Чем обусловлена целостность вида

Чем обусловлена целостность вида

Подробное решение параграф § 53 по биологии для учащихся 10 класса, авторов Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. 2014

1. Что такое вид?

Ответ. Вид (лат. species) — таксономическая, систематическая единица, группа особей с общими морфофизиологическими, биохимическими и поведенческими признаками, способная к взаимному скрещиванию, дающему в ряду поколений плодовитое потомство, закономерно распространённая в пределах определённого ареала и сходно изменяющаяся под влиянием факторов внешней среды. Вид — реально существующая генетически неделимая единица живого мира, основная структурная единица в системе организмов.

2. Какие виды растений и животных вам известны?

Ответ. Виды растений: купальница европейская, ветреница алтайская, любка двулистая, гвоздика иглолистая, венерин башмачок и т.д

Виды животных: бурый медведь, сибирская косуля, обыкновенная рысь, лесная куница, черный хорек, европейская норка. полосатый бурундук, белка-летяга, серая куропатка, тетерев-косач и другие.

Вопросы после § 53

1. Дайте определение биологического вида.

Ответ. Биологический вид – это совокупность особей, обладающих способностью к скрещиванию с образованием плодовитого потомства; населяющих определённый ареал; обладающих рядом общих морфологических и физиологических признаков и сходством во взаимоотношениях с биотической и абиотической средой.

Биологический вид – не только систематическая категория. Это целостный и обособленный от других видов элемент живой природы. Целостность вида проявляется в том, что его особи могут жить и размножаться, лишь взаимодействуя друг с другом благодаря выработанным в процессе эволюции взаимным приспособлениям организмов: особенностям скоординированности строения материнского организма и эмбриона, системам сигнализации и восприятия у животных, общности территории, сходству жизненных привычек и реакций на сезонные изменения климата и др. Видовые приспособления обеспечивают сохранение вида, хотя иногда они могут повредить отдельным особям. Речной окунь, например, питается собственной молодью, за счёт чего вид выживает при недостатке корма, даже несмотря на утрату части приплода. Каждый вид существует в природе как исторически возникшее целостное образование.

2. Какие критерии вида вам известны?

Ответ. Характерные признаки и свойства, по которым одни виды отличаются от других, называют критериями вида.

Морфологический критерий – это сходство внешнего и внутреннего строения организмов. Карл Линней, например, определял виды как целостные группы организмов, отличные от других жизненных форм по признакам строения. Иными словами, наличие черт строения, которые делают некоторую группу организмов похожими друг на друга и одновременно отличными от всех других групп, и есть критерий для причисления их к данному виду.

Особи в пределах вида иногда настолько изменчивы, что только по морфологическому критерию не всегда удаётся определить вид. Существуют виды морфологически сходные. Это – виды-двойники, которые открыты во всех систематических группах. Например, у чёрных крыс известно два вида-двойника – с 38 и 49 хромосомами; у малярийного комара – 6 видов-двойников, у небольшой рыбки щиповки, широко распространённой в пресных водоёмах, – 3 таких вида. Виды-двойники встречаются среди самых различных организмов: рыб, насекомых, млекопитающих, растений, однако особи таких видов-двойников не скрещиваются между собой.

Генетический критерий – это характерный для каждого вида набор хромосом; строго определённое их число, размеры и формы, состав ДНК. Хромосомный набор – главный видовой признак. Особи разных видов имеют разные наборы хромосом, поэтому они не могут скрещиваться и репродуктивно ограничены друг от друга в естественных условиях.

Физиологический критерий – сходство реакций организма на внешние воздействия, ритмов развития и размножения. В основе этого критерия лежит сходство всех процессов жизнедеятельности, и прежде всего размножения. Представители разных видов, как правило, не скрещиваются или их потомство бесплодно. Однако встречаются исключения. Например, собаки могут давать потомство, спариваясь с волками. Плодовитыми могут быть гибриды некоторых видов птиц (канарейки, зяблики), а также растений (тополя, ивы). Следовательно, физиологический критерий также недостаточен для определения видовой принадлежности особей.

Экологический критерий – это характерное для вида положение в природных сообществах, его связи с другими видами, наборы факторов внешней среды, необходимые для существования.

Географический критерий – область распространения, определённый ареал, занимаемый видом в природе.

Исторический критерий – общность предков, единая история возникновения и развития вида.

3. Что такое целостность вида, как она проявляется?

Целостность вида также обусловлена связями, которые образуют его особи в популяциях и подвидах. Связи между самцами и самками, родителями и их потомством, особями разных возрастов в стае, стаде и колонии позволяют успешно размножаться, заботиться о потомстве, обеспечивать защиту от врагов и т. п. Вся совокупность связей обеспечивает существование вида как целостной системы.

4. Почему важно сохранять виды в природе?

Ответ. Биологическое разнообразие на планете – это присутствие на ней большого количества видов всех царств: животных, растений, грибов. Задача сохранить их – одна из главных в экологии. Планета Земля действительно богата, поэтому беречь это богатство человек обязан хотя бы для того, чтобы оно досталось и следующим поколениям людей. Чтобы внуки и правнуки могли видеть замечательных животных, красивые уголки природы, могли использовать лекарственные растения. Любое растение, животное (даже мельчайшее) является частью биогеоценоза, и вообще, включено во всю экосистему Земли. Организм участвует в круговороте веществ, являясь звеном пищевой цепочки. Растения, являющиеся продуцентами, синтезируют питательные вещества, используя солнечную энергию. Консументы потребляют аккумулированную растениями и другими животными энергию, деритофаги «утилизируют» погибших животных, редуценты окончательно разлагают питательные остатки. Таким образом, каждый организм занимает определенное место в природе и выполняет определенную роль. Исчезновение одного звена может вызвать исчезновение еще нескольких, изменив всю цепь. Произойдет не только оскудение пищевой цепи, но и нарушение баланса видов в экосистеме. Некоторые виды могут несоразмерно увеличиться в количестве и вызвать экологическую катастрофу. Как, например, небывалое размножение саранчи может лишить урожая целые районы. Сохраняя богатство видов на планете, мы, таким образом, поддерживаем стабильность экосистем, обеспечиваем сохранность жизни всех видов, в том числе жизнь человека. Кроме того, ученые хотят сохранить и генетическую информацию каждого вида, с расчетом на технологии будущего, которые позволят воссоздать животный мир прошлого, например, в изолированных рекреациях (парках), воссоздать вымершие и вымирающие на настоящий момент виды животных и растений.

►Составьте списки известных вам видов растений и животных. Попытайтесь сгруппировать известные вам виды по степени сходства: а) морфологического; б) экологического.

Источник

Эволюция живой природы

Задания с объяснениями

1. Его область распространения

2. Особенности процессов жизнедеятельности

3. Особенности внешнего и внутреннего строения

4. Определенный набор хромосом и генов

3. На образование новых видов в природе не влияет

1. Мутационная изменчивость

2. Борьба за существование

3. Естественный отбор

4. Модификационная изменчивость

5. Следствием длительной изоляции популяций является

1. Миграция особей на соседнюю территорию

2. Нарушение их полового состава

3. Близкородственное скрещивание

4. Нарушение их возрастного состава

6. Определенный набор хромосом у особей одного вида считают критерием

7. Какому критерию вида соответствует следующее описание: большая синица живет в кронах деревьев, питается крупными насекомыми и их личинками?

8. Особей относят к одному виду, если

1. Они имеют одинаковый набор хромосом

2. Между ними устанавливаются биотические связи

3. Они обитают в одной среде

4. У них возникают разнообразные мутации

9. При географическом видообразовании формирование нового вида происходит в результате

1. Распада или расширения исходного ареала

2. Искусственного отбора

3. Сужения нормы реакции признаков

10. При экологическом видообразовании новый вид возникает

1. В результате разделения исходного ареала

2. Внутри исходного ареала

3. В результате расширения исходного ареала

4. Внутри нового ареала

Задания для самостоятельного решения

1. Целостность вида обусловлена

1. Сходными пищевыми потребностями

2. Генетическим единством особей

3. Колебаниями численности его особей

4. Связями между популяциями разных видов

1. Сибирская и даурская лиственницы

2. Заяц-беляк и заяц-русак

3. Европейская и алтайская белки

4. Популяции севанской форели

3. Особи объединяются в одну популяцию на основе

1. Их роли в биогеоценозе

2. Общности питания

3. Равного соотношения полов

4. Свободного скрещивания

4. К какому критерию вида следует отнести область распространения в тундре северного оленя?

5. Микроэволюция приводит к изменению

1. Набор предпочитаемых кормов

2. Совокупность внешних признаков

3. Изменчивость признаков в пределах нормы реакции

4. Размер его ареала

9. Целостность вида обеспечивается

1. Постоянством среды обитания

2. Нескрещиваемостью с особями других видов

3. Постоянным нарастанием численности

4. Обогащением генофонда за счет межвидового скрещивания

10. Периодические колебания численности особей вида в биоценозе называют

2. Движущим отбором

3. Гомологическими рядами

4. Популяционными волнами

11. Верны ли следующие суждения о критериях вида?

А. Морфологический критерий вида характеризуется одинаковой реакцией особей на воздействие факторов среды обитания

Б. В соответствии с генетическим критерием все особи вида имеют сходные процессы жизнедеятельности

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения о критериях вида?

А. В соответствии с физиологическим критерием все особи вида имеют одинаковый химический состав

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

13. Установите соответствие между причиной видообразования и его способом

Причина Способ видообразования

А. Расширение ареала исходного вида 1. Географическое

Б. Стабильность ареала исходного вида 2. Экологическое

В. Разделение ареала вида различными преградами

Г. Сужение ареала исходного вида

Д. Многообразие мест обитания в пределах данного вида

14. Установите соответствие между признаком обыкновенной беззубки и критерием вида, который он характеризует

Признак обыкновенной беззубки Критерий вида

А. Тело покрыто мантией 1. Морфологический

Б. Раковина имеет две створки 2. Экологический

В. Обитает в пресных водоемах

Г. Кровеносная система незамкнутая

Д. Питается водными микроорганизмами

Е. Личинка развивается в воде

15. Установите соответствие между признаком голого слизня и критерием вида, который для него характерен

Признак голого слизня Критерий вида

А. Обитает в садах и огородах 1. Морфологический

Б. Отсутствие раковины 2. Экологический

В. Тело мягкое мускулистое

Г. Питание мягкими тканями наземных растений

Е. Наземный образ жизни

16. Определите последовательность этапов формирования приспособленности в процессе эволюции

1. Сохранение отбором особей с полезными мутациями

2. Возникновение случайных мутаций у особей популяции

3. Увеличение числа особей в популяции с полезными мутациями

4. Формирование популяции с полезными признаками в изменившихся условиях

17. Установите последовательность процессов формирования покровительственной окраски у насекомых в процессе эволюции, начиная с изменений генетического аппарата особей.

1. Формирование популяции насекомых с покровительственной окраской

2. Изменение условий жизни насекомых в связи с расширением ареала

3. Истребление птицами насекомых, заметных на новом фоне среды

4. Увеличение численности насекомых с покровительственной окраской

5. Появление мутаций окраски тела в исходной популяции

18. Укажите последовательность процессов географического видообразования.

1. Распространение признака в популяции

2. Появление мутаций в новых условиях жизни

3. Пространственная изоляция популяций

4. Отбор особей с полезными изменениями

5. Образование нового вида

2. Эволюционная теория

Задания с объяснениями

1. Темные бабочки встречаются в промышленных районах Англии чаще, чем светлые, потому что

1. В промышленных районах темные бабочки откладывают меньше яиц, чем светлые

2. Темные бабочки более устойчивы к загрязнениям

3. Вследствие загрязнения некоторые бабочки становятся темнее других

4. В загрязненных районах темные бабочки менее заметны для насекомоядных птиц

2. Изменение фенотипа небольшой части особей в популяции является следствием

2. Колебания численности популяции

3. Стабилизирующей формы отбора

4. Мутационного процесса

3. Какой отбор повышает устойчивость насекомых к ядохимикатам?

1. Свойства живой природы

2. Результаты эволюции

3. Движущие силы эволюции

4. Основные направления эволюции

5. Сохранение фенотипа особей в популяции в длительном ряду поколений является следствием

2. Движущей формы отбора

3. Стабилизирующей формы отбора

4. Мутационного процесса

6. В процессе эволюции под действием движущих сил происходит

1. Саморегуляция в экосистеме

2. Колебания численности популяций

3. Круговорот веществ и превращение энергии

4. Формирование приспособленности организмов

7. Разнообразие видов растений и животных в природе возникло в результате

1. Искусственного отбора

2. Хозяйственной деятельности человека

3. Действия движущих сил эволюции

4. Модификационной изменчивости

8. При длительном сохранении относительно постоянных условий среды в популяциях вида

1. Возрастает число постоянных мутаций

2. Проявляется стабилизирующий отбор

3. Проявляется движущий отбор

4. Усиливаются процессы дивергенции

1. Соперничество самцов из-за самки

2. «борьба с засухой» растений пустыни

3. Сражение хищника хищника с жертвой

4. Поедание птицами леса плодов и семян

10. Особи одной популяции нуждаются в одинаковой пище в сходных экологических условиях, поэтому

1. Между ними устанавливается взаимопомощь

2. У них чаще возникают мутации

3. Они реже скрещиваются между собой

4. Между ними возникает острая конкуренция

Задания для самостоятельного решения

1. Насекомые-вредители приобретают со временем устойчивость к ядохимикатам в результате

1. Полового размножения

2. Модификационной изменчивости

3. Сохранения мутаций естественным отбором

4. Искусственного отбора

3. Естественный отбор как фактор эволюции

1. Насыщает популяции мутациями

2. Обостряет межвидовые взаимоотношения

3. Играет творческую роль

4. Не всегда полезен организмам

4. Верны ли следующие суждения о формах естественного отбора?

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

5. Какой отбор сохраняет особи со средней нормой показателя признака?

6. Основная заслуга Ч. Дарвина в развитии биологии заключается в

1. Разработке методов селекции

2. Установлении движущих сил эволюции

3. Создании научных основ систематики

4. Изучении палеонтологических находок

7. Материалом для естественного отбора служит изменчивость

1. Действия антропогенного фактора

2. Действия движущих сил эволюции

3. Проявления закона гомологических рядов в наследственной изменчивости

4. Проявления закономерностей модификационной изменчивости

1. Кротами и землеройками

2. Мышами и лисицами

3. Лосями и оленями

4. Волками разных популяций

10. Процесс исторического развития видов органического мира называют

11. Ограниченность средств к жизни и высокая численность особей в популяции служат причиной

1. Появления мутаций

2. Появления модификаций

3. Борьбы за существование

4. Стабилизирующего отбора

13. В результате стабилизирующего отбора

1. Сокращается число особей с установившейся нормой реакции признака

2. Сохраняются особи со средним показателем нормы реакции признака

3. Накапливаются модификационные изменения

4. Увеличивается число особей с хромосомными мутациями

14. При формировании представлений об искусственном отборе Ч. Дарвин опирался на

1. Обнаружение «переходных форм» организмов

2. Исследование островных флор и фаун

3. Палеонтологические находки

4. Знание методов и результатов селекции

1. Межвидовой борьбы за существование

2. Действия естественного отбора

3. Внутривидовой борьбы за существование

4. Взаимодействия с абиотической средой

16. Верны ли следующие суждения о формах естественного отбора?

А. Движущий отбор способствует увеличению числа особей со средним значением признака

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

17. Верны ли следующие суждения о движущих силах эволюции?

А. К движущим силам эволюции относят борьбу за существование и наследственную изменчивость

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

18. Установите соответствие между характеристикой отбора и его видом

Характеристика Вид отбора

А. Действует в природе постоянно 1. Естественный

Б. Сохраняет особей с признаками, 2. Искусственный

В. Сохраняет особей с полезными

для них признаками

Г. Обеспечивает формирование

Д. Приводит к возникновению новых видов

Е. Способствует созданию новых пород животных

19. Искусственный отбор, в отличие от естественного,

1. Проводится человеком

2. Осуществляется природными экологическими факторами

3. Осуществляется быстро

4. Происходит среди особей природных популяций

5. Завершается получением новых культурных форм

6. Завершается возникновением новых видов

20. Какие факторы являются движущими силами эволюции?

1. Абиотические факторы среды

2. Мутационный процесс

3. Модификационная изменчивость

4. Приспособленность организмов к среде обитания

6. Естественный отбор

3. Доказательства эволюции.

Задания с объяснениями

1. Палеонтологическим доказательством эволюции служит

1. Отпечаток археоптерикса

2. Видовое разнообразие организмов

3. Приспособленность рыб к жизни на разных глубинах

4. Наличие раковины у моллюсков

2. Какие доказательства свидетельствуют о древности папоротников?

1. Существование травянистых и древесных форм

2. Наличие их отпечатков на каменном угле

3. Их способ размножения

4. Их современное разнообразие

3. К палеонтологическим доказательствам эволюции относят

1. Сходство первозверей и птиц

2. Рудименты конечностей у современных китообразных

3. Сходство зародышей птиц и пресмыкающихся

4. Находки скелетов древних кистеперых рыб

4. Какую группу доказательств эволюции составляют гомологичные органы?

5. Основным результатом эволюции является

1. Приспособленность организмов к среде обитания

2. Колебание численности популяций

3. Уменьшение числа популяций вида

4. Борьба за существование между особями одного вида

6. Какое значение имеет предупреждающая окраска животных?

1. Делает животных незаметными

2. Отпугивает врагов

3. Привлекает особей своего вида

4. Обостряет внутривидовую борьбу

3. Перемещение в теплые районы

4. Изменение окраски

3. Гомологичные органы

4. Аналогичные органы

9. Какое значение имеет сходство окраски некоторых мух с осами, пчелами, шмелями?

1. Усиливает конкуренцию между особями

2. Защищает их от врагов

3. Ослабляет межвидовую конкуренцию

4. Позволяет им использовать сходные места обитания

10. Сложившаяся в процессе эволюции приспособленность растений к совместному обитанию в лесу проявляется в

1. Обострении конкуренции между видами

2. Видоизменении корневой системы

3. Их ярусном расположении

4. Увеличении листовой поверхности

Задания для самостоятельного решения

1. Органы, выполняющие одинаковые функции, но не имеющие сходного плана строения и общего происхождения, называют

2. К эмбриологическим доказательствам эволюции относят

1. Клеточное строение организмов

2. Наличие сходных систем органов у позвоночных

3. Сходство зародышей позвоночных животных

4. Сходство процессов жизнедеятельности у животных

1. Действия движущих сил эволюции

2. Проявления законов наследственности

3. Проявления модификационной изменчивости

4. Действия антропогенных факторов

4. У лягушки, крокодила и бегемота глаза и ноздри выступают над поверхностью головы, это свидетельствует об их

2. Развитии по пути ароморфоза

3. Приспособлении к жизни в воде

4. Биологическом регрессе

1. Расположение клеток в два слоя

2. Наличие стрекательных клеток

3. Развитие организма из одной клетки

4. Внеклеточное пищеварение

6. С позиций эволюционного учения Ч. Дарвина любое приспособление организмов является результатом

4. Естественного отбора

7. Сочные плоды растений можно рассматривать как приспособление к

1. Запасанию органических веществ

2. Запасанию минеральных веществ

3. Распространению семян

4. Вегетативному размножению

8. Эмбриологическим доказательством эволюции позвоночных животных служит развитие зародыша из

2. Соматической клетки

9. Приспособления у особей популяции в длительном ряду поколений возникают вследствие

2. Естественного отбора

3. Внутривидовой формы борьбы

4. Модификационной изменчивости

11. Верны ли следующие суждения о доказательствах эволюции?

3. Оба суждения верны

4. Оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения о результатах эволюции?

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

13. О чем можно узнать, изучая находки отпечатков и окаменелостей растений в древних пластах Земли?

1. О сезонных изменениях в жизни растений

2. Об историческом развитии растений

3. Об индивидуальном развитии растений

4. Как осуществлялся фотосинтез у древних растений

14. Что служит доказательством исторического развития растений?

1. Появление хлорофилла, возникновение фотосинтеза

2. Изменение условий окружающей среды

3. Клеточное строение растений

4. Наличие «живых ископаемых», переходных форм

15. Гомологичными органами являются крылья бабочки и крылья

16. Предупреждающую окраску имеет

17. При использовании эмбриологических доказательств эволюции учитывают

1. Последовательность закладки органов в онтогенезе

2. Величину эмбрионов одной особи

3. Количество детенышей в помете

4. Возраст достижения половой зрелости

18. К результатам эволюции относят

1. Популяционные волны

2. Наследственную изменчивость

4. Многообразие видов

19. О чем свидетельствует сходство в строении и жизнедеятельности водорослей и мхов?

1. О жизни во влажных условиях среды

2. О разнообразии растительного мира

3. Об усложнении растений в процессе эволюции

4. О родстве и единстве растительного мира

20. Верны ли следующие суждения о доказательствах эволюции органического мира?

А. Сходство строения руки человека и крыла птицы можно объяснить наличием общих предков у млекопитающих и птиц

Б. Ископаемые остатки скелета предков человека относят к сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

21. Установите соответствие между примером и видом сравнительно-анатомических доказательств его эволюции, к которому его относят

Пример Вид доказательств

А. Развитие хвоста 1. Атавизмы

Б. Аппендикс 2. Рудименты

Г. Густой волосяной покров на теле

Е. Складка мигательной перепонки

22. К палеонтологическим доказательствам эволюции относят

1. Остаток третьего века у человека

2. Отпечатки растений на пластах каменного угля

3. Окаменевшие остатки папоротников

4. Рождение людей с густым волосяным покровом на теле

5. Копчик в скелете человека

6. Филогенетический ряд лошади

23. Результатом эволюции является

2. Многообразие видов

3. Мутационная изменчивость

4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды

5. Повышение организации живых существ

6. Борьба за существование

4. Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс.

Задания с объяснениями

1. У паразитических червей, обитающих в кишечнике, в процессе эволюции сформировался покров,

1. Снабженный ресничками

2. Состоящий из хитина

3. На который не действует пищеварительный сок

4. Защищенный от воздействия среды тонким слоем воска

2. Макроэволюция, в отличие от микроэволюции, ведет к

1. Усилению конкуренции существующих видов

2. Образованию новых видов растений и животных

3. Ослаблению действия движущих сил эволюции

4. Образованию крупных таксономических групп

3. Способность к размножению на суше в процессе эволюции хордовых животных впервые появилась у

4. Увеличение численности вида в природе свидетельствует о его

1. Биологическом прогрессе

2. Развитии по пути дегенерации

3. Биологическом регрессе

4. Развитии по пути ароморфоза

5. Какое эволюционное явление называют дивергенцией?

1. Схождение признаков у неродственных видов

2. Расхождение признаков у родственных видов

3. Приобретение узкой специализации

4. Образование гомологичных органов

2. Гетеротрофное питание

3. Аэробное дыхание

4. Рефлекторная нервная деятельность

7. Какая группа животных имеет наиболее высокий уровень организации?

9. В процессе эволюции паразитический образ жизни организмов приводит к

1. Повышению их уровня организации

2. Упрощению их уровня организации

3. Обязательной гибели организма хозяина

4. Их вымиранию на особой стадии развития

10. Макроэволюция изучает эволюционные процессы на уровне

Задания для самостоятельного решения

1. Хвойные растения широко распространены в настоящее время, так как

1. Среди них нет травянистых форм

3. В их цикле развития преобладает гаметофит

4. Они приобрели в процессе эволюции сосуды

2. Частные морфологические изменения, обеспечивающие приспособленность организмов к определенным условиям среды, называют

3. Пресмыкающиеся произошли от

4. В процессе эволюции стебель с листьями впервые появился у

5. Развитие небольшого числа пальцев в конечности лошади и страуса служит примером

2. Морфофизиологического прогресса

3. Географической изоляции

4. Экологической изоляции

6. Какой тип животных имеет наиболее высокий уровень организации?

7. Какие особенности появились у земноводных в процессе эволюции в связи с выходом на сушу?

1. Барабанная перепонка и веки

2. Перепонки между пальцами ног

3. Наружное оплодотворение

4. Покровительственная окраска

8. Верны ли следующие суждения о путях эволюции?

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о направлениях эволюции?

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

10. Какой орган в процессе эволюции растений впервые появился у папоротников?

11. Какой из перечисленных показателей не характеризует биологический прогресс?

1. Экологическое разнообразие

2. Забота о потомстве

4. Высокая численность

1. Биологического прогресса

4. Биологического регресса

13. Наиболее ранней группой растений, совершившей в истории Земли переход из водной в наземно-воздушную среду обитания, стали

1. Древовидные папоротники

14. Верны ли следующие суждения о путях эволюции?

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

15. Верны ли следующие суждения о направлениях эволюции?

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

16. Верны ли следующие суждения о путях эволюции?

А. Освоение новых сред обитания организмами всегда сопровождается повышением их уровня организации.

Б. Развитие вида по пути биологического прогресса зависит от увеличения его генетической неоднородности, усиления обмена генетическим материалом.

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

17. Установите последовательность появления групп хордовых животных в процессе эволюции.

4. Бесчерепные хордовые

5. Птицы и млекопитающие

18. Установите последовательность этапов эволюции растений.

1. Возникновение псилофитов

2. Появление многоклеточных водорослей

3. Появление голосеменных

4. Возникновение папоротниковидных

5. Возникновение покрытосеменных

6. Появление одноклеточных водорослей

19. Установите, в какой последовательности происходила эволюция позвоночных животных.

20. Установите последовательность групп растений в порядке их усложнения в процессе эволюции.

21. Расположите классы позвоночных животных в последовательности, которая отражает усложнение строения их кровеносной системы в процессе эволюции.

22. Установите последовательность эволюционных процессов на Земле в хронологическом порядке.

1. Возникновение прокариотических клеток

2. Образование коацерватов в воде

3. Возникновение эукариотических клеток

4. Выход организмов на сушу

5. Появление многоклеточных организмов

23. Установите последовательность процессов при возникновении жизни на Земле.

1. Возникновение ядра в клетке

2. Образование коацерватов

3. Образование наружной мембраны в первичной клетке

4. Образование органических соединений

24. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

1. Появление однопалых конечностей у лошади

2. Возникновение теплокровности у позвоночных

3. Появление полового размножения

4. Развитие подушечек на пальцах у кошачьих

5. Развитие членистых конечностей у членистоногих

6. Серебристая окраска рыб, обитающих в верхних слоях водоемов

25. Установите, в какой хронологической последовательности появились на Земле основные группы растений

1. Зеленые водоросли

3. Семенные папоротники

26. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?

1. Наличие воскового налета на листьях клюквы

2. Яркая сочная мякоть у плодов черники

3. Наличие млечных желез у млекопитающих

4. Появление полной перегородки в сердце у птиц

5. Уплощенная форма тела у скатов

6. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений

27. Установите последовательность появления ароморфозов в эволюции позвоночных животных

1. Развитие двухкамерного сердца

2. Развитие детеныша в матке

3. Внутреннее оплодотворение

4. Легочное дыхание

28. Укажите признаки общей дегенерации у животных

1. Общий подъем организации

2. Снижение интенсивности деятельности

3. Понижение уровня организации

4. Исчезновение органов пищеварения при паразитизме

5. Приспособления частного характера

6. Упрощение нервной системы в связи с сидячим образом жизни

29. Установите последовательность возникновения групп беспозвоночных животных в процессе исторического развития

2. Одноклеточные животные

5. Колониальные одноклеточные организмы

30. Расположите животных в последовательности, которая отражает усложнение строения их сердца в процессе эволюции

31. Установите последовательность появления ароморфозов в эволюции позвоночных животных

1. Появление трехкамерного сердца

2. Появление альвеолярных легких

3. Развитие эмбриона в яйце

4. Наружное оплодотворение

1. Наличие двойного оплодотворения у цветковых растений

2. Образование корней у папоротникообразных

3. Снижение испарения путем образования воскового налета на листьях

4. Усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений

5. Защита семян в плодах у покрытосеменных растений

6. Сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате

5. Происхождение и эволюция человека.

Задания с объяснениями

1. Трудовая деятельность, мышление, речь, сыгравшие большую роль в развитии предков человека, относятся к факторам эволюции

2. Какая из перечисленных форм человека принадлежит к современным людям?

Объяснение: самым современным из перечисленных предков человека является кроманьонец, так его останки были найдены на территории Европы и выглядел уже очень похоже на современного человека.

Чем обусловлена целостность вида. Смотреть фото Чем обусловлена целостность вида. Смотреть картинку Чем обусловлена целостность вида. Картинка про Чем обусловлена целостность вида. Фото Чем обусловлена целостность вида

Правильный ответ: 1.

3. О единстве, родстве человеческих рас свидетельствует

1. Их приспособленность к жизни в разных климатических условиях

2. Одинаковый набор хромосом, сходство их строения

3. Их расселение по всему земному шару

4. Их способность преобразовывать окружающую среду

4. Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о

1. Возникших мутациях

2. Проявлении атавизма

3. Нарушении развития плода в организме

4. Происхождении человека от животных

5. Какой отбор сохраняет видовые признаки современного человека?

6. У предков человека прямохождение способствовало формированию

2. Пятипалой конечности

3. Мозгового отдела черепа

7. Для монголоидной расы людей характерны

1. Черные прямые волосы, выступающие скулы

2. Карие глаза, волнистые волосы

3. Темная кожа, высокий рост

4. Темные глаза, толстые губы

Объяснение: рассмотрим представителя монголоидной расы:

Чем обусловлена целостность вида. Смотреть фото Чем обусловлена целостность вида. Смотреть картинку Чем обусловлена целостность вида. Картинка про Чем обусловлена целостность вида. Фото Чем обусловлена целостность вида Чем обусловлена целостность вида. Смотреть фото Чем обусловлена целостность вида. Смотреть картинку Чем обусловлена целостность вида. Картинка про Чем обусловлена целостность вида. Фото Чем обусловлена целостность вида

Задания для самостоятельного решения

1. Верны ли суждения о доказательствах происхождения человека?

А. К доказательствам происхождения человека от животных относят усиление обмена веществ и увеличение объема лицевого отдела черепа.

Б. О происхождении человека от животных свидетельствует наличие у него рудиментов и атавизмов.

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

2. Фенотипические признаки людей монголоидной расы формировались как приспособления к жизни в условиях

1. Южного полушария

2. Открытых ландшафтов

3. Тропических лесов

3. В формировании каких функциональных способностей человека имели значение социальные факторы?

1. Улавливание звуков разной частоты

2. Восприятие объемности пространства

3. Поддержание равновесия тела

4. Создание орудий труда

4. В головном мозге человека, в отличие от других млекопитающих, в процессе эволюции появляются центры

2. Обоняния и вкуса

4. Координации движений

5. Социальная природа человека проявляется в

1. Создании письменности

2. Формировании пятипалых конечностей

3. Наличии коры больших полушарий

4. Образовании условных рефлексов

6. В эволюции человека начальные вехи развития искусства обнаружены среди

7. Человека сближает с человекообразными обезьянами

1. Абстрактное мышление

2. Стадный образ жизни

3. Сходство групп крови

4. Способность к трудовой деятельности

8. Верны ли следующие суждения о происхождении человека, факторах его эволюции?

А. В процессе антропогенеза членораздельная речь впервые появилась у австралопитеков.

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

9. Установите хронологическую последовательность таксонов, используемых в систематике человека, начиная с наиболее крупного

1. Семейство гоминиды

5. Класс млекопитающие

10. Установите хронологическую последовательность антропогенеза

2. Человек прямоходящий

4. Человек разумный

11. Человек, в отличие от позвоночных животных,

1. Имеет пять разделов головного мозга

2. Образует различные природные популяции

3. Обладает второй сигнальной системой

4. Может создавать искусственную среду обитания

5. Имеет первую сигнальную систему

6. Может создавать и использовать орудия труда

12. В чем состоит сходство скелета человека и млекопитающих животных?

1. Позвоночник имеет пять отделов

2. Стопа имеет свод

3. Мозговой отдел черепа больше лицевого

4. Имеются парные суставные конечности

5. В шейном отделе семь позвонков

13. У человека в связи с прямохождением

1. Позвоночник образует четыре плавных изгиба

2. Кости в суставах соединены подвижно

3. Пальцы руки соединены с пястью

4. Пояс нижних конечностей широкий, имеет вид чаши

5. В стопе хорошо выражен свод

6. Большой палец кисти противопоставлен всем остальным

14. Установите последовательность включения орудийной деятельности человека на разных этапах эволюции его предков.

1. Изготовление примитивных механизмов из металла

2. Создание каменных наконечников для стрел

3. Использование естественных предметов природы

4. Изготовление примитивных орудий из камня

Задания взяты из сборника задания для подготовки к ЕГЭ под редакцией Г. С. Калиновой.

Телефон:
8 (915) 359-09-78

КОПИРОВАНИЕ ЛЮБОЙ ИНФОРМАЦИИ С САЙТА ЗАПРЕЩЕНО ЗАКОНОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *