Чем обесцвечивали волосы в ссср
Чем красились женщины в СССР: вспоминаем самую популярную косметику и духи. А у вас они были?
Красота советских девушек действительно требовала жертв. Хорошую косметику найти было трудно, стоила она дорого и быстро исчезала с прилавков. Девушки использовали помаду вместо румян и наоборот, красили волосы сомнительными растворами и стояли в очереди за популярными ароматами. Все хотели быть ухоженными и привлекательными. Спросите у своих мам и бабушек, пользовались ли они этой косметикой? А вы еще помните ее?
Тушь для ресниц
Тушь для ресниц в Советском Союзе можно было найти в любой косметичке. Только вместо привычного современным девушкам тюбика у советских красавиц были коробочки с тушью. В них лежал твердый кирпичик, который нужно было размачивать водой. Правда, девушки в СССР поступали иначе, они просто плевали в коробочку. Кстати, такую тушь до сих пор можно найти на прилавках.
Тональный крем
«Балет 2000» и сейчас популярен у молодых девушек, в прошлом столетии этот тональный крем выпускали в алюминиевых тюбиках. Первый «Балет» появился в 1881 году. Сначала в линейке был всего один оттенок: крем был жирным и сильно пачкал одежду. Крем скорее подчеркивал недостатки кожи, чем маскировал их.
Пудра
Пудра была представлена в широком ассортименте. Практически во всех линейках пудры было по три оттенка: светлый, телесный и розовый. Одной из лучших считалась «Ленинградская» пудра, ее было крайне сложно купить. Высоким качеством также обладали «Балет», «Бархатистая» и «Восток», чуть хуже — «Красная Москва» и «Кремль».
Самыми популярными в СССР были тени «Елена», конечно же, в голубом оттенке. Если вы вспомните образы актрис в советских фильмах, то заметите, что Надя из «Иронии судьбы», Людмила Прокофьевна из «Служебного романа» и многие другие звезды кино были накрашены голубыми тенями. Долгое время в СССР продавали тени только ярких оттенков, популярный сегодня бежевый пришел гораздо позже.
Помада
Самыми популярными помадами в СССР были «Дзинтарс 21» с перламутром. Оттенки были яркими: красный, морковный, бордовый. Качество и аромат оставляли желать лучшего, но женщин это не останавливало. Многие модницы заменяли помадой еще и румяна, а вместо бальзама для губ пользовались вазелином.
Румяна
Помадой заменяли румяна и наоборот, от этого макияж получался очень ярким. Румяна розового оттенка от Estee Lauder было крайне сложно достать, да и стоили они бешеных денег. Были варианты дешевле, чаще всего тоже розовые, подходили далеко не всем, но ради красоты женщины шли на эти жертвы.
Лак для ногтей
Цвета лака для ногтей, как вы уже догадались, тоже были очень яркими. Их было сложно нанести и высушить, они сильно портили ногти, но советские женщины были готовы терпеть и это. К тому же перекрашивать их приходилось довольно часто: чтобы открыть коробочку теней или румян, приходилось жертвовать маникюром. Чуть позже появились американские лаки с блестками Kiki, они лучше держались и сколы были менее заметны.
Краска для волос
Советские женщины не были так избалованы ассортиментом, как современные модницы. Покрасить волосы можно было хной или басмой в два цвета: рыжий или черный. У этих красителей был натуральный состав. Оттенить волосы фиолетовым или красным можно было с помощью «Ириды» или «Рубина». Запах у оттеночных шампуней был специфическим, как и у всей косметики. Стать блондинкой было намного сложнее, оставалось только намазать волосы смесью из перекиси водорода и надеяться, что они не отпадут.
Легендарные духи «Красная Москва» с ароматом ириса и ванили были самыми популярными в СССР. Забыть этот запах просто невозможно. Духи очень стойкие, достаточно было всего лишь открыть флакон — и шлейф стоял по всей квартире.
Популярная компания Dzintars помимо косметики производила парфюмерию. Аромат с брутальным названием сочетал пряный сандал, базилик и лаванду.
Аромат с патриотичным названием сочетал в себе ягоды и фрукты.
Духи с роковым названием «Пиковая дама» были выпущены в честь 150-летия Пушкина. Аромат был насыщенным, содержал дубовый мох, бергамот и пачули.
Духи с добрым названием «За мир и дружбу» выпустили в 60-х годах в честь интернационального фестиваля молодежи и студентов, в связи с чем пользовались популярностью у модных москвичек.
Как и чем красили волосы в СССР
Во времена Советского Союза очень многие необходимые товары было довольно сложно приобрести. Хоть и стоили они относительно дешево, в торговой сети они часто отсутствовали, чем присутствовали. Качество их тоже зачастую страдало. Но женщины всегда стремились следить за своим внешним видом, недостаток хорошей косметики не мешал быть красивыми и современными.
Создавая новый образ, особое внимание уделяли волосам: современная, стильная прическа зачастую кардинально меняет внешний облик человека. Особо рьяные модницы прибегали к кардинальным переменам, значительно изменяя природный цвет волос с помощью окрашивания.
Мода на окрашивание
С 1954 года из СССР получили возможность выезжать дипломаты, спортсмены, артисты. Впервые в страну стали ввозиться журналы иностранной моды, импортная косметика и другие товары, которые советские женщины потихоньку «примеряли» на себя. В эти годы волосы не красили, ограничиваясь укладками и химическими завивками. Образцами для подражания служили звезды кино и эстрады. В стране начинают появляться первые салоны красоты, но многим их услуги не по карману.
В 60-е годы широко распространились парикмахерские, услуги в которых были вполне доступными. В эти годы особую популярность приобрела покраска волос. Поскольку в распоряжении модниц были только хна и басма, их использовали для окрашивания темных волос.
Особым шармом – как тогда считалось – обладали блондинки. Чтобы обесцветить волосы, часто применяли раствор перекиси водорода. Часто получали эффект, очень далекий от желаемого.
Только в 70-х годах появились краски для волос, произведенные советской легкой промышленностью. Но их катастрофически не хватало, да и качество было низким. Импортная косметика оставалась по-прежнему почти недоступной.
80-е годы не стали исключением: качественной косметики было недостаточно, ее ассортимент был скудным.
Парикмахерская на дому
Нехватка красок для волос способствовала поиску других методов решения этой проблемы. Женщины различными природными составами добивались желаемого тона волос.
Для желающих сделать свои волосы светлее использовались одни растения, для брюнеток – другие. Часто из-за неумело подобранных компонентов и ошибок в «технологии» волосы безнадежно портились. Их приходилось состригать и снова отращивать. Но эксперименты ничем нельзя было остановить.
Что использовали блондинки
Самым популярным и распространенным способом обесцвечивания волос была перекись водорода и гидроперит. Нанося эти вещества на волосы, добивались их осветления (даже с эффектом мелирования).
Другим известным способом обесцвечивания был произведенный в домашних условиях раствор мыла и 32% перекиси в таблетках. Обработка таким составом давала довольно интересный тон.
Широко применялись и отвары трав:
Ромашки: сухие цветы заваривали, настаивали, процеживали и полоскали волосы;
Шелуха лука: отвар шелухи наносили ватным тампоном на влажные волосы, не промывая. Волосы приобретали красивый бронзовый оттенок;
Кора ивы: отвар измельченной ивовой коры (ветлы), настоянный и процеженный, придавал светлым волосам золотистый тон;
Цветы липы: отвар веточек и липового цвета придавал светлым волосам нежный коричневый оттенок.
Чем красили волосы брюнетки
Доступные краски для ухода за темными волосами – хна и басма. Различные их пропорции давали разный цвет волос: от ярко рыжего – до почти черного. Кашицу из смеси красок наносили на волосы и оставляли для желаемого результата.
Для темных волос также применяли:
Кофе: крепкий кофе придавал волосам привлекательный коричневый оттенок;
Чай: крепким настоем этого напитка смачивали волосы, которые значительно и надолго изменяли цвет;
Кожура грецкого ореха: зеленые обертки орехов варили и этим отваром тонировали волосы.
Самым «радикальным» был способ окраски темных волос чернилами: волосы становились иссиня черными, но такая краска была очень нестойкой.
Как красили волосы в СССР: лайфхаки из прошлого
На свой страх и риск — надеясь, что обойдется без химических ожогов.
Это сейчас мы можем смело покрасить волосы во все цвета радуги, и не только, не боясь испортить качество прядей, ведь технологии настолько развиты, что большинство красителей не содержат в себе аммиак. К сожалению, наши мамы и бабушки такой роскошью не обладали, и им приходилось идти на всевозможные ухищрения, чтобы сменить имидж.
Ирина Агванян
Уход за волосами, окрашивание
Стилист студии красоты La’Queen.
– Советские женщины не были так избалованы ассортиментом по уходу за волосами, как современные модницы. Покрасить волосы можно было только в два цвета — рыжий или черный, используя общедоступные хну или басму. Эти красители состоят из натуральных компонентов, поэтому волосы, как правило, оставались живы и здоровы. Но процесс покраски занимал от 4 до 6 часов.
А вот стать блондинкой было намного сложнее. Девушки рисковали навредить своим волосам и остаться вовсе без них. Они наносили на пряди перекись водорода, растворяли таблетки гидроперита и, надеясь, что волосы не отпадут и не будет химического ожога, ждали результата. Осветление перекисью давало неоднозначный результат по современным меркам цвета. Волосы выжигались, имели неестественный желтый оттенок, становились ломкими и сухими. После этого приходилось тратить много времени на восстановление повреждений. Дамы, которые относились к своим волосам более бережно, осветляли их отваром ромашки или лимонным соком.
Отчаянные советские женщины были достаточно изобретательны и готовы на многое. Смешивали черные чернила с шампунем, в результате добивались цвета вороньего крыла. А пожилые женщины, у которых виднелась седина, жаждали ее скрыть и таким образом получали фиолетовые волосы.
Новое в блогах
Как красились женщины в СССР, или Мэйк-ап по-советски
Совершенно потрясающую ностальгическую статью нашла в Сети. И почему при таком обилии всевозможных статей и фотоподборок никто из тоскующих по СССР авторов раньше не догадался сделать обзорный материал про изобретательность советских женщин, которые всегда и везде ухитрялись сделать, что называется, из г****на конфетку?! В том числе и из тех незатейливых, а порой откровенно антигуманных средств, которые в магазинах Советского Союза продавались под видом косметики!
Сегодня, когда от разнообразия косметики рябит в глазах, и при желании можно подобрать абсолютно любой оттенок помады, теней, краски для волос … даже туши, не говоря уже о лаке для ногтей, мы можем не гнаться за яркостью и непохожестью на других, а подбирать цветовую гамму макияжа, исходя из того, что нам пойдет – и подойдет! Однако не так давно ситуация была совершенно иной. И мои ровесники, дети 70-80-х, должны помнить то, как наши мамы подкрашивали ресницы разводимой собственными слюнями тушью, румянили щеки губной помадой и красили волосы хной. И ведь как при этом потрясающей выглядели.
Все наверняка помнят эпизод из «Служебного романа» (1977 г.), в котором, только придя на работу, «статистические красавицы» наводят марафет.
Уже по этим кадрам понятно, как скромен был в те времена косметический ассортимент: все женщины наносят на веки серо-голубые тени, подводят глаза и тонко выщипанные брови карандашами, подозрительно напоминающими обычные карандаши для рисования, а губы подкрашивают помадой невнятного красно-розового тона.
Примерно с таким макияжем предстает затем и преобразившаяся Людмила Прокофьевна.
Кстати, абсолютно с таким же мейкапом появлялась на экране двумя годами раньше Надя из «Иронии судьбы» (1975 г.).
Но каким бы скромным ни был выбор косметики, советских экранных красавиц нельзя назвать отставшими от западной моды того времени.
На рекламном плакате Maybelline тех лет мы видим очень похожий макияж: голубые тени почти до бровей, брови тонким полукругом, достаточно яркие красноватые румяна и помада в тон.
Очень похожий макияж был и на роковой блондинке Светлане Светличной в «Бриллиантовой руке» (1968 г.), вот только глаза актрисы были подведены яркими «стрелками» по моде 60-хх.
Пристрастие к серо-голубым теням вообще отличало макияж конца 60-70-хх годов. Правда, для советских женщин это был не столько вопрос вкуса, сколько пресловутого выбора – почему именно этот оттенок был представлен в продаже чаще всего.
Яркий пример: Наталья Кустинская в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» (1973 г.). Легендарное «Якин бросил свою кикимору!».
В этом же фильме актриса демонстрирует культовый косметический продукт советских женщин – тушь в брусочке, в которую следовало плевать.
В тушь плевали, а затем самые отчаянные еще и разделяли ресницы иголками или шпильками.
Эффект получался сногсшибательный, особенно, если предварительно прибегали к еще одной устрашающей процедуре – подкручиванию ресниц горячим ножом или ложкой.
Ровный тон лица обеспечивал еще один легендарный косметический продукт – тональный крем «Балет» от фабрики «Свобода», ложащийся на кожу густым слоем, создавая эффект гладкой, хотя и неестественной маски. Кстати, крем не так давно пережил второе рождение и теперь на рынке представлен как «Балет 2000».
Затем кожу припудривали – иногда просто тем, что было под рукой. Например, в провинциальных городах женщины использовали для этих целей обычный тальк или зубной порошок.
На бумаге все, как обычно, звучало значительно шикарнее: «Пудру различают по ряду признаков. По консистенции она бывает порошковая (наиболее распространенная), в виде таблеток (компактная), мазеобразная (крем-пудра) и жидкая. Порошковая пудра по степени измельчения и виду отдушки делится на четыре группы: высшего качества – «Восток, «Бархатистая», «Балет» и др.; группы А (хорошего качества) – «Красная Москва», «Кремль», «Эллада», «Сказка» и др.; группы Б (средняя) – «Маска», «Камелия», «Шипр» и др.; группы В (массовая) – «Кармен», «Сирень», «Фиалка» и др. По назначению пудру выпускают для кожи жирной («Шипр», «Белая ночь», «Ленинград» и др.) и сухой («Бархатная», «Магнолия», «Красный мак», «Крем-пудра» и др.); по цвету – белую, розовую (для блондинок), рашель № 1, 2 и 3, цвета загара (для шатенок и брюнеток)».
Любопытны рекомендации того времени по нанесению пудры: «Пудру можно накладывать в следующей последовательности: сначала припудрить подбородок, затем окружности рта, щеки, лоб, нос. Употреблять для этой цели пуховки не гигиенично, так как они быстро загрязняются. Лучше пользоваться каждый раз чистым ватным тампоном».
А помните жирные румяна в пластиковых коробочках? Кстати, многие женщины уже тогда своим умом дошли до модного нынче среди визажистов приема – использовать в качестве румян помаду (которая вся сплошь выпускалась в пластиковых футлярах).
Грифель карандашей «Косметика» – черного, коричневого, синего и зеленого цветов – был ничуть не мягче, чем дерево, из которых эти карандаши делались. Поэтому для того, чтобы подвести глаза, карандаши было необходимо активно смачивать слюной. В результате линии получались толстые и неровные. А иногда и таких карандашей было не достать. Тогда в ход шли самые обычные, благо что разница между ними и косметическими была не так уж велика.
Образ дополнял лак для ногтей, чаще всего матовый и примерно того же красноватого оттенка, что и помада героинь «Служебного романа». Но случался и перламутровый, сияющий отчаянным блеском.
Ну, и конечно, парфюм. Выбор духов был значительно лучше, чем ассортимент декоративной косметики, одна из популярных фабрик того времени – «Новая заря», именно она выпускала такие духи, как «Наташа» и «Злато скифов».
Мода 80-х требовала совершенно гипертрофированного образа: яркие и блестящие ткани, люрекс, массивные украшения из пластика и поддельного «золота», пышные прически и «боевая раскраска» немыслимых оттенков.
Безумные начесы щедро заливались лаком для волос «Прелесть», так что прическа буквально становилась твердой на ощупь. Чем выше и тверже начес – тем краше!
Губы было необходимо подкрашивать блестящей помадой ядовитых цветов. А особым шиком считались подведенные по контуру коричневым карандашом губы, подкрашенные бледной перламутровой помадой.
В «валютных» магазинах, куда было не попасть простым смертным, начала появляться косметика западных марок. Все женщины начали мечтать о «золотых розочках» Ланком и упакованных в сине-голубые коробочки пудрах и помадах Диор.
В конце 80-х – начале 90-х в моде по-прежнему царила яркость. Синие, зеленые, фиолетовые блестящие тени до бровей, густая карандашная подводка, лихорадочные пятна румян и заметные за километр губы…
Необходимый атрибут образа – лаки для ногтей всех цветов радуги. Особой любовью пользовалась американская марка KiKi, выпускавшая сверкающие блестками лаки самых невероятных оттенков, из-за которых ногти слоились, желтели и ломались, но на что только не пойдешь во имя красоты!
А потом Советский Союз кончился, и началась совсем другая история…
КрасотаКак менялась мода на цвет волос за последние 100 лет
С 30-х до нулевых и дальше
Текст: Дарья Эванс-Радова
На двадцатый век пришёлся расцвет моды на окрашивание волос. Причина вполне понятная: технология осветления и придания другого цвета стала настолько доступной, что позволить её смогли не только богатые. Крашеные волосы перестали быть показателем статуса, зато стали отражать индивидуальный вкус конкретного человека или общественной группы. В прошлом материале мы изучили, как формировались стереотипы о цвете волос и характере вплоть до 20-х годов прошлого века, а теперь рассказываем, кто задавал моду на тот или иной цвет волос и что наши волосы ждёт дальше.
В это время впервые появился термин «платиновая блондинка», в английском это blond bombshell, а заодно с ним и первая каноническая обладательница светлых волос — актриса Джин Харлоу. Мэрилин Монро в это время ещё в буквальном смысле находилась в яслях. Назвав фильм «Платиновая блондинка», Говард Хьюз хотел капитализировать цвет волос молодой звезды. Фильм имел «ого-го какой!» успех, а вместе с ним и осветляющая краска, которую смели с прилавков поклонницы молодой Джин. Образ платиновой блондинки мужчины находили ярким и сексуальным, а женщины — достойным подражания. Кстати, актриса так и не призналась, что красила свои волосы, уверяя, что оттенок дан ей от природы. Харлоу умерла в возрасте 26 лет, прикованная к постели и теряющая волосы. Как-то она сказала: «Если бы не цвет волос, в Голливуде никогда бы и не узнали о моём существовании».
Осветляющая краска для волос вышла на новый уровень. Появилась формула Miss Clairol Hair Colour Bath, которая позволяла женщинам красить волосы в домашних условиях — это было важно, так как женщины предпочитали не афишировать этот факт. Походить, конечно, старались на Мэрилин Монро, за которой закрепился образ канонической блондинки, несмотря на других предшественниц. Актриса стала символом сексуальности и чувственности. Её образ был построен исключительно вокруг женственности и внешности: томный взгляд, пикантная мушка, тонкие стрелки, алые губы и, конечно, тугие светлые локоны. Мэрилин настолько монополизировала свой цвет волос, что он стал восприниматься практически неразрывно от неё самой.
В то время пока Монро занимала фантазии Америки, в Европе особенной популярностью пользовалась Брижит Бардо, которую тоже с лёгкой руки кинематографа прозвали «секс-символом». После фильма «И Бог создал женщину» образ Бардо стал отправной точкой в оценке женской привлекательности. И опять же внёс свой вклад в формирование стереотипа о блондинке в контексте его сексуальности. Невероятной популярностью в золотую эпоху голливудских див пользуется и Грейс Келлли, самая кассовая актриса своего времени — и ещё один образ для подражания, приближались к которому опять же за счёт пероксида водорода.
60–70-е
В это время появляется супермодель Твигги и вместе со своей короткой стрижкой привносит в моду совершенно новую эстетику. Хотя сама Твигги и обмолвилась как-то о том, что не прочь выглядеть как Мэрилин Монро, она, в общем-то, далеко задвинула её вместе с голливудскими стандартами. Сексуальность и привлекательность больше не ассоциируются с томной блондинкой-кокеткой.
Хотя светлые волосы до сих пор очень популярны. У L’Oréal появляется рекламный слоган «Ведь ты этого достойна» — компания выпускает осветляющую краску, которую называет самой дорогой в Америке. Оттуда и «Ведь ты этого достойна». Кроме того, в обществе меняется отношение к осветлению волос: женщины больше не скрывают того факта, что прибегают к краскам. Светлыми волосами всё не ограничивается. Женщины экспериментируют, на мировой арене появляются совершенно разные типажи: Одри Хепбёрн, Джейн Биркин, Твигги, Джеки Кеннеди, Брижит Бардо, Шер. Кроме того, наконец-то намечается тенденция красить волосы в яркие цвета, благодаря панк-движению. Цвет волос становится способом выражения своей позиции.
В СССР мода на крашеные волосы разгорелась в 1963 году. Волосы стали красить не только для того, чтобы скрыть седину, но и чтобы выразить индивидуальность. Специализированных красок в СССР не было, поэтому обходились подручными средствами. Для рыжего оттенка использовали хну, для каштановых смешивали хну и басму. Для осветления использовали луковую шелуху, а если хотелось радикальных изменений — совсем не безопасную перекись водорода. Оттуда и пошло выражение «пергидрольная блондинка». Типаж «зрелой женщины с сиреневыми/голубыми волосами» возник тогда же. Добивались оттенка просто — добавляли в воду самые обычные чернила. Эталоном моды была манекенщица Регина Збарская. В конце 60-х в СССР привезли первую настоящую краску — из ГДР.
Включи ты телевизор в 80-е — тебе сразу же попытаются продать краску для волос. На экране Сибилл Шеперд, Хизер Локлир и другие знаменитости продвигают новые продукты для смены цвета волос. Также бренды начинают сотрудничать с голливудскими знаменитостями 30-х годов, чтобы в рекламе показать, как, мол, краска их омолаживает и освежает. Входит в моду мелирование волос, креативное окрашивание — Мадонна меняет цвет волос чуть ли не каждый месяц, всё так же популярен блонд — его носит принцесса Диана, но модно иметь и натуральные длинные волосы — как у Брук Шилдс.
Красители совершенствуются — становятся более стойкими, но более мягкими для структуры волос. Производители краски вдруг озадачились блеском, поэтому красители этого периода и носят красноречивые названия обязательно со словом «shining». Тенденция с ярких цветов 70–80-х смещается в пользу натуральных оттенков. Среди блондинок это Клаудия Шиффер, ни на кого не похожая Кейт Мосс, Гвен Стефани, Ума Турман, Гвинет Пэлтроу, Дрю Бэрримор, Шэрон Стоун, Памела Андерсон.
Дженнифер Энистон вообще заставила американские салоны пережить массовую истерию. После её роли в «Друзьях» парикмахеры едва справлялись с потоком посетительниц, желающих «волосы как у Рэйчел». Среди брюнеток популярны образы Деми Мур, Виктории Бекхэм, Тайры Бэнкс, Синди Кроуфорд, Вайноны Райдер. Зародившаяся в 70-е тенденция красить волосы в ядовито-яркие цвета тоже имеет место — у японских подростков входит в моду красить волосы в травянисто-зелёный цвет.
2000-е
В нулевые, кажется, все одновременно вспомнили, что давно не красили волосы, и, собственно, дорвались. Окрашивания в одном тоне не увидишь — минимум два оттенка вместе, а лучше все и сразу. А ещё лучше — как у Кристины Агилеры. То есть светлые волосы с бордовыми и чёрными прядями. Помимо этого популярен «белый верх, чёрный низ», когда верхний слой волос оставляют в блонде, а нижний красят в каштановый — как у Николь Ричи. У Джессики Симпсон светлое мелирование на тёмных волосах, а у Аврил Лавин — розовое на светлых. Бейонсе осваивает омбре, Рианна красит отдельные пряди. Майли Сайрус — блондинка. Пинк не заморачиваясь красит волосы в голубой, а Гвен Стефани высветляет добела. Мадонна как регулярно меняет цвет волос с 80-х — так и меняет.
2010-е
В 2010-х омбре уверенно заняло лидирующую позицию среди разновидностей окрашивания. Вероятно, оно стало закономерным компромиссом, который пришёл к нам через всю историю окрашивания. Омбре применимо ко всем оттенкам волос, легко в поддержании, для разнообразия на него всегда можно нанести тонировку яркого цвета, а брюнетки при этом могут приблизиться к блондинкам, не связав себя особенными обязательствами с цветом. А главное для всех — нет проблем с отросшими корнями, омбре их, можно сказать, легализировало. Попробовали его, казалось, все — от Ким Кардашьян до Джареда Лето. Кроме омбре в 2010-е появились шатуш, брондирование, балаяж, а также калифорнийский блонд.
Какими волосы будут в будущем? Фантазии кинематографа здесь ограничиваются двумя крайностями: это либо волосы ярких цветов с причудливыми укладками и аксессуарами, как в «Голодных играх», либо минималистичные, «прилизанные» причёски и волосы натуральных оттенков. Однако, скорее всего, их у нас не будет вообще, ну или очень мало — такое мнение на этот счёт у науки со времён Чарльза Дарвина, считавшего волосы рудиментом. Во-первых, у наших предков волосы были гораздо гуще, чтобы защищать их от непогоды, сейчас необходимость в этом отпала. Во-вторых, цвет волос начнет темнеть. Профессор Йельского университета Стернс уверен, что глобализация приведёт к усреднению черт внешности, а брюнетов и брюнеток в населении мира подавляющее большинство. В итоге можно прикинуть два варианта: редкие тёмные волосы либо их полное отсутствие. Надо заметить, что последний вариант был бы гораздо практичнее для вживления разных там чипов и микросхем. Будущее же.