Чем обусловлена необходимость модернизации образования
Чем обусловлена необходимость модернизации образования
В настоящее время современное высшее образование претерпевает многочисленные изменения, связанные с применением Государственных стандартов третьего поколения, с научно-технической модернизацией, с социальными трансфомациями. Динамика современного технического обновления, компьютеризация и расширение коммуникативных каналов и потоков в сфере производства. образования и науки сопровождается таким же динамическим изменением общественных потребностей в уровне и качестве профессионализма современных работников. Становится очевидным невостребованность одних специальностей и потребность в новых специальностях производства и более высоком уровне профессиональной компетентности. В прошлые времена, полученных в вузе знаний было достаточно на 20–30 лет успешной работы, в современном обществе их эффективность 5 максимум 7 лет. Это говорит о необходимости нового методологического подхода в профессиональной подготовке.
Таким образом к основным принципам современного образовательного процесса можно отнести: интеграцию всех воспитательных сил общества,гуманизацию- усиление внимания к личности как высшей социальной ценности,установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными,моральными и физическими качествами, дифференциация и индивидуализация обучения,демократизация-создание предпосылок для развития активности инициативы и творчества, широкое участие общественности в управлении образованием.
Эссе «Модернизация российского образования»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное автономное учреждение
дополнительного профессионального образования
Ямало-Ненецкого автономного округа
«РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
«Модернизация российского образования: вчера, сегодня, завтра»
Ретивых Екатерина Сергеевна
учитель информатики и ИКТ
Надымский район, п. Ягельный, 2017
Прогресс нашей страны не может быть более быстрым чем прогресс нашего образования.
Джон Фицджеральд Кеннеди
Можно сказать, что образование — это живой организм, который рос и развивался вместе со страной, как в зеркале отражая все ее успехи и поражения, оказывая, в свою очередь, сильное воздействие на социально-экономическое и культурное развитие России.
Модернизация российского образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей образовательной политики. Модернизация образования — это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это фронтальный пересмотр принципов функционирования системы образования, унаследованных от ушедшей эпохи, равно как и принципов управления данной системой. Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности, которая также несет в себе значительные рудименты прошлого и во многом подчинена задачам вчерашнего дня. Это, наконец, глубокие изменения в образовательном мировоззрении, все еще в немалой степени авторитарном и тоталитарном, в образовательной политике, пока еще оторванной от потребностей личности, общества, страны.
Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования. Впервые на всех ступенях обучения выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности, что содействует целостному представлению содержания школьного образования и деятельностному его освоению. Школьники должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Особое внимание должно быть уделено созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей. Естественно, такая школа требует и новых учителей, владеющих психолого-педагогическими знаниями и понимающих особенности развития школьников, так и являющихся профессионалами в других областях деятельности, способных помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. И как следствие, организованная школьная действительность требует иной школьной инфраструктуры: нужны оснащенные новым оборудованием учебные кабинеты и спортивные залы; медиацентры и библиотеки; высокотехнологичное учебное оборудование, обеспечивающее выход в глобальные информационные сети; условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития.
В основу модернизации образования на первое место нужно поставить постепенное изменение образовательного мировоззрения. Это долговременная задача, так как она затрагивает в первую очередь педагогов, в сознании которых в немалой степени присутствуют авторитарность и оторванность от потребностей общества. Не менее значима задача проведения масштабных изменений в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности, которая также несет на себе печать прошлого и во многом подчинена задачам вчерашнего дня.
В завершение следует отметить, что процесс модернизации российского образования — это постепенный процесс, который должен соответствовать развитию общества, отвечать на его вызовы, а самое главное — формировать из школьника личность, вооруженную современными знаниями, способную их наращивать и уметь превращать в практические дела.
Концепция развития образования РФ до 2020 г.
Модернизация российского образования: документы и материалы. Ред.: Эдуард Дмитриевич Днепров, Москва: ГУ ВШЭ, 2013, cерия «Библиотека развития образования», 332 с.
Необходимость модернизации образования. ФГОСы и их значение
Просмотр содержимого документа
«Необходимость модернизации образования. ФГОСы и их значение»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ТЕМА «Необходимость модернизации образования.
Выполнил: воспитатели I-КК МКДОУ д/с №7
Цыкалова Елена Алексеевна
Модернизация системы образования в России ……..…..5
ФГОСы и их значение ………………………………….. 10
Список используемой литературы ………………..…….. 15
Цель: рассмотрение особенностей процесса обучения и воспитания подрастающего поколения в период модернизации образования.
— проанализировать литературу по теме: «Основные направления модернизации образования»;
— обобщить условия реализации программы модернизации российского образования;
— рассмотреть основные причины перехода к ФГОС.
В результате анализа материала сложилась следующая структура работы: введение, основная часть, заключение и список использованной литературы.
Объект: образование в РФ.
Предмет: модернизация образования в связи с введением ФГОС.
§ 1. Модернизация системы образования в России
Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики. Модернизация образования — это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это фронтальный пересмотр принципов функционирования системы образования, унаследованных от ушедшей эпохи, равно как и принципов управления данной системой. Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности, которая также несет в себе значительные рудименты прошлого и во многом подчинена задачам вчерашнего дня. Это, наконец, глубокие изменения в образовательном мировоззрении, все еще в немалой степени авторитарном и тоталитарном, в образовательной политике, пока еще оторванной от потребностей личности, общества, страны.
Два центральных направления модернизации образования — кардинальное обновление содержания образования и экономики образования. Ее стержневые задачи — повышение доступности, качества и эффективности образования. Без решения этих задач образование не сможет выполнить свою историческую миссию — стать двигателем поступательного развития страны, генератором роста ее человеческого капитала.
В новейшей истории российского образования все перечисленные выше проблемы были поставлены в ходе образовательной реформы 1990—1992 гг. (в значительной мере опережавшей изменения в других сферах общественной жизни) и отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» 1992 г. Сегодняшняя модернизация образования берет свое начало именно из образовательной реформы 1990-1992гг., во многом довершая решение обозначенных в те времена задач. Вместе с тем она делает существеннейший шаг вперед как в своей экономической и технологической оснастке, так и в постановке новых образовательных задач, отвечающих требованиям времени.
В этом плане модернизация образования предстает как ответ на два вызова: 1) вызов незавершенного исторического действия, предпринятого в ходе образовательной реформы 1990-1992 гг.;
Проблема модернизации отечественного образования была обозначена в августе 1999 г. на заседании Государственного Совета РФ. Начиная с 2000г., на основе Закона РФ «Об образовании» от 1992 г. был принят ряд важнейших документов, по сути определяющих стратегию развития российского образования в первой четверти XXI в.
Необходимость модернизации стоит и сейчас. Действия нынешних властей рассматриваются в литературе как смесь зарубежных заимствований с российской неумеренностью, с редким умением довести всё до крайности и абсурда, то есть потерять чувство меры. Эти действия включают в себя всеобщую ЕГЭизацию и бакалавризацию, создание мегауниверситетов, резкое усиление роли государственных структур, бюрократических методов и процедур, насаждение формализма, пренебрежение творческой, содержательной стороной образования.
Происходящее чревато деградацией системы российского образования. Однако не хотелось бы исключать и возможности улучшения дел, при условии, если появятся независимые экспертизы имеющихся трудностей, новая образовательная политика, системный анализ, эффективная методология, опора на новые теории и методики образовательной деятельности, научно обоснованные стратегии модернизации, независимые центры настоящих педагогических измерений.
В современных условиях развитие системы дошкольного образования направлено на развитие детей дошкольного возраста, адекватное возрастным особенностям. Это означает, что система дошкольного образования призвана обеспечить для любого ребенка дошкольного возраста тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих ступенях обучения. Анализируя современное состояние дошкольного образования, целесообразно рассмотреть существовавшие ранее концепции его развития.
В 1989 году Государственным комитетом по народному образованию СССР была утверждена Концепция дошкольного воспитания, авторы которой указывали на ряд недостатков системы общественного дошкольного воспитания: учебно-дисциплинарная модель взаимодействия взрослых и детей, ориентация образовательного процесса на формирование у детей дошкольного возраста «заказанного» школой спектра знаний, умений и навыков, чрезмерная регламентированность режима дня ребенка-дошкольника, использование игры как дополнения к дидактическому процессу приобретения знаний.
Данные проблемы не были решены из-за недостаточно четко разработанного механизма реализации изложенных концептуальных подходов к развитию системы дошкольного образования. Поэтому в Концепции дошкольного воспитания 2003 года вновь в качестве актуальных проблем общественного дошкольного воспитания названы: недооценивание роли игровой деятельности в развитии ребенка, использование «школьных» технологий обучения и раннее изучение программы первого класса, снижение качества образования и перегрузка детей. Кроме того, серьезной критике подверглись уровень подготовки педагогических кадров, неумение воспитателей детских садов реализовывать образовательную программу с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.
Последнее десятилетие принесло радикальные изменения в систему отечественного дошкольного образования. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании долго не опиралось на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывала бы воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий на исторически обозримый срок.
Сегодня авторы современных концепций (Слободчиков В.И., Рубцов В.В., Кудрявцев В.Т. и др.) призывают к модернизации системы дошкольного образования с целью осуществления подготовки детей к последующему школьному обучению с учетом вариативности учреждений, реализующих программы дошкольного образования, уровней физического и психического развития детей дошкольного возраста, степени подготовленности педагогических кадров.
Направления модернизации муниципальной системы дошкольного образования:
— удовлетворенность населения качеством дошкольного образования;
— обеспечение условий отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в том числе в части сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
— внедрение информационно – коммуникативных технологий в процесс управления дошкольным образованием; повышение профессиональной компетентности и мотивационной готовности к инновационной деятельности;
— создание информационно – коммуникационной среды, обеспечивающий родителям возможность повысить свою компетентность в вопросах развития и воспитания детей;
— переход на новый уровень, новый статус ДОУ.
Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его не получал.
§ 2. ФГОСы и их значение
Давайте перечислим основные причины перехода ФГОС:
— изменения, происходящие в современной социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания;
— современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения;
— происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни старшего дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению;
— тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению;
— резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной;
— современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения;
— для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение;
— категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а увеличивается число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей.
Таким образом, очевидно, что образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.
Как мы видим, введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне меняет подход в учебном и воспитательном процессе. Современный учебно-воспитательный процесс, в отличие от былых подходов, направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребёнка, умение адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремление к самообразованию. Стандарт, разрабатываемый в русле системно-деятельностного подхода, предусматривает соотношение теоретической и практической долей в пользу именно практической составляющей, без ущерба для фундаментального знания.
Мы ждём от наших детей хороших и самостоятельных людей. К этому стремилась школа всегда. Но в данном случае, хочется надеяться, что особенности нового ФГОС дадут ещё большие и ещё лучшие результаты.
Проблема пересмотра содержания образования сейчас актуальна, как никогда. Период развития мировой экономики, когда ее успех определяла немногочисленная элита, закончился. Поэтому уровень развития страны напрямую зависит как от уровня и разносторонности общего образования основной массы населения, так и от качества подготовки специалистов в средней и высшей профессиональной школе. Изменять, обновлять содержание образования с пользой для дела можно только с опорой на его фундаментализацию и с обязательным использованием межпредметных связей. Это значит, что необходимо понимать современный уровень развития соответствующей науки в целом и специфику ее отдельных отраслей.
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Поэтому встаёт необходимость интеграции изучаемого. В связи с введением ФГОС встал вопрос и об использовании интегрированного подхода в образовании.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
— единство образовательного пространства Российской Федерации;
— преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Таким образом, главной целью общего образования должно стать формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать свой творческий потенциал в динамичных социально-культурных условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.
Чем обусловлена необходимость модернизации образования
Педагогические науки / Стратегические направления реформирования системы образования
Волжский институт экономики, педагогики и права, Россия
Сущность и необходимость основополагающих направлений модернизации системы образования России
Образование как система – это уникальный социальный институт, призванный развивать и преумножать человеческий капитал, формируя идеи, социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей.
Особое значение образования обусловлено его местом в общественной жизни, значимостью в социально-экономическом, научном прогрессе в целом и в открывающихся интеллектуальных возможностях любого индивидуума, познающего, приобретающего знания, умения и навыки.
За последние 10—15 лет в российском образовании произошли принципиальные перемены. Эти перемены коснулись всех его сторон — от форм собственности, механизмов и уровня финансирования до содержания образовательных технологий. К концу 1980-х начала 1990-х годов система образования находилась в глубоком системном кризисе. Причина кризиса заключалась не только в остаточном принципе финансирования и разрушающейся материальной базе, но и, главное, в том, что сама система перестала соответствовать запросам общества и в целом изменившимся общественным взглядам.
Потребность комплексного реструктурирования системы образования все в большей степени осознавалась обществом, профессиональным сообществом, органами государственного управления всех уровней, определяя необходимость ее модернизации — от организации до используемых технологий, — адекватной происходящим социальным, культурным, экономическим и научно-техническим изменениям.
Необходимость реформирования содержания образования была вызвана стремлением обеспечить страну специалистами и работниками высокого уровня с целью повысить конкурентоспособность национальной промышленности и производства; потребностью совместить возрастающий поток информации с реальными познавательными возможностями учащихся; обеспечить равный доступ к знаниям и личностные потребности людей.
В модернизации образования в качестве субъекта выступает общество в лице уполномоченных органов, юридических и физических лиц, объектом же являются система образования и ее составляющие. Таким образом, задача модернизации образования становится многомерной.
Доступность и равные возможности получения полноценного образования являются одним из приоритетных направлений модернизации системы образования.
Возможности получения полного среднего образования неодинаковы для разных социальных групп. При решении задач доступности образования обычно принято фокусировать внимание на так называемых социально уязвимых группах населения — инвалидах, детях, оставшихся без попечения родителей, представителям малочисленных народов. Особое внимание к ним обусловлено тем, что в обществе сформировалось мнение о необходимости повышения доступности образования для тех социальных групп, которые обладают заведомо худшими возможностями социального участия. В современных российских условиях такие рамки анализа доступности образования являются неоправданно узкими. Проведенные ранее исследования выявили существенное неравенство возможностей получения качественного образования: не равны шансы сельских и городских жителей, лиц с разным уровнем доходов и выходцев из семей, принадлежащих к различным социальным группам. Сегодня проблема доступности образования перестает быть проблемой исключительно социально уязвимых слоев населения. Она должна рассматриваться, прежде всего, с точки зрения специфических потребностей и возможностей в сфере образования различных групп населения, дифференцируемых по ряду социальных и экономических параметров.
Другим актуальным направлением модернизации системы образования является повышение уровня качества образования.
В последнее время именно качество обучения и воспитания все более определяет уровень развития стран, становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и потенциал за счет подготовки подрастающего поколения. Центральными тенденциями обеспечения высокого уровня образования становятся ориентация на запросы обучающихся и создание оптимальных условий для их обучения и развития. При этом качество образования рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также как критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, соответствия реально достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. В то же время для профессионального образования все более значимой становится ориентация на запросы работодателя. Оценка качества образования в этом случае представляет не самостоятельный интерес, а рассматривается как ключ к решению назревших практических проблем в экономике страны, а также в каждом отдельном образовательном учреждении.
Одним из важнейших направлений модернизации образования в рамках стабилизации его экономического механизма, является обеспечение полноценного и приоритетного финансирования образования. Сегодня для реализации данного направления необходимо:
— Формирование расходных статей на образование в бюджетах всех уровней — от реальной потребности на основе введения законодательно утвержденных нормативов, а не по остаточному принципу. Установление комплексных нормативов финансирования образовательных учреждений, включающих в себя как норматив на одного учащегося (воспитанника), так и «пообъектное» финансирование учреждения в целом, с учетом необходимых затрат на содержание материально-технической базы, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение условий образовательного процесса.
— Четкое определение источников формирования образовательных бюджетов всех уровней путем целевого отчисления строго определенной доли федеральных, региональных и муниципальных налогов, при целенаправленном укреплении налоговой базы местного самоуправления.
— Целевое финансирование образования путем создания целевых бюджетных фондов — на федеральном, региональном и местном уровнях. Введение целевых субвенций на образование для дотационных территорий через счета федерального казначейства — вместо обезличенных и незащищенных трансфертов.
— Формирование прозрачной структуры потоков финансирования образования по всей системе межбюджетных отношений (федерация — регион — муниципалитет). Введение в действие законодательных механизмов административной и уголовной ответственности всех распорядителей средств в сфере образования.
Требует общего внимания и проблема подготовки, повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров в образовании.
Инновационный характер намеченных правительством изменений в образовании, безусловно, требует серьёзной перестройки системы повышения квалификации работников образования. В первую очередь это касается создания новой нормативно-правовой основы деятельности учреждений повышения квалификации и переподготовки работников образования.
В развитии системы повышения квалификации и переподготовки работников образования следовало бы осмыслить и закрепить в экспериментальном, а затем и законодательном порядке новые тенденции:
• опыт в организации повышения квалификации и переподготовки на конкурсно-тендерной основе, когда в открытых конкурсах участвуют различные учреждения и организации;
• следует продолжать диссеминацию опыта организации повышения квалификации и переподготовки на основе региональных нормативов;
• необходимо отрабатывать модели взаимодействия научных учреждений, вузов, институтов повышения квалификации и образовательных учреждений на сетевых принципах в режиме консалтинговых фирм (служб).
Рассмотренные выше направления не охватывают полностью модернизацию российской системы образования, однако, данные направления являются основополагающими. Совершенствование и реализация этих направлений позволит решить менее значимые проблемы в системе образования.
Модернизация системы российского образования является важным направлением в государственной политике нашей страны. Образование влияет на все стороны жизни людей, заставляя их совершенствовать свои знания, навыки, умения. От эффективности её реализации будет зависеть не только развитие системы национального образования, но и уровень жизни населения.
При эффективном осуществлении направлений модернизации системы образования, Россия сможет вернуть утратившие позиции отечественного образования на мировом рынке образовательных услуг.
1. Овсянников, А.А. Система образования в России и образование России. [Текст] / А.А. Овсянников // Мир России. – 1999.- №3. – С.73.
2. Игнатов В.Г. Экономика социальной сферы: Учебное пособие [Текст] / В.Г. Игнатов, Л.А. Батурин, В.И. Бутов, Ю.А. Мащенко, Г.Г. Уварова, С.В. Ходарев, А.С. Ходарев, Ю.Г. Эланский. – Москва – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – С. 173.
7. Тюхтина, Г.В. Организационно-педагогические и экономические условия модернизации муниципальной системы образования. Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Тюхтина Галина Валентиновна. – Москва: Институт общего образования, 2002. С. 75-76.