Чем обусловлено часто наблюдающееся непредоставление медицинской карты пациенту
Чем обусловлено часто наблюдающееся непредоставление медицинской карты пациенту
Статья 22. Информация о состоянии здоровья
1. Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
2. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям. В отношении лиц, достигших возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, но не приобретших дееспособность в полном объеме, информация о состоянии здоровья предоставляется этим лицам, а также до достижения этими лицами совершеннолетия их законным представителям.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 271-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.
4. Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов. Супруг (супруга), близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки, бабушки) либо иные лица, указанные пациентом или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, имеют право непосредственно знакомиться с медицинской документацией пациента, в том числе после его смерти, если пациент или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну. Порядок ознакомления с медицинской документацией пациента устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. Супруг (супруга), близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки, бабушки) либо иные лица, указанные пациентом или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, имеют право получать медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе после его смерти, если пациент или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 242-ФЗ, от 02.07.2021 N 315-ФЗ)
Ответы на тест НМО «Право пациента на получение информации о своем здоровье»
1. В каких учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний пациент имеет право ознакомиться с данными о своём здоровье?
2. В каком виде электронные персональные записи пациента могут быть выданы ему на руки?
— на электронном носителе
3. В чем главная особенность позиции врача при трансляции им информации о состоянии пациента?
— наличие особых врачебных знаний
4. В чём опасность неправильного донесения информации о состоянии организма до больного?
— высок риск нерационального решения и вреда для здоровья
5. Включает ли в себя картина болезни представление о будущем?
6. Вопрос информирования — это вопрос
7. Выберите черты эпикриза, присущие ему по определению
— он содержит информацию о прогнозе заболевания
— он составляется при выписке или в случае смерти
— это медицинский документ
8. Имеет ли право врач предоставить пациенту не всю информацию о его состоянии?
— да, чтобы оставить надежду на благоприятный исход
— да, если его собственная информация ограничена
9. Имеет ли право пациент требовать уничтожения данных, не являющихся необходимыми для заявленной цели их сбора?
10. К каким категориям информации, затрагивающей интересы человека, доступ может быть ему ограничен, согласно статье 24 Конституции РФ
— к сведениям о частной жизни других людей
— к сведениям, содержащим государственную тайну
— к сведениям, содержащим государственную тайну
11. Как взаимодействуют врач и пациент в процессе информирования?
— в рамках герменевтического круга взаимных изменений
12. Как картина болезни ориентирована во времени?
— она включает и прошлое, и настоящее, и представление о будущем
13. Какая информация по определению является доступной для пациента?
— та, из которой пациенту ясно, какой диагноз ему поставлен
14. Какая форма донесения информации до пациента установлена законодательством?
— в доступной для него форме
15. Какие варианты риска при неправильном информировании пациента наиболее практически значимы?
риск отказа от лечения там, где оно необходимо
риск начала лечения там, где оно излишне
16. Какие категории из перечисленных входит в круг информации, которую пациент может получить в рамках реализации права на информирование?
информация о видах медицинского вмешательства
17. Какие характеристики персональных данных из перечисленных ниже являются основанием для возможности их уничтожения?
18. Каким законодательным актом гарантируется право пациента на получение информации о состоянии своего здоровья?
статьей 22 Федерального закона № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
19. Каким юридическим актом гарантируется право пациента на получение информации о своём здоровье как части его персональных данных?
Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных»
20. Какими путями информирование пациента влияет на эффективность последующего лечения?
через степень совладания
через приверженность лечению
21. Какова главная причина того, что зачастую пациенты не осведомлены о праве на медицинскую информацию?
низкий уровень юридической грамотности
22. Каковы особенности стилистики эпикриза, согласно решения Верховного суда РФ?
Эпикриз не может быть правильно расшифрован без медицинского образования;
Эпикриз не излагается в доступной форме
23. Какой уровень знаний необходим врачу для трансляции объективного знания о состоянии пациента
необходимы и теоретические, и практические знания
24. Какую информацию пациент может получить, опираясь на своё право на информирование?
о прогнозе роста опухоли
об уровне гемоглобина в крови
25. Картина болезни — это
26. Кто входит в круг лиц, которым может быть сообщена информация о неблагоприятном прогнозе в отношении пациента
27. Кто должен, в теории, устанавливать порядок ознакомления пациентов с медицинской документацией?
Уполномоченный орган исполнительной власти
28. Кто из медицинских работников имеет право предоставлять пациенту информацию о его состоянии
врач-рентгенолог, осуществляющий рентгенографию пациента
29. Может ли быть врачебная тайна разглашена, если предполагается, что вред здоровью был нанесён вследствие противоправных действий?
30. Направленность мотиваций в психике человека — это
31. Обязан ли врач предоставлять медицинскую информацию пациентам с психическими расстройствами?
32. Пациент в отношении обмена информацией является
33. Почему врач должен действовать деликатно при донесении информации до пациента?
из-за возможности негативной реакции
34. Почему информирование о состоянии играет особую роль для пациента?
потому что оно определяет его картину болезни
35. Право пациента на получение информации регламентируется
36. Совладание — это
37. Чем обусловлена картина болезни в представлении врача?
теоретическим знанием врача о патологии
опытным знанием врача о заболевании
38. Чем чаще всего может быть мотивировано нежелание врача знакомить пациента с медицинскими сведениями в психиатрической клинике?
страхом спровоцировать нежелательные действия
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Чем обусловлено часто наблюдающееся непредоставление медицинской карты пациенту
Законодательная база
Говоря о правах и обязанностях пациента, мы будем опираться на следующие законодательные акты Российской Федерации:
Права по ФЗ №323
Полный перечень прав пациента, согласно ФЗ, следующий:
Продолжаем разбирать законодательный акт.
Обязанности по ФЗ №323
А теперь перечислим обязанности пациента:
И снова связаны обязанности пациента и врача. Права медицинского учреждения будут прямо вытекать из обязанностей его пациентов.
Классификация обязанностей
Теперь перейдем уже к более общим случаям. Все обязанности пациента можно разделить на три категории:
А теперь имеет смысл более детально ознакомиться с важнейшими обязанностями пациента.
Обязанность заботиться о собственном здоровье
Это ключевой долг любого пациента на территории РФ. Данную обязанность ему прямо прописывает п. 1 ст. 27 ФЗ №323 «Об охране здоровья в РФ».
Прохождение медосмотров: законодательная база
Теперь представим законодательные акты, регулирующие данный вопрос:
Теперь кратко представим содержание прописанных законодательных актов.
Кто обязан проходить медосмотры?
Указанные выше законодательные акты прописывают для этих категорий обязательные предварительные медицинские осмотры (для подтверждения факта профпригодности), а также периодическую ежегодную диспансеризацию.
Указываются следующие частности:
Обязанности страдающих от опасных заболеваний
Из данного законодательного акта следует, что граждане, страдающие хотя бы одним заболеванием из Перечня, обязаны:
В Перечень входят следующие заболевания:
Обязанности проходящих лечение
Мы рассмотрели понятие и общую характеристику обязанностей пациента, но следует заметить, что многие, говоря о пациентах, все же имеют в виду только тех людей, кто в данный момент проходит лечение. Давайте определимся конкретно с долгом данных лиц:
Что такое «несоблюдение режима лечения»?
Данный акт под нарушением режима лечения определяет следующие действия/бездействие:
Все вышеуказанное лечащий доктор правомочен отметить в листе временной нетрудоспособности пациента.
Если перейти к врачебной практике, то несоблюдение предписаний доктора обычно следующее:
Санкции при оформлении листка временной нетрудоспособности
Наказание за нарушение обязанностей пациента может быть назначено гражданину при оформлении им больничного на работе. Проявляется оно в снижении объема пособия по временной нетрудоспособности.
Из всего сказанного есть одно исключение. Размер пособия по временной нетрудоспособности запрещено снижать лицам, если она (нетрудоспособность) связана с полученной на производстве травмой, несчастным случаем на работе.
Многих пациентов интересует: может ли медицинская организация в силу каких-то причин отказать им в лечении? Нет, это невозможно ни при каком нарушении обязанностей пациента. Законодательное обоснование такого утверждения следующее:
Оплата медуслуг
Пациент обязан оплатить добровольно оказанные ему медицинские услуги, если они относятся к платным, по той стоимости, что прописана в заключенном с ним договоре.
Дополнительно важно следующее:
Нет таких сфер, где бы человек обладал только правами. Гражданское общество всегда означает наличие и обязанностей. Медицинская сфера тут не будет исключением. Права и обязанности есть и у пациента, и у врача, и у медучреждения в целом.
Статья 22. Информация о состоянии здоровья
ГАРАНТ:
Статья 22 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.
Статья 22. Информация о состоянии здоровья
1. Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
Информация об изменениях:
2. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям. В отношении лиц, достигших возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, но не приобретших дееспособность в полном объеме, информация о состоянии здоровья предоставляется этим лицам, а также до достижения этими лицами совершеннолетия их законным представителям.
3. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.
Информация об изменениях:
4. Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов. Супруг (супруга), близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки, бабушки) либо иные лица, указанные пациентом или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, имеют право непосредственно знакомиться с медицинской документацией пациента, в том числе после его смерти, если пациент или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну. Порядок ознакомления с медицинской документацией пациента устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Информация об изменениях:
5. Пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. Супруг (супруга), близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки, бабушки) либо иные лица, указанные пациентом или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, имеют право получать медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе после его смерти, если пациент или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона
Права и обязанности пациента при обращении за медицинской помощью
При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
Уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала.
Уважение и гуманность медиков по отношению к пациентам подразумевают под собой уважение пациента как личности, которая в связи с заболеванием претерпевает определенные сложности, а также чувство сострадания и человеколюбия по отношению к отдельно взятому пациенту, позволяющие последнему почувствовать, что причина обращения за медицинской помощью близка и понимаема врачом и что он предпримет все усилия, чтобы помочь пациенту.
Выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования.
Важность данного права объясняется следующими основными обстоятельствами: предоставляет пациенту право лечиться у специалиста, к которому он относится с большей степенью доверия; свидетельствует о возможности получать медицинскую помощь в лечебном учреждении с лучшей оснащенностью современной аппаратурой.
Обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
Указанное право пациента реализуется посредством создания в лечебно-профилактическом учреждении условий, безопасных с позиции санитарных правил и норм, т.е. тех, при которых внешние факторы среды обитания не будут создавать угрозу жизни и здоровью человека.
Проведение по просьбе пациента консилиума и консультаций других специалистов.
Помимо реализации права на выбор врача пациент имеет возможность инициировать проведение консилиума либо проведение консультаций других специалистов. Это право в значительной мере расширяет законные возможности человека на качественную диагностику и лечение. Следует заметить, что этому праву пациента корреспондирует обязанность лечащего врача и должностных лиц медицинского учреждения организовать проведение консилиума либо консультаций. Определение объема медицинской помощи, включая консультации и проведение консилиумов, осуществляется лечащим врачом, а в отдельных случаях по согласованию с заведующим отделением, в рамках территориальной программы государственных гарантий оказанию населению Самарской области бесплатной медицинской помощи.
Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами.
Установленное право пациента предусматривает обязанность медицинского персонала доступными способами и средствами облегчать боль. В то же время следует обратить внимание на проблемы, возникающие при употреблении с целью устранения боли сильных наркотикосодержащих анальгетических лекарственных средств. Очевидно, что наряду с положительным влиянием на болевой центр, такие препараты способны вызвать привыкание к ним, что весьма негативно сказывается на дальнейшем существовании человека, как во время лечения, так и после его выздоровления. В этой связи приняты Методические указания Минздрава РФ и Московского научно-исследовательского онкологического института им. П.А.Герцена от 19.07.2001года № 2001/129 «Порядок и сроки назначения наркотических анальгетиков», предусматривающие общие для всех болевых синдромов принципы лечения, конкретные схемы лечения наиболее распространенных и наиболее тяжелых вариантов острой и хронической боли, требующих применение наркотических средств.
Сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении.
В некоторых предусмотренных законом случаях допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя:
Лица, которым по закону переданы сведения, составляющие врачебную тайну, несут за ее разглашение дисциплинарную, гражданскую или уголовную ответственность (с учетом причиненного пациенту ущерба) так же, как и врачи.
Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.
Отказ от медицинского вмешательства.
Получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья.
Реальное обеспечение данного права в отдельно взятом лечебно-профилактическом учреждении предусматривает необходимость осуществления следующих мероприятий:
Получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования.
Законодательство о здравоохранении определяет, что добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. При добровольном медицинском страховании страховым случаем является обращение застрахованного в медицинское учреждение из числа предусмотренных договором страхования при остром заболевании, обострении хронического заболевания, травме, отравлении и других несчастных случаях за получением консультативной, профилактической или иной помощи, требующей оказания медицинских услуг в пределах их перечня, предусмотренного договором страхования. Взаимоотношения между страховой медицинской организацией и медицинским учреждением определяются условиями договора на предоставление лечебно-профилактической помощи.
Возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи.
Наравне с правами у пациента имеются и обязанности.
Документом, регламентирующим обязанности пациента при оказании ему медицинской помощи, являются «Правила приема и выписки больных», утверждаемые главным врачом лечебно-профилактического учреждения. С этими правилами пациент знакомится при поступлении и расписывается в истории болезни после ознакомления с ними. Пациент обязан соблюдать распорядок дня, чистоту и порядок в помещениях, находиться во время врачебных обходов в палате, не курить, не употреблять алкоголь, не играть в азартные игры, не нарушать общественный порядок, соблюдать предписания врача относительно приема лекарственных средств, соблюдать режим, диету, которые рекомендованы пациенту в связи с его заболеванием, являться на профилактические медицинские осмотры в сроки, указанные медицинским работником. В случае нарушения предписанного врачом режима и назначений лечащий врач по согласованию с соответствующими должностными лицами может отказаться от лечения больного.
В свою очередь права и обязанности пациентов в отдельных направлениях медицинской деятельности устанавливаются Законами РФ:
Права и обязанности лечебно-профилактического учреждения.
Права лечебно-профилактического учреждения.
Лечебно-профилактическое учреждение взаимодействует со страховой медицинской организацией на основании договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию. Неотъемлемой частью договора является перечень оказываемых учреждением медицинских услуг. Лечебно-профилактическое учреждение не вправе отказать страховой медицинской организации в заключении договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию в отношении застрахованных ею граждан, которые, в соответствии с утвержденным порядком организации медицинской помощи, имеют право на обслуживание в этом учреждении.
Обязанности лечебно-профилактического учреждения.
Лечебно-профилактическое учреждение оказывает застрахованным гражданам лечебно-профилактическую помощь в соответствии с программой государственных гарантий, которая является частью Программы государственных гарантий оказания населению Смоленской области бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемой Постановлением Администрации Смоленской области.
Программа госгарантий включает перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемых населению бесплатно за счет бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования, а также перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, применяемых при реализации государственных гарантий.
При невозможности оказать застрахованному помощь надлежащим образом в объеме, предусмотренном договором со страховой медицинской организацией, лечебно-профилактическое учреждение обязано за свой счет обеспечить пациенту требуемую помощь в другом учреждении, с уведомлением об этом страховой медицинской организации. В случае необходимости оказать пациенту медицинские услуги, на которые данное учреждение не имеет лицензии, оно обязано организовать перевод пациента за счет средств страховой медицинской организации в другое учреждение, имеющее соответствующую лицензию.
Лечебно-профилактическое учреждение обязано информировать застрахованных о бесплатности для них медицинской помощи, оказываемой в рамках программы государственных гарантий.
Лечебно-профилактическое учреждение ведет учет услуг, оказанных застрахованным, и представляет территориальному фонду ОМС и страховым медицинским организациям сведения по формам отчетности, утвержденным в установленном порядке.
Лечебно-профилактические учреждения представляют в страховые медицинские организации счета за оказанную медицинскую помощь, которая оплачивается в соответствии с Положением о порядке оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.
Указанное Положение определяет виды и способы оплаты медицинских услуг на территории Смоленской области и, наряду с тарифами на медицинские услуги, является составной частью тарифного соглашения системы ОМС, утверждаемого Тарифной комиссией.
На основании Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» гарантирующего гражданам России в системе обязательного медицинского страхования право на получение медицинской помощи на всей территории страны, в том числе за пределами территории постоянного места жительства, медицинское учреждение, работающее в системе ОМС, оказывает медицинскую помощь гражданам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию в другом субъекте Российской Федерации, формирует и направляет счета в соответствии с «Инструкцией о порядке финансовых расчетов между территориальными фондами обязательного медицинского страхования за медицинскую помощь в объеме базовой Программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, оказанную гражданам Российской Федерации за пределами территории страхования», утвержденной приказом ФОМС от 23 августа 2000 года №70.