Чем обосновано правила этикета где здесь рациональное зерно
Чем обосновано правила этикета где здесь рациональное зерно
«Если не знаете, как
поступайте по этикету»,
Прием пищи является одним из базовых процессов, которые неизбежно сопровождают людей на протяжении всей жизни.
Правила столового этикета
1. Садиться за стол надо не очень далеко и не слишком плотно к краю, также нельзя на него класть локти, можно только кисти.
2. На стуле необходимо сидеть прямо, не склоняясь над тарелкой с едой.
3. Положите салфетку себе на колени.
4. Есть следует в спокойном темпе, небольшими порциями.
5. Не тянитесь за блюдом, если оно далеко, попросите других участников трапезы передать его.
6. Не принято дуть на горячие блюда. Можно немного подождать, пока еда остынет сама.
7. Принимать пищу следует бесшумно, чтобы не испортить аппетит окружающим.
9. Супы следует черпать ложкой от себя. Этот способ убережет от брызг на одежде.
10. Масло сливочное и оливковое нужно отрезать или отливать в свою тарелку из общего сосуда. Также следует намазывать не весь кусок хлеба, а тот, который сможете положить себе в рот.
По правилам этикета сумки не должны находиться на обеденном столе ни при каких обстоятельствах. Это же правило справедливо для ключей, шляп, перчаток, очков и футляров для них, пачек сигарет. В общем, если предмет не является частью обеда, он не должен находиться на столе.
Ресторанный этикет
1. Приступать к еде можно тогда, когда всем принесли еду или напитки.
2. По ресторанным правилам этикета за столом бутылки с алкоголем открывает официант.
4. Правила поведения в ресторане гласят, что не стоит каждый раз громко чокаться, это делают только во время важных, торжественных тостов.
5. Бокал с вином держите тремя пальцами за ножку. Во-первых, Вы не запачкаете бокал пальцами, а во-вторых, температура и вкус вина не поменяются от тепла рук.
6. Наполняйте бокалы с вином меньше чем наполовину.
7. При передаче блюда следует ставить его на стол рядом с соседом, а не отдавать в руки.
8. Соль и перец мы передаем в одной подставке, не вытаскивая отдельно соль или перец.
9. Некрасиво и негигиенично пользоваться одним бокалом с соседом, брать еду из его тарелки даже при близком знакомстве.
10. Если в каком-то блюде Вам попался хрящик или косточка, нужно аккуратно вернуть несъедобный элемент обратно в ложку и переместить на тарелку (или салфетку).
11. В том случае, если кусок не прожевывается, нужно поднести бумажную салфетку к губам и незаметно избавится от него.
12. Сигналом к забору официантом тарелки послужат правильно сложенные приборы на ней.
13. Не забывайте, что приборы, если Вы ими уже пользовались, ни в коем случае нельзя класть на стол. Только на тарелку, независимо от того, будете вы ими еще пользоваться или нет.
15. Садиться за стол с сигаретой – недопустимо.
Правила поведения детей за столом
1. Детей следует приучать к этикету с самых ранних лет. Прежде всего, ребенка нужно научить мыть руки перед каждым приемом пищи. Сначала родители сами подают пример и помогают малышу, а затем это действие закрепится.
2. Во время обеда не рекомендуется включать телевизор, который будет отвлекать от еды.
3. За воротник можно заправить текстильную салфетку. Она предотвратит попадание кусочков еды и напитков на одежду. Для маленьких детей придуманы специальные пластиковые вилки и ножи. У них нет острых лезвий и зубцов, так что ребенок не нанесет себе травмы, а яркая расцветка вызовет интерес.
4. За столом следует сидеть ровно, нельзя раскачиваться на стуле и мешать другим, сидящим за столом. Недопустимы крики и громкие разговоры.
5. Важным моментом в процессе обучения ребенка хорошим манерам за столом является запрет на игры с пищей. Нужно объяснить детям, что такое поведение неприемлемо, и нельзя размазывать еду по столу.
6. После еды нужно поблагодарить за вкусный обед и попросить разрешение выйти из-за стола. Одним из способов научить ребенка правильной сервировке является привлечение его к процессу накрывания стола. Пусть малыш помогает расставлять тарелки и раскладывать столовые приборы.
7. Самое главное – быть терпеливым и не повышать голос. Возможно, ребенок не с первого раза поймет непривычные для него правила, но не стоит опускать руки и нервничать. Пример других членов семьи поможет ему быстрее адаптироваться и правильно себя вести.
Деловой этикет: правила поведения за столом
Итак, идем в ресторан на деловое свидание. Инициатор встречи должен прийти немного раньше и выбрать удобный столик. Предпочтите место, где вы сможете более-менее спокойно поговорить – подальше от динамиков с музыкой, не на проходном месте. В назначенный час необходимо встретить гостей и проводить их к своему столику.
Обычно перед входом в зал посетители подходят к зеркалу. Здесь можно только убедиться, что у вас все в порядке и только слегка поправить прическу и одежду, это касается и мужчин, и женщин. Для устранения непорядка в своем внешнем виде удалитесь в туалетную комнату.
Согласно правилам этикета, сидя за столом, следует только запястьем опираться на его край. Девушкам позволительно ненадолго опереться на стол локтём. Нельзя играть приборами, сворачивать край скатерти, протягивать под столом во всю длину ноги. Следите за осанкой, не расставляйте локти и не склоняйтесь низко над тарелкой.
Полотняную салфетку, предназначенную для индивидуального пользования, следует развернуть и положить на колени. Во время еды такой салфеткой не вытирают губы, для этих целей пользуйтесь бумажной салфеткой, и лишь завершая приём пищи, полотняной салфеткой можно коснуться губ и вытереть пальцы.
Не отказывайтесь от какого-либо блюда, говоря, что оно не нравится или вредно. Откажись вежливо и без объяснений. Не следует чрезмерно наполнять рот, откусывать большие куски. Нельзя «чавкать», причмокивать и прихлёбывать. Есть и пить надо беззвучно.
Любой кусок, находящийся во рту, должен быть проглочен, даже если блюдо совсем не нравится. Выплёвывать можно только рыбные и фруктовые косточки. То, что это делать надо аккуратно, на край своей ложки или вилки, напоминать, наверно, не надо.
Хлеб из корзинки или тарелки берут руками и пальцами отламывают маленькие кусочки. Подсолить блюдо можно ложечкой из солонки, если её нет, берите соль кончиком своего ножа. Обмакивать в общую солонку свой кусок категорически запрещается.
Если суп очень горячий, не следует дуть или мешать его ложкой, лучше подождать, пока он остынет. Клёцки, лапшу, картофель в супе при необходимости размельчают краем ложки. Ложкой черпают от себя и подносят ко рту левым широким краем. Доедая суп, слегка наклоняют тарелку левой рукой от себя. Суповую ложку нельзя класть на скатерть или салфетку, по окончании еды её оставляют в тарелке. Если бульон подали в чашке с одной ручкой, его можно пить, как чай. Если чашка с двумя ручками, бульон следует есть ложкой.
Во время обеда и ужина блюда и закуски из мяса, сыр, колбасу, ветчину не принято класть на хлеб, сооружая бутерброд, не следует их сразу разрезать на мелкие части. Лучше отрезать кусочки постепенно, пользуясь при этом ножом и вилкой. Сливочное масло намазывают на хлеб или ветчину ножом. Перед этим кусочек масла из маслёнки кладут на край своей тарелки.
Сплошные «не» скажите вы. Не расстраивайтесь, можно: быть веселым, жизнерадостным, внимательным и даже остроумным!
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Этикет – необходимость или излишество?
С понятием «этикет» связано много недоразумений, и одним из них является мнение, что этикет нужен где-то далеко и высоко – там, где общаются короли и президенты, а в нашей повседневной жизни без него прекрасно можно обойтись.
Победивший в свое время пролетариат объявил этикет мещанством и буржуазным пережитком, а его отсутствие – нормой жизни и признаком классовой чистоты.
Шариков, герой Булгакова в «Собачьем сердце», выразил это мнение емко и кратко:
«Вот все у нас, как на параде, салфетку – туда, галстух – сюда, да «извините», да «пожалуйста», «мерси», а так, чтобы по-настоящему, – это нет! Мучаете сами себя, как при царском режиме».
И до сих пор многие при слове «этикет» представляют себе церемонные поклоны, фраки, веера и фразу «Не соблаговолите ли Вы?», то есть нечто оторванное от реальной жизни, высокопарное и старомодное.
Однако сегодня этикет – это, прежде всего, умение грамотно общаться.
Ушли в прошлое книксены, реверансы и другие атрибуты аристократическо-дворянского бытия. Этикет – наиважнейший элемент эффективных коммуникаций, неотъемлемая часть профессионального навыка, общечеловеческая ценность.
К сожалению, большинство наших соотечественников не сильно утруждают себя в уважительным отношением друг к другу.
Особенно заметным это становится за границей – «нашего», как правило, легко отличить – особенно по манерам, вернее, по их отсутствию.
Мы не умеем извиняться, если кого-то случайно задели.
Мы не можем поблагодарить, за что угодно: за вкусный обед, за обслуживание, да просто за то, что человек остановился и объяснил, как пройти на соседнюю улицу. И часто дело даже не в словах, а в интонациях, в манере общения.
Современный этикет – это система межличностного общения, предполагающая, прежде всего, уважение к достоинству другого человека, даже если он нам не нравится, или мы с ним категорически не согласны.
Причем это уважение проявляется не отсутствием бранных или других неприемлемых слов, а определенными знаками, которые подчеркивают это уважительное отношение, независимо от социального положения общающихся.
Умение правильно общаться, уважительное отношение друг к другу в любой ситуации – непременные атрибуты цивилизованности.
Это необходимость, отличающая народ от населения.
Правила русского речевого этикета
Зачем нужно соблюдать речевой этикет?
В наше стремительное время нам приходится все чаще бывать на людях, общаться на самые разные темы и заводить новые знакомства. Современный человек становится более свободным в плане общения, нередко забывая об элементарных правилах приличия и тактичности, что недопустимо. Соблюдать правила речевого этикета так же важно, как и другие виды этикета, ведь это позволит лучше понимать людей и успешно вести любые диалоги с ними. Кроме того, по тому, как человек общается, можно судить о степени широты его души, образованности и позиционировании себя в обществе. Очень точно заметил в свое время Д. Лихачев, сказав следующее: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума».
В любом обществе принято соблюдать правила поведения и уделять особое внимание культуре речи. Но для того чтобы ею овладеть, необходимо иметь четкое представление о том, что означает понятие русский речевой этикет . Он представляет собой систему языковых знаков, а также правил их употребления, которые приняты в обществе. Все это необходимо для того, чтобы установить речевой контакт между ведущими беседу людьми и поддерживать общение в эмоционально положительной тональности независимо от внешних обстоятельств. Используя определенные слова и выражения, которые способны отражать национальную специфику речевой вежливости, человек может выполнить возложенную на него задачу – в максимально тактичной и услужливой форме донести до собеседника смысл своих слов.
Что значит понятие речевая ситуация?
Правила русского речевого этикета
Самыми известными и общеупотребимыми являются следующие правила речевого этикета :
Во время общения друг с другом люди пытаются передать определенную информацию: сообщить что-то, донести смысл своих слов до собеседника, побудить к чему-то, спросить или дать совет. Чтобы справиться с поставленной задачей, прибегают к совершению речевых действий. Но прежде чем начинать обмениваться информацией, следует вступить с человеком в речевой контакт. Совершать это необходимо, руководствуясь определенными правилами. Многие их не замечают, поскольку они стали привычными. Но их нарушение заметно сразу. Например, обращение продавца к покупателю на «ты» воспринимается последним как верх бестактности. О неуважении можно говорить в том случае, если один из знакомых при встрече не поздоровался. Некрасиво со стороны выглядит нежелание человека благодарить кого-то за помощь, оказанную услугу и пр. А люди, систематически не признающие свои ошибки или не приносящие слова извинений, вовсе кажутся невежами.
Русский речевой этикет накладывает ряд ограничений и запретов на эмоции, сквернословие во время общения и ведение беседы на повышенных тонах. Это не только некрасиво, но и может неоднозначно восприниматься окружающими. Форм проявления грубости огромное множество. Речь идет о заносчивости, спесивости, высокомерии, оскорблении, употреблении обидных слов и пр. Проявлением невежливости могут считаться:
Не следует уподобляться грубияну и вступать в словесную полемику. Русский речевой этикет это не приветствует. Важно корректно и максимально вежливо обратиться к человеку и поставить его на место. Оппонент, который знаком с этикетными правилами, успокоится и признает свою неправоту. В данном случае речевой этикет будет являться самым хорошим и действенным средством, которое позволит снять речевую агрессию.
Золотые правила спора и отстаивания своей точки зрения
Раз уж разговор зашел о полемике, дискуссиях, прениях, стоит знать, что существуют правила русского речевого этикета , позволяющие вести такую беседу в вежливой форме. Совсем не обязательно вступать в пылкий спор, доказывая что-либо оппоненту и сопровождая свою речь активной жестикуляцией и громким голосом. Хотите, чтобы вас услышали? – Говорите тише! Так гласит народная мудрость, проверенная веками. Действительно. Политики, которые часто выступают по телевидению и отвечают на провокационные вопросы или возражения оппонентов, редко позволяют себе вести себя вне рамках этикетных правил. Вывести человека из себя – легко, но держать себя в руках и корректно отвечать на замечания оппонентов – обязанность не только публичных людей, но и каждого из нас. Не нужно вести себя как на войне. Разговор, каким бы он ни был, – это в первую очередь процесс взаимодействия двух и более людей, стремящихся проявить по отношению друг к другу уважение. Отсутствие желания возвыситься над собеседниками и грамотная речь – вот признаки вежливого и тактичного человека. Эти качества повышают степень доверия к таким людям, способствуют поддержанию разговора на одной волне, достижению поставленной цели и эффективной передаче информации.
Как в лучших домах Лондона и Парижа: 5 правил этикета за столом, которые нужно знать
В современном обществе к этикету относятся как к чему-то устаревшему. А зря! Базовые правила стоит знать всем — об этом и пойдет речь в нашей статье.
Как появился этикет
Этикет — это свод общих правил подобающего поведения в обществе. Этот термин появился впервые при дворе французского короля Людовика XIV. Перед мероприятием всем гостям раздали карточки, в которых были прописаны основные правила поведения.
Правила существовали и ранее, во времена Средневековья, просто они не были зафиксированы. Они сводились к тому, что гостей высаживали за столом в определенной последовательности. А столовые приборы? Их просто тогда еще не было.
Вилки и ложки стали появляться в Европейских странах с 15 века, и с тех пор их использование стало обязательным во время банкета. В эпоху Просвещения нормы этикета стали более демократичными и получили распространение среди разных сословий.
На Руси также существовали нормы поведения во время трапезы: например, в начале все гости выпивали чарку спиртного и закусывали его хлебом. На столе присутствовали дорогие приборы, но они играли больше декоративную роль и служили показателем благосостояния хозяина.
Европейские манеры поведения за столом пришли в Российскую империю во времена правления Петра I. Об этом свидетельствует и мода на французский язык среди высшего сословия. Позже основные правила этикета распространились среди менее образованного населения.
Основные правила поведения за столом дома и в ресторане
1. Правила этикета за столом
Столовые нормы поведения включают в себя правила обращения со столовыми приборами, культуру общения с гостями, организаторами и официантами.
Рассадка гостей банкета или застолья:
2. Правила этикета при общении с другими гостями
Этикет также включается правила взаимодействия со всеми участниками банкета:
Подобные правила важно соблюдать на официальных банкетах, где много не знакомых друг с другом людей. В семейных и дружеских застольях некоторыми нормами этикета можно пренебречь при условии, что все участники чувствуют себя комфортно.
3. Правила этикета при использовании салфеток и столовых приборов
Салфетки
Если во время застолья один из гостей пролил напиток или опрокинул блюдо, нужно позвать официанта для уборки.
Столовые приборы
Если банкет проходит в ресторане, то каждое блюдо нужно есть отдельными столовыми приборами :
4. Предназначение столовых приборов
Чтобы правильно использовать столовые приборы, нужно знать их предназначение:
5. Как по этикету класть столовые приборы в ресторане
С помощью специальных знаков можно сообщить официанту необходимую информацию :
Главное, не запутаться в жестах и быть уверенной, что персонал заведения также владеет правилами этикета.
Как научить ребенка правилам поведения за столом
Детей стоит приучать к этикету с раннего возраста в игровой форме:
Не стоит повышать голос, будь терпеливой и подавай личный пример — так ребенок быстрее освоит нормы этикета.