Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов

Урок в 6 классе «Принадлежность к двум мирам»

Тема: Принадлежность к двум мирам

1. Человек отличается от других живых существ тем, что _________________.

2. В основе поведения животного лежит _______________________________.

Пункт: Что такое наследственность (стр. 10)

Ответьте на вопросы:

Что наследует любое живое существо?

Что значит наследует?

Чем обеспечивается наследование?

Сформулируйте и запишите понятие:

Инстинкты – это ______________________________________.

Пункт: Жил на свете человек (стр. 11)

Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть картинку Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Картинка про Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбовПрочтите пункт текста и рассмотрите иллюстрации.

Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть картинку Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Картинка про Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбовНа основе текста пункта и иллюстраций, составьте перечень отличия человека от обезьяны:

Пункт: Наследственность – биологическая сущность всех людей (стр. 11)

Человек – существо биологическое и социальное

1. Биологические свойства человека,

присущие людям от рождения

2. То, что передаётся человеку из

поколения в поколение

3. Физические качества, передающиеся

детям от родителей

4. Качества, не передающиеся ребёнку по

Составьте небольшой рассказ о человеке, используя схему

Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть картинку Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Картинка про Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов

Из приведённых свойств человека необходимо выбрать черты сходства

его с животными и различия. Выберите и запишите в таблицу сначала

порядковые номера черт сходства, а затем – черт различия.

Способность к творчеству

Потребность в отдыхе

Наличие органов чувств

Сознательное выдвижение целей

Ниже приведён список физических и психических свойств: одни из них присущи только животным, другие – только человеку, третьи – и человеку, и животным. Распредели порядковые номера свойств по графам таблицы.

Свойства, присущие только животным

Свойства, присущие только человеку

Свойства, присущие и человеку, и животным

Источник

Тест 6 класс по учебнику Боголюбова ФГОС. Глава 1. Человек в социальном измерении.

По учебнику Боголюбова. ФГОС. Тесты 6 класс.

Тест по главе 1. Человек в социальном измерении.

Выберите один верный вариант ответа (задания с 1 по 12).

1. Совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми это

2. Способность человека мыслить, рассуждать и определять своё отношение к окружающей жизни, действительности

3. Сознание, направленное на себя самого это:

А) способность В) познание

Б) потребность Г) самосознание

4. способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей, основным содержанием которого является изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того, чего нет в природе:

А) преобразование В) Деятельность

Б) улучшение Г) процесс

5. Выберите лишнее понятие из предложенного списка и запишите его номер

А) понятие; Б) эмоции; В) суждение; Г) умозаключение

6. высказывание, содержащее определённую мысль, называется

А) понятием; Б) эмоцией; В) суждением; Г) умозаключением

7. К высшим чувствам человека относят:

А) чувство справедливости

8. Какая задача стоит перед каждым в юности?

Б) участие в межличностных отношениях

В) удовлетворение потребностей

Г) материальная забота о семье

9. Верны ли суждения о человеке:

А. человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное;

А) Верно только А В) Верно А и Б.

Б) Верно только Б Г) Оба ответа неверны.

10. Верны ли суждения о деятельности:

А) деятельностью является только труд;

Б) многие учёные считают важным видом деятельности общение?

А) Верно только А В) Верно А и Б.

Б) Верно только Б Г) Оба ответа неверны

11. Выберите верные суждения?

А. Человек обладает огромными способностями, главное – уметь ими воспользоваться и развивать;

Б. если у тебя есть талант, то он и так разовьется без всяких усилий?

А) Верно только А В) Верно А и Б.

Б) Верно только Б Г) Оба ответа неверны

12. Найдите слово (понятие), обобщающее перечисленные термины: цель, средства, действия, результат.

13. Какие качества характерны для сильной личности

А) обладает уверенностью в себе и в своих силах, инициативностью

Б) обладает высокими нравственными качествами, берет ответственность на себя

В) осознает свои возможности и стремится их расширить

Г) неспособен постоять за себя, не имеет собственного мнения

14. Установите соответствие между описание потребностей и их видами.

Д) Потребность в любви и заботе

15. Заполните пропуски в тексте. Выберите правильный вариант из предложенных.

Любой человек рождается как_____________________________________________

(личность, биологическое существо, индивидуальность). Рост и развитие _____________

(в благоприятной биологической среде, среди людей, с течением времени) влияют на ребенка и формируют его как _________________________________________ (социальное существо, человека, индивида).

Ключ: 1. Б; 2 А; 3. Г; 4 В; 5. Б; 6. В; 7. А; 8. А; 9. В; 10. Б; 11. А; 12. В; 13 . А, Б, В; 14. 1) а; г, 2) В 3) Б; Д; 15. Биологическое существо; среди людей; социальное существо.

Выберите один верный вариант ответа (задания с 1 по 11).

1. Неповторимость, уникальность каждого человека это

В) биологические свойства

2. Так говорят о человеке, который совершает в дурные поступки, не соблюдает правила поведения в обществе: лжет, оскорбляет людей

3. Оценка человеком самого себя, своих качеств, возможностей, особенностей своей деятельности:

А) способность В) самооценка

Б) потребность Г) самосознание

4. Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности:

А) потребность; Б) самосознание ; в) желание; г) сознание.

5. мысль, выделяющая совокупность предметов по их общим признакам, называется

А) суждением; Б) понятием

В) умозаключением Г) эмоцией

6. несколько логически связанных суждений, из которых можно вывести новое суждение называется

А) понятием Б) суждением В) умозаключением Г) теорией

7. Какая привычка в первую очередь поможет достичь успеха в жизни?

В) к материальному благополучию

8. Верны ли суждения о самооценке человека:

А. Самооценка может быть высокой и низкой

Б. Заниженная самооценка помогает поверить в себя, преодолеть все трудности?

А) Верно только А В) Верно А и Б.

Б) Верно только Б Г) Оба ответа неверны.

9. Верны ли суждения о потребностях человека:

А. Социальные потребности: потребности в общении, в труде.

Б. Духовные потребности: в познании окружающего мира.

А) Верно только А В) Верно А и Б.

Б) Верно только Б Г) Оба ответа неверны.

10. Выберите верные суждения?

А. содержание человеческого мышления составляют понятия, суждения, умозаключения.

А) Верно только А В) Верно А и Б.

Б) Верно только Б Г) Оба ответа неверны

11. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже.

Потребности, связанные с выживанием человека, называются биологическими, физиологическими или

12. Познание самого себя предполагает:

А) исследование человеком своих способностей и возможностей

Б) поиск вида деятельности, который этому человеку в наибольшей мере соответствует

В) исследование окружающего мира

Г) стремление объяснить устройство мира

13. Установите соответствие между описанием форм деятельности и их характеристиками

14. Выберите правильные высказывания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

А) Выбор деятельности зависит от интереса к ней, способностей и склонностей.

Б) Знание требований к той или иной деятельности, умение оценить свои способности могут впоследствии привести к неудаче, разочарованию в выбранной профессии.

В) труд должен доставлять человеку радость применения своих способностей, а не приводить к страданиям и ощущению, что жизнь не сложилась.

Г) для жизненного успеха человека понимание и помощь окружающих, близких людей, друзей не важны.

15. Заполните пропуски в тексте. Выберите правильный вариант из предложенных.

Каждый человек уникален, то есть обладает___________________ (неповторимой внешностью, индивидуальностью, сознанием). Индивидуальные черты внешности мы получаем __________________________ (в процессе развития, с возрастом, по наследству). Другие уникальные качества формируются ________________________ (в определенном возрасте, в социальной среде, до рождения).

Ключ: 1. А; 2 В; 3. В; 4. А; 5 Б; 6. В; 7. Б; 8. А. 9. В. 10. А. 11. Г. 12. А, Б; 13. 1-Б, 2-В, 3-А; 14. А, В; 15. Индивидуальностью; по наследству; в социальной среде.

Источник

Что такое наследственность

Урок 3. Обществознание 5 класс ФГОС

Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть картинку Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Картинка про Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов

Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть картинку Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Картинка про Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть картинку Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Картинка про Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов

Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть картинку Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Картинка про Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов

Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть картинку Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Картинка про Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов

Конспект урока «Что такое наследственность»

Вам никогда раньше не приходилось слышать высказывание: «Душа ребёнка есть чистый лист бумаги, на котором можно написать всё». Оно принадлежит английскому философу Джону Локку, который утверждал, что человек появляется на свет с чистым сознанием, не загруженным никакими врождёнными знаниями. Поэтому человек познает всё только через свой жизненный опыт.

В отличие от Локка, другие учёные считали, что человек способен передавать некоторые свои свойства по наследству.

А как вы думаете, на кого вы похожи? Почему вы похожи на папу, а ваша сестра – на маму? Или почему о близких родственниках говорят «похожи как две капли воды»?

На эти вопросы можно найти ответ только в том случае, если вы будете знать, что любое живое существо наследует от своих родителей определённые биологические признаки.

То есть, наследственность – это способность живых существ передавать свои признаки потомству.

Благодаря этой способности, все живые существа сохраняют в своих потомках характерные черты.

Например, если у ваших родителей голубые глаза, то и вы будете голубоглазым.

Сегодня учёным хорошо известно, как нам можно унаследовать характерные признаки родителей. Впервые такую закономерность заметил австрийский биолог Грегор Мендель. В монастырском саду учёный посадил две грядки с горохом. На первой грядке горох рос из семян зелёного цвета; его горошины тоже были зелёными, а на второй – из семян жёлтого цвета; горошины были жёлтые.

Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть картинку Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Картинка про Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов

Это натолкнуло учёного на мысль, что всё неспроста, и он начал экспериментировать. Он высаживал горох, ориентируясь на длину стручков, размер и цвет семян, высоту растений и так далее. Учёный так увлёкся подсчётом переходящих и не переходящих из поколения в поколение гороховых признаков, что его эксперименты затянулись на десять лет и послужили началом рождения целой науки, которая изучает наследственность – генетики. А элементы, которые несут непосредственную ответственность за передачу такой наследственной информации учёные называют генами.

Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть картинку Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Картинка про Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов

Вы – это вы, благодаря генам. Гены – это своеобразный сборник инструкций, которые передали вам родители, а они, в свою очередь, получили их от своих родителей, а те – от своих. Эти же гены вы передадите своим детям и так до бесконечности.

«Инструкции» спрятаны в каждой клеточке живого организма и хранятся на длинных ниточках веществ, называемых ДНК.

Именно эти три буквы определяют, являетесь вы ананасом, слоном или человеком. От них также зависит, будут ли у вас черные волосы, голубые глаза или белая кожа, но более подробно об этом вы узнаете на уроках биологии.

Итак, что же передаётся по наследству? Например, у животных наследственность проявляется в их инстинктах.

Инстинкт – это наследственная склонность к определённому поведению или образу действий.

У животного есть инстинкты на все случаи жизни. Они проявляются везде: в процессе добывания пищи, в брачный период при образовании супружеских пар, в условиях, когда нужно защищать себя и потомство от врагов. Они постоянно служат животным для удовлетворения их основных потребностей. Например, мышь-малютка от рождения умеет вить изящные гнезда-шарики, размещая их на толстых травинках или тонких веточках. Учиться этому ей не приходится: гнездо сразу получается таким, как нужно, потому что мышка уже рождается с этим навыком.

Первые наблюдения, которые позволили сделать вывод о существовании врождённых, полученных как бы по наследству от родителей форм поведения, сделал французский натуралист девятнадцатого века Жорж Кювье. К нему как-то попали бобрята, оставшиеся без родителей, и он их вырастил. Поскольку родителей, которые могли бы передать им свой опыт, у этих молодых животных не было, Жорж очень удивился, когда обнаружил, что его бобрята стали строить хатки. Их постройки были точно такими же, как и те, которые строят взрослые бобры, выросшие на воле. Бобрята при этом совершали характерные для своих сородичей действия, хотя их этому никто не учил. Основываясь на наблюдении за своими подопечными, учёный смог сделать вывод о врождённости инстинктов.

Передача наследственных признаков у человека, как и у животных, также обуславливает более или менее выраженное сходство между родителями, их детьми и близкими родственниками. Человек может наследовать от своих родителей группу крови, телосложение, рост, цвет глаз и волос, форму лица.

Ребёнком наследуется биологическая основа характера – темперамент, особенности работы нервной системы.

Вспомним известный мультфильм по мотивам повести Эдуарда Успенского «Трое из Простоквашино». Если бы родители Дяди Фёдора хорошо разбирались в вопросах наследственности, то они не упали бы в обморок, получив от своего сына письмо следующего содержания: «Мои папа и мама! Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня все есть. Есть свой дом. Он тёплый. В нем одна комната и кухня. Я без вас очень скучаю, особенно по вечерам.

А здоровье моё не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплется – хоть в дом не заходи. Зато новая растёт – чистая, шелковистая. Так что лохматость у меня повысилась».

Но, в отличие от родителей Дяди Фёдора, вы-то уже точно знаете, что ни лапы, ни хвост по наследству вам достаться не могли.

Также, по наследству нельзя передать такие качества человека, как вежливость, уважение к старшим, законопослушность, патриотизм. Всему этому человек должен научиться.

По наследству нельзя передать и характер ребёнка, он похож на характер родителей не благодаря наследуемым признакам, а благодаря тому, что родители – это первое социальное окружение ребёнка, которое оказывает на него огромное влияние.

В современном мире у большого количества людей можно встретить и признаки плохой наследственности. Самый негативный из них – неизлечимая болезнь.

Типичные заболевания, которые передаются по наследству:

Гемофилия – нарушение свёртываемости крови.

Дальтонизм – нарушение восприятия красного и зелёного цветов.

Альбинизм – врождённое отсутствие пигмента меланина, который придаёт окраску коже, волосам и глазам.

Синдром Дауна – нарушение умственного и физического развития.

Это далеко не весь список болезней, которые передаются от родителей к детям.

Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть картинку Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Картинка про Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов

Одна из особенностей плохой наследственности – что она может передаваться через несколько поколений. То есть, если ваша бабушка не могла различать цвета, то вероятность того, что у вас родится ребенок с похожим заболеванием достаточно высока.

Причины этого до конца не исследованы. В настоящее время учёные прикладывают немало усилий, чтобы разработать лекарства, способные окончательно излечить человечество от наследственных недугов.

А можно ли влиять на наследственность?

Учёные провели довольно интересный эксперимент. Обычно запах фруктов не отпугивает мышей, а наоборот, притягивает их, но, когда учёные объединили сладкий запах с болезненным электрическим ударом, лабораторные мыши очень быстро научились его бояться. В ходе эксперимента у мышей сформировались новые нервные окончания в носу и в обрабатывающих запахи участках мозга, что сделало их чувствительными к определённому запаху.

Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть картинку Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Картинка про Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов

Данный результат далеко не удивителен, но интереснее всего то, что их потомки также стали бояться запаха фруктов, причём в нескольких поколениях, хотя подобных экспериментов над ними никто не ставил. То есть, последующие поколения мышей унаследовали страх перед запахом фруктов от своих предков, который им, в свою очередь, привили учёные.
В отличие от мышей, с человеком все не так просто, потому как мы с вами не живём в идеальных лабораторных условиях.

Ещё в начале девятнадцатого века итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо предположил, что люди, которые обладают определёнными внешними признаками (строением черепа, формой ушной раковины и другими), имеют склонность к совершению преступлений и могут передавать их по наследству, правда, как не пытался Чезаре Ломброзо доказать свою теорию, у него ничего не получилось.

А вот шведские учёные, изучая вопрос о том, хорошо или плохо питались жители небольшого городка Эверкаликс на северо-востоке Швеции в начале двадцатого века, пришли к выводу о том, что, если отцы и дедушки мужского населения питались особенно хорошо, их дети и внуки жили меньше и страдали различными хроническими заболеваниями намного чаще, чем обычные жители городка.

Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть картинку Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Картинка про Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов

Если же, напротив, отцам и дедушкам приходилось довольствоваться скудной едой из-за бедного урожая, их потомки мужского пола достигали преклонного возраста, прожив, в среднем, на тридцать два года больше, а также реже или позже подвергались старческим недугам.

Конечно, это совершенно не значит, что мы должны морить своих детей голодом во благо хорошей наследственности в следующих поколениях.

Споры о том, что важнее для развития человека – его наследственность или среда, в которой он вырос, идут не одну сотню лет.

Но насколько ребёнок будет талантлив и неординарен, зависит не только от наследственности. Согласитесь, что ребёнок олимпийского чемпиона не обязательно должен родиться чемпионом.

Влияние наследственности, конечно же, велико, но в какую личность разовьётся ребёнок, во многом зависит от его окружения. Например, чтобы развить в себе зачатки таланта, который уже есть, мало одной наследственности, нужно ещё и правильное воспитание.

Вспомнить хотя бы историю австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

Отец Моцарта, Леопольд Моцарт, был придворным музыкантом. Он играл на скрипке, органе, руководил церковным хором, был неплохим композитором, а его учебник по скрипичной игре долгое время считался одним из лучших в Европе.

И вполне вероятно, что по наследству от талантливого отца Вольфгангу и его сестре Марии Анне могли передаться музыкальные способности отца. Моцарт стал всемирно известным композитором, а его сестра нет. Всё потому, что над развитием таланта маленького Вольфганга отец работал целенаправленно. Это, в итоге, привело Моцарта в будущем к мировой известности.

А теперь проведите небольшое исследование и попробуйте ответить на вопрос, какие наследственные признаки достались вам от ваших родителей?

Источник

§ 1. Принадлежность двум мирам. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)

Вспомним

1. Чем человек отличается от других живых существ?

Все живые существа на нашей планете отличаются друг от друга по различным биологическим признакам (вес, размер, наличие крыльев, хвостов и т.д.). Человек тоже имеет значительные отличия от других живых существ, которые не характерны для других животных (например, развитый головной мозг, отсутствие шерстяного покрова, прямое хождение, наличие ногтей).

Но все же самое главное отличие человека от животного – это наличие разума и его различных проявлений (сознание, долгосрочная память, чувства, эмоции, нравственность, темперамент, фантазии, творчество и т.д.). Именно благодаря способности размышлять человек может не только решать гораздо более сложные задачи, чем животные, но и осознавать себя и свое место в этом мире, а также делать на основе этой информации логические умозаключения (выводы) и выстраивать отношения с другими людьми в человеческом обществе. Поэтому можно говорить о том, что человек принадлежит к двум мирам – миру биологическому (животному) и миру социальному (общественному).

Ученые считают, что разум у человека имеется благодаря особому строению головного мозга человека (а точнее, коры головного мозга). Также считается, что человек получил разум эволюционным путем, в результате длительного совместного проживания в обществе себе подобных. Существуют и другие гипотезы появления человека разумного (в результате случайной генетической мутации, или вследствие генной инженерии). Но на данный момент приоритетной в науке является эволюционная версия Чарльза Дарвина, хотя и она не безупречна.

2. Что лежит в основе поведения животного?

Бывают и более сложные инстинкты. Например, пчелы всегда действуют сообща в любой ситуации – от сбора, хранения нектара и строительства жилища до совместного отражения какой-либо угрозы. А только что вылупившийся из яйца птенец кукушки инстинктивно выталкивает из чужого гнезда (куда его подкидывает собственная мать – тоже, кстати, согласно инстинкту) другие яйца и даже уже вылупившихся птенцов, чтобы ему одному досталась пища, которую должна ему принести «новая мама».

Маленькие черепашата, только что вылупившиеся из яиц, отложенных взрослой черепахой в песке на берегу, всегда стараются как можно быстрее попасть в воду. Потому что только в воде у них есть шансы спастись от хищников на берегу (хотя черепашата с ними, конечно же, ранее не сталкивались). И подобные примеры можно приводить бесконечно долго.

Для лучшего понимания инстинкты у животных можно сравнить с «предустановленной программой» (как в компьютере), которая заставляет их действовать в определенном порядке. Общим инстинктом абсолютно для всех животных является инстинкт самосохранения. Его еще называют самым главным, «основным» инстинктом, которому жестко подчинены все остальные инстинкты.

Каким образом «записалась» эта полезнейшая для выживания программа и как она передается от одного поколения животных к другому? Инстинкты, как и другие биологические особенности животных, передаются (наследуются) от родителей к потомству через гены.

Обсудим вместе

Что необходимо ребёнку, чтобы он рос и развивался? Достаточно ли того, чтобы его кормили, одевали, заботились о нём?

Ребенок – это детеныш человека, который, как известно, принадлежит не только к миру биологическому, но и к миру социальному. Но чтобы ребенок стал человеком прямом смысле этого слова, его недостаточно обеспечивать едой, одеждой и необходимой заботой. Все это умеют делать и животные, которые подчиняются своим инстинктам (например, материнскому инстинкту).

Ребенку же еще необходимо нахождение в обществе и взаимодействие с себе подобными. Только так он сможет приобрести все необходимые социальные навыки для дальнейшей жизни и развития в обществе (изучить язык и научиться общаться с его помощью, узнать, как познавать мир, как получать нужную информацию, что такое хорошо, а что такое плохо и т.д.).

Именно поэтому для ребенка важно не только физическое (биологическое) развитие, но и развитие социальное. Без проживания в обществе людей полноценным человеком стать невозможно. Попав в общество людей, ребенок, который ранее развивался без общения с людьми, испытывает огромные трудности в адаптации к новым условиям. Яркий пример тому – история о Маугли.

Вопросы в тексте параграфа

Рассмотрите схему и сделайте выводы: чем люди отличаются от высших животных.

Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть картинку Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Картинка про Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов

Под высшими животными принято понимать такие виды животных, которые могут изменять свое инстинктивное поведение под влиянием приобретенного ими жизненного опыта. Чаще всего, это млекопитающие, а также птицы и пресмыкающиеся. На изображенной в учебнике схеме перечислены основные отличия человека от высших животных. Разберем их по очереди.

Ни для кого не секрет, что только человек может общаться с помощью речи – то есть с помощью мыслей, обличенных в языковую (словесную) форму. Очевидно, что одного лишь особого строения языка и гортани не достаточно для речевого общения. Нужно еще иметь разум и способность формулировать свои мысли, что отличает человека от животного.

Комментарий: Справедливости ради, надо отметить, что животные также общаются друг с другом, но другими – самыми разнообразными способами. Например, с помощью звука, изменения цвета окраски, прикосновений, определенных движений, выделения пахучих веществ и т.п. Но сигналы эти используются для передачи простейшей информации об опасности, о еде и другой важной информации, которая необходима для выживания. Более сложную информацию (например, стихи) животные не могут передать друг другу посредством этих сигналов.

Только человек умеет производить орудия труда. Орудие труда – это не просто палка, которую обезьяна может один или несколько раз случайно использовать для того, чтобы добыть себе вкусные плоды (бананы и другие вкусняшки). Орудия труда – приспособления, специально предназначенные для определенной разумной и полезной деятельности (то есть, для труда). А для того, чтобы соорудить эти приспособления, надо тщательно продумать весь трудовой процесс и учесть все ошибки и неудачи в прошлом. На это способен только человек разумный.

Хорошо развитый головной мозг – тоже отличительный признак человека. Как считается, именно он, благодаря своему особому строению, помогает человеку совершать более сложные мыслительные операции по сравнению с животными. И именно наличие такого мозга является необходимой предпосылкой для развития разума и появления сознания. Но надо иметь в виду, что и у некоторых высших животных имеется достаточно развитый мозг. В качестве ярких примеров можно привести шимпанзе, дельфинов, слонов, медведей и т.д. Некоторые ученые говорят даже о «зачатках разума» у этих животных.

Человек может осознавать себя. Это также одно из следствий наличия разума. Осознавать себя – это все равно, что посмотреть на себя со стороны и понять, что в конкретный момент или промежуток времени происходит с тобой и вокруг тебя. Только человеку свойственно периодически задумываться над тем, что из себя представляет, как выглядят со стороны его внешность или поведение, будет ли ему стыдно за что-то или нет. Животные на это не способны.

Фантазией животные также не наделены, в отличие от человека. Фантазии помогают человеку моделировать определенные жизненные ситуации, как бы разумно «предсказывая» возможное или закономерное наступление каких-то важных событий. Хотя и некоторые животные могут предугадать, что будет в ближайшем будущем. Например, стая волков во время охоты окружает добычу со всех сторон, чтобы та не смогла скрыться от них. Но это больше проявление инстинктов, измененных на основе предыдущего (чаще неудачного) опыта, что характерно для высших животных с достаточно развитым мозгом.

Способность действовать по плану неразрывно связана со способностью фантазировать. Когда с помощью фантазии человек разумно предвидит наступление определенной проблемы, появляется необходимость продумать план действий для того, чтобы избежать этой проблемы, и потом контролировать самого себя в части выполнения этого плана. Хотя и не всегда получается действовать только по одному основному плану. Иногда вариантов плана действий человек придумывает несколько, а иногда приходится срочно менять план действий на другой из-за экстренных ситуаций.

Способность к прямохождению имеет только человек из всего животного мира Земли. И хотя некоторые животные практикуют прямохождение, делают они это только от особой нужды или в целях развлечения. Человеку же, наоборот, удобнее всего ходить на задних конечностях, а другие способы передвижения причиняют ему только неудобство. Все дело в особом строении человеческого скелета и мышц. Да и возможностей прямохождение человеку предоставляет гораздо больше.

Творчество – также следствие разумной деятельности человека. У человека разумного закономерно появляется потребность творить что-либо, придумывать что-то новое для этого мира. Ведь только создав что-то новое и полезное можно получить общее признание, приобрести особый статус в обществе, зауважать себя и, наконец, оставить после себя хоть какой-то след в этом мире. Творчество может принимать самые различные формы (литература, музыка, живопись, кино, изобретения и т.д.).

Какие качества помогли О. И. Скороходовой проявить свои способности? Какую роль в её жизни сыграла помощь других людей? Свой ответ поясни.

Несмотря на то, что Ольга Скороходова лишилась в пятилетнем возрасте из-за болезни зрения, слуха, а также потеряла способность говорить, она смогла жить полноценной жизнью и даже стала известным учёным, писателем, поэтом. Её книга «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир» достаточно известна не только в России, но и за рубежом.

Достигнуть таких успехов Ольге удалось благодаря огромной силе воли, любознательности и тяге к знаниям, а также благодаря постоянным занятиям и упорному труду.

Конечно же, сама по себе Ольга не достигла бы таких успехов. Очень трудно представить, как может нормально жить, работать, учиться, рисовать, сочинять стихи человек, который не слышит, не видит и не говорит. Но есть в России группа учёных, которые учат таких детей жить нормальной, полной, творческой жизнью. Ими была разработана специальная методика, когда для познания окружающего мира используется осязание — у этих детей оно очень хорошо развито. Благодаря помощи ученых, воспитателей и педагогов Ольга Скороходова смогла достигнуть таких впечатляющих результатов.

Проверим себя

1. Чем человек отличается от животных?

Человек отличается от животных не только особыми биологическими признаками (прямохождение, особенности коры головного мозга и т.д.), но и наличием разума, который позволяет человеку действовать осмысленно в любой ситуации, а также использовать речь в общении друг с другом, фантазировать, планировать и творить. Способность мыслить помогает человеку более эффективно разрешать возникающие перед ним проблемы по сравнению с животными. И это очевидное преимущество.

2. Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует человек?

Наследственность – это механизм передачи биологических признаков и особенностей от живых организмов своим потомкам. Как установили ученые, биологическая информация передается потомству от родителей через так называемые гены, содержащиеся внутри каждой живой клетки организма. Гены – хранители наследственной информации.

Биологические признаки, которые человек наследует от своих предков очень разнообразны. Например, от родителей человеку передаются:

3. Докажи, что человек не только биологическое, но и социальное (общественное) существо.

Опыт «проживания» человека в обществе, а именно: знания об окружающем мире, нравственные качества и правила поведения в обществе – по наследству не передается. Но этот опыт необходим для того, чтобы ребенок мог бы стать полноценным человеком. Если ребенок будет получать все необходимое для удовлетворения его биологических потребностей, но при этом будет жить вне человеческого общества, то потом ему будет очень трудно адаптироваться к обществу других людей. Только в процессе социализации человек приобретает особые навыки и умения, которые необходимы для жизни и развития в человеческом обществе. Родившись среди себе подобных, человек ещё должен научиться быть человеком.

4. Можно ли влиять на наследственность?

Согласно современным законам влиять на наследственность искусственно, а именно путем внесения изменений в генотип человека, запрещено. Но всё-таки существуют возможности изменить у человека качества, которые он получил от рождения. Правда эти изменения не передадутся следующим поколениям.

Человек – существо разумное и социальное, это значит что можно значительно ограничить влияние на человека инстинктов и иных биологических факторов, унаследованных от родителей. Например, если человек от природы родился очень эгоистичным, агрессивным и вспыльчивым, то исправить эти качества поможет хорошее воспитание и образование.

Биологические особенности организма, например внешность, можно изменить при помощи пластической хирургии. Некоторые люди меняют форму носа, ушей или разрез глаз. Хотя такие операции проходят не всегда успешно, а некоторые успешные операции приводят к потере индивидуальных особенностей человека, его узнаваемости.

Кроме того, работая над собой человек может увеличить свою силу, выносливость, контролировать склонность к ожирению и достичь других значительных результатов в деле улучшения своей наследственности.

В классе и дома

1. Объединитесь по желанию в группы. Обсудите следующий текст и подготовьте коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?» Значение слова «инстинкт» найдите в справочной литературе.

Инстинктами в науке называется заранее определенные модели поведения живых существ, передаваемые по наследству от предков к потомкам, и характерные для данного вида.

Поэтому на поведение любых живых существ инстинкты оказывают непосредственное (прямое) влияние. Можно сказать, что вся их жизнедеятельность складывается из действий, обусловленных инстинктивным поведением.

Пчёлы с помощью движений передают своим «коллегам» различные сигналы: об опасности, удачной охоте за нектаром и т. п. Кажется, будто пчёлы говорят друг с другом при помощи разных танцевальных движений. Пчёлы-«разведчицы», вылетая из улья, ищут новые источники нектара. Обнаружив их и набрав пищу, они возвращаются в улей и с помощью «танцев» передают информацию о том, в каком направлении нужно лететь, каково расстояние до источника корма и каков его запах. Все летят за «танцовщицей».

В данном тексте, как раз, обнаруживается подтверждение того, что вся деятельность живых существ подчинена инстинктам. В частности, здесь приведен пример действия сложных инстинктов на поведение пчел, которые выполняют свои функции с распределением ролей для достижения общеполезного результата (добычи нектара). От этого складывается впечатление, что пчелы действуют «разумно». Но это, конечно же, не так.

2. Прочитай отрывок из книги Р. Киплинга «Маугли».

«Кусты в чаще слегка зашуршали, и Отец Волк присел на задние лапы, готовясь к прыжку…

Человек! — огрызнулся Отец Волк. — Человечий детёныш! Смотри!

Выскажи своё мнение, что в этой истории можно считать правдой, а что — вымыслом.

По всей видимости, правдой в этой истории можно считать тот факт, что волчица, под влиянием материнского инстинкта, не дала в обиду маленького Маугли и приняла его так, как будто это ее волчонок.

Вымысел в данной истории – обозначенная автором способность животных размышлять и общаться друг с другом, используя речь.

3. Подготовь проект по теме «Кто на кого похож». Подбери фотографии внешне похожих людей (свои, своих друзей и одноклассников, знаменитых людей) и оформи выставку. Если есть такая возможность, используй ресурсы Интернета.

Выставка «Кто на кого похож»

Гарик Харламов и Мэтт Деймон

Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть картинку Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Картинка про Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов

Дэниэл Рэдклифф и Элайджа Вуд

Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть картинку Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Картинка про Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов

Натали Портман и Кира Найтли

Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть картинку Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Картинка про Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов

Милла Йовович и Линда Евангелиста

Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть картинку Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Картинка про Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов

Владимир Вдовиченков и Дмитрий Орлов

Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть картинку Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Картинка про Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов

Виктор Хориняк и Владимир Яглыч

Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Смотреть картинку Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Картинка про Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов. Фото Чем обеспечивается наследование обществознание 6 класс боголюбов

Словарик

Наследственность – это механизм передачи биологических признаков и особенностей от живых организмов своим потомкам через гены (единицы наследственной информации).

Наследовать – это значит получать от своих родителей (предков) характерные биологические черты вида, повторять их в своём развитии.

Инстинкты – это заранее определенные модели поведения живых существ, передаваемые по наследству от предков к потомкам, и характерные для особей данного вида.

Любопытство – это врождённый инстинкт выживания, направленный на получение максимально возможной информации о предмете или явлении без видимой причины.

Любознательность – это осознанная и целенаправленная деятельность (стремление), направленная на познание всего мира, сути всех его предметов и явлений, а также взаимосвязей между ними.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *