Чем обеспечивается доступность информации восприятию пользователя
Свойства и виды информации
Для потребителя информации очень важны следующие ее свойства:
Достаточность (полнота) информации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения состав (набор показателей).
Доступность информации восприятию пользователя обеспечивается выполнением соответствующих процедур ее получения и преобразования. Например, в информационной системе информация преобразовывается к доступной и удобной для восприятия пользователя форме.
Актуальность информации определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования и зависит от динамики изменения ее характеристик и от интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации.
Своевременность информации означает ее поступление не позже заранее назначенного момента времени, согласованного со временем решения поставленной задачи.
Точность информации определяется степенью близости получаемой информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.
Достоверность информации определяется ее свойством отражать реально существующие объекты с необходимой точностью. Измеряется достоверность информации доверительной вероятностью необходимой точности, т.е. вероятностью того, что отображаемое информацией значение параметра отличается от истинного значения этого параметра в пределах необходимой точности.
Устойчивость информации отражает ее способность реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности.
Также можно отметить такие свойства как объективность, полезность (ценность), понятность, адекватность.
Классифицировать информацию можно по разным признакам.
По способу восприятия:
1) зрительная (визуальная) – воспринимаемая с помощью глаз;
2) звуковая (аудиальная) – воспринимаемая на слух;
3) тактильная – воспринимаемая с помощью осязания, на ощупь;
4) вкусовая – восприятие вкусовых ощущений;
5) обонятельная – восприятие запахов.
По форме представления:
По месту возникновения:
1) входная – информация, поступающая в фирму или ее подразделения;
2) выходная – информация, поступающая из фирмы в другую фирму, организацию (подразделение);
3) внутренняя – информация возникает внутри объекта;
4) внешняя – информация за пределами объекта.
Пример: содержание указа правительства об изменении уровня взимаемых налогов для фирмы является, с одной стороны, внешней информацией, с другой стороны – входной. Сведения фирмы в налоговую инспекцию о размере отчислений в госбюджет являются, с одной стороны, выходной информацией, с другой стороны – внешней по отношению к налоговой инспекции.
По стадии обработки:
1) первичная – информация, которая возникает непосредственно в процессе деятельности объекта и регистрируется на начальной стадии;
2) вторичная – информация, которая получается в результате обработки первичной информации и может быть промежуточной и результативной;
3) промежуточная информация используется в качестве исходных данных для последующих расчетов;
4) результативная информация получается в процессе обработки первичной и промежуточной информации и используется для выработки управленческих решений.
По стабильности:
1) переменная информация отражает фактические количественные и качественные характеристики производственно-хозяйственной деятельности фирмы; она может меняться для каждого случая как по назначению, так и по количеству, например, количество произведенной продукции за смену, еженедельные затраты на доставку сырья и т.п.;
2) постоянная (условно-постоянная) – это неизменяемая и многократно используемая в течении длительного периода времени информация. Она делиться на справочную (номер цеха, табельный номер сотрудника), нормативную (размер налога на прибыль, размер минимальной оплаты труда) и плановую (план подготовки специалистов, план выпуска продукции).
По функциям управления обычно классифицируют экономическую информацию:
1) плановая – информация о параметрах объекта управления на будущий период (план выпуска продукции, ожидаемый спрос на продукцию);
2) нормативно-справочная информация содержит нормативные и справочные данные (оклад служащего, адрес поставщика или покупателя, среднедневная оплата рабочего по разряду);
3) учетная – информация, которая характеризует деятельность фирмы за определенный прошлый период времени (количество проданной продукции за определенный период времени);
4) оперативная (текущая) – информация, используемая в оперативном управлении и характеризующая производственные процессы в текущий (данный) период времени (количество изготовленных деталей за час, смену; объем сырья от поставщика на начало рабочего дня).
Дата добавления: 2015-10-19 ; просмотров: 1804 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Информационная безопасность для самых маленьких. Часть 1
Вступление.
Многие слышали про взломы различных платежных систем, про новые стандарты в области информационной безопасности, про то, что государство разрабатывает новые нормативы в области персональных данных. Некоторые даже слышали три таинственных слова «конфиденциальность, целостность и доступность», но не многие понимают, что все это означает и зачем все это нужно. Сюда относятся и многие ИТ — специалисты не говоря уже про людей далеких от ИТ.
Хотя в мире, где все основано на информационных технологиях, должны понимать что такое «информационная безопасность». Информационная безопасность – это не только антивирус и файрвол, информационная безопасность это целый комплекс мер.
На Хабре начинается серия публикаций по информационной безопасности, в этих публикациях будут рассмотрены многие важные аспекты ИБ, такие как:
• конфиденциальность, целостность и доступность;
• уязвимости в программных продуктах (также обсудим черный рынок 0-day уязвимостей и эксплоитов);
• технические меры защиты;
• организационные меры (политики, процедуры, инструкции);
• модели доступа;
• стандарты и законы в области ИБ.
А также обсудим другие очень интересные вещи. Как и любой другой предмет начнем с самых основ, то есть теории.
Недавно в Твитере развернулись нешуточные страсти по «бумажной» и «практической» безопасности. Здесь будут рассмотрены как «бумажная» так и «практическая» безопасность, хотя, по моему мнению, эти две составляющие нельзя делить. Если речь идет о серьезном подходе «практика» не может существовать без «бумаги», так как для начальства, аудиторов в первую очередь важны бумажные отчеты Вашей работы. Не говоря уже про такие стандарты ISO и PCI DSS, которые требуют утвержденные руководством «бумажной безопасности».
Конфиденциальность, целостность и доступность.
Именно эти три слова служат прочным фундаментом информационной безопасности. Хотя многие считают что эта «триада» уже устарела, но об этом позже. Чтобы лучше понять значение этих слов необходимо представить следующую картину: три человека обхватили друг друга руками, и каждый сильно откинулся назад, если один из них отпустит руку другого то все упадут. Информационная безопасность достигается соотношением именно этих трех свойств, если у информации нету, хотя бы одной из этих свойств о безопасности говорить не приходиться.
Каждая из этих свойств «триады» обеспечивается рядом мер, причем для обеспечения одного свойства необходимо использовать не одно, а несколько мер. Любая информация обладает, так или иначе, всеми тремя свойствами, давайте разберем каждое значение их этой триады.
Конфиденциальность – свойство информации, гарантирующее, что доступ к информации имеет доступ только определенные лица.
Например. В фирме «Рога и копыта» есть информация, а именно отчет о продажах. Доступ имеют только сотрудники отдела продаж и бухгалтерии. Причем сотрудники отдела продаж имеют ко всей информации (более подробно будет описано ниже), а бухгалтерия только к окончательным расчетам (чтобы рассчитать налоги с продаж.).
Таким образом, конфиденциальность означает не только доступ к информации, но и разграничение доступа к информации, то Петров имеет доступ к одной части информации, Сидоров ко второй, а Иванов ко всей информации.
Целостность – свойство информации, гарантирующее, что только определенные лица могут менять информацию.
Например. Продолжим пример с фирмой «Рога и Копыта» и с их отчетом по продажам. Как было ранее сказано Отдел продаж имеет доступ ко всей информации, а бухгалтерия только к определенной части. Но для безопасности это еще мало. Необходимо еще и разграничить доступ среди Отдела продаж. В отделе есть два специалиста Сидоров и Петров, у каждого свой отчет. Необходимо чтобы каждый мог иметь право записи только в свой отчет. Вдруг Петров занизит продажи Сидорова.
Еще хороший пример.
Фирма «Рога и Копыта» создала и отправила платеж по ДБО в свой банка, однако хакер Вася перехватил платеж и в поле получателя вставил номер своего счета. Это прямое нарушение целостности. Чтобы такого не произошло необходимо предпринимать ряд мер, к примеру, ЭЦП.
Доступность – свойство информации, гарантирующее, что лица имеющие доступ к информации в нужный момент смогут получить доступ.
Например. Генеральный директор фирмы «Рога и Копыта» в понедельник утром пришел на работу, включил компьютер и с удивлением обнаружил, что не может открыть базу отдела продаж по продажам. Так что же произошло? Элементарно, Ватсон! В воскресенье ночью в потолке прорвало трубу, вода попала в компьютер, где хранилась база, и жесткий диск благополучно сгорел. Так как директор никогда не слышал про информационную безопасность, а локальная сеть была создана студентом, не было ни резервной копии, ни избыточности в виде RAID. Это самый простой пример, можно привести кучу примеров, сайт компании не был доступен и клиент не смог открыть сайт одной компании, но открыл сайт другой и естественно купил продукт второй компании.
Это было первым выпуском серии «Информационная безопасность для маленьких».
Продолжение следует.
Что такое информация?
Прежде всего, стоит более подробно узнать, что такое «информация».
Это не просто знания в чистом виде, а любые данные (об объектах, явлениях окружающей действительности и их свойствах, состоянии и т. п.), которые могут быть распознаны и восприняты (поняты) информационными системами (машинами, программами, животными, людьми и даже отдельными клетками) в процессе их жизнедеятельности и работы.
Свойства
Любые данные имеют ряд свойств. Основные из них следующие:
Что означает доступность информации?
На эту степень влияет не только доступность знания широкому кругу людей, но и адекватность методов, интерпретации его.
Особая важность этого свойства для различных систем управления. К примеру, для бесперебойного движения поездов или рейсовых автобусов очень важен постоянный доступ к данным о погоде, состоянии дорог.
Для каких сфер актуально это понятие
Изучаемый термин в той или иной степени связан со следующим областями:
Что является объектом доступности
Когда речь идет о доступности в сфере информационной безопасности, то ее объектами могут быть не только сами знания или документы, но и целые ресурсы, а также автоматизированные системы разной направленности.
Субъект информационных отношений
Поскольку в той или иной степени любое знание является продуктом чьей-то интеллектуальной собственности, а значит и объектом авторского права. Значит, у любой информации есть владелец, который и контролирует доступность ее и является субъектом. Это может быть человек, группа лиц, организация и т. п.
Также в этой роли может выступать администратор системы данных, который контролирует все их свойства, а также регулирует или ограничивает их права доступа. Это делается для того, чтобы предотвратить любые угрозы доступности информации.
Права доступа
Так именуются возможности субъекта информационных отношения осуществлять определенные операции с получаемыми данными.
Угрозы доступности данных
Хотя большинство вышеупомянутых прав не доступны широкому числу пользователей информационных систем, это ограничение имеет вполне конкретную цель. Почему так? Давайте разберемся.
Пока преподаватель в классе, пользование «системой» доступно всем. При этом педагог контролирует, чтобы его подопечные пользовались ею с пользой: получали знания или демонстрировали уровень усвоенного материала.
Однако, когда настает перемена и учитель покидает класс, доска остается без присмотра и ученики получают все права доступа к ней. Как вы полагаете: что они станут делать? В любом школьном коллективе всегда найдется парочка умников, которые будут рисовать, писать что-то (причем не всегда лицеприятное). А увлекшись, они могут случайно стереть записи, подготовленные педагогом для следующего урока. Кроме того, дети могут попросту истратить весь мел или забыть помыть доску.
Как результат, с началом нового занятия «система» будет не готова к работе. Учителю придется выделить часть урока, чтобы привести доску в порядок или возобновить стертый текст.
Знакомая картина? В данном случае показано, почему так важно контроль за правами доступа к информации. Ведь не все пользователи, желающие проводить с ней операции, способны ответственно ею распорядиться. Кроме того, у некоторых из них может просто не быть достаточной квалификации для этого и их некомпетентность способна привести к сбою работы всей системы.
По данным статистики, наиболее частыми причинами угрозы доступности информации являются именно непреднамеренные ошибки обычных пользователей различных ресурсов или сетей, а также обслуживающего персонала. Причем часто подобные оплошности способствуют созданию уязвимых мест, которыми впоследствии могут воспользоваться злоумышленники.
К примеру, в 2016-2017 г. много вреда компьютерным системам всего мира принес вирус Petya. Эта вредоносная программа шифровала данные на компьютерах, то есть фактически лишила всю информацию доступности. Интересно, что в большинстве случаев вирус проникал в системы из-за того, что отдельные пользователи открывали письма с незнакомых адресов, не проведя тщательную предварительную проверку, согласно всем протоколам безопасности.
Каждая из угроз доступности может быть нацеленной на один из компонентов самой системы. Таким образом, их выделяют три:
Касательно пользователей с ограниченными правами выделяются 3 типа угроз доступности информации.
Три кита безопасности данных: целостность, конфиденциальность и доступность информации
Когда речь идет о безопасности, помимо доступности внимание концентрируется еще на таких свойствах, как конфиденциальность и целостность данных.
Конфиденциальность означает сохранения определенных знаний в секрете и предотвращение их несанкционированного разглашения.
На первый взгляд кажется, что это свойство является в противоположным открытости и доступности информации. Однако на самом деле конфиденциальность ограничивает не саму возможности получения необходимых данных, а лишь число лиц, которые обладают всеми правами доступа к ним.
Особенно это свойство важно для режимных объектов, а также финансовой и другой документации, разглашения содержания которой может быть использовано для нарушения закона или вредит целостности всего государства.
Рассматривая конфиденциальность, стоит не забывать, что на любом предприятии существуют два типа данных:
Последние, как правило, размещаются на сайтах, в справочниках, в отчетной документации. Подобная открытость и доступность информации об организации служит не только в роли рекламы ее услуг для потенциальных клиентов, но и позволяет контролирующим органам следить за соблюдением законности в работе определенного предприятия.
Кстати, полнота и достоверность таких данных проверяется специальными выездными комиссиями.
Целостность и доступность информации особенно важны, когда речь идет о технической документации.
К примеру, если в данных о составе и противопоказаниях к определенному препарату произойдут несанкционированные изменения (будет нарушена целостность информации), пациенты, принимающие данное лекарство, могут попросту умереть.
Кстати подобный эффект возможен и в случае, если стало известно о новых побочных действиях снадобья, однако доступ к данной информации не был открыт всем потенциальным потребителям. Именно поэтому данные 2 свойства очень тесно взаимосвязаны между собою.
Методы, гарантирующие доступность
Обеспечение доступности информации возможно благодаря целой группе методов и способов. Чаще всего в автоматизированных системах применяются 3 из них.
1. Понятие «информация». Количественные и качественные характеристики информации. Свойства информации. Виды информационных процессов. Понятие «данные». Типы данных.
Информация – это знания или сведения о ком-либо или о чем-либо. Информация – это сведения, которые можно собирать, хранить, передавать, обрабатывать, использовать. Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает сведения, разъяснения, изложение. В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности: 1. в быту информацией называют любые данные, сведения, знания, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п.; 2. в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов (в этом случае есть источник сообщений, получатель (приемник) сообщений, канал связи); 3. в кибернетике под информацией понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы; 4. в теории информации под информацией понимают сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний. Информация – это отражение внешнего мира с помощью знаков или сигналов. Информационная ценность сообщения заключается в новых сведениях, которые в нем содержатся (в уменьшении незнания).
Количественные характеристики информации.
1) Синтаксическая мера информации. Эта мера количества информации оперирует с обезличенной информацией, не выражающей смыслового отношения к объекту. На синтаксическом уровне учитываются тип носителя и способ представления информации, скорость передачи и обработки, размеры кодов представления информации.
2) Объём данных (V Д ) понимается в техническом смысле этого слова как информационный объём сообщения или как объём памяти, необходимый для хранения сообщения без каких-либо изменений. Информационный объём сообщения измеряется в битах и равен количеству двоичных цифр (“0” и “1”), которыми закодировано сообщение.
3) Семантическая мера информации. Для измерения смыслового содержания информации, т.е. ее количества на семантическом уровне, наибольшее признание получила тезаурусная мера, которая связывает семантические свойства информации со способностью пользователя принимать поступившее сообщение. Для этого используется понятие тезаурус пользователя.
Тезаурус — это совокупность сведений, которыми располагает пользователь или система.
4)Прагматическая мера информации. Эта мера определяет полезность информации (ценность) для достижения пользователем поставленной цепи. Эта мера также величина относительная, обусловленная особенностями использования этой информации в той или иной системе.
Качественные характеристики информации.
Возможность и эффективность использования информации обусловливаются такими основными ее потребительскими показателями качества, как репрезентативность, содержательность, достаточность, доступность, актуальность, своевременность, точность, достоверность, устойчивость.
1)Репрезентативность информации связана с правильностью ее отбора и формирования в целях адекватного отражения свойств объекта. Важнейшее значение здесь имеют:
• правильность концепции, на базе которой сформулировано исходное понятие;
• обоснованность отбора существенных признаков и связей отображаемого явления.
2)Содержательность информации отражает семантическую емкость, равную отношению количества семантической информации в сообщении к объему обрабатываемых данных, т.е.
С увеличением содержательности информации растет семантическая пропускная способность информационной системы, так как для получения одних и тех же сведений требуется преобразовать меньший объем данных.
3)Достаточность (полнота) информации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения состав (набор показателей). Понятие полноты информации связано с ее смысловым содержанием (семантикой) и прагматикой. Как неполная, т.е. недостаточная для принятия правильного решения, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых пользователем решений.
4)Доступность информации восприятию пользователя обеспечивается выполнением соответствующих процедур ее получения и преобразования. Например, в информационной системе информация преобразовывается к доступной и удобной для восприятия пользователя форме. Это достигается, в частности, и путем согласования ее семантической формы с тезаурусом пользователя.
5)Актуальность информации определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования и зависит от динамики изменения ее характеристик и от интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации.
6)Своевременность информации означает ее поступление не позже заранее назначенного момента времени, согласованного с временем решения поставленной задачи.
7)Точность информации определяется степенью близости получаемой информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.
8)Достоверность информации определяется ее свойством отражать реально существующие объекты с необходимой точностью. Измеряется достоверность информации доверительной вероятностью необходимой точности, т. е. вероятностью того, что отображаемое информацией значение параметра отличается от истинного значения этого параметра в пределах необходимой точности.
9)Устойчивость информации отражает ее способность реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности.Устойчивость информации, как и репрезентативность, обусловлена выбранной методикой ее отбора и формирования.
Основные виды информации по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения, чтоимеет наибольшее значение для информатики, это:
1)графическая или изобразительная — первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;
2)звуковая — мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретение звукозаписывающих устройств в 1877 г. ее разновидностью является музыкальная информация — для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации;
3)текстовая — способ кодирования речи человека специальными символами — буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания;
4)числовая — количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для ее отображения используется метод кодирования специальными символами — цифрами, причем сис-темы кодирования (счисления) могут быть разными;
5)видеоинформация — способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.
Существуют также виды информации, для которых до сих пор не изобретено способов их кодирования и хранения — это тактильная информация, передаваемая ощущениями, органолептическая, передаваемая запахами и вкусами и др.
П од современной ИТ понимается совокупность информационных процессов (сбора, передачи, обработки и т.д.), реализованных на базе вычислительной техники и средств связи и привязанных к конкретной предметной области (например, производству или организационному управлению).
Существуют следующие виды информационных процессов (фазы информационного цикла):
Сбор информации (иногда этот процесс называют восприятие или отбор информации).
Здесь осуществляется целенаправленное извлечение и анализ информации о каком-либо объекте, в результате чего формируется образ объекта, происходит его опознавание и оценка. При этом необходимо отделить интересующую нас в данном случае информацию от шумов и помех. Сбор информации может производиться или человеком, или с помощью технических средств и систем.
Простейшим видом восприятия (сбора) является различение двух противоположных состояний: наличия («да») и отсутствия («нет»), более сложным – измерение. Для обеспечения сбора путем измерения необходимы специальные технические устройства – датчики (первичные измерительные преобразователи). Для сбора информации, носителем которой является документ, традиционно используются устройства ввода в ЭВМ, такие как клавиатура, манипуляторы, диджитайзеры (digitizer) и т.п. Все чаще используется средство НИТ – оптический считыватель (сканер).
Передача (прием) информации.
Здесь информация переносится в пространстве от источника к получателю посредством тех или иных сигналов. На передающей стороне важное значение имеют такие операции, как, модуляция, кодирование, иногда аналого-цифровое преобразование (т.е. квантование по уровню и дискретизация по времени) и шифрование. На приёмной стороне осуществляется демодуляция, декодирование и восстановление непрерывного сигнала (т.е. цифро-аналоговое преобразование). Для передачи на расстояние используются каналы различной природы, самыми распространенными из которых являются электрические (обычные проводные линии) или электромагнитные (радиолинии). В НИТ все шире используется оптический канал (т.е. волоконно-оптические линии связи). Передача информации в НИТ осуществляется на базе информационных сетей.
Хранение (накопление) информации.
Это перенос информации во времени. Для этого информация должна быть зафиксирована на материальном носителе. Традиционные способы хранения информации: для текста – бумажные печатные документы, для изображений – фотография и кино, для звука – магнитная запись. НИТ предложила свои способы хранения – внешняя память ЭВМ, микрофильмирование и микрофиширование. Именно память ЭВМ обеспечивает хранение информации в виде, позволяющем получить данные по запросам пользователей в приемлемые сроки, т.е. превращает накопленную информацию в информационные ресурсы. Наиболее эффективным способом хранения информации являются базы данных.
Это упорядоченный процесс её преобразования в соответствии с некоторым алгоритмом. Здесь осуществляется выявление в информации интересующих зависимостей, сортировка, поиск и т.п. операции. Внедрение компьютерной информационной технологии обработки существенно повышает производительность труда персонала, освобождает его от рутинных операций, и часто приводит к сокращению численности работников.
В системах управления важнейшей целью обработки является решение задачи выбора управляющих воздействий. НИТ процесс обработки информации возлагает на ЭВМ, и только те процедуры, которые не поддаются формализации и требуют творческого подхода (в первую очередь процедуры принятия решения), осуществляются человеком.
Представление информации (отображение или доведение до пользователя).
Здесь осуществляется преобразование информации о процессе или объекте (обычно после её обработки) в форму, обеспечивающую оперативное и безошибочное восприятие ее человеком. Это осуществляется с помощью устройств, способных воздействовать на органы чувств человека. К ним относятся такие традиционные устройства, как индикаторы, приборы, сигнализаторы, табло, мнемосхемы, а также средства НИТ: дисплеи, устройства печати, графопостроители (плоттеры), синтезаторы звука и некоторые другие.
Совокупность этих процессов, обеспечивает работу любой информационной (автоматизированной) системы, под которой понимают человеко-компьютерную систему, использующую компьютерную информационную технологию для достижения поставленной цели (производство информационных продуктов или поддержка принятия решений).
Данные. Алгоритм, реализующий решение некоторой конкретной задачи, всегда работает с данными. Данные — это любая информация, представленная в формализованном виде и пригодная для обработки алгоритмом.
Данные, известные перед выполнением алгоритма, являются начальными, исходными данными. Результат решения задачи — это конечные, выходные данные. В задачах нахождения максимума из последовательности чисел и их произведения исходными данными являются числа, а результатами (выходными данными) — соответственно с и М.
Данные делятся на переменные и константы.
Переменные — это такие данные, значения которых могут изменяться в процессе выполнения алгоритма.
Например, для алгоритма вычисления площади круга необходимо объявить две переменные: переменную R, в которую будет заноситься значение радиуса окружности, и переменную S для вычисления площади круга по формуле
Константы — это данные, значения которых не меняются в процессе выполнения алгоритма. В примере, описанном выше, константой является число p. Каждая переменная и константа должна иметь свое уникальное имя. Имена переменных и констант задаются идентификаторами.
Идентификатор (по определению) представляет собой последовательность букв и цифр, начинающаяся с буквы.
Типы данных. С данными тесно связано понятие типа данных. Любой константе, переменной, выражению (с точки зрения обработки на ЭВМ) всегда сопоставляется некоторый тип. Тип данных характеризует множество значений, к которым относится константа и которые может принимать переменная или выражение. Например, если переменная в некотором алгоритме может принимать только значения из множества целых чисел, то ей ставится в соответствие целый тип данных.
Типы данных принято делить на простые (базовые) и структурированные.
К основным базовым типам относятся:
• целый (INTEGER) — определяет подмножество допустимых значений из множества целых чисел;
• вещественный (REAL) — определяет подмножество допустимых значений из множества вещественных чисел;
• логический (BOOLEAN) — множество допустимых значений — истина и ложь;
• символьный (CHAR) — цифры, буквы, знаки препинания и пр.
К структурным типам относятся наборы однотипных или разнотипных данных, с которыми алгоритм должен работать как с одной именованной переменной :