Чем обеспечивается целостность растительного организма

Чем обеспечивается целостность растительного организма

К летка — структурная и функциональная единица живого организма, единица развития.

Что значит «структурная»? Это значит, что из клеток построен (структурирован) организм растений. Клетки можно сравнить с кирпичиками в здании.

Что значит «функциональная»? Это значит, что клетка проявляет все свойства (функции) живого организма: дышит, питается, ей свойствен обмен веществ и энергии, выделение, раздражимость, деление (как форма размножения).

Чем обеспечивается целостность растительного организма. Смотреть фото Чем обеспечивается целостность растительного организма. Смотреть картинку Чем обеспечивается целостность растительного организма. Картинка про Чем обеспечивается целостность растительного организма. Фото Чем обеспечивается целостность растительного организма

Снаружи клетка покрыта плазматической мембраной (плазмалеммой). Она имеет поры (отверстия), благодаря чему oбеспечивает избирательнoе прoникнoвение веществ в клетку и из нее. Плазмалемму можно сравнить с таможней, которая пропускает далеко не всех!

У растений поверх мембраны имеется ещё клеточная стенка (оболочка) из сложного углевода — ЦЕЛЛЮЛОЗЫ. Она обеспечивает особую прочность, придаёт форму клетке.

Органоиды — внутриклеточные структуры, имеющие особое строение и выполняющие определённые функции.

Отличительные черты растительной клетки:

Вакуоль — полость, занимающая 70—90 % общего объёма взрослой клетки. Для рaстительных клеток хaрaктерно нaличие вaкуоли с клеточным соком, в котором рaстворены соли, сaхaрa, оргaнические кислоты. Вaкуоли хранят продукты жизнедеятельности клеток и обеспечивают тургор (напряжённое состояние) клеток.

Чем обеспечивается целостность растительного организма. Смотреть фото Чем обеспечивается целостность растительного организма. Смотреть картинку Чем обеспечивается целостность растительного организма. Картинка про Чем обеспечивается целостность растительного организма. Фото Чем обеспечивается целостность растительного организма

Делятся на три типа: хлоропласты, лейкопласты и хромопласты. Пластиды водорослей (низших растений) именуются хроматофорами.

Чем обеспечивается целостность растительного организма. Смотреть фото Чем обеспечивается целостность растительного организма. Смотреть картинку Чем обеспечивается целостность растительного организма. Картинка про Чем обеспечивается целостность растительного организма. Фото Чем обеспечивается целостность растительного организма

1. Хлоропласты – это зелёные пластиды высших растений, содержащие хлорофилл – фотосинтезирующий пигмент. При рассматривании под световым микроскопом видна зернистая структура пластид – это граны, в которых на свету происходит фотосинтез. Их можно обнаружить только в зеленых частях растений, например, в листьях).

2. Хромопласты – пластиды, окраска которых бывает желтого, оранжевого или красного цвета, что обусловлено накоплением в них каротиноидов. Благодаря наличию хромопластов, характерную окраску имеют осенние листья, лепестки цветов, созревшие плоды (помидоры, яблоки).

Все виды пластид имеют общее происхождение и способны переходить из одного вида в другой. Так, превращение лейкопластов в хлоропласты наблюдается при позеленении картофельных клубней на свету, а в осенний период в хлоропластах зеленых листьев разрушается хлорофилл, и они трансформируются в хромопласты, что проявляется пожелтением листьев. В каждой определенной клетке растения может быть только один вид пластид.

Чем обеспечивается целостность растительного организма. Смотреть фото Чем обеспечивается целостность растительного организма. Смотреть картинку Чем обеспечивается целостность растительного организма. Картинка про Чем обеспечивается целостность растительного организма. Фото Чем обеспечивается целостность растительного организма

Тело высшего растения образовано клетками, которые отличаются друг от друга строением и функцией. Сходные по строению и функциям клетки объединяются в ткань.

Ткани растений

У растений выделяют 5 типов тканей:

ЛИ М П О П О

Чем обеспечивается целостность растительного организма. Смотреть фото Чем обеспечивается целостность растительного организма. Смотреть картинку Чем обеспечивается целостность растительного организма. Картинка про Чем обеспечивается целостность растительного организма. Фото Чем обеспечивается целостность растительного организма

Чем обеспечивается целостность растительного организма. Смотреть фото Чем обеспечивается целостность растительного организма. Смотреть картинку Чем обеспечивается целостность растительного организма. Картинка про Чем обеспечивается целостность растительного организма. Фото Чем обеспечивается целостность растительного организма

Примеры из открытого банка заданий ФИПИ

1. Все растения, от водорослей до покрытосеменных, имеют

3) вегетативные органы

4) генеративные органы

Ответ: 1) клетки

2. Для растительной клетки, в отличие от животной, характерно наличие

1) эндоплазматической сети

3) вакуоли с клеточным соком

4) плазматической мембраны

Ответ: 3) вакуоли с клеточным соком

3. На микропрепарате листьев водного растения элодеи зеленые округлые части клетки − это:

Ответ: 4) хлоропласты

4. Органоид клетки, в котором протекает процесс фотосинтеза, – это

2) комплекс Гольджи

Ответ: 3) хлоропласт

5. Каково значение хромопластов в растительных клетках?

1) формируют вакуоли

2) разрушают хлоропласты

3) придают яркую окраску цветкам и плодам

4) выводят вредные продукты обмена из клетки

Ответ: 3) придают яркую окраску цветкам и плодам

6. Какая ткань обеспечивает рост растения?

Ответ: 1) образовательная

7. Чем обеспечивается целостность растительного организма?

1) способностью растений создавать органические вещества в процессе фотосинтеза

2) способностью реагировать на воздействие факторов среды

3) взаимосвязями клеток, тканей и органов в процессе жизнедеятельности

4) наличием различных клеток и тканей

Ответ: 3) взаимосвязями клеток, тканей и органов в процессе жизнедеятельности

8. Выберите правильное соподчинение частей растения:

1) орган – система органов – ткань – клетка

2) ткань – клетка – система органов – орган

3) клетка – ткань – орган – система органов

4) система органов – клетка – ткань – орган

Ответ: 3) клетка – ткань – орган – система органов

9. Верны ли следующие суждения о клетках растений?

А. Все клетки растений содержат хлоропласты.

Б. Все клетки растений имеют клеточную оболочку.

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

Ответ: 2) верно только Б

10. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) обеспечивает рост растения в толщину

2) обеспечивает передвижение продуктов фотосинтеза

3) обеспечивает передвижение воды с минеральными веществами

4) защищает от воздействий окружающей среды

Ответ: 3) обеспечивает передвижение воды с минеральными веществами

11. Установите соответствие между тканями и царством организмов, у представителей которого они развиты: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ТКАНИ ЦАРСТВО ОРГАНИЗМОВ

А) мышечные 1) Растения

Б) эпителиальные 2) Животные

Ответ:

АБВГДЕ
221121

12. Вставьте в текст «Пластиды» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ПЛАСТИДЫ

В растительных клетках часто можно наблюдать разнообразные по форме и окраске пластиды. Так, многочисленные зелёные пластиды – __________ (А) – обеспечивают процесс __________ (Б) за счёт наличия в их составе пигмента __________ (В). Кроме того, в клетках можно встретить пластиды, содержащие красный, оранжевый или жёлтый пигменты. Такие пластиды называют __________ (Г).

Ответ:

АБВГ
7421

Домашнее задание по теме (из 2-х частей):

Источник

Конспект урока биологии «Растение – целостный организм»»

СОГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ярцевская общеобразовательная школа-интернат»

Конспект открытого урока биологии

в 7 классе на тему:

« Растение – целостный организм »

Учитель: Моисеенкова Лилия Владимировна

Цель урока : обобщение и систематизация знаний обучающихся об органах растений и их взаимосвязи ;

Коррекционно – развивающ ие : продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;

развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания;

коррекция памяти на основе упражнений в припоминании изученного;

Воспитательные : воспитывать культуру общения, основанной на взаимопомощи и взаимной поддержке;

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, авторская презентация, карточки, таблица «Органы цветкового растения».

Организационный момент. Психологический настрой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем уроке.

Те, кто выбрал красный, — желают общаться.

Желтый — проявят активность.

Синий — будут настойчивы.

Что общего у всех этих растений? ( они имеют одинаковые органы ).

Покажите и назовите органы растения на таблице .

Другой в свету купается,

Поменяться им нельзя.

Изучение нового материала.

Итак , тема нашего урока « Растение – целостный организм» ( запись даты и темы в тетрадь ).

А воду добыли. ( корни )

2 группа : обучающимся предлагается загадка.

Он в саду моем расцвел,

В удивленье всех привел-

А внутри на ниточках –

Туфельки хрустальные. ( цветок).

Группы получают листы с заданиями и различные источники информации.

2. Осуществление деятельности.

2. По таблице составьте рассказы по вопросам :

— типы корневых систем;

1. Удерживает растение.

Участвует в размножении.

3. Разыграйте сценку о важности корня для растения « Спор органов растений»

Задание для 2 –ой группы . Лаборатория изучения стебля « Стебель»

Используя таблицу составьте рассказы по вопросам :

— строение древесного стебля;

Молодые зеленые стебли на свету образуют органические вещества

Разыграйте сценку о важности стебля для растения « Спор органов растений».

Задание для 3-ей группы. Лаборатория изучения листа «Лист»

— типы жилкования листьев ;

3.Разыграйте сценку о значимости листьев для организма растения « Спор органов растений».

2. По таблице составьте рассказ о строении и значении цветка.

Чашечка из чашелистиков

Венчик из лепестков

Пестик и тычинки –главные части цветка

Цветок – орган размножения

Из пестика образуется плод с семенами

3.Разыграйте сценку о значении цветка в жизни растений « Спор органов растения».

3. Защита результатов деятельности.

Защита сотрудников лаборатории «Корень» : Слайды

Проблемные вопросы задаются классу :

Защита сотрудников лаборатории «Стебель»: Слайды

Защита сотрудников лаборатории «Лист»: Слайды

4) Защита сотрудника лаборатории « Цветок».

А какой из органов важнее?

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.

– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю! Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности! Иногда я так изменяюсь, что надо быть очень внимательным и любознательным, чтобы меня узнать. Называют меня тоже по–разному: корнеплоды, корневые клубни. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!

Возмутились листья : «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело, используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могут жители нашего царства листьев кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом с нами легко».

А кроме того я самый красивый из Вас…

А какой чудесный аромат исходит от меня…

« Все вы важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Ведь все вы части одного организма ».

Рефлексия: Представим себя лучиками солнца. Разместите лучики на солнце согласно своему настроению.

Источник

Прочитайте онлайн Биология. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ | 4.4. Царство Растения. Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность

Чем обеспечивается целостность растительного организма. Смотреть фото Чем обеспечивается целостность растительного организма. Смотреть картинку Чем обеспечивается целостность растительного организма. Картинка про Чем обеспечивается целостность растительного организма. Фото Чем обеспечивается целостность растительного организма

4.4. Царство Растения. Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: автотрофное питание, виды тканей, видоизменения органов, дыхание, корень, корневые системы, лист, органы, опыление, побег, семя, споры, стебель, ткани, хлоропласты, цветок, энергия.

4.4.1. Общая характеристика царства Растения

Все растительные организмы имеют общие черты, как отличающие их от представителей других царств органического мира, так и сближающие с ними. Отличительными признаками царства Растения можно считать следующие:

– относительная неподвижность организма и его и связь с субстратом;

– наличие пластид – хлоропластов, хромопластов и лейкопластов в клетках;

– разветвленность поглощающей поверхности тела;

– наличие целлюлозной клеточной оболочки;

– способность к фотосинтезу – автотрофное питание.

Сближает растительные организмы с представителями других царств живой природы клеточное строение, общие механизмы роста, развития, размножения, обмена веществ.

Растения способны к фотосинтезу благодаря наличию хлорофилла в их зеленых органах, стеблях у молодых и травянистых растений и листьях. Накапливая органические вещества в процессе фотосинтеза, растения создают основной запас биомассы на планете Земля, т.е. являются продуцентами. Кислород, выделяемый растениями в процессе фотосинтеза, служит источником аэробного дыхания и образует озоновый слой атмосферы.

Растения появились на Земле около 2 млрд лет назад. Первоначально развитие растительных организмов происходило в водной среде, что привело к появлению – водорослей. Затем растения стали осваивать сушу. Этому способствовало возникновение следующих ароморфозов:

– возникновение эукариотического строения клеток;

– возникновение мейоза и оплодотворения;

– возникновение многоклеточности и дифференциации клеток с образованием тканей и органов;

– возникновение чередования гаплоидного и диплоидного поколений;

Эволюция растений шла в направлении от споровых к семенным, от низших к высшим. У низших растений нет настоящих тканей и органов. Они занимают водную среду обитания.

Тело высших растений расчленено на вегетативные и генеративные органы; они имеют проводящие ткани и занимают три среды обитания: водную, почвенную и воздушную.

4.4.2. Ткани высших растений

Ткани – это устойчивые комплексы клеток, сходные по своему строению, происхождению и функциям. У прокариот и примитивных водорослей тканей нет. Клеточная дифференциация начинается у бурых водорослей и достигает максимума у покрытосеменных растений. Различают следующие основные группы тканей: образовательные, основные, проводящие, покровные, механические, выделительные.

Чем обеспечивается целостность растительного организма. Смотреть фото Чем обеспечивается целостность растительного организма. Смотреть картинку Чем обеспечивается целостность растительного организма. Картинка про Чем обеспечивается целостность растительного организма. Фото Чем обеспечивается целостность растительного организма

4.4.3. Вегетативные органы цветковых растений. Корень

Орган – это часть тела, состоящая из различных тканей, имеющая определенную форму и выполняющая определенные функции. Вегетативные органы обеспечивают обмен веществ и рост растения. К ним относятся корень и побег, состоящий из стебля, листьев и почек.

Корень – орган растения, выполняющий функции закрепления растения в почве, почвенного питания водой и минеральными веществами, запасания органических веществ, вегетативного размножения подземными частями.

На продольном разрезе молодого корня видны 4 зоны:

Зона роста – образована молодыми, растущими клетками. Здесь начинается формирование тканей корня:

– зона корневых волосков (зона всасывания) образована выростами клеток первичной, однослойной всасывающей ткани корня;

Транспорт воды из почвы в корень происходит пассивно, благодаря разности осмотических давлений между цитоплазмой корневых волосков и водных растворов почвы. А эта разность давлений, в свою очередь, создается активно, за счет затраты энергии. Из клеток всасывающей зоны вода поднимается в проводящие элементы корня в результате роста осмотического давления. В сосудах корня давление поднимается до 3 атмосфер. Оно создано за счет затраты энергии растением. Вверх же по стеблю вода поднимается за счет испарения воды в листьях.

У многих растений встречаются видоизмененные корни: корнеплоды (у редиса, редьки, свеклы, и т.д.), корневые клубни (у георгина, батата). Корни многих растений вступают в симбиоз с грибами, образуя микоризы или грибокорни. Корни бобовых растений вступают в симбиоз с азотобактериями. В результате образуются клубеньки. Бактерии фиксируют атмосферный азот и обеспечивают им растения.

Побег – это стебель с расположенными на нем листьями и почками. Расположение почек и листьев на побеге бывает:

– супротивным – две почки выходят из одного узла;

– очередным – по одной почке в узле;

– мутовчатым – 3 и более почек в одном узле;

– спиральным – почки расположены по спирали.

Элементы побега формируются из общей верхушечной

образовательной ткани и обладают единой проводящей системой. Формирование побега относится к крупнейшим ароморфозам, обусловившим выход растений на сушу.

Почка – укороченный зачаточный побег – состоит из зачаточного стебля и зачаточных листьев (вегетативная почка) или зачаточных цветков (генеративная почка). Почки, несущие в себе и листья, и цветки, называются смешанными. Верхушечные почки обеспечивают рост побега в длину, боковые (пазушные) обеспечивают ветвление побега. Почки, образующиеся на листьях и в междоузлиях, называются придаточными. « Спящие почки » развиваются после отмирания вышележащих почек, повреждения растений. Эти почки обеспечивают восстановление растений. Почки могут быть защищены почечными чешуями и тогда их называют закрытыми. Почки без чешуй называются открытыми.

Стебель – осевой вегетативный орган с радиальной симметрией. Обладает верхушечным ростом. Главный стебель развивается из почечки зародыша семени. Функции стебля: опорная, проводящая, запасающая, фотосинтезирующая, рост и ветвление растения, вегетативное размножение.

По характеру направления роста стебли делятся на прямостоячие (сосна), ползучие (огурец), цепляющиеся (чина луговая), лазающие (лианы), вьющиеся (вьюнок).

Видоизмененные стебли образуют корневища, клубни, луковицы.

Лист – это боковой орган растения, обладающий двусторонней симметрией и обеспечивающий функции фотосинтеза, транспирации и газообмена. Лист состоит из листовой пластинки и черешка. В зависимости от количества листовых пластинок листья бывают простыми (с одной листовой пластинкой на черешке) и сложными (с несколькими листовыми пластинками, имеющими собственные черешки). Форма листьев и их расположение на стебле, тип жилкования являются важными систематическими признаками. Листья, не имеющие черешка, называются сидячими. Листья с черешками – черешковыми.

Скелет листа образован сосудисто-волокнистыми пучками и механической тканью. Через черешок проводящие элементы листа связаны со стеблем. По характеру расположения жилок встречаются листья с сетчатым, дуговым и параллельным жилкованием. Сетчатое жилкование наиболее характерно для двудольных растений, дуговое и параллельное – для однодольных.

Фотосинтез происходит в столбчатой и губчатой тканях паренхимы. Столбчатая ткань примыкает к верхней кожице, а губчатая – к нижней.

В зависимости от среды обитания у листьев возникли различные адаптации. У растений засушливых мест адаптации связаны с уменьшением испарения и накоплением запасов влаги. У растений влажных мест обитания адаптации связаны с увеличением транспирации.

В зависимости от характера адаптаций возникли видоизменения листьев: колючки (барбарис, кактус), усики (горох), ловчий аппарат (непентес), мясистые чешуи (лук), плотная кутикула (столетник).

4.4.5. Цветок и его функции. Соцветия и их биологическое значение

Цветки могут быть одиночными или собранными в соцветия – группы цветков, расположенных в определенном порядке.

Соцветия более заметны для опылителей, легче опыляются ветром. На растениях, несущих соцветия, количество созревающих плодов значительно больше, чем на одиночных цветках.

Семя, плод. Семя – орган, образующийся в результате полового размножения цветковых растений и служащий для расселения растений. Развивается из семязачатка. Семя состоит из зародыша, эндосперма и семенной кожуры. Зародыш состоит из корешка, почечки и одной или двух семядолей. У однодольных семядоля одна, а запас питательных веществ содержится в эндосперме. У двудольных две семядоли. Запас питательных веществ у них находится в семядолях. Семенная кожура образуется из покровов семяпочки и защищает зародыш от высыхания. Для прорастания семян необходимы определенная температура, влажность, воздух. Покой семян – важное приспособительное свойство, предохраняющее от преждевременного прорастания.

Плоды – органы защиты и распространения семян. Плод – это конечный этап развития цветка. Развивается из завязи цветка. Стенки завязи образуют околоплодник. В зависимости от типа околоплодника плоды делят на сухие и сочные, а от количества семян – на многосемеянные и односеменные.

Сухие односеменные плоды – семянка, зерновка, орех (подсолнечник, рожь, лещина).

Сухие многосеменные плоды – боб, стручок, коробочка (соя, капуста, мак).

Сочные односеменные – костянка (вишня, слива, абрикос).

Сочные многосеменные – ягода (виноград, томат).

Особые виды сочных многосеменных плодов:

– яблоко – завязь погружена в ткань цветоложа (яблоня, груша, айва);

– тыквина – околоплодник твердый, образован из нижней завязи (огурец, дыня);

– померанец – многогнездный плод, образованный из верхней завязи (апельсин, лимон, мандарин).

Плоды, образованные из нескольких цветков, называются соплодиями.

Приспособления плодов к распространению связаны со способом распространения – животными, ветром, водой. Крючки, зацепки, цвет, вкус, летучки, парашютики и др. приспособления обеспечивают расселение растений.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ Часть А

А1. Корневую систему растения образуют корни

1) стержневые 3) придаточные

2) боковые 4) все виды корней

А2. Какую из функций корни не выполняют?

1) закрепление растения в почве

2) всасывание минеральных растворов солей

3) запасание органических веществ

4) образование органических веществ

А3. У срезанной ветки тополя, поставленной в воду, будут развиваться корни

1) придаточные 3) главный

2) боковые 4) все виды корней

А4. Корневой чехлик защищает зону

1) проведения 3) роста

2) всасывания 4) деления

А5. Цветки развиваются из почек

1) вегетативных 3) верхушечных

2) генеративных 4) спящих

А6. Если в одном узле побега развивается 3 и более листьев, то расположение листьев на этом побеге называется

1) очередное 3) мутовчатое

2) супротивное 4) спиральное

А7. Сходство между корнем и стеблем проявляется в том, что оба органа

2) делятся на одинаковые функциональные зоны

4) растут своей верхушкой

А8. Простыми называют листья с

1) сетчатым жилкованием

2) одним черешком и одной листовой пластинкой

3) одним черешком и несколькими листовыми пластинками

4) несколькими черешками и несколькими листовыми пластинками

А9. Конус нарастания стебля образован тканью

1) покровной 3) механической

2) образовательной 4) основной

А10. Вода и минеральные соли передвигаются по:

1) сердцевине 3) ксилеме

А11. Камбий находится между

1) корой и лубом 3) древесиной и сердцевиной

2) лубом и древесиной 4) кожицей и пробкой

А12. К главным частям цветка относятся

1) чашечка и венчик 3) пестик и тычинки

2) завязь и цветоложе 4) венчик и семязачаток

Часть В

В1. Выберите элементы внутреннего строения стебля

1) камбий 4) ситовидные трубки

2) столбчатая ткань 5) зона роста

3) сердцевина 6) зона всасывания

В2. Выберите элементы внутреннего строения листа

1) губчатая паренхима 4) трахеиды

2) хлоропласты 5) устьица

3) склереиды 6) каменистые клетки

ВЗ. Определите последовательность расположения зон корня, начиная снизу

A) зона всасывания Г) зона деления

Б) зона роста Д) корневой чехлик

В4. Определите последовательность зон стебля на его поперечном разрезе

B) сердцевина Г) камбий

Часть С

С1. Назовите основные отличия растений от животных.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.

1. Растения, автотрофные организмы, использующие химическую энергию для создания органических веществ. 2. Клетки растений отличаются от клеток других эукариот наличием целлюлозной клеточной стенки, вакуолей, хлоропластов и других пластид. 3. В процессе фотосинтеза растения создают органические вещества из углекислого газа и воды. 4. В процессе дыхания они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 5. Растут растения в течение всей жизни. 6. Все растения, живущие на Земле, образуют один отдел – Растения.

СЗ. Докажите, что появление цветка стало крупным ароморфозом, повлиявшим на расцвет покрытосеменных растений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *