Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость

Ученые нашли, как рождаемость зависит от уровня образования женщин

Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Смотреть фото Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Смотреть картинку Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Картинка про Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Фото Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость

МОСКВА, 5 фев — РИА Новости. Рождаемость падает с ростом уровня образования и этот процесс ускоряется благодаря тому, что даже необразованные женщины начинают рожать реже, подражая своим образованным соседкам, говорится в статье в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Смотреть фото Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Смотреть картинку Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Картинка про Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Фото Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость

«В этом исследовании мы показываем, что средний уровень образования в сообществе существенно ускоряет падение рождаемости вне зависимости как от индивидуальных характеристик, так и от остальных параметров сообщества, скорее всего, из-за изменений социальных связей менее образованных женщин и, следовательно, норм поведения, с которыми они сталкиваются», — пишут в своей статье Хейди Коллеран (Heidi Colleran) из Университетского колледжа Лондона (Великобритания) и ее коллеги.

Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Смотреть фото Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Смотреть картинку Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Картинка про Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Фото Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость

Коллеран и ее коллеги полагают, что как только количество образованных женщин в обществе становится достаточно большим, их менее образованные соседки начинают перенимать стратегию, при которой женщина рожает меньше детей, но вкладывает в них больше ресурсов, стараясь дать им все возможное: от полноценного питания до качественного образования.

Схожим образом тенденция к снижению рождаемости может распространяться и между целыми сообществами, проживающими рядом. Преграду на ее пути могут создать языковые, религиозные или этнические, но не экономические различия между этими группами, отмечают авторы статьи.

Источник

Экономика материнства: как связаны образование, карьера и семейная жизнь

Дискуссия о том, как женщины строят карьеру в ущерб семье, становилась все более актуальной, по мере того как женщины в большинстве развитых стран обошли мужчин по показателям высшего образования и массово начали строить престижную карьеру — явление, поддерживаемое государственной политикой. Например, в 2012 году Европейская комиссия опубликовала специальный отчет о женщинах, занимающих должности, связанные с принятием решений: в нем предлагалось ввести законодательство, которое стимулировало бы достижение сбалансированного представительства женщин и мужчин в советах директоров компаний. Естественный вопрос, который возникает: как высока цена карьеры женщины для ее семьи? Это сложный, многогранный и даже сексистский вопрос.

Высокообразованные женщины исторически заводили меньше детей, чем женщины с более низким уровнем образования (см. график за 1980 год). Преобладающее в социальных науках объяснение обосновано тезисом о сложности совмещения карьеры с воспитанием детей. С одной стороны, поскольку больше женщин решают сосредоточиться на карьере, то они заводят меньше детей. С другой стороны, эмпирические исследования указывают на то, что более образованные (или более обеспеченные) женщины растят более образованных детей. Из двух этих закономерностей следует, что большинство детей рождается у менее обеспеченных матерей и, таким образом, получает худшее образование. Более того, это создает порочный круг, при котором средний уровень образования со временем снижается, что приводит к сомнениям в нашей способности поддерживать удовлетворительный уровень образования населения.

Однако недавно, проведя исследование по американским данным, мы обнаружили, что если до 1990-х годов в США более образованные женщины заводили меньше детей, чем женщины с более низким уровнем образования, то на сегодняшний день это утверждение уже не является справедливым. В 2000-х годах высокообразованные женщины (или женщины с высоким уровнем дохода) характеризовались и более высоким коэффициентом рождаемости, чем женщины со средним уровнем образования (или средним доходом). Это результат значительного роста рождаемости у женщин — обладательниц ученых степеней (выше бакалавра): у них рождаемость выросла на 0,7 ребенка, или более чем на 50%, — со среднего показателя 1,2 ребенка до 1,89. Это означает, что сейчас дети с большей вероятностью рождаются у более состоятельных и более образованных матерей, чем в прошлом. Данный факт, в свою очередь, оказывает далеко идущее влияние на состав населения.

Как объяснить изменение структуры рождаемости со временем? Мы замечаем, что уход за детьми стал относительно дороже для женщин с образованием ниже степени бакалавра и относительно дешевле для женщин с дипломом бакалавра или ученой степенью. За последние три десятилетия относительная стоимость ухода за детьми выросла на 33%, 16% и 5% для женщин без полного среднего образования, с полным средним образованием и неоконченным высшим образованием соответственно. Напротив, эта относительная стоимость снизилась на 9% для женщин с дипломом бакалавра и почти на 16% для женщин с ученой степенью. Более того, данные показывают высокую, статистически значимую отрицательную корреляцию между этой мерой стоимости ухода за детьми и вероятностью родить ребенка. Численно мы обнаруживаем, что это изменение в стоимости ухода за детьми может объяснить около одной трети в приросте рождаемости в группе высокообразованных женщин.

Хотя уход за детьми всего лишь один из каналов, по которым женщины могут передавать на аутсорсинг домашнее производство (товары и услуги, произведенные и потребленные в домашнем хозяйстве. — Forbes Woman), мы приходим к выводу, что маркетизация — возникновение рыночной организации сектора домашнего производства — оказывается основным драйвером изменения структуры рождаемости. Женщины, которые строят карьеру, теперь получают относительно более высокую заработную плату, чем в прошлом, и могут позволить себе оплатить соответствующие субституты (то есть заменители): дневной уход за детьми (услуги садика или няни), помощь по дому и готовую еду. Проще говоря, женщины с высокой зарплатой с большей вероятностью могут позволить себе привлекать помощь со стороны и, как следствие, могут поддерживать семью большего размера.

Впрочем, эти субституты были доступны и во второй половине XX века и даже раньше. Почему же мы не наблюдали такого изменения до 2000-х годов? Наш анализ показывает, что этот феномен порожден ростом неравенства заработных плат.

Новое понимание взаимосвязи между неравенством зарплат, относительной стоимостью субститутов домашнего производства, моделями рождаемости и выбором образования заставляет нас пересмотреть некоторые типичные экономические споры. Возьмем, например, минимальный размер оплаты труда. Типичная дискуссия о минимальной зарплате фокусируется на том, как она влияет на граждан с низким уровнем дохода с точки зрения собственно дохода, а также возможности для них найти работу. Однако если люди, получающие минимальную зарплату, также преобладают в группе тех, кто помогает более богатым семьям растить детей или берет на себя их домашние заботы, то более высокая минимальная зарплата может сделать субституты домашнего производства более дорогостоящими для женщин с высокой зарплатой, и совмещение семьи и работы станет более трудной задачей. Хотя этот эффект и косвенный, он может быть весьма значимым. Данные показывают, что работники в секторе экономики, связанном с субститутами домашнего производства, концентрируются около минимальной заработной платы, то есть с большей вероятностью получают зарплату, близкую к минимальной.

По нашей теории, высокая стоимость субститутов домашнего производства сказывается на том, как женщины принимают решение о распределении своего времени между работой и домом, включая воспитание детей. Высокая стоимость субститутов побуждает женщин покупать их в меньшем количестве и тратить больше времени на домашнее производство. Действительно, мы обнаружили, что рост стоимости субститутов домашнего производства на 24,6% снижает предложение труда женщин в краткосрочном периоде примерно на 7% в группах с наибольшим доходом.

Кроме того, более высокая стоимость субститутов стимулирует женщин выбирать семью меньшего размера. Рост этой стоимости на 24,6% снижает рождаемость для женщин с высоким доходом примерно на 15,8%. Наконец, по мере возвращения традиционной связи между образованием женщин и рождаемостью снижается доля детей, рожденных более состоятельными и образованными женщинами. Так как более обеспеченные или образованные матери больше инвестируют в образование детей, рост минимальной зарплаты в долгосрочном периоде влияет на средний уровень образования следующего поколения. Мы оцениваем эффект, который рост стоимости субститутов домашнего производства (на 24,6%) оказывает на долгосрочный уровень образования (измеренный как число людей, окончивших колледж), в 0,9 процентных пункта, что соответствует приблизительно 8% роста посещаемости колледжей для неиспаноязычных белых американцев, рожденных в 1950-х и в 1980-х годах.

Оставим в стороне вопрос о том, полезно ли для общества повышение минимального уровня оплаты труда. Наша задача — показать, что оно приводит к чрезмерной конкуренции между карьерой и работой и тем самым заставляет женщин отказаться от одного в пользу другого.

Сексистская природа поставленного нами вопроса объясняется неявным предположением, что уход за детьми — или, более общо, домашнее производство вообще — это сфера ответственности матери, а не отца. Хотя в свое время это было практически универсальным подходом, сегодня отцы играют все большую роль в уходе за детьми. Как это изменение гендерных ролей влияет на наш анализ? В современном мире появление детей потенциально сказывается на карьере обоих родителей, так как они оба участвуют в уходе за ними. Отцы сегодня оказываются перед тем же выбором, что и матери в семьях с традиционными гендерными ролями: дети или карьера. Как результат, для ориентированных на карьеру родителей маркетизация оказывается важнее, чем когда-либо.

Наконец, необходимость для пар с высоким доходом «передавать на аутсорсинг» воспитание детей и домашнее производство создает рабочие места для тех, кто может предложить эти услуги. Действительно, мы обнаруживаем, что увеличение на 1 процентный пункт доли дохода женщин из группы с самым высоким доходом увеличивает на 1,5% занятость на позициях, связанных с предоставлением им услуг.

Поговорите с обеспеченной семьей, и вам, без сомнения, расскажут, как важна для родительского успеха возможность оплачивать дневной уход за ребенком, готовую еду и другую помощь по дому. Возможно, родители не осознают, что стоимость этих услуг так замысловато связана с неравенством или с минимальной заработной платой, но то, что это ключевые факторы для женщин, строящих карьеру, и их семей, должны держать в голове законодатели.

Колонка основана на статье Моше Хазан и Хосни Зоаби Do Highly Educated Woman Have Smaller Families (The Economist Journal, 2015) и статье Майкла Бара, Моше Хозана, Оксаны Леухиной, Дэвида Вайса и Хосни Зоаби Differential Fertility Revisited: The Role of Marketiziation.

Источник

Учёные: Чем выше уровень образования супругов, тем меньше у них детей

Новое исследование подтвердило, что образовательный уровень родителей влияет на численность детей, однако похоже, что эта связь не является генетически обусловленной.

Фото: © РИА Новости / Александр Кондратюк

Группа американских учёных изучила влияние склонности людей выбирать себе партнёров сходного уровня образования на плодовитость и генетический облик будущих поколений. Исследователи пришли к выводу, что хотя менее образованные люди действительно размножаются быстрее более образованных, это вряд ли связано с их генами. Соответствующая статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Учёные использовали данные Общенационального исследования здоровья и жизни на пенсии в США (U.S. Health and Retirement Survey). В них они пытались найти корреляции между образовательным уровнем, генотипом, ростом, индексом массы тела и частотой депрессий среди супругов. Для своей работы они отобрали данные о 4686 европеоидных парах супругов, родившихся между 1920 и 1955 годами.

Сопоставление подтвердило, что для всех этих возрастных групп было свойственно подбирать себе в качестве супругов людей с близким уровнем образования. Так, лица со средним образованием чаще вступали в брак с особами противоположного пола, закончившими аналогичные учебные заведения, то же было верно и для людей с высшим образованием.

При этом супруги с более высоким образовательным уровнем имели в среднем меньше детей, чем менее образованные пары. Супруги большего роста также в среднем имели меньше детей, чем низкорослые. Однако неожиданностью оказалось то, что по генотипам корреляций практически не было.

Известно, что шансы получить более высокое образование коррелируют с определёнными наборами генов. Но разницы по среднему числу детей между лицами, имевшими «благоприятный» для образования генотип, и всеми остальными не наблюдалось. Иными словами, связи между генотипом и плодовитостью обнаружено не было. Аналогичным образом никаких корреляций не удалось установить и между средним числом детей и индексом массы тела или склонностью к депрессиям.

После появления систем массового образования человечество находится в ранее нетипичных для него эволюционных условиях. По словам российского биолога Александра Маркова, в наше время «выбор глупых женщин в постоянные партнёры может иметь адаптивный смысл», поскольку известно, что во многих обществах в нынешний период истории люди с низким уровнем образования и с низкими результатами тестов на IQ оставляют больше детей. Сходная ситуация наблюдается в разных странах мира. В ряде африканских государств образовательный уровень большинства супругов не превышает средней школы, в то время как в других государствах он существенно выше. За счёт большей плодовитости численность населения в первых странах энергично растёт, в то время как во вторых часто сокращается.

Источник

Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость

Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Смотреть фото Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Смотреть картинку Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Картинка про Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Фото Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость

Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Смотреть фото Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Смотреть картинку Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Картинка про Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Фото Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость

Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Смотреть фото Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Смотреть картинку Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Картинка про Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Фото Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость

Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Смотреть фото Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Смотреть картинку Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Картинка про Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Фото Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость

Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Смотреть фото Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Смотреть картинку Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Картинка про Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Фото Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость

ИЗУЧЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ УРОВНЯ РОЖДАЕМОСТИ ОТ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НА ПРИМЕРЕ МБОУ СШ № 137.

Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Смотреть фото Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Смотреть картинку Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Картинка про Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость. Фото Чем ниже уровень образования тем выше рождаемость

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Актуальность темы заключается в том, что уменьшение рождаемости является главной проблемой демографии. Уровень рождаемости определяет темпы воспроизводства населения и демографическую ситуацию в России. В последние десятилетия демографические проблемы привлекают внимание как специалистов, так и общественности, приобретая при этом все большее значение. В работе рассмотрены аспекты зависимости количества детей в семье от образования матери и её занятости в общественном производстве как проявление общей статистической гипотезы, выдвинутой учеными-демографами.

За последние пять лет в нашей школе становится все больше учащихся младших классов. И связано это не только со строительством новых домов в микрорайоне, повышением авторитета школы среди родителей, но и увеличением количества детей в семьях.

Изучением процессов воспроизводства населения занимается наука демография.

В Википедии дается следующее определение «Демогра́фия — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических и природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению». В числе процессов, влияющих на численность населения, отмечаются естественные, в том числе рождаемость и смертность.

Рождаемость – это показатель, характеризующий отношение количества рождений за определённый период на 1000 жителей.

Уровень рождаемости зависит от многих причин: социально-экономической структуры общества, от условий жизни людей, от состояния здоровья женщин, от роста доходов, от занятости женщин карьерой и т.д.

В мировой практике господствует мнение о том, что чем больше детей, тем хуже материальное положение родителей.

II. Географические аспекты рождаемости

1. Мировые тенденции изменения рождаемости

В XIX в. коэффициенты рождаемости были высокими во всех странах мира, включая страны Европы. На рубеже XIX–XX вв. рождаемость стабилизировалась, а в 1930–е гг. стала резко падать. Это явилось следствием повышения среднего возраста вступления в брак. Но в это же время было и исключение; так, в Германии росла рождаемость населения, что объясняется военными действиями этого государства на другие территории, пропагандой нацистами особой роли немцев в мире.

После Второй мировой войны во всех странах, принимавших в ней участие, рождаемость быстро увеличилась в течение двух десятилетий, а начиная со второй половины 1960–х гг., она вновь стала падать.

В Северной Америке к началу 1920–х гг. для США был характерен бурный приток иммигрантов, затем он спал, а в последнюю четверть XX в. снова возрос. После Второй мировой войны в этой стране начался сильный рост рождаемости. В 1957 г. он достиг своего пика, а затем стал снижаться, так как к 1980 году доля взрослых людей, не состоящих в браке, составляла 22%.

Большим своеобразием характеризуются процессы рождаемости в странах Азии. Первой страной, перешедшей к уменьшению рождаемости, стала Япония. В 1980–е гг. в ней в среднем на семью приходилось менее двух детей. Подобная тенденция наблюдалась и в других странах Азиатского континента – на Тайване, в Китае, Сингапуре, Южной Корее.

В африканских странах на протяжении всей последней четверти XX в. рождаемость удерживалась на высоком уровне.

2. Рождаемость в России. История, современное состояние и перспективы

Снижение рождаемости в нашей стране началось более 100 лет назад. В 1914 г. классик нашей демографии, академик медицины Сергей Александрович Новосельский в статье, посвященной этому вопросу отметил «прогрессирующее распространение среди населения такой практики среди городского и сельского населения. С конца 1960х гг., казалось, наметилась переломная тенденция: общие коэффициенты рождаемости начали повышаться.

В 1978—1987 гг. общий коэффициент рождаемости увеличился на 8,5%, в том числе у городского — на 5,1, у сельского — на 16,2%. Это был результат постановления правительства, принятого в январе 1981 г., об усилении государственной помощи семьям с детьми. В 1987-1995г. происходит падение рождаемости.

Низкая рождаемость является важнейшим фактором, создающим угрозу существованию русского народа и других народов России. Она опустилась до уровня 1,3 ребенка на женщину, что почти в два раза ниже уровня простого воспроизводства населения. Даже если продолжительность значительно увеличится, при такой рождаемости народ сократится в 10 раз за 125 лет и в 100 раз за 250 лет. Однако рождаемость может и уменьшиться до 1- 0,9, если не принимать эффективных мер по её повышению.

Падение рождаемости началось России в середине 19 века. Это связано с распадом патриархального общества, в которой дети были работниками и «живой пенсией» родителей, и приходом общества, основанного на наемном труде, при котором работниками являются чужие люди, начисляется государственная пенсия. При общей тенденции к падению от 7,3 детей на женщину в 19 веке до 1,3 детей в настоящее время, рождаемость имела некоторые колебания, которые отражали исторические процессы, происходившие в России, и меры по её стимулированию, предпринимавшиеся в СССР.

Последний большой всплеск рождаемости наблюдался в 1919 году, после того, как в 1917 году крестьяне в массе получили землю, и встал вопрос о том, кто её будет обрабатывать. Резкое падение рождаемости наблюдалось в 1992 году, что связано с инфляцией, уменьшением доходов населения и необходимостью больше отдавать времени работе за счет детей для сохранения привычного жизненного уровня.

Увеличение рождаемости, которое наблюдается сегодня, связано с тем, что в репродуктивный возраст вошло поколение людей, родившихся в период активной демографической политики, проводившейся в СССР в конце 1980-х годов. Есть влияние и современной демографической политики, в результате которой рождаемость растет, прежде всего, в семьях, для которых пособия матерям являются существенными – это алкоголики, наркоманы, другие асоциальные слои (так происходит, например, в Приморье).

3. Факторы, влияющие на рождаемость.

К группе экономических факторов относится экономическая выгода от детей. Если дети приносят доход, равный или превышающий доход от других видов деятельности, рождаемость устанавливается на максимально возможном уровне, который ограничивается только уровнем детской смертности и распространением бесплодия. До первых десятилетий 20-го века в России работающие дети приносили основной доход в крестьянские семьи и были единственной опорой в старости, что определяло высокую экономическую потребность в детях и удерживало рождаемость на уровне 7 детей на семью.

В современной России, в условиях, когда семейный труд вытеснен наемным, когда государственная пенсия сделала ненужной поддержку детей в старости, экономическая выгода от детей сводится к помощи в преклонном возрасте, когда родители уже не могут себя обслуживать и даже распоряжаться своими сбережениями. Только детям можно доверить оплату услуг, выбор больницы, уход за беспомощными родителями. Это соображение заставляет заводить 1-2 детей. Семьи по 7-10 детей экономически невозможны из-за подавляющего превышения расходов на детей над доходами от них. В тех районах (например, на Кавказе), где традиции взаимопомощи родственников и в первую очередь помощи детей родителям еще живы, а также у цыган, которые эксплуатируют детей при сборе подаяний, многодетность сохранилась до сих пор. В условиях экономической невыгодности детей рождаемость устанавливается на минимальном уровне, определяемом внеэкономическими факторами рождаемости.

Уровень расходов на детей является вторым экономическим фактором, влияющим на рождаемость. Многие женщины, находящиеся на грани нищеты, не заводят детей, потому что не могут их прокормить. Беременность в таких случаях заканчивается абортом или же ребенка оставляют в роддоме. Общественно принятый уровень расходов на детей также ограничивает рождаемость «желанных», то есть, рожденных по внеэкономическим причинам, детей.

Третий фактор связан с тем, что молодые люди становятся «работоголиками», старающимися повысить свой материальный доход. Чем выше доход родителей, тем выгоднее заниматься работой, тем меньше времени остается на детей. Конкуренция между рождением детей и производством материальных ценностей является третьим экономическим фактором, влияющим на число детей в семье. Богатые семьи малодетны.

Пенсия, заменяющая помощь детей в нетрудоспособном возрасте, является четвертым экономическим фактором, ограничивающим потребность в детях.

Первым внеэкономическим фактором, влияющим на рождаемость, является внеэкономическая потребность в детях, родительский инстинкт. Эта потребность удовлетворяется 1-2 детьми. Но часто люди удовлетворяют потребность заботиться о беспомощном маленьком существе, заводя кошек и собак.

Еще одним внеэкономическим фактором, влияющим на потребность иметь детей, является социально-психологический климат в обществе. Неуверенность в будущем своих детей сдерживает рождаемость.

В целом действие этих факторов определяет рождаемость в современной России на уровне 1,3 ребенка на женщину. Но так как в некоторых странах рождаемость еще ниже, ученые считают, что рождаемость в России будет снижаться и дальше, до уровня 0,9- 1 ребенка на женщину за всю её жизнь. При таком уровне рождаемости коренное население России будет сокращаться вдвое каждые 25 лет, и через 100 лет уменьшится до 20 миллионов человек. (Проект пенсионной реформы Валерия Акпарова,, кандидата химических наук, общественного деятеля)

Главной проблемой современной демографической ситуации является очень низкая рождаемость, которая предопределяет сокращение численности населения и ведет к старению как всего населения, так и его трудоспособной части.

4. Географический аспект рождаемости на территории Красноярского края, Красноярска

За период с 2003 по 2013 годы в Красноярском крае произошел рост

показателя на 29,7 %, с 11,1 до 14,4 на 1 000 человек населения.

Уровень рождаемости в различных территориальных образованиях

Красноярского края существенно отличается. Сельские районы отличаются

более высокими коэффициентами, так коэффициент рождаемости в сельской

местности колеблется от 11,4 ‰ (Северо-Енисейский район) до 19,0 ‰

(Шарыповский район), в городах от 12,1 ‰ (г. Дивногорск) до 15,8 ‰

(Государственный доклад о состоянии здоровья населения

и деятельности здравоохранения Красноярского края в 2013 году. –

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *