Чем обеспечивается точная последовательность расположения аминокислот
Последовательность аминокислот в белке
Отказ от ответсвенности
Обращаем ваше внимание, что вся информация, размещённая на сайте Prowellness предоставлена исключительно в ознакомительных целях и не является персональной программой, прямой рекомендацией к действию или врачебными советами. Не используйте данные материалы для диагностики, лечения или проведения любых медицинских манипуляций. Перед применением любой методики или употреблением любого продукта проконсультируйтесь с врачом. Данный сайт не является специализированным медицинским порталом и не заменяет профессиональной консультации специалиста. Владелец Сайта не несет никакой ответственности ни перед какой стороной, понесший косвенный или прямой ущерб в результате неправильного использования материалов, размещенных на данном ресурсе.
Многообразие форм жизни объясняется разнообразием белковых молекул, которые наделены особыми биологическими функциями. Структуру белка определяет состав аминокислот и последовательность их расположения в пептидных цепях. Состав и последовательность аминокислот в цепи пептида закодированы в ДНК посредством генетического кода.
Внимание! Генетический код – это всеобщая система записи наследственной информации в виде последовательности нуклеотидов в молекулах ДНК либо мРНК, которая определяет порядок расположения аминокислот в структуре белка.
Связь между ДНК, РНК и белком
Белок, ДНК и РНК – это единая система, которая определяет специфичность организма и передает наследственные признаки. Каждый белок имеет строго определенную последовательность аминокислот в пептидной цепи и конкретную пространственную структуру. Последовательность аминокислот в белковой цепи соответствует первичной структуре. Всего их 4 – первичная, вторичная, третичная и четвертичная.
В организме свободную аминокислоту активирует фермент. тРНК (транспортная) переносит ее от фермента к иРНК (информационная). иРНК и рРНК (рибосомальная) отвечают за синтез из аминокислот белка со строго заданной ДНК последовательностью. Для каждой аминокислоты в клетке предусмотрены собственные ферменты и тРНК.
Как пишется и определяется аминокислотная последовательность
Аминокислотная последовательность – это цепочка аминокислот в молекуле пептида либо белка. Она записывается с N-конца со свободной аминогруппой к C-концу со свободной карбоксильной группой.
Пептидная последовательность иногда называют белковой. Это первичная структура всех белков в момент синтеза. Посредством посттрансляционных модификаций первичная структура видоизменяется, образуя зрелый белок.
Аминокислотная последовательность проистекает из последовательности мРНК. А она определяется в результате транскрипции гена, в котором нуклеотидный порядок в кодирующей последовательности определяет итоговый белок.
Три нуклеотида образуют кодон, определяющий аминокислоту. Каждая группа из трех нуклеотидных оснований ДНК является кодом для аминокислоты. Так, нуклеотидная последовательность ДНК CTG кодирует лейцин.
Всего существует 64 вероятных кодона для определения 20 аминокислот. В результате уникальная последовательность аминокислот образует уникальный белок.
Отказ от ответсвенности
Обращаем ваше внимание, что вся информация, размещённая на сайте Prowellness предоставлена исключительно в ознакомительных целях и не является персональной программой, прямой рекомендацией к действию или врачебными советами. Не используйте данные материалы для диагностики, лечения или проведения любых медицинских манипуляций. Перед применением любой методики или употреблением любого продукта проконсультируйтесь с врачом. Данный сайт не является специализированным медицинским порталом и не заменяет профессиональной консультации специалиста. Владелец Сайта не несет никакой ответственности ни перед какой стороной, понесший косвенный или прямой ущерб в результате неправильного использования материалов, размещенных на данном ресурсе.
Единый государственный экзамен по биологии
Демонстрационный вариант 2003 г.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий.
Часть 1 включает 42 задания (А1 – А42). К каждому заданию приводится 4 ответа, один из которых верный.
Часть 2 содержит 8 заданий (B1 – B8): 4 – с выбором трех верных ответов из шести, 2 – на соответствие, 2 – на последовательность биологических процессов, явлений, объектов.
Часть 3 содержит 5 заданий со свободным ответом (С1 – С5). При выполнении заданий С1 – С3 надо дать ответ из одного-двух предложений, а заданий С4, С5 – полный развернутый ответ. Ответы на задания С1 – С5 надо записать на специальном бланке для записи ответов в свободной форме.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у Вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые Вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у Вас останется время.
Для получения отметки «3» достаточно выполнить верно любые 16 заданий из всей работы.
Для получения отметки «5» не требуется выполнить все задания работы, но среди верно выполненных должно быть не менее одного задания из Части 2 и одного задания с полным развернутым ответом высокого уровня из Части 3 (С4 или С5).
За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
При выполнении заданий этой части укажите в бланке ответов цифру, которая обозначает выбранный Вами ответ, поставив знак « х » в соответствующей клеточке бланка для каждого задания (А1-А42).
А1. Какая наука использует близнецовый метод исследования:
1) цитология;
2) генетика;
3) селекция;
4) систематика.
A2. Укажите формулировку одного из положений клеточной теории.
1) Клетки растений отличаются от клеток животных наличием хлоропластов.
2) Клетка – единица строения, жизнедеятельности и развития организмов.
3) Клетки прокариот не имеют оформленного ядра.
4) Вирусы не имеют клеточного строения.
А3. Изображённый на рисунке органоид, обеспечивающий быстрое продвижение веществ в клетке, представляет собой:
1) комплекс Гольджи;
2) плазматическую мембрану;
3) эндоплазматическую сеть;
4) микротрубочки цитоплазмы.
A4. В состав каких молекул входит фосфор, необходимый всем живым организмам:
1) жиров;
2) моносахаридов;
3) полисахаридов;
4) нуклеиновых кислот.
A5. Чем обеспечивается точная последовательность расположения аминокислот в молекуле белка в процессе его биосинтеза:
1) матричным характером реакций в клетке;
2) высокой скоростью химических реакций в клетке;
3) окислительным характером реакций в клетке;
4) восстановительным характером реакций в клетке.
A6. Какие клетки человека наиболее существенно различаются по набору хромосом:
1) соединительной и эпителиальной тканей;
2) половые мужские и женские;
3) половые и соматические;
4) мышечной и нервной тканей.
A7. Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека:
1) полимиелита;
2) оспы;
3) гриппа;
4) ВИЧ.
A8. Определите организм, у которого в процессе онтогенеза происходит дифференциация клеток:
1) обыкновенная амеба;
2) инфузория туфелька;
3) многоклеточная водоросль;
4) пресноводная гидра.
A9. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении:
1) аллельные;
2) доминантные;
3) рецессивные;
4) сцепленные.
A10. При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно. Чем это объясняется?
1) Все особи имеют одинаковый генотип.
2) Все особи имеют одинаковый фенотип.
3) Все особи имеют сходство с одним из родителей.
4) Все особи живут в одинаковых условиях.
A11. Каковы особенности модификационной изменчивости:
1) проявляется у каждой особи индивидуально, так как изменяется генотип;
2) носит приспособительный характер, генотип при этом не изменяется;
3) не имеет приспособительного характера, вызвана изменением генотипа;
4) подчиняется законам наследственности, генотип при этом не изменяется.
A12. Какие методы использовали селекционеры при выведении черно-пестрой породы крупного рогатого скота:
1) мутагенеза;
2) полиплоидии;
3) гибридизации и отбора;
4) гетерозиса и искусственного оплодотворения.
A13. Сходство и родство организмов, обусловленное общностью их происхождения, лежит в основе:
1) формирования между ними пищевых связей;
2) их участия в круговороте веществ ;
3) их совместного обитания в экосистеме;
4) их классификации, объединения в группы.
A14. Почему посев кукурузы после бобовых, у которых на корнях развиваются клубеньковые бактерии, ведет к повышению урожая?
1) Семена бобовых содержат много белка.
2) Поле освобождается от сорняков.
3) Почва обогащается азотными солями.
4) Почва становится более рыхлой.
A15. К какому семейству относят картофель, томаты, у которых цветок пятичленного типа со сросшимся околоцветником и плод – ягода:
1) пасленовых;
2) бобовых;
3) крестоцветных;
4) лютиковых.
A16. Какая система органов млекопитающих доставляет к клеткам тела кислород и питательные вещества и освобождает их от продуктов обмена:
1) эндокринная система;
2) кровеносная система;
3) пищеварительная система;
4) опорно-двигательная система.
A17. Почему китов относят к классу млекопитающих:
1) имеют развитую кору головного мозга, постоянную температуру тела, выкармливают детенышей молоком;
2) имеют обтекаемую форму тела, выкармливают детенышей молоком;
3) передвигаются с помощью хвостового плавника и передних конечностей, превратившихся в ласты;
4) размножаются в воде, рождают крупных детенышей.
A18. Почему человеку важно сохранять почки здоровыми:
1) через них удаляется непереваренная пища;
2) через них удаляются жидкие продукты обмена;
3) в них образуются пищеварительные ферменты;
4) они регулируют содержание гормонов в крови.
A19. Почему пища должна содержать витамины:
1) они входят в состав ферментов;
2) они входят в состав гормонов;
3) они содержат богатые энергией связи;
4) они являются хранителями наследственной информации.
A20. Дыхательный центр расположен в отделе головного мозга, обозначенном на рисунке буквой:
1) а;
2) б;
3) в;
4) г.
A21. Почему опасно гладить бездомных собак?
1) Можно заразиться детскими острицами.
2) Можно заразиться эхинококком.
3) Можно заразиться печеночным сосальщиком.
4) В организм могут попасть финны бычьего цепня.
A22. Что является структурной единицей вида:
1) особь;
2) колония;
3) стая;
4) популяция.
A23. В чем проявляется роль наследственной изменчивости в эволюции?
1) В повышении жизнеспособности популяции.
2) В увеличении генетического разнообразия особей в популяции и повышении эффективности отбора.
3) В уменьшении генетического разнообразия особей в популяции и повышении эффективности отбора.
4) В увеличении неоднородности особей в популяции и снижении эффективности отбора.
A24. Каковы последствия действия движущего отбора:
1) сохранение старых видов;
2) поддержание нормы реакции;
3) появление новых видов;
4) устранение особей с новыми мутациями.
A25. О чем свидетельствует сходство человека с современными человекообразными обезьянами?
1) Об их родстве, происхождении от общего предка.
2) О развитии их по пути идиоадаптации.
3) О возможности превращения современных человекообразных обезьян в человека.
4) О возможности возникновения речи у человекообразных обезьян.
A26. Действие антропогенного фактора не носит закономерного характера, поэтому у особей популяции:
1) формируются к нему приспособления;
2) не могут сформироваться к нему приспособления;
3) возникают полезные для особи мутации;
4) возникают полезные для особи модификации.
A27. Какую закономерность отображает рисунок:
1) пищевую цепь;
2) экологическую пирамиду;
3) колебания численности популяций;
4) процесс саморегуляции.
A28. Какой процесс способствует неоднократному использованию растениями одних и тех же химических элементов, поглощаемых из почвы:
1) корневое давление;
2) фотосинтез;
3) саморегуляция;
4) круговорот веществ.
A29. В преобразовании биосферы главную роль играют:
1) живые организмы;
2) химические процессы;
3) физические процессы;
4) механические явления.
A30. Какова причина глобального изменения в биосфере – возникновения парникового эффекта:
1) уменьшение толщины озонового слоя;
2) уменьшение содержания азота в атмосфере;
3) увеличение содержания окислов серы в атмосфере;
4) увеличение содержания углекислого газа и задымление атмосферы.
A31. В митохондриях в отличие от хлоропластов не происходит синтез молекул:
1) АТФ;
2) глюкозы;
3) иРНК;
4) белка.
A32. Энергетический обмен не может идти без пластического, так как пластический обмен поставляет для энергетического:
1) богатые энергией молекулы АТФ;
2) ферменты для ускорения реакций;
3) кислород для реакций расщепления;
4) неорганические соли и кислоты.
A33. В чем состоит сходство молекул ДНК и РНК:
1) состоят из двух полинуклеотидных цепей;
2) имеют форму спирали;
3) это биополимеры, состоящие из мономеров-нуклеотидов;
4) обе содержат по нескольку тысяч генов.
A34. На какой стадии эмбрионального развития объем многоклеточного зародыша не превышает объема зиготы:
1) оплодотворения;
2) бластулы;
3) гаструлы;
4) органогенеза.
A35. При скрещивании томатов с красными и желтыми плодами получено потомство, у которого половина плодов была красная, а половина желтая. Каковы генотипы родителей:
1) В них мало питательных веществ.
2) Они очень медленно растут и невкусные.
3) В них накапливается много вредных, токсичных веществ.
4) В них накапливается много нитратов.
A37. В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами?
1) В процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических.
2) Не нуждаются в воде при оплодотворении.
3) Относятся к высшим споровым растениям.
4) Имеют корни и хорошо развитые проводящие ткани.
A38. Грудное вскармливание предохраняет грудных детей от инфекционных болезней, так как в молоке матери содержатся:
1) питательные вещества;
2) ферменты;
3) гормоны;
4) антитела.
A39. Что происходит в организме человека после предохранительной прививки:
1) вырабатываются ферменты;
2) кровь свертывается, образуется тромб;
3) образуются антитела;
4) нарушается постоянство внутренней среды.
A40. Человек в состоянии опьянения слабо координирует свои действия, так как у него нарушается деятельность:
1) вегетативной нервной системы;
2) мозжечка;
3) спинного мозга;
4) продолговатого мозга.
A41. Каковы последствия действия стабилизирующего отбора:
1) сохранение старых видов;
2) сохранение нормы реакции;
3) появление новых видов;
4) сохранение особей с неизмененными признаками.
A42. Почему для агроэкосистемы не характерен сбалансированный круговорот веществ?
1) В ее состав входит небольшое разнообразие видов.
2) Для нее характерно большое разнообразие видов.
3) Она имеет длинные цепи питания.
4) Численность небольшого числа видов в ней высокая.
Часть 2
При выполнении заданий В1–В4 в бланк ответов запишите номера трех элементов, относящиеся к правильному ответу, начиная с первой клеточки, без пропусков и знаков препинания.
B1. Какие особенности органов кровообращения и дыхания характерны для земноводных:
1) сердце трехкамерное без перегородки в желудочке;
2) сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке;
3) один круг кровообращения;
4) два круга кровообращения;
5) на всех стадиях развития дышат с помощью легких;
6) на стадии взрослого животного дышат с помощью легких и кожи.
B2. Деятельность каких органов регулирует вегетативная нервная система человека:
1) мышц верхних и нижних конечностей;
2) сердца и кровеносных сосудов;
3) органов пищеварительного тракта;
4) мимических мышц;
5) почек и мочевого пузыря;
6) диафрагмы и межреберных мышц.
B3. Какие функции выполняет в клетке ядро:
1) обеспечивает поступление веществ в клетку;
2) служит местом локализации носителей наследственной информации – хромосом;
3) с помощью молекул посредников участвует в синтезе молекул белка;
4) участвует в процессе фотосинтеза;
5) в нем органические вещества окисляются до неорганических;
6) участвует в образовании хроматид.
B4. Появление каких изменений у растений в процессе эволюции не способствовало общему подъему их организации?
1) Появление корней у древних папоротников.
2) Появление хлорофилла у мхов.
3) Возникновение тканей у хвойных.
4) Возникновение семени у голосеменных.
5) Появление цветка и плода у покрытосеменных.
6) Возникновение проводящих тканей у цветковых.
При выполнении заданий В5–В6 установите соответствие между объектами или процессами и описанием их свойств и признаков.
B5. Установите соответствие между отдельными функциями нейронов и типами нейронов, которые эти функции выполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
B6. Установите соответствие между строением и функциями эндоплазматической сети и комплекса Гольджи: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
При выполнении заданий В7–В8 определите последовательность биологических процессов и явлений.
B7. Установите, в какой последовательности звуковые колебания должны передаваться к рецепторам органа слуха:
Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
B8. Установите последовательность этапов энергетического обмена:
А) расщепление биополимеров до мономеров;
Б) поступление органических веществ в клетку;
В) окисление пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды;
Г) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты;
Д) синтез двух молекул АТФ;
Е) синтез 36 молекул АТФ.
Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Часть 3
Для ответов на задания этой части используйте специальный бланк. Запишите номер задания (С1 и т.д.), затем на задания С1 и С2 дайте ответ из одного-двух предложений, а на задания С3–С5 – развернутый ответ.
C1. С какой целью проводят побелку стволов и крупных ветвей плодовых деревьев?
C2. В чем состоит роль ДНК в синтезе белка?
C3. Какие признаки характерны для царства растений?
C4. Почему достижения молекулярной биологии имели большое значение для развития генной инженерии?
C5. Почему повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?
Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по биологии
Часть 1
Часть 2
Часть 3
С1. С какой целью проводят побелку стволов и крупных ветвей плодовых деревьев?
С2. В чем состоит роль ДНК в синтезе белка?
С3. Какие признаки характерны для царства растений?
С4. Почему достижения молекулярной биологии имели большое значение для развития генной инженерии?
С5. Почему повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?
Экзаменационная работа по биологии для 10-11 классов с ответами. Вариант 4
Задания разного уровня сложности: с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, с выбором трех верных ответов из шести предложенных, задания на соответствие, задания, на которые нужно дать полный развернутый ответ.
В конце вы найдете систему оценивания экзаменационной работы по биологии.
Просмотр содержимого документа
«Экзаменационная работа по биологии для 10-11 классов с ответами. Вариант 4»
Экзаменационная работа по биологии. Вариант 4
В заданиях А1–А36 выберите один верный ответ из четырех.
А1. Какой уровень организации живой природы представляет собой совокупность всех экосистем земного шара в их взаимосвязи?
А2. Сходство строения и жизнедеятельности клеток всех организмов свидетельствует об их
А3. В лизосомах клетки, как и в митохондриях, происходит
3) энергетический обмен
4) пластический обмен
А4. Хромосомный набор в соматических клетках у женщины состоит из
1) 44 аутосом и двух Х-хромосом
2) 44 аутосом и двух Y-хромосом
3) 44 аутосом и X- и Y-хромосом
4) 22 пар аутосом и X- и Y-хромосом
А5. К прокариотам относятся
А6. В основе бесполого размножения животных лежит процесс
А7. Сколько типов гамет формируются у родительского организма с генотипом ааВb при сцепленном наследовании?
А8. Какой закон проявится в наследовании признаков при скрещивании организмов с генотипами: Аа х Аа?
3) сцепленного наследования
4) независимого наследования
А9. Альбинизм является результатом
1) недостатка света
2) нарушения гаметогенеза
4) модификационной изменчивости
А10. Укажите формулировку одного из положений клеточной теории.
Клетки растений отличаются от клеток животных наличием хлоропластов.
Клетка – единица строения, жизнедеятельности и развития организмов.
Клетки прокариот не имеют оформленного ядра.
Вирусы не имеют клеточного строения.
А11. В состав каких молекул входит фосфор, необходимый всем живым организмам?
А12. Чем обеспечивается точная последовательность расположения аминокислот в молекуле белка в процессе его биосинтеза?
матричным характером реакций в клетке
высокой скоростью химических реакций в клетке
окислительным характером реакций в клетке
восстановительным характером реакций в клетке
А13. Каковы особенности модификационной изменчивости?
проявляется у каждой особи индивидуально, так как изменяется генотип
носит приспособительный характер, генотип при этом не изменяется
не имеет приспособительного характера, вызвана изменением генотипа
подчиняется законам наследственности, генотип при этом не изменяется
А14. Какие методы использовали селекционеры при выведении черно-пестрой породы крупного рогатого скота?
гибридизации и отбора
гетерозиса и искусственного оплодотворения
А15. Сходство и родство организмов, обусловленное общностью их происхождения, лежит в основе
формирования между ними пищевых связей
их участия в круговороте веществ
их совместного обитания в экосистеме
их классификации, объединения в группы
А16. В чем проявляется роль наследственной изменчивости в эволюции?
В повышении жизнеспособности популяции
В увеличении генетического разнообразия особей в популяции и повышении эффективности отбора
В уменьшении генетического разнообразия особей в популяции и повышении эффективности отбора
В увеличении неоднородности особей в популяции и снижении эффективности отбора
А17. О чем свидетельствует сходство человека с современными человекообразными обезьянами?
об их родстве, происхождении от общего предка
о развитии их по пути идиоадаптации
о возможности превращения современных человекообразных обезьян в человека
о возможности возникновения речи у человекообразных обезьян
А18. Действие антропогенного фактора не носит закономерного характера, поэтому у особей популяции
формируются к нему приспособления
не могут сформироваться к нему приспособления
возникают полезные для особи мутации
возникают полезные для особи модификации
А19. Какую закономерность отображает рисунок?
колебания численности популяций
А20. Руководствуясь только генетическим критерием, нельзя определить вид, так как
1) ареалы разных видов совпадают
2) набор хромосом у разных видов может совпадать
3) разные виды обитают в сходных условиях
4) особи разных видов сходны внешне
А21. Генетическую неоднородность особей в популяции усиливает
1) мутационная изменчивость
2) географическая изоляция
3) борьба за существование
4) искусственный отбор
А22. К каким доказательствам эволюции относят сходство стадий
индивидуального развития зародышей животных?
А23. К ароморфным изменениям у предков земноводных относят появление
2) легочного дыхания
3) обтекаемой формы тела
4) покровительственной окраски
А24. Как называются факторы, определяющие пределы выживаемости вида?
А25. Сходство искусственной и естественной экосистем состоит в том, что они
1) содержат одинаковое число звеньев в цепях питания
2) имеют одинаковую продуктивность биомассы растений
3) не могут существовать без участия человека
4) содержат одинаковые функциональные группы организмов
А26. Непрерывный поток химических элементов из неживой природы в живую природу и обратно, осуществляемый в результате жизнедеятельности организмов, называют
2) пищевыми связями
3) биогенной миграцией атомов
4) правилом экологической пирамиды
А27. В комплексе Гольджи происходит
2) окисление органических веществ
3) накопление синтезируемых в клетке веществ
4) синтез молекул белка
А28. Какой процесс способствует неоднократному использованию растениями одних и тех же химических элементов, поглощаемых из почвы?
А29. Какова причина глобального изменения в биосфере – возникновения парникового эффекта?
уменьшение толщины озонового слоя
уменьшение содержания азота в атмосфере
увеличение содержания окислов серы в атмосфере
увеличение содержания углекислого газа и задымление атмосферы
А30. В диплоидном наборе мягкой пшеницы 42 хромосомы. Полученный на её основе новый сорт имеет 84 хромосомы вследствие
1) изменения нормы реакции
2) цитоплазматической мутации
3) хромосомных перестроек
4) геномной мутации
А31. Отдаленные гибриды обычно бесплодны, так как у них
1) клетки не делятся митозом
2) в клетках не происходит репликация ДНК
3) гаметы различаются по размеру
4) нарушена конъюгация хромосом в мейозе
А32. В чем состоит сходство молекул ДНК и РНК?
состоят из двух полинуклеотидных цепей
имеют форму спирали
это биополимеры, состоящие из мономеров-нуклеотидов
обе содержат по нескольку тысяч генов
А33. На какой стадии эмбрионального развития объем многоклеточного зародыша не превышает объема зиготы?
В них мало питательных веществ.
Они очень медленно растут и невкусные.
В них накапливается много вредных, токсичных веществ.
В них накапливается много нитратов.
А35. Дрейф генов – это
1) случайное изменение частот встречаемости их аллелей в популяции
2) перемещение особей из одной популяции в другую
3) направленное скрещивание особей в популяции
4) результат естественного отбора
А36. Верхняя граница жизни биосферы определяется высокой концентрацией
1) углекислого газа
4) ультрафиолетовых лучей
A37. Почему для агроэкосистемы не характерен сбалансированный круговорот веществ?
в ее состав входит небольшое разнообразие видов
для нее характерно большое разнообразие видов
она имеет длинные цепи питания
численность небольшого числа видов в ней высокая
В заданиях B1–B3 выберите три верных ответа из шести.
В1. Чем мейоз отличается от митоза? Запишите соответствующие цифры.
1) Образуются четыре гаплоидные клетки.
2) Образуются две диплоидные клетки.
3) Происходит коньюгация и кроссинговер хромосом.
4) Происходит спирализация хромосом.
5) Делению клеток предшествует одна интерфаза.
6) Происходит два деления.
В2. Какие признаки характеризуют движущий отбор?
1) действует при относительно постоянных условиях жизни
2) устраняет особей со средним значением признака
3) способствует размножению особей с измененным генотипом
4) сохраняет особей с отклонениями от средних значений признака
5) сохраняет особей с установившейся нормой реакции признака
6) способствует появлению мутаций в популяции
В3. Каково значение круговорота веществ в биосфере? Запишите соответствующие цифры.
1) Обеспечивает приток энергии извне.
2) Способствует образованию приспособленности организмов к среде.
3) Поддерживает биологические ритмы.
4) Обеспечивает многократное использование веществ.
5) В его основе лежат пищевые связи между организмами.
6) В его основе лежат территориальные связи между организмами.
При выполнении заданий B4–B5 к каждой позиции, данной в первом
столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
Впишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В4. Установите соответствие между признаками изменчивости и её видами.
обусловлена появлением новых сочетаний генов
обусловлена изменением генов и хромосом
у потомков появляются новые признаки
у потомков сочетаются родительские признаки
у особей изменяется количество или структура ДНК
у особей не изменяется количество или структура ДНК
В5. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых эти особенности характерны.
ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ
использование энергии солнечного света для синтеза АТФ
использование энергии, заключённой в пище для синтеза АТФ
использование только готовых органических веществ
синтез органических веществ из неорганических
выделение кислорода в процессе обмена веществ
В задании B6 установите последовательность биологических процессов,
явлений, практических действий.
В6. Установите последовательность эволюционных процессов на Земле в хронологическом порядке.
1) возникновение прокариотических клеток
2) образование коацерватов в воде
3) возникновение эукариотических клеток
4) выход организмов на сушу
5) появление многоклеточных организмов
На задания С1- дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С3 – полный развернутый ответ.
С1. Массовое истребление волков в ряде регионов привело к снижению численности копытных, например оленей. Чем это можно объяснить?
С2. В небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоём считать экосистемой. Приведите не менее 3-х доказательств
С3. При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды шаровидные, красные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.
Система оценивания экзаменационной работы по биологии. вариант 4.