Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии

Тестовый материал «экзаменационный тест по технологии 9 кл. 8 вид»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Данный ТЕСТ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ обучащихся

VIII ВИДА II варианта

тест разработал учитель ИЗО I квалификационной категории-конева ю.Л.

С пацификация экзаменационного теста .

1. Назначение экзаменационного теста:

Данный тест предназначен для выпускника VIII вида II ВАРИАНТА

по предмету «Технология».

Цель работы: оценить уровень подготовки обучающегося по предмету

2. Документы, определяющие содержание работы

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ № 1897) ФГОС второго поколения (2011г)

-Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с содержанием «Программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы: Сборник 1-2 под редакцией Воронковой В.В.– М.: издательский центр ВЛАДОС, 2010».

3. Характеристика работы . В содержание включены вопросы по разделам: «Представление о процессе резания древесины», «Изготовление столярно-мебельного изделия», «Токарный станок», «Изготовлен разметочного инструмента», «Пиломатериалы», «Заделка пороков и дефектов древесины», «Свойства древесины», «Токарные работы», «Хранение и сушка древесины», «Геометрическая резьба по дереву», «Изготовление кухонной утвари», «Игрушка из древесины и других материалов»,

Задания первого уровня (Блока А) предполагают выбор учащимися правильного ответа с явной подсказкой (Базовый уровень).

Задания второго уровня (Блок Б) являются более сложными, то есть требуют от учащихся воспроизведения знаний по памяти, без подсказки (Повышенный уровень).

5.Рекомендации по проведению. Время выполнения теста – 120 минут.

При выполнении работы учащимся не разрешается пользоваться учебником.

6. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

«Представление о процессе резания древесины»

«Пиломатериалы», «Заделка пороков и дефектов древесины», «Свойства древесины», «Хранение и сушка древесины»,

Хвойные (сосна, ель, пихта, лиственница, кедр), лиственные (дуб, ясень, бук, клен, вяз, береза, осина, ольха, липа, тополь) породы: произрастание, свойства древесины (твердость, прочность, цвет, текстура), промышленное применение. Определение древесных пород по образцам древесины.

Значение правильного хранения материала. Способы хранения древесины. Естественная и камерная сушка. Виды брака при сушке. Правила безопасности при укладывании материала в штабель и при его разборке. Древесина: внешний вид, запах, микроструктура, влажность, усушка и разбухание, плотность, электропроводимость и теплопроводность.

Основные механические свойства (прочность на сжатие с торца и пласта, растяжение, изгиб и сдвиг), технологические свойства (твердость, способность удерживать металлические крепления, износостойкость, сопротивление раскалыванию).

Определение влажности древесины весовым методом. Изучение основных механических и технологических свойств древесины. Дефекты и пороки древесины. Группы пороков древесины. Дефекты обработки и хранения. Шпатлевка, назначение, виды (сухая, жидкая), характеристика по основному составу пленкообразующего вещества (масляная, клеевая, лаковая и др.). Станок одно шпиндельный сверлильный: назначение, конструкция, устройство механизмов. Ознакомление с многошпиндельным сверлильным и сверлильно-пазовальным станками. Устройство для крепления сверла. Правила безопасной работы при сверлении. Уборка и смазка сверлильного станка. Организация рабочего места для сверления. Подготовка сверлильного станка к работе. Сверление сквозных и глухих отверстий. Выдалбливание сквозных и несквозных гнезд с предварительным сверлением. Пиломатериалы: виды (брусья, доски, бруски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки), назначение и характеристика основных видов, получение, хранение и обмер, стоимость.

Распознавание видов пиломатериалов.

«Геометрическая резьба по дереву», «Изготовление кухонной утвари», «Игрушка из древесины и других материалов».

Резьба по дереву: назначение, виды, материал, инструменты, геометрические узоры и рисунки. Правила безопасности при резьбе. Возможный брак при выполнении резьбы.

Нанесение рисунка на поверхность заготовки. Вырезание геометрического орнамента. Плечики-вешалка.

Кронштейн для ампельных растений. Полочка с криволинейными деталями. Швабра. Детская лопатка. Ручка для лопатки. Грабли.

Теоретические сведения. Диагонали. Нахождение центра квадрата, прямоугольника проведением диагоналей. Материал для ручки лопаты, швабры, граблей. Правила безопасности при строгании и отделке изделия.

Выпиливание заготовки по заданным размерам. Выстругивание бруска квадратного сечения

«Токарные работы», «Токарный станок».

Токарный станок по дереву: устройство основных частей, название и назначение, правила безопасной работы. Токарные резцы для черновой обточки и чистого точения: устройство, применение, правила безопасного обращения. Кронциркуль (штангенциркуль): назначение, применение.

Основные правила электробезопасности.

Работа на токарном станке по дереву

«Изготовление столярно-мебельного изделия».

Износ мебели: причины, виды.

Ремонт: технические требования к качеству, виды (восстановление шиповых соединений, покрытий лицевой поверхности, использование вставок, замена деталей), правила безопасности при выполнении.

Выявление повреждений на мебели. Подготовка к переклейке соединения. Переклейка соединения. Усиление узлов и соединений болтами, металлическими уголками. Восстановление облицовки. Изготовление мебели. Значение техники безопасности (гарантия от несчастных случаев и травм). Причины травмы: неисправность инструмента или станка, неправильное складирование или переноска рабочего материала, ошибки при заточке или наладке инструмента, неосторожное обращение с электричеством. Меры предохранения от травм.

Возможность быстрого возгорания древесных материалов, материалоотходов, красок, лаков и других легковоспламеняющихся жидкостей.

Предупреждение пожара. Действия при пожаре. Мебель: виды (стул, кресло, стол, шкаф, тумба, комод, сервант, диван, диван-кровать, кушетка, тахта), назначение и комплектование для разных помещений. Ознакомление с производственным изготовлением мебели. Содержание сборочного чертежа: спецификация и обозначение составных частей изделия (сборочных единиц).

Определение вида мебели на рисунке и по натуральному образцу. Чтение технической документации. Изготовление рамок, коробок, подвижных и неподвижных элементов мебели. Подготовка изделия к отделке, отделка изделия .

Изготовление табурета, аптечки.

7. Критерии оценивания результатов выполнения работы.

За каждое правильно выполненное тестовое задание

Блок Б (повышенный уровень) – 3 балла. Максимальное количество-9 баллов

По данному комплекту можно получить максимальное количество – 24 балла.

На выполнение заданий 40 минут.

Баллы, полученные за выполнение работы

Ответы к экзаменационному тесту «Технология» 9 класс

Источник

Методический материал по технологии «Современные приёмы и методы обучения, используемые на уроках технологии»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Современные приёмы и методы обучения, используемые на уроках технологии»

Одной из целей ФГОС является развитие личности школьника и его творческих способностей. Школа обязана научить детей мыслить нестандартно, нестереотипно. Одна из главных задач в развитии творческих способностей – это развитие интереса учащегося к творчеству, где важная роль отводится урокам технологии. Как известно, творчество – это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации.

Для того чтобы уроки были интересными, на уроках технологии я использую разные приемы и методы:

Цель: развивать у детей способность быстро производить мыслительные операции анализа и синтеза.

Ход проведения : детям говорится, что им сейчас будут зачитываться слова, и они должны в уме переставить буквы наоборот и тут же записать в тетрадь получившийся результат.

Цель игры: проверить знание чертежа выкройки юбки, тренировка зрительной пространственной памяти, развитие внимания и логического мышления, воспитание аккуратности и усидчивости.

Необходимые материалы: чертеж выкройки юбки, разрезанный на части.

Задание: собрать чертеж выкройки прямой юбки.

Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Смотреть фото Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Смотреть картинку Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Картинка про Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Фото Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии

2. Рассказ-задача (составить описание модели, эскиза)

Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Смотреть фото Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Смотреть картинку Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Картинка про Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Фото Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии

3. Шарады, загадки о профессии, предметах труда, ребусы

Загадки о профессиях

От вирусов злобных компьютер наш чист:

Программы и файлы спас. (программист).

Ведет с актером жаркий спор

На сцене театра. (режиссер).

Справедливей всех всегда

Споры все решит. (судья).

Загадки про орудия труда

Сама дубовая, а пояс — ивовый.

Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
Я ребятам помогаю
Делать горку, строить дом.

Я — работник деловой,
Ухожу в работу с головой.
Мне, молодцу,
Шляпка — очень к лицу!

Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Смотреть фото Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Смотреть картинку Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Картинка про Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Фото Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии

4. Игра-лото по моделированию

Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Смотреть фото Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Смотреть картинку Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Картинка про Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Фото Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии

Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Смотреть фото Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Смотреть картинку Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Картинка про Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Фото Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии

В комплект игры лото входят 6 игровых полей и 36 карточек.

Карточка игры представляет собой квадрат 6*6 см., на одной из сторон которого изображена одна деталь конструктора LEGO и его название.

Игровое поле представляет собой карточку с 6 окнами с изображением тех же деталей конструктора.

Каждому игроку выдается игровое поле. С помощью считалки выбирается начинающий, он вытягивает первую карточку, показывает и называет деталь. Тот, у кого такая деталь есть, на игровом поле получает ее и закрывает окно. Следующую карточку вытягивает он.

Выигрывает тот, кто первый закрыл все окна на игровом поле.

Выбирается с помощью считалки ведущий, он вытаскивает карточку и, не показывая, только называет деталь. Тот, кто находит ее у себя на игровом поле, забирает ее и закрывает окно. Выигрывает тот, кто первый закрыл все окна на игровом поле.[ 5]

Сообщая учащимся интересный факт по теме урока, я сразу же их заинтересовываю и настраиваю на самостоятельный поиск информации. Вот, например, некоторые факты. Знаете ли вы, что:

1. На изготовление 500 граммов шелка нужно около 3 тысяч коконов тутового шелкопряда.

2. Канапе – является одновременно и видом бутерброда, и родом мебели.

3.Кофе прописывали лекари, как лекарство от «хандры и плохого настроения»; сырьем для многих современных тканей служит газ, уголь, природный газ и древесина).

6. Технология проблемного обучения

1.Создание проблемной ситуации:

Демонстрация готовых моделей юбок:

— Ира пришла в школу, надев прямую юбку;

-А Даше нравится юбка с бантовой складкой;

-А вам хотелось бы выглядеть всегда стильной и модной, иметь несколько таких юбок?

— В чём тогда дело? В чём проблема?

2. Проблемный вопрос:

Как получить несколько разных моделей юбок.

3. Обсуждение предложений.

— обмотать вокруг себя ткань;

-взять ткань длиннее и спереди сделать складку;

— отрезать в верхней части прямой юбки часть ткани и потом пришить её к нижней и т. д.

— «Приготовить блюдо в домашних условиях из овощей двумя способами (по рецепту приготовить рагу из овощей обычным способом и в микроволновке)».

— определить достоинства и недостатки каждого способа, особенности приготовления и сделать выводы.

Проблемная ситуация: «Мнение хозяек о том, что приготовление пищи на электрической плите занимает намного больше времени, чем на газовой».

— А как это проверить?

Дети делают предположения, высказывания:

(посоветоваться с мамой, у которой есть опыт приготовления пищи на плите, может быть, надо иметь какую-то особую посуду и т. д.)

Учитель направляет на верный путь решения проблемы:

— Какие особенности электроплиты надо знать?

— Почему на плите электрической разные по размеру конфорки?

— Почему у хозяйки разные по размеру кастрюли? [8]

7. Метод учебных проектов

Данный метод использую в свое работе чаще всего. Считаю, что использование в работе учителя метода проектов поможет достигнуть поставленных перед современным образованием целей.

В педагогической практике метод учебных проектов признан одним из самых эффективных методов обучения школьников, позволяющих рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем в индивидуальной и совместной деятельности школьников.

Таким образом, реализацию учебной проектной деятельности реализую по трём основным этапам:

· аналитический (заключительный) [4]

Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Смотреть фото Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Смотреть картинку Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Картинка про Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Фото Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии

ü монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему;

ü — межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам (чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности),

ü — надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов.

ü — краткосрочные – на 4–6 уроков;

ü — долгосрочные, требующие 30–40 часов. Недельные проекты предполагают сочетание классных и внеклассных форм работы, глубокое погружение в проект.

— по количеству участников

Основными критериями выбора проектов являются:

ü оригинальность, доступность, надежность;

ü техническое совершенство;

ü эстетические достоинства;

ü соответствие общественным потребностям;

ü удобства эксплуатации;

Трудности при организации проектной деятельности:

ü постановка ведущих и текущих целей и задач;

ü поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;

ü осуществление и аргументация выбора;

ü самостоятельные действия;

ü сравнение полученного с требуемым;

ü корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;

ü объективная оценка деятельности и результата проектирования.

В помощь учащимся в работе над проектом в учебной мастерской я оформила «Уголок проектанта», где размещаю материалы. Приложение 3

В течение всего периода изучения предмета школьники систематически включаются мной в индивидуальную или коллективную проектную деятельность. Ведь каждый урок технологии – это или краткосрочный законченный проект (1 – 2 урока кулинарии) или какой–то этап творческого проекта. Любой проект обязательно выполняется под моим руководством.

Главная моя задача состоит в том, чтобы создать учащимся предпосылки для успешного творчества, сделать так, чтобы каждый жил этим проектом, зажечь в них искорку желания и уверенность в успехе. При этом решаются не только учебные, но и воспитательные задачи, поскольку между учащимся и учителем формируются отношения сотрудничества, свободной дискуссии.

Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения. Так у школьников возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта.

Специфика нашего предмета такова, что учащиеся должны обладать хотя бы минимумом знаний по таким дисциплинам, как изобразительное искусство, черчение, математика, химия, физика. Мы касаемся этих предметов при изучении различных блоков. Так, при конструировании и моделировании очень важно уметь представить эскиз модели, выполнить ее чертеж. А при построении чертежа изделия не обойтись без знаний по математике и черчению.

Изучая раздел “Материаловедения”, вплотную приближаемся к химии, “Машиноведение” – к физике. При подсчете себестоимости изделия мы касаемся экономических знаний; делая экологическое обоснование, соприкасаемся с экологией; разрабатывая рекламу, проводим маркетинговые исследования.

Таким образом, самое главное – творческая работа над проектом делает востребованными знания, полученные учащимися на других предметах, а это, в свою очередь, эффективно формирует интерес к образованию в целом. А для меня, как для учителя, предоставляется возможность дать обобщенную оценку знаний, умений и навыков, усвоенных школьниками на протяжении всего учебного года.

На первом этапе работы над проектом объясняю ребятам, что такое проект и этапы его выполнения, знакомлю с целями и задачами предстоящей работы. Вместе изучаем тематику проектных заданий. В тематике проектных заданий учитываю вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды, здорового образа жизни, правильного питания. Одновременно знакомлю с требованиями к выполненной работе, пояснительной записке. Вместе определяем сроки и порядок защиты проекта.

Учащиеся знакомятся с ранее выполненными проектными работами. Некоторым учащимся для ликвидации трудностей с выбором темы проекта предлагаю заранее заготовленный примерный перечень тематики творческих проектов. Никогда не настаиваю на выборе определенной темы, но при обсуждении этапов выполнения проекта даю рекомендации с учетом уровня ее подготовленности и возможностей. Поэтому одна и та же тема проекта разными учащимися, в конечном счете, может быть представлена по-разному.

Например, ученику с высокой мотивацией к учебе по теме «Декоративно–прикладное творчество» могу предложить выполнить панно с применением таких сложных технологий, как использование тканей сложной фактуры (шелка и атласа), наличием мелких деталей и т.д. А ученику со средними способностями к учебе предлагаю выполнение с меньшим объемом работ, т.е. простой рисунок, поисково–исследовательский и конструкторский этапы сведены до минимума. Для облегчения работы возможно объединение таких учащихся в группы.

На следующем (технологическом) этапе провожу индивидуальные консультации. Вместе определяем конкретные задания, выбираем материалы и инструменты, необходимую литературу; составляем план работы над проектом.

Вместе с учащимися просматриваем эскиз изделия, анализируем его конструкцию и технологию изготовления. При необходимости вношу поправки. После этого учащиеся составляют технологическую карту, делают необходимые расчеты и приступают к практической работе по изготовлению изделия и поэтапному выполнению творческого проекта.

Дальнейшую помощь учащимся в работе над выполнением проектов оказываю на занятиях и в порядке консультаций. На уроке проверяю качество выполнения работ, а на консультациях даю рекомендации по составлению пояснительных записок к проектам. Если работа требует больших затрат времени, то предлагаю выполнять ее частично дома. Появляется возможность для общения и совместного творчества детей и родителей. Таким образом, положительным следствием проектной деятельности являются и такие воспитательные моменты как: взаимопонимание, поддержка со стороны родителей, сплочение семьи.

На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется котструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта.

Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Моя задача, как руководителя проекта, выработать единые требования к проектным работам, стимулировать формирование у учащихся чувства ответственности, внести в этот процесс дух здоровой состязательности, дать возможность учащимся делать определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, помогать отстаивать их творческие идеи.

За время защиты учащиеся доказывает оригинальность и актуальность своего проекта, качество полученных результатов, представляет аргументы в защиту экологических и экономических решений, выполняет презентацию своей работы, рекламу, проявляет свои коммуникативные способности.

При оценке проекта я учитываю целесообразность, сложность и качество выполненного изделия, полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности и степень владения материалом при защите.

С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над проектом. Более того, они могут сами предложить какие-либо дополнительные критерии. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, зная заранее, как именно его работа будет оцениваться, автор проекта может, улучшая отдельные характеристики своего проекта, повысить свой результат или, не имея такой возможности, быть готовым к более низкой оценке. В любом случае структура полученного балла будет понятна учащемуся.

Низкая оценка за проект не выставляется. Я убеждена, что учащемуся необходимо предложить доработать или переделать проект в корректной форме.

Примеры из практики

Приведу несколько учебных проектов, которые выполнили мои ученики на уроках технологии.

1.Мини-исследование по теме «Виды и свойства ткани» 5 класс

1. Подобрать образцы ткани для пошива фартуков, согласно рисункам.

Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Смотреть фото Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Смотреть картинку Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Картинка про Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Фото Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Смотреть фото Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Смотреть картинку Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Картинка про Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Фото Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Смотреть фото Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Смотреть картинку Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Картинка про Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии. Фото Чем обусловлен выбор рабочего материала на уроках технологии

2. Обосновать выбор фасона и ткани по качеству, цвету, свойствам и назначению.

3. Занести данные в таблицу.

4. Защита 2-3 минуты.

Данный проект был выполнен в результате изучения раздела «Технологии машинной обработки текстильных материалов».

3. Мини-проект «Кукла-оберег»

Данный проект был разработан учащимися 5 класса в ходе изучения темы «Сравнительная характеристика свойств тканей из различных волокон». Учащимся было предложено изучить свойства тканей, затем подобрать разные по составу ткани и выполнить мини-проект «Кукла-оберег». Данная работа была выполнена в течение двух уроков.

Опыт работы показывает, что учащиеся проявляют наибольший интерес к выполнению практических и творческих работ на уроке.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Методы обучения на уроках технологии.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Методы обучения на уроках технологии.

Учитель технологии: Дашиева Н.Б.

Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать социальный опыт все новым и новым поколениям. Необходимость передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла одновременно с появлением общества, и будет существовать на всех этапах его развития. Родители передают свой опыт детям, старшие – младшим, более опытные – менее опытным и т.д. По мере развития человеческого общества опыт человечества становится все объемнее и многообразнее. Многие века процесс передачи социального опыта протекал как естественный для человеческого существования и не являлся предметом социального изучения. На определенном этапе развития человечества был накоплен такой объем опыта, который невозможно было освоить в ходе естественного существования. С этого момента процесс передачи социального опыта выделился и стал целенаправленным. Это явление получило название педагогический процесс.

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие старшего и младшего. Целью этого взаимодействия является передача старшими и освоение младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Предметом педагогики является педагогический процесс как особый вид взаимодействия людей. Педагогика – это наука изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Предметом дисциплины «технология» является взаимодействие целей, содержания и процесса обучения.

Концепция технологического образования принятая за основу выдвигает следующие цели и задачи образовательной области «Технология»:

повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и профессиональный;

обеспечить творческий подход к формированию системы обучения;

воспитывать учащегося как личность;

привитие учащимся жизненно необходимых знаний и умений;

умение применять знания по экономике, менеджменту, маркетингу;

определение целей урока.

При подготовке к занятиям, вне зависимости от их организационной формы, учителю необходимо уметь четко определить цели и задачи, как всего раздела учебной программы, так и отдельного занятия.

Под целью в учебном процессе понимают конкретную учебно-воспитательную задачу, требующую решения совместно с учащимися.

Формулируются три вида целей урока:

Многие ученые предлагали разные классификации методов обучения. Например, Е.Я. Голант предложил классификацию по уровню активности учащихся. М.Н. Скаткин разработал классификацию по уровню включения в продуктивную деятельность. Совершенно другой подход был использован Е.И. Перовским и Д.О. Лордкипанидзе, предложившими классифицировать по источникам получения знаний. Сложив многие классификации, ученые выделяют следующие методы:

1. Объяснительно-иллюстративный. Суть этого метода в том, что учитель сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают и фиксируют. Сюда относятся такие приемы как рассказ, лекция, работа с учебником.

2. Репродуктивный метод. Заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму.

3. Проблемное изложение. Учитель ставит перед учеником проблему и сам показывает путь ее решения. Учащиеся следят за логикой решения проблемы.

4. Частично-поисковый (эвристический) метод. Суть в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на под проблемные, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения.

5 . Исследовательский метод. Задачу, поставленную учителем учащиеся решают самостоятельно, подбирая необходимые приемы.

Для разработки уроков по технологии чаще используется метод объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения и репродуктивный метод.

Выбор формы организации деятельности учащихся.

Под организационной формой трудового обучения понимают способы организации ученического коллектива для учебной работы, формы руководства деятельности школьников, а также структуру построения учебных занятий.

Только учитель технологии принимает решение, каким образом должна быть организована конкретная работа на данном занятии.

В настоящее время на уроках технологии установились три формы организации учащихся:

Во-первых, важно определить, какая из форм наиболее эффективна в части овладения знаниями, формирования профессиональных умений и навыков.

Во-вторых, важно, чтобы при организации обучения у школьников формировалось наиболее приближенное к реальному представление о производстве и современных технологических процессах.

Для урока практического обучения наиболее подходит звеньевая форма организации. Ученики делятся на небольшие группы (3-6 чел.) Состав группы постоянен. Учащиеся создают звенья (группы) сами, руководствуясь личными взглядами (дружба, общие интересы и т.д.). Учитель следит за тем, чтобы группа составляла «миниатюру класса», т.е. чтобы в ее состав входили как сильные, так и слабые ученики, различающиеся образом мышления. Работой группы руководит бригадир, которого ученики выбирают самостоятельно и который меняется на каждом следующем уроке.

Достоинства такой формы организации очевидны. Она позволяет создать у школьников правильное представление о современной организации труда.

Учебно-материальное оснащение урока.

Видные ученые-педагоги (Э.Д.Новожилов, В.М.Казакевич, А.Ф.Ктиторов) высказывают убеждение, что учитывая особенности подросткового возраста детей, с целью их физического и умственного развития ручной труд в школьных мастерских в определенной мере должен быть сохранен.

В процессе формирования технологических умений у школьников успех будет зависеть от грамотных научно-методических подходов к организации труда и выбору объектов работы, педагогического анализа и воспитательно-образовательной ценности всей деятельности школьников в учебных мастерских.

Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раздельными или совместными.

Одним из важнейших условий работы в школьных мастерских является обеспечение учебного процесса необходимыми инструментами (индивидуального и общего пользования), приспособлениями и средствами наглядности. В соответствии с нормами разработаны типовые «Перечни для учебно-производственных мастерских различных типов». Типовые перечни разработаны также для кабинетов технологии.

Следует особо подчеркнуть, что наполнение учебно-материальной базы для обучения необходимыми инструментами и пособиями является предметом заботы учителя и руководителя учебного заведения.

Проведение организационной части урока.

Организационная часть урока очень важна, т.к. школьники должны настроиться на урок, на работу. Важно переключить внимание учащегося с предыдущего урока на следующий.

Организационная часть может занимать 3-4 мин.

а) контроль посещаемости;

б) проверка готовности к уроку.

Проведение вводного инструктажа.

Водный инструктаж может составлять 5-7 мин. Здесь следует напомнить учащимся технику безопасности для конкретного урока, санитарно-гигиенические требования, культуру поведения в классе и в мастерских.

Здесь важно заинтересовать ученика, рассказать, что после данного урока ученик сможет сам приготовить то или иное блюдо, сам сделать ту или иную вещь.

Описание роли и сущности мотивации учения.

Для проведения любого урока очень важна мотивация ученика. Любой учащийся может спросить: « Зачем мне это нужно? Как мне это пригодится в жизни?» Задача учителя так заинтересовать школьника, чтобы он выполнял задание с интересом, с творческим подходом и увидел конечный результат своей работы. Будет ли приготовление какого-либо блюда, пошив изделия.

Описание видов мотивов и оценка их влияния на познавательную деятельность учащихся.

Формирование содержательных мотивов учения является одним из важнейших событий в развитии школьника.

Учебный интерес представляет собой сложное эмоциональное переживание неудовлетворенности собой. Именно это переживание побуждает ученика искать ключ к пониманию проблемной ситуации (внутренняя мотивация).

Процесс решения учебных задач является мощным стимулом к развитию чувств, обращенных «внутрь», на самого субъекта учения.

Обоснование выбора приемов мотивации.

Приемов мотивации может быть несколько:

1) сообщение учебных и развивающих целей урока;

2) показ значения новых знаний и умений для учащегося;

3) показ образцов качественно выполненной работы учителем или учениками;

4) показ привлекательности профессии.

Описание процесса формирования мотивации.

Процесс формирования мотивации заключается в заинтересованности ребенка делать то или иное действие. В этом разделе можно продемонстрировать образцы качественно выполненной работы учителем или другими учениками. Возможно, рассказать, что другой класс выполнял эту же работу и как хорошо у них получилось.

При разработке методики проведения практических уроков используются и материальные и идеальные средства обучения (рассказ, работа с учебником, наглядные пособия).

Описание сущности словесных и наглядных приемов изложения.

Эта группа методов является наиболее крупной и проработанной. Некоторые методы при различной форме организации могут применяться для достижения различных задач обучения.

получения новых знаний;

выработки практических умений и накопления опыта учебной деятельности;

закрепления изученного материала;

организации взаимодействия учащихся.

Приемы изложения (методы) бывают словесными и наглядными. К словесным методам относятся:

Под объяснением следует понимать словесное пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала.

Школьная лекция представляет собой продолжительное устное изложение учебного материала в сочетании с приемами активизации познавательной деятельности учащихся (выписывание основной мысли, конспектирование).

Беседа является диалогическим методом обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного.

По своей форме беседа может быть индивидуальной, групповой и фронтальной.

Методы беседы обладают рядом следующих достоинств:

активизирует деятельность учащихся;

развивает их память и речь;

помогает контролировать знания;

К наглядным методам относятся:

Работа с учебником.

Это один из важнейших методов. Работа с книгой может быть организована в двух формах: под непосредственным руководством учителя и в форме самостоятельной работы.

Сущность этого метода заключается в овладении новыми знаниями, когда ученик изучает материал и осмысливает содержащиеся факты, примеры и параллельно приобретает умение работать с книгой.

Метод заключается в том, что учащиеся наблюдают какое-либо явление или предмет и под управлением учителя выделяют его наиболее существенные черты.

Метод иллюстрации предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, зарисовок на доске и пр.

Этот метод представляет собой синтез словесных и наглядных приемов, связанных с демонстрацией приборов, опытов, технических установок и пр.

Описание процесса реализации межпредметных связей.

Межпредметные связи повышают научный уровень образования, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира. Межпредметные связи осуществляются для того, чтобы один учебный предмет служил инструментом для решения задач, стоящих перед другим учебным предметом. Практически любая тема курса «Технологии» позволяет выявить и реализовать межпредметные связи. Например, раздел кулинарии тесно переплетается с природоведением. При приготовлении салатов ученики вспоминают где, и при каких климатических условиях растут овощи или фрукты. При приготовлении различных каш ученики из курса природоведение знают, как растут рожь или пшеница и как потом получаются крупы. При приготовлении хлебобулочных изделий ученики также из курса природоведения знают, откуда берутся яйца или как получается мука. Так же кулинария тесно связана с физикой (нагревание и кипение воды, работа с духовым шкафом и с плитами).

Описание процесса реализации развивающих целей урока.

Развивающие цели предполагают формирование у школьников профессиональных умений и навыков. Атмосфера занятия, совместная деятельность учителя и учеников образуют благоприятные условия для трудового мастерства, выработки у учеников сознательного отношения к труду.

К развивающим целям можно отнести:

развивать у школьников умение:

— применять имеющиеся знания на практике;

развивать у учащихся профессиональные интересы;

готовить школьников к сознательному выбору профессии.

Развивающая цель должна ориентироваться на практическую направленность трудовой подготовки, это качество в решающей степени определяет ее педагогическую ценность.

Описание процесса реализации воспитательных целей урока.

Воспитательные задачи призваны формировать у школьников нравственные и личностные качества. На уроках технологии создаются наиболее благоприятные условия для трудового воспитания, развития общей культуры. Уроки технологии позволяют развивать восприимчивость к новому, так же развивать экологическое мышление.

К воспитательным целям можно отнести:

формировать творческое начало;

совершенствовать нравственное и эстетическое воспитание;

формировать осознанную потребность в труде;

воспитывать инициативу и самостоятельность.

В процессе разработки методики проведения уроков преследуется несколько воспитательных целей.

Во-первых, на уроках практического обучения ученики могут поэкспериментировать, проявить свое творческое начало, у ребят вырабатывается положительное отношение к труду и формируется инициатива и самостоятельность.

Описание процесса проверки степени понимания учащимися новой учебной информации.

Отдельную группу составляют методы проверки знаний у школьников. Текущие наблюдения педагога позволяют верно оценить и при необходимости скорректировать уровень необходимых знаний, умений и навыков.

При разработке методики проведения урока можно использовать устный контроль, т.е. попросить учеников (1-2 человека) рассказать последовательность выполнения конкретного задания. К остальным ученикам применим письменный контроль с тем же заданием. Здесь уместнее сделать тестовые задания. Тест предопределяет краткую, ясную формулировку задания.

Ряд ученых утверждают, что главное преимущество заданий в тестовой форме проявляется в четкости логической структуры контрольного материала, а также в оперативности получения результата контроля.

Список использованной литературы

Н.Н.Малюков, В.К.Устименко. Методические указания. Москва 2003г.

С.А.Смирнов. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Издательский центр «Академия». Москва 1999г.

Г.И.Кругликов. Методика преподавания технологии с практикумом. Издательский центр «Академия». Москва 2002г.

В.М.Казакевич. А.В.Марченко. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии. Издательство «Дрофа». Москва 2000г.

В.Д.Симоненко. Учебник «Технология» 6 класс. Издательство «Вентана-Граф» Москва 2019г.

Е.В.Якушина. Методические рекомендации. Издательство «Интерсигнал» Москва 1997г.

И.А.Белоусова. Организация питания в школе. Издательство «Учитель» 2007г.

А.Я.Лабзина. Обслуживающий труд. Издательство «Просвещение» 1982г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *