Чем оббивали мебель в 19 веке
Чем оббивали мебель в 19 веке
8 (495) 979-89-46
8 (495) 979-86-47
Предупреждение
JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 198
Из истории мебели. Мебельная обивка
Мягкая мебель с текстильной обивкой — изобретение, которому немногим более 300 лет, когда как история мебели сама по себе насчитывает ни одно тысячелетие. Первая мебель была из дерева, а в Греции, Египте, Византии и странах Востока — из камня. Для людей простого происхождения она обладала исключительно утилитарными свойствами (скамья, стол, лавка и т. д.), для знати она несла в первую очередь статусную роль, демонстрировала уникальность и важность своего хозяина. Комфорт и в том и в другом случае был вторичен. Однако, на востоке «прародитель» дивана — широкие низкие скамьи все же укрывали тканями и подушками.
Когда на европейской территории стали применять тканевую обивку?
C первой половины XVII века мебель стали покрывать тканями-чехлами, выполненными из шелковых и шерстяных нитей. Само сиденье устилалось плотным полотном. Это немного смягчало дискомфорт от сидения на жестком стуле или кресле. Такие мебельные чехлы несли также стилистический характер: уважающий себя аристократ имел несколько видов чехлов в зависимости от времени года.
Мягкая мебель в современном нам понимании стала известной с конца XVII века, когда под текстильные чехлы набивался конский волос, шерсть или птичий пух. Подобное уже совершалось исключительно из стремления к удобству — теплу и мягкости. Тканевая обивка могла поразить разнообразием вышивок, аппликаций, кружевами и прочими декоративными элементами.
Только в начале XVIII века текстильное производство имело частный, кустарный характер. Львиная доля тканей была привезена из стан Востока, славившимся изготовлением тонких и качественных тканей много столетий. В 30-х годах промышленный переворот поставил на поток тканевое производство и мебельное в том числе. Начиная с этого времени можно говорить о повсеместном использовании мягкой мебели. Удобная и красивая мебель перестала быть произведением искусства и демонстрировать положение своего владельца. Помимо внешней красоты и стиля она несла в себе практическое предназначение — удобство и функциональность. Мебель стала общественным достоянием и приблизила человечество к современному ее пониманию.
Современных мебельных тканей — множество. Но все они имеют собственную категорию и определенный необходимый набор потребительских качеств, отвечающих базовым потребностям покупателя.
Когда появилась первая мебель с обивкой
В Древнем Египте, Греции и Риме, уже существовала элементарная мебель: стулья-табуреты, деревянные ложа-кровати, затем сундуки, но до покрытия мебели обивкой еще было далеко. Первыми, материал для обивки мебели стали использовать французские короли в средние века. Сначала это было украшение трона и кресел, потом люди поняли, что сидеть на подушках, уложенных на деревянный стул, не так удобно, как если мягкое покрытие прикрепить к нему крепко. Так, прокладки из шерсти, конского волоса, пуха и перьев на сиденьях стали закрывать шелками.
Материал для обивки мягкой мебели средних веков, однозначно, натуральный, позволить себе такие кресла могли только самые знатные особы. Диваны появились гораздо позже.
Кто придумал диван
История не сохранила имя прекрасного человека, который создал вещь, нужную, и живущую века. Известно, что к XVII веку мягкие подушки, которые укладывались на деревянные скамейки и кресла, стали закреплять разными способами к сиденью и спинке. Когда из Индии привезли первые кресла из тростника, делать это стало легче, материал для обивки прибивали гвоздиками.
К концу XVII века во дворцах стали появляться целые комплекты-гарнитуры, обитые одним материалом или в едином стиле. В XVIII веке материал для обивки стал обычным делом в мебельных мастерских. Богатые люди уже сидели на стульях, обитых бархатом, лежали на диванах с покрытиями из дамаста и вышивки, в моду вошли лионские шелка.
Изделия того времени можно увидеть в музеях, ценится антикварная мебель очень высоко среди коллекционеров. Изысканная продукция немецких, австрийских, итальянских мастеров с ручным изготовлением всего предмета, могла эксплуатироваться столетия и не теряла товарного вида. Тогда материал для обивки прибивался к фанере или дереву гвоздями с фарфоровыми, бронзовыми или другими ценными шляпками. Натуральная ткань служила не так долго, как сделанная из массива основа, и старинные мастера владели искусством обивки мебели в совершенстве. Во дворцах было модно полностью сменить «имидж» обстановки к новому сезону.
Среди сегодняшнего изобилия материалов, покрывающих мягкую мебель, обивка для мебели в классических европейских или восточных стилях по-прежнему пользуется популярностью.
Эволюция дивана
Диван не покидает человеческое жилище сотни веков, преображаясь, меняя свою форму и назначение. И все же диван в привычном для нас виде появился только в XVII-XVIII столетиях.
Диван в Османской империи: немного лингвистики
Впервые слово “диван” встречается на востоке, в Османской империи (современные Турция и Иран). Оно происходит от турецкого dīvān и персидского dīwān. Диваном называли поземельные книги, перечни и списки. Потом такое же название получил томик стихов. Позже так начали называть комнату в турецком доме (рис.1), по периметру которой были выставлены скамьи с мягкой обивкой.
рис. 1. Дворец Топкапы, Стамбул. Источник: privet.club
Собрание министров в Турции называли точно так же. И наконец, диваном стала называться мягкая софа со спинкой, ручками или валиками (рис.2). На ней могли сидеть и лежать.
рис. 2. Gaetano Previati. Курительницы гашиша. Источник: www.pictorem.com
Диван в эпоху античности
Ни римляне, ни греки не были знакомы с диваном в понимании жителей Востока. Они знали о многом: философии, искусстве, литературе, создавали шедевры архитектуры, знали толк в гедонизме, но тем не менее после тяжелого дня садились на мрамор или бронзу. Камень, стекло и мозаика украшали их мебель, но настоящий комфорт им был незнаком.
рис. 3. Римские клинии, I в. Источник: Википедия
Диван в Средневековье
рис. 4. Восстановленная обстановка пиршественного зала замка в Йорке (1483г.) Источник: builddirect.com
Пока европейское общество пыталось разобраться в духовных ориентирах и медленно, но все же приблизиться к комфорту, на Дальнем Востоке китайцы использовали в обиходе кровати очень похожие на современные диваны. Это кровать “архата” (рис.5) с тремя бортиками, которые напоминают спинку и подлокотники.
рис. 5. У. Цзинвэнь “12 красавиц”. Источник: chinaperevod.com
Мягкий диван в эпоху Возрождения
Мягкая обивка стала частью интерьера только к концу XVI века в Англии. С этого времени она стала распространяться по континентальной Европе и стала значимым элементом интерьера королевских дворцов.
рис. 6. Источник: livingspace.com.ua
Кстати, именно касса-панка легла в основу знаменитого сталинского дивана.
Диваны в Версальском дворце
Италия, как центр мебельного производства, во второй половине XVII века уступает место Франции. Версаль становится мебельным центром и ориентиром для всех мастеров Европы.
рис. 7. Источник: faccents.com
рис. 8. Портрет Марии Антуанетты. Источник: pinterest.co.uk
Такая мебель позволила женщине протянуть ноги и отдохнуть, чувствовать себя более свободно, будучи закованной в корсет. Со временем костюмы уменьшились в размерах и loveseat стали использовать как место для разговора тет-а-тет.
рис. 9. Диванная в Большом Петергофском дворце. Источник: prosdo.ru
Диваны Честерфилд
Филип Дормер Стэнхоуп, 4-й граф Честерфилда (рис. 10) был политиком и писателем, покровителем Вольтера, известным законодателем моды.
рис. 10. Источкик: museum-design.ru
Он заказал своему мастеру диван, невиданной до сих пор формы.
Чем он был так необычен?
Граф преследовал две цели: сидеть ровно, как подобает джентльмену, облаченному в костюм сложного кроя, и одновременно не испытывать напряжения.
рис. 11. Источник:museum-design.ru
В 1850 году в конструкции Честерфилда был впервые использован пружинный блок. Диваны этого времени в обиходе до сих пор, их можно встретить на аукционах и в антикварных салонах. Стоимость дивана позапрошлого века в среднем обойдется вам в 8000 евро. Стоимость нового экземпляра от компании Chesterfield начинается от 750 фунтов стерлингов (и это с учетом скидки).
Диваны Честерфилд украшали королевские дворцы, офисы, гостиницы, рестораны, джентльменские клубы и роскошные частные дома. Сегодня его можно увидеть отлично вписавшимся в современный интерьер с его нестабильными трендами.
Диван в эпоху ампира: назад, в Древний Рим
рис.12. Ж.Л. Давид. «Портрет мадам Рекамье». Источник: Википедия
Знать, не привыкшая к столь аскетичным формам, приняла такую мебель с энтузиазмом. Кушетки быстро стали предметом первой необходимости светских модниц. Особое кокетство предмету придавала маленькая подставка под ноги. Кушетки делали из ореха, красного дерева, палисандра, использовали декор из бронзы.
Сегодня кушетка с изысканной S-образной спинкой не менее популярна среди владельцев больших домов и роскошных апартаментов (рис. 13).
рис. 13. Современная кушетка рекамье. Источник: 1025theparty.com
Диваны XIX века
Мастер Генрих Гамбс известен не только злополучными стульями из романа Ильфа и Петрова.
Прусский мебельщик учился и работал в Санкт-Петербурге, его мебель пользовалась успехом у состоятельных горожан. Это была добротная мебель в классическом стиле, которую покупал сам Пушкин. Например, в счёте «государю Пушкину» в 1832 г. было перечислено 15 предметов на сумму 1630 рублей, которые поэт заказывал в мастерской Гамбса. Среди них есть и диван, который вполне мог выглядеть так (рис.14):
рис. 14. Источник:4.bp.blogspot.com
Диванная эклектика и ар нуво
рис. 15. Источник:antiquesworld.ru
А вот этот диван (рис. 16) хотелось бы видеть в Версале времен Людовика XIV, но это опять работа XIX века.
рис. 16. Источник: antiquesworld.ru
рис. 17. Диван в стиле модерн. Источник: liveinternet.ru
рис. 18. Источник: mebelvbloge.ru
Мой любимый цвет, мой любимый размер: диван Ле Корбюзье
рис.19. Источник: corbusier.totalarch.com
Диванные фантазии Сальвадора Дали
Наряду с холодным практицизмом и трезвым взглядом на потребности человека, создаются немыслимые для тех лет изделия. Сюрреалистичные идеи Сальвадора Дали касаются не только живописи, но и всего его окружения от столовых приборов до архитектуры. Предмет в его руках теряет свой изначальный смысл, и даже такое простое изделие как диван претерпевает метаморфозы.
рис.20. Сальвадор Дали и испанский дизайнер Оскар Тускетс Бланка. Источник: dali-genius.ru
рис. 21. Источник: designstory.ru
Диваны СССР
Сталинский ампир произвел на свет тяжеловесные, монументальные диваны, их обивали бархатом темных насыщенных оттенков и натуральной кожей.
Такие диваны не антиквариат, поскольку им еще нет 100 лет, но ценятся как старина и стоят от 50000 рублей (в хорошем состоянии).
рис.22. Источник: servantoff.ru
Время оттепели коснулось и диванов. Громоздкие формы буквально растаяли, уступив место примитивным и минималистским изделиям. Для уставших от коммуналок советских граждан стало доступным собственное жилье, а значит появилась потребность в большом количестве мебели. Количество отразилось на качестве, о чем знают и помнят многие из нас.
В 60-х появился знаменитый диван-кровать (рис.22), который превратил спальню в гостиную и позволял оставлять гостей на ночь.
рис. 23. Источник: gallery.ykt.ru
Диваны: современные разработки
рис. 24 Источник: dizajn-intererov.ru
И все же можно выделить несколько тенденций, которым отвечают современные мягкие диваны и все его разновидности (кушетки, канапе, софы и т.д.)
рис. 25. Источник: links-stroy.ru
рис. 26. Источник: amberlynnejohnson.com
А например, чтобы переставить мебель сталинских годов, вам потребуется созвать на помощь всех соседей.
При перепечатывании прямая активная ссылка на эту страницу обязательна.
LiveInternetLiveInternet
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Козетка, канапе, пате, конфидан, оттоманка, будёз, десадос. Что же это такое на самом деле?
Диван
В конце концов словом «divan» стали называть типичную для подобных учреждений мебель — длинные скамьи с мягкой набивкой.
3. Диван в стиле Ампир
4. Диван в стиле Бидермейер
Существует мнение, что в диване обязательно наличие мягкой спинки.
Но как же тогда быть с диванами первой половины XIX века, когда в моде были деревянные спинки из ценных пород дерева без всяких обтяжек и мягких подбивок?
Такие диваны в стиле Бидермейер были очень популярны в русском дворянском интерьере первой половины XIX столетия, это диван Пушкинского периода.
В литературе:
«В одном углу стоял мягкий широкий плюшевый диван, вокруг — несколько качалок». Теодор Драйзер, Сестра Керри, 1900.
«Зарудин судорожно повернулся к спинке дивана и замер, не чувствуя сползшего ему на лицо, согревшегося мокрого полотенца». Арцыбашев М. П. Санин, 1907.
Sargent, John Singer. Repose, 1911.
Гау Э. П. Виды залов Нового Эрмитажа. Кабинет итальянских школ, 1860. Именно этот диван в стиле Ампир на фото выше (коллекция Эрмитажа)
Гау Э. П. Учебная комната во второй запасной половине Зимнего дворца, 1870. Эрмитаж. (Эрмитаж, бесспорно, самый авторитетный первоисточник информации, поэтому я часто буду обращаться к нему).
На акварели Гау Э. П. изображен диван «Шлафбанк». Характерной чертой этой модели являлись выдвижные ящики, расположенные внизу под сиденьем. Такой тип диванов был очень популярным с конца XVIII века в России.
«Вот вам софа, раскиньтесь на покой». Грибоедов А. С. Горе от ума, 1822-1824.
«Разумеется, что всю ночь я не только не ложился, но даже не успел снять платье и едва на полчаса мог прилечь на софе, как был одет, но не спал». Николай I, Мое самодержавное служение.
«Они подбежали ко мне, но я всё ещё не мог разжать зубов; чистый воздух и холодная вода привели меня в чувство, и меня положили на софу в совершенном изнеможении». «Матушка упала на софу и закрыла лицо платком». Фредерик Марриет, Персиваль Кин, 1842.
«После обеда она уселась на кожаной софе и, подогнув под себя одну ногу, крутила папироски для брата, нахмурив низкий лоб под тёмными кудрями». Киплинг Р. Д. На голоде, 1896.
В изобразительном искусстве:
Raimundo de Madrazo y Garreta. Reclining Lady
В историческом интерьере:
Фернанд Пелез де Кордова. Интерьер гостиной в богатом особняке, 1853.
Серебряков А. Б. Апартаменты леди Феллоуз в Отеле Ритц, Вандомская площадь, Париж, 1948.
Софа à la Turque (Софа на турецкий манер)
Модель софы наиболее подходящая под определение Pommier из того, что удалось найти
Pommier в стиле Рокайль.
Классический Честерфилд
Черты присущие именно Честерфилду:
1. Верхняя часть подлокотников выполнена в виде закрученного завитка;
Честерфилд стал одним из самых удобных диванов за всю историю мебели. Классический, легко узнаваемый, абсолютно комфортный, в равной степени мужественный и женственный, диван Честерфилд давно стал универсальным предметом мебели. Его можно встретить в клубах, в ресторанах, в банках, в частных резиденциях, причем дома он с легкостью вписывается в интерьеры и гостиной, и спальни, и даже детской.
Такседо (Tuxedo)
Tuxedo один из самых молодых диванов, что стали уже классикой. Появился в 1920-е годы, в эпоху ар-деко. Диваны такседо похожи на честерфилды — их подлокотники и спинки одной высоты, однако отличается от честерфилда абсолютно прямыми геометрическими линиями.
Одна из версий названия дивана говорит о том, что в американском английском языке слово «tuxedo» используется для обозначения смокинга. Проводится параллель со строгостью внешнего вида как костюма, так и дивана. Другая версия — поскольку смокинг был создан как одежда для курения, то такседо — как диван для курительной комнаты. Однако оба предмета получили название благодаря городу Такседо, округ Ориндж, штат Нью-Йорк и созданному на его территории рыболовному и охотничьему курорту — Такседо-парк с частным Такседо-клуб. Элитный Такседо-клуб стал первым заведением в США, где мужчинам предписывалось носить смокинги.
Создатель дивана Такседо известный дизайнер Билли Болдуин
Рисунок, выполненный художником Шериданом Кеттерингом, передает созданный Билли Болдуином интерьер «party room», 1948.
Тахта (Оттоманка)
Версаль. Будуар Марии-Антуанетты.
На оттоманках принято было лежать или полулежать, опираясь на множество разнообразных подушек.
Eduardo Leon Garrido. The masked ball
Alexandre Louis Leloir. Harem Beauty, 1876.
В историческом интерьере:
На акварели Александра Серебрякова мы видим тахту, которая заменяла кровать Сергею Александровичу Лукомскому, сыну Софьи Михайловны (урожд. Драгомировой), которой Серебряков дарит этот рисунок, как память об их парижской квартире накануне переезда в США. (Слева стоит вольтеровское кресло).