Чем обработать керамику в домашних условиях
Как ухаживать за скульптурой и другими керамическими изделиями
Человек научился работать с керамикой еще в глубокой древности. На протяжении многих веков этот материал формировал себе репутацию, причем керамика обладает рядом преимуществ не только в производстве посуды и кухонной утвари, но и в декоративно-прикладном искусстве. В перечень ее главных достоинств входит:
Изделия из керамики, в частности, скульптуры, могут достаться даже последующим поколениям, однако для этого необходимо приложить некоторые усилия, чтобы они сохранили свою внешнюю привлекательность.
Ни одно керамическое изделие не сопровождается подробной инструкцией по уходу или использованию, тем не менее, есть несколько полезных советов, которых следует придерживаться.
Несколько запретов для керамики
Умение ухаживать за керамикой формируется из определенных знаний. Эти знания представляют собой совокупность из полезных советов, а также определенных запретов. Можно перечислить основные факторы, которые критическим образом влияют на целостность глиняной скульптуры. Эти факторы представляют собой действия температуры, атмосферы и влажности. Перечисленные ниже запреты касаются любой керамики, а не только материалов, из которых изготовлены скульптуры и поделки.
Общие правила ухода за керамическими изделиями
Для того, чтобы хранить у себя дома керамические изделия, совсем необязательно разбираться в видах керамики или знать технологию работы с глиной. Но каждый должен четко себе представлять, что вся керамика подразделяется на два основных типа: тонкую и грубую керамику.
Современные сорта глины, которые используют скульпторы и керамисты, отличаются от древних материалов. Мастера научились максимально упрощать технологию лепки из глины, обработки поверхностей, а также научились изготавливать поделки, отличающиеся относительно несложным уходом (easy clean). При этом важнейшие природные качества материала будут сохраняться в течение многих лет.
Стремление сэкономить время и силы заставляет нас для мытья посуды использовать посудомоечную машину. Керамические скульптуры также можно загружать в машину и мыть в различных режимах. Важно избегать резких перепадов температур. Некоторые домохозяйки используют следующий метод мытья: сначала промывают изделие в горячей воде, а затем ополаскивают его в холодной. Разница температур горячей и холодной воды не слишком большая, однако в случае работы с керамикой от подобного метода лучше отказаться.
Наиболее частый вопрос, который задают коллекционеры изготовителям, заключается в возможности использовать моющие средства. Глазурь керамики устойчива к некоторым агрессивным средам, однако не рекомендуется использовать кислоты. Вполне подойдет обычное моющее средство, которое применяется для мытья посуды. Во избежание появления помутнений рекомендуется воздержаться от применения абразивных материалов и металлических щеток.
Керамика способна получить повреждения от твердых предметов. Нельзя чистить керамические поверхности ножом, если на них появились засохшие частицы постороннего вещества. Для очистки можно пользоваться мягкими губками. Рекомендуется предварительно эти частицы вымочить в воде. Сода считается абразивным веществом, однако для керамики она вполне безопасна. Если нет возможности или желания пользоваться синтетическим моющим средством, то натирать скульптуры можно содой с последующим ополаскиванием в чистой воде.
Уход за глазурью
Эстетический вид глиняного изделия удается получить лишь после глазурования. Глазурь представляет собой твердое стекловидное вещество, состав которого аналогичен составу глины. Можно сказать, что ухаживая за керамикой, мы ухаживаем непосредственно за поверхностью глазури. Существуют специальные правила, которые можно применять только к поливам.
Основной дефект, появляющийся на глазури с течением времени – образование мелких паутинок из трещин (цеков). Сначала паутинки будут невидимыми, но по мере того, как в трещинки начнут попадать частички пыли, цеки отчетливо проступят на скульптуре, особенно с белыми глянцевыми поверхностями. Обычно появление цеков связано с резким перепадом температур. Если изделие покрыто кракле-глазурями, то его не рекомендуется мыть в посудомоечной машине, равно как и помещать в микроволновую печь.
Молоченые поверхности требуют аккуратного обращения, так как со временем может наблюдаться изменение оттенка. Такие поверхности лучше мыть без использования губок и чистящих средств. Весь уход сводится к ополаскиванию водой, после чего изделие необходимо насухо вытереть полотенцем. Любой контакт с кислотосодержащими веществами станет для такого изделия губительным. При наличии специальной сушилки скульптуры просушивают, устанавливая их на материи, впитывающей влагу. Важно понимать, что молоченые поверхности, в отличие от глазурей, не выдерживают прямых солнечных лучей.
Уход за керамикой, не покрытой глазурью
Пористая глина не теряет способности впитывать в себя влагу и запахи. Если изделие приобрело посторонний запах от длительного контакта, то его необходимо на несколько минут замочить в слегка подсоленной воде, затем хорошо ополоснуть в чистой воде и вытереть насухо.
В связи с этим выступает одно обязательное требование – использовать скульптуру только для декорации помещения и никогда не применять ее в качестве кухонной утвари. Удаление влаги с пористой поверхности – важный этап ухода за скульптурами из пористой керамики. Если этого не сделать, то влага надолго останется в порах, впитается внутрь материала, что впоследствии приведет к появлению неприятных запахов или даже к появлению трещин.
Обратите внимание на хранение скульптур, если они лежат в одном ящике и соприкасаются друг с другом. В таком случае между изделиями необходимо проложить салфетки.
Нельзя керамику надолго оставлять в горячей воде. Это относится ко всем видам керамических изделий. При длительном контакте с горячей водой рисунок может стать расплывчатым и потеряет свою сочность и яркость.
Удаление пятен
Пятна различного происхождения могут появляться не только на кухонной посуде, но и на декоративных изделиях. Как было уже указано выше, использовать для их удаления абразивные вещества или жесткие щетки ни в коем случае нельзя. Порой невозможно определить природу появившихся пятен, поэтому можно чередовать различные способы их удаления.
Наиболее популярным безопасным способом считается протирка изделия мягким ватным тампоном, предварительно смоченном в уксусе. Мы знаем, что кислотная среда губительно для глазурей, поэтому после удаления пятен изделие необходимо обильно прополоскать в воде.
Некоторые скульптуры статичны, то есть, неподвижно стоят в отведенном для них месте. Другие же изделия постоянно используются (бусы, брелоки). Со временем они теряют свой блеск, хотя поверхность остается целой. Восстановить прежний лоск глазури можно, если поверхность протереть влажной тканью, смоченной в винном уксусе.
Периодичность ухода за керамическими скульптурами
Несмотря на то, что существуют определенные правила ухода за керамикой, а также есть некоторые запреты, сама по себе керамика не считается материалом капризным, поэтому уход за ней не потребует множества усилий. Скульптуры, стоящие в качестве декора, покрываются естественной пылью. В отличие от кухонной посуды, они не требуют ежедневной мойки и сушки. Рекомендуется обрабатывать керамические поверхности с той же периодичностью, с которой проводится генеральная уборка.
Эффективность ухода за керамикой во многом зависит от состояния воды, то есть от количества примесей в ней. Если в воде содержатся соли (жесткая вода), то можно ограничиться протиранием изделия чистым спиртом. Чтобы мелкие частицы материи не оставались на поверхности, рекомендуется использовать микрофибру.
Уход за пористой керамикой
На фото кувшин из красной гончарной глины, лощеный, не дымленый молоком или маслом, без глазури.
На фото поперечный срез стенки сосуда с глазурью ( глазурь снаружи и внутри ). автор снимков Тони Хансен.
У всех масс здесь маленькое водопоглощение.
На фото бутылка из красной глины, покрыта глазурью снаружи и внутри. Здесь бутылка по цвету похожа на просто глиняную, но она вся, кроме рисунка, покрыта коричневатой глазурью.
На фото Крынка и миски из красной глины На мисках рисунок белой глиной поверх красной.. Масляный обвар. Покрыты ганозисом.
На фото или масляный обвар, или молочение. Выглядят они примерно одинаково и по виду их сложно отличить.
Иногда черепок оставляют пористым чтобы сохранить его цвет и фактуру, иногда даже пористость, и не декорируют дымлением или глазурью
Римская чаша в технике терра сигиллата,
Греческие краснолаковые вазы.
Работы соверменных мастеров в технике терра сигиллата
1. Terra sigillata bowl by Alistair Danhieux, France
Можно посмотреть какая получается бархатистая поверхность и матовый блеск терра сигиллата, если это работа мастера.
Иногда изделие не покрывают шликером, а просто полируют камнем или металлическим гладким предметом. Такой прием называется лощение. После обжига поверхность изделия становится гладкой и красивой, но черепок остается пористым.
Рукомой и крынка лощеные, ещё не прошедшие обжиг. Сохнут последний день.
Вот эта крынка после обжига. Лощеная, не дымленая ни молоком, ни маслом. Вот такой красивый цвет у красной глины получается.
Рядом чашка из белой, розоватой глины, дымленая молоком.
Если такая керамика не покрыта глазурью изнутри, то она будет пропускать воду по капельке. Так же она будет впитывать масло, если его долго в ней хранить. И другие жидкости тоже будет впитывать.
Такой способ используют для изготовления, например горшков для духовки, хотя есть мнение, что это не очень гигиеничные горшки, поскольку в поры черепка впитывается жир и бульоны, которые могут там задерживаться и создавать среду для размножения бактерий, кроме того такая керамика сразу впитывает запахи приготавливаемых блюд.
И вот я готовлю в них печень с луком и сметаной. Ням
Горшки быстро потемнели и впитали запах.
Иногда я прокаливаю их в духовке для гигиеничности.
Пористость. Водопроницаемость и впитывает запахи, масла и жидкости. Поэтому :
Пожалуйста, оставляйте в комментариях дополнения и поправки.
СЕКРЕТЫ ГОНЧАРОВ
ЧАСТЬ 2
После того как изделие снято с гончарного круга и осторожно установлено на подставку прогладьте влажной поролоновой губкой или мокрыми руками все неровности, накройте его влажной тряпочкой и поставьте сохнуть в закрытый оцинкованный ящик. Ни в коем случае не сушите керамику на сквозняке и вблизи источников тепла, так как глина будет высыхать неравномерно и обязательно потрескается.
Через сутки изделие выньте из ящика, зачистите мелкой наждачной бумагой и приступайте к отделочным работам. Довольно часто керамику декорируют по сырому материалу.
Выглаживание, или лощение. Подсохшее изделие потрите каким-либо гладким предметом, при этом верхний слой глины уплотняется, начинает блестеть и становится влагоустоичивым. После обжига такая керамика блестит еще сильнее. Лощеную посуду подвергают чернению: перед обжигом в печь бросают какое-нибудь дымящее топливо, керамика впитывает углеродистые частички дыма и приобретает черный цвет, оставаясь блестящей.
Эффектную отделку пластичного черепка можно выполнить при помощи текстурной орнаментики. Из дерева, резины (ластика) или другого материала вырежьте штамп. Вдавливая его в определенной последовательности в сырую глину, можно получить уникальную отделку. Иногда вместо штампов используют грубую мешковину.
Следующим видом декорирования является процарапывание. Рисунок наносят шилом, ножом или другим предметом на слегка подсушенное изделие, а затем с помощью кисточки заполняют окрашенным шликель-жижелем. Когда он подсохнет, излишек соскребают.
Тонкая вязь ангоба
Роспись ангобами (специально приготовленными глинами жидкой консистенции) производят по сырому, высохшему и даже обожженному изделию. Если оно изготовлено из красножгущейся глины, ангобы приготавливают из беложгущейся глины с добавлением солей или окислов металлов, мела, песка и т. п.
Ангобирование может быть частичным или сплошным. Декорирующие составы (ангобы, соли, глазури, эмали и т. п.) наносят пульверизатором, кистью, окунают изделие в емкость с раствором или поливают им, другими способами.
Перед росписью поверхность, предназначенную для обработки, очищают от пыли, жирных пятен и слегка увлажняют губкой.
Чтобы ангоб лег равномерно, изделие после окунания или полива быстро встряхивают.
Толщина ангоба должна составлять около 3 мм: толстый слой отскочит при сушке или обжиге, а тонкий может исчезнуть.
Приготовленный раствор ангоба нужно постоянно перемешивать, поддерживая определенную густоту раствора. Если он будет чрезмерно разбавлен водой, рисунок получится слабым, нечетким, густой ангоб неравномерно покроет поверхность.
Окрашенные глинистые растворы, растекаясь по поверхности, образуют четкие концентрические радужные кольца, которые, если немного наклонить изделие, сливаются в причудливые узоры.
Расписывая изделие, следует держать его левой рукой, упирая дном в колено, а правой с помощью пипетки наносить узоры.
Изделия, декорированные ангобами, обычно покрывают бесцветными глазурями.
Перед нанесением рисунка ангобы нужно опробовать на кусочках глины. Главное условие, которое нужно выдерживать при изготовлении ангобов, заключается в том, чтобы коэффициент усадки глины изделия при сушке и обжиге был одинаков с коэффициентом усадки ангобов.
С помощью окислов металлов белые ангобы окрашивают в разнообразные цвета.
Синий цвет: оксид кобальта (1-3 %), гидрат оксида кобальта (1-3 %), углекислый кобальт (1-4 %), фосфорнокислый кобальт (2-6 %).
Серо-голубой цвет: оксид никеля (1-4 %), оксид кобальта (0,5-2 %).
Зеленый цвет: оксид хрома (0,3-3 %) в смеси с кобальтовыми (0,1-0,5 %) или медными (0,2-0,5 %) соединениями.
Бирюзовый цвет: оксид меди (2-8 %).
Желтый цвет: оксид железа (1-3 %) с добавлением рутила (1-3 %) или оксид сурьмы (2-8 %).
Коричневый цвет: оксид железа (3-10 %) или перекись марганца (5-10 %).
Черный цвет: смесь оксидов железа (4-8 %), марганца (2-5 %), хрома (около 1 %) и кобальта (1-2 %).
Оксиды перед добавлением в ангобы и глазури нужно прокалить в муфельной печи, нагретой до 600-800 °С, и тщательно растереть до дисперсного состояния.
Помимо указанных материалов при окраске белых ангобов применяют железистые легкоплавкие глины. Они дают цвета от светло-терракотового до почти черного. Широкий диапазон процентного содержания компонентов указан здесь в связи с разнообразием оттенков, которые можно получить от соединения тех или иных количеств исходных материалов.
Коричневый цвет: глина красножгущаяся (50-70 %), песок кварцевый (5-20 %), глина высокопластичная (до 30 %).
Черный цвет: глина красножгущаяся (40-60 %), песок кварцевый (до 10 %), глина высокопластичная (20-35 %), перекись марганца (4-6 %), оксид железа (5-8 %).
Кроме указанных выше, существуют фриттовые ангобы, имеющие в своем составе легкоплавкие материалы. Такие ангобы при обжиге сильно спекаются и приобретают довольно красивую глянцевую фактуру. Они дают следующие цвета.
Черный цвет: глина пластичная (25-40 %), оксид железа (20-25 %), перекись марганца (2-5 %), бой стекла (30-40 %).
Светлый цвет: глина беложгущаяся (70-90 %), бой стекла (10-30 %).
Белый цвет ангоба можно еще изменить гуашевыми красками. Гуашь кобальт добавляют, если хотят получить голубой цвет, окись хрома дает зеленый цвет. Эти краски при обжиге хорошо сохраняют первоначальный цвет.
Очень оригинальной и привлекательной техникой росписи ангобами по глине является флиндровка, довольно широко применяемая у нас на Украине. Этот метод заключается в следующем: изделие устанавливают на вращающуюся подставку и с помощью кисточки наносят концентрические пояса из цветных ангобов. Тонко заточенной палочкой или спичкой проводят через все пояса вертикальные, ритмично чередующиеся линии. Ангоб тянется за острием и образует зигзагообразные линии, расположенные симметрично по всей поверхности изделия.
Керамические изделия, расписанные ангобами, обжигают при температуре 700-800 °С. При этом нужно учитывать, что открытое пламя и дым могут исказить цвет ангобов, поэтому изделие следует поместит), в закрывающуюся металлическую коробку и т. п. При обжиге в электрической муфельной печи эти предосторожности не нужны.
Чудесные свойства солей металлов
Нередко изделия расписывают раствора ми солей тяжелых металлов по сырой, т обожженной глине и ангобам. В связи с тем, что растворы солей бесцветны, к ним добавляют анилиновый краситель, чернила и т.п. Во время обжига краски выгорают, и проявляется цвет соли.
Азотнокислые соли хорошо растворяются в воде и дают после обжига чистые тона. В таблице приведены данные о некоторых из них.
Расписывают обычно насыщенными растворами солей. Поскольку такой раствор содержит постоянное количество соли, приготовить его можно без взвешивания компонентов. Прежде чем использовать, испытайте раствор на действие высоких температур. На сухую глиняную пластинку нанесите мазки растворов солей: сначала насыщенных, а потом разбавленных водой в соотношении 1: 2; 1 : 4; 1:6; 1:8; 1:10; 1:15; 1:20. Пронумеруйте и опишите все пробы. Пластинку прокалите в муфельной печи при 700-800 °С
Изменение цвета азотнокислых солей после обжига
Кобальт азотнокислый
Никель азотнокислый
Серовато-коричневый
Железо азотнокислое
От светло-серого до красного
От серого до бирюзового
Серебро азотнокислое (ляпис)
Уранил азотнокислый
От серого до черного
Во время обжига одни цвета выгорят, другие изменят цвет, третьи приобретут сочность и блеск.
Для достижения хорошей вязкости раствора соли в него вводят 10-15 % декстрина, для повышения интенсивности цвета добавляют соду. Однако делать это нужно очень осторожно, так как избыток щелочи может вызвать пятна. Соду растворяют водой в тех же соотношениях, что и соль, затем растворы смешивают.
Расписанное изделие обжигают, потом покрывают глазурью и обжигают вторично.
Цвет глазури
Введение приведенных ниже окислов уменьшает расширение глазури (от Na 2 О к М g О) и может быть полезным при подгонке глазури к черепку:
Соответствие глазури черепку проверяют на опытных образцах, обжигая их в печи.
Прозрачная глазурь: свинцовый глет (75 %), кварцевый песок (около 25 %). Добавка сырой беложгущейся глины (1-2 %) уменьшает ее текучесть и поддерживает раствор глазури во взвешенном состоянии. Эта глазурь плавится при температуре 750 °С и даже ниже. Если к ней добавить 0,5 % извести (Са(ОН) 2 ), ею можно покрывать гончарные изделия.
Свинцовые соединения придают глазурям ряд ценных свойств: блеск, эластичность, способность хорошо «развивать» окраску почти всех керамических красителей, малую чувствительность к колебаниям температурного режима обжига и стойкость к расстеклованию (кристаллизации).
Для получения свинцовых соединений нужно расплавить свинец и подержать его некоторое время на огне. Образовавшиеся на поверхности окислы снять.
Однако, несмотря на то, что свинцовые соединения в составе глазурей сообщают им ряд ценных качеств, они в настоящее время запрещены для декорирования кухонной посуды и других бытовых керамических изделий, так как очень ядовиты и используются только при изготовлении декоративной керамики.
Фриттованные глазури. Если состав с растворимыми в воде материалами смешать с водой, а затем нанести эту смесь на черепок, то некоторые растворимые компоненты этой смеси (сода и др.) проникнут в черепок и изменят соотношение материалов в сыром глазурном слое, что повлечет за собой изменение плавкости глазури. Чтобы этого не произошло, все растворимые компоненты глазури фриттуют, т. е. сплавляют, обычно при температуре 1200-1300 °С. Вследствие этого они переходят в нерастворимые силикаты и другие соединения. Фриттованная глазурь становится после этого легкоплавкой. Компоненты глазурной смеси, которые будут фриттоваться, нельзя размалывать слишком тонко, однако нужно хорошо перемешать в сухом состоянии. После плавления фритту выливают в емкость с водой, где она остывает, затем высушивают и тщательно растирают в ступке. Ниже приводятся составы фриттованных легкоплавких бессвинцовых глазурей.
Полевой шпат (29,8 %), кварц (33,6 %), технический карбонат стронция (12,3 %), бура (18,6 %), сода (2,3 %), магнезит (3,4 %). Для составления глазури берут 94-95 % фритты и 5-6 % огнеупорной глины. Состав фриттуют при температуре 1300 °С.
Полевой шпат (27,8 %), кварц (32,2 %), карбонат стронция (12,3 %), борная кислота (2,6 %), бура (22,1 %), магнезит (3 %). Эта глазурь, по сравнению с предыдущей, имеет меньший коэффициент расширения. Для глазури берут 94-95 % фритты и 5-6 % огнеупорной глины.
Полевой шпат (27 %), кварц (27 %), углекислый стронций (12 %), бура (30 %), магнезит (4 %). Для глазури берут 93 % фритты и добавляют 7 % каолина.
Жемчужный блеск эмали
Эмаль является непрозрачной (глухой) разновидностью глазури. Применяется она в основном в качестве грунта под керамические краски.
Для «глушения» глазури применяют оксид циркония (9-14 %), оксид олова (7-12 %), оксид сурьмы (9-12 %), оксид цинка (5-6 %), криолит и др. Для получения белой и чистой эмали в состав глазури нужно ввести селитру и поваренную соль, которые при фриттовании выделяют в большом количестве газообразные вещества, что способствует лучшему перемешиванию массы. Полученную фритту необходимо тщательно промыть горячей водой и освободить от остатков поваренной соли, которая при обжиге может вступить в реакцию с серой и привести к браку.
Наносят эмаль методом поливания. После того как она подсохнет, изделие расписывают керамическими красками. Обжигать изделие можно только после высыхания красок, при этом линии рисунка будто бы тонут в эмали, остаются только нежные и глубокие контуры.
Глиняные изделия отделывают также конторским силикатным клеем. Обожженное изделие покрывают несколькими слоями клея, высушивают и опять обжигают. После этого на нем образуется прозрачная и бесцветная стекловидная пленка. Если клей был положен толстым слоем, покрытие получится непрозрачным.
После нанесения клея изделие можно припудрить через сито толченым бутылочным стеклом, а потом обжечь при температуре
900-950 °С и медленно охладить.
Силикатный клей можно окрасить кобальтом или окисью хрома и полить или расписать им обожженную глину, а затем снова обжечь ее в печи.
После того как снятое с круга изделие слегка подсохло вдали от сквозняков и источников тепла, а потом было зачищено мелким наждаком, декорировано ангобами, солями и снова подсохло, его помещают на 1,5-3 часа в муфельную печь для дополнительного просушивания при температуре 150 °С (как сделать муфельную печь, будет рассказано ниже). Сначала температуру в печи нужно повышать медленно, пары воды в это время должны свободно выходить через смотровые и другие отверстия. Если печь не имеет реостата для постепенного повышения температуры, придется включать и выключать ее в течение 1-3 часов, с интервалами в 5-10 минут. Как только влага исчезла, нужно каждые 30-40 минут повышать температуру на 50 °С, и так до 400 °С, когда изделие начнет краснеть. Это означает, что из глины вышла химически связанная вода. Теперь можно поднимать температуру в печи на 100 °С через каждый час и довести ее до 800-900 °С. Выдержите эту температуру в течение часа и отключите плитку. В первые часы охлаждение должно быть замедленным, пока температура не упадет до 450-400 °С. Этот период называется закалом, или томлением. Электрические печи начинают остывать сразу же после отключения от электросети, поэтому нужно время от времени включать их. Когда температура понизится до 200 °С, дверцы печи можно приоткрыть и, когда температура в ней сравняется с комнатной, вынуть изделие. В общей сложности керамика должна остывать 10-12 часов.
После первого обжига керамическое изделие расписывают глазурями. Низ керамики нужно очистить от капель глазури мокрой тряпочкой.
Второй раз изделие обжигают, чтобы растопилась глазурь. Последовательность обжига та же.
Чтобы обжигать в домашних условиях небольшие глиняные изделия, потребуется муфельная печь. Печь с температурой нагрева до 950 °С можно сделать из бытовой электрической плитки. Главной частью печи является муфель, в котором и производят обжиг. Устройство печи показано на рис. 11.
Из картона сделайте форму, пропитайте ее парафином или воском и нанесите на внутреннюю поверхность глиняную массу слоем 10 мм. Теперь глина, когда слегка подсохнет, сама отскочит от формы. Наносить глину на наружную поверхность коробки нельзя, так как во время сушки глина сильно сжимается, а картонная коробка не позволит ей этого сделать, и муфель покроется трещинами.
Когда муфельная чашка высохнет, обработайте ее поверхность наждачной бумагой или напильником, обратив особое внимание на то, чтобы нижняя часть ее плотно прилегала к электроплитке. Досушите муфель на электроплитке в течение двух-трех часе при температуре 100 °С (время от времен включая плитку) и произведите окончательный обжиг, как рассказывалось выше.
ВНИМАНИЕ! Все работы с включенной электрической плиткой нужно производить соблюдением правил техники безопасности. В связи с тем, что обжиг керамических изделий длится долго, электроплитка, чтобы не произошел пожар, должна стоять на не сгораемом основании (толстой асбоцементной плите, кирпичах) вдали от легковоспламеняющихся предметов. Работать во время обжига изделий нужно в сухих рукавица и пользоваться исправным инструментом.