нашей страны, а именно в Сибири (реки Обь, Иртыш, Лена и др.) и на Дальнем Востоке (река Амур), где практически нет других видов транспорта, он широко используется в навигацию [3] территориями, расположенными вдоль бассейна рек. По волжской речной системе осуществляется 2/3 внутренних водных перевозок Российской Федерации. По рекам перевозят массовые дешевые грузы, а пассажиров перевозят на средние и дальние расстояния в отдельных регионах. Широко используется как круизный на больших и малых реках и озерах.
В международном сообщении задействовано 500 портов стран Европы, Африки и Азии. Российская Федерация имеет широкие связи со Скандинавскими странами, Голландией, Германией и др., чему способствует широкая сеть каналов, построенная частично еще до революции.
Себестоимость внутреннего водного транспорта при перевозке отдельных грузов немного ниже, чем на железнодорожном транспорте.
Морской транспорт относится к старейшим видам транспорта. Большее значение имеет в межконтинентальном сообщении. В России 14 морей, основная часть которых расположена на севере страны в районе Северного Ледовитого океана. Береговая линия составляет 37 653 км. Используется в регионах, прилегающих к морям. Применяется для перевозки массовых недорогих грузов, в том числе экспортно-импортных, и прежде всего сырья, продаваемого нашей страной. Себестоимость перевозок низкая.
Особое значение имеет морской транспорт в обслуживании северных территорий России, прилегающих к Северному морскому пути в связи с отсутствием в данном регионе других видов транспорта.
В пассажирских перевозках используется в основном как круизный.
Воздушный транспорт используется главным образом как пассажирский на средние и дальние расстояния. Его применение в грузовых перевозках ограничено, прежде всего, из-за высокой стоимости. Пассажиры имеют право выбора — могут использовать более дешевый вид транспорта, но менее скоростной. Отличается от остальных видов транспорта возможностью осуществлять специфические виды деятельности (см. подразд. 2.6).
Себестоимость перевозок высокая.
Трубопроводный транспорт осуществляет перекачку жидких и газообразных грузов на любые расстояния. Перевозка твердых грузов в настоящее время ограничена.
Себестоимость транспортировки грузов самая низкая.
Транспорт энергии и информации (электроволновой) обеспечивает потребности жизнедеятельности общества и создает условия эффективного развития отраслей промышленности. Электроэнергия поступает из определенных регионов страны, где построены гидроэлектростанции, тепловые и атомные станции, по специальным путям на всю территорию страны и за рубеж. Количество передаваемой энергии неустанно растет.
Передача информации способствует связи отраслей экономики, эффективности транспортного процесса и обеспечивает обороноспособность страны.
Городской транспорт — это комплекс видов транспорта, обслуживающий трудовые, деловые и культурно-социальные поездки жителей населенных пунктов, а также перевозку грузов, необходимых для жизнедеятельности людей.
Промышленный транспорт обслуживает конкретное предприятие и находится на его балансе. Разнообразие видов промышленного транспорта, применяемых на конкретном предприятии, зависит от выпускаемой продукции, размеров территории, разбросанности цехов по территории и др. Перевозки осуществляются со склада в цех, из цеха в цех, из цеха на склад, к магистральному железнодорожному транспорту, на котором ввозится сырье или полуфабрикаты и вывозится готовая продукция или полуфабрикаты.
Себестоимость зависит от работы обслуживаемой отрасли.
Транспортная система России
Характеристика системы
В настоящее время на территории России сложилась одна из самых крупных и сложных транспортных схем, осуществляющая многоплановые связи на основе изготовленных технических средств, сформированных путей сообщения и налаженной службе перевозок.
Для транспортной системы России характерными являются следующие факторы:
Значение и роль транспорта в России
Транспорт занимает особое место в народном хозяйстве страны. Его историческая, экономическая, социальная и политическая роль огромна. Именно он обеспечивает экономическую целостность огромного государства, позволяет связывать все регионы страны в единое целое, служит одной из основ национальной безопасности.
Мало того, транспорт позволяет организовывать международные связи, налаживать взаимовыгодные экономические взаимоотношения, оказывать гуманитарную помощь в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Благодаря ему становятся доступными культурные достижения человеческой цивилизации, и обеспечивается дальнейшее развитие общества.
Об огромной важности этой отрасли экономики свидетельствуют показатели 2019 года:
Транспорт служит основой существования сферы обращения, поддерживая непрерывную связь между производителями, лицами, оказывающими услуги и потребителями.
Структура системы
Связующая отрасль Российской Федерации подразделяется:
К началу III тысячелетия наша страна располагает всеми видами современного транспорта, структурированного в ряд отраслевых подсистем, пересекающихся между собой в транспортных узлах с целью осуществления значительного числа перевозок по транспортным коридорам.
Железнодорожный транспорт
Исторически наиболее развитый вид отечественного транспорта, осуществляющий 35% мирового оборота грузов и 18% потока пассажиров. И это при общей протяжённости железнодорожных путей в 121 тыс. км, что составляет третий показатель в мире, после Китая и США. Однако российские железные дороги по уровню электрификации, превышающему 50%, занимают лидирующее положение среди других стран, что также позволяет организовать 85% отечественных грузоперевозок.
Кроме грузоперевозок, железнодорожный транспорт осуществляет пассажирооборот на дальние расстояния – 70%, а также пригородные и внутригородские сообщения – 30%.
Абсолютное большинство железнодорожных активов России приходится на ОАО «Российские железные дороги» – вертикально интегрированную компанию, владеющую 99% железнодорожного полотна и отраслевой инфраструктуры. ОАО «РЖД» входит в список крупнейших мировых транспортных компаний. Её персонал в 2019 году составлял 711 тыс. человек. В этом же году компания осуществила перевозку:
На долю других компаний и частных операторов, осуществляющих перевозки в удалённых районах РФ или выполняющих транспортировку сырья и промышленных грузов, приходятся значительно меньшие объёмы.
Морской транспорт
Россия обладает 42 тысячами километров морских границ, что даёт возможность осуществлять как внутренние, так и внешние морские перевозки. К окончанию 2018 года общее количество торговых судов нашего государства составляло 220 единиц (цифра достаточно условная, в связи с действующим законодательством, позволяющим носить флаги других стран, а также существенным износом ряда кораблей и принадлежностью некоторых судов иностранным владельцам).
Географически, исторически и политически ситуация сложилась таким образом, что:
Речной транспорт
Располагая свыше 100 тысячами километров внутреннего водного пути, существенная часть которого в тёплый период времени судоходна, Россия могла бы себе позволить значительно увеличить объём речных грузоперевозок. Их величина на настоящее время не превышает 4% в общем обороте страны. Следует отметить, что речной транспорт на протяжении столетий являлся важнейшим и при этом самым дешёвым связующим звеном в экономике России.
Главными речными артериями, пригодными для судоходства на территории нашей страны являются:
Все эти реки оснащены крупнейшими портами и имеют выходы к морям и океанам, позволяющим осуществлять транспортные потоки внутреннего и внешнего направлений.
Трубопроводный транспорт
Наиболее перспективное, стратегическое направление развития транспорта, без преувеличения, оказывающее глобальное влияние на всю мировую политику. Специфика данного направления отрасли заключается в возможностях перекачки огромных объёмов грузов на гигантские расстояния при любых погодных условиях в автоматическом режиме.
Начиная с середины прошлого века, крупнейшие газопроводы и нефтепроводы, выполненные трубами более 1 м в диаметре, непрерывно обеспечивают топливом и углеводородными ресурсами население и промышленность России, а также целый ряд стран Европы и Азии.
Необходимо также отметить важнейшую роль этого вида транспорта в обеспечении народного хозяйства страны всем спектром энергетических ресурсов (вода, отопление, вентиляция, канализация, продукты разделения воздуха, газообразные химические вещества) реализуемых на уровне населённых пунктов и отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Автомобильный транспорт
Самое большое количество перевозок в нашей стране осуществляет автомобильный транспорт. Но, в абсолютном большинстве случае, это производится на достаточно короткие расстояния.
Преимущество этого вида средств доставки пассажиров и грузов заключается в мобильности, высокой скорости и возможности доставки от места загрузки до места конечной разгрузки. Поэтому он незаменим для местных перевозок, но вместе с тем отличается дороговизной и очень высокой степенью аварийности.
Общая протяжённость автомобильных дорог России к 2018 году достигла 1,529 млн. км. Из них, дороги с твёрдым покрытием составляют примерно 70%, что равняется 1,076 млн. км. В 2019 году было произведено 1 495 643 легковых и малотоннажных грузовых автомобилей, 156 059 штук – грузовых автомобилей.
Несмотря на значительное количество автодорог, расположенных в основном в экономически развитых регионах страны, общее состояние их можно охарактеризовать как плохое. Мало того, значительная часть из них работает в однополостном режиме в ту и другую сторону движения автотранспорта, а часть дорог перегружена.
Воздушный транспорт
Высокая скорость, автономность, наиболее краткие пути следования – всё это делает воздушный транспорт незаменимым при перевозке людей, срочных грузов и почты на гигантские расстояния. Вместе с тем, этот вид транспортных средств очень дорог и сильно зависимым от метеоусловий. Но в случае труднодоступности, только средства авиасообщения (самолёты и вертолёты) могут организовать столь необходимую транспортную связь.
В настоящее время Российская Федерация располагает:
Промышленный транспорт
Современный промышленный транспорт представляет собой комплекс транспортных средств, путей и сооружений, предназначенных для перемещения сырья, заготовок, материалов, полуфабрикатов, почты, готовой продукции на территории предприятия. Также с его помощью осуществляется транспортировка топлива, а также ввоз и вывоз необходимой продукции.
Наибольшее распространение промышленный транспорт получил на предприятиях тяжёлой промышленности и при добыче полезных ископаемых. Специфика его проявляется в использовании не только обычных видов транспортных средств: железные дороги, автомобили, трубопроводы, но и в применении специфических устройств, таких как:
Общественный транспорт
Городской и пригородный транспорт России, предназначенный для перевозок на короткие расстояния пассажиров и грузов, реализован в виде:
Также, кроме перевозок, он выполняет (в большинстве случаев с помощью специальной автотранспортной техники) коммунально-хозяйственные функции: уборка и очистка улиц, полив тротуаров и зелёных насаждений, обслуживание объектов городского коммунального хозяйства, оказание необходимой помощи в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Транспортные узлы
Транспортные узлы являются местом стыковки нескольких видов транспортных средств, оснащённых устройствами передачи грузов, а также местами их хранения при надлежащем уровне автоматизации, контроля и управления.
Вследствие огромных масштабов Российской Федерации, на её территории проявляют себя:
Транспортные коридоры
Транспортные коридоры всегда являлись частью транспортной системы, обеспечивающей с их помощью пассажирские перевозки и грузопотоки между географическими районами Земного шара.
Наша страна, в силу своего месторасположения, исторически играет роль связующего звена между народами:
В её распоряжении находятся:
Всё это открывает значительные экономические перспективы налаживания взаимоотношений с соседними странами и отдалёнными государствами.
Управление системой
Государственное управление транспортной системой России осуществляет Министерство транспорта. В ведении этого органа власти находятся подведомственные агентства (по направлениям) и служба по надзору – Ространснадзор, а также целый ряд предприятий и организаций.
На данное министерство возложены функции:
При этом сам Минтранс не является хозяйствующим субъектом над собственностью транспортных предприятий и не определяет их экономическую политику.
Транспортное законодательство
Отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия участников транспортного движения, регулируются значительным количеством нормативных актов, в список которых входят:
Проблемы и перспективы развития транспортной системы России
Транспорт, как важнейшее связующее звено в экономической, социальной, культурной жизни страны, постоянно находится под воздействием всего спектра государственных проблем. Наиболее значимыми среди них являются:
Для решения всего комплекса насущных проблем были разработаны «Транспортная стратегия» и Целевая программа, предусматривающие:
Существенным вкладом в реализацию намеченных планов могло бы служить создание единого координационного центра, а также налаживание взаимодействия между органами государственной власти и частным сектором.
Первые успехи на этом пути уже имеются: построено, реконструировано и отремонтировано десятки тысяч километров автомобильных дорог, вырос на 40% грузооборот железнодорожного транспорта, восстановлены взлётно-посадочные полосы на 25 аэродромах, выстроены 10 терминалов, на 50% вырос объём перевозок морского транспорта. Остаётся продолжать положительные начинания, которые, несомненно, позволят вывести Россию на качественно новый уровень своего экономического развития.