Чем обусловлен выбор методов обучения и их сочетание на уроке

Чем обусловлен выбор методов обучения и их сочетание на уроке

46. Выбор методов обучения

Выбор методов обучения не может быть произвольным.

В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.

Выбор методов обучения зависит:

– от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;

– особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы;

– особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;

– цели, задач и содержания материала конкретного урока;

– времени, отведенного на изучение того или иного материала;

– возрастных особенностей учащихся;

– уровня их реальных познавательных возможностей;

– уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);

– особенностей классного коллектива;

– внешних условий (географических, производственного окружения);

– материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

– возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

При использовании комплекса названных обстоятельств и условий учитель принимает в той или иной последовательности ряд решений: о выборе словесных, наглядных или практических методов, репродуктивных или поисковых методов управления самостоятельной работой, методов контроля и самоконтроля.

Так, в зависимости от дидактической цели, когда на передний план выдвигается задача приобретения учащимися новых знаний, учитель решает вопрос, будет ли он в данном случае сам излагать эти знания; организует ли он приобретение учащимися путем организации самостоятельной работы и т. п. В первом случае может понадобиться подготовка учащихся к слушанию изложения учителя, и тогда он дает учащимся задание или на проведение определенных предварительных наблюдений, или на предварительное чтение нужного материала. В ходе самого изложения учитель может воспользоваться либо информационным изложением-сообщением, либо проблемным изложением (рассуждающее, диалогическое). При этом, излагая новый материал, учитель систематически обращается и к тому материалу, который учащиеся получили в своей предварительной самостоятельной работе. Изложение учителя сопровождается демонстрацией натуральных объектов, их изображений, опытами, экспериментами и т. п. Учащиеся при этом делают те или иные записи, графики, схемы и др. Совокупность этих промежуточных решений и составляет одно целостное решение о выборе определенного сочетания методов обучения.

В современных условиях важным средством учителя при выборе оптимальных методов обучения становится персональный компьютер. Он помогает педагогу «профильтровать» методы в зависимости от конкретных условий обучения и остановить свой выбор на тех путях, которые удовлетворяют заранее обусловленным критериям.

Источник

Доклад на тему: «Выбор оптимальных методов и приемов на уроках»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбор оптимальных методов и средств обучения на уроках и внеклассной работе

Учебный процесс представляет собой единую систему, включающую в себя информацию, дидактические задачи и виды деятельности, но правильнее будет классифицировать методы обучения комплексно сразу по нескольким признакам.

И к одной из групп можно отнести демонстрационные методы, которые реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивая непосредственное восприятие учащимися конкретных образов изучаемых объектов. Демонстрационные методы соответствуют образному характеру психики учеников, активизируют их сенсорные и мыслительные процессы, облегчая усвоение учебного материала. Имеющиеся в распоряжении учителя пособия можно разделить на две группы: натуральные и изобразительные.

К натуральным пособиям относятся инструменты, образцы изделий, материалы и т.п.; к изобразительным — модели, макеты, таблицы, картины, фотографии, чертежи, диаграммы, диафильмы, технологические карты и др. В каждом конкретном случае учитель подбирает для урока наиболее оптимальные наглядные демонстрационные пособия.

Оптимизация обучения требует такого планирования и организации учебного процесса, которое дает максимально возможные результаты образования, воспитания и развития при минимально необходимых затратах времени учеников и учителя.

Оптимизация является одним из принципов НОТ.

К числу основных способов деятельности учителя относятся:

— конкретизация задач, содержания, методов, средств и форм деятельности учителя;

— выделение главного, существенного при планировании задач, содержания, форм, методов деятельности;

— сравнительная оценка различных методов, средств, форм обучения в целях выбора наилучшего;

— создание необходимых условий для обучения;

— оперативное корректирование обучения с учетом меняющихся условий;

— ориентация на экономию времени, условий, средств в процессе обучения.

Общие способы оптимизации обучения

1.Комплексное планирование задач;

2. Конкретизация всех компонентов учебного процесса;

3. Выделение главного, существенного;

4. Дифференцированный подход к учащимся ;

5. Сравнительная оценка возможностей различных вариантов обучения с целью выбора наиболее подходящего из них в данной ситуации ;

Основные этапы деятельности педагога по оптимизации процесса обучения:

Проектирование задач обучения.

— изучение и оценка условий для обучения ;

— изучение и оценка учебных возможностей учащихся ;

— выделение главных задач ;

— дифференцированный подход к учащимся и отдельному коллективу.

Выбор наиболее рационального варианта решения задач обучения:

— сужение числа вариантов для выбора к двум ;

— принятие решения о выборе типа урока

Осуществление избранного варианта обучения:

— применение средств стимулирования учебной деятельности учащихся;

— организация деятельности учащихся ;

— формирование навыков рациональной организации учебного труда ;

— принятие задач обучения ;

— осознание мотивов учения ;

— проявление активности и самостоятельности ;

— самоконтроль и саморегулирование учебной деятельности.

Анализ результатов обучения:

— сравнение полученных результатов;

— сравнение затрат времени, усилий;

— вовлечение учеников и самоанализ результатов обучения;

— выявление причин возможных отклонений;

— разработка дополнительных задач.

Классификация методов обучения.

3. Методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий (лабораторные опыты, трудовые действия )

Существуют следующие методы:

— репродуктивные методы (запоминание информации )

— проблемно – поисковые (решение задач проблемной ситуации )

— методы самостоятельной работы;

— методы стимулирования и мотивации обучения;

— методы формирования интереса к учению;

— методы развития долга и ответственности в учении;

— методы контроля и самоконтроля.

Критерии оптимального выбора методов обучения.

При планировании процесса обучения учитель должен осуществлять следующие операции:

1. Определить задачи изучения темы путем ознакомления с программой и методическими указаниями;

4. Конкретизировать число и последовательность всех уроков;

5. Определить тематику каждого занятия, урока;

6. Конкретизировать задачи данного урока;

7. Отобрать наиболее рациональное содержание обучения;

9. Выбрать формы организации учебной работы школьников на уроке;

10. Определить темп урока;

11. Определить содержание и методы домашней работы учеников.

Основные закономерности учебного процесса

1. Обучение закономерно зависит от потребностей общества.

2. Процессы обучения, воспитания взаимосвязаны в целостном педагогическом процессе обучения.

3. Процессы преподавания и учения закономерно взаимосвязаны в целостном процессе обучения.

4. Содержание обучения зависят от его целей и задач.

5. Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у учащихся познавательных мотивов, от используемых методов стимулирования учения.

8. Эффективность учебного процесса закономерно зависит от условий в которых он протекает.

9. Оптимальная организация процесса обеспечивает максимально возможные и прочные результаты обучения.

Требования, обеспечивающих оптимальный выбор методов обучения:

1. Опора на всю совокупность принципов обучения при выборе методов

2. Системный подход к выбору методов обучения.

3. Опора на исторический опыт изучения соответствующих тем с целью выбора наиболее удачной системы.

4. Опора на аналогии из собственного опыта применения методов обучения с целью использования удачных подходов.

6.Формирование вывода о комплексе методов обучения, которые будут применяться в данной ситуации.

Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

З.Т. Маусымбаева –преподаватель экономических дисциплин

Источник

ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО СОЧЕТАНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбор оптимального сочетания методов обучения

Большинство из исследователей проблемы методов обучения приходит к выводу о том, что поскольку понятие «метод» многоаспектное, многостороннее то метод обучения в каждом конкретном случае должен как бы конструироваться преподавателем. В любом акте учебной деятельности всегда сочетается несколько методов. Методы всегда как бы взаимно проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон то же взаимодействие педагогов и обучаемых. И если мы говорим о применении в данным момент какого-то определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи. приходим к выводу о том, что поскольку понятие «метод» многоаспектное, многостороннее, то метод обучения в каждом конкретном случае должен как бы конструироваться преподавателем. Методы всегда как бы взаимно проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон то же взаимодействие педагогов и обучаемых. И если мы говорим о применении в данным момент какого-то определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи.

В дидактике установлена следующая закономерность. Чем в большем числе аспектов был обоснован преподавателем выбор методов обучения (в перцептивном, гностическом, логическом, мотивационном, контрольно-оценочном и др.), тем более высокие и прочные учебно-воспитательные результаты будут достигнуты в процессе обучения, причем за меньшее время.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

сочетание методов принципам обучения,

соответствие содержанию данной темы,

соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим, уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития).

соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения,

соответствие возможностям вспомогательных средств обучения,

Соответствие возможностям самих преподавателей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем настойчивости, специфическими особенностями доминантности власти, педагогическими способностями, а также личностными качествами преподавателями

Условно можно выделить несколько уровней принятия решения преподавателями о выборе методов обучения:

Характеристика данного уровня принятия решения

Педагог неизменно отдает предпочтение определенному стереотипу применения методов обучения независимо от специфики задач содержания, особенностей обучаемых.

Решения типа проб и ошибок

Педагог пытается менять выбор методов с учетом конкретных условий, но делает это путем стихийных проб, допуская ошибки, избирая новый вариант и вновь без научного обоснования выбора.

Решения, которые принимаются путем научно обоснованного выбора наиболее рациональных методов для данных условий с точки зрения некоторых определенных критериев.

Вот почему так важно овладеть умением принимать оптимальное решение при выборе методов обучения

Таблица 3 Таблица 4

Учебный процесс — это динамичная конструкция, это следует понимать. В живом педагогическом процессе и методы получают свое развитие, принимают новые свойства. Объединение их в группы по жесткой схеме не оправдано, так как это сдерживает совершенствование учебного процесса.

Следует идти по пути их универсального сочетания и применения с целью достижения высокой степени адекватности решаемым учебным задачам. На каждом этапе учебного процесса одни методы занимают доминирующее, другие — подчиненное положение. Одни методы в большей степени, другие в меньшей обеспечивают решение учебных задач. Невключение хотя бы одного из методов даже в его подчиненном положении в решение задач урока существенно снижает его эффективность.

Знание функциональных возможностей тех или иных методов позволяет осознанно применять их

Список используемой литературы

2. Кузнецов, И.Н. Настольная книга преподавателя / И.Н. Кузнецов. – Мн. : Современное слово, 2005. – 544 с.

5.Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования / Н.А. Морева. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 304 с.

6. Никитина Н.Н., Основы профессионально-педагогической деятельности / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов.– М. : Мастерство, 2002. – 288 с.

7. Общая и профессиональная педагогика / В.Д. Симоненко [и др.]. – М. : Вентана – Граф, 2005. – 368 с.

Источник

Методическая разработка на тему «Выбор методов и приемов обучения»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбор методов и приемов обучения

Далее учитель приступает к выбору методов обучения, направленных на достижение запланированных целей урока.

• метод обучения — общий (сочетание методов преподавания и учения); отражение взаимосвязи трех компонентов: содержания учебного материала, учителя, ученика;

• метод преподавания как способ управления деятельностью ученика;

• метод учения как способ учебно-познавательной деятельности;

• методы отдельных предметов.

В структуре методов обучения выделяются и приемы. Прием — это элемент метода, разовое действие, шаг в реализации! или модификации метода. Способ обучения может выступать! и как самостоятельный метод, и как прием обучения.

В целом выделяют четыре группы приемов:

• приемы сообщения информации;

• приемы организации работы с источником;

• приемы демонстрации чего-либо;

• приемы организации самостоятельной познавательной деятельности;

В связи с этим хочется сказать, что методы обучения всегда были, есть и останутся областью высокого уровня профессиональной компетентности учителя.

Е.Н. Шиянов и И.Б. Котова в книге «Развитие личности в обучении» разделяют функции методов на две большие группы: первая связана с целями обучения (обучение, воспитание, развитие), вторая объединяет управленческие функции методов (стимулирование, организация, контроль). При отсутствии организующей функции исключается и сам метод. Имеется многообразие методов обучения, их фонд сегодня насчи-. тывает несколько десятков единиц. Поэтому при выборе методов учитель испытывает затруднения. Представленная читателю классификация методов в какой-то мере поможет ему, но не решит до конца проблему.-

Выбор методов обучения зависит от многих обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса, характера и содержания учебного предмета конкретно от:

1. уровня знаний и умений учителя.

Учителю необходимо знать и понимать сущность метода, классификацию методов обучения, основания того или иного вида классификации, уметь применять их в различных ситуациях и комбинациях.

В практике работы учителя наблюдаются разные подходы к применению методов обучения на уроке:

• сложившийся стереотип (помню со школьной скамьи, узнал в студенческие годы, использую постоянно);

• путем проб и ошибок при переходе на более высокий уровень деятельности (с исполнительского на уровень планирования и проектирования).

Опора на научные знания и опыт помогут учителю в продуктивном решении данной проблемы. Используя ту или иную систему методов, разноплановых или дополняющих друг друга, ориентированных на достижение единой цели, учитель устанавливает обратную связь с учащимися, выявляет их уровень усвоения знаний и умений, определяет эффективность применения методов и осуществляет корректировку, тем самым повышает и свой уровень профессиональной компетентности.

2) Общей цели и задач обучения, особенностей предмета, темы, запланированных целей и задач конкретного урока;

3) отобранного учителем содержания учебного материала.

4) уровня развития учеников, их умения учиться, возможностей и возрастных особенностей;

5) роли метода или сочетания методов в развитии познавательной деятельности учащихся, их активности, самостоятельности и творчества;

6) материальной оснащенности образовательного учреждения.

Рассматривая представленную в табл. на с.136 классификацию методов обучения (далеко не полную), которая свидетельствует о большом числе ученых-педагогов, исследовавших эту проблему, можно сказать, что целостная теория методов обучения активно развивается, начиная с 30-х годов XX столетия, и развитие ее продолжается сегодня.

• рассказ (как образец речи) с целью вступления, повествования или заключения;

• лекция (системный характер освещения знаний);

• демонстрация и иллюстрация чего-либо;

• обучающий контроль (устный, письменный, компьютерный, тестовый);

В последнее время стали больше применять такие методы, как: учебная дискуссия, диалог, видеометод, деловые и ролевые игры и др. Важно знать, что каждый из них формирует. Например словесные методы успешнее формируют словесно-логическое мышление, практические умения формируются репродуктивными методами, а проблемно-поисковые развивают самостоятельность мышления.

Методы по их применению на практике можно разделить

? на следующие группы:

• методы одностороннего представления учебного материала (преподавание): рассказ, объяснение, лекция.

Если учитель не озадачивает учащихся по ходу объяснения учебного материала:

• написать, записать, выписать;

• задать вопрос учителю, найти ответ на вопрос;

• составить краткий (подробный) план содержания, тезисы, законспектировать;

• выявить сущность проблемы и. ;

то ученик просто слушает учителя или делает вид, что слушает. Если учитель озадачивает учащихся, то метод преподавания определяет и метод учения, то есть действия ученика.

• методы двухстороннего представления материала: диалог, диспут, дискуссия, «мозговой штурм», групповая работа, разные деловые игры;

• методы освещения эмпирического опыта (обмен информацией, опытом. );

• методы различных видов обучения: проблемного, эвристического, личностно-ориентированного и др.;

• методы контроля и обратной связи (беседа, консультация, тестирование, зачет, экзамен и т. д.).

Применение учителем разных методов и приемов необходимо и для развития того и другого полушарий мозга. Использование теории множественности интеллекта требует организации разносторонней деятельности учащихся на уроке.

Методы, в свою очередь, влекут за собой и действия учеников.

Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке

Сегодня урок рассматривается не как деятельность учителя, а как деятельность ученика.

При проектировании урока важным этапом является не просто выбор форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке, а такой формы, которая бы способствовала взаимодействию учителя и учащихся в достижении запланированных целей и задач урока.

Существует урок как организационная форма обучения, крупная единица учебного времени (классическое определение единицы классно-урочной системы), и существует форма организации деятельности учащихся на одном из этапов урока, то есть форма в форме.

В теории педагогики известны четыре основные формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая.

Кратко представим сущность известных форм организации деятельности учащихся на уроке.

Фронтальная работа предполагает деятельность учащихся класса под руководством учителя. Она предоставляет мало \ возможностей учащимся для сравнения своей и чужой деятельности, своих и чужих результатов.

Фронтальная форма организации деятельности учащихся на уроке содержит компоненты как коллективной (рядом, но не вместе), так и индивидуальной (каждый индивидуально воспринимает объяснение учителя, индивидуально делает все то, что делает каждый ученик в классе, индивидуально приходит к цели). Но работая индивидуально, ученик на уроке мо-1 жет убедиться в правильности своего решения, если учителем организована проверка, или, наоборот, понять причину ошибки, сравнить ход своих мыслей с прозвучавшими ответами других учеников, оцененными учителем.

Индивидуальной работой считается самостоятельное выполнение задания учеником на уровне его способностей и возможностей в своем темпе. Индивидуальная работа исключает сотрудничество ученика с другими учениками, но предполагает более активное взаимодействие с учителем.

Групповую работу можно рассматривать как разновид-1 ность коллективной деятельности.

Работа в группах и коллективе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений. Отношения в процессе такого взаимодействия могут возникать самые разные:

• отношения между учителем и всеми учениками, группой учеников, одним учеником;

• отношения между учениками всего класса, отдельными и внутри группы учеников;

• отношения ученика с самим собой, изменяющимся в процессе учения.

Взаимодействия возникают не только в результате воздействия учителя на учеников, но и учеников на учителя и учеников друг на друга.

При организации подобного взаимодействия учитель вы-ггупает как профессиональный управленец, а ученик — как партнер учителя, помощник, консультант, как учащийся, то есть учащий себя сам под умелым руководством учителя.

Источник

Педразвитие

Автор: Силина Евгения Анатольевна
Должность: студентка
Учебное заведение: СГПИ
Населённый пункт: город Буденновск
Наименование материала: учебная программа
Тема: «Выбор оптимального сочетания методов обучения на уроке»
Раздел: начальное образование

Выбор оптимального сочетания методов обучения на уроке

Глава 1. Методы обучения, применяемые на уроке ………………….

1.1. Методы обучения и их классификация ……………………………

1.2. Урок как основная организационная форма обучения, типы уроков

2.1.Критерии выбора методов обучения…………………………………

2.2. Сравнительные возможности методов обучения…………………..

2.3. Уровни принятия решения о выборе методов обучения………….

Список использованной литературы…………………………………….

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во

учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было

раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Требования к

современному уроку изменили парадигму образования. Знание теперь не

подход: не рассказать, а показать и создать условия для самостоятельного

Сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в

первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к

саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и

мировую культуру. В связи с этими изменениями в «Основных направлениях

большое значение совершенствованию методов обучения.

В педагогической науке накоплен богатый материал, относящийся к

проблеме использования методов обучения: Ю.К.Бабанский, М.Н.Скаткин,

активизация учения школьников Т.И.Шамова; оптимизация педагогических

В.А.Черкасов, Э.С.Черкасо; проблемное обучение как средство повышения

эффективности учения школьников Ю.К.Бабанский. Однако до сих пор мало

изученными оказываются педагогические возможности отдельных методов

обучения и их влияние на эффективность обучения.

методической системы обучения. Лидирующую роль среди этих компонентов

методики играют цели обучения. Изменение целей обучения сказалось не

только на содержании обучения, но повлекло за собой заметные изменения и

конкретно проявилось в том, что для школы были созданы новые учебники,

разработаны новые методики, создается новая система средств обучения.

обеспечение учебно-познавательной деятельности учащихся по достижению

учебного материала определяет какие методы будут доминировать на том или

ином этапе, а учебные возможности учащихся влияют на выбор словесных,

Цель исследования заключается в изучении теоретических аспектов и

обоснования выбора оптимального сочетания методов обучения на уроке.

Объект исследования – процесс обучения в рамках уроку.

Задачи исследования, определенные в соответствии с целью, объектом

и предметом исследования:

литературы по проблеме выбора оптимального сочетания методов

Изучить критерии выбора методов обучения

уровни принятия в выборе методов обучения

Методологической основой исследования является система всеобщих,

изучен и систематизирован материал по проблеме оптимального сочетания

методов обучения на уроке.

Все вышесказанное определило структуру работы, которая состоит из:

предмет, методы, теоретическая и практическая значимость исследования;

главы I, в которой приведен анализ изученной литературы по поставленному

вопросу и рассмотрены основные теоретические вопросы по проблеме; главы

II, в которой представлены основополагающие аспекты выбора оптимального

метода обучения на уроке; заключения и списка использованной литературы

Глава 1. Методы обучения, применяемые на уроке

1.1. Методы обучения и их классификация

педагогической науке и в практике школьного обучения, особенно если это

инструменты, с помощью которых учитель вооружает учащихся основами

наук, развивает у них познавательные способности, обеспечивает развитие

использования того или иного метода зависит, будет ли учебный труд для

детей радостным и интересным или обременительным, выполняемым лишь

для отбытия повинности. [36, с.95]

усвоения учебного материала и формирования качеств личности ученика.

Метод (от греч. metodos – исследование, путь продвижения к истине) –

учащихся, развиваются их способности [16, c.67].

Понятие «метод» указывает на существование определенного способа

организованной, упорядоченной педагогической деятельности. Если имеются

сходные учебные ситуации, учебные структуры, то возможно применение

одних и тех же методов с одинаковым ожиданием успеха, т.е. существует

воспроизводимость методов в сходных педагогических условиях.

И.Ф. Харламов: «Под методами обучения следует понимать способы

направленных на овладение изучаемым материалом» [22, с.19].

помощью которых достигается выполнение поставленных задач» [18, с. 142].

деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения»

руководства преподавателем познавательной деятельностью студентов» [9, с.

В.И. Гинецинский: «Метод есть способ управления за счет выбора

способов развертывания этого содержания» [13, с.130].

совместной деятельности учителя и ученика по достижению дидактических

познавательной деятельностью обучаемого» [16, с.145].

Сопоставление и анализ приведенных характеристик методов обучения

свидетельствует, что при наличии разных точек зрения есть и общее в их

определении. Это дает основание считать, что речь идет об одном и том же

совместной теоретической и практической деятельности преподавателей и

студентов по достижению дидактических целей и задач, по воспитанию и

развитию в процессе обучения.

обучения. Это объясняется тем, что дидакты прибегают к разной основе при

проблема остается по-прежнему дискуссионной. В этой дискуссии приняли

участие многие отечественные исследователи дидактики: Ю.К. Бабанский,

Скаткин, И.Ф. Харламов и др.

Рассмотрим несколько подходов к классификации методов обучения,

причем все авторы опираются на один какой-то признак, ставший основой

классификации и номенклатуры дидактических методов. Длительное время в

педагогике господствовал подход, в основе которого лежал источник знаний.

В соответствии с ним все методы обучения подразделялись на три группы:

— словесные (рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с учебником);

— наглядные (иллюстрация, демонстрация, драматизация, экскурсия в

музей, на природу или производство, наблюдение);

— практические (упражнения, лабораторные работы, практикумы).

разрабатывали Д.О. Лордкипанидзе, Е.Я. Голант, Н.А. Сорокин и др. Она

довольно проста, понятна и удобна для практического использования, в силу

чего получила широкое распространение, хотя и не стала общепризнанной.

Усиление внимания к активности и самостоятельности школьников в

Лернером и М.Н. Скаткиным новой классификации дидактических методов.

обучающихся, они выделили четыре группы методов:

объяснение, лекция, работа с учебником, демонстрация фрагментов кино- и

2) проблемный (решение проблемных задач, вопросов, ситуаций);

этапами, элементами процесса научного поиска, познания);

4) исследовательский (проблема решается учащимися самостоятельно,

но под руководством учителя) [29, с.132]

показала, что она (система) не может претендовать на решение проблемы.

В основу классификации методов обучения Ю.К. Бабанским [3,с.128]

Опираясь на данный признак, все методы он подразделил на три группы:

дискуссии, учебные требования, поощрение или порицание);

полнотой систематизации и описания номенклатуры методов, но в основу ее

также положен один признак, что лишает ее возможности претендовать на

обучения. Все методы он подразделил на пять групп:

1) устное изложение знаний учителем и активизация познавательной

2) закрепление изучаемого материала (беседа, работа с учебником);

нового материала (работа с учебником, лабораторные работы);

4) учебная работа по применению знаний на практике и выработке

умений и навыков (упражнения, лабораторные занятия);

домашних работ, программированный контроль) [32, c.199].

Рассматриваемая система классификации дидактических методов как

бы частично вобрала в себя существовавшие ранее способы классификации

(Д.О. Лордкипанидзе, М.А.Данилов) и в то же время продвинула дальше

исследование данной проблемы, внеся авторское видение и осмысление.

обучения, опираясь на собственный опыт педагогической деятельности, Р.С.

Пионова [32, с.112] разработала свою многомерную систему классификации

совместной деятельности преподавателей и студентов. В данную систему

классических до современных. Для определения продуктивности конкретных

условиях предпринята попытка их экспериментальной апробации в реальном

педагогическом процессе ряда вузов, в работе со студентами, магистрами и

воспитательном процессе подразделены на пять групп.

диалогически построенное устное изложение (беседа), рассказ, объяснение,

дискуссия, бригадный метод, консультирование, аудио-видеодемонстрация,

«делай так, как я», решение задач, опыт, эксперимент, педагогическая игра

(познавательная или деловая).

эксперимент, сократовская беседа, лабиринт, «аквариум», «думай, слушай,

ситуаций (проблемных, обычных, нетипичных).

проблемных ситуаций, опыт, эксперимент.

программированный контроль. [32, с.113]

1.2. Урок как основная организационная форма обучения, типы

познавательной деятельности, но и интеллектуальное развитие учащихся,

обучения: педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы,

приемы, средства. Он должен быть законченным в смысловом, временном и

организационном отношениях отрезком учебного процесса и представлять

собой логическую единицу темы, раздела, курса.

системе обучения. Он является коллективной формой организации обучения,

которой присущи постоянный состав учащихся, определенные временные

рамки занятий (45 мин), твердо установленное расписание и организация

учебной работы над одним и тем же материалом. Структура и методика

проведения урока зависит от тех дидактических

решаются в процессе изучения той или иной темы.[3, с.113]

процесса, в ходе которой решаются учебно-воспитательные задачи. [3,

В процессе урока во взаимодействии проявляются цель, содержание и

индивидуальные и возрастные особенности учащихся. На уроке реализуются

цели и задачи обучения, воспитания и развития.

Во время работы с детьми младшего школьного возраста, большой по

объему материал возможно давать в игровой, увлекательной и доступной для

систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение

глубже усвоить содержание материала. Между знаниями и познавательными

Общие требования к современному уроку представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Общие требования к уроку

Дидактические требования к современному уроку следующие:

Использование новейших достижений науки,

передовой педагогической практики

Реализация на уроке дидактических принципов и

Установление межпредметных связей

Логичность и эмоциональность всех этапов

Мотивация и активизация развития всех сфер

личности младшего школьника

Эффективное использование педагогических средств

Формирование умения учиться

Диагностика, прогнозирование, проектирование и

планирование каждого урока

Связь обучения с жизнью, личным опытом учащихся

Создание здоровьесберегающей среды на уроке

Рисунок 2. Дидактические требования к уроку

Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять

четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей [12,с.56]

Четкое определение образовательных задач каждого

Внедрение новейших технологий познавательной

Рациональное сочетание разнообразных видов,

форм и методов обучения

Творческий подход к формированию структуры урока

Обеспечение оперативной обратной связи,

действенность контроля и управления

Мастерство проведения урока

Сочетание коллективных и индивидуальных форм

Рисунок 3. Основные типы уроков

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и

Прежде всего, данный тип урока своими целями имеет следующие:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания,

ввести новые понятия, термины.

знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний

Структура урока обретения новых знаний следующая:

осуществление первого пробного действия

— Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что

именно создает проблему, поиск противоречия

— Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это

главный этап урока, на котором и происходит «открытие» нового

— Первичное закрепление нового знания.

— Самостоятельная работа и проверка по эталону.

— Включение в систему знаний и умений.

Пример урока представлен в приложении 1.

Тип №2. Урок рефлексии

Целями данного урока являются:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии

коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих

действия и скорректировать при необходимости.

В структуру урока-рефлексии по ФГОС входят:

— Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

— Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск

планирование работы, выработка стратегии).

— Обобщение выявленных затруднений.

— Включение в систему знаний и умений.

— Осуществление рефлексии. [23,с. 231]

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

я выполнял задания…

я почувствовал, что…

урок дал мне для жизни…

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания,

развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть

каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей

приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний состоит из следующих

— Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

— Постановка учебной задачи, целей урока.

— Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

— Реализация выбранного проекта.

— Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

— Этап рефлексии деятельности.

Тип №4. Урок развивающего контроля

Целями такого типа урока являются:

с а мо ко н т р оля

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и

Структура урока развивающего контроля следующая:

— Актуализация знаний и осуществление пробного действия.

— Фиксирование локальных затруднений.

— Создание плана по решению проблемы.

— Реализация на практике выбранного плана.

— Обобщение видов затруднений.

использованием эталонного образца.

— Решение задач творческого уровня.

п р о бл е м н ы й

Сочинение, практикум, диалог, ролевая

р а з в и в а ю щ е г о

теоретической и практической деятельности преподавателей и студентов по

достижению дидактических целей и задач, по воспитанию и развитию в

Можно выделить несколько видов классификации методов обучения:

классифицируют с точки зрения учебной деятельности, в соответствии с

источниками знаний, согласно дидактическим задачам, также по степени

В зависимости от степени педагогического управления деятельностью

самого учителя и самостоятельных занятий учеников.

В настоящее время в современных средне образовательных школах

наряду со словесными, наглядными, практическими используют также такие

методы обучения как дидактические игры, проблемные методы, программное

и компьютерное обучение, дистанционное обучение.

процесса, в ходе которой решаются учебно-воспитательные задачи. Исходя из

возрастных, а также психологических особенностей младших школьников,

наглядностью, ребусами, загадками, кроссвордами.

зависимости от поставленных целей: урок открытия новых знаний, обретения

(общеметодологической направленности); урок развивающего контроля. Для

каждого типа урока используются различные виды уроков.

Глава 2. Основополагающие аспекты выбора оптимального метода

2.1.Критерии выбора методов обучения

От выбора и характера использования того или иного метода зависит,

особенности методов обучения очень тонко подметил А.В. Луначарский. Он

в «Учительской газете» в 1924 году: «От методов преподавания зависит, будет

ли оно возбуждать в ребенке скуку, будет ли преподавание скользить по

поверхности детского мозга, не оставляя на нем почти никакого следа, или

наоборот, это преподавание воспринимается радостно, как часть детской

игры, как часть детской жизни, сольется с психикой ребенка, станет его

плотью и кровью. От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть

на занятия как на каторгу и противопоставлять им свою детскую живость, в

виде шалостей и каверз или класс этот будет спаян единством интересной

работы и проникнут благородной дружбой к своему руководителю».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *