Чем обрабатывают рыбу в супермаркете
Требования к процессам хранения и реализации рыбы, рыбной продукции и иной продукции из водных ресурсов
Рыба и морепродукты являются источником легкоусвояемого белка, жирорастворимых витаминов и минеральных веществ, необходимых для полноценного питания человека. В предприятиях торговли выделяются целые отделы, посвященные продукции из водных биоресурсов, условия хранения и реализации рыбной продукции в которых должны обеспечивать ее качество и безопасность для потребителя.
Среди различных способов хранения рыбы и нерыбных водных объектов промысла одним из лучших, высокоэффективных и наиболее распространенных в настоящее время является холодильная обработка, обеспечивающая максимальное сохранение натуральных свойств продукта. Консервирование рыбы и нерыбных водных объектов промысла холодом основано на следующих процессах: охлаждение, замораживание, холодильное хранение.
В настоящее время применяют несколько способов охлаждения рыбы: дробленым льдом, специальными видами льда (с добавлением антибиотиков и антисептиков), охлажденной морской водой и раствором поваренной соли, смесью льда и соли.
Качество охлажденной рыбы оценивают только по органолептическим показателям и лишь в некоторых случаях также по физико-химическим и микробиологическим показателям. Охлажденную рыбу на сорта не делят. Рыба с бледными грязно-серыми жабрами, запавшими мутными глазами, кислым и гнилостным запахом слизи, припухшим кольцевым бугорком у анального отверстия и дряблой консистенцией мяса считается нестандартной и в реализацию не допускается.
Также не допускается в реализацию мороженая рыбная продукция, имеющая температуру в толще продукта выше минус 18°С, подвергнутая размораживанию в период хранения, пораженная видимыми паразитами.
Живая рыба должна проявлять все признаки жизнедеятельности, быть без механических повреждений, признаков заболеваний и наружных паразитов.
Живую рыбу сохраняют отдельно по видам в аквариумах разнообразных конструкций без ограничения срока годности. Вода в аквариумах должна быть чистой, проточной, достаточно насыщенной кислородом, дехлорированной, с температурой не более 10°С.
Живая рыба с признаками засыпания должна быть сразу выловлена и реализована как рыба-сырец (свежая) или направлена на переработку. Живая рыба семейства осетровых при первых признаках засыпания должна быть незамедлительно направлена на потрошение.
Рыба как она есть
Россия, как известно, морская держава. Но отечественная рыба чаще всего преодолевает путь от моря до прилавка в замороженном виде, в то время как импортная почему-то сплошь и рядом продается просто охлажденной. Для того чтобы понять, какую рыбу в каком виде лучше покупать, нужно хотя бы немного разобраться в ее экспортно-импортной судьбе
«Книге о вкусной и здоровой пище» 50-х годов издания говорится, что при покупке рыбы надо обращать особое внимание на ее жабры — чтобы были розовые. Глаза должны быть выпуклыми и блестящими, а тушка — упругой и приятно пахнуть. Но в магазинах эта самая тушка чаще всего покрыта инеем, а глаза и жабры вместе с головой и вовсе отсутствуют. И уж совсем непонятно, как выбирать замороженное филе в упаковке.
Например, рыба с красивым названием пангасиус продается только в виде филе. В супермаркетах средней руки этого пангасиуса любят выкладывать на лед — так же как кальмаров, треску и стейки семги. Наивный покупатель может решить, что вся эта рыба, коль скоро она лежит на льду, была в охлажденном виде доставлена самолетом с рыболовецкой шхуны прямо на прилавок. А вот и нет. Филе пангасиуса приехало к нам из Китая в состоянии глубокой заморозки. В размороженном виде оно выглядит, конечно, красивее, но кто знает, сколько времени пролежало оно на прилавке? Так что лучше уж покупать его замороженным и размораживать дома — и сразу на сковородку. То же самое касается и трески — она в основном наша, дальневосточная, но на берег доставляется уже замороженной: обрабатывают рыбу непосредственно на траулере в море. Кальмаров, откуда бы они ни были — хоть из Чили, хоть с Дальнего Востока, — тоже лучше покупать замороженными. И тем более не стоит брать, если они припахивают нашатырем — значит, лежат они здесь слишком давно, чтобы оставаться съедобными.
С семгой, лежащей на том же льду, дело обстоит гораздо лучше. Вся семга, которая продается в нашей стране, искусственно выращена в садках в Норвегии. Обращались с ней более чем нежно: перед тем как умертвить, рыбу охладили — чтобы от стресса мясо не испортилось. Охлажденная семга оказывается на прилавке всего через три дня после того, как ее вытащили из садка, замороженная — чуть позже. В их свежести можно быть уверенным, впрочем, в случае с охлажденной рыбой — проверить все-таки не мешает.
Но в целом риск получить некачественную семгу минимален, и потребитель это знает. История трехлетней давности, когда Россельхознадзор обнаружил в норвежской семге тяжелые металлы, не подорвала доверие к этой рыбе. Возможно, потому, что запрет на ввоз семги из Норвегии появился сразу после того, как береговая охрана этой страны задержала у острова Шпицберген российский траулер «Электрон» за нарушение правил рыболовства.
Потребление семги в России ежегодно растет на 50%. Слабосоленая в нарезке она перестала быть исключительно праздничной закуской — многие стали покупать ее просто к завтраку. Правда, нельзя сказать, что будут покупать и завтра, — все-таки кризис.
При покупке рыбы и морепродуктов помимо качества и свежести стоит обращать внимание и на то, как они хранились. Например, если рыба заморожена, то очень часто ее бывает вообще трудно распознать под слоем льда. Причем если льда нет совсем — это тоже плохо: рыба сохнет и теряет вкус. Чтобы замороженная рыба и морепродукты не теряли влагу при хранении, объясняет президент группы компаний «Ледово» Надежда Копытина, их специально покрывают слоем льда — так называемой глазури. По правилам ее должно быть не больше 10% от веса рыбы.
Но между поставщиками сетевых супермаркетов существует довольно жесткая конкуренция, и выигрывает тот, кто поставит как можно более качественный продукт по самой низкой цене. Понятно, что бесконечно снижать цену без потери качества невозможно, поэтому и добавляют лед, благо он почти бесплатный. А поскольку «улучшают» рыбу на всех этапах — производители, поставщики, а затем и торговля, — то содержание льда в замороженном продукте может доходить до 50–60%. Иногда, для того чтобы рыба не потеряла товарный вид, ее размораживают, вымачивают и снова замораживают. Эта нехитрая операция тоже дает прибавку веса до 50%. Правда, после всех этих процедур дошедшая до покупателя рыба распадается на волокна, а при готовке превращается в кашу. И никакие кулинарные ухищрения тут не спасут.
Икорный стандарт
Если прочитать этикетку на банке с какими-нибудь рыбными пресервами, то помимо рыбы, соли и пряностей там можно обнаружить внушительный список улучшителей вкуса, стабилизаторов и консервантов. Казалось бы, чтобы избежать всех этих добавок, стоит покупать только замороженный или свежий продукт. В действительности же в замороженную рыбу тоже добавляют консерванты и вещества, позволяющие ей долго храниться и не терять вид. Некоторое количество консервирующих веществ может содержаться даже в свежей рыбе, но больше всего добавок в готовых продуктах.
Это касается и красной икры, ставшей у нас в последнее время очень популярной. Выбор икры сейчас огромен. Даже в привокзальном продуктовом киоске вам предложат две-три баночки от разных производителей. Но если хотите получить правильный продукт, лучше покупать банку со знакомым логотипом и от крупного производителя.
Генеральный директор ЗАО «Русское море» Светлана Федосеева объясняет это так: «Я знаю, что ни мы, ни другие крупные игроки на рынке не берут икру у контрабандистов. Она плоха не только тем, что незаконно добыта, но еще и своим качеством. В контрабандную икру консервант добавляют на глазок и побольше — чтоб точно не испортилась. Если в икре начался процесс брожения, ее можно перемешать со свежей и все равно продать. Что за микроорганизмы живут в контрабандной икре, никто не знает. Зато известно, что многие мелкие предприятия берут икру, которую не взяли мы».
Красная икра в стеклянных банках стоит, как правило, дороже, но она качественнее, чем в металлических, где есть так называемые лопанцы, а сама икра помельче. В стекло же кладут самую крупную и отборную икру.
Золотая рыбка
Светлана Федосеева считает, что потребитель с каждым годом становится все более придирчивым и искушенным. Всеми любимую некогда селедку сейчас покупают в основном пенсионеры, у публики помоложе другие приоритеты. Если они и берут сельдь, то только разделанную и в каких-нибудь интересных соусах — самостоятельно выбирать кости на газетке уже никто не хочет.
Схема потребления быстро меняется: еще недавно креветки были деликатесом, а о мидиях или осьминогах мало кто слышал — сейчас же готовые морские коктейли расходятся на ура.
Чтобы рыба не потеряла товарный вид, ее размораживают, вымачивают и снова замораживают. Эта операция дает прибавку веса до 50%. В итоге дошедшая до покупателя рыба распадается на волокна
Вот только в недорогом сегменте выбирать практически не из чего. Минтая, например, днем с огнем не сыщешь. В советские времена это был едва ли не единственный «народный» рыбопродукт, не считая кильки, а сейчас он вдруг куда-то подевался. Генеральный директор «Русской рыбной компании» Дмитрий Дангауэр объясняет, что минтая меньше не стало, просто морякам выгоднее продать улов прямо в море на иностранные суда, а не везти его на берег, растаможивать и продавать своим — что гораздо дешевле. По примерным подсчетам Надежды Копытиной, за рубеж уходит чуть ли не 90% всего улова недорогой рыбы. Получается как с нефтью: мы продаем сырье, а к нам эта рыба приходит уже как импортный, например китайский, продукт — в переработанном виде и за совершенно другие деньги.
Производители рыбы и морепродуктов ждут следующего года, когда заработает новое рыболовное законодательство, которое позволит минтаю и другим традиционным промысловым сортам оставаться в России. Пока же предложение рыбы, наполовину состоящей изо льда, в профессиональных кругах считается удачным маркетинговым ходом.
Как обрабатывать продукты для защиты от коронавируса: инструкция Роспотребнадзора
Захватившая мир пандемия коронавируса заставила нас постоянно пользоваться мерами профилактики заражения инфекционным агентом для сохранения собственного здоровья. К счастью, выполнять простые действия, защищающие нас от COVID-19, совсем несложно, главное ‒ знать правильный порядок и учитывать некоторые важные нюансы. В этом материале мы расскажем вам, как именно Роспотребнадзор рекомендует обрабатывать продукты, принесенные из магазина.
Тщательная обработка свежих овощей и фруктов важна даже в том случае, если вы собираетесь в дальнейшем их варить, жарить или запекать. Несмотря на то, что высокая температура уничтожит вирус, в процессе приготовления вы можете занести инфекционный агент себе в слизистые, неосторожно потрогав руками глаза, нос или рот.
Сырые овощи и фрукты следует обрабатывать с помощью мыла, по аналогии с тем, как мы моем руки. Обильно намылив, промывайте каждый продукт в течение 20 секунд. Такая обработка будет полезна не только для избавления от вируса COVID-19, но и для очищения с поверхности овощей и фруктов химических или иных средств, которыми они были обработаны для увеличения сроков хранения.
Если вы приобрели зелень на рынке и переживаете, что она могла быть в контакте с вирусным агентом, постарайтесь не употреблять ее в сыром виде. Лучше добавьте растения в суп и проследите, чтобы еще несколько минут после того, как они были опущены в воду, жидкость прокипела.
Мясо и рыбу, приобретаемые в упаковках или без них, в ходе приготовления следует обязательно подвергать термической обработке, чтобы быть уверенными в уничтожении инфекционного агента. Не забудьте предварительно тщательно промыть тушки водой.
Товары, приобретаемые в упаковках, лучше не помещать в холодильник немытыми, так как внутри они могут соприкасаться с уже приготовленной пищей или едой, употребляемой без термической обработки. Не следует надеяться, что вирус погибнет от пониженных температур, находясь внутри холодильной камеры.
Продуктовые упаковки подлежат обработке спиртовыми или антибактериальными салфетками. Герметичные пакеты разрешается мыть водой с мылом, если грязная вода не попадет на хранящиеся внутри продукты.
Не забывайте, что обработке подлежат не только приобретенные в супермаркете продукты, но и тканевые сумки, в которых может скапливаться вирус, а также многоразовые перчатки и маски. Эффективнее всего после каждого похода в магазин стирать их вручную или с помощью стиральной машинки, в подогретой воде с обязательным использованием стирального порошка или специальных гелей.
Если вы пользуетесь одноразовой амуницией для защиты от коронавируса, ее необходимо утилизировать сразу же после использования. Не забывайте, что снимать перчатки нужно, не касаясь их наружной части, а приступать к освобождению лица от медицинский маски следует только после тщательной обработки ладоней мылом или антисептиками.
Обработка продуктов – важная и необходимая мера предосторожности. Соблюдая все правила защиты от новейшего вируса COVID-19, вы сумеете сохранить здоровье. Если в это непростое время вас часто посещают мрачные мысли, узнайте, какие способы справиться с тревожностью, вызванной коронавирусом, падением рубля и прочими неурядицами, советуют практикующие психологи.
Рыба: проблемная и прибыльная
Рыба — одна из самых перспективных, но и самых проблемных товарных категорий. С одной стороны, никто не сомневается в ценности этого продукта, с другой — существует масса ограничений, материальных и нематериальных, сдерживающих рост потребления рыбы и развитие этой категории в российском ритейле.
Разнообразный рыбный ассортимент в магазине дает возможность отстроиться от конкурентов, повысить трафик и привлечь больше поклонников здорового образа жизни.
Тем не менее в российских магазинах выбор рыбы, как правило, невелик. Причин масса. Одна из них — неумение ритейлеров работать с этим товаром.
На конференции «Рыба и морепродукты: мировые тренды розничных продаж и лучшие российские практики», проведенной порталом Retail.ru в рамках «WorldFood Ритейл Академии», представители сетей поделились своими практиками и проблемами развития рыбной категории.
По данным Информационного агентства по рыболовству, в 2019 году потребление рыбы и морепродуктов в России с учетом импорта составляет не более 12,9 кг на человека в год (в товарном весе, то есть без обрези, плавников, голов, хвостов, кишок и потрохов). Тогда как рекомендуемый Минздравом РФ объем потребления рыбных продуктов составляет 22 кг на человека в год.
С 2015 года потребление рыбы упало почти на 25 %, хотя вылов вырос с 4,4 млн тонн до 5,1 млн тонн в 2018 году. Максимум потребления рыбы — 17,1 кг на россиянина в год — был зафиксирован в 2012 году.
Рыба давно уже перестала быть дешевой альтернативой мясу, а изысканные сорта намного дороже мяса. Промысловики предпочитают работать на экспорт, а на внутреннем рынке рыба становится все менее доступной российскому покупателю, так как с 2013 по 2018 год рыба подорожала вдвое и продолжает дорожать. Например, в сентябре этого года существенно поднялась в цене красная рыба
Рыбные риски
Рыба как товарная категория сложна в работе, и риски остаются довольно высокими на всей цепочке поставки из-за коротких сроков хранения и высокой стоимости обработки. По оценке директора департамента по категорийному менеджменту московского округа сети «Магнит» Андрея Игнатова, основная опасность для ритейлера — неправильно спрогнозированный объем: дорогостоящий товар быстро слеживается, и это может негативно повлиять на прибыльность.
Важный минус — низкая логистическая доступность, сложности с обеспечением широкого ассортимента разных видов рыб и морепродуктов. Продукт становится дорогим из-за больших затрат на производство и необходимости четко соблюдать температурный режим на всей цепочке поставки. Из-за коротких сроков хранения в рыбе высокий процент списания.
Самая потенциальная, но и самая проблемная группа — свежая охлажденная рыба.
«Охлажденная рыба — это потрясающая категория, так как значительно прибавляет магазину баллы, — говорит Андрей Игнатов. — Но, с другой стороны, есть опасность, что, когда рыба слеживается, когда оборудование неправильно используется или выходит из строя, запах несвежей рыбы сразу распространяется на весь торговый зал».
Осложняют работу особенности категории. Рыба как продукт обладает высокой пищевой, но низкой энергетической ценностью. Чтобы наесться этим продуктом, надо купить его больше, чем мяса, и по весу, и по цене.
Категория очень эмоциональная и сильно зависит от вкусов и привычек питания.
Несмотря на то что РФ имеет выход к 23 морям и включает более 30 тыс. водоемов, то есть имеет возможность обеспечить поставки свежей рыбы, в большинстве регионов (кроме исторически рыбных — Северо-Запад, Юг и Дальний Восток) привыкли работать с замороженным продуктом.
Все эти условия становятся причиной низкого потребления: например, в сети «Магнит», по словам Андрея Игнатова, проникновение категории в чек, в зависимости от формата и ассортимента магазина, составляет от 0,5 до 1,5 %.
Иван Федяков, генеральный директор компании InfoLine
Общие рекомендации
Чтобы повысить продажи охлажденной рыбы, следует налаживать логистические цепочки с мест добычи, четко выстроить операционные процессы в магазине, обеспечить правильную подачу продукта и образовывать потребителя, прививать новые привычки.
«Доверие к магазину и его привлекательность — самое важное в продажах, — поясняет Андрей Игнатов, — поэтому здесь все должно быть хорошо — весь товар учтен и в наличии, установлено необходимое оборудование, присутствуют все ценники, продавцы — за прилавком и кассиры — на кассе, без этого уже нельзя, это классика. Охлажденная рыба больше связана с эмоциями, чем другие виды этого продукта, поэтому тут важны ощущения и впечатления при взаимодействии с магазином, хочет ли покупатель туда ходить и доверяет ли этому магазину».
Следует четко продумать и соблюдать процесс продаж — не просто выложить утром и снять вечером, а выстроить производственную цепочку — например, утром выкладывается охлажденная рыба на 3 часа, затем снимается с витрины и передается в цех полуфабрикатов, еще через 3 часа полуфабрикат идет на горячее блюдо. В этом случае магазин должен полностью ощущать и знать свою витрину, при таком подходе списания не растут, более того, рост продаж достигает двузначных цифр.
Важное условие — внятное сочетание цены и качества, понятный товар по понятной цене.
Следует давать покупателю знания о продукте и оказывать персонализированный сервис, задействовав специалистов по рыбе.
Оптимально, если за прилавком будет продавец-консультант, способный квалифицированно рассказать о продукте. Правильно позиционировать рыбу как продукт ЗОЖ для тех, кто следит за своим питанием. Вводить в ассортимент диетические рыбные готовые продукты и пресервы.
Делать эффектную презентационную выкладку для создания позитивного эмоционального образа.
Андрей Евстратов, собственник сети «Окрошка» (г. Муром, Владимирская область)
«Двигатель категории — замороженная рыба, упакованная навалом. Охлажденная, горячего копчения и пресервы имеют малую долю в продажах. Доходы людей в регионах не растут.
Наш покупатель — средний и средний минус, ему наплевать, как заморожена или разморожена рыба, он в первую очередь смотрит на ценник. Может быть, он готов купить более дорогую, но не имеет возможностей. При этом есть тренд на ЗОЖ, производители выпускают продукты с большей добавленной стоимостью, люди говорят «Я за ЗОЖ», но едят свинину.
Два года назад в нашей сети проходила акция «Горбуша по цене 79 руб. за килограмм», итог — рухнули продажи охлажденного мяса и курицы, которая стоила примерно столько же, сколько рыба, но уже приелась. Тогда горбуша сделала план продаж.
У нас никто не бегает за поставщиками: объявляется тендер, кто даст ниже цену, того и возьмут. Рыба покупается реже еще и потому, что ее сложнее готовить, чем курицу, не все умеют это правильно делать».
«Семья» растит доверие
Пермская сеть «Семья» сделала своей основной стратегией на 2019 год усовершенствование магазинов, в том числе открытие новых отделов, обновление оборудования и ассортимента. В рамках этой стратегии был оснащен рыбный отдел и запущен проект «Охлажденная рыба».
Сеть «Семья» работает в Пермском крае с 2002 года, в нее входят 76 магазинов, в том числе 4 гипермаркета (количество чеков в день — 18 380, средний чек — 595 руб.), 26 супермаркетов (42 556 чеков, средний чек – 348 руб.), 46 магазинов «у дома» (59 933 чеков, средний чек — 288 руб.). Владельцев дисконтных карт — 510 тыс. Объем налоговых платежей за 2018 год — 627,1 млн руб.
Как рассказала менеджер по управлению ассортиментом сети «Семья» Марина Никитина, охлажденная рыба – растущая категория, в развитие которой сеть готова инвестировать.
Одна из основных проблем проекта — недоверие людей к охлажденной рыбе. При этом отмечается рост интереса к блюдам из рыбы как части здорового питания.
Покупатели знают, что морепродукты в рационе обеспечивают организм витамином D, укрепляют сосуды, улучшают зрение, стабилизируют сон. Это вкусно и модно – ни одно ресторанное меню в мире не обходится без рыбных блюд, создается много концептуальных заведений на тему морепродуктов, СМИ публикуют информацию о пользе рыбы. Почему же не покупают?
10 декабря 2019 года в партнерстве с фирмой «1С» портал проводит конференцию «Как заработать, создавая и развивая розничные сети?» для владельцев, директоров магазинов и специалистов по розничной торговле. Присоединяйтесь!
Чтобы разрешить опасения покупателей, сеть работает над повышением доверия.
Менеджер лично объясняет, как происходит процесс охлаждения, как рыба обрабатывается и доставляется, дает свой номер телефона покупателям рыбного отдела, чтобы они могли звонить и рассказывать свое видение, делиться впечатлением о товаре.
Самое важное — доносить правду до покупателя, так как зарабатывать доверие долго, а утратить легко — достаточно единственного промаха, считает Марина Никитина.
Если стейк приготовлен из замороженного сырья, которое подвергалось дефростации, то не нужно этого скрывать. Покупатель все равно это поймет и утратит желание доверять.
В этом процессе важно партнерство игроков рынка – сетей и производителей, единые стандарты и правила. Сети «Семья» не хватает надежных поставщиков, обеспечивающих качественный товар и широкий ассортимент.
«Хочется предложить покупателю разнообразие рыбы и много способов ее приготовления, чтобы человек не смог пройти мимо витрины, — говорит Марина Никитина. — Ждем партнеров-поставщиков замороженной и охлажденной рыбы. Наш призыв к производителям: помогите соблюдать доверие покупателей к витрине!»
По мнению эксперта, у охлажденной рыбы есть потенциал роста, у замороженной — нет, поэтому нужно:
Резюмируя, по мнению эксперта, категорию охлажденной рыбы можно развивать, но надо, чтобы все — от производителя, закупщика до покупателя — были уверены в качестве.
Свежий взгляд на «заморозку»
Заморозка часто ассоциируется с дешевым и безвкусным продуктом. Но сеть магазинов формата «у дома» «Фреш Фрост» решила развенчать этот стереотип. Основу ассортимента сети составляют замороженные продукты и готовые блюда. В частности в категории «Рыба и морепродукты» представлено 30 SKU, «Полуфабрикаты из рыбы» — 20 SKU, «Готовые блюда из рыбы» — 20 SKU.
Как рассказал генеральный директор сети «Фреш Фрост» Денис Бабаев, магазин «у дома» имеет небольшую ротацию товара, так как его посещают 100–300 человек в день, и держать при таком трафике все свежее и охлажденное невозможно, как и невозможно доставить свежую рыбу в центр России.
Но многие покупатели не знают, что промысловая рыба не бывает охлажденной. На борту судна рыба находится до трех суток, и ее необходимо заморозить в течение нескольких часов.
По словам специалистов, выловленная рыба после поднятия на борт быстро направляется на обработку, с момента поднятия трала до заморозки проходит не более 5–8 часов. Все технологические операции производятся непосредственно в море на борту судов, вследствие чего рыба не теряет вкусовых качеств и свежести.
«Пытаемся донести до покупателя, что исторически все морепродукты доставлялись замороженными из того места, где выращены или выловлены, — говорит Денис Бабаев. — Но, чтобы манипулировать понятиями ЗОЖ и фреш, сетевые компании девальвируют заморозку. А заморозка — это единственный способ довезти свежий продукт».
Сегодня стали привычными и популярными замороженные премиальные торты и выпечка, овощи и ягоды, пора переносить это отношение на рыбу. Хотите свежий морепродукт — в магазине у дома он будет только замороженным.
У охлажденной рыбы есть потенциал развития, считает Денис Бабаев, но только в ассортименте специализированного магазина или гипермаркета с высокой проходимостью.
Александр Туровцев, заместитель генерального директора компании «Алеут-ВЛК» (ГК «Антей»)
Найти свой магазин с качественной заморозкой очень сложно. Сети «убили» заморозку, потому что продавали дефростированную продукцию, которую разделывали, в которую лили глазурь и снова замораживали, в итоге получая маржу обманом покупателя.
Надо рассказать покупателям о том, что самая качественная рыба — это замороженная в течение 4–5 часов после вылова. При этом никто не отменяет пользу рыбы, выращенной в искусственных условиях.
Чтобы задавать тренды на рынке продаж рыбы, нужно понимать, что это за продукт, откуда и как его применить к ЗОЖ. Еще 15 лет назад все сети торговали рыбой — какой придется, лишь бы была маржа. Теперь тенденция меняется — ассортимент расширился, люди стараются найти ту рыбу, которая им нравится.
Успех будут иметь сети, начинающие работать с производителем в тандеме, не когда переработчик пытается продать, а когда они вместе пытаются найти продукт, отвечающий запросам покупателя, и научить клиента его правильно употреблять.
Посмотрите видеоинтервью с участниками конференции «Рыба и морепродукты: мировые тренды розничных продаж и лучшие российские практики», записанные в пресс-центре Retail.ru на выставке WorldFood.
Валерия Миронова, Retail.ru
Вас также могут заинтересовать статьи: