Чем обусловлена разница во времени на земле
Часовые пояса – откуда берётся разница во времени
Что объединяет монитор вашего компьютера, лягушек, космический корабль «Буран» и часовые пояса? Странно иногда переплетаются вещи и явления нашего мира. Но, найдя здесь точку бифуркации, разберёмся заодно с часовыми поясами.
Кто такой Волластон?
В начале ХIХ века в Англии жил и работал талантливейший учёный У. Волластон. В 1804 году он открыл элемент Родий, без которого невозможно производство жидкокристаллических экранов. Человек он был любознательный, и обратил внимание на спор двух учёных: Вольта и Гальвани. Эти итальянцы занимались тем, что мучали лягушек электричеством, пытаясь выяснить природу этого явления. Волластон решил присоединиться к ним и, оговорив время эксперимента, отправился в поездку.
Вот тут то и случилась оказия! Дело в том, что время в начале ХIХ века определялось по Солнцу. И хотя часы уже были, но вот единого стандарта времени не было! Полдень в Лондоне и Риме наступал, когда Солнце поднималось в зенит. Волластон синхронизировал карманные часы по лондонскому времени, прибыв в итальянскую столицу через несколько дней, с опозданием на полтора часа.
Вот тут то и пришла ему мысль об общемировом стандарте отсчёта суточного цикла. Необходимо, чтобы люди знали: если в Лондоне сейчас 12 часов дня, то в Риме – 13 часов, а в Калькутте 6 вечера. Но, как и любая гениальная идея, она была до конца осознана позже, после появления более быстрого транспортного средства – паровоза.
Железная дорога появилась в Англии в 1833 году. Первая ветка, между Плимутом и Лондоном, протянулась на 350 км. Поезд выезжал из Лондона в 10:00, ехал 9 часов, а на месте по лондонскому времени должен был быть в 19:00. Однако в Плимуте он оказывался в 19:20-19:30. Причина – местное солнечное время!
Вот тогда-то руководство Great Western Railway приняли за стандарт время в Лондоне. С тех пор, почти на полвека, лондонская железная дорога жила по своему автономному временному эталону. Только в последней четверти ХIХ века вопрос о разделении всей планеты на часовые зоны возник на повестке дня.
Чтобы не запутаться, к 1925 году все согласились с тем, что если в сутках 24 часа, то следует установить 24-часовые зоны. Соответственно, 360˚ разделили на 24, и на один часовой пояс пришлось 15˚. За нулевую точку приняли меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию. Значит, нулевой часовой пояс – это по 7,5˚ на восток и на запад от нулевого меридиана.
Так оформились географические часовые зоны. А как быть, если рубежи государства не соответствуют этим виртуальным границам?
Для этого существуют административные часовые зоны. С 1 января 1925 года, когда вступил в действие Стандарт всемирного времени, каждый субъект волен устанавливать на своей территории любое удобное для него время. Главное, соблюсти два условия: 1. Привязать своё местное время к всемирному времени; 2. Оповестить о своём решении мировое сообщество.
Именно поэтому в разные времена на Земле было до 50 (!) административных часовых поясов.
Разделить всю поверхность Земли только на 24 часовых зоны с разницей в один час – это путь компьютера. Человек – существо многогранное и непредсказуемое. Поэтому в его решения, кроме здравого смысла, вторгаются и другие иррациональные мотивы.
На острове Ньюфаундленд, в Иране и Афганистане, Австралии и Северной Корее часовой пояс отличается не на целое количество часов, а на полчаса. В частности, 3:30 – поясное время Ньюфаундленда, а +3:30 – поясное время Ирана. Разница в полчаса, конечно, выделяется из общего ряда, но вполне объяснима.
Совсем другое дело – Непал. Их административное время +5:45. Абсурд? Но коренные жители Непала, а такими можно считать тех, кто зачат непалкой и непальцем, на протяжении своей истории постоянно пытались абстрагироваться от огромной Индии и всепоглощающего Китая.
В Индии административное время определялось меридианом, проходящим через Калькутту (+5:00), до 1971 года. И в Непале был часовой пояс +5:30. Затем в Индии приняли за стандарт меридиан, проходящий через Хайдарабад, то есть сравнялись с Непалом. И в свою очередь непальцы добавили к своему поясному времени 15 минут.
С тех пор в Непале прижилась шутка: «Когда дело доходит до пунктуальности, в непальцах срабатывает национальная эластичность».
Только они не уникальны. В Австралии есть 5 деревень на границе западных штатов, ничем не примечательных до поры до времени. Кто, например, знал деревню Мандрабилла, с 20 жителями, находящуюся на краю Большой Австралийской пустыни. В 1987 году некий Дон Харрингтон купил там по дешёвке пустынные земли, построил самое протяжённое поле для гольфа и продавил законодательное закрепление часового пояса +8:45.
На новозеландском архипелаге Чегем живут чуть более 1000 островитян. Для выделения из общей массы они тоже установили время +12:45.
Но переплюнули всех ирландцы, ох уж эти рыжие бестии! На протяжении веков они находились в постоянном противостоянии с Британской империей. И, будучи в составе Великобритании, пользовались самой широкой автономией.
После принятия в 1880 году за общемировую точку отсчёта меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию, в Дублине решили, что их Дансинкская обсерватория не хуже! Ирландские астрономы установили, что точная разница времени между Гринвичем и обсерваторией в Дублине составляет 25 минут 21 секунду. И в том же 1880 году по всей Ирландии установили административное поясное время − 0:25:21. Просуществовал этот артефакт стремления к независимости до 1916 года.
О точке бифуркации
А причём здесь советский космический корабль «Буран»? Очень даже к месту он упомянут. В честь Волластона, который первым выдвинул идею часовых поясов, был назван минерал волластонит. Он обладает рядом замечательных свойств, одно из которых – высокотемпературная огнеупорность. Волластонит, добытый в алтайских месторождениях, использовался для термоизоляции обшивки «Бурана».
ЭТНОМИР
Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Организовать зимнее путешествие в самый большой этнографический парк России можно, забронировав автобусный тур. Долгожданные январские каникулы – время, которое так здорово провести в компании друзей, посетить интересные места, нагуляться вдоволь, насладиться чистым снегом, зимними развлечениями. Автобусные туры в этнографический парк дарят возможность чудесного отдыха за отличную цену: полтора часа в комфортном автобусе – и вы в ЭТНОМИРе! А здесь: ёлка, праздничные экскурсии, зимняя анимация, новогодние мастер-классы…
Чем обусловлена разница во времени на земле
Что в это же время делает её сверстница Катя, которая живёт в Якутске, если она соблюдает тот же режим дня, что и Настя?
Обоснуйте свой ответ.
Укажите, чем обусловлена разница во времени в разных частях Земли.
РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА | |
---|---|
Утренняя зарядка | |
Гигиенические процедуры | |
Завтрак | |
Дорога в школу | |
Занятия в школе | |
Дорога домой | |
Обед | |
Занятия в кружках/секциях | |
Полдник | |
16.45–18.15 | Выполнение домашних заданий |
Прогулка на свежем воздухе | |
Ужин | |
Свободное время (чтение книг, просмотр телепередач, настольные игры) | |
Гигиенические процедуры и подготовка ко сну | |
Ночной сон |
Настя живёт в Санкт-Петербурге. В Санкт-Петербурге 5 часов вечера. Что она делает в указанное Вами время? Используйте для ответа приведённый режим дня школьника.
В Санкт-Петербурге 17:00. В соответствии с режимом дня, Настя делает домашнее задание.
Ответ: выполнение домашних заданий.
2. Когда в Санкт-Петербурге 17 часов в Якутске 23 часа, поэтому когда Настя выполняет домашние задания, Катя уже спит.
3. Такая разница во времени обусловлена вращением Земли вокруг своей оси.
Обоснование и/или указание может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке
Что такое часовой пояс
С того момента, как перестала оспариваться теория шарообразности Земли и её вращение вокруг Солнца и собственной оси, стало понятно, что вся поверхность нашей планеты не может освещаться солнечным светом одновременно. Время суток меняется на земной поверхности последовательно и постепенно (что, собственно и является сменой часового пояса). Астрономическое время зависит от того, в какой момент Солнце находится в зените, а в разных точках земли это происходит не одновременно.
В былые времена, в астрономической разнице во времени суток не было никакой проблемы. В любом населённом пункте мира, время определялось по Солнцу: когда оно находится в самой верхней точке – наступает полдень. Изначально главные городские часы сверялись с этим моментом. Ни о каком часовом поясе никто и не думал. И никого особенно не волновал тот факт, что между несколькими довольно близко расположенными городами разница во времени могла составлять 15 минут.
Проблема синхронизации времени
Однако под влиянием технического прогресса, времена и быт изменились. «Разнобой» со временем стал настоящей головной болью, в частности, для тех, кто пользовался железнодорожным транспортом. Поскольку стандартных часовых поясов ещё не существовало, для точного соответствия расписанию нужно было с пересечением каждого меридиана передвигать стрелку хронометра на 4 минуты. Да за этим просто невозможно уследить!
Железнодорожники столкнулись и с ещё более тяжёлой проблемой – диспетчерские службы толком не могли рассчитать время нахождения поезда в конкретной точке движения. А это уже попахивало не то что опозданиями, а столкновениями и крушениями составов.
Выход найден – создание часовых поясов
Идея навести порядок с синхронизацией времени, впервые пришла в голову англичанину Уильяму Хайду Волластону, более известному своими открытиями в области химии металлов. Решение было очень простым – химик предложил на территории всей Великобритании установить единый часовой пояс – по Гринвичскому меридиану. Железнодорожники сразу ухватились за эту мысль, уже с 1840 года начали переходить на единое «лондонское» время. В 1852 году уже начали регулярно по телеграфу передавать сигналы точного времени.
Однако вся страна перешла на время по Гринвичу лишь в 1880 году, когда был издан соответствующий закон.
Английскую идею почти сразу же взяли на вооружение американцы. Однако тут была одна загвоздка – территория США во много раз больше Британских островов, и в штатах ввести единый часовой пояс по всей стране просто невозможно. Поэтому в 1883 году страну поделили на 4 зоны, в которых время отличалось на час от соседней. Так и появились, собственно, первые четыре часовых пояса – Тихоокеанский, Восточный, Горный и Центральный.
Несмотря на то, что железные дороги уже пользовались поясным временем, многие города отказывались переводить стрелки своих часов в соответствии с новым декретом. Последним это сделал Детройт в 1916 году.
Мир не сразу перешёл на всемирное время
Ещё на заре возникновения системы часовых поясов, «отец» канадских железных дорог Сэнфорд Флеминг начал пропагандировать теорию о том, что необходимо всю планету поделить на 24 часовых пояса. Идея была политиками и даже учёными с ходу отвергнута, её посчитали утопией.
Однако уже в 1884 году на специальной международной конференции в Вашингтоне разделение Земли на 24 пояса таки произошло. Однако, надо сказать, что некоторые страны проголосовали против такого решения, в частности, и российский представитель – начальник Пулковской обсерватории Струве. Мы присоединились к системе мирового времени лишь в 1919 году.
Часовые пояса России
На изображении ниже представлена актуальная карта часовых поясов России:
Чем обусловлена разница во времени на земле
Что в это же время делает её сверстница Катя, которая живёт в Якутске, если она соблюдает тот же режим дня, что и Настя?
Обоснуйте свой ответ.
Укажите, чем обусловлена разница во времени в разных частях Земли.
РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА | |
---|---|
Утренняя зарядка | |
Гигиенические процедуры | |
Завтрак | |
Дорога в школу | |
Занятия в школе | |
Дорога домой | |
Обед | |
Занятия в кружках/секциях | |
Полдник | |
16.45–18.15 | Выполнение домашних заданий |
Прогулка на свежем воздухе | |
Ужин | |
Свободное время (чтение книг, просмотр телепередач, настольные игры) | |
Гигиенические процедуры и подготовка ко сну | |
Ночной сон |
Настя живёт в Санкт-Петербурге. В Санкт-Петербурге 5 часов вечера. Что она делает в указанное Вами время? Используйте для ответа приведённый режим дня школьника.
В Санкт-Петербурге 17:00. В соответствии с режимом дня, Настя делает домашнее задание.
Ответ: выполнение домашних заданий.
2. Когда в Санкт-Петербурге 17 часов в Якутске 23 часа, поэтому когда Настя выполняет домашние задания, Катя уже спит.
3. Такая разница во времени обусловлена вращением Земли вокруг своей оси.
Обоснование и/или указание может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке
Что в это же время делает её сверстница Света, которая живёт в Магадане, если она соблюдает тот же режим дня, что и Таня?
Обоснуйте свой ответ.
Укажите, чем обусловлена разница во времени в разных частях Земли.
Задания 4.2 и 4.3 используют в качестве источника информации условие задания 4.1. Используйте условие задания 4.1, чтобы решить текущее задание.
Условие задания 4.1: «Разница во времени между Самарой и Магаданом составляет +7 часов. На рисунке изображены показания часов в Самаре и Магадане в тот момент, когда в Самаре 8 часов утра.»
РАСПОРЯДОК ДНЯ | |
---|---|
Умывание и уборка постели | |
Завтрак | |
Дорога в школу | |
Занятия | |
Дорога домой | |
Обед | |
Отдых или дневной сон | |
Прогулка или игры дома | |
Домашние занятия | |
17:00–17:30 | Полдник |
Кружок или компьютер | |
Ужин | |
Свободное время | |
Подготовку ко сну | |
Сон |
Таня живёт в Магадане. Что она делает в указанное Вами время? Используйте для ответа приведённый режим дня школьника.
В ответ запишите занятие из указанного списка.
Задания 4.2 и 4.3 используют в качестве источника информации условие задания 4.1. Используйте условие задания 4.1, чтобы решить текущее задание.
Условие задания 4.1: «Разница во времени между Самарой и Магаданом составляет +7 часов. На рисунке изображены показания часов в Самаре и Магадане в тот момент, когда в Самаре 8 часов утра.»
В Магадане 15:00. В соответствии с режимом дня, у Тани прогулка или игры дома.
Ответ: прогулка или игры дома.
1. Света пребывает на свежем воздухе или играет в настольные игры (после школы)
2. Когда в Самаре 8 часов утра, в Магадане 15 часов, поэтому когда Таня идет в школу, Света уже вернулась из нее и отдыхает на свежем воздухе.
3. Такая разница во времени обусловлена вращением Земли вокруг своей оси.
Обоснование и/или указание может быть приведено в иной, но близкой по смыслу формулировке
Что в это же время делает её сверстница Катя, которая живёт в Иркутске, если она соблюдает тот же режим дня, что и Настя?
Обоснуйте свой ответ.
Укажите, чем обусловлена разница во времени в разных частях Земли.
Задания 4.2 и 4.3 используют в качестве источника информации условие задания 4.1. Используйте условие задания 4.1, чтобы решить текущее задание.
Условие задания 4.1: «Разница во времени между Калининградом и Иркутском составляет + 6 часов. На рисунке изображены показания часов в Калининграде и Иркутске в тот момент, когда в Калининграде 8 часов утра.»
РАСПОРЯДОК ДНЯ | |
---|---|
Умывание и уборка постели | |
Завтрак | |
Дорога в школу | |
Занятия | |
Дорога домой | |
Обед | |
Отдых или дневной сон | |
Прогулка или игры дома | |
Домашние занятия | |
17:00–17:30 | Полдник |
Кружок или компьютер | |
Ужин | |
Свободное время | |
Подготовку ко сну | |
Сон |
Настя живёт в Калининграде. Сейчас в Калининграде 8 часов утра.
Что она делает в указанное время?
Используйте для ответа приведённый режим дня школьника.
В ответ запишите занятие из указанного списка.
Задания 4.2 и 4.3 используют в качестве источника информации условие задания 4.1. Используйте условие задания 4.1, чтобы решить текущее задание.
Условие задания 4.1: «Разница во времени между Калининградом и Иркутском составляет + 6 часов. На рисунке изображены показания часов в Калининграде и Иркутске в тот момент, когда в Калининграде 8 часов утра.»
В Калининграде 8:00. В соответствии с режимом дня, Настя идет в школу или завтракает.
Ответ: дорога в школу или завтрак.
1. Катя отдыхает или спит (дневной сон);
2. Когда в Калининграде 8 часов утра в Иркутске 14 часов, поэтому когда Настя идет в школу, Катя уже вернулась из нее и отдыхает (или спит);
3. Такая разница во времени обусловлена вращением Земли вокруг своей оси.
Обоснование и/или указание может быть приведено в иной, но близкой по смыслу формулировке.
Что в это же время делает её сверстница Марина, которая живёт во Владивостоке, если она соблюдает тот же режим дня, что и Ира?
Обоснуйте свой ответ.
Укажите, чем обусловлена разница во времени в разных частях Земли.
Задания 4.2 и 4.3 используют в качестве источника информации условие задания 4.1. Используйте условие задания 4.1, чтобы решить текущее задание.
Условие задания 4.1: «Разница во времени между Санкт-Петербургом и Владивостоком составляет + 8 часов. На рисунке изображены показания часов в Санкт-Петербурге и Владивостоке в тот момент, когда в Санкт-Петербурге 10 часов утра.»
РАСПОРЯДОК ДНЯ | |
---|---|
Умывание и уборка постели | |
Завтрак | |
Дорога в школу | |
Занятия | |
Дорога домой | |
Обед | |
Отдых или дневной сон | |
Прогулка или игры дома | |
Домашние занятия | |
17:00–17:30 | Полдник |
Кружок или компьютер | |
Ужин | |
Свободное время | |
Подготовку ко сну | |
Сон |
Ира живёт в Санкт-Петербурге. Что она делает в указанное Вами время?
Используйте для ответа приведённый режим дня школьника.
В ответ запишите занятие из указанного списка.
Задания 4.2 и 4.3 используют в качестве источника информации условие задания 4.1. Используйте условие задания 4.1, чтобы решить текущее задание.
Условие задания 4.1: «Разница во времени между Санкт-Петербургом и Владивостоком составляет + 8 часов. На рисунке изображены показания часов в Санкт-Петербурге и Владивостоке в тот момент, когда в Санкт-Петербурге 10 часов утра.»
В Санкт-Петербурге 10:00. В соответствии с режимом дня, Ира находится на занятиях.
Что в это же время делает её сверстница Лена, которая живёт во Северо-Курильске, если она соблюдает тот же режим дня, что и Света?
Обоснуйте свой ответ.
Укажите, чем обусловлена разница во времени в разных частях Земли.
Задания 4.2 и 4.3 используют в качестве источника информации условие задания 4.1. Используйте условие задания 4.1, чтобы решить текущее задание.
Условие задания 4.1: «Разница во времени между Москвой и Северо-Курильском составляет + 9 часов. На рисунке изображены показания часов в Москве и Северо-Курильске в тот момент, когда в Москве 10 часов утра.»
1. Лена возвращается с вечерней прогулки на ужин (ужинает);
2. обоснование: например: когда в Москве 10 часов утра в Северо-Курильске 19 часов, поэтому когда Света учится в школе, Лена ужинает (или возвращается с вечерней прогулки на ужин), потому что у нее уже наступил вечер;
3. Такая разница во времени обусловлена вращением Земли вокруг своей оси.
Обоснование и/или указание может быть приведено в иной, но близкой по смыслу формулировке.
1. Марина занимается в кружках или гуляет на свежем воздухе;
2. Когда в Санкт-Петербурге 10 часов утра во Владивостоке 18 часов, поэтому когда Ира учится в школе, Марина занимается в кружках или гуляет на воздухе, потому что у нее уже наступил вечер.;
3. Такая разница во времени обусловлена вращением Земли вокруг своей оси.
Обоснование и/или указание может быть приведено в иной, но близкой по смыслу формулировке.
Что в это же время делает её сверстница Лена, которая живёт во Северо-Курильске, если она соблюдает тот же режим дня, что и Света?
Обоснуйте свой ответ.
Укажите, чем обусловлена разница во времени в разных частях Земли.
Задания 4.2 и 4.3 используют в качестве источника информации условие задания 4.1. Используйте условие задания 4.1, чтобы решить текущее задание.
Условие задания 4.1: «Разница во времени между Москвой и Северо-Курильском составляет + 9 часов. На рисунке изображены показания часов в Москве и Северо-Курильске в тот момент, когда в Москве 10 часов утра.»
РАСПОРЯДОК ДНЯ | |
---|---|
Умывание и уборка постели | |
Завтрак | |
Дорога в школу | |
Занятия | |
Дорога домой | |
Обед | |
Отдых или дневной сон | |
Прогулка или игры дома | |
Домашние занятия | |
17:00–17:30 | Полдник |
Кружок или компьютер | |
Ужин | |
Свободное время | |
Подготовку ко сну | |
Сон |
Ира живёт в Санкт-Петербурге. Что она делает в указанное Вами время?
Используйте для ответа приведённый режим дня школьника.
В ответ запишите занятие из указанного списка.
Задания 4.2 и 4.3 используют в качестве источника информации условие задания 4.1. Используйте условие задания 4.1, чтобы решить текущее задание.
Условие задания 4.1: «Разница во времени между Санкт-Петербургом и Владивостоком составляет + 8 часов. На рисунке изображены показания часов в Санкт-Петербурге и Владивостоке в тот момент, когда в Санкт-Петербурге 10 часов утра.»
В Санкт-Петербурге 10:00. В соответствии с режимом дня, Ира находится на занятиях.
Что в это же время делает её сверстница Марина, которая живёт во Владивостоке, если она соблюдает тот же режим дня, что и Ира?
Обоснуйте свой ответ.
Укажите, чем обусловлена разница во времени в разных частях Земли.
Задания 4.2 и 4.3 используют в качестве источника информации условие задания 4.1. Используйте условие задания 4.1, чтобы решить текущее задание.
Условие задания 4.1: «Разница во времени между Санкт-Петербургом и Владивостоком составляет + 8 часов. На рисунке изображены показания часов в Санкт-Петербурге и Владивостоке в тот момент, когда в Санкт-Петербурге 10 часов утра.»
1. Марина занимается в кружках или гуляет на свежем воздухе;
2. Когда в Санкт-Петербурге 10 часов утра во Владивостоке 18 часов, поэтому когда Ира учится в школе, Марина занимается в кружках или гуляет на воздухе, потому что у нее уже наступил вечер.;
3. Такая разница во времени обусловлена вращением Земли вокруг своей оси.
Обоснование и/или указание может быть приведено в иной, но близкой по смыслу формулировке.