Чем обеспечивается преемственность дошкольного образования с начальным общим образованием

Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования

Чем обеспечивается преемственность дошкольного образования с начальным общим образованием. Смотреть фото Чем обеспечивается преемственность дошкольного образования с начальным общим образованием. Смотреть картинку Чем обеспечивается преемственность дошкольного образования с начальным общим образованием. Картинка про Чем обеспечивается преемственность дошкольного образования с начальным общим образованием. Фото Чем обеспечивается преемственность дошкольного образования с начальным общим образованием Ирина Меликян
Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования

Красноярский край Канский район

Тема: «Опыт успешного освоения ФГОС: проблемы, решения, результаты»

Название работы: Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования

Меликян Ирина Арамаисовна

Воспитатель детского сада

Введение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, который приходит на смену Федеральным государственным требованиям, обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов.

Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.

Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием.

Прежде всего, следует обратить внимание на анализ преемственности в методологии и структуре ФГОС ДО и ФГОС НОО.

Преемственность ФГОСов дошкольного и начального общего образования:

1. единый структурно-организационный подход,заключающийся в совокупности требований к:

• условиям реализации стандарта

• структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы

образовательным результатам

2.единый психолого-педагогический методологический подход:

• ориентация на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»

• опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребёнка

• понятие об универсальных учебных действиях

• ориентация на возрастные психофизиологические особенности детей

3. принцип организации инклюзивного образования:

• минимальная регламентация образования детей, имеющих ОВЗ, детей-инвалидов

• разработка адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ

• опора на индивидуальную программу реабилитации (при организации специальных образовательных условий для детей-инвалидов)

4. направленность основных образовательных программ ДО и НОО:

• формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей

• процесс успешной социализации ребёнка

• развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования

• сохранение и укрепление здоровья детей

Если мы обратим внимание на содержательные стороны проекта ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, то убедимся в наличии преемственности между областями на дошкольной ступени и ступени начальной школы. Пять образовательных областей, обозначенных в проекте ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.

Результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей

Результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке, метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные результаты подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке)

Освоение Программы в ДОУ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:

— установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

— выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

— создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

— всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

— оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

— формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования ни у кого не вызывает сомнений, однако на практике до сих пор наблюдается нарушение преемственных связей по основным компонентам образовательной системы.

— Отсутствие преемственных программ дошкольного и начального образования.

— Подготовка детей, не охваченных дошкольным образованием.

— Большое многообразие видов и типов учреждений, где используют самые различные программы, и реализация данных программ не требует жестких стандартов.

— Отсутствие в программах сносок, ссылок на регион.

Очень важно, чтобы преемственность дошкольного и начального образования осуществлялась в соответствии с теми идеями, которые отражены в ФГОС дошкольного и начального общего образования.

Работу по преемственности детского сада со школой целесообразноосуществлять по трем основным направлениям:

• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.) ;

• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий) ;

Чтобы решить проблему преемственности необходимо разработать Программу сотрудничества начальной школы и детского сада.

Цель данной Программы: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.

Формы осуществления преемственности:

• посещение школьного музея, библиотеки;

• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

• выставки рисунков и поделок;

• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы) ;

• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

• участие в театрализованной деятельности;

• совместные педагогические советы (ДОУ и школа) ;

• семинары, мастер- классы;

• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

• педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образованияиграет сотрудничество с родителями:

3.Сотрудничество с родителями:

• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

• консультации с педагогами ДОУ и школы;

• встречи родителей с будущими учителями;

• дни открытых дверей;

• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

• семейные вечера, тематические досуги;

• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.) ;

Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:

• обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

• гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

• комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

Список использованной литературы

1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. / Давыдов В. В. М. : Академия, 2004.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Консультация «Организация преемственности в условиях взаимодействия дошкольного и начального общего образования детей» «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком до поступления.

Преемственность ФГОС до и ФГОС ноо в вопросах экологического воспитания Введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и принятие новых Федеральных государственных образовательных.

Деловая игра для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования «Знатоки ФГОС ДОУ» Задачи: 1. Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО. 2. Выявить уровень.

ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности Введение в действие c 1 января 2014 года Федерального госудаpственного стандарта дошкольного обpазования (ФГОС ДО, который приходит на.

Комплексное учебно-методическое обеспечение учебной деятельности на ступени начального общего образования Важную роль в нормальном функционировании процесса обучения имеет его учебно-методическое обеспечение. Оно включает две составные части:.

Педагог дошкольного образовательного учреждения-ключевая фигура реализации ФГОС дошкольного образования Современный мир стремительно меняется, он открыт и потому главным профессиональным качеством, которым педагог дошкольного образования должен.

План совместной работы детского сада и школы по осуществлению преемственности дошкольного и начального образования Методическая работа. Сентябрь 1. Пролонгация договора о сотрудничестве на 2015-2016 год Старший воспитатель 2. Согласование и корректировка.

Положение о семинаре «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования в аспекте ФГТ и ФГОС» 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Настоящее положение определяет цели, задачи, условия и порядок организации проведения районного семинара «Преемственность.

Чем обеспечивается преемственность дошкольного образования с начальным общим образованием. Смотреть фото Чем обеспечивается преемственность дошкольного образования с начальным общим образованием. Смотреть картинку Чем обеспечивается преемственность дошкольного образования с начальным общим образованием. Картинка про Чем обеспечивается преемственность дошкольного образования с начальным общим образованием. Фото Чем обеспечивается преемственность дошкольного образования с начальным общим образованиемПреемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС (фотоотчёт) Уважаемые коллеги, хочу поделиться с Вами опытом работы нашего детского сада. Не секрет, что в настоящее время нарушена связь между школой.

Реализация ФГОС дошкольного образования в практике работы дошкольного образовательного учреждения На сегодняшний день перед нами (педагогами) актуальным является вопрос организации деятельности в соответствии с федеральным государственным.

Источник

Организация преемственности воспитательно-образовательного процесса между дошкольным и начальным общим образованием

Чем обеспечивается преемственность дошкольного образования с начальным общим образованием. Смотреть фото Чем обеспечивается преемственность дошкольного образования с начальным общим образованием. Смотреть картинку Чем обеспечивается преемственность дошкольного образования с начальным общим образованием. Картинка про Чем обеспечивается преемственность дошкольного образования с начальным общим образованием. Фото Чем обеспечивается преемственность дошкольного образования с начальным общим образованием Селена Асламова
Организация преемственности воспитательно-образовательного процесса между дошкольным и начальным общим образованием

Организация преемственности воспитательно-образовательного процесса между дошкольным и начальным общим образованием

«Школьное обучение никогда не

начинается с пустого места, а всегда

опирается на определённую стадию

развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский. (слайд)

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится организация непрерывности и преемственности дошкольного и начального общего образования.

Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

Еще в 1996 году Коллегия Министерства образования РФ зарегистрировала преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития – как ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного и начального общего образования.

На протяжении 2-х лет МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25 и МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 «Светлячок» города Салаира» ведет работу по преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. (в чём преемственность)

В связи с введением с 01.09.2011 Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) начального общего образования и на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№273. ФЗ от 29 декабря 2012года, где впервые дошкольное образование выделено как первый уровень общего образования, вышел в свет проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Цели стандартов дошкольного и начального общего образования идентичны,это:

обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Рассматривая содержание ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, мы видим,что стандарты определяют одинаковые требования:

• к структуре основных образовательных программ;

• к условиям реализации программ;

• к результатам освоения основных образовательных программ как дошкольного, так и начального общего образования.

В настоящее время предъявляются новые более высокие требования к дошкольному образованию, подготовке детей к школьному обучению.

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения

задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание дошкольного образования и его образовательный результат.

Требования проекта Стандарта дошкольного образования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Согласно проекту Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, к целевым ориентирам дошкольного образования относятся:

инициативность и самостоятельность дошкольника в разных видах деятельности;

уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим;

умение подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

проявление творческих способностей ребёнка в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Понимание устной речи и способность выражать свои мысли и желания;

способность контролировать свои движения и управлять ими, обладать развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов;

способность к волевым усилиям, следование социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;

проявление любознательности, умение задавать вопросы. Склонность к наблюдению, экспериментированию. Способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Целевые ориентиры выступают базовыми основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок универсальных учебных действий.

На основании требований стандартов ДО и НОО к результатам освоения основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования, мы составили портреты выпускников дошкольного и начального общего образования.

У нас получилось, что результаты освоения ООП ДО являются составляющими результатов освоения ООП НОО. Например, выпускник ДОУ должен овладеть умениями работать по правилу и образцу, а это не что иное, как базовый компонент регулятивных универсальных учебных действий – умение планировать и умение принимать учебную задачу.

Результаты Выпускник ДОУ

предпосылки Выпускник начальной школы

коммуникативные владеющий средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

доносить свою позицию до других;

понять другие позиции (взгляды, интересы);

договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;

владеющий приёмами монологической и диалогической речи

регулятивные способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

владеющий универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);

осуществлять действия по реализации плана;

соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

познавательные способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту

извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;

перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;

преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать

наиболее удобную для себя форму

личностные физически развитый, владеющий основными культурно-гигиеническими навыками;

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе способный оценивать ситуации и поступки;

умеющий объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей

способный самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки

В своей работе мы определяем преемственность как целостное развитие личности ребёнка,рассматривая его с двух сторон:

• школа же как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

В работу по преемственности в нашем ДОУ включены все участники образовательного процесса,поэтому мы определили следующие направления:

«Школа дошколят» (работа с детьми).

«»Работа с родителями

Методическая работа предполагает, прежде всего, к преемственностипрограммного обеспечения: «Детский сад 2100» и «Начальная школа 2100», обеспечены методические условия, позволяющие педагогам производить осознанный выбор программно – методического материала.

Совместная деятельность педагогов ДОУ и школы позволяет создать условия для

развития целостной личности ребенка, для формирования у него предпосылок учебной деятельности и эффективного и безболезненного перехода детей из детского сада в начальную школу. Она осуществляется через активные формы.

Проведение выставок педагогических идей, семинаров – практикумов, бесед, совместные педсоветов, дней открытых дверей, психологических и коммуникативных тренингов.

Активные формы методической работы позволяют:

— максимально активизировать имеющиеся у педагогов знания

— создавать благоприятный климат в коллективе

— обеспечить оптимальные условия для обмена опытом.

Системное и целенаправленное применение активных методов позволяет обеспечить организацию преемственности, гарантировать достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.

• положительный психологический климат в коллективе,

• мотивацию педагогов в творчестве и инновациях,

• удовлетворенность педагогов собственной деятельностью,

• повышение высокого уровня профессиональной деятельности

Работа с родителями

Важную роль в воспитании положительного отношения к школе играют родители, без тесной взаимосвязи с семьей невозможно строить данную работу. Для этого мы используем активные и интерактивные формы сотрудничества с семьей, которое ведется на протяжении всего учебного года.

Это интеллектуальные ринги детей и родителей, конкурсы семейных талантов, семейные проекты, круглые столы, коммуникативные тренинги.

Также оформляются информационные стенды, папки – передвижки с рекомендациями специалистов ДОУ и учителей, работает родительский клуб «Уроки логопеда», проводятся индивидуальные консультации.

На сайт ДОУ внесены информационные материалы по теме: «Реализация модели взаимодействия образовательных учреждений (детский сад – школа)по разделам:

• Ознакомление специалистов образовательных учреждений и семей воспитанников с программами учреждений;

• Формы и методы работы педагогов в системе взаимодействия, нахождение инновационных методик;

• Осуществление педагогического сотрудничества с семьями воспитанников

• Психологическая готовность к школьному обучению.

Активные формы работы повышают педагогическую компетентность родителей, снимают тревожность в отношении будущего обучения их ребенка, дают возможность понять, что они не одни, есть люди готовые помочь в решении важных для них вопросов обучения детей.

Готовность дошкольника к предстоящему обучению выражается в мотивации к учебе, в отношении детей к школе, учителю, предстоящим школьным обязанностям, в способности сознательно управлять своим поведением. С учетом этого важно формировать у детей положительную школьную мотивацию,которая предусматривает:

• заинтересованное отношение к учебе и учебной деятельности;

• наличие социальных мотивов и умение подчиняться школьным требованиям, что в конечном итоге формирует школьную позицию.

Таким образом, необходима целенаправленная работа по воспитанию положительного отношения к школе у детей, через различные виды детской деятельности.

Готовить дошкольников к грядущим переменам, связанным с поступлением в школу, следует в привычных условиях, постепенно вводя новые установки и внося изменения в предметно – развивающую среду в ДОУ.

С детьми проводим беседы о школе, учителях, рассматриваем школьные принадлежности, придумываем загадки о них, разгадываем ребусы. Особую роль отводим игровой деятельности, через развивающие игры и упражнения на развитие памяти, мышления речи, словесные и дидактические на школьную тематику, конструктивные, где первым этапом было строительство школы (приобрели игрушечные парты, портфели, школьные принадлежности, обшили кукол – школьниц) затем организовали сюжетно- ролевую игру «Школа». Это способствовало формированию у будущего первоклассника мотивационной готовности к школьному обучению. Работа с воспитанниками предусматривала экскурсии в школу. Школьную библиотеку, спортивный зал. Будущие первоклассники познакомились, с классом, с историей школы, рассматривали школьные фотографии своих родителей.

Неповторимые эмоции получают дети от совместного взаимодействия со школьниками. Праздники, спортивные мероприятия, концерты, КВНы; музыкально-литературные вечера, совместная социально –значимая деятельность: субботники, акции;

способствуют развитию инициативности. способности к творческому самовыражению, компетентности в различных формах сотрудничества, порождает желание стать школьником.

В заключении хочется сказать, что установление связи и творческого сотрудничества между детьми ДОУ и школы – необходимое условие успешного решения задач преемственности.

Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *