Чем нравом кто дурней тем более кричит и ропщет на людей
Басня Волк и Кукушка
«Прощай, соседка! – Волк Кукушке говорил, –
Напрасно я себя покоем здесь манил!
Всё те ж у вас и люди и собаки:
Один другого злей; и хоть ты ангел будь,
Так не минуешь с ними драки». –
«А далёко ль соседу путь?
И где такой народ благочестивой,
С которым думаешь ты жить в ладу?»
«О, я прямёхонько иду
В леса Аркадии* счастливой.
Соседка, то-то сторона!
Там, говорят, не знают, что война;
Как агнцы, кротки человеки
И молоком текут там реки;
Ну, словом, царствуют златые времена!
Как братья, все друг с другом поступают.
И даже, говорят, собаки там не лают,
Не только не кусают.
Скажи ж сама, голубка, мне,
Не мило ль, даже и во сне,
Себя в краю таком увидеть тихом?
Прости! не поминай нас лихом!
Уж то-то там мы заживём:
В ладу, в довольстве, в неге!
Не так, как здесь, ходи с оглядкой днём
И не засни спокойно на ночлеге».
«Счастливый путь, сосед мой дорогой! –
Кукушка говорит. – А свой ты нрав и зубы
Здесь кинешь, иль возьмёшь с собой?»
«Уж кинуть, вздор какой!» –
«Так вспомни же меня, что быть тебе без шубы».
Чем нравом кто дурней,
Тем более кричит и ропщет на людей:
Не видит добрых он, куда ни обернётся,
А первый сам ни с кем не уживётся.
Напечатана басня в 1813 г.
* Аркадия – центральная область Пелопоннеса в Греции, легендарная страна райской невинности и мирного счастья.
Злой волк не уживется в стране, где обитают добрые жители – вот предположение Кукушки, о котором рассказывает басня «Волк и Кукушка» Крылова.
Читать текст басни:
«Прощай, соседка! – Волк Кукушке говорил, —
Напрасно я себя покоем здесь манил!
Всё те ж у вас и люди и собаки:
Один другого злей; и хоть ты ангел будь,
Так не минуешь с ними драки». —
«А далёко ль соседу путь?
И где такой народ благочестивой,
С которым думаешь ты жить в ладу?»
«О, я прямёхонько иду
В леса Аркадии счастливой.
Соседка, то-то сторона!
Там, говорят, не знают, что война;
Как агнцы, кротки человеки
И молоком текут там реки;
Ну, словом, царствуют златые времена!
Как братья, все друг с другом поступают.
И даже, говорят, собаки там не лают,
Не только не кусают.
Скажи ж сама, голубка, мне,
Не мило ль, даже и во сне,
Себя в краю таком увидеть тихом?
Прости! не поминай нас лихом!
Уж то-то там мы заживём:
В ладу, в довольстве, в неге!
Не так, как здесь, ходи с оглядкой днём
И не засни спокойно на ночлеге».
«Счастливый путь, сосед мой дорогой! —
Кукушка говорит. – А свой ты нрав и зубы
Здесь кинешь, иль возьмёшь с собой?»
«Уж кинуть, вздор какой!» —
«Так вспомни же меня, что быть тебе без шубы».
Чем нравом кто дурней,
Тем более кричит и ропщет на людей:
Не видит добрых он, куда ни обернётся,
А первый сам ни с кем не уживётся.
Мораль басни Волк и Кукушка:
Мораль басни – природу личности не изменить. Злой человек нигде не почувствует себя истинно счастливым. Он не уживается с окружающими, проблема заключается в его склочном характере. В басне Волк подался в далекую страну Аркадию, где живут благочестивые люди и добрые животные. Но Кукушка спрашивает Волка: что он планирует делать с клыками и когтями? Баснописец в иносказательной форме предупреждает: агрессивный и неуживчивый человек везде поступает одинаково. Ему не поможет смена коллектива или переезд в другую страну.
А ты своей дорогою ступай. Былинка
Иван Андреевич Крылов (1769—1844) — русский поэт, баснописец, переводчик, писатель. Действительный член Императорской Российской академии (1811), ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению русского языка и словесности (1841).
В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в списках пародийной трагикомедии «Трумф», высмеивавшей Павла I. Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов.
Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
Басни И. А. Крылова положены на музыку: например, А. Г. Рубинштейном — басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет».
Википедия.
Мы выберем из множества басен Крылова те строчки, которые, по нашему мнению, особенно актуальны в наши смутные дни.
Он сам себе нарубит вздор,
А виноват во всём топор.
«Крестьянин и топор»
Отцы и матери! Вам басни сей урок.
Я рассказал её не детям в извиненье:
К родителям в них непочтенье
И нелюбовь — всегда порок;
Но если выросли они в разлуке с вами
И вы их вверили наёмничьим рукам,
Не вы ли виноваты сами,
Что в старости от них утехи мало вам?
«Кукушка и горлинка»
Чем нравом кто дурней,
Тем более кричат и ропщут на людей:
Не видит добрых он, куда не обернётся,
А первый сам ни с кем не уживётся.
«Волк и кукушка»
Как много из пустого
На свете делают преступного и злого.
«Разбойник и извозчик»
В делах, которые гораздо поважней,
Нередко от того погибель всем бывает,
Что чем бы общую беду встречать дружней,
Всяк споры затевает
О выгоде своей.
«Раздел»
Судей таких видали,
Которые весьма умны бывали,
Пока у них был умный секретарь.
«Оракул»
Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапах ходят.
«Две собаки»
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой.
«Волк на псарне»
Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
«Петух и жемчужное зерно»
Не так ли многие, хоть стыдно и признаться,
С умом людей — боятся,
И терпят при себе охотней дураков.
«Бритвы»
Куда людей на свете много есть,
Которые везде хотят себя приплесть
И любят хлопотать, где их совсем не просят.
«Муха и дорожные»
Охотно мы дарим,
Что нам не надобно самим.
«Волк и лисица»
Таланты истинны за критику не злятся,
Одни поддельные цветы дождя боятся.
«Цветы»
Плоды неверия ужасны таковы;
И ведайте, народы, вы,
Что мнимых мудрецов кощунства смелы,
Чем против Божества вооружают вас,
Погибельный ваш приближают час,
Но обратятся все громовые вам стрелы.
«Безбожник»
На свете таково: коль в нужду попадёшься,
Отведай сунуться к друзьям,
Начнут советовать тебе и вкось, и впрямь;
А чуть о помощи на деле заикнёшься,
То лучший друг
И нем, и глух.
«Крестьянин в беде»
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
«Ворона и лисица»
На свете мы таких людей найдём,
Которым всё, кроме себя, постыло
И кои думают: лишь мне бы ладно было,
А там весь свет гори огнём.
«Лягушка и Юпитер»
Какой порядок ни затей,
Но если он в руках безсовестных людей,
Они всегда найдут уловку,
Чтоб сделать там, где им захочется, сноровку.
«Мирская сходка»
Завистники на что ни взглянут,
Подымут вечно лай;
А ты своей дорогою ступай:
Полают да отстанут.
«Прохожие и собаки»
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
«Лебедь, рак и щука»
Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдёт на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело всё погубит
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета.
«Щука и кот»
Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;
Но если помолчать вовремя не умеешь
И ближнего ушей ты не жалеешь,
То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи.
«Демьянова уха»
КРЫЛОВ
В одной не так уж толстой книжке
Сошлись лягушки, рыбаки,
Ослы, медведи и мартышки,
Разбойники и мужики.
Тут Моська, Лебедь, Рак и Щука,
Тут Тришка и Демьян с ухой, —
Всё для того, чтобы наука
Как жить — не сделалась сухой.
Чтоб в полусказочном обличье
Живее басенка была, —
Чтоб, как евангельская притча,
Вернее на душу легла.
Монах Лазарь (Афанасьев), р. 1932
* * * * * * *
Когда Пушкин читал свою драму «Борис Годунов», все присутствующие горячо выражали своё одобрение и восхищение. Только Крылов спокойно сидел в своём кресле. Немного задетый, Пушкин к нему обратился: «Иван Андреевич! Вам, верно, не нравится мой “Борис”?»
Крылов в ответ рассказал следующий анекдот: «Один священник в беседах утверждал, что всякое творение Божие есть верх совершенства. Однажды к нему пришел ужасный горбун, с горбами спереди и сзади, показал свои горбы и спросил: “Неужели и это тоже верх совершенства?” На что удивленный священник сказал: “Да, более горбатого среди горбунов, наверно, нет. Ты — совершеннейший горбун”. Так и ваша драма, Александр Сергеевич, наипрекраснейшая в своем роде».
Волк и Кукушка — басня Крылова
Волк стал рассказывать Кукушке, что уезжает жить в другое место, где все замечательные, люди добрые, никого не обижают, собаки даже не лают, а тем более не кусаются. Там нет войн и жить там одно наслаждение. Ворона спрашивает Волка, возьмет ли он с собой свой нрав и зубы или здесь оставит. Волк говорит, что конечно возьмет! На что Ворона отвечает, что быть ему без шубы.
Читать басню Волк и Кукушка онлайн
«Прощай, соседка!» Волк Кукушке говорил:
«Напрасно я себя покоем здесь манил!
Всё те ж у вас и люди, и собаки:
Один другого злей; и хоть ты ангел будь,
Так не минуешь с ними драки». —
«А далеко ль соседу путь?
И где такой народ благочестивой,
С которым думаешь ты жить в ладу?» —
«О, я прямехонько иду
В леса Аркадии счастливой.
Соседка, то-то сторона!
Там, говорят, не знают, что война;
Как агнцы, кротки человеки,
И молоком текут там реки;
Ну, словом, царствуют златые времена!
Как братья, все друг с другом поступают,
И даже, говорят, собаки там не лают,
Не только не кусают.
Скажи ж сама, голубка, мне,
Не мило ль, даже и во сне,
Себя в краю таком увидеть тихом?
Прости! не поминай нас лихом!
Уж то-то там мы заживем:
В ладу, в довольстве, в неге!
Не так, как здесь, ходи с оглядкой днем,
И не засни спокойно на ночлеге».—
«Счастливый путь, сосед мой дорогой!»
Кукушка говорит: «а свой ты нрав и зубы
Здесь кинешь, иль возьмешь с собой?» —
«Уж кинуть, вздор какой! » —
«Так вспомни же меня, что быть тебе без шубы».
Чем нравом кто дурней,
Тем более кричит и ропщет на людей:
Не видит добрых он, куда ни обернется,
А первый сам ни с кем не уживется.
(Илл. Ирины Петелиной)
Мораль басни Волк и кукушка
Природу личности не изменить. Злой человек нигде не почувствует себя по-настоящему счастливым! Он нигде не уживается, везде он видит в людях только плохое, поскольку в душе у него мало добра. Автор предупреждает, что агрессивный и неуживчивый человек везде поступает одинаково. Ему не поможет смена коллектива или переезд в другую страну.