Чем обусловлена необходимость присутствия психолога в школе

Психолог в школе: зачем он нужен и чем занимается

В чем заключается важность педагога-психолога в школе до сих пор понимают не все. Деятельность школьного психолога часто неочевидна, но именно она является тем инструментом, который может сделать внутришкольную жизнь устойчивой и безопасной. И хотя сегодня далеко не во всех школах есть позиция педагога-психолога, все чаще руководители школ, учителя, а также родители учеников и сами ученики начинают сталкиваться с проблемами, решить которые под силу только практикующему специалисту-психологу.

Педагог-психолог в школе – это специалист, который проводит психологическую работу с обучающимися школы как на личностном уровне, так и на уровне коллектива. Другими словами, этот педагог может выявить индивидуальные проблемы ученика и помочь преодолеть конфликт со сверстниками или преподавателями. Кроме того, педагог-психолог общается с родителями и может проводить работу с педагогами, помогая им находить решения сложных педагогических задач или справляться с профессиональным выгоранием. Впрочем, главный фокус внимания этого специалиста всегда направлен на детей. В обязанности школьного психолога входят психодиагностика, психокоррекция, психоконсультирование, психопросвещение и психопрофилактика.

Психодиагностика позволяет выявить нарушения или особенности, требующие коррекции. Проводится она планово, а также при приеме детей в школу. Особенно важна психодиагностика при приеме детей в первый класс: на этом этапе педагог-психолог может обнаружить не только проблемы психологического характера (агрессивность, тревожность, отсутствие мотивации), но и требующие коррекции проблемы с обучаемостью, дислексию, дисграфию, дискалькулию и пр. На специалиста возложена огромная ответственность, так как чем раньше ребенок с подобными проблемами начнет работу с дефектологом, тем более вероятно, что эти трудности удастся легко преодолеть. Психодиагностика может проводиться как индивидуально, так и в группе с помощью игр, тренингов, тестирований, творческих заданий.

Психокоррекция – это последовательная деятельность, во время которой психолог помогает обучающимся работать над проблемами, выявленными в процессе психодиагностики, и развивать навыки, которые нужны для успешного продолжения учебы.

Психоконсультирование – это индивидуальная или групповая работа, помогающая улучшать и стабилизировать эмоциональное состояние детей и взрослых. Особенность этой работы в том, что она может оказаться очень полезной для всех школьников, в том числе для тех, у кого не было выявлено каких-либо ярких психологических проблем или особенностей развития. Групповое психологическое консультирование может проходить регулярно во время классных часов и других организованных мероприятий. В частном порядке школьный психолог может консультировать всех учеников и педагогов школы.

Психопросвещение и психопрофилактикапредполагают регулярную плановую работу с детьми, направленную на предотвращение вредного влияния различных тенденций, связанных с взрослением. К примеру, педагог-психолог может проводить с детьми беседы о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ. Как правило, именно специалист данного профиля обладает наибольшей компетенцией, чтобы выявлять признаки суицидального поведения у подростков, разговаривать с детьми об особенностях полового взросления, поднимать острые и щепетильные темы, замалчивание которых может обходиться слишком дорого.

Перечисленные выше аспекты работы еженедельно встраиваются в график школьного психолога. Многие ошибочно полагают, что педагог-психолог – это тот, кто не занят работой до тех пор, пока не возникнет какая-либо чрезвычайная ситуация. Но если вы посмотрите на циклограмму специалиста, вы увидите, что рабочий день состоит из множества задач, среди которых: психологическая диагностика, групповая работа с учащимися разных классов, индивидуальное консультирование в кабинете, просветительская работа с родителями, работа с методической литературой и консультирование педагогов, работа с документацией.

В методическую работу и работу с документацией входит разработка рабочей программы. На каждый учебный год педагог-психолог составляет программу занятий, учитывая возрастные особенности детей и влияние меняющегося мира: детскую гаджетозависимость, дефицит внимательности, повышение тревожности и агрессивности и т.д. Составляя годовой план, педагог учитывает все вводные данные и расписывает программу, темы, количество и продолжительность обязательных мероприятий, а также ожидаемый результат.

Как правило, в одной школе работает один школьный психолог. Такой специалист разрабатывает программы для разных классов, учитывая возрастную специфику. Впрочем, бывает и так, что в школе работает несколько психологов, специализирующихся на работе с разными возрастными группами.

Как мы увидели, работа психолога не происходит, как кажется многим, спонтанно и «по наитию», а имеет вполне конкретную траекторию. Педагог-психолог работает с самым сложным механизмом – с детскими и подростковыми умами, поэтому психолог в школе должен быть вдвойне чутким и внимательным.

В чем же заключаются основные особенности этой работы?

Часто именно педагог-психолог может знать о жизни учеников намного больше, чем другие специалисты школы. На нем лежит обязанность защищать права и психологическую безопасность детей как в школе, так и за ее пределами. Если во время работы в школе психолог замечает, что у ребенка есть проблемы вне школы, он обязан проявить бдительность, сообщив об этом социальному педагогу.

И в завершении стоит отметить, что поскольку от эффективной деятельности школьного психолога зависит эмоциональное и психологическое здоровье учеников, педагогов, руководителей школы, крайне важно такому специалисту быть внимательным к собственному состоянию и регулярно проходить супервизию. Портфолио педагога-психолога должно регулярно обновляться для прохождения профессиональной аттестации.

Сегодня для школьного психолога существуют различные спциальные комплексы. В цифровом продукте для школьного психолога Эффектон Студио собраны более 100 методик для исследования и развития внимания, работы с восприятием, сенсомоторикой, памятью, мышлением и другими познавательными способностями.

Отдельные усилия разработчиков были посвящены диагностике и тренировке детей дошкольного возраста, развитию математических и лингвистических способностей.

Проверить работу методик в демоверсии и подобрать индивидуальную конфигурацию можно по ссылке.

Источник

Статья » Зачем нужен психолог в школе»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

-психологическое просвещение – формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представлений), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития. Создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

-психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию по помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

-психологическая диагностика – углубленное психолого – педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

-психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов – психологов, классных руководителей и родителей. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (в зависимости от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час) также входят в компетенцию психолога.

-консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

Составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка. Консультирование в школе играет очень важную роль: каждый родитель или педагог имеет право обратиться к психологу с проблемой, или просить о помощи относительно ребёнка.

Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения, и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение). Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников.

От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может выявить причины неуспеваемости, расторможенности или агрессивности детей. Затем работа ведется с родителями ученика. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители? Успешное сотрудничество психолога, родителей и учителей школы часто приводит к нужным результатам относительно поведения ребенка.

Источник

Что делает психолог в школе и кому он нужен?

Чт о делает психолог в школе и кому он нужен?

Чем обусловлена необходимость присутствия психолога в школе. Смотреть фото Чем обусловлена необходимость присутствия психолога в школе. Смотреть картинку Чем обусловлена необходимость присутствия психолога в школе. Картинка про Чем обусловлена необходимость присутствия психолога в школе. Фото Чем обусловлена необходимость присутствия психолога в школеПсихолог разговаривает с ребенком

Иногда родители просят помочь разобраться в причинах детских тревог, но чаще им бывает достаточно узнать взгляды ребенка. Ведь в течение дня с ребенком его не бывает, да и по вечерам много времени отнимают повседневные заботы, поэтому родители не всегда знают причины детских тревог. В последнее время все чаще и чаще родители сами обращаются к психологу с просьбой помочь ребенку стать увереннее, научиться эффективнее общаться, не бояться неудачи на уроках ( например, контрольной работы), овладеть навыками саморегуляции ( расслаблением в случае излишней зажатости и самоконтролем в случае избыточной активности). С детьми, которым эмоционально трудно, индивидуально работает психолог, но только при наличии просьбы родителей.

Особую роль приобретает психолог для подростка, который в общении познает себя нового, открывает свой внутренний мир и свои возможности в мире внешнем. Психолог, помогающий подростку в период кризиса не потерять дорогу, не споткнуться на проявлениях иллюзорной взрослости. Повзрослев, подросток ставит перед психологом другие задачи – они размышляют вместе над его будущим, определяют приоритеты жизненных целей, обдумывают, что нужно делать сейчас, чтобы двигаться по выбранному пути.

Получается, что психолог разговаривает с ребенком, чтобы

Педагог-психолог помогает ученикам чувствовать в школе радость, близость с окружающими, собственную значимость для всех них!

Основные направления деятельности педагога-психолога в школе:

Приоритетными направлениями сопровождения в начальной школе являются: определение готовности к обучению в школе; содействие адаптации к школе, формированию эмоционально позитивного отношения к школе; развитие самостоятельности и самоорганизации, развитие творческих способностей.
В базовой школе – психологическое обеспечение адаптации при переходе в среднее звено школы; поддержка учащихся в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития; помощь в решении проблем социализации; содействие в формировании благоприятной атмосферы в детских и педагогическом коллективах; помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика асоциального поведения, наркозависимости; поддержка талантливых детей.
В старших классах специфика психолого-педагогической деятельности заключается в оказании помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении; поддержке в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности); развитии временной перспективы, способности к целеполаганию; развитии психосоциальной компетентности, профилактике девиантного поведения, наркозависимости у учащихся.

Источник

Что делает психолог в школе и кому он нужен?

Очень часто родители, педагоги, сами обучающиеся задают такой вопрос: «Зачем нужен психолог в школе?» И лучшего ответа, чем статья замечательного известного психолога Ольги Владимировны Хухлаевой – мне не найти. Поэтому размещаю для вас в несколько сокращенном варианте эту статью.

Психолог разговаривает с ребенком

Ребенок разговаривает с психологом на перемене, на прогулке о том, что его волнует и беспокоит. Психолог выслушивает его. И уже только от ощущения того, что его поняли, ребенку становится спокойнее и легче на душе. И после этого ребенок на урок идет с мыслями об учебе, а не о том, что, к примеру, он поссорился с другом. И внимание его не рассеивается, и замечаний от учителя он не получает, а учиться веселому человеку, как известно, больше хочется, чем грустному.

Так значит психолог «лезет ребенку в душу»? Нет и никогда. Он ведь не выспрашивает ребенка и скорее является безопасным слушателем для него. Он не осудит его, не расскажет его секреты никому другому. Даже родителям? Да, если это не слишком важный секрет, и родителям можно его не знать.

Но ведь ребенок может пожаловаться и на родителей? Да, такое бывает. Но разве лучше, если ребенок будет таить обиды в себе? В этом случае психолог с помощью кукол, сказок, рисунков подводит ребенка к пониманию позиции родителя. Важно, чтобы ребенок знал «Мама всегда любит своего ребенка, даже если ругает его». Нередко ребенку кажется, что в этот момент родительская любовь отступает. Чаще такие жалобы ситуативны, поэтому не стоит на них заострять внимание.

А может быть лучше родителям знать о таких ситуациях? Да, если психолог предполагает, что родительские действия не очень эффективны, то он обязательно пригласит родителей на консультацию и сообщит о том, что беспокоит ребенка. Иногда родители просят помочь разобраться в причинах детских тревог, но чаще им бывает достаточно узнать взгляды ребенка. Ведь в течение дня с ребенком его не бывает, да и по вечерам много времени отнимают повседневные заботы, поэтому родители не всегда знают причины детских тревог.

Психолог встречается с ребенком не только по его желанию. В последнее время все чаще и чаще родители сами обращаются к психологу с просьбой помочь ребенку стать увереннее, научиться эффективнее общаться, не бояться неудачи на уроках ( например, контрольной работы), овладеть навыками саморегуляции ( расслаблением в случае излишней зажатости и самоконтролем в случае избыточной активности). С такими детьми по просьбе родителей организуются индивидуальные регулярные занятия, на которых психолог работает с детьми, используя методы игротерапии, сказкотерапии, арттерапии.

Но во всех школах есть дети, имеющие достаточно глубокие проблемные зоны. Они не дают ребенку учиться в соответствии со своими силами, могут мешать дружить. А иногда ослабляют организм ребенка, и он начинает болеть. В наши дни ряд детей страдает от страхов, чувства небезопасности в окружающем мире. У много работающих родителей ребенок может испытывать чувство одиночества, которое внешне часто выглядит как демонстративность. А если сами родители многого добились в жизни, дети могут остро переживать свои ошибки, рассматривать себя слабыми, недостойными родительской любви.

С детьми, которым эмоционально трудно, индивидуально работает психолог, но только при наличии просьбы родителей. И это понятно, потому что организовать помощь ребенку можно силами психологов не только в школе.

Особую роль приобретает психолог для подростка, который в общении познает себя нового, открывает свой внутренний мир и свои возможности в мире внешнем. Ему необходим диалог, партнер по диалогу и полу-взрослый полу-сверстник, с которым можно поделиться, которому интересно слушать, который не осудит и не предаст.

Но ведь тогда подросток будет ходить к психологу часто, это будет отвлекать его от уроков? Наверное, он будет хуже учиться?

Он будет учиться только лучше. Ведь в подростковом возрасте кризис, переживаемый ребенком, требует от него огромных внутренних сил. И даже самый успешный подросток вынужден больше думать о себе, чем об уроках. А если он кажется самому себе некрасивым, непривлекательным? Если он переживает от того, что не может поговорить с девочкой, которая нравится? Но чаще другое. Он сам не понимает, что с ним происходит: с его телом, желаниями. Не справляется со своими чувствами, которые живут сами по себе в отрыве от разума. Ему кажется, что такое переживает только он, и от этого ему делается только страшнее. Можно сказать, что в это время «почва уходит у него из-под ног», потому что меняются отношения с родителями, в которых главным для него становится отстоять свою взрослость даже в ущерб себе.

Психолог, помогающий подростку в период кризиса не потерять дорогу, не споткнуться на проявлениях иллюзорной взрослости- алкоголе, сигаретах- на самом деле является гарантом учебной успешности ребенка.

Повзрослев, подросток ставит перед психологом другие задачи – они размышляют вместе над его будущим, определяют приоритеты жизненных целей, обдумывают, что нужно делать сейчас, чтобы двигаться по выбранному пути.

Важно, чтобы старший подросток знал свой индивидуальный познавательный стиль, умел компенсировать трудности, использовать ресурсы. Начиная с 7 класса, психолог обсуждает с учащимися результаты диагностики познавательных процессов, особенностей темперамента и других личностных аспектов, побуждает к дальнейшему самоисследованию, развитию.

Гармония в развитии ребенка – идеальная мечта психолога. Для этого дети участвуют в групповых занятиях психологией. Ведь разум должен находится в гармонии с чувствами, фантазией, творчеством. Познавая окружающий мир, ребенку нужно познавать и свой внутренний мир и мир людей, его окружающих. Иначе он не сможет быть счастливым, находящимся среди любящих его людей, не сможет сам дарить их своей любовью.

Сегодня родители очень хотят, чтобы ребенок рос коммуникабельным, умел общаться, получал от этого радость. А возникающие конфликты разрешал без ущерба себе и окружающим. Большие коммуникативные игры помогают ребятам учиться договариваться, выполнять задания вместе, проявлять позитивное лидерство. А быть лидером трудно- нужно уметь организовать, принять на себя ответственность за других.

Получается, что психолог разговаривает с ребенком, чтобы:

Психолог разговаривает с педагогами…

Педагоги обсуждают с психологом, как организовать обучение детей так, чтобы они могли учиться максимально эффективно. Это непросто, но без помощи взрослых учащиеся, в особенности младшие, теряют желание учиться, веру в свои силы.

Некоторым детям непросто адаптироваться к новым условиям ( в первом, пятом классе). Тогда педагог и психолог разрабатывают совместную программу действий. Как, например, учителю побуждать одного ребенка поднимать руку, как другого научить соблюдать учебные правила.

Легче сказать, о чем не разговаривают педагог и психолог. О кулинарии, моде, летнем отдыхе… Они обсуждают наиболее эффективные физминутки и позитивное лидерство, способы повышения уверенности детей в себе и формирование умений преодоления учебных трудностей, эффективные реакции на ошибки детей и методы улучшения учебной дисциплины.

Бывает, что в классах возникают конфликты, требующие вмешательства взрослых. Поэтому педагогам необходимы знания в области практической конфликтологии. На каникулах педагоги посещают семинары и получают возможность узнать все о конфликтах и еще много нужных и полезных практических знаний, необходимых для работы с детьми.

Получается, что психолог разговаривает с педагогами, чтобы:

Психолог помогает ученикам чувствовать в школе радость, близость с окружающими, собственную значимость для всех них!

Источник

Статья о роли педагога-психолога в современной школе

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Роль педагога-психолога в современной школе.

Комарова Н.В., педагог-психолог

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г.Вологда»

Добрый день! Уважаемые посетители моего сайта! Перед тем как я вам расскажу о роли педагога психолога в современной школе я хотела бы провести с Вами небольшое упражнение. Возьмите лист бумаги, согните его пополам и держа в левой руке, оторвите правой рукой верхний правый угол, снова согните пополам и опять оторвите правый верхний угол, еще раз согните лист пополам и оторвите правый верхний угол. Разверните и покажите, что у Вас получилось. Есть ли два одинаковых листа? Результат этого упражнения показывает уникальность и неповторимость каждого человека. Что обязательно нужно учитывать в нашей образовательной деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание общего образования и его образовательный результат. В связи с этим меняются не только содержание УМК, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам, но и представление о критериях мастерства учителя, целях и методах его работы. Изменения распространились и на содержание и способы оценки результата образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

 систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.

 формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

 создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Основные направления деятельности:

-выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:

Психологическое просвещение и профилактика: приобщение педагогического коллектива, обучающихся и родителей к психологической культуре:

 выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

 предупреждение возможных осложнений в связи с переходом обучающихся на следующую возрастную ступень.

Коррекционно-развивающая работа: индивидуальные и групповые занятия, программы, тренинги.

 разработка и осуществление развивающих программ для обучающих ся с учетом задач каждого возрастного этапа;

Организационно — методическая работа: планирование деятельности, разработка программ коррекции, организация работы ПМПК, оформление кабинета, разработка документов и изучение нормативных документов, оформление страницы психолога на сайте школы.

Концепция образования дополняет традиционное содержание и обеспечивает преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и послешкольное образование. Психологическое сопровождение обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса включает в себя:

Стартовая диагностика УУД, диагностика УУД в конце 1, 2, 3, 4 класса: консультирование педагогов, ррдителей, разрабатывание рекомендаций по формированию УУД на конкретном предмете и дома.

Психологическое сопровождение готовности обучающихся 4-х классов к обучению в основной школе: диагностика, консультирование педагогов и родителей, коррекционная работа с группой высокотревожных детей, повторная диагностика, рекомендации детям и родителям.

Психологический мониторинг уровня сформированности УУД основного общего образования: стартовая диагностика УУД, диагностика УУД в конце 5,6, 7, 8, 9 класса. Консультирование педагогов, ррдителей, разрабатывание рекомендаций по формированию УУД на конкретном предмете и дома.

Психологическое сопровождение девятиклассников и одиннадцатиклассников в период подготовки к ГИА и ЕГЭ включает в себя: диагностику психологической готовности и психологических трудностей, консультирование педагогов, родителей, обучающихся, треннинги по снятию тревожности с учащимися.

Получение оценки уровня сформированности УУД первоклассников и выпускников начальной школы, пятиклассников и выпускников основной школы

Выявление группы детей, нуждающихся в дополнительной психолого- педагогической помощи.

Повышение уровня УУД у детей на выходе из начальной школы, основной школы

Повышение компетенции педагогов и родителей в вопросах формирования и развития УУД,

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

I этап (1 класс) – поступление ребенка в школу. Он начинается в феврале- марте месяце одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в начале сентября. В рамках этого этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй «диагностический тур». Он направлен на выявление причин низких результатов. В ряде случаев второй диагностический срез осуществляется в апреле.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.

II этап – первичная адаптация детей к школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.

4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. С оздание социально-психологических условий в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.

Подобранные и проводимые в определенной логике игры помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь обучающи мся в усвоении школьных правил. На занятиях у обучающихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

5. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течении второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.

2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

4. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.

5. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвитяи обучающихся.

В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности: мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в школе.

При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обучающихся к совместно разделенной ( в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания деятельности ( в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте).

Универсальные учебные действия- это умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Работа с педагогами по формированию и развитию универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования, основного общего образования с целью обеспечения условия для формирования универсальных учебных действий и решения задач общекультурного, ценностно — личностного, познавательного развития обучающихся в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся, предполагает формы работы: методические объединения, семинары, совещания, педконсилиумы, индивидуальные и групповые консультации.

Таким образом, введение новых образовательных стандартов требует модернизации системы управления школой: важное место в образовательном процессе должно занимать психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Новые стандарты меняют всю образовательную ситуацию в школе, ставя на первое место применение психологических знаний в организации процесса обучения и воспитания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *