Чем обломов выше своих гостей
Чем Обломов выше своих гостей?
Чем Обломов выше своих гостей?
Тем, что он живет, так, как ему нравится и не зависит от общества.
И еще что онобразован, он благороден, честен, у него есть понятие о добре и зле.
Он знает, что многие его слуги из усадьбы его обманывают, но не хочет зла даже им.
Обломов образы гостей обломова?
Обломов образы гостей обломова.
Помогите ответить на вопросы по роману «Обломов» :1?
Помогите ответить на вопросы по роману «Обломов» :
Кто такой Илья Ильич?
3. О чем он разговаривает со своими гостями?
4. На каком он уровне с гостями?
5. Жизнь Обломова в Питере
Какое образование получил Обломов?
Написать вывод о гостях Обломова из романа «Обломов»?
Написать вывод о гостях Обломова из романа «Обломов».
Роман «Обломов»?
Кто такой Илья Ильич?
Гости Обломова : Кто они, их занятия, оценка Обломова этих гостей.
Чем Обломов выше своих гостей 5глава.
Жизнь Обломова в Питере 6глава.
Отношение к учебе, хоз.
Вопросам, имению 7, 8, 9 главы.
Образ Захара 10глава.
2. Чем Обломов выше своих гостей?
3. А почему писатель иронизирует над ним в этих сценах?
Роман «Обломов»Перечислить гостей Обломова в том порядке, в котором они появляются?
Перечислить гостей Обломова в том порядке, в котором они появляются.
Какую роль для понимания Обломова и его жизни играют диалоги и встречи с гостями?
Какую роль для понимания Обломова и его жизни играют диалоги и встречи с гостями?
, Чем Обломов выше своих гостей?
Почему писатель иронизирует над ним в этих сценах?
Какую роль для понимания Обломова и окружающей его жизни играют его встречи и диалоги с посетителями, гостями?
Какую роль для понимания Обломова и окружающей его жизни играют его встречи и диалоги с посетителями, гостями?
Чем Обломов выше своих гостей?
Договор и пленный рыцарь.
Его исцелила брага которую освятили калики перехожие.
Яркое солнце, чистое голубое небо, длинные жаркие дни — это основные признаки прихода долгожданного лета. Природа наливается всевозможными радужными красками : деревья и кусты одеваются в пышные одежды из зеленых листьев, цветы радуют буйным цветени..
Потому что мы будем не культурнами, если не будем владеть языком, надо хорошо разговаривать, чтобы с нами общались.
Ну например что они обе спят.
Объясни нормально задание, если объяснишь помогу по Фонвизину.
Гости Обломова в произведении И.А. Гончарова и цель их прихода
Череда посещающих
На протяжении развития действия к главному герою начинают приходить самые разные люди. Посетители Обломова различаются по внешности, характерам и возрасту. Чаще всего навещают Илью Алексеев и Тарантьев. Эти 2 гостя имеют разительные отличия в поведении и характере. Один громогласный, грубый и наглый. Другой тихий, необычайно кроткий и даже робкий. Казалось бы, совершенно разные по поведению, они на самом деле имеют общие недостатки:
Остальные посетители не столь часто навещают героя и не входят в близкий круг его общения. Их визиты связаны со случайными стечениями обстоятельств. Зайдя в гости на минутку, каждый из визитеров быстро понимал неуместность посещения. Сообщив какую-либо новость, все они стремились быстрее уйти из этого неуютного дома.
Для Обломова знакомые являлись неким раздражением. Он совсем не хотел возвращаться в светский мир, полный интриг и лишних действий. Даже сама мысль, что придется куда-то идти, была ему совершенно не по душе, поэтому Обломов не желает с ними встречаться, чтобы прекратить бессмысленную жизнедеятельность.
Илья Ильич ощущает холод, идущий от пришедших, причем как в прямом, так и переносном смысле.
Образы гостей
Характеристика гостей Обломова неоднозначна и разношерстна. Своеобразная таблица образов, выстроенная автором, позволяет понять, в какой среде общался герой перед тем, как прийти к мнению, что диван для него дороже, чем светский образ жизни. Гончаров представляет своеобразный парад гостей Обломова:
Другие люди
Алексеев. Описание персонажа, которое дает автор, говорит, что это робкий человек, не имеющий собственного мнения. Чтобы быть замеченным, он подстраивается под других и, поэтому непримечателен внешне и внутри. Главной целью посещения гостя является возможность поесть за счет хозяина. Но именно этому тихому гостю Обломов готов высказать свои проблемы.
Тарантьев. Давний приятель и земляк героя, имеющий грубый нрав и шумное поведение. Он постоянно ругается и всем недоволен. Но при этом сам старается обмануть окружающих.
Доктор. Последний в длинном списке посетителей, этот человек наносит краткий визит с определенной целью, чтобы проверить здоровье пациента. Как врач, этот человек очень обеспокоен образом жизни Обломова и старается убедить изменить поведение. Уверенный в себе доктор вызывает неподдельный интерес героя. Квартира кажется клеткой и герой подумывает сменить место жительства, чтобы изменить себя. Но это лишь минутное просветление, которое также быстро угасает.
Все эти люди пытаются вытянуть главного героя из болота бездействия. Но сам он этого не желает, говоря про себя, что тогда и жить некогда.
Отношение к посетителям
Оценка, которую Илья Ильич дает каждому из гостей, отражает его понятие о жизни и месте человека. Для подтверждения этого автор создал целые цитатные списки высказываний главного героя по поводу гостей. Они отличаются яркостью и неоднозначностью.
Хотя Обломов не ведет активную общественную деятельность, но узнает о происходящих событиях от посетителей, каждый из которых преследует свою цель. Правда, их попытки приобщить Илью Ильича к более активному образу жизни, обречены на провал. Для него сама мысль исполнять роль успешного человека невыносима, так же как и коллективный труд на благо общества.
Но несмотря на отвержение чуждых взглядов на жизнь, и всего того, что может предшествовать активизации действий, Обломов искренне радуется приходу гостей и роль радушного хозяина его не напрягает.
Особое место в произведении занимает глава об отношениях главного героя к Ольге Ильинской. Этой скромной и аристократичной девушке почти удалось вытащить Илью Ильича из болота бездействия. Но он испугался необходимости предпринимать действия по ее завоеванию и играть активную роль человека семейного. Даже то, что Ольга относится к нему с симпатией, не заставило пересмотреть жизненные принципы.
В сущности, большинство из друзей Обломова мало отличаются от него по отношению к жизни. Все это нужно понимать при написании сочинения на тему «Чем Обломов выше своих гостей». Они только делают вид, что их жизнь имеет особый смысл, а на деле остаются типичными представителями интеллигенции, главная цель которых — добиться высокого положения в обществе.
Главный герой, в отличие от своих гостей, отрекается от такого существования, говоря, что подобная жизнь ничтожна и бессмысленна. Основное содержание и смысл, который стремится донести до читателя автор, заключается в наступлении царства обломовщины. Причем это не всегда происходит явно. Иногда за пустой болтовней некоторых людей скрывается нежелание действовать и тем более что-то менять в свой жизни.
Вопрос по поводу рассказа «Обломов»
Гости Обломова играют большую роль в произведении, так как автор подчеркивает, что пуста и ничтожна не только жизнь Ильи Ильича, но и жизни его посетителей.
И. А. Гончаров, вводя образы гостей Обломова, подчеркивает неоднозначность образа главного героя. Описание жизни Волкова, Судьбинского, Пенкина, Алексеева и Тарантьева важно в раскрытии авторского замысла. Все посетители Ильи Ильича являются такими же обломовцами, как и сам главный герой. Они делают вид, что их жизнь имеет цену, однако гости Обломова на самом деле ничего не стоят. Это типичные представители светского общества, для которых стремление обрести высокое положение – самое важное в жизни. Обломов мог быть похожим на своих гостей, однако он отрекается от такой жизни, показывая, что она пуста и ничтожна. Так выражается авторская позиция: жизнь Обломова пуста, но и ничтожны жизни его посетителей. И. А. Гончаров показывает царствование обломовщины.
Образы гостей
Волков – первый посетитель. Он рассказывает Обломову о своей жизни, делясь подробностями о том, что она полна различных мероприятий и праздников. Волков – веселый и модный человек, который ведет праздный образ жизни.
Второй посетитель – Судьбинский. Это бывший сослуживец Обломова, который, в отличие от главного героя, ценит свою службу и свое положение в обществе.
Пенкин – третий посетитель Обломова. Это писатель, который пишет обо всем подряд. Пенкин часто работает над произведениями, даже по ночам, что говорит о том, что его творчество пусто и продажно.
Четвертый гость Обломова – Алексеев. Это никем не заметный человек, имя которого даже никто не запоминает. Алексеев привык к тому, что его называют то Васильевым, то Андреевым. Герой является таким человеком, который привык подстраиваться под других людей.
Тарантьев – пятый посетитель главного героя. Это грубый и недоброжелательный чиновник, любящий поскандалить с окружающими людьми. Тарантьев пользуется доверчивостью Обломова и пытается завладеть его деревней.
Описание гостей Ильи Обломова и его отношение к ним
Главный герой романа И. А Гончарова «Обломов» ведет асоциальную жизнь, не имеет общественной деятельности, но все же не выброшен на обочину судьбы. В первых главах романа к герою периодически приходят всевозможные знакомые, преследующие определенные цели по отношению к Обломову. Его гости — люди, занимающиеся различной деятельностью и имеющие несхожие интересы: молодые и старые, бедняки и богачи, занятые и ленивые.
Персона номер один
Первым гостем «с холода», посетившим главного героя, был Волков. Это блестящий молодой человек, возрастом не более 25 лет, предпочитающий службе активную светскую жизнь. По его словам, он успевает посетить до 10 мест всего за один день. Он щеголь, то есть человек, любящий красивую одежку, начиная со шляпы и фрака, заканчивая перчаткой на шнурках и карточкой с согнутым углом. Влюблен в Лидию Горюнову.
С гостеприимством приняв его, Илья Ильич и сам невольно оживляется. Ему на ум приходит интересное рассуждение, что иногда бывает «недурно заглянуть и в театр и влюбиться в какую-нибудь Лидию».
Казалось бы, еще немного и Обломов будет готов сделать шаг в совершенно новую жизнь. Но он быстро приходит в себя, проникаясь сочувствием к Волкову: посещение десяти мест каждый день — признак несчастного человека, который распыляется среди пустых желаний и суеты. Такая жизнь никогда не сможет заменить ему радости от спокойного и размеренного существования.
Из разговора Волкова с Обломовым становится понятно, что они имеют много общих знакомых, с которыми раньше их обоих сводила судьба. О дружеской симпатии Волкова говорит легкость, с которой он доверяет свою влюбленность, а также и бескорыстные попытки вывести Илью Ильича в свет.
Образы гостей
Волков – первый посетитель. Он рассказывает Обломову о своей жизни, делясь подробностями о том, что она полна различных мероприятий и праздников. Волков – веселый и модный человек, который ведет праздный образ жизни.
Второй посетитель – Судьбинский. Это бывший сослуживец Обломова, который, в отличие от главного героя, ценит свою службу и свое положение в обществе.
Пенкин – третий посетитель Обломова. Это писатель, который пишет обо всем подряд. Пенкин часто работает над произведениями, даже по ночам, что говорит о том, что его творчество пусто и продажно.
Четвертый гость Обломова – Алексеев. Это никем не заметный человек, имя которого даже никто не запоминает. Алексеев привык к тому, что его называют то Васильевым, то Андреевым. Герой является таким человеком, который привык подстраиваться под других людей.
Тарантьев – пятый посетитель главного героя. Это грубый и недоброжелательный чиновник, любящий поскандалить с окружающими людьми. Тарантьев пользуется доверчивостью Обломова и пытается завладеть его деревней.
Визитер Судьбинский
Этот персонаж является вторым, кто пришел в гости к барину. Он успел пригласить известного домоседа проехаться в Екатерингоф. Характеристика гостя Обломова такова:
Отношение к Илье Ильичу давно успело перейти за рамки обычного приятеля по службе, найдя место настоящей дружбе. Это становится очевидным не только благодаря теплоте обращения, но и, прежде всего, из-за приглашения Обломова быть на свадьбе Судьбинского шафером.
«Увяз, любезный друг, по уши увяз» — такой цитатой обращается к своему приятелю главный герой произведения.
Обломов проникается глубоким сочувствием к судьбе своего старого друга, обреченного с двенадцати до пяти часов дня и с восьми до двенадцати вечера просиживать свою жизнь за постоянной работой. Судьбинский сможет многого достичь в своей жизни: нахватать чинов, обрести богатство и признание, но одновременно он упустит саму жизнь с ее чувствами, волей, будучи невнимательным ко всему действительно прекрасному, что может составить подлинное счастье человеческой души. Его сознание забито одной лишь рутиной, что хорошо понимает Обломов.
Значение образов
Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев и Тарантьев приходили к Обломову, так как они знали, что владелец дома радушно примет их, накормит, напоит, даст «курить хорошие сигары».
И. А. Гончаров, вводя образы гостей Обломова, подчеркивает неоднозначность образа главного героя. Описание жизни Волкова, Судьбинского, Пенкина, Алексеева и Тарантьева важно в раскрытии авторского замысла. Все посетители Ильи Ильича являются такими же обломовцами, как и сам главный герой. Они делают вид, что их жизнь имеет цену, однако гости Обломова на самом деле ничего не стоят. Это типичные представители светского общества, для которых стремление обрести высокое положение – самое важное в жизни. Обломов мог быть похожим на своих гостей, однако он отрекается от такой жизни, показывая, что она пуста и ничтожна. Так выражается авторская позиция: жизнь Обломова пуста, но и ничтожны жизни его посетителей. И. А. Гончаров показывает царствование обломовщины.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Гости Обломова», рассмотрит образы пятерых посетителей главного героя романа «Обломов», отношение центрального персонажа к своим гостям, а также продемонстрирует значение образов Волкова, Судьбинского, Пенкина, Алексеева и Тарантьева в произведении.
Посетитель Пенкин
Не прошло и часа после предыдущего визитера, как перед хозяйской кроватью оказался худощавый господин, одетый с ярко подчеркнутой небрежностью. Персонаж являлся начинающим литератором, автором многочисленных статей и рассказа «Как городничий бьет мещан по зубам».
Он приверженец реалистического направления в литературе, поддерживает обличение общественных пороков в злых и насмешливых формах. Стоит за открытые нападки на «голую физиологию» проблем общества без дополнительного углубления в причину их появления. Хотя их мнения об общественных трудностях сильно расходятся, относится к Илье Ильичу дружелюбно и по-приятельски.
Урок по литературе «Один день из жизни Ильи Ильича Обломова. «Парад знакомых» Обломова.
«Один день из жизни Ильи Ильича Обломова.«Парад знакомых» Обломова».
сформировать умение анализировать художественный текст; определить жанр произведения; выявить особенности художественной манеры И.А.Гончарова; определить роль детали в характеристике образа Обломова; определить роль главы про посетителей главного героя;
развивать образное мышление учащихся через эмоциональное восприятие текста, развивать творческие способности школьников;
воспитывать нравственные черты характера: душевность, доброту, трудолюбие, неприятие лени.
Урок анализа произведения.
I. Организационный момент (3 мин.)
— Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы начнем знакомство с романом И.А.Гончарова «Обломов». Тема нашего урока: «Один день из жизни Ильи Ильича Обломова. «Парад знакомых» Обломова». Мы попробуем выявить особенности художественной манеры писателя, определить роль детали в характеристике образа Обломова, выявить противоречия в характере главного героя. Запишите в свои тетради эпиграф к уроку:
«Родов дряхлеющих обломок
(И по несчастью не один)
Бояр старинных я потомок…»
В конце урока мы вернемся к словам А.С.Пушкина и попытаемся понять, почему именно данные слова взяты в качестве эпиграфа к уроку, являются ли они объяснением причин апатичной жизни главного героя произведения.
I. Вступительное слово учителя. Создание мотивации и эмоционального настроя на анализ произведения (3мин)
(Вступительное слово учителя об истории создания романа Гончарова «Обломов». Дети внимательно слушают сообщение учителя, отвечают на вопросы с целью определения жанра произведения.)
Замечательное творение И.А.Гончарова «Обломов» вышло в свет в 1859 году. Первоначально Гончаров печатает в 1849 «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа» в журнале «Современник». Гончаров хотел продолжить работу, но «все выходило длинно, тяжело, необработанно, все в виде материала». Активная работа над романом началась в 1857 году, когда Гончаров приезжает в Мариенбад. «Постепенный упадок сил, апатия и угрюмость оставляют писателя, и происходит то, что позже назовут «мариенбадским чудом». Буквально за семь недель было создано почти все произведение.
Каков жанр произведения?
Назовите признаки романа.
(описывает широкий круг событий и жизненных явлений, показанных в развитии)
Перед нами не просто роман, а роман-монография. Гончаров имел в виду свой замысел написать историю жизни одного человека, представить глубокое психологическое исследование отдельной биографии. Это на редкость центростремительное произведение. К центру – главному герою – стягиваются все сюжетные линии, к нему обращены характеристики других персонажей. Илья Ильич Обломов – средоточие идеи романа, в нем «душа» книги. Понять эту «душу» — значит «разгадать лучшее создание Гончарова, познать идейную сущность произведения.
II. Первичное восприятие романа (5мин)
(Цель: определить сюжетно-композиционные особенности романа, выявить первичное впечатление о герое.
Учитель задает вопросы на выявление первичного впечатления о герое, а учащиеся отвечают на поставленные вопросы.)
Каковы композиционные особенности романа? Каков сюжет?
Какова роль первой части романа?
(первой части романа писатель отводил роль пролога, введения в роман. Здесь совершается как бы представление
героя читателю).
Каковы ваши первые впечатления о герое?
III. Работа с текстом художественного произведения
(58мин)
(Учитель задает вопросы и задания, акцентирующие внимание учащихся на эмоциональной тональности произведения, делает необходимые комментарии к ответам и репликам учащихся. Дети принимают активное участие в обсуждении вопросов, используют цитаты из текста для аргументации своей точки зрения.)
Обратимся же к роману и проследим, как автор постепенно, со всей полнотой раскрывает нам образ Ильи Ильича Обломова.
С чего начинает свое повествование Гончаров?
(с характеристики героя)
Прочитаем портретную характеристику героя (часть первая
,
глава 1).
(один из учеников читает портретную характеристику
героя)
Обратите внимание, что возраст героя неопределенный (32-33года). Почему автор делает акцент на этом?
(к этому возрасту уже следует чего-то добиться в жизни: иметь имение, жениться, построить карьеру; это время принятия ответственных решений)
А что имеет Обломов?
Найдите в характеристике героя ключевые слова, определяющие его особенности.
(беспечность, усталость, скука, мягкость, добряк, изнеженность, лень, апатия, «лежание»)
Гончаров указывает на черты обрюзглости, приобретенные к 30 годам от неподвижного образа жизни, на изнеженные руки, не привычные к труду, на пухлые плечи, не испытавшие тягот жизни. Одним словом, это изнеженная натура. Но на лице мысль как отражение умственной деятельности героя.
Что мы можем сказать о характере Обломова по его портрету?
(портрет противоречив:
с одной стороны — доброта, мягкость, душа, с другой — апатия, лень, отсутствие деятельности)
А не заложена ли эта противоречивость уже в самом имени героя?
Что символизирует фамилия героя Обломов?
(неудача, апатия, крушение планов, нежелание делать что-либо)
Какой смысл несет в себе имя Илья?
(Илья с древнееврейского означает «божья помощь». Илья – пророк, взятый живым на небо. Илья жил в царстве Аахава. В то время когда язычество стало распространяться в еврейском народе, Илья смело выступил против этого, обличая царя и народ, за что подвергся преследованию.
Илья Ильич «Илья в квадрате» — достойный продолжатель родовых традиций. Настоящее и прошлое слились и перемешались).
Как вы думаете, давая своему герою имя Илья, соотносил ли его Гончаров с этими толкованиями?
Таким образом, противоречия проявляются уже в имени и фамилии персонажа. В имени – большие задатки, задатки в квадрате, сила, божественность. А фамилия сводит на нет все начинания, ломает, крушит личность.
Обратите внимание, как Гончаров заставляет нас принять своего героя таким, каким его изначально задумал. Писатель начинает с главного – с характеристики своего героя, а потом четко очерчивает пространственные границы вокруг него. Ответив на вопрос «кто?», он отвечает далее на вопрос «где?».
Каковы эти границы? Куда мы попадаем при чтении романа? В какой город? На какую улицу? В какой дом?
(«В Гороховой улице, в одном из больших домов, населения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов.»)
Петербург – столица с яркими и замечательными архитектурными постройками, завораживающие своей красотой, огромное количество театров, кино, то есть город, где есть огромное количество возможностей.
Но что нас удивляет?
(удивляет то, что Обломов в этом столичном городе лежит на диване)
Гороховая улица – одна из главных улиц Петербурга, в ней жили представители высшей аристократии, которая вышла уже на покой (отставные чиновники, военные). Это респектабельный, но тихий район. Здесь живут люди, скопившие капитал, чтобы далее вести спокойную жизнь.
Гончаров использует здесь прием ступенчатого сужения образов. Сначала мы попадаем в Петербург, на одну из главных аристократических улиц столицы, затем в большой многонаселенный дом, наконец в квартиру и спальню главного героя.
Каким образом писателем сужаются пространственные границы вокруг Обломова?
(герой не выходит из дома, живет в одной комнате из трех, проводит практически весь день на диване)
Что тем самым хотел сказать нам писатель?
(автор указывает на самоограничение героя, добровольное затворничество, указывая тем самым на ограниченность натуры)
Как описывается обстановка его комнаты?
Прочитаем цитаты из текста(глава 1, часть первая)
(дети читают описание комнаты героя)
Что можно сказать о характере о образе жизни Обломова по обстановке в его квартире?
(комната вполне отвечает своему хозяину. Запустение, неуклюжесть и отсутствие видимости человеческого присутствия)
О чем символизирует закрытые занавеской окна?
(отгороженность от жизни, от внешнего мира)
Композиция, стиль, художественная манера Гончарова обнаруживает прямую зависимость от художественной манеры какого писателя? Образ какого героя напоминает нам образ Обломова?
(Гоголь «Мертвые души», Манилов)
Что сближает и разводит героев?
(Как и в главе о Манилове, вслед за портретом описывается обстановка его комнаты: личность раскрывается через вещи, ее окружающие. Кругом пыль, пожелтевшие газеты. У Манилова на столе книжка, которую он читал два года, с закладкой на четырнадцатой странице; страницы книги Обломова покрылись пылью и почернели. Мечты Манилова приземлены и в, конечном счете, все у него сводится к некоему материальному благу: к генеральским почестям, славе в обществе. А Обломов в своем воображении испытывал высокие помыслы, всеобщие человеческие скорби. Обломов убежден, что в реальном мире нельзя осуществить высокие мечты, найти высокие идеалы. А у Манилова все по-другому. Он как раз-то признает и даже высоко ценит светскую жизнь. И все-таки и тот и другой – бесплодные мечтатели.)
В русской литературе, изображая дворянина, писатели огромное внимание уделяли костюму героя. Вспомним Евгения Онегина (на нем панталоны, фрак, жилетка, как денди лондонский одет), рафинированного и утонченного Печорина, который, путешествуя, оставался в крахмальном белье. А Обломов? Во что он одет? На нем халат.
Гончаров в первой главе создает целую поэму халату Обломова. Эта деталь затем последовательно используется писателем.
Прочитайте описание халата. Как он характеризует своего владельца?
(предпочитает не переодеваться в течение дня без надобности, халат шелковый как показатель состоятельности героя; на нем нет ни одного шва, чтобы хозяин не чувствовал какой-либо стесненности в движениях)
Какой символический смысл несет в себе халат?
(символ покоя, лени; как отражение «Я» Обломова, его сущность)
Обратите внимание на положение домашних туфель героя. Опуская ноги на пол, он непременно попадал в них сразу.
Деталь – ведущий художественный прием; средство раскрытия характеристики персонажа.
Каковы временные границы вокруг главного героя в первой части?
(первая часть романа повествует об одном дне героя)
Почему автор выбрал именно этот день? Что происходит за это время?
(типичный день Обломова, ничем не примечательный, лишь приход посетителей да письмо от старосты нарушают привычный распорядок)
Парад гостей во второй главе – еще один прием раскрытия характера Обломова. Этот парад искусственен: гости сменяют друг друга в строгом порядке, а беседы Обломова с ними построены по единому плану. Появление гостей раздвигает пространственно-временные рамки романа и позволяет автору представить различные сферы Петербурга.
Перечислите посетителей Обломова.
(Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев)
Какой единый церемониал надлежало соблюсти гостям в доме Обломова?
(звонок в передней как сигнал к появлению гостя, приветствия, установление дистанции, приглашение Обломова на прогулку и его отказ, попытка Ильи Ильича рассказать о «двух несчастьях» каждому из посетителей и реакция на это последних, уход гостя и комментарии Обломова по факту визита)
Проанализируем
детали, характеризующие облик и суть деятельности каждого посетителя Обломова (часть первая, глава 2). В ходе анализа заполним таблицу:
Парад гостей.
Первым появляется у Обломова Волков. Какие детали, характеризующие облик и суть деятельности, отмечает И.А.Гончаров? Прочитаем.
(не дает сказать ни слова, переводит разговор на интересующую его тему)
(о его равнодушии к Илье Ильичу)
Почему Обломов считает Волкова несчастным?
(«В десять мест в один день – несчастный! И это жизнь! Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»)
В чем смысл жизни этого героя?
(светские вечера, светская жизнь)
Волков олицетворяет собой светский Петербург.
Следующий посетитель — это Судьбинский – бывший сослуживец Ильи Ильича.
К каким художественным деталям описания гостя прибегает писатель? Прочитаем.
Но за внешней суетой мы видим пустоту и ничтожность этой деятельности, называемой общественной. И дело не только в том, что он не умеет трудиться, а в том, что тупая тараканья погоня за чинами не дает ничего душе.
Какова его реакция на попытку Обломова рассказать о «двух несчастьях»?
(уходит от разговора)
Почему Обломов считает Судьбинского несчастным?
(«И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое… Несчастный!»)
Олицетворением чего является Судьбинский?
Вслед за Судьбинским к Обломову приходит Пенкин – беллетрист, писатель, ратующий за реальное направление в литературе.
Как характеризует гостя писатель? Прочитаем.
Каковы темы его творчества? О чем они свидетельствуют?
(темы для творчества – пошлые и банальные. Даже названия свидетельствуют о примитивном уровне творчества «Любовь взяточника к падшей женщине».)
Как ведет себя Обломов при разговоре с Пенкиным?
(кричит, с жаром выступает, тема их разговора пробудила Обломова к спору; он встает ненадолго с дивана, но и здесь Обломов не видит души, духовных устремлений, а только пустую суету.)
Почему и его Обломов считает несчастным?
(После заполнения таблицы учитель подводит итог, систематизируя полученные рассуждения и выводы по каждому из посетителей. Дети делают записи в тетради.)
Высказывание Обломова о гостях – последовательная критика неполного, узконаправленного, функционального существования. Он осуждает петербургских деятелей за отсутствие серьезных интересов, за страстное стремление к карьеризму и накопительству, за взаимное недоброжелательство, прикрытое взаимной любезностью.
Посетители Обломова олицетворяют три жизненных пути, которые мог бы пройти Обломов: стать избалованным пижоном, как Волков, начальником отделения, как Судьбинский, писателем, как Пенкин. Обломов же уходит в созерцательное сознательное бездействие, желая сохранить свое человеческое достоинство и свой покой.
III. Подведение итогов (3мин)
Соответствует ли подобранный эпиграф к уроку теме и проблеме романа? Являются слова А.С.Пушкина объяснением причин апатичной жизни героя?
В начале урока каковы были ваши впечатления о герое?
А после разбора отдельных эпизодов ваше отношение к герою изменилось?
Почему Обломов такой? Всегда ли халат, домашние тапочки, диван были спутниками героя?
Найти ответы на эти вопросы нам поможет разбор и анализ глав, где повествуется о детстве Обломова и его сне, которые мы рассмотрим на следующем уроке.
IV. Домашнее задание (2мин)
Напишите развернутый ответ на вопрос в письменной форме: «Меняется ли ваше отношение к Илье Ильичу после «парада знакомых»?»
Безликий господин
Другим лицом, незаметно вошедшим в дом Обломова, оказался то ли Иван Иванович, либо Иван Васильевич, может быть, Андреев — сразу не угадать. Портрет Алексеева таков: лицо обезличенное, без какой-либо яркой, запоминающейся черты, которая могла бы отметиться в памяти. Эту сущность вряд ли кто-то заметит, если она окажется рядом.
Будучи мягкотелым, Алексеев может легко увязаться за случайным знакомым. Он не знает слово месть, обида или злость. Чтобы с ним не делали, он останется добр и ласков только потому, что иначе просто не умеет. История его тоже самая обыкновенная, что и рассказывать ее не стоит.
Обломову от его присутствия ни жарко, ни холодно. Алексеев не может что-то посоветовать, но он внимательно слушает, что позволяет хозяину немного облегчить свою душу, рассказав о своих неприятностях с квартирой, а также о письме старосты.
Волков
Жизнерадостный молодой человек беспечен и весел. Он делится с Ильей последними новостями, хвастается новыми вещами. Гость – модник, любящий щегольнут одеждой из последних коллекций. У него красивая прическа. Жизнь Волкова – бурный праздник. Он успевает за один день посетить 10 разных мест:
«В десять мест в один день – несчастный!».
Волков пытается изменить у Обломова отношение к женщинам. Мысли, а не влюбиться ли, посетили хозяина и тут же растаяли. Насыщенная жизнь не вызвала у Ильи зависти. Он посчитал, что его уравновешенный и спокойный образ жизни, лучше.
Михей Андреевич
Парад гостей продолжил Тарантьев. Смотрел он на всё с крайней угрюмостью и с нескрываемым презрением, готовый запросто сорваться и нагрубить каждому, кто к нему обратится. Это касалось и близких приятелей, которые, даже приняв его у себя дома и приятно угостив, обязательно будут вознаграждены своей порцией невежества и недовольства, словно они остались ему чем-то обязаны.
Вместе с тем, Михей Андреевич был бойкого и хитрого свойства ума. Когда у кого-то возникает житейский или юридический вопрос, он тотчас поэтапно объяснит, что и как нужно сделать. Приведя теорию, он сможет с легкостью опытного умельца доказать правильность своих слов. Однако стоит только завести речь о практическом применении навыков, как на него сразу ложится какая-нибудь болезнь, недомогание разной степени тяжести, а может он и вовсе лишится всего свободного времени по какой-то неведомой причине.
Внешность его была такова:
Михей взяточник с головы до ног. Хотя за все 25 лет службы он так и не получил новую должность, ему удавалось здорово зарабатывать на мзде со своих коллег по службе, приятелей, просителей и многих других, до которых только могли дотянуться его руки.
Все эти и многие другие способности в нем воспитал его отец, бывший при жизни подьячим. Когда начиналась новая пирушка с братьями по профессии, отец юного Михея Андреевича усаживал его подле себя. В том тонком кругу и развивался ум Тарантьева.
Из Михея Андреевича мог бы вырасти отличный делец и крючкотворец, если бы отец рано не скончался, так и не проводив свое дитя в мир хождения по чужим, не всегда праведным и честным делам. Но судьба распорядилась иначе. Оставшись без отца, Тарантьев нашел своего благодетеля, забросившего его на должность писца в Санкт-Петербурге, где он остается и поныне, ненавидя свою профессию с одной лишь надеждой перевестись на службу по винным откупам.
Доктор
Цель посещения доктора – здоровье Обломова. Он предупреждает Илью о возможности удара (инсульта), о необходимости смены образа жизни, но тот не прислушивается к его советам. Доктор элегантен и привлекателен. Он вхож в дома богатых пациентов, поэтому сдержан и спокоен. Врач имеет хороший доход, поведение его вызывает интерес.
Характеристика Ильи Ильича Обломова
весьма неоднозначна. Гончаров создал его сложным и таинственным. Обломов отделяет себя от внешнего мира, отгораживается от него. Даже его жилье мало похоже на обитаемое.
С раннего детства он видел подобный пример у своих родных, которые также отгораживались от внешнего мира и оберегали его. В его родном доме было не принято работать. Когда он, будучи еще ребенком, играл с крестьянскими детьми в снежки, то его потом несколько дней отогревали. В Обломовке с опаской относились ко всему новому – даже письмо, пришедшее от соседа, в котором тот просил рецепт пива, боялись открывать три дня.
Но Илья Ильич с радостью вспоминает свое детство. Он боготворит природу Обломовки, хотя это обычная деревня, ничем особо не примечательная. Он воспитан деревенской природой. Эта природа привила ему поэтичность и любовь к красоте.
Илья Ильич ничего не делает, только все время на что-то жалуется и занимается словоблудием. Он ленив, ничего не делает сам и ничего не ждет от других. Он принимает жизнь такой как она есть и не пытается ничего в ней изменить.
Когда к нему приходят люди и рассказывают про свою жизнь, он чувствует, что в суете жизни они забывают о том, что они напрасно растрачивают жизнь… А ему не нужно суетиться, действовать, не надо никому и ничего доказывать. Илья Ильич просто живет и наслаждается жизнью.
Его трудно представить в движении, он выглядит смешно. В покое, лежа на диване, он естественен. Выглядит непринужденно — это его стихия, его природа.
Подведем итоги прочитанного:
В начале романа «Обломов» И. А. Гончаров описывает образы жизни людей, посетивших главного героя. Гости Обломова играют большую роль в произведении, так как автор подчеркивает, что пуста и ничтожна не только жизнь Ильи Ильича, но и жизни его посетителей.
Отношение к хозяину
С хозяином квартиры так же груб, как и с остальными. Он берет у него вещи, деньги и даже не думает их возвращать. Принимает угощения, словно так и должно быть, без малейшего намека на благодарность. А когда Илья просит Михея о помощи в его трудном деле с письмом, тот решается открыто шантажировать Обломова, совершенно забыв об уважении к своему благодетелю.
В течение всего повествования Тарантьев пытается бесчестно обмануть приятеля, пользуясь его доверчивостью и добротой. В надежде поживиться за счет Обломова, он придумывает мошенническую схему. Она способна вытянуть из героя огромные деньги.
Обломов меняет свое мнение о Тарантьеве на протяжении всего романа. Изначально дружелюбно-снисходительный тон к концу резко сменяется на явную неприязнь. Но зачем барин все это терпит?
В основном Михей Андреевич выполнял роль кричащего, шумящего развлечения для героя, которому лень проявлять признаки жизни самому. Кроме того, он мог посоветовать что-нибудь полезное, лишая домоседа необходимости в очередной раз думать.
Другие люди
Алексеев. Описание персонажа, которое дает автор, говорит, что это робкий человек, не имеющий собственного мнения. Чтобы быть замеченным, он подстраивается под других и, поэтому непримечателен внешне и внутри. Главной целью посещения гостя является возможность поесть за счет хозяина. Но именно этому тихому гостю Обломов готов высказать свои проблемы.
Тарантьев. Давний приятель и земляк героя, имеющий грубый нрав и шумное поведение. Он постоянно ругается и всем недоволен. Но при этом сам старается обмануть окружающих.
Доктор. Последний в длинном списке посетителей, этот человек наносит краткий визит с определенной целью, чтобы проверить здоровье пациента. Как врач, этот человек очень обеспокоен образом жизни Обломова и старается убедить изменить поведение. Уверенный в себе доктор вызывает неподдельный интерес героя. Квартира кажется клеткой и герой подумывает сменить место жительства, чтобы изменить себя. Но это лишь минутное просветление, которое также быстро угасает.
Все эти люди пытаются вытянуть главного героя из болота бездействия. Но сам он этого не желает, говоря про себя, что тогда и жить некогда.
Алексеев
Не любитель светского общества Обломов. Характеристика гостей его может служить доказательством того, что эти знакомства весьма поверхностны. Начнем с Алексеева, человека неопределенного облика и возраста. Он – личность, на определенном этапе «потерявшая себя». Поэтому его каждый называет по-разному: то Иваном Васильевичем, то Иваном Ивановичем, то Иваном Михайловичем. Есть ли он, нет ли его, обществу все равно. Ранее он был при должности, пользовался определенным влиянием, считал себя светским львом. Его знали, приглашали. Но случилось неожиданное, и высокая должность была утрачена, взамен ей пришла «обычная служба» на рядовой должности, и сразу же Алексеев стал неинтересен окружающим. Не в скудности ли духовного мира этого человека кроется причина того, что так получилось? Утратив должность, он не нашел, на что далее можно опереться в жизни. Алексеев представляет собой остов, жалкую тень бывшего центра внимания. Обломов дает ему уничтожающую оценку: «Человека-то нет!»