Чем обеспечивается реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда

Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;

государственная экспертиза условий труда;

установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Комментарий к ст. 210 TК РФ

1. Основные направления государственной политики в области охраны труда, базирующиеся на соответствующих положениях Конституции РФ, обеспечиваются согласованными действиями органов государственной власти и управления РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, работодателей и их объединений, а также представительных органов работников.

Как сказано в Преамбуле данного документа, Программа направлена на снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшение условий труда, снижение смертности от предотвратимых причин, увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровья работающего населения.

Судебная практика по статье 210 TК РФ

Отказывая в принятии заявления прокурора, поданного также в интересах Российской Федерации, судья оставил без внимания, что согласно ст. 210 ТК РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

Отказывая в принятии заявления прокурора, поданного также в интересах Российской Федерации, судья оставил без внимания, что согласно ст. 210 ТК РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

1. Гражданин М.Л. Куликов просит признать не соответствующим Конституции Российской Федерации абзац второй части первой статьи 210 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников.

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является одним из направлений государственной политики в области охраны труда (абзац второй части 1 статьи 210 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Отказывая в принятии заявления прокурора, поданного также в интересах Российской Федерации, судья оставил без внимания, что согласно ст. 210 Трудового кодекса РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

Статья 210 Трудового кодекса Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области охраны труда. К ним, в частности, относится защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Статья 210 Трудового кодекса Российской Федерации, определяя основные направления государственной политики в области охраны труда, называет среди них защиту законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Так, из статей 208 и 210 КЗоТ Российской Федерации (статьи 390 и 391 Трудового кодекса Российской Федерации) следует, что после соблюдения установленного законом предварительного досудебного порядка рассмотрения трудового спора решение комиссии по трудовым спорам может быть в установленном порядке обжаловано в суд заинтересованным работником, работодателем или соответствующим профессиональным союзом, защищающим интересы работника, являющегося его членом; если же комиссия по трудовым спорам в установленный срок не рассмотрела спор, заинтересованный работник вправе перенести его рассмотрение непосредственно в суд.

Источник

Чем обеспечивается реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда

Статья 4. Основные направления государственной политики в области охраны труда

1. Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

2. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Источник

Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Информация об изменениях:

Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 210 ТК РФ

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

ГАРАНТ:

См. Типовую программу улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации

государственное управление охраной труда;

федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;

государственная экспертиза условий труда;

установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Источник

Статья 210 ТК (трудового кодекса) РФ Основные направления государственной политики в области охраны труда

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
— обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
— принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
— государственное управление охраной труда;
— государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
— содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
— расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
— координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
— распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
— участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
— подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
— организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
— обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
— международное сотрудничество в области охраны труда;
— проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
— установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.
— Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Источник

Политика работодателя в области охраны труда

Политика работодателя в области охраны труда — это публичная декларация работодателя о намерениях выполнять обязанности по обеспечению государственных нормативных требований охраны труда (см. Приказ Минтруда 438н от 16.08.2016г.).

Политика работодателя в области охраны труда образец СКАЧАТЬ

Чем обеспечивается реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда. Смотреть фото Чем обеспечивается реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда. Смотреть картинку Чем обеспечивается реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда. Картинка про Чем обеспечивается реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда. Фото Чем обеспечивается реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда

В политике в области охраны труда организация указывает свои цели в области охраны труда и какие обязательства берет на себя, чтобы достичь этих целей.

Например, декларируется цель о недопущении профзаболеваний. Для этого работодатель обязуется проводить консультации с работниками по охране труда, проводить оценку рисков на рабочих местах, обучать работников и проч. Ну а для достижения этих целей вместе с политикой по охране труда разрабатывается еще один документ: «План мероприятий по охране труда«, в котором четко указано, что и когда будет сделано.

Политика работодателя в области охраны труда является составной частью системы управления охраной труда (СУОТ), которую обязан обеспечить работодатель любой организации России согласно ст. 212 ТК РФ.

Политика должна быть оформлена в виде отдельного локального документа организации, либо являться одним из разделов СУОТ.

Политика в области охраны труда должна быть доступна для всех работников предприятия! Поэтому ее целесообразно оформить на 1- 2 страничках, и разместить на сайте организации, на стенде или уголке по охране труда.

Нормативные документы для разработки политики

— ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система управления ОТ. Общие требования.

— ГОСТ Р 12.0.007-2009 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система управления ОТ в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию.

— Статья 210 ТК РФ «Основные направления государственной политики в области охраны труда».

Этапы разработки политики в области охраны труда

Условно создание политики по охране труда можно разбить на несколько этапов:

1) Предварительный анализ состояния охраны труда в организации

Анализ включает в себя проверку соответствия вопросов охраны труда требованиям законодательства и оценка опасности, которые могут возникать в процессе трудовой деятельности на каждом из этих этапов.

На практике, чтобы провести предварительный анализ, работодатель и специалист по охране труда проводят собрание работников, на котором обсуждаются, какие вопросы охраны труда будут включаться в политику. По результаты собрания обязательно оформляется протокол.

Полученные результаты будут отправной точкой, с которой будут сравниваться итоги реализации будущей политики.

2) Непосредственная концепция охраны труда

На основании результатов анализа разрабатывают политику, направленную на улучшение и совершенствование текущего состояния охраны труда. Именно ее положения определяют дальнейший вектор развития организации в данном направлении.

3) Цели

Конечным итогом реализации политики в области охраны труда, является постановка определенных целей и сроки достижения этих целей.

4) Достижение целей

В политике необходимо подробно изложить механизм достижения намеченных целей, а также правильно распределить обязанности и ответственность “на пути к цели”.

Оценкой эффективности реализации политики будет являться сравнительный анализ с той самой “отправной точкой”, то есть первичным анализом состояния охраны труда.

Какие цели должны быть заявлены в политике?

Основные цели политики в области охраны труда, выполнение которых работодатель принимает на себя, могут быть:

Что должна обеспечивать политика работодателя в области охраны труда?

Подробно изучим положения приказа №438н, где указано, что политика по охране труда обеспечивает:

а) приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;

Данный приоритет зафиксирован на законодательном уровне и является одним из фундаментальных принципов, на основе которого выстраивается вся система охраны труда в любой организации.

б) соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;

Помимо того, что данный порядок зафиксирован на государственном уровне, следование данному принципу позволяет не только избежать штрафа, если рассматривать данный вопрос в плоскости соблюдения законодательства, но и является профилактикой развития профессиональных заболеваний и травматизма на рабочих местах.

в) выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;

Данный пункт подразумевает не только формальное соблюдение законодательства в сфере охраны труда, но и постоянное совершенствование процессов внутри организации, которое позволит сводить негативные ситуации на минимум или вообще исключит их возникновение.

г) учет индивидуальных особенностей работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, инструментов, сырья и материалов, средств индивидуальной и коллективной защиты, построения производственных и технологических процессов;

Индивидуальный подход всегда является преимущественным, и вопросы охраны труда не являются исключением. Чем больше факторов будет учтено, чем подробнее будет изучен тот или иной вопрос, тем более эффективное решение можно будет подобрать.

д) непрерывное совершенствование и повышение эффективности системы управления ОТ;

Управление охраной труда постоянно совершенствуется, соответственно и совершенствуется политика работодателя в вопросах охраны труда. Достижение новых целей, изменения законодательства, смена сферы деятельности и многие другие факторы — все это влияет на охрану труда, и она должна учитывать все текущие изменения.

е) обязательное привлечение работников, уполномоченных ими представительных органов к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия;

Любая инициатива работодателя не будет эффективной без получения обратной связи от сотрудников, на условия труда которых, собственно, и направлена политика организации. Именно их предложения, отзывы, критика и прочие формы связи позволяют работодателю понимать, насколько хорошо и правильно реализуется политика организации в области охраны труда.

ж) личную заинтересованность в обеспечении, насколько это возможно, безопасных условий труда;

В любой организации подход к охране труда не должен быть формальным “для галочки” или направленным лишь на исключение возможности получения штрафов. На первом месте должна быть самодисциплина сотрудников в вопросах охраны труда. Если подход работодателя будет формальным, то и отношение работников будет соответствующее. Если же работодатель будет действительно проводить качественную работу в части охраны труда, находиться в постоянном взаимодействии с сотрудниками в части данных вопросов, то они ощутят всю важность данного аспекта их работы и их отношение будет более ответственным.

з) выполнение иных обязанностей в области охраны труда исходя из специфики своей деятельности.

Многие работники отвечают за целые этапы в работе организации, и порой для обеспечения полноценного контроля требуется привлечение дополнительных сил, в том числе в лице сотрудников, которые хорошо знакомы с этими этапами. Выстраивание системы контроля, обучения и так далее с правильным распределением обязанности более эффективно, чем работы по так называемым “шаблонам”.

Что должно отражаться в политике по охране труда?

В политике отражаются:

а) положения о соответствии условий труда на рабочих местах работодателя требованиям охраны труда;

б) обязательства работодателя по предотвращению травматизма и ухудшения здоровья работников;

в) положения об учете специфики деятельности работодателя и вида (видов) осуществляемой им экономической деятельности, обусловливающих уровень профессиональных рисков работников;

г) порядок совершенствования функционирования системы управления ОТ.

Все это выполняется благодаря контролю и качественному проведению мероприятий по охране труда работодателем. Однако реализует он это все не в одиночку, а посредством механизмов, которыми он располагает в рамках организации. Именно разработка политики является руководством по работе этими механизмами.

ВЫВОД:

Таким образом, политика в области охраны труда – это обязательный документ, в котором работодатель декларирует, какие мероприятия она будет совершать в рамках непрерывного улучшения системы охраны труда. Ее правильная разработка и, самое главное, реализация позволяют достичь высоких результатов, показателем которых будет снижение негативных воздействий на работников в процессе их трудовой деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *