Чем обработать игрушки для новорожденных
Аптечка для новорожденного
Очень облегчает жизнь мам такая прозаическая вещь, как мочесборник: он понадобится всегда.
Детям до 3 лет нельзя принимать Анальгин и Аспирин. Единственное средство, которое можно использовать, – Парацетамол и препараты, его содержащие.
О том, какие лекарственные средства вам понадобятся для ухода за малышом, проконсультируйтесь с врачом. Не забудьте обсудить также способы их применения: ведь та же банальная марганцовка, разведенная неправильно, причинит больше вреда, чем пользы
В первые дни после рождения надо будет постоянно ухаживать за пупочной ранкой. Для этого потребуются перекись водорода (3%-ный раствор) и раствор бриллиантового зеленого («зеленка»). Некоторые врачи рекомендуют вместо «зеленки» обрабатывать пупок 5%-ным раствором перманганата калия (марганцовка). Сухой порошок марганцовки в аптеках больше не продают, но можно купить раствор в готовом виде. Раньше марганцовку добавляли в ванночку для купания (чтобы обеззаразить воду), но сегодня врачи считают, что в этом нет необходимости.
Стерильные ватные палочки – они тоже понадобятся для обработки пупочной ранки.
Вата стерильная. Для чистки ушек и носика из ваты делают жгутики. У грудных детей нельзя использовать ватные палочки, потому что ими можно повредить носовые ходы или барабанную перепонку.
Стерильные марлевые салфетки. Они редко, но иногда требуются, если пупочную ранку надо как-то дополнительно обрабатывать. Поэтому на всякий случай их можно приобрести.
средства для ухода за кожей малыша
Для увлажнения и питания кожи малыша часто используют детский крем или детское молочко. Обычно они нужны, если кожа ребенка слишком сухая. Еще может пригодиться детское масло – его используют для массажа или чтобы размягчить корочки на голове малыша. А вот для профилактики или лечения раздражений на коже и опрелостей, наоборот, необходимы подсушивающие средства: практически все детские косметические фирмы выпускают так называемый крем от раздражений и опрелостей или присыпку. Важный момент: нельзя одновременно пользоваться и кремом, и присыпкой.
приспособления для сбора анализов
Очень облегчает жизнь мам такая прозаическая вещь, как мочесборник: он понадобится всегда. Мочесборники выпускаются специально для мальчиков и для девочек, адаптированы под физиологические особенности детей, стерильны – это значит, что на результат анализа ничто постороннее не повлияет. Нет нужды простаивать часами над малышом, лежащим на клеенке, в ожидании, пока он сделает свое дело. А сдать собранное на анализ можно в стерильных пластиковых баночках с плотно закручивающимися крышками (а не в стеклянных банках из-под детского питания, как прежде).
что понадобится при подъеме температуры тела
Парацетамол в виде суспензии или ректальных свечей (таблетки грудничок проглотить не сможет). Если у малыша температура поднялась выше 38 °С, необходимо дать ему жаропонижающее средство и сразу вызвать врача. Следует помнить, что детям до 3 лет нельзя принимать Анальгин и Аспирин. Единственное средство, которое можно использовать, – Парацетамол и препараты, его содержащие.
удобные вещи
Для того чтобы быть готовыми к нештатным ситуациям, может потребоваться еще кое-какое «оборудование».
Клизма № 1. Лучше купить две-три штуки. Из одной клизмы можно сделать газоотводную трубочку (нужно отрезать верхний свод клизмы так, чтобы получилась воронка). Перед тем как использовать клизму, ее надо прокипятить и обработать кончик стерильным маслом.
Аспиратор для удаления слизи из носа при насморке – это маленькая клизма с мягким наконечником. Насморк – не безобидный симптом для грудных детей. При насморке ребенок совсем не может дышать во время кормления, часто отказывается от груди, а сон в этот период нарушается не только у ребенка, но и у всех окружающих. Поэтому можно купить специальный аспиратор для удаления слизи из носа, он всегда пригодится, до тех пор пока ребенок не научится сморкаться сам.
Специальные приспособления для дачи лекарств. Это могут быть маленькие прозрачные бутылочки, с хорошо видимой мерной шкалой, которая идеальна для дозировки лекарства. Обычно такие бутылочки снабжаются антиколиковыми сосками или мерными ложечками, а еще их можно использовать для самого первого прикорма, который поначалу дается микроскопическими дозами. Кроме того, жидкие формы лекарства можно дать с помощью специальной пустышки. У нее есть емкость, куда помещается раствор, постепенно при сосании вытекающий через особое отверстие. Существуют и дозаторы для введения лекарств, отдаленно напоминающие шприц. Только наконечник у них резиновый. Лекарство помещается внутрь резервуара со шкалой, а потом помпой мягко отправляется по назначению. Такие дозаторы удобно использовать даже у новорожденных.
Если в доме появился малыш, все эти вещи лучше иметь под рукой. Совсем не значит, что все средства из детской аптечки пригодятся, но они добавят молодым родителям спокойствия и уверенности.
Уход за новорожденным: советы педиатра
В статье представлены основные анатомо-физиологические особенности детей в периоде новорожденности, охарактеризованы основные мероприятия по уходу за новорожденным.
The article covers main anatomic and physiological features of children in newborn period, describes main measures of taking care of a newborn.
Период новорожденности, как ранний период внеутробного существования, исчисляется от момента рождения до 28-го дня жизни. Это важный этап приспосабливания ребенка к новым условиям: устанавливается внеутробный тип кровообращения, начинают функционировать бронхолегочная система, пищеварительный тракт, изменяется кровоснабжение печени, усложняются функции кожи и слизистых оболочек, активизируется иммунная система, устанавливается самостоятельная терморегуляция. Однако, в связи с функциональной незрелостью органов и систем, характерных для этого периода развития, именно в возрасте новорожденности проявляется ряд пограничных состояний, которые необходимо учитывать в организации ухода за ребенком.
В связи с незрелостью большинства органов и систем, включая центральную нервную систему, у ребенка с рождения проявляются только безусловные рефлексы (глотательный, сосательный, хоботковый, поисковый, хватательный и пр.), и именно наличие и выраженность физиологических рефлексов, их сохранение на определенный период времени и последующее угасание, наряду с динамикой массы тела, являются одними из главных критериев нормального развития младенца и его физического здоровья [1].
Пропорции тела новорожденного имеют свои особенности. Голова имеет большие размеры, конечности относительно короткие. Средняя точка по длине тела расположена в области пупка, тогда как в более старшем возрасте она смещается на уровень лобкового сочленения. К моменту рождения кожа полностью гистологически структурирована, развиты все придатки (волосы, ногти, сальные и потовые железы), однако отмечается относительная несостоятельность ряда важных функций и прежде всего барьерной и терморегуляционной. Существуют интертригинозные области — подмышечные, шейные, подколенные и паховые складки, которые являются основными зонами естественной окклюзии, а зона под подгузником является областью, где может возникнуть окклюзия искусственная. Слой дермы у новорожденного ребенка структурно недостаточно развит и является более тонким по сравнению с дермой взрослого человека. Отмечается более выраженная сухость кожи, потовые железы у доношенных новорожденных к моменту рождения сформированы, однако только через несколько недель жизни они полностью вовлекаются в процесс потоотделения. У детей, находящихся на грудном вскармливании, сальные железы более активно подвергаются андрогенной стимуляции, что нередко приводит к развитию акне новорожденных. Доношенные новорожденные имеют нейтральную или слабощелочную реакцию поверхности кожи (рH > 6,0), которая в течение первых суток жизни может снижаться до 5,0, тогда как у недоношенных рH кожи имеет значение > 6,0 и только к окончанию первого месяца жизни приближается к 5,0. Именно в оптимальных условиях кислой среды непатогенные сапрофиты на поверхности кожи контролируют рост условно-патогенных и патогенных микроорганизмов. Продолжительная щелочная реакция может стать причиной роста чужеродных бактерий и грибов с развитием воспалительного процесса [2].
Имеются характерные особенности анатомического строения и функциональной активности органов пищеварения. Слизистая оболочка ротовой полости и желудочно-кишечного тракта тонкая, сухая и легкоранимая. Секреторная функция пищеварительных желез снижена, что проявляется малым количеством пищеварительных соков и низкой активностью ферментов. Это в значительной мере затрудняет продвижение и переваривание пищи, если последняя не соответствует возрасту ребенка. Желудок у новорожденного расположен горизонтально, пищевод относительно короткий, а клапан Губарева (складка слизистой оболочки, препятствующая обратному забросу пищи из желудка) почти не выражен. Отмечается физиологическая слабость кардиального сфинктера, тогда как мышечный слой привратника развит хорошо, что предрасполагает к срыгиванию и рвоте. Кроме того, это может являться причиной регургитации содержимого желудка, аспирации и развития аспирационной пневмонии.
Моторика кишечника у новорожденных более активная, что способствует частому опорожнению кишечника. В первые три дня отходит меконий (первородный кал) — густая, вязкая масса оливкового или темно-зеленого цвета. Следующие 2–4 дня стул характеризуется как переходный: он более частый, неравномерно окрашенный (темно-зеленый, желто-коричневый), негомогенный с включениями в виде комочков, слизи. В дальнейшем стул становится гомогенным, кашицеобразным, окрашенным в желтый цвет. Частота дефекации зависит от характера вскармливания и, как правило, соответствует частоте кормлений. Важно помнить, что высокая моторная активность кишечника в сочетании с недостаточной фиксацией его петель, морфофункциональной незрелостью периферической иннервации и центральной регуляции, низкой ферментативной активностью, способствующей повышенному газообразованию, периодом становления микробиоценоза определяет склонность к частым проявлениям функциональных нарушений (младенческие колики, дисхезия), а также высокому риску инвагинации.
В период новорожденности наблюдаются ряд особенностей ребенка, обусловленных механизмами адаптации к новым условиям существования, которые являются пограничными (транзиторными). К ним относятся физиологическая желтуха, мелена, половой криз, физиологическая убыль массы тела, мочекислый инфаркт, физиологический эритроцитоз, транзиторный дефицит витамина К и К-зависимых факторов свертывания крови и др. Однако необходимо оценивать выраженность и длительность проявления данных состояний, так как это может являться важным критерием наличия и прогрессирования различных отклонений в состоянии здоровья ребенка. Решать вопрос о проведении соответствующих лечебно-профилактических мероприятий нужно только индивидуально.
Адекватный и регулярный уход за новорожденным с учетом анатомо-физиологических особенностей детского организма в данном отрезке постнатального периода — важное условие поддержания здорового состояния ребенка и профилактики различных заболеваний, это элемент закаливания и гигиенического воспитания, а также формирования адекватного психоэмоционального контакта в семье. К основным компонентам повседневного ухода относятся купание, ежедневные умывание лица, туалет глаз, носа, ушей, уход за промежностью и перианальной областью. Важными составляющими нормального развития младенца являются прогулки на свежем воздухе, соблюдение температурного режима, влажности в помещении, контроль кормлений и дефекации.
Оптимальной температурой в комнате является 22 °С при влажности 50–70%, необходимо регулярно проветривать помещение, так как потребность в кислороде в этом возрасте в 2,5 раза выше, чем у взрослых. Желательно убрать из комнаты ребенка ковры и покрывала, диванные подушки, мягкие игрушки и другие предметы, на которых может накапливаться пыль. Купать детей до 6 месяцев следует ежедневно, после полугода можно и через день. Температура воды должна быть 37–37,5 °C, продолжительность процедуры 5–7 мин.
При организации ухода за новорожденным необходимо соблюдать ряд правил:
Утренний туалет новорожденного заключается в обтирании лица и промывании глаз смоченным кипяченой водой ватным тампоном. Каждый глаз промывается отдельным тампоном в направлении от наружного угла к переносице. Носовые ходы ребенка приходится очищать довольно часто. Для этого могут использоваться ватные жгутики, приготовленные из стерильной ваты, который смазывают стерильным вазелиновым или растительным маслом и осторожно вращательными движениями продвигают на 1,0–1,5 см вглубь носовых ходов. Каждый носовой ход очищается отдельными жгутиками. Туалет наружных слуховых проходов проводят аналогично по мере необходимости. Полость рта обрабатывается только в случае молочницы. Категорически запрещается использовать плотные предметы (ватные палочки, спички с накрученной ватой и пр.).
В качестве наружных средств при уходе за кожей малыша используются кремы, мази, лосьоны и спреи, однако при их применении необходимо учитывать ряд важных признаков: безопасность и эффективность; отсутствие побочных эффектов; возможность нанесения на большие поверхности пораженной кожи без системного воздействия; удобство в использовании; возможность длительного использования; доступная стоимость. Важно соблюдать ряд правил: не изменять лекарственную форму официнального препарата, так как при этом меняются его физико-химические и фармакодинамические свойства; не смешивать различные по составу мази и кремы; помнить, что эффект от использования наружных средств проявляется спустя некоторое время и закрепляется при регулярном использовании [3, 4].
Достаточно часто приходится сталкиваться с таким проявлением моторной дисфункции пищеварительного тракта, как икота, которая характеризуется судорожными сокращениями диафрагмы и чаще всего обусловлена переполнением желудка газами. Если икота возникла сразу после еды, необходимо придать малышу вертикальное положение для более удобного отхождения газов. Если она появилась в промежутке между кормлениями, следует аккуратно повернуть ребенка то на левый, то на правый бок. У ряда младенцев воздух из желудка хорошо отходит в положении лежа на животе.
Часто для того чтобы вывести газы из кишечника ребенка, родители прибегают к газоотводным трубочкам или клизмам, что бывает небезопасным, особенно у новорожденных детей с легкоранимой слизистой оболочкой. При этом некоторые малыши самостоятельно довольно легко избавляются от газов, в то время как у других избыточное газообразование способствует развитию колик.
В настоящее время для обеспечения здорового роста и развития ребенка в арсенале родителей имеются современные предметы детской гигиены, электронные весы, детские ушные термометры, «умные» игрушки, детские зубные щетки с ограничителем, бутылочки с индикатором нагрева, соски с антивакуумным эффектом, назальные аспираторы, детские ножницы с закругленным концом, памперсы, трусики-подгузники, радионяни и т. д. К современным средствам ухода за младенцем относятся одноразовые газоотводные трубочки Windi® (ректальные катетеры) и назальный аспиратор NoseFrida®.
Газоотводная трубочка Windi® предназначена для однократного использования с целью избавления малышей от избыточных газов. Этот ректальный катетер не имеет отдельных незакрепленных частей и деталей. Специально рассчитанная длина катетера позволяет ввести его на нужную глубину до сфинктера, спазм которого препятствует самостоятельному выведению газов из кишечника, а его специальная конфигурация с ограничителем помогает избежать слишком глубокого введения. Катетер Windi® достаточно мягкий и гибкий, имеет гладкий закругленный конец, что обеспечивает максимальную безопасность и исключает травматизацию слизистой оболочки прямой кишки.
Перед использованием газоотводной трубочки Windi® следует помассировать животик малыша, нежно проведя рукой от правого бока к центру животика, а затем сверху вниз, чтобы направить газы к анальному отверстию. Затем сделать аналогичный массаж с левой стороны. Рекомендуется повторение массажа по 3 раза с каждой стороны. Необходимо смазывать катетер детским кремом, маслом или вазелином перед введением. Следует поднять ножки ребенка, лежащего на спине, и аккуратно вставить катетер в анальное отверстие аналогично термометру. Отхождение газов сопровождается характерным звуком. Вместе с газами может выделяться небольшое количество фекалий. Иногда требуется повторить процедуру несколько раз, чтобы достичь желаемого результата. Во время проведения одной манипуляции возможно использование одного и того же катетера несколько раз, но после ее успешного проведения катетер не следует хранить и применять повторно: его повторное использование через какое-то время может быть небезопасным. Использовать катетер рекомендуется не более трех раз в день, что не влияет на развитие привыкания и не снижает естественные рефлексы малыша.
Достаточно часто для обеспечения адекватного дыхания и гигиены полости носа новорожденного ребенка, особенно в период респираторных инфекций, рекомендуется использование назального аспиратора. В связи с тем, что отверстия ноздрей, носовые ходы в этом возрасте относительно узки, а слизистая оболочка обильно снабжена кровеносными капиллярами, при насморке возникает выраженный отек, усиливается слизеотделение, что способствует затруднению носового дыхания. Кроме того, евстахиевы трубы, соединяющие носовую и ушную полости, относительно короткие, широкие и расположены горизонтально, что часто приводит к транслокации инфекции с развитием отита.
Существует большое количество аспираторов: механические, электрические, аспиратор-груша и др., однако неоспоримым преимуществом обладают именно механические аспираторы, так они эффективны, просты и удобны в использовании и в отличие от электрических не создают лишнего шума, который может пугать ребенка.
Назальный аспиратор NoseFrida® имеет длинный отсасывающий катетер. Трубка, в которую будет поступать слизь, достаточно объемная, это позволяет обработать ребенку последовательно два носовых хода. Кончик аспиратора имеет специальную зауженную атравматичную форму. Он плотно прилегает к ноздре, что предотвращает травматизацию и раздражение чувствительной слизистой оболочки. Гигиеничность процедуры обеспечивается наличием у аспиратора NoseFrida® сменного фильтра, что полностью предотвращает возможность попадания аспирата в ротовую полость человеку, проводящего процедуру.
Литература
Т. А. Бокова, доктор медицинских наук, профессор
ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского, Москва
Уход за новорожденным: советы педиатра Т. А. Бокова
Для цитирования: Лечащий врач № 6/2018; Номера страниц в выпуске: 40-43
Теги: дети, младенцы, гигиена, выведение газов
Как правильно мыть и дезинфицировать детские игрушки
Как известно, чистота — залог здоровья. Особенно, если речь идёт о здоровье ребёнка, ведь иммунная система малыша не всегда способна справиться со множеством инфекций, бактерий и вирусов, окружающих нас на улице и дома. Часто их переносчиками являются детские игрушки: грудничок потащит в рот яркую погремушку, побывавшую на полу, а у дошколёнка наверняка появится любимый мишка, с которым так приятно гулять, а потом засыпать в обнимку.
Именно поэтому ответственным родителям важно знать, как правильно мыть детские игрушки, какое средство подойдёт для этого лучше всего и, наконец, как часто плюшевым и пластмассовым друзьям нужно устраивать банный день дома и в детском саду.
Как часто следует мыть детские игрушки?
Однозначно ответить на это вопрос сложно. Это зависит от материала изделия и среды, в которой оно находится, а ещё от того, сколько времени ребёнок проводит с игрушкой. Но ряд общих рекомендаций есть.
1. Пластмассовые и резиновые изделия чистим не реже раза в неделю, тем более если ребёнок играет с ними ежедневно.
2. Мягкие игрушки стираем 2–3 раза в месяц, а если малыш с этой игрушкой спит, то чаще. После стирки обязательно высушиваем.
3. Погремушки и грызунки чистим ежедневно. Если игрушка упала, сразу моем или протираем антибактериальными салфетками и уж точно до обработки не даём малышу.
4. Если ребёнок заболел, моем игрушки, с которыми он постоянно контактирует, несколько раз в день. Это поможет избежать распространения инфекции.
Добрый совет: если есть прибор для кварцевания воздуха, используйте его — при обработке комнаты одновременно дезинфицируются находящиеся там предметы.
Как мыть игрушки для новорождённых и грудничков?
Разберёмся, как мыть детские игрушки для новорождённых и младенцев, на примере наиболее популярных.
Уход за игрушками для грудничков обязателен 2–3 раза в день. Чтобы облегчить жизнь родителям, можно пользоваться влажными детскими салфетками. Они хорошо удаляют пыль, грязь и бактерии. Однако при серьёзных загрязнениях игрушки необходимо мыть и дезинфицировать.
Народные средства для мытья детских игрушек
С вопросом, чем мыть детские игрушки дома, если под рукой нет нужного средства, сталкивался каждый родитель. Не всегда стоит бежать в магазин — зачастую достаточно народных средств.
По возможности стоит отдать предпочтение соде или спирту — они действуют эффективнее.
Как выбрать средство для мытья игрушек?
Выбирайте средства для мытья и дезинфекции игрушек исходя из материала и типа изделия. Покупайте продукцию только проверенных брендов, безопасность которой вне сомнений.
Добрый совет: пользуйтесь моющими средствами «ВкусВилл» — они не содержат вредных компонентов, безопасны для вашего ребёнка и окружающей его среды.
Резиновые и пластмассовые игрушки
Для чистки игрушек из резины и пластмассы проще всего использовать посудомоечную машину: при температуре воды более 60 градусов вредные бактерии уничтожатся. Если же такой техники в доме нет, просто подержите игрушки в горячей воде с хозяйственным мылом или протрите хлоргексидином.
Добрый совет: после применения химических средств не забудьте промыть игрушку проточной водой и тщательно высушить.
Для чистки деревянных изделий подходят те же способы, что и для пластиковых. Но древесина хорошо впитывает влагу, поэтому такие игрушки нельзя надолго замачивать.
Большинство мягких игрушек можно стирать в машине (рекомендуемая температура и режим будут указаны на этикетке). Чтобы обезопасить текстильного друга вашего малыша, лучше использовать мешок для стирки и детский порошок. Особо деликатные изделия лучше стирать вручную.
Тщательно высушивайте мягкие игрушки, ведь влажная среда идеальна для развития бактерий. А чтобы избавиться от пылевых клещей, положите текстильное изделие на 2–3 часа в морозилку.
Добрый совет: стирайте и сушите игрушки так, чтобы ребёнок не стал свидетелем этого. Согласитесь, вид любимого слонёнка, закреплённого бельевыми прищепками за уши на верёвке, способен огорчить даже не очень впечатлительного малыша.
В наше время гаджетов необходимо знать, как мыть детские игрушки на батарейках, чтобы они не утратили функционал. Изделия с пластиковым корпусом достаточно протереть спиртом или хлоргексидином. Мягкие игрушки лучше стирать, предварительно вытащив электронные детали. Если это невозможно, выньте батарейки, обработайте изделие хлоргексидином, протрите влажной салфеткой и высушите.
Как моют и дезинфицируют игрушки в детском саду?
Разумеется, блюсти чистоту игрового инвентаря важно и в детском саду. Государственные санитарные нормы и правила (СанПиН 2.4.1.3049-13) строго регламентируют, кто, чем, когда и сколько раз должен это делать.
Добрый совет: если вы будете в курсе требований, сможете разумно контролировать, всё ли в порядке с соблюдением гигиенических регламентов в ДОУ, которое посещает ваш ребёнок.
Сейчас для дезинфекции игрового инвентаря и контактирующих с ним поверхностей в дошкольных учреждениях разрешается применять гипохлорид натрия, лиолит. Также можно использовать универсальные моющие средства «Доместос».
Отдельно скажем об игрушечных духовых инструментах — дудочках, свистелках и прочих музыкальных забавах. Такие предметы дети берут в рот, и недопустимо, чтобы малыши передавали друг другу необработанные игрушки. Поэтому воспитанникам разрешается использовать подобные инструменты только на музыкальных занятиях под строгим контролем педагога.
Важно упомянуть о гигиенических правилах при пополнении инвентаря. Перед отправкой в группы новые игрушки необходимо мыть — в детских садах это правило должно выполняться неукоснительно, и неважно, к какой категории относится учреждение: государственное оно или частное. Кроме того, для использования в ДОУ разрешены только игрушки, подлежащие дезинфекции (пластмассовые, резиновые, деревянные), а мягкие (набивные и ворсованные пенолатексные) допустимы лишь как дидактические пособия.