Чем обработать старую икону
Как продлить жизнь старой иконе?
Недавно у меня умерла бабушка и в наследство от неё мне досталась наша семейная реликвия — старая икона. Потемневший лик Богородицы Владимирской всегда вызывал трепетное отношение, а сейчас, когда икона стала моей, я осознала всю ответственность за её сохранение. Ведь мне предстоит передать её своим сыновьям в надлежащем виде.
Я внимательно изучила образ, нашла информацию о нём, какого рода это список, примерная дата написания. Но один вопрос мучил меня: «Как продлить иконе жизнь?» Осыпалась местами краска с тёмного закопченного лика, обветшала доска, на которой написан образ…
Я посоветовалась со своими друзьями — археологами, реставраторами, и они дали мне несколько полезных советов и домашних правил по уходу за старыми иконами, написанных на дереве. Надеюсь, что некоторые читатели воспользуются этими правилами. Однако хочу сразу заметить, что это вовсе не означает, что каждый у себя дома может занять реставрацией икон, поэтому важно помнить правило «Не навреди!».
Итак, прежде всего нужно знать, что старой иконе вредят как холод, так и жара, а также сквозняки, сырость, прямой солнечный свет, микроорганизмы, жуки-точильщики, плесень, пары различных органических растворителей и кислот, дым, копоть свечей и лампад.
В наших квартирах очень трудно избежать перепадов температуры и влажности (для старой иконы температура должна быть 15−18 градусов тепла, а относительная влажность 60−65%), поэтому имеет смысл дополнительно защитить икону в доме — поместить ее в небольшой застекленный ящичек (киот). Православный киот для хранения икон: список иконы преподобного Кирилла Белозерского работы Дионисия Глушицкого, Кирилло-Белозерский монастырь
Фото: shakko, ru.wikipedia.org
Многие любят смазывать старые иконы различными маслами — растительными и минеральными. Вроде бы так лучше — и блеск добавился, и яркость. Лучше этого не делать. Особенно опасно вазелиновое (лампадное) масло. Проникая через трещины в красочном слое и грунте, оно со временем изменяет цвет и структуру живописи. Если уж появилось желание покрыть икону защитным слоем, то пользуйтесь льняной олифой высшего качества — для лицевой стороны, и воско-скипидарным составом для тыльной и боковых. Обычно всех этих мер бывает достаточно, чтобы сохранять икону многие-многие годы.
Если икона сильно потемнела от копоти и других загрязнении, но красочный слой в хорошем состоянии, то удалить копоть и другие поверхностные загрязнения вы сможете таким составом:
1 желток куриного яйца, 5 частей кипяченой охлажденной воды, 2 части скипидара, 2 части спирта.
Смесь тщательно взболтайте кистью до состояния эмульсии. Смочив мягкую кисть или ватный тампон, попробуйте удалить копоть и грязь. После этого возьмите чистый тампон и вытрите всю влагу, она может повредить иконе.
Если на красочном слое иконы образовались трещины, вздутия, чешуйки, выпадения красочного слоя, то такую икону необходимо укрепить. Сделать это можно все той же желтковой эмульсией:
1 желток и 5 частей воды (или 3 части воды и 2 части водки).
Эмульсию тщательно перемешать. Смочить разрушенные места и просушить около часа, можно под электрической лампой. Повторить пропитку несколько раз, а затем плавно прижать отставшие чешуйки отжатым тампоном, внимательно следя, чтобы не сдвинуть и не оторвать краску.
Если разрушается, отстает от доски и осыпается в виде твердых, прочных пластинок левкас (материал, необходимый для создания икон, по сути, он является ничем иным, как грунтовкой, которой покрывают деревянное основание будущей иконы), то это уже авария, икону немедленно следует укрепить.
Ни в коем случае нельзя использовать никакого искусственного клея вроде БФ, казеинового, суперцемента, «Момента»! В крайнем случае, можно применить ПВА пополам с водкой.
Если под рукой не окажется и этого клея, то воспользуйтесь мучным или пшеничным клейстером, камедью (вишневый, сливовый или абрикосовый клей).
Ни в коем случае не применяйте для этой цели воск, олифу и другие жировые вещества, как это делают некоторые, нанося непоправимый ущерб иконе!
Лучше всего достать высшего качества мездрового или рыбьего клея. Сначала в несколько приемов надо сделать пропитку склеиваемых поверхностей жидким (трех- или пятипроцентным) составом. Затем 7−10-процентным составом чешуйки можно подклеить окончательно, придавив место подклейки мешочком с теплым сухим песком.
Если случились проблемы с доской, на которой написано икона. Она сильно покоробилась, выгнулась — выравнивать не нужно! Трещины заделайте мастикой из клея, опилок и мела. Можно залить их горячим воском, но только с тыла и с боков.
Это некоторые правила реанимации. Я ими воспользовалась, потому что сама по образованию историк, неоднократно имела дело с археологией и некоторыми реставрационными работами. Поэтому хочу сразу сказать, что этими правилами может пользоваться только тот, кто хотя бы раз в жизни имел дело с подобными работами или хотя бы реставрацией старой мебели.
Если ваша икона начала разрушаться и ей нужна серьезная помощь, постарайтесь найти мастера-иконника. Ну, а уж если такой возможности нет, то воспользуйтесь моими советами из реставрационной практики, соблюдая все пропорции и точности. Успехов!
Реставрация иконы подручными средствами
Больше трех лет назад мне в руки попала старинная икона. Точнее, набор покрытых паутиной щепок, на которых что-то смутно угадывалось, а со всех сторон торчали ржавые гвозди. Дело было в Костроме, в одной из антикварных лавок. Денег за нее просили смешных, а по тому, как она там лежала, было видно, что связываться с иконой никто не хочет, и скоро у нее имеются все шансы отправиться в хлам.
К сожалению, я не сделал фото иконы целиком перед началом работы. Представление об исходном состоянии дает правая часть. Фигуры Св. Макария и Св. Симеона Столпника — после первичной промывки.
Почитав учебники для реставраторов, я принялся за работу. После сдувания всей пыли, которую удалось сдуть и извлечения ржавых гвоздей (на то, чтобы сделать это с минимальным ущербом для живописи, ушло немело времени), была выполнена первичная промывка. Я проводил ее следующим раствором: 2 части воды, 1 часть спирта, 1 часть скипидара, 1 часть подсолнечного масла, несколько капель нашатырного спирта. Старые олифные пленки такой состав практически не затрагивает, а от грязи, жира и копоти очищает замечательно. После промывки стало понятно, кто изображен на иконе. Это были Св. Макарий, Св. Симеон Столпник и Св. Еводкия.
Первичная промывка завершена. Открылись утраты живописи.
Стали заметны и утраты красочного слоя. Они были довольно значительны, но, к счастью, большая их часть пришлась на поля (в основном на правый нижний угол), а также на стыки между фрагментами досок. Когда-то доски соединялись шпонками, но они также были утрачены: предстояло сделать новые.
На гораздо больших площадях краска уцелела, но отслоилась. Отходящие чешуйки я приклеил на место желтковой эмульсией. Желток разводится холодной кипяченой водой (я делал примерно 1: 3), далее отошедшая краска и доска или левкас под ним немного смачиваются 50% раствором спирта, а эмульсия после подсыхания вводится с помощью шприца. Немного размягченная краска прижимается ватной палочкой. Желтковая эмульсия сохнет долго: когда весь отходящий красочный слой был укреплен, я дал «вылежаться» иконе пару месяцев.
Процесс расчистки методом компрессов
Дальше началась самая захватывающая (и самая длительная) часть процесса: расчистка красочного слоя от потемневших олифных пленок. Испытание самого простого варианта смести (50% спирта + 50% ацетона) на полях иконы дало положительный результат, и с более мощными растворителями я решил не экспериментировать. Для расчистки я пользовался немного упрощенным и адаптированным к подручным материалам методом полусухих компрессов. В этом варианте основную работу делает не жидкость, а пары растворителя, что безопаснее для старинной живописи.
Из ватных дисков вырезаются небольшие прямоугольники. Далее прямоугольник кладется на фрагмент красочного слоя, сверху слегка смачивается растворителем с помощью мягкой кисти, накрывается полиэтиленовой пленкой и оставляется на 10-15 минут. Затем пленка и потемневший от олифы ватный диск снимаются пинцетом и выбрасываются, а живопись расчищается большим количеством часто сменяемых ватных палочек. Компрессы нужно накладывать не в стык (или, тем более, в нахлест), а оставляя небольшие дорожки между ними: на расстоянии 2-3 миллиметров от края олифные пленки растворяются парами спирта и ацетона.
Изготовление новых шпонок. Самое сложное — точно выдерживать переменный радиус кривизны.
Чтобы соединить фрагменты доски, я сделал две шпонки из сосновой рейки, которой был придан примерно такой же радиус кривизны, как у доски в сборе. Далее конические шпонки постепенно подгонялись по месту посадки. В финале я смазал клеем ПВА стыки досок иконы (сами шпонки приклеивать не надо) и забил шпонки легким постукиванием деревянной киянки. Чтобы шпонки не слишком выделялись на оборотной стороне иконы, я затонировал их морилкой под старое дерево.
Подгонка шпонок и сборка иконы
На утраты красочного покрытия был положен левкас в несколько слоев. С классическим старинным рецептом на основе толченого мела и осетрового клея я решил не связываться, и воспользовался готовым на основе ПВА. Фактически, левкас — та же шпатлевка: кладется в несколько слоев, первый — более густой, сушится, зачищается тонкой шкуркой, кладется еще один слой — и так до полного выравнивания поверхности. Последний слой делается совсем жидким, наносится кистью и полируется грубой тканью.
Нанесение левкаса в местах утрат живописи
Дописывать утраченные фрагменты я не стал, поскольку не был уверен в своих художественных способностях: просто затонировал близкой по оттенку темперой на основе того же ПВА. В финале икона была покрыта даммарным лаком в три слоя с помощью пульверизатора.
Результат реставрации
Как самостоятельно отреставрировать икону?
Реставрация иконы в домашних условиях — непростая процедура, которая поможет сохранить красоту семейной реликвии. Чтобы не испортить качество изображения, необходимо взять на вооружение полезные советы.
Способы реставрации
Очистка икон производится разными способами, выбор зависит от того, из какого материала выполнен образ.
Живописные иконы
Чтобы не повредить цветовую гамму, выбранную художником, не стоит покрывать поверхность минеральными или растительными маслами. Такие вещества со временем меняют оттенки красок.
Чистка
Мягкой салфеткой начинают протирать с уголков, краешков, проверяя реакцию защитного слоя на действие очищающего состава. Двигаясь к центру, постепенно снимают загрязнения, если слой, защищающий живопись, не страдает. Делают такие составы для чистки:
Дезинфекция
Не рекомендуется обильно мыть водой деревянную основу. Плесень, поселившуюся с изнанки, выводят с помощью мягкой щетки или ватного тампона, губки. Для этого соду пищевую разводят столовым уксусом и аккуратно протирают смесью пораженный участок. Уничтожают грибок и при помощи перекиси водорода.
Укрепление
Спасают изображение от дальнейшего разрушения нанесением эмульсии из яичного желтка, трех частей воды и двух частей водки. Жидкость тщательно смешивают. Икону пропитывают составом в местах, где появились вздутия, трещины, отслоение и шелушение краски. Просушивают в горизонтальном положении и повторяют процедуру несколько раз, прижимают отставшие чешуйки к основе.
Отстающий вместе с грунтовкой красочный слой укрепляют лишь натуральными средствами. Используют рыбий или мездровый клей, слабым 3–5-процентным раствором которого пропитывают поврежденные места.
Защита
Восстанавливают защитный слой с помощью покрытия льняной олифой. Боковые поверхности и тыльную сторону обрабатывают смесью скипидара с воском (3:2), это обеспечит защиту дерева от жучков-короедов.
Если деревянная основа покоробилась, выгнулась, нельзя выпрямлять ее под прессом. Трещинки и сколы выравнивают смесью клея с мелом или опилками. С тыльной стороны заливают горячим воском лопнувшие места.
Металлические иконы
Почистить икону из бронзы, золота или серебра от налета и потемнений нелегко, если поверхность имеет резную фактуру. Еще сложнее сохранить целостность иконы, когда она комбинированная, важно не задеть живописный рисунок. Нельзя применять абразивные пасты: твердые частицы оцарапают поверхность.
Образа на основе чеканки из меди поддаются очищению с помощью зубного порошка, пасты ГОИ. В старину оклады икон чистили клюквой, бочковыми помидорами. Продуктами натирали металлические части, оставляли на небольшой срок в таком виде, потом салфеткой протирали насухо.
Золото, серебро
Ценные металлы очищают с помощью водки, в которой смачивают тампон или ватную палочку, если нужно прочистить рельефную поверхность. Слабым раствором уксусной или лимонной кислоты, нашатырного спирта протирают золотые и серебряные иконы. После очистки изделия обязательно промывают чистой кипяченой водой.
Полезные советы
Чтобы сохранить реликвию в первозданной красоте долгое время, соблюдают простые правила:
Следует помнить, что воду, которой очищали икону, нельзя выливать в раковину. Для этого используют место на улице, где никто не ходит.
Конечно, сложную реставрацию дилетанту не одолеть. Но бережного ухода иногда вполне хватает, чтобы продлить реликвии жизнь.
Способы и правила домашней реставрации икон
Старые иконы передаются из поколения в поколение в качестве семейных реликвий. Действительно, эти религиозные атрибуты наделены невероятной чудодейственной силой, в чем и заключается их высокая ценность. Но к сожалению, мощь иконы не защищает ее саму от старения — потускнения красок, деформации и других дефектов. Поэтому каждый человек, которому досталась такая ценная вещь, как икона, должен знать о том, как выполняется реставрация иконы в домашних условиях, а также ее чистка.
Хранение
Для того чтобы не допустить воздействия разрушительных факторов на икону, следует позаботиться о ее правильном хранении. Икона может испортиться от сырости, холода и жары, поэтому нельзя допускать воздействия этих факторов на хранимую реликвию. Жуки-точильщики, пары кислот и растворителей, копоть и дым также могут навредить старинным иконам.
Идеальной температурой воздуха для хранения икон является 15-18 градусов по Цельсию. При этом влажность не должна превышать 65%. Для создания идеальных для хранения иконы условий рекомендуется купить киот — специальный застекленный ящик. Особенно он необходим для хранения рукописных икон. Киот не должен быть безупречно герметичным, ведь икона, находящаяся в нем, должна «дышать».
Многие владельцы икон с целью придания реликвии блеска и идеального внешнего вида покрывают ее поверхность растительными и минеральными маслами. Этого делать не стоит, поскольку со временем масло, попавшее в микротрещины на слое краски, может привести к искажению цветовой гаммы иконы. Если есть желание вернуть иконе первозданный блеск, рекомендуется использовать льняную олифу (ею покрывают изображение) и восково-скипидарную смесь (для обработки тыльной стороны и боковин).
Этапы реставрации иконы
Чистка и реставрация
Со временем икона портится из-за скопления на ее поверхности пыли и грязи. Как почистить и восстановить икону:
1) Если причиной потускнения иконы стало образование слоя копоти, то стоит обратить внимание на такой способ чистки: берут по 2 части скипидара и спирта, а также 5 частей холодной кипяченой воды и 1 желток яйца. Из этих компонентов следует приготовить смесь, которой нужно пропитать кисть и обработать ею всю поверхность иконы, нуждающейся в очистке. В конце манипуляции рекомендуется обработать икону чистым ватным диском для того, чтобы удалить остатки средства для чистки. Этот способ ухода за иконами подходит в том случае, если сохранился слой краски.
2) Если пострадал красочный слой иконы, к примеру, на нем образовались трещины, то поврежденную краску рекомендуется укрепить. Сделать это можно с помощью средства, приготовленного из желтка яйца, трех частей воды и двух частей спирта. Из перечисленных компонентов следует приготовить эмульсию. Ею стоит обработать поврежденные на иконе участки, после чего просушить их, воспользовавшись электролампой. Затем процедуру реставрации следует повторить.
3) Разрушение левкаса (так называют грунт, которым покрывают основание иконы) также можно исправить в домашних условиях с помощью подручных средств. Перед тем как приступать к работе по реставрации левкаса, следует узнать, какими средствами нельзя пользоваться. Прежде всего речь идет об искусственном клее «Момент», суперцементе и тому подобным средствам. То же самое касается и воска, а также олифы. Для укрепления левкаса можно воспользоваться клеем ПВА, разведенном в равных частях со спиртом. Если же этого средства нет в наличии, то можно заменить его камедью, рыбным клеем или мучным клейстером.
Как восстановить левкас? Для начала следует пропитать его разбавленным водой клеем (3% состав). После можно осуществить пропитку чешуек левкаса более концентрированным клеем (7%). По окончании работы на обработанные участки следует положить утяжелители, к примеру, мешочки с сухим песком.
4) Деформация доски, на которой была написана икона, также является распространенной проблемой, связанной с хранением религиозной атрибутики. Прежде всего следует отказаться от выравнивания досок, ведь таким образом можно за считаные секунды безвозвратно испортить икону. Если на доске появились трещины, то заделать их можно с помощью массы, состоящей из клея, опилок и мела. Этой смесью рекомендуется заполнить трещины на иконе (тыл и боковые стороны).
Часто причиной разрушения доски, на которой написана икона, являются жуки-точильщики, которые могут жить внутри доски на протяжении многих лет. Чтобы уничтожить этих жучков и уберечь икону от дальнейшей порчи, следует приготовить средство из трех частей скипидара и двух частей воска. Готовить массу следует на медленном огне. Как только средство приготовится, следует взять кисть, окунуть ее кончик в полученную массу и тщательно пропитать все трещинки и поры в доске. После доску следует положить в полиэтиленовый пакет, туго завязать его оставить на 2-3 недели.
5) Иконы, изготовленные из драгоценных металлов (золота, серебра), не только красивые, но и дорогостоящие. Однако со временем и они могут нуждаться в чистке и реставрации. Для чистки таких икон следует приобрести специальное средство для ухода за ювелирными изделиями или пасту ГОИ. Из наиболее чадящих средств для чистки икон из серебра и золота можно выделить мыльный раствор. Готовым средством следует пропитать кончик ватной палочки и аккуратно обработать им места, нуждающиеся в чистке.
6) Со временем на иконах могут образовываться дефекты, которые не получиться исправить самостоятельно. К примеру, это образование слоя окислов на изделии (это касается икон, для изготовления которых использовалась медь или латунь). Окислы удаляются специальными кислотами, которые требуют умелого обращения, поэтому доверить реставрацию иконы, испорченной окислами, рекомендуется профессиональному мастеру.
7) Доверить восстановление иконы мастеру-реставратору следует и в том случае, если она имеет оклад — пластину, изготовленную из металла, закрывающую все изображение за исключением кистей рук и лика святого. Неумелое снятие и чистка оклада может закончиться порчей иконы!
Поиск реставратора, которому будет доверен уход за семейной реликвией, требует внимания и ответственности. Такой мастер должен иметь большой опыт работы и большое количество положительных отзывов от предыдущих клиентов. Найти реставратора можно через приходской храм, ведь часто бывает так, что кто-либо из прихожан или духовенства имеет контакты опытного мастера, занимающегося реставрацией икон.
Как ухаживать за иконами? Памятка от реставратора
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Памятка составлена на основе рекомендаций реставратора Галины Сергеевны Клоковой, профессора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
1. Не допускайте резких перемен температуры и влажности при проветривании помещения, то есть не открывайте все окна или форточки. Не открывайте окно, если на улице сильный ветер или дождь. При возможности приобретите электронный измеритель температуры и влажности. В помещении с иконами нельзя мыть пол, поливая водой во избежание резкого повышения влажности воздуха.
2. Не протирайте икону тряпкой — ни мокрой, ни сухой, иначе постепенно вы уничтожите изображение. Следует регулярно, примерно один раз в месяц, удалять пыль только сухой, очень мягкой и толстой беличьей кистью (в крайнем случае — бархоткой), и только в том случае, если красочный слой не осыпается.
3. Недопустимо попадание на икону прямых солнечных лучей во избежание резкого нагрева.
4. Не ставьте икону на окно и не вешайте рядом с форточкой. Помните, что сквозняки и холод приведут к разрушению краски и грунта иконы.
5. Не мойте икону. Не пытайтесь обновить икону лаками, красками, маслами и прочими веществами. Не протирайте икону никакими веществами (освященными в том числе — канонически это не обоснованно), поскольку они проникают в грунт и краску, разрушая икону. Впоследствии отреставрировать икону будет очень трудно или вообще невозможно.
6. Не ставьте икону около теплой стены, батареи или печки, рядом с осветительными приборами. Поток теплого воздуха пересушивает древесину, что вызывает коробление досок и их растрескивание, вздутия и осыпи грунта и краски.
7. Не храните иконы в помещении, где в стенах или мебели имеются отверстия от жучка-точильщика. Этот вредитель за два-три года может превратить доску иконы в труху, а избавиться от такого заражения очень сложно.
8. Чем больше свечей на подсвечнике — тем дальше он должен стоять от иконы, причем не ближе длины самых длинных свечей. Старайтесь не использовать подвесные подсвечники.
9. Сохранять икону до реставрации даже длительное время можно в горизонтальном положении, защитив ее поверхность от любых прикосновений (например, в шкафу или коробке). В том же горизонтальном положении рекомендуется и доставлять ее реставратору, не протирая и ничем не трогая поверхность иконы.
10. Любое вмешательство людей, не имеющих специального реставрационного образования, способно вызвать в последующем новые разрушения иконы и даже привести к полной ее гибели!