Чем обусловлена структурная безработица со стороны экономики
Глоссарий
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ
Безработица сезонная – безработица, обусловленная сезонностью функционирования предприятий и организаций (напр., в сельском хозяйстве, в ряде отраслей сферы услуг).
Безработица скрытая – завуалированная в отличие от открытой – неучитываемая безработица. Разница между показателями открытой безработицы и Б. с. существенна как для благополучно развивающихся рыночных экономик, так и для современных российских условий.
Безработица структурная – безработица, вызванная тем, что структура рабочих мест не соответствует структуре рабочей силы. Трудоустройство «структурных» безработных предполагает предварительную подготовку, переобучение или перемену места жительства.
Безработица фрикционная – безработица среди уволившихся по собственному желанию, носящая временный, непродолжительный характер: предполагается устройство на работу данной категории безработных в предельно короткий срок.
Безработица частичная – ситуация на рынке труда, при которой спрос на рабочие места для ряда граждан, ищущих работу, может быть удовлетворен лишь частично на условиях неполного рабочего времени.
Издержки безработицы – потери социальные и экономические, вызываемые безработицей. К социальным относятся снижение уровня жизни и неблагоприятные тенденции в здоровье населения, ухудшение общего психологического климата в обществе, расширение социальной базы преступности и т. п. К экономическим относятся потери кадрового характера: разрушение трудовых коллективов, снижение квалификации, неэффективное перемещение работников между предприятиями (со сменой характера работы) и т. п.
Уровень безработицы – отношение (в процентах) численности безработных к численности либо занятых, либо населения трудоспособного возраста, либо, что широко применяется в международной практике, к численности экономически активного населения.
Безработными в соответствии с законодательством о занятости не могут быть признаны граждане:
не достигшие 16-летнего возраста, а также граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по возрасту (по старости), за выслугу лет;
не явившиеся без уважительной причины в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный им для регистрации в качестве безработного.
ВАХТОВЫЙ МЕТОД – метод организации работ (применяемый при отдаленности производственных объектов или участков от предприятия), когда работа осуществляется сменным (вахтовым) персоналом, проживающим в специальных вахтовых поселках, полевых городках и т.д., и периодически возвращающимся к месту нахождения предприятия. К работам, выполняемым вахтовым метом, не могут привлекаться лица моложе 18 лет, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 2 лет. Продолжительность ежедневной работы (смены) при вахтовом методе не может превышать 12 часов, а продолжительность вахты – одного месяца.
ВОЗРАСТ ПРЕДПЕНСИОННЫЙ – в общественной практике – последнее пятилетие перед выходом на пенсию; по российским законам – возраст от 53 до 55 лет для женщин и от 58 до 60 лет для мужчин. В отношении лиц предпенсионного возраста Законом о занятости населения предусмотрен досрочный выход на пенсию при условии выработки необходимого трудового стажа.
ВРАЧЕБНО-ТРУДОВАЯ ЭКСПЕРТНАЯ КОМИССИЯ (ВТЭК) – государственная организация, создаваемая органами социального обеспечения и осуществляющая особый вид социального обслуживания – экспертное изучение состояния здоровья и профессионально-гигиенических условий труда больного. ВТЭК устанавливает время наступления и группу инвалидности, дает рекомендации по содержанию работы и условиям труда для лиц с частичной утратой трудоспособности и т.п. Решения ВТЭК обязательны для администрации.
ВЫСВОБОЖДЕНИЕ МАССОВОЕ – одновременное увольнение большой группы людей (свыше 30%) с одного предприятия или отрасли по причинам экономического, технологического или структурного характера (сокращение производства, совершенствование технологий, изменение профиля предприятия и др.). Может иметь негативные последствия для рынка труда, которые регулируются при помощи государства через установление взаимоотношений между представителями предпринимателей, профсоюзами и властными структурами.
ЗАНЯТОСТИ ПОЛИТИКА – комплекс мер по прямому и/или косвенному регулированию государством основных параметров занятости и рынка труда. Основные направления политики занятости: поощрение создания новых и сохраненных существующих экономически целесообразных рабочих мест, в том числе дополнительные гарантии занятости для наименее социально защищенных граждан (молодежи, одиноких и многодетных родителей с несовершеннолетними детьми, инвалидов и т.д.); бесплатное профессиональное обучение безработных и находящихся под угрозой утраты работы, переподготовка кадров в ходе структурной перестройки предприятий; материальное обеспечение безработных; согласование деятельности в области занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики; согласование централизованных и территориальных мероприятий по обеспечению занятости населения и др. По методологии МОТ делится на активную (стимулирование найма определенных категорий работодателями, переобучение и т.п.) и пассивную (пособия по безработице).
ЗАНЯТОСТЬ ВРЕМЕННАЯ – временное трудоустройство граждан на период активного поиска постоянного места работы. Является важным направлением государственной политики занятости, входит составной частью в Федеральные программы содействия занятости населения в РФ, разрабатываемые ежегодно федеральной государственной службой занятости России. Важное место занимают меры по временной занятости учащихся подростков.
ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, которая не противоречит законодательству России и, как правило, приносит им заработок (доход). Согласно законодательству РФ к важнейшим принципам в сфере занятости относятся следующие: за гражданами признается исключительное право самим распоряжаться своим трудом в свободно избранном виде занятости; не допускается принуждение к труду в любой форме, за исключением случаев, особо установленных законодательством; государство несет ответственность за политику занятости.
ИЩУЩИЙ РАБОТУ – лицо, намеренное найти новое постоянное место работы при потере прежнего или изменить место работы в том случае, если оно по каким-либо причинам его не устраивает.
Ищущие работу впервые – лица, в основном молодежь, впервые вступающие в трудовые отношения.
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ РАБОТНИК – человек, выполняющий трудовые операции, требующие специальной подготовки, особых навыков, умений и знаний.
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ТРУД – труд, требующий специальной подготовки, навыков, умения и знаний для выполнения определенных видов работ.
КОЭФФИЦИЕНТ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА – отношение числа незанятых граждан, зарегистрированных в службах занятости, к числу вакантных рабочих мест.
Средняя продолжительность безработицы (среднее время поиска работы) рассчитывается как средневзвешенная величина для рассматриваемого состава безработных.
Рабочая сила иностранная. Нанимаемые на работу предприятием, организацией, учреждением одного государства граждане другого государства.
Рабочая сила неквалифицированная – работники, способные выполнять простые или относительно несложные операции трудового процесса, – как правило, вспомогательного или обслуживающего характера.
Рабочей силы воспроизводство – органический элемент всего общественного воспроизводства (наряду с воспроизводством общественного продукта и производственных отношений). Р. с. в. есть единство фаз ее производства (формирования), распределения и использования.
Рабочей силы предложение – характеристика рынка труда, которая отражает численность и состав людей (по полу, возрасту, образованию и другим характеристикам), способных к труду, заинтересованных и нуждающихся в получении работы.
Рабочей силы стоимость – суммарное выражение стоимости жизненных средств, необходимых для осуществления работником нормальной трудовой деятельности и удовлетворения потребностей в пище, одежде, жилище, образовании и т. п. Величина стоимости этих жизненных благ служит фактором формирования минимума заработной платы.
Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность лица, включая руководителей, управляющих деятельностью организации от лица владельца, служителей религиозных культов, считаются наемными работниками.
К наемным работникам также относятся лица, проходящие службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел, проходящие заменяющую военную службу альтернативной гражданской службой.
В зависимости от характера договора наемные работники делятся на следующие группы:
работники, принятые по письменному трудовому договору на определенный срок;
работники, выполняющие работу по договору подряда или другим договорам гражданско-правового характера;
работники, работающие на основе устной договоренности.
РЫНОК ТРУДА – совокупность реальных и потенциальных продавцов и покупателей рабочейсилы, а также отношения между ними. Явлется одним из факторов производства, на котором формируются цены на труд как результат взаимодействия механизмов спроса и предложения, на этой основе определяется уровень зарплаты. Воздействие на рынок труда оказывает прежде всего государство, союзы работодателей и лиц наемного труда, а также характер экономического роста.
Регулирование рынка труда – составная часть политики занятости, представляющая собой систему государственных мер, направленных на согласование предложения рабочей силы спроса на нее. Может иметь региональную, профессиональную, демографическую и др. ориентации.
Объектом при классификации статуса занятых является работа, выполняемая лицами в рассматриваемый период времени. Работы классифицируются с учетом явного или подразумеваемого трудового договора лица с другими лицами или организациями.
Основными критериями при определении групп служат характер экономического риска, элементом которого является прочность связей лица с его работой, характер власти над предприятием и другими работниками, которую лица имеют или будут иметь.
Предусматривается следующая группировка занятых по статусу:
работающие по найму;
работающие не по найму;
члены производственных кооперативов;
помогающие члены семей.
В численность экономически активного населения включаются лица, занятые экономической деятельностью, и безработные.
Население, обычно неактивное, включает всех лиц в возрасте, установленном для измерения экономической активности, основным статусом которых в течение отчетного года не была ни занятость, ни безработица, т.е. лиц, у которых количество недель неактивности в отчетном году превышало 26 недель.
Экономически неактивное население, исходя из социального статуса, делится на следующие категории:
студенты и учащиеся дневной формы обучения;
пенсионеры по возрасту, выслуге лет и на льготных условиях;
пенсионеры по инвалидности;
получатели дохода от собственности или капитала;
домашние хозяева или родственники, отвечающие за уход за домом и детьми;
прочие (все остальные лица, не попадающие ни под одну из перечисленных выше категорий).
Чем обусловлена структурная безработица со стороны экономики
Структурная безработица: понятие и причины
Структурная безработица — это безработица, которая существует потому, что заработная плата не приспосабливается к равновесию, что приводит к тому, что число ищущих работу превышает число доступных рабочих мест даже в период экономического бума.
Структурная безработица возникает в результате неспособности рынка труда выйти на рыночно-клиринговую заработную плату, при которой число работников просто равно числу рабочих мест.
Основными факторами, которые заставляют заработную плату оставаться выше равновесного уровня, являются: (1) минимальная заработная плата, (2) коллективные переговоры, (3) эффективная заработная плата и так далее.
Причины структурной безработицы могут быть оценены с помощью анализа спроса и предложения.
Как показано на графике ниже, кривая спроса на рабочую силу имеет уклон вниз. Это означает, что по мере снижения заработной платы фирмы готовы нанимать больше работников и наоборот. Это происходит из-за уменьшения предельного продукта труда.
По мере того как мы добавляем все больше и больше рабочих, сохраняя капитал постоянным, они становятся все менее и менее производительными.
Кривая предложения рабочей силы имеет восходящий наклон. Это означает, что больше работников готовы работать за более высокую зарплату.
Взаимодействие спроса и предложения определяет заработную плату, которая преобладает на рынке, и количество нанятых людей.
Если при определенном уровне заработной платы число работников, необходимых фирмам, превышает число работников, желающих работать, рыночная заработная плата будет расти, что приведет к увеличению числа работников, желающих работать, и уменьшению числа работников, которых фирмы готовы нанять.
Если при определенном уровне заработной платы число работников, желающих работать, превысит необходимое число работников, рыночная заработная плата упадет, что приведет к сокращению числа ищущих работу и увеличению числа доступных рабочих мест.
Но есть факторы, которые не позволяют этой автоматической настройке работать.
Причины структурной безработицы
К факторам, препятствующим достижению равновесия на рынке труда, относятся: (1) минимальная заработная плата, (2) профсоюзы и (3) заработная плата за эффективность.
#1. Минимальная заработная плата
Минимальная заработная плата — это ценовое дно, созданное правительствами. Это заработная плата, ниже которой ни один работодатель не имеет права нанимать работников.
Поскольку равновесная заработная плата для многих квалифицированных работников выше минимальной заработной платы, она влияет на занятость только наименее квалифицированных работников.
Политика минимальной заработной платы не позволяет рыночной заработной плате упасть до точки Е на диаграмме выше, которая соответствует числу ищущих работу и количеству рабочих мест, и это приводит к постоянному избытку рабочих.
Это происходит потому, что фирмы нанимают работников только в соответствии с кривой спроса на рабочую силу и при минимальной заработной плате W(M).
Число доступных рабочих мест соответствует точке D, а число желающих работников представлено F. Разница между Q(F) и Q(D) равна нехватке рабочих мест, которая является результатом более высокой, чем равновесная заработная плата.
#2. Коллективные переговоры
Коллективные переговоры — это когда работники образуют профсоюз и ведут коллективные переговоры.
Поскольку переговорная способность профсоюза выше, чем у отдельного работника, он, как правило, добивается успеха в получении надрыночных льгот для своих членов, что ограничивает число рабочих мест и, следовательно, приводит к структурной безработице.
#3. Заработная плата за эффективность
Заработная плата за эффективность относится к заработной плате, выплачиваемой работодателями своим работникам, которая превышает рыночную заработную плату в попытке сохранить лучшие таланты и обеспечить им стимул к лучшей работе.
Эффективность заработной платы приводит к уровню заработной платы, который выше рыночной заработной платы, и количеству рабочих мест, которые ниже, чем количество доступных при равновесии и, следовательно, постоянном превышении рабочих мест над рабочими местами.
Омской области
Мероприятия по снижению безработицы
31.01.2019 Обычная важность
В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные.
Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.
Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.
Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует определить, какие виды политики непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.
Выплата пособия по безработице признанным безработными,
Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих,
Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).
Политика в сфере занятости населения:
Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.
Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов).
Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
Организация подготовки и переподготовки кадров. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Она должна обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен.
Создание и поддержка нетрадиционных форм занятости (надомничество, в т.ч. электронное надомничество). К надомничеству обращаются квалифицированные работники, располагающие персональными компьютерами, терминалами, современными средствами связи. Распространение «электронного надомничества» создает гибкие рабочие места, снижает для предпринимателей расходы на помещения, отопление, освещение. Вместе с тем подобные сдвиги в структуре занятости создают новый стиль жизни: труд обогащается, возрастают самостоятельность и ответственность работника.
Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса.
Информационная помощь безработным. Конвенция МОТ предполагает, что службы занятости должны располагать информацией о рынках труда не только своего региона, но и всей страны в разрезе отдельных отраслей.
Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных).
Рассмотрим подробнее возможность минимизации безработицы с помощью биржи труда. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые государственные службы занятости населения, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных служб занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.
Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.
По итогам третей главы необходимо отметить, что ситуацией в сфере труда и занятости, которая возникла в результате перехода от плановой экономики к рыночной. Этот процесс сопровождается ярко выраженной тенденцией к сокращению официальной занятости, высоким уровнем явной и скрытой безработицы, падением качества рабочей силы. Особую актуальность приобретают проблемы профессиональной адаптации выпускников вузов, формирования их компетентности и готовности к профессиональной деятельности в современных условиях.
Формирование национальных рынков труда проходит по-разному в каждом из независимых государств, образованных на месте бывших союзных республик. Не является исключением и рынок труда, формирующийся в Приднестровской Молдавской республике. Его особенностями, как показал наш анализ, являются:
устойчивое сокращение общей численности трудовых ресурсов, вызванное абсолютной убылью и старением населения;
сокращение абсолютной численности занятых, как в целом по республике, так и по отдельным отраслям и административно-территориальным единицам;
перераспределение занятых по укладам экономической жизни, сопровождающееся сокращением численности занятых в государственном секторе и увеличением общей численности и доли работающих в частном секторе;
незначительный уровень официальной безработицы (в пределах естественных величин) и рост скрытой безработицы;
профессионально-квалификационное несоответствие предложения рабочей силы спросу на нее, что приводит к росту численности лиц, нуждающихся в профессиональной переподготовке;
непривлекательность и невостребованность безработными предлагаемых рабочих мест из-за нестабильного финансового положения предприятий,
низкого уровня и несвоевременности выдачи заработной платы, тяжелых условий труда, что ведет к оттоку населения и особенно «молодых умов».
Особенности регионального рынка труда накладывают отпечаток на профессиональную адаптацию выпускников вузов, требуют ее изучения, что обусловливает необходимость разработки и внедрения рекомендаций по повышению эффективности этого процесса. В процессе профессиональной подготовки специалистов должны быть не только получены разносторонние знания, но и сформированы умения и навыки, которые позволяли бы выпускникам вузов включаться в профессиональную деятельность и успешно ее выполнять. Однако на практике существует несоответствие сложившегося уровня и качества подготовки специалистов усложнившимся условиям современного рынка труда. Ликвидация этого несоответствия предполагает решение целого ряда задач: организационных, экономических, правовых, методических, что и предопределяет актуальность избранной темы.
Методы борьбы с различными типами безработицы.
Общие для всех типов безработицы меры:
создание новых рабочих мест
· создание бирж труда и иных видов служб занятости.
Меры для борьбы с фрикционной безработицей:
Меры для борьбы со структурной безработицей:
С маргинальной безработицей:
С технологической безработицей:
С циклической безработицей: