Чем обеспечивается преемственность дошкольного образования с начальным общим образованием
Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования
Ирина Меликян
Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования
Красноярский край Канский район
Тема: «Опыт успешного освоения ФГОС: проблемы, решения, результаты»
Название работы: Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования
Меликян Ирина Арамаисовна
Воспитатель детского сада
Введение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, который приходит на смену Федеральным государственным требованиям, обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов.
Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.
Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием.
Прежде всего, следует обратить внимание на анализ преемственности в методологии и структуре ФГОС ДО и ФГОС НОО.
Преемственность ФГОСов дошкольного и начального общего образования:
1. единый структурно-организационный подход,заключающийся в совокупности требований к:
• условиям реализации стандарта
• структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы
• образовательным результатам
2.единый психолого-педагогический методологический подход:
• ориентация на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»
• опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребёнка
• понятие об универсальных учебных действиях
• ориентация на возрастные психофизиологические особенности детей
3. принцип организации инклюзивного образования:
• минимальная регламентация образования детей, имеющих ОВЗ, детей-инвалидов
• разработка адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ
• опора на индивидуальную программу реабилитации (при организации специальных образовательных условий для детей-инвалидов)
4. направленность основных образовательных программ ДО и НОО:
• формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей
• процесс успешной социализации ребёнка
• развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования
• сохранение и укрепление здоровья детей
Если мы обратим внимание на содержательные стороны проекта ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, то убедимся в наличии преемственности между областями на дошкольной ступени и ступени начальной школы. Пять образовательных областей, обозначенных в проекте ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.
Результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей
Результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке, метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные результаты подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке)
Освоение Программы в ДОУ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:
— установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
— выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
— создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
— всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
— оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
— формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования ни у кого не вызывает сомнений, однако на практике до сих пор наблюдается нарушение преемственных связей по основным компонентам образовательной системы.
— Отсутствие преемственных программ дошкольного и начального образования.
— Подготовка детей, не охваченных дошкольным образованием.
— Большое многообразие видов и типов учреждений, где используют самые различные программы, и реализация данных программ не требует жестких стандартов.
— Отсутствие в программах сносок, ссылок на регион.
Очень важно, чтобы преемственность дошкольного и начального образования осуществлялась в соответствии с теми идеями, которые отражены в ФГОС дошкольного и начального общего образования.
Работу по преемственности детского сада со школой целесообразноосуществлять по трем основным направлениям:
• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.) ;
• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий) ;
Чтобы решить проблему преемственности необходимо разработать Программу сотрудничества начальной школы и детского сада.
Цель данной Программы: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.
Формы осуществления преемственности:
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
• выставки рисунков и поделок;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы) ;
• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности;
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа) ;
• семинары, мастер- классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образованияиграет сотрудничество с родителями:
3.Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
• семейные вечера, тематические досуги;
• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.) ;
Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:
• обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
• гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
• комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.
Список использованной литературы
1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. / Давыдов В. В. М. : Академия, 2004.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Консультация «Организация преемственности в условиях взаимодействия дошкольного и начального общего образования детей» «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком до поступления.
Преемственность ФГОС до и ФГОС ноо в вопросах экологического воспитания Введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и принятие новых Федеральных государственных образовательных.
Деловая игра для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования «Знатоки ФГОС ДОУ» Задачи: 1. Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО. 2. Выявить уровень.
ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности Введение в действие c 1 января 2014 года Федерального госудаpственного стандарта дошкольного обpазования (ФГОС ДО, который приходит на.
Комплексное учебно-методическое обеспечение учебной деятельности на ступени начального общего образования Важную роль в нормальном функционировании процесса обучения имеет его учебно-методическое обеспечение. Оно включает две составные части:.
Педагог дошкольного образовательного учреждения-ключевая фигура реализации ФГОС дошкольного образования Современный мир стремительно меняется, он открыт и потому главным профессиональным качеством, которым педагог дошкольного образования должен.
План совместной работы детского сада и школы по осуществлению преемственности дошкольного и начального образования Методическая работа. Сентябрь 1. Пролонгация договора о сотрудничестве на 2015-2016 год Старший воспитатель 2. Согласование и корректировка.
Положение о семинаре «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования в аспекте ФГТ и ФГОС» 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Настоящее положение определяет цели, задачи, условия и порядок организации проведения районного семинара «Преемственность.
Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС (фотоотчёт) Уважаемые коллеги, хочу поделиться с Вами опытом работы нашего детского сада. Не секрет, что в настоящее время нарушена связь между школой.
Реализация ФГОС дошкольного образования в практике работы дошкольного образовательного учреждения На сегодняшний день перед нами (педагогами) актуальным является вопрос организации деятельности в соответствии с федеральным государственным.
Организация преемственности воспитательно-образовательного процесса между дошкольным и начальным общим образованием
Селена Асламова
Организация преемственности воспитательно-образовательного процесса между дошкольным и начальным общим образованием
Организация преемственности воспитательно-образовательного процесса между дошкольным и начальным общим образованием
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский. (слайд)
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится организация непрерывности и преемственности дошкольного и начального общего образования.
Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
Еще в 1996 году Коллегия Министерства образования РФ зарегистрировала преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития – как ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного и начального общего образования.
На протяжении 2-х лет МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25 и МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 «Светлячок» города Салаира» ведет работу по преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. (в чём преемственность)
В связи с введением с 01.09.2011 Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) начального общего образования и на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№273. ФЗ от 29 декабря 2012года, где впервые дошкольное образование выделено как первый уровень общего образования, вышел в свет проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Цели стандартов дошкольного и начального общего образования идентичны,это:
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Рассматривая содержание ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, мы видим,что стандарты определяют одинаковые требования:
• к структуре основных образовательных программ;
• к условиям реализации программ;
• к результатам освоения основных образовательных программ как дошкольного, так и начального общего образования.
В настоящее время предъявляются новые более высокие требования к дошкольному образованию, подготовке детей к школьному обучению.
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения
задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание дошкольного образования и его образовательный результат.
Требования проекта Стандарта дошкольного образования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Согласно проекту Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, к целевым ориентирам дошкольного образования относятся:
инициативность и самостоятельность дошкольника в разных видах деятельности;
уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим;
умение подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
проявление творческих способностей ребёнка в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Понимание устной речи и способность выражать свои мысли и желания;
способность контролировать свои движения и управлять ими, обладать развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов;
способность к волевым усилиям, следование социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;
проявление любознательности, умение задавать вопросы. Склонность к наблюдению, экспериментированию. Способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Целевые ориентиры выступают базовыми основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок универсальных учебных действий.
На основании требований стандартов ДО и НОО к результатам освоения основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования, мы составили портреты выпускников дошкольного и начального общего образования.
У нас получилось, что результаты освоения ООП ДО являются составляющими результатов освоения ООП НОО. Например, выпускник ДОУ должен овладеть умениями работать по правилу и образцу, а это не что иное, как базовый компонент регулятивных универсальных учебных действий – умение планировать и умение принимать учебную задачу.
Результаты Выпускник ДОУ
предпосылки Выпускник начальной школы
коммуникативные владеющий средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
доносить свою позицию до других;
понять другие позиции (взгляды, интересы);
договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;
владеющий приёмами монологической и диалогической речи
регулятивные способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
владеющий универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);
осуществлять действия по реализации плана;
соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его
познавательные способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту
извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;
перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;
преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать
наиболее удобную для себя форму
личностные физически развитый, владеющий основными культурно-гигиеническими навыками;
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе способный оценивать ситуации и поступки;
умеющий объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей
способный самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки
В своей работе мы определяем преемственность как целостное развитие личности ребёнка,рассматривая его с двух сторон:
• школа же как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
В работу по преемственности в нашем ДОУ включены все участники образовательного процесса,поэтому мы определили следующие направления:
• «Школа дошколят» (работа с детьми).
• «»Работа с родителями
Методическая работа предполагает, прежде всего, к преемственностипрограммного обеспечения: «Детский сад 2100» и «Начальная школа 2100», обеспечены методические условия, позволяющие педагогам производить осознанный выбор программно – методического материала.
Совместная деятельность педагогов ДОУ и школы позволяет создать условия для
развития целостной личности ребенка, для формирования у него предпосылок учебной деятельности и эффективного и безболезненного перехода детей из детского сада в начальную школу. Она осуществляется через активные формы.
Проведение выставок педагогических идей, семинаров – практикумов, бесед, совместные педсоветов, дней открытых дверей, психологических и коммуникативных тренингов.
Активные формы методической работы позволяют:
— максимально активизировать имеющиеся у педагогов знания
— создавать благоприятный климат в коллективе
— обеспечить оптимальные условия для обмена опытом.
Системное и целенаправленное применение активных методов позволяет обеспечить организацию преемственности, гарантировать достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.
• положительный психологический климат в коллективе,
• мотивацию педагогов в творчестве и инновациях,
• удовлетворенность педагогов собственной деятельностью,
• повышение высокого уровня профессиональной деятельности
Работа с родителями
Важную роль в воспитании положительного отношения к школе играют родители, без тесной взаимосвязи с семьей невозможно строить данную работу. Для этого мы используем активные и интерактивные формы сотрудничества с семьей, которое ведется на протяжении всего учебного года.
Это интеллектуальные ринги детей и родителей, конкурсы семейных талантов, семейные проекты, круглые столы, коммуникативные тренинги.
Также оформляются информационные стенды, папки – передвижки с рекомендациями специалистов ДОУ и учителей, работает родительский клуб «Уроки логопеда», проводятся индивидуальные консультации.
На сайт ДОУ внесены информационные материалы по теме: «Реализация модели взаимодействия образовательных учреждений (детский сад – школа)по разделам:
• Ознакомление специалистов образовательных учреждений и семей воспитанников с программами учреждений;
• Формы и методы работы педагогов в системе взаимодействия, нахождение инновационных методик;
• Осуществление педагогического сотрудничества с семьями воспитанников
• Психологическая готовность к школьному обучению.
Активные формы работы повышают педагогическую компетентность родителей, снимают тревожность в отношении будущего обучения их ребенка, дают возможность понять, что они не одни, есть люди готовые помочь в решении важных для них вопросов обучения детей.
Готовность дошкольника к предстоящему обучению выражается в мотивации к учебе, в отношении детей к школе, учителю, предстоящим школьным обязанностям, в способности сознательно управлять своим поведением. С учетом этого важно формировать у детей положительную школьную мотивацию,которая предусматривает:
• заинтересованное отношение к учебе и учебной деятельности;
• наличие социальных мотивов и умение подчиняться школьным требованиям, что в конечном итоге формирует школьную позицию.
Таким образом, необходима целенаправленная работа по воспитанию положительного отношения к школе у детей, через различные виды детской деятельности.
Готовить дошкольников к грядущим переменам, связанным с поступлением в школу, следует в привычных условиях, постепенно вводя новые установки и внося изменения в предметно – развивающую среду в ДОУ.
С детьми проводим беседы о школе, учителях, рассматриваем школьные принадлежности, придумываем загадки о них, разгадываем ребусы. Особую роль отводим игровой деятельности, через развивающие игры и упражнения на развитие памяти, мышления речи, словесные и дидактические на школьную тематику, конструктивные, где первым этапом было строительство школы (приобрели игрушечные парты, портфели, школьные принадлежности, обшили кукол – школьниц) затем организовали сюжетно- ролевую игру «Школа». Это способствовало формированию у будущего первоклассника мотивационной готовности к школьному обучению. Работа с воспитанниками предусматривала экскурсии в школу. Школьную библиотеку, спортивный зал. Будущие первоклассники познакомились, с классом, с историей школы, рассматривали школьные фотографии своих родителей.
Неповторимые эмоции получают дети от совместного взаимодействия со школьниками. Праздники, спортивные мероприятия, концерты, КВНы; музыкально-литературные вечера, совместная социально –значимая деятельность: субботники, акции;
способствуют развитию инициативности. способности к творческому самовыражению, компетентности в различных формах сотрудничества, порождает желание стать школьником.
В заключении хочется сказать, что установление связи и творческого сотрудничества между детьми ДОУ и школы – необходимое условие успешного решения задач преемственности.
Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.