Чем обусловлен интерес российских ученых обществоведов к феномену среднего класса

Чем обусловлен интерес российских ученых обществоведов к феномену среднего класса

Автор отмечает ведущую роль среднего класса в деятельности гражданского общества. Выскажите два предположения о причинах подобной активности среднего класса.

Средний класс&nbsp— часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классами.

В начале XX века к среднему классу относили мелких собственников и независимых предпринимателей. Но по мере развития «общества массового благосостояния» в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наёмного труда (менеджеры, юристы, бухгалтеры и банковские работники, преподаватели школ и вузов, врачи и др.), которые существенно пополнили ряды представителей среднего класса.

Среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Чаще всего в качестве основных объективных критериев называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду. Кроме этих объективных критериев большую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения, то есть его самоидентификация как представителя «социальной середины».

Являясь основной социальной группой, средний класс развитых стран выполняет ряд очень важных социальных функций.

Основной среди них является функция социального стабилизатора: добившись определённого места в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны поддерживать существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения. Следует учитывать, что средний класс играет ведущую роль в процессах социальной мобильности, и это также укрепляет существующий социальный строй, предохраняя его от социальных катаклизмов: недовольство низшего класса своим положением уравновешивается представленными им вполне реальными возможностями для повышения статуса в обществе.

В сфере экономических отношений средний класс играет роль экономического донора — не только как производитель огромной части доходов общества, но и как крупный потребитель, инвестор и налогоплательщик.

В культурной сфере средний класс является хранителем и распространителем ценностей, норм, традиций и законов общества.

Именно средний класс поставляет кадры чиновников и управленцев разного ранга — как для государственного аппарата, так и для бизнеса. Деятельность гражданского общества также основана на активности представителей среднего класса.

(По материалам интернет-энциклопедии)

Источник

Проверочная работа «Социальная стратификация. Социальная мобильность»

1. Социальное неравенство выражается в

2. Примером вертикальной социальной мобильности является

3. Анна родилась в сельской местности, окончив школу, приехала в Москву и поступила в педагогический университет. После завершения обучения в университете стала работать учителем физики, вышла замуж. Какой социальный процесс иллюстрируют перечисленные изменения в жизни Анны?

4. Социальная стратификация представляет собой

5. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Общественные изменения — один из факторов, влияющих на социальную мобильность.

Б. Социальная мобильность всегда предполагает только добровольное перемещение индивидов или группы.

6. Пианистка К. получила приз на конкурсе молодых исполнителей. Это пример

7. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. В процессе социальной мобильности происходит перемещение людей в рамках социальных страт.

Б. В процессе социальной мобильности происходит изменение статуса только индивидов и никогда социальных групп.

8. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Под социальной мобильностью понимается перемещение человека из одной социальной группы в другую.

Б. Под социальной мобильностью понимается в первую очередь увеличение уровня дохода человека.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

9. Установите соответствие между видами социальной мобильности и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

А) увольнение работника

Б) переход из православной религиозной группы

В) член фракции парламента стал её руководителем

Г) международный туризм

Д) переход с одного предприятия на другое

10. Какой пример иллюстрирует горизонтальную социальную мобильность?

СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

А) наёмные рабочие 1) сословие

Б) духовенство 2) класс

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

12. Установите соответствие между видами социальных статусов и их примерами: к каждой
позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ ВИД СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ

А) король 1) предписанный (приписанный)

Б) инвалид 2) смешанный

13.Под социальным неравенством понимается

14. Примером вертикальной социальной мобильности служит

15. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Социальные отношения; 2) социальная структура; 3) социальная группа; 4) социальный институт; 5) социальные ценности и нормы.

16. А России в XVIII в. Утвердилось деление общества на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство, и мещанство. Это пример социальной стратификации

17. Будучи студентом медицинского университета, гражданин М. работал санитаром. Получив диплом врача, он поработал два года участковым терапевтом в сельской поликлинике, а затем, переехав в город, продолжил заниматься аналогичной деятельностью. Выберите из приведённого ниже списка характеристики социальной мобильности, отражающие данную ситуацию, и запишите цифры, под которыми они указаны.

18. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Средний класс образуется весьма пёстрым конгломератом социальных групп — от предпринимателей средней руки до среднеоплачиваемых инженеров и клерков. (Б) Этот класс в современной России представляет собой относительно узкий слой населения: в пределах 15—25 млн. человек. (В) По мнению ряда аналитиков, особых перспектив у среднего класса в России не будет. (Г) С точки зрения других, несмотря на сегодняшнюю малочисленность «средних» россиян, у них есть определённое, хотя и весьма отдалённое, будущее. (Д) Среди российских учёных нет единства при определении не только количественных, но и качественных характеристик среднего класса.

Определите, какие положения текста имеют

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

19. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из

предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«К каналам, или « » (А), социальной мобильности относят следующие социальные (Б): армию, церковь, семью, политические и профессиональные

организации, средства массовой информации и т. д. Они как бы фильтруют и отбирают
индивидов, осуществляя своеобразную (В). Причины, позволяющие достичь успеха в продвижении вверх по стратификационной ________(Г), — социальный ____________ (Д) семьи, уровень образования, национальность, выгодный

брак, способности, воспитание, место жительства. Социальная мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной ____________(Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

«Средние слои являются основным элементом гражданского общества и визитной карточкой современного развитого государства. Поэтому неслучаен интерес к среднему классу российских социологов, политологов и экономистов, которые ведут дискуссии относительно самого факта его существования в России, его перспектив, критериев и условий, необходимых для его развития.

В целом же социальная структура российского общества представляет собой находящееся в процессе расслоения бывшее общество государственного социализма. Она имеет вид низкого треугольника с широким основанием, большую часть которого занимает слой трудящихся, а вершину — «люди власти», между ними находится немногочисленная прослойка среднего класса. В самом низу этого треугольника оказываются две новые устойчивые социальные группы людей — безработные и андеркласс (нищие, бездомные, лица без определённого рода занятий, алкоголики, наркоманы, преступные элементы и др.).

Средний класс в современной России — это относительно узкий слой населения. По различным оценкам его численность колеблется в пределах 15—25 млн человек.

Зарубежные аналитики при оценке принадлежности к среднему классу применяют следующие параметры: социальный статус (должность, профессия, а значит, и образовательный уровень); уровень доходов и структура потребления; наличие социальной самоидентификации; мировоззрение, структура ценностей, жизненные стандарты. Аналогичные критерии в методологическом «портфеле» и отечественных учёных» (В. Н. Соловьёв. Специфическая роль среднего класса как элемента формирующегося гражданского общества // Социально-гуманитарные знания. 2008. №4. С. 89—91.).

Источник

Тест по обществознанию для проведения контроля по теме «Социальные отношения»

Установление уровня сформированности общих компетенций ОК1-ОК9, предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся по теме «Социальные отношения».

Просмотр содержимого документа
«Тест по обществознанию для проведения контроля по теме «Социальные отношения»»

Тест по обществознанию для проведения контроля

Цель: установление уровня сформированности общих компетенций ОК1-ОК9, предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся по теме «Социальные отношения».

Требования стандарта ФГОС среднего общего образования:

готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности,

сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение всей работы отводится 40 минут.

Работа состоит из 7 заданий. Среди них 3 задания с выбором одного верного ответа из четырех предложенных (задания 1 – 3), 1 задание на соотнесение (задание 4), 1 задание с кратким ответом (задание 5), 1 задание творческого характера (задание 6) и 1 задание, требующее подробное аргументированное решение.

Задания 1 – 3. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный. За каждое верно выполненное задание выставляется один балл.

Задание 4 на соотнесение. Студенты вписывают в приведенную в ответе таблицу под каждой цифрой соответствующую букву. За каждую верно указанную пару начисляется 1 балл. Максимальный балл за задание 4.

Задание 5 на знании терминологии. Студенты определяют место термина в тексте выписывают в бланк полученный ответ. Максимальный балл за задание 4.

Задание 6 на творческое воображение на основе имеющихся знаний по теме. Максимальный балл за задание 3.

Задание 7 предусматривает подробное решение. Максимальный балл за задание 5.

Максимальное количество баллов за всю работу – 19.

Диагностическая работа по теме

1. К общественным отношениям не относится

оформление документов при приеме на работу

прогулка по лесу с собакой

проведение забастовки работниками предприятия

проведение кандидатом в депутаты предвыборной агитации

2. К функции семьи относится

1. социализация личности

2. определение минимального размера оплаты труда

3.установление системы школьного образования

4. определение размеров коммунальных платежей

4. Установите соответствие

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ: КРИТЕРИИ:

1) мужчины А) демографический

2) племена Б) этнический

5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов,

«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной _______ (А) (т.е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ________ (Б) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и соци­альных ________ (В). В-третьих, способствуют _______ (Г)

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставит на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов. Выбирайте последовательно одно слово, за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

1) санкция 2) группы 3) интеграция 4) идеал 5) контроль

6) эталон 7) правило 8) управление 9) стабильность 10) развитие

6. Согласны ли вы с мнением, что молодежь лучше приспособилась к условиям современной российской действительности, чем представители старших поколений? Аргументируйте свой ответ 3-мя примерами, объясните причины.

«Средние слои являются основным элементом гражданского общества и визитной карточкой современного развитого государства. Поэтому неслучаен интерес к среднему классу российских социологов, политологов и экономистов, которые ведут дискуссии относительно самого факта его существования в России, его перспектив, критериев и условий, необходимых для его развития.

В целом же социальная структура российского общества представляет собой находящееся в процессе расслоения бывшее общество государственного социализма. Она имеет вид низкого треугольника с широким основанием, большую часть которого занимает слой трудящихся, а вершину — «люди власти», между ними находится немногочисленная прослойка среднего класса. В самом низу этого треугольника оказываются две новые устойчивые социальные группы людей — безработные и андеркласс (нищие, бездомные, лица без определённого рода занятий, алкоголики, наркоманы, преступные элементы и др.).

Средний класс в современной России — это относительно узкий слой населения. По различным оценкам его численность колеблется в пределах 15—25 млн человек.

Зарубежные аналитики при оценке принадлежности к среднему классу применяют следующие параметры: социальный статус (должность, профессия, а значит, и образовательный уровень); уровень доходов и структура потребления; наличие социальной самоидентификации; мировоззрение, структура ценностей, жизненные стандарты. Аналогичные критерии в методологическом «портфеле» и отечественных учёных» (В. Н. Соловьёв. Специфическая роль среднего класса как элемента формирующегося гражданского общества // Социально-гуманитарные знания. 2008. №4. С. 89—91.).

На основании текста определите, чем обусловлен интерес российских учёных-обществоведов к феномену среднего класса?

Как автор характеризует социальную структуру российского общества? Какие социальные группы её составляют?

В тексте приводятся несколько параметров, позволяющих оценить принадлежность ксреднему классу. Можно ли такие параметры, как «самоидентификация» и «уровень доходов», считать универсальными? Приведите 3 обоснования своей точки зрения в виде примеров, аргументов.

Позиция кодификатора: «Социальные группы», «Социальная роль», «Социальная стратификация и мобильность», «Виды социальных норм», «Семья и брак».

Проверяемый уровень знаний: базовый.

1. Установленные в обществе правила, образцы ожидаемого поведения людей называются

1. социальным статусом

2. социальной мобильностью

3. социальной нормой

4. социальным порядком

2. К функции семьи относится

1. первичная социализация

2. обеспечение социальной стабильности

3. определение размеров коммунальных платежей

4. преодоление неравенства

3. Социальные условия, при которых у людей различный доступ к социальными благам, называются

1. социальной мобильностью

2. социальным статусом

3. социальным неравенством

4. социальными отношениями

4. Установите соответствие

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ: КРИТЕРИИ:

1) маргинал А) приобретенный

2) председатель профкома Б) предписанный

5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов,

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальные_______ (А), которые являются ________(Б) вертикальной мобильности: школа, армия, церковь, организации, – как бы фильтруют и отбирают_______ (В), осуществляя своеобразную ______(Г). Человек не остается в одном уровне_______ (Д) в течение всей своей жизни; рано или поздно ему предстоит изменить его, перейдя на новую статусную позицию. Социальная_______ (Е) означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной________ (Ж).»

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставит на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов. Выбирайте последовательно одно слово, за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

статус 2. селекция 3. мобильность 4. лестница

5. стратификация 6. институт 7. индивид 8. канал 9. лифт

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

6. Как другими словами называют отклоняющееся поведение? Выразите свое отношение к данному поведию.

Основная правовая цель брачного договора – определение правового режима имущества супругов и их иных имущественных взаимоотношений на будущее время…

Брачный договор должен быть заключён в письменной форме и нотариально удостоверен. Несоблюдение требуемой законом формы влечёт недействительность брачного договора.

Основным элементом содержания брачного договора является установление правового режима супружеского имущества. Такой режим, определённый брачным договором, называется договорным режимом супружеского имущества. При создании договорного режима супругам предоставлены весьма широкие права. Они вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на всё имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов. Например, в договоре можно предусмотреть, что все сделки свыше определённой суммы будут совершаться каждым из супругов только с письменного согласия другого. Возможно исключение из состава общности некоторых видов имущества, например, пенсий или пособий, предметов профессиональной деятельности, дополнительных доходов, драгоценностей, предметов, используемых для хобби.

Режим раздельности в самом общем виде предусматривает, что имущество, приобретённое в браке каждым из супругов, будет принадлежать этому супругу.

Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.

Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав.

Брачный договор не может регулировать личные неимущественные отношения супругов; между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей. Это связано с тем, что в брачный договор могут включаться только те права и обязанности, которые в случае неисполнения могут быть осуществлены принудительно. Обязанности, имеющие чисто личный характер, принудительно осуществлены быть не могут. Брачный договор не может также содержать условия, направленные на ограничение права нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение алиментов. Применительно к брачному договору предусмотрено ещё одно специфическое ограничение: брачный договор не должен ставить одного из супругов в крайне неблагоприятное положение.

(по М.В. Антокольской)

1. Используя текст, ответьте на вопрос, для чего супруги, по мнению автора, заключают брачный договор.

2. Какие два требования закона к заключению брачного договора упомянуты в тексте? Объясните, с чем связаны эти требования.

3. В современном обществе нет единого мнения по поводу необходимости заключения брачного договора. Опираясь на текст, обществоведческие знания, факты общественной жизни, выскажите предположения, при наличии каких условий заключение брачного договора необходимо. (Назовите три условия).

Критерии оценивания тестового контроля знаний

Источник

Тест по обществознанию для проведения контроля по теме «Социальные отношения»

Установление уровня сформированности общих компетенций ОК1-ОК9, предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся по теме «Социальные отношения».

Просмотр содержимого документа
«Тест по обществознанию для проведения контроля по теме «Социальные отношения»»

Тест по обществознанию для проведения контроля

Цель: установление уровня сформированности общих компетенций ОК1-ОК9, предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся по теме «Социальные отношения».

Требования стандарта ФГОС среднего общего образования:

готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности,

сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение всей работы отводится 40 минут.

Работа состоит из 7 заданий. Среди них 3 задания с выбором одного верного ответа из четырех предложенных (задания 1 – 3), 1 задание на соотнесение (задание 4), 1 задание с кратким ответом (задание 5), 1 задание творческого характера (задание 6) и 1 задание, требующее подробное аргументированное решение.

Задания 1 – 3. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный. За каждое верно выполненное задание выставляется один балл.

Задание 4 на соотнесение. Студенты вписывают в приведенную в ответе таблицу под каждой цифрой соответствующую букву. За каждую верно указанную пару начисляется 1 балл. Максимальный балл за задание 4.

Задание 5 на знании терминологии. Студенты определяют место термина в тексте выписывают в бланк полученный ответ. Максимальный балл за задание 4.

Задание 6 на творческое воображение на основе имеющихся знаний по теме. Максимальный балл за задание 3.

Задание 7 предусматривает подробное решение. Максимальный балл за задание 5.

Максимальное количество баллов за всю работу – 19.

Диагностическая работа по теме

1. К общественным отношениям не относится

оформление документов при приеме на работу

прогулка по лесу с собакой

проведение забастовки работниками предприятия

проведение кандидатом в депутаты предвыборной агитации

2. К функции семьи относится

1. социализация личности

2. определение минимального размера оплаты труда

3.установление системы школьного образования

4. определение размеров коммунальных платежей

4. Установите соответствие

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ: КРИТЕРИИ:

1) мужчины А) демографический

2) племена Б) этнический

5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов,

«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной _______ (А) (т.е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ________ (Б) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и соци­альных ________ (В). В-третьих, способствуют _______ (Г)

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставит на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов. Выбирайте последовательно одно слово, за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

1) санкция 2) группы 3) интеграция 4) идеал 5) контроль

6) эталон 7) правило 8) управление 9) стабильность 10) развитие

6. Согласны ли вы с мнением, что молодежь лучше приспособилась к условиям современной российской действительности, чем представители старших поколений? Аргументируйте свой ответ 3-мя примерами, объясните причины.

«Средние слои являются основным элементом гражданского общества и визитной карточкой современного развитого государства. Поэтому неслучаен интерес к среднему классу российских социологов, политологов и экономистов, которые ведут дискуссии относительно самого факта его существования в России, его перспектив, критериев и условий, необходимых для его развития.

В целом же социальная структура российского общества представляет собой находящееся в процессе расслоения бывшее общество государственного социализма. Она имеет вид низкого треугольника с широким основанием, большую часть которого занимает слой трудящихся, а вершину — «люди власти», между ними находится немногочисленная прослойка среднего класса. В самом низу этого треугольника оказываются две новые устойчивые социальные группы людей — безработные и андеркласс (нищие, бездомные, лица без определённого рода занятий, алкоголики, наркоманы, преступные элементы и др.).

Средний класс в современной России — это относительно узкий слой населения. По различным оценкам его численность колеблется в пределах 15—25 млн человек.

Зарубежные аналитики при оценке принадлежности к среднему классу применяют следующие параметры: социальный статус (должность, профессия, а значит, и образовательный уровень); уровень доходов и структура потребления; наличие социальной самоидентификации; мировоззрение, структура ценностей, жизненные стандарты. Аналогичные критерии в методологическом «портфеле» и отечественных учёных» (В. Н. Соловьёв. Специфическая роль среднего класса как элемента формирующегося гражданского общества // Социально-гуманитарные знания. 2008. №4. С. 89—91.).

На основании текста определите, чем обусловлен интерес российских учёных-обществоведов к феномену среднего класса?

Как автор характеризует социальную структуру российского общества? Какие социальные группы её составляют?

В тексте приводятся несколько параметров, позволяющих оценить принадлежность ксреднему классу. Можно ли такие параметры, как «самоидентификация» и «уровень доходов», считать универсальными? Приведите 3 обоснования своей точки зрения в виде примеров, аргументов.

Позиция кодификатора: «Социальные группы», «Социальная роль», «Социальная стратификация и мобильность», «Виды социальных норм», «Семья и брак».

Проверяемый уровень знаний: базовый.

1. Установленные в обществе правила, образцы ожидаемого поведения людей называются

1. социальным статусом

2. социальной мобильностью

3. социальной нормой

4. социальным порядком

2. К функции семьи относится

1. первичная социализация

2. обеспечение социальной стабильности

3. определение размеров коммунальных платежей

4. преодоление неравенства

3. Социальные условия, при которых у людей различный доступ к социальными благам, называются

1. социальной мобильностью

2. социальным статусом

3. социальным неравенством

4. социальными отношениями

4. Установите соответствие

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ: КРИТЕРИИ:

1) маргинал А) приобретенный

2) председатель профкома Б) предписанный

5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов,

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальные_______ (А), которые являются ________(Б) вертикальной мобильности: школа, армия, церковь, организации, – как бы фильтруют и отбирают_______ (В), осуществляя своеобразную ______(Г). Человек не остается в одном уровне_______ (Д) в течение всей своей жизни; рано или поздно ему предстоит изменить его, перейдя на новую статусную позицию. Социальная_______ (Е) означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной________ (Ж).»

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставит на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов. Выбирайте последовательно одно слово, за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

статус 2. селекция 3. мобильность 4. лестница

5. стратификация 6. институт 7. индивид 8. канал 9. лифт

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

6. Как другими словами называют отклоняющееся поведение? Выразите свое отношение к данному поведию.

Основная правовая цель брачного договора – определение правового режима имущества супругов и их иных имущественных взаимоотношений на будущее время…

Брачный договор должен быть заключён в письменной форме и нотариально удостоверен. Несоблюдение требуемой законом формы влечёт недействительность брачного договора.

Основным элементом содержания брачного договора является установление правового режима супружеского имущества. Такой режим, определённый брачным договором, называется договорным режимом супружеского имущества. При создании договорного режима супругам предоставлены весьма широкие права. Они вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на всё имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов. Например, в договоре можно предусмотреть, что все сделки свыше определённой суммы будут совершаться каждым из супругов только с письменного согласия другого. Возможно исключение из состава общности некоторых видов имущества, например, пенсий или пособий, предметов профессиональной деятельности, дополнительных доходов, драгоценностей, предметов, используемых для хобби.

Режим раздельности в самом общем виде предусматривает, что имущество, приобретённое в браке каждым из супругов, будет принадлежать этому супругу.

Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.

Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав.

Брачный договор не может регулировать личные неимущественные отношения супругов; между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей. Это связано с тем, что в брачный договор могут включаться только те права и обязанности, которые в случае неисполнения могут быть осуществлены принудительно. Обязанности, имеющие чисто личный характер, принудительно осуществлены быть не могут. Брачный договор не может также содержать условия, направленные на ограничение права нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение алиментов. Применительно к брачному договору предусмотрено ещё одно специфическое ограничение: брачный договор не должен ставить одного из супругов в крайне неблагоприятное положение.

(по М.В. Антокольской)

1. Используя текст, ответьте на вопрос, для чего супруги, по мнению автора, заключают брачный договор.

2. Какие два требования закона к заключению брачного договора упомянуты в тексте? Объясните, с чем связаны эти требования.

3. В современном обществе нет единого мнения по поводу необходимости заключения брачного договора. Опираясь на текст, обществоведческие знания, факты общественной жизни, выскажите предположения, при наличии каких условий заключение брачного договора необходимо. (Назовите три условия).

Критерии оценивания тестового контроля знаний

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *