Чем обусловлена сезонность дорожного и аэродромного строительства
Строительство автомобильных дорог и аэродромов. Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования. Для специальности 2905 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов (стр. 14 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 |
Современные задачи по строительству автомобильные дорог и аэродромов. Основные цели программы «Дороги России». Целевые задачи программы «Дороги России».
Раздел 1. Организация строительного производства
Тема 1.1. Основы организации и технологии дорожного и аэродромного строительства.
Тема 1.2. Общие положения по подготовке и организации строительного производства
Общие требования к организации строительного производства. Содержание общей организационно-технической подготовки строительного производства. Состав внеплощадочных подготовительных работ. Состав внутриплощадочных подготовительных работ.
Тема 1.3. Документация по организации строительства и производству работ
Тема 1.4 Материально-техническое обеспечение объектов строительства
Порядок обеспечения материально-техническими ресурсами. Организация транспортных работ в транспортном строительстве. Понятия о ведущих (основных) и вспомогательных (комплектующих машинах) и принципы технико-экономического обоснования их выбора.
Раздел 2. Технология и организация строительства автомобильных дорог
Тема 2.1. Подготовительные работы
Порядок создания геодезической разбивочной основы; ее состав и объем. Детализация геодезической разбивочной основы. Расчистка полосы отвода от леса. Расчистка полосы отвода от кустарника, камней, порубочных остатков. Технология корчевки пней при расчистке полосы отвода. Снятие и складирование плодородного слоя почвы. Схемы движения. Допускаемые отклонения при производстве подготовительных работ.
Тема 2.2. Строительство сооружений дорожного водоотвода и водосточно-дренажных систем аэродромов
Тема 2.3. Разбивочные работы
Состав разбивочных работ, сроки и последовательность их выполнения. Разбивка земляного полотна (в насыпи и в выемке) в плане на горизонтальном участке. Привести схемы и расчетные формулы. Разбивка земляного полотна в плане при наличии косогорности с постоянным уклоном. Привести схемы и расчетные формулы. Разбивка земляного полотна в плане при наличии косогорности с переменным уклоном. Привести схемы и расчетные формулы.
Тема 2.4. Разработка, перемещение и укладка грунтов в земляное полотно.
Общие требования СНиП к сооружению земляного полотна. Линейные и сосредоточенные земляные работы. Задел земляного полотна Подготовка основания земляного полотна. Способы отсыпки насыпей и разработки выемок. Классификация грунтов по трудности разработки. Рыхление грунтов. Назначение и содержание графика распределения земляных масс. Технология сооружения земляного полотна бульдозерами. Приведите схемы. Технология сооружения земляного полотна скреперами. Приведите схемы. Технология сооружения земляного полотна грейдерами. Приведите схемы. Технологий сооружения земляного полотна грейдерами-элеваторами. При ведите схемы. Технология сооружения земляного полотна с применением экскаваторов. Приведите схемы. Увязка работы экскаваторов и транспортных средств. Особенности технологии сооружения земляного полотна автомобильных дорог на косогорах.
Тема 2.5. Уплотнение грунтов
Тема 2.6. Отделочные и укрепительные работы
Назначение и состав отделочных и укрепительных работ. Общие требования СНиП к выполнению отделочных и укрепительных работ. Выбор машин для производства планировочных работ. Технология планировки поверхности земляного полотна. Технология производства укрепительных работ путем посева трав. Технология укрепления откосов одерновкой. Технология укрепления откосов сборными решетчатыми конструкциями. Технология укрепления откосов сборными железобетонными конструкциями. Технология укрепления откосов синтетическими текстильными материалами. Правила рекультивации резервов. Этапы производственного контроля. Сущность, состав и порядок проведения входного контроля при сооружении земляного полотна. Приведите перечень постоянно контролируемых параметров земляного полотна и способы их определения. Что следует понимать под «скрытыми работами»? Перечислите скрытые работы при сооружении земляного полотна. Организация производственного контроля качества подготовительных, разбивочных и земляных работ. Оформляемая документация. Операционный контроль качества работ при сооружении земляного полотна. Методы определений плотности грунта в земляном полотне. Допускаемые отклонения от требуемой плотности грунта в земляном полотне.
Тема 2.7 Производство земляных работ в особых условиях
Тема 2.8. Подготовка поверхности земляного полотна и
строительства дополнительных слоев основания
Конструкции поперечных профилей дорожных одежд, Способы устройства корта. Поправки. Подготовка поверхности земляного полотна к строительству дорожной одежды. Устройство сооружения для отвода воды из дорожной одежды. Назначение дополнительных слоев основания и материалы, применяемые для их устройства. Технология строительства песчаного подстилающего слоя Технология строительства теплоизолирующих слоев. Технология строительства капилляропрерывающих прослоек. Технология строительства водонепроницаемых прослоек под дорожной одеждой. Производственный контроль качества при строительстве дополнительных слоев основания.
Тема 2.9. Строительство оснований и покрытий из укрепленных грунтов
Тема 2. 10. Строительство щебеночных и гравийных оснований и покрытий и мостовых
Технология строительства щебеночных оснований и покрытий способом заклинки. Технология строительства щебеночных оснований и покрытий из песчано-гравийных смесей. Технология строительства щебеночных (гравийных) оснований, обработанных не на полную глубину песчано-цементной смесью методом перемешивания. Технология строительства щебеночных (гравийных) оснований, обработанных не на полную глубину песчано-цементной смесью методом пропитки (вдавливания). Область применения и конструкция мостовых; технология устройства. Особенности производства работ по строительству щебеночных, гравийных и шлаковых оснований и покрытий при отрицательных температурах воздуха. Контроль качества работ при строительстве покрытий и оснований из щебня, гравия.
Тема 2.11. Строительство оснований и покрытий из каменных
Пояснительная записка
Строительство автомобильных дорог
и аэродромов
(Конспект)
Специальность 270831 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
Ряжск, 2009 год
(Обновлен в 2013 г)
Автор – ЛИТВИНОВ А.Ф., преподаватель Ряжского дорожного техникума.
“ Рассмотрен ” цикловой комиссией специальных дисциплин (спец.270831) 4 сентября 2013 года | Составлен в соответствии с Государственными требованиями к мини-муму содержания и уровню подготовки выпускников специальности 270831. |
Председатель: ___________________Литвинов А.Ф. | Заместитель директора по учебной работе: _____________________Арсагова Н.В. |
№ тем | Наименование темы | Страницы |
Введение | 3 | |
1.1 | Основы организации и технологии дорожного и аэродромного строительства | 4 |
1.2 | Общие положения по подготовке и организации строительного производства | 6 |
1.3 | Документация по организации строительства и производству работ | 7 |
1.4 | Материально-техническое обеспечение объектов строительства | 8 |
1.5 | Основные положения организации строительного производства поточным методом | 10 |
2.1 | Подготовительные работы | 12 |
2.2 | Строительство сооружений дорожного водоотвода и водосточно-дренажных систем аэродромов | 14 |
2.3 | Разбивочные работы | 18 |
2.4 | Разработка, перемещение и укладка грунтов в земляное полотно | 20 |
2.5 | Уплотнение грунтов | 27 |
2.6 | Отделочные и укрепительные работы | 29 |
2.7 | Производство земляных работ в особых условиях | 31 |
2.8 | Подготовка поверхности земляного полотна и строительство дополнительных слоев оснований | 36 |
2.9 | Строительство оснований и покрытий из укрепленных грунтов | 38 |
2.10 | Строительство щебеночных и гравийных оснований и покрытий и мостовых | 42 |
2.11 | Строительство оснований и покрытий из каменных материалов, обработанных неорганическими вяжущими | 45 |
2.12 | Строительство оснований и покрытий из каменных материалов, обработанных органическими вяжущими | 45 |
2.13 | Строительство асфальтобетонных покрытий и оснований | 48 |
2.14 | Строительство поверхностей обработки покрытий | 52 |
2.15 | Строительство монолитных цементобетонных, армобетонных и железобетонных покрытий и оснований | 54 |
2.16 | Строительство сборных покрытий | 60 |
2.17 | Организация строительства автомобильных дорог и аэродромов поточным методом | 61 |
2.18 | Строительство дорожных одежд с использованием местных материалов | 62 |
2.19 | Производство работ по благоустройству автомобильных дорог и городских улиц | 65 |
2.20 | Производственный контроль качества и приемка выполненных работ | 70 |
2.21 | Правила техники безопасности при строительстве автомобильных дорог и аэродромов | 72 |
2.22 | Охрана окружающей среды при строительстве автомобильных дорог и аэродромов | 73 |
Пояснительная записка
Написание конспекта вызвано тем, что существующий учебник по дисциплине авторов Кубасова А.У и др. «Строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог», выпущенного в 1985 году не соответствует действующей рабочей программе, разработанной в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников специальности 2905.
После наименования каждой темы указано количество часов, отводимое на ее изучение, а также приведены требования к минимуму знаний и умений. По каждой теме сначала приведены изучаемые по ней вопросы, и указаны параграфы в действующем учебнике, если они там есть.
Материалы конспекта в дальнейшем следует обновлять, используя современные достижения науки и техники в отрасли.
Данный конспект позволяет студентам, пропустившим занятия по тем или иным причинам, изучить пропущенный материал.
Введение (2 часа)
В России проживает около 144 млн. человек. Россия занимает наибольшую площадь среди государств мира – 17 млн. кв. км или 30% всего евразийского континента, поэтому экономика страны в первую очередь зависит от эффективной работы транспорта. Это требует наличия огромной и разветвленной сети автомобильных дорог, обеспечивающих бесперебойную связь между населенными пунктами и районами России.
Дорожное хозяйство – единый производственно-хозяйственный комплекс, включающий в себя все автомобильные дороги общего пользования Российской Федерации, более 3000 организаций различных форм собственности и подчиненности с общей численностью работающих более 750 тысяч человек.
Возглавляет дорожное хозяйство России Федеральное дорожное агентство (ФДА или Росавтодор) в системе Министерства транспорта Российской Федерации (министр Левитин Игорь Евгеньевич – с 2004 г), которое выполняет функции государственного заказчика по объектам содержания, ремонта, реконструкции и строительства сети автодорог общего пользования.
Руководителем Росавтодора является Роман Владимирович Старовойт.
Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и местного значения (т.е. находящихся в государственной собственности) в России оценивается в 1150 тыс. км.
Протяженность дорог общего пользования федерального и регионального значения составляла 574,5 тыс. км, в том числе:
федерального значения – 47,3 тыс. км;
регионального значения – 527,2 тыс. км.
Твердое покрытие имеют около 519,2 тыс. км (
Кроме того, в нашей стране свыше 570,5 тыс. км автомобильных дорог и улиц муниципальных образований и поселений, которые не включены в сеть, но фактически выполняют функции автомобильных дорог общего пользования.
Примерная протяженность авт. дорог с твердым покрытием по категориям:
Плотность дорожной сети общего пользования в России составляет около 0,07 км на 1 км 2 территории. Это значительно ниже, чем в экономически развитых странах мира, сопоставимых по размерам территории (например, в США – 0,67 км, во Франции 1,83 км).
Недостаточное развитие сети автодорог и их состояние таково, что средние скорости движения составляют около 30 км в час, т.е. менее чем в 2 раза, чем в Европе, а срок службы автомобилей почти на треть меньше. Это приводит к увеличению стоимости перевозок на 20-25 процентов. При таком техническом состоянии дорожной сети автомобиль на наших дорогах расходует почти в 1,5 раза больше горючего, чем в развитых зарубежных странах
Основу сети автомобильных дорог общего пользования образуют федеральные автомобильные дороги. При протяженности около 47,3 тыс. км (чуть более 8% от общей протяженности дорожной сети), они обеспечивают около 45-50% всех автомобильных перевозок. Состояние их таково, что более трети из них требуют реконструкции, около половины требуют усиления дорожных одежд.
Минимально необходимая протяженность сети автодорог с твердым покрытием, способная обеспечить надежную связь промышленных, сельскохозяйственных и культурных центров и населенных пунктов, должна составлять не менее 1,5 миллионов километров. Поэтому Правительством утверждена новая федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы на 2010-2015 годы».
При изучении дисциплины используется различная литература:
1. Учебная: 1. Каменев С.Н. «Строительство автомобильных дорог и аэродромов». учебное пособие для СПО – Волгоград: ИД «Ин-Фолио», 2010 г. – 384 с.
3. ЕНиР. Сборник Е2. Земляные работы. / Госстрой СССР- М:. Стройиздат, 1989г.
5. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы (ГЭСН – 2001). Сборник 27 «Автомобильные дороги».
1. Справочник инженера дорожника (СИД). Строительство автомобильных дорог.
2. Справочник техника-дорожника.
ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Основы организации и технологии аэродромного и дорожного строительства. (4 часа)
Должны знать: 1. Содержание понятий «организация», «технология».
2. Классификацию дорожно–строительных работ, их особенности и особенности организации.
3. Содержание понятий «строительный сезон», «период пониженных температур», «зимний период». Принципы организации работ в зимний период.
4. Структура управления в дорожном строительстве.
Вопросы: 1.Классификация дорожно–строительных работ.
2.Сезонность дорожного строительства.
3.Структура управления дорожным и аэродромным строительством.
Вопрос 1. Классификация дорожно–строительных работ.
Организация работ – увязка во времени всех ресурсов, т.е. кто, чем и когда выполняет работы.
Технология работ – порядок выполнения работ, т.е. из каких материалов, в какой последовательности и с какими требованиями выполняются работы.
Дорожные работы по характеру их производства разделяют на:
1. Заготовительные, по заготовке материалов, полуфабрикатов и изделий.
2. Транспортные, по перевозке ДСМ и других ресурсов от мест складирования, приготовления и добычи к месту строительства.
3. Строительно–монтажные работы (СМР) по строительству дороги и сооружений на ней.
Они являются наиболее сложными по организации их производства и технологии выполнения.
СМР по объему и равномерности распределения разделяют на:
Линейные – равномерно расположенные вдоль трассы (строительство дорожной одежды, невысоких насыпей и неглубоких выемок, водопропускных труб и обстановки дороги) – составляют 80 – 90% от СМР.
Сосредоточенные – имеющие большой объем на участке небольшой протяженности и выполняемые в течение длительного времени (отсыпка высоких насыпей, разработка глубоких выемок, строительство мостов, зданий и т.п.).
Вопрос 2. Сезонность дорожного строительства.
Круглый год по возможности выполнения строительных работ разделяют на следующие периоды:
1.Строительный сезон (от +5 0 С весной, до +10 0 С (+15 0 С) осенью).
2.Период пониженных температур от 0 0 С до +5 0 С весной и +10 0 С(+15 0 С) осенью.
3.Период отрицательных температур.
Продолжительность сезонного сезона в России в различных регионах составляет от 4 до 10 месяцев, поэтому целесообразно продолжить выполнение работ при пониженных и отрицательных температурах. Стоимость выполнения этих работ будет выше, однако при этом заняты рабочие и механизмы, сокращается продолжительность строительства, а следовательно снижается его стоимость.
Дорожные работы по возможности выполнения их в зимний период разделяют на 4 группы:
1. Выполняемые по той же технологии что и в теплый период: заготовка материалов, строительных оснований из каменных материалов, разработка выемок в несвязных грунтах.
2. Выполняемые по той же технологии что и в теплый период, с внесением несложных изменений: монтаж железно-бетонных элементов при строительстве мостов, зданий, строительство щебеночно-гравийных оснований, монтаж сборных покрытий и др.
3. Выполняемые по специальной технологии: строительство а/б покрытий, земляные работы в мерзлых грунтах и т.д. ( удорожание составляет до 25%).
4. Работы, которые выполнять нельзя: укрепление грунтов и каменных материалов вяжущим, строительство поверхностной обработки и т.д.
Вопрос 3. Структура управления дорожным и аэродромным строительством.
В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 г. «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» функции по управлению автомобильным транспортом и дорожным хозяйством возложены на ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (ФДС или Росавтодор), в системе Министерства транспорта РФ.
Управление автомобильными дорогами федерального значения (т.е. 47,1 тыс. км федеральных автодорог, 5687 мостов и путепроводов) осуществляется, как правило, управлениями (дирекциями) этих дорог. В эту систему входят:
1. 10 федеральных управлений автодорог;
2. 22 управления автомагистралей;
3. 4 дирекции по дорожному строительству.
Низовыми организациями, выполняющими работы по ремонту и содержанию федеральных дорог являются 195 шт. ФГУ ДЭП.
Управление автомобильными дорогами регионального значения в каждой области или крае осуществляется региональными управлениями (министерствами) автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, которые в свою очередь подчинены правительству или губернатору (правительству) своей области.
Работами по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию этих дорог занимаются как государственные унитарные предприятия (например «Рязаньавтодор»), так и другие организации независимо от форм собственности и подчиненности. Они работают по договорам, как подрядные организации.
Низовыми дорожными организациями, которые непосредственно занимаются дорожными работами, являются ДРСУ, ДПМК, ХДСУ и др.
Низовые организации располагаются, как правило, в областных и районных центрах, имеют соответствующую производственную базу (гаражи, мастерские, склады), АБЗ и ЦБЗ, карьеры, а так же располагают необходимыми машинами и механизмами, ИТР (инженерно- технические работники) и квалифицированными механизаторами и рабочими.
Эти организации могут выполнять работы по строительству (реконструкции), ремонту и содержанию дорог в теплый и в зимний период.
Дорожные организации, обслуживающие федеральные дороги, могут выполнять дорожные работы собственными силами (хозяйственный способ).
Факторы влияющие на качество строительства автомобильных дорог
Ошибки на стадии проектирования и в проектной документации это серьезные нарушения, которые могут повлечь за собой не только не качественно построенную автомобильную дорогу, но и повлиять на безопасность дорожного движения и долговечность строительных конструкций. Например, если расчетная скорость автомобиля при движении на повороте окажется большей, чем она должна быть, то произойдет боковой занос или автомобиль может оказаться на соседней полосе движения, сползти в кювет. При высоком коэффициенте сцепления или при наличии какого-нибудь препятствия боковой занос может не произойти, но в этом случае
автомобилю на крутом повороте угрожает опрокидывание.
Дорожные организации, осуществляющие строительство, используют современные механизмы и средства для устройства автомобильных дорог. Однако качество не всегда зависит от применяемых материалов и способов укладки конструктивных слоев дорожной одежды.
Конечно, большое значение имеет сезонность или короткий срок дорожного строительства. Строительные организации вынуждены осуществлять строительство в сжатые сроки, учитывая тот факт, что финансирование осуществляется не всегда регулярно. По этой причине, дорожные строители, зачастую проводят укладку асфальтобетона при дожде или даже снеге. Такая организация строительных работ приводит к преждевременному износу и разрушению дорог.
По результатам экспертных проверок в период с января по апрель в 2018 года, специалистами Отдела обследования грунтов и конструктивных слоев дорожных одежд выявлено 210 нарушений качества, уложенного асфальтобетона:
Для обеспечения обязательного строительного контроля необходимо, чтобы каждый этап строительства или капитального ремонта дорог подтверждался актами лабораторных заключений на соответствие требованиям проектной документации, стандартам, техническим нормам и правилам, и другим нормативным документам, регламентирующим качество дорог и обеспечивающими безопасность дорожного движения. Контроль качества должен осуществляется специалистами, экспертными организациями и лабораторными центрами, аттестованными Федеральной службой по аккредитации Российской Федерации.
Подводя итог необходимо заметить, что только слаженная работа и профессионализм работников на каждом этапе строительства от проектирования до ввода объекта в эксплуатацию, использование качественных материалов и своевременный строительный контроль, позволяют получить современную и качественную автомобильную дорогу.
Ведущий инженер – эксперт Отдела обследования грунтов и конструктивных слоев дорожных одежд