Чем ниже образование тем больше

Образование как лекарство

Каждый седьмой в России живет за чертой бедности. Среди этих 20 млн человек есть так называемые работающие бедные – сотрудники, производительность труда которых крайне низка, а доход не дотягивает даже до прожиточного минимума. Экономическое развитие и технологический прорыв требуют квалифицированных работников с высокой производительностью, взамен предлагая более высокую оплату. Но работники должны учиться.

Бедные в России

«Это уникальное явление в [российской] социальной сфере – работающие бедные» – известная цитата вице-премьера Ольги Голодец. По ее оценкам, около 5 млн человек в России работают и при этом получают зарплату ниже прожиточного минимума. Доля работающих бедных растет. В стране установлен низкий минимальный размер оплаты труда – 7800 руб., который позволяет в случае кризиса или других сложностей снижать зарплаты сотрудникам, а не увольнять их, поддерживая таким образом небольшую безработицу, говорится в докладе Центра стратегических разработок (ЦСР) о рынке труда.

Для сравнения: прожиточный минимум в стране составляет 9900 руб. По данным журнала «Вопросы статистики», больше всего работников с заработком ниже, на уровне или чуть выше черты бедности в сельском хозяйстве, легкой промышленности, образовании, здравоохранении, секторах коммунальных и прочих услуг, включая культуру и спорт. Производительность труда этих людей очень низкая.

Образование против бедности

Новая же экономика требует работников с относительно высокой квалификацией и предполагает более высокую оплату труда. Но для этого работникам нужно повышать уровень своего образования. Для работающих бедных дополнительное образование могло бы быть шансом понемногу из этой бедности выбраться: обучение увеличивает заработную плату работника примерно на 8%, косвенно это свидетельствует о таком же увеличении производительности труда обученных работников, говорится в исследовании «Влияние дополнительного профессионального обучения на заработную плату работников» Павла Травкина из Лаборатории исследования рынка труда НИУ ВШЭ.

Но чем ниже образование и квалификация, тем меньше вовлеченность в процессы обучения и переобучения, пишут эксперты ЦСР. А чем старше работник, тем меньше работодатель хочет вкладываться в его дополнительное образование.

Могут ли бедные инвестировать в свое образование сами? «Что означает бедность? Это доход ниже прожиточного минимума, меньше 10 000 руб. Как можно ожидать, что люди с таким доходом будут инвестировать в свое образование, в повышение своей производительности? – говорит директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. – Это ловушка бедности».

«У бедных не только мало денег, у них дефицит времени, сил, здоровья, все это уходит на поддержание жизнедеятельности», – добавляет Даниил Александров, профессор департамента социологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.

Что делать?

Вывести людей из ловушки бедности в одно действие не получится.

«Когда правительство вдруг спохватывается из-за роста количества бедных, главный вопрос – помогите победить бедность, не потратив ни копейки, – говорит Малева. – Я отвечаю: так не бывает».

Первое, что нужно, – это инвестиции в преодоление абсолютной бедности за счет прямых пособий, считает Малева. Вопрос о хлебе насущном стоять не должен, тогда можно говорить об образовании.

Но обучать взрослого человека будет трудно – для обучения тоже нужен навык. «Человеку в возрасте всегда сложно учиться, – говорит Александров. – А часть малообеспеченных с детства не имели доступа к хорошему образованию, у них может и не оказаться такого навыка». Поэтому стоит принять меры заранее, считает Малева, по возможности избавиться от отрицательного отбора в дошкольном и среднем образовании. Дети из бедных семей, как правило, идут в обычный детский сад и обычную школу, а российские школы, в которых сосредоточены дети из семей с низким социально-экономическим статусом, часто дискриминированы в ресурсах, говорится в исследовании ВШЭ «Анализ образовательного неравенства».

Для борьбы с образовательным неравенством во многих странах таким неблагополучным школам государство выделяет дополнительные ресурсы, в том числе педагогические. Например, действуют специальные программы, которые помогают проблемным ученикам достичь уровня развития их сверстников. В российской системе образования такой политики нет, пишут авторы исследования.

Как переучить взрослого

В России не сложилась система непрерывного профессионального образования. Если считать все возрасты и профессии, то переобучение каждый год проходит всего 15% работников и это в первую очередь врачи и учителя, для которых курсы обязательны, говорил «Ведомостям» директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон.

«Переучивать взрослых в России начинают только во время кризиса. Например, происходят массовые сокращения шахтеров, и их быстро переучивают на каменщиков», – говорит Малева. Это быстрые и недорогие региональные программы горизонтальной мобильности, но вне кризисных лет они почти не применяются.

В мире же к повышению квалификации взрослых есть два подхода, рассказывает Малева. В странах Центральной Европы дополнительное образование сотрудников, как правило, оплачивает работодатель. В США, Англии, Австралии работник отвечает за себя сам, но ему в этом помогает «третий сектор» – НКО и фонды, которые занимаются поддержкой образования; в этих странах развиты гранты, стипендии и образовательные кредиты.

В России доля компаний, развивающих корпоративное образование, во время рецессии 2014–2016 гг. сокращалась. В 2015 г. лидерами по обучению сотрудников были Сбербанк, «Евросеть», «Газпром нефть», «Сибур» и «Росатом», следует из рейтинга РБК (он учитывал несколько параметров, в том числе долю расходов на обучение сотрудников от ФОТа, численность обучающихся и т. д.).

Российские компании тратят на обучение сотрудников меньше денег, чем европейские: в среднем 0,3% фонда оплаты труда против 1,6%, а в странах-лидерах этот показатель достигает и 2%, говорится в исследовании ЦСР.

Аргументы против переобучения

Внешних стимулов учить сотрудников у российских компаний немного, говорит Травкин. Один из них – налоговые льготы для компаний, которые вкладываются в обучение. В некоторых профессиях повышать квалификацию обязательно – это касается учителей, врачей, судей, аудиторов.

Зато есть аргументы против того, чтобы учить персонал. «В России люди часто переходят из одной компании в другую, причем в конфликтных ситуациях закон почти всегда на стороне работника, – рассказывает Травкин. – Если компания вложила деньги в учебу сотрудника, а он решил уволиться, не отработав положенное по договору, работодатель, конечно, может взыскать с него деньги за обучение через суд, но это в любом случае деньги и время. А потом на место обученного сотрудника придется нанимать нового и опять вкладывать в него деньги».

К тому же сказывается влияние в экономике компаний с устаревшими технологиями производства: им просто не нужны высококвалифицированные кадры. Неопределенность в российской экономике тоже не способствует таким инвестициям, добавляет Травкин: компании живут сегодняшним днем, не особенно задумываясь о перспективах.

Рискованные инвестиции

На то, чтобы вкладывать деньги в свое обучение, у большинства россиян просто нет денег. По данным «Ромира», сбережений нет более чем у 40% населения. Треть тех, у кого сбережения есть, планируют инвестировать их в недвижимость и только 5% – в образование, свое или детей.

Российский некоммерческий сектор не нацелен на работу со взрослыми, которым нужно повышать квалификацию. Хотя поддержка образования – это одна из приоритетных тем для благотворительных фондов, их программы в большинстве случаев ориентируются на студентов и школьников либо на людей пенсионного возраста, говорит директор фонда «CAF Россия» Мария Черток.

«Сложность в том, что бедным часто надо доставить эти образовательные возможности прямо к порогу, у них нет ни сил, ни навыков эти возможности искать самим, – говорит Александров. – Например, в Филадельфии было такое гетто – страшно зайти. Причем не так далеко от него была одна из лучших бизнес-школ мира – Уортон. Так вот школа купила дом в этом гетто и сделал там бизнес-инкубатор и образовательный центр для всех, где преподают студенты-волонтеры. В России сложно будет сделать такую программу массовой, потому что у нас нет таких очагов застойной бедности, но можно делать точечно – в моногородах, сельской местности».

Образовательные кредиты

Еще один способ повысить квалификацию для взрослого – это учиться в кредит. Например, основатель Wikimart Максим Фалдин получал MBA в Стэнфорде в кредит под 5% годовых на 25 лет с отсрочкой платежа на 6 месяцев после окончания курса (кредитные программы есть практически при всех крупных университетах мира).

В России с 2013 г. действовала программа господдержки образовательных кредитов, по которой деньги на образование можно было получить на льготных условиях: 1/4 ставки рефинансирования плюс 5 процентных пунктов. 3/4 ставки рефинансирования субсидировало государство. Правда, такие кредиты выдавал только Сбербанк, но в январе 2017 г. банк закрыл эту программу – согласно официальному заявлению, «из-за оптимизации программы» в Министерстве образования. До сих пор о возобновлении программы ничего не известно.

Впрочем, большинство все равно не рискнет брать кредит на свое образование, говорит Александров. Гарантий того, что благодаря новому образованию можно получить прибавку к зарплате или повышение, очень мало. По данным Института экономики знаний ВШЭ, если сравнивать Россию и Великобританию, то после обучения зарплату повышают в Великобритании в 16% случаев, в России – в 10%. С повышением по службе та же картина: 7% в Великобритании и 3% в России.

ПТУ не приговор

По данным Международной организации труда, в большинстве стран острее всего не хватает квалифицированных рабочих. На 2-м месте – программисты, на 3-м – менеджеры по продажам. В России ситуация не отличается от общемировой, отмечает представитель движения WorldSkills Дмитрий Судаков. «Квалифицированный рабочий класс – те, кого сейчас не хватает, профессионалов найти сложно, и ценятся они высоко, – говорит он. – Но проблема в том, что система профобразования стигматизирована, ПТУ звучит как приговор». Хотя статистика подтверждает: многие получают дипломы вуза и работают там, где он не нужен.

Работодатели считают, что 26% выпускников могли бы учиться меньше пяти лет, говорится в исследовании Boston Consulting Group (BCG). В постсоветский период среднее профобразование «подразвалили», сетует Судаков. Государство поддерживает в основном среднюю школу и высшее образование, а техникумы перекладывает на плечи регионов, у которых, как правило, не хватает денег.

Тем не менее в России есть из чего выбрать: многие крупные компании, столкнувшись с нехваткой кадров для своих предприятий, начали поддерживать техникумы, говорит Судаков. «Но менталитет таков, что всерьез этот вариант мало кто рассматривает: как это я в 40 лет пойду учиться в ПТУ? А зря», – говорит Судаков.

Россия не ценит знания

Среднее образование постепенно перестраивается под запросы компаний и может вносить свой вклад в повышение производительности труда, говорит сооснователь WorldSkills Павел Черных, но главной проблемой все равно остаются инвестиции в основной капитал – в российской промышленности много устаревшего оборудования и предприятий, которые выполняют социальную функцию, сохраняя рабочие места.

«В России ограничен спрос на высококвалифицированный труд, мало рабочих мест в робототехнике, биотехнологиях, хотя наше инженерное образование не худшее в мире и могло бы быть востребовано, – соглашается Малева. – Если бы был спрос, население быстро предложило бы рабочую силу приемлемого качества. Так что вопрос в конченом итоге один: где взять инвестиции?»

Российская экономика в целом не ценит знания – к такому выводу пришли и авторы недавнего исследования BCG, Сбербанка, WorldSkills и Global Education Futures. В России врач зарабатывает в среднем всего на 20% больше водителя. Для сравнения: в США разница составляет 261%, в Германии – 172% и даже в развивающейся Бразилии – 174%.

Людям свойственно избегать риска, если нет значимых материальных стимулов, говорит Александров. В российской экономике таких стимулов пока нет. &

Источник

Немецкие социологи: чем ниже образование, тем упёртее антипрививочник

Откуда берутся так называемые антиваксеры и какого человека проще всего склонить в ряды отказывающихся делать прививку? Этими вопросами задаются многие «человековеды», но найти ответ смогли специалисты Института социальных наук Университета Гумбольдта в Берлине.

Чем ниже образование тем больше. Смотреть фото Чем ниже образование тем больше. Смотреть картинку Чем ниже образование тем больше. Картинка про Чем ниже образование тем больше. Фото Чем ниже образование тем больше

Группа учёных под руководством Хайке Клювера провела исследование готовности немцев к вакцинации, основанное на репрезентативной группе из 20 500 человек, опрошенных в марте 2021 года.

Как показали результаты, нежелание проходить вакцинацию напрямую связано с недостатком образования и определённой политической идеологией.

«Мы увидели значительную корреляцию между образованием и отказом от вакцинации. Чем ниже уровень образования, тем выше вероятность отказа, — сказал Клювер в интервью изданию DW. — Люди, которые отвергают вакцинацию, с большей вероятностью занимали правые позиции. Кроме того, это люди, которые испытывают низкое доверие к политике, правительству, средствам массовой информации и системе здравоохранения в целом».

По словам социолога, те, кто сейчас выступает против вакцинации, в марте (до появления препаратов) «не придерживались правил маски или социального дистанцирования».

С ним согласен Йозеф Хольнбургер из исследовательской группы CeMAS.

«У людей, выступающих против вакцинации, уже давно есть общий дух — это люди с закрытым идеологическим мировоззрением, у которых другой взгляд на реальность, и их нельзя убедить аргументами. Они попросту не умеют вести диалог и слушать оппонента».

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Жителям развивающихся стран тяжело превзойти родителей по уровню образования

Родители, как правило, хотят, чтобы их дети жили лучше их самих, но, если они живут в развивающейся стране, шансов на это не так уж много, следует из доклада Всемирного банка «Справедливый прогресс? Экономическая мобильность поколений во всем мире».

Авторы исследовали, насколько уровень образования людей, рожденных в 1940–1989 гг. в 148 странах мира, выше уровня образования их родителей, а также насколько их доступ к образованию в принципе зависел от уровня образования родителей. Высокая мобильность в сфере образования, с точки зрения Всемирного банка, способствует экономическому росту: ресурсы распределяются эффективнее, лучшее образование и работу получают люди с более высокими способностями, а не из более состоятельных и образованных семей.

Результаты оказались неутешительными для жителей развивающихся стран: в развитых странах у молодежи больше возможностей подняться по социальной лестнице выше своих родителей. Все 15 «худших» экономик по уровню мобильности в сфере образования – развивающиеся, а 7 из 15 «лучших» – развитые. Похожая ситуация с возможностью увеличить уровень дохода по сравнению родительским: среди 75 стран 24 из 25 «худших» – развивающиеся.

Шансы выходцев из семей с низким уровнем образования получить самое лучшее образование низкие везде, правда, в развивающихся странах – особенно небольшие. Лишь 15% людей, родившихся в 1980-е в развивающейся стране в 50% семей с более низким уровнем образования, в итоге вошли в 25% «лучших». Правда, такая ситуация характерна для многих стран. Даже в развитых странах шансы выходцев из семей с низким образованием, рожденных в 1980-е гг., лишь чуть выше, чем в развивающихся. Например, невелики они и в США, указывают авторы доклада.

Лишь 47% жителей развивающихся стран, родившихся в 1980-е гг., получили лучшее образование, чем их родители – ­доля практически не изменилась по сравнению с поколением ­1960-х. В развитых странах улучшить образование по сравнению в родителями смогли 57% 30-летних.

Разрыв в мобильности между развитыми и развивающимися странами связан в первую очередь с моделью экономического роста: он обеспечивается либо 90% экономически активного населения, либо элитой с высоким уровнем дохода, говорит директор Института социальной политики Высшей школы экономики Лилия Овчарова. В развивающихся странах у 40% самых бедных людей доходы в реальном выражении снижаются либо темп их роста ниже, чем ВВП или рост доходов наиболее обеспеченных, отмечает она.

Как российские вузы завоевывают авторитет в мире

Возможности человека определяются внешними обстоятельствами с самого рождения, пишут авторы доклада: начиная с качества питания и здоровья кормящей матери, системы социальной поддержки, наследственности, заканчивая возможностями родителей оплачивать образование ребенка и их связями на рынке труда. Но на каждой стадии жизни человека есть институт, который может выравнивать возможности. Сначала это система поддержки материнства и детства, затем – школа, позже – рыночные институты, особенно частный сектор, формирующий спрос на труд. И здесь у властей есть рычаги влияния. Например, содействовать интеграции молодых людей в рынок труда, стимулируя работодателей нанимать молодых сотрудников за счет налоговых вычетов или кредитов. Инвестиции в жилищное строительство могут способствовать созданию рабочих мест в неблагополучных районах и улучшить социальные условия. Еще один инструмент – справедливая налоговая политика: необходимо увеличивать прогрессивность налогов на имущество и наследство, советуют авторы доклада, а также поддерживать семьи с низкими доходами за счет налоговых пособий.

В России проблемы с мобильностью в образовании связаны с мотивацией людей его получать, говорит Овчарова. Если в развитых странах существует такое понятие, как «премия за образование» – т. е., получая высшее образование, человек знает, что его доходы будут намного выше, чем без образования, то в России люди без специального образования часто получают зарплату больше, чем те, кто его имеет, рассказывает она. Кроме того, на одного жителя 16–25 лет число мест в колледжах и университетах в развитых странах намного выше, чем в развивающихся, т. е. выше не только мотивация граждан, но и реальные возможности для их мобильности.

Проблемы есть и с жилищным вопросом – слабо развит рынок арендного жилья, нет социального жилья, говорит Овчарова, в результате если в развитых странах 95% работников готовы сменить место жительства, то в России – примерно 20%. Мало и достойных рабочих мест – не более 20% тех, за которыми стоит ехать, продолжает она.

Но чем больше социальных лифтов, тем больше вероятность, что работник будет успешен, ­благосостояние его семьи станет расти, а значит, это будет способствовать и росту конкретной экономики, говорит Овчарова, пока же страна не меняет курс с элиты на экономически активное население – все лифты закрыты. Другие виды мобильности – например, смена одного места работы на другое в одном населенном пункте, переход из формальной эконо­мики в неформальную и из одного сектора экономики в другой – в России выше, чем во многих развитых странах, ­отмечает она.

Источник

За и против: нужно ли получать высшее образование

Мнения читателей Т⁠—⁠Ж

Почти у 54% россиян в возрасте от 25 до 64 лет есть высшее образование. С другой стороны, примерно столько же считают, что значимость диплома вуза сильно преувеличена.

Чем ниже образование тем больше. Смотреть фото Чем ниже образование тем больше. Смотреть картинку Чем ниже образование тем больше. Картинка про Чем ниже образование тем больше. Фото Чем ниже образование тем больше

👎 Против: вуз отнимает время, которое можно потратить на работу

Начал учиться на химика-технолога, но уже на втором курсе стал работать системным администратором. Понял, что химия не мое, и ушел из вуза на третьем курсе. Успешно рос как специалист, росла и зарплата.

Потом жена убедила получить диплом, и в 22 года я снова пошел учиться. Поступил на платную заочку по специальности, сразу на третий курс: обучение в предыдущем заведении зачлось.

Заочка все равно требовала много времени, так что пришлось сменить работу. Зарплата стала меньше, а я на три года увяз в болоте — в работе, где нет развития.

Сейчас мне 28, с женой развелись, диплом пылится на полке, а я все еще системный администратор с зарплатой выше среднего по рынку. Уверен, что могло быть еще больше.

Итого: ранние браки ненадежны, а если вы уже работаете и не ощущаете, что обучение в вузе будет полезно, то не слушайте никого и не тратьте время.

👍 За: сотрудникам с высшим образованием платят больше

Пока учился на заочном отделении, работал системным администратором на протяжении почти 10 лет. В это время я с трудом сводил концы с концами и учился экономить. При устройстве на работу у меня не требовали диплом, но с ним на той же должности моя зарплата была бы значительно выше.

За три года с дипломом зарплата выросла в четыре раза — сейчас финансовых трудностей нет. Там почти все тройки, но на оценки не смотрят.

Благодаря диплому работаю в большой и успешной ИТ-компании. Каждые два месяца командировки в Европу, вся работа без стрессов, а платят существенно больше, чем коллегам на такой же должности, но без диплома, хотя они не знают об этом.

Когда я сам нанимаю человека и вижу, что у него есть высшее образование, я понимаю, что он может довести дело до конца.

👎 Против: много бесполезных предметов и заданий

Училась в одном из лучших вузов своего города-миллионника на бюджете — непонятно зачем пять лет ксерила бесконечные рефераты.

Процесс был устроен максимально неэффективно. Предметы между собой никак не связаны, преподаватели или не могут толком выразить мысль, или диктуют по учебнику, или просят от руки переписывать их конспекты.

Благо я решила параллельно самостоятельно освоить другую профессию. Учебу не бросила только потому, что родители были сильно против, — так и дотянула, зато красный диплом. Но при приеме на работу его ни разу не спросили.

👍 За: некоторым работодателям диплом важен

Меня не раз спрашивали о наличии диплома, и порой эйчар не скрывал пренебрежения после того, как я отвечала «нет». В итоге я решила говорить, что планирую поступать в будущем году, и на меня стали смотреть доброжелательней. С того времени я два раза поступала в колледжи — и оба раза бросила. Сейчас же поняла, что именно мне нужно, и уже поступила в вуз.

👎 Против: есть хорошие профессии, для которых не нужно высшее образование

96% населения высшее образование не нужно, особенно такого низкого уровня, как у нас. А вот среднее профессиональное очень нужно всем. Высшее образование должно быть для науки, а не чтобы Вася или Петя пошли с дипломом вуза класть кирпичи и пилить доски.

Многие пилоты не имеют высшего образования. Существуют аэроклубы, в основном коммерческие, которые предоставляют курсы пилотирования и часы полетов. В них действует ступенчатая система обучения.

Первая ступень — сертификат пилота-любителя, с которым вы уже можете летать, но вряд ли сможете найти работу.

Вторая ступень — пилот коммерческого характера. Этот сертификат можно получить, только если вы прошли предыдущий этап обучения. В этом случае вы уже имеете право работать, водить легкие самолеты, отправляться в коммерческие рейсы на воздушных средствах с одним двигателем. Таких пилотов обычно берут в небольшие авиакомпании для полетов на короткие расстояния.

Третья ступень — линейные пилоты. На эту категорию можно претендовать, только если вы прошли предыдущие этапы обучения или самостоятельно получили диплом пилота в вузе. Такие специалисты имеют право водить любой самолет, летных часов у них в десять раз больше, чем у выпускника вуза. Именно таких пилотов и ищут авиакомпании-работодатели. И не просто ищут, а в буквальном смысле отслеживают и ждут. Так что, когда вы летите в самолете, им, скорее всего, управляют пилоты без высшего образования.

👍 За: есть хорошие профессии, в которых без высшего образования не обойтись

Я инженер систем теплогазоснабжения и вентиляции. В такую сферу без диплома на работу не берут, поэтому зарабатываю, конечно, больше, чем получал бы без образования. Теоретически, конечно, могут взять и без диплома, но нужно доказать делом, что ты умеешь работать. Хотя все мои коллеги так или иначе с профильным образованием.

Без образования я мог бы пойти на стройку монтировать эти самые системы. Труд тяжелый, условия проживания чаще всего отвратительные. Особенно если работать не в своем городе, что часто бывает у монтажников в частных фирмах. Все зависит от того, где компания выиграет тендер.

Хорошее техническое образование, на мой взгляд, даже полезнее, чем другие направления, потому что после учебы ты так или иначе найдешь работу по специальности, а не пойдешь раздавать листовки. Творческим профессиям проще обучиться в свободное время на курсах или читая книги, а после подтверждать свой профессионализм через портфолио. В технической среде диплом — это минимальная гарантия того, что вы что-то знаете и умеете, понимаете логику работы.

👎 Против: иногда полезнее пройти профессиональные курсы

У меня есть среднее специальное библиотечное образование и высшее библиотечное образование. Оба — полный пшик, пустышка, дно.

В Екатеринбурге средняя зарплата библиотекаря — 15 000 рублей в месяц. Я работаю в библиотечной сфере, но не в бюджетном учреждении, так что моя зарплата выше — 35 000 рублей.

Но самое смешное — то, чему нас учили пять лет, вообще не пригодилось. А вот трехдневные курсы по работе в каталогизаторе «ИРБИС» очень помогли.

👍 За: с высшим образованием проще переехать за границу

Если вы попытаетесь эмигрировать, поступая на бакалавриат в иностранный вуз, придется сдавать местный аналог ЕГЭ. У местных школьников в этом случае будет большое преимущество, потому что они готовились к этому с детства и идеально знают язык, на котором проходит экзамен. В магистратуру же обычно принимают по результатам конкурса портфолио. Нужно будет сдать только языковой экзамен, но он общий для всего мира и его можно сдавать на родине.

При эмиграции по работе диплом тоже является существенным преимуществом, а иногда и обязательным условием.

В общем, если хочется уехать из России, но нет жены-иностранки, миллионного бизнеса и не везет в лотерее на грин-карту — или не хочется в США, — то диплом будет огромным плюсом.

👎 Против: в школе и вузе не учат тому, что действительно пригодится в жизни

Родители отправили меня на химический факультет, который я бросил через полтора года. Через некоторое время попал в интересующую меня сферу — провайдерство.

Тогда решил отучиться на соответствующую специальность хотя бы заочно. И не узнал ничего нового за время учебы! Более того, как практику, мне иногда очень хотелось поспорить с преподавателями-теоретиками.

В итоге я получил диплом скорее для родителей, воспользовался двумя лишними учебными отпусками в год в течение шести лет — все довольны, но реального толку нет. Бумажка эта мне за 10 лет ни разу не пригодилась.

И, честно говоря, жалею, что был хорошистом в школе: это не помогло моей коммуникабельности и решительности. Если бы больше времени проводил в обществе, а не уроки учил, может, сейчас лучше бы понимал людей.

👍 ЗА: высшее образование помогает смотреть на мир шире

Я поступил на философский факультет УрФУ. К третьему курсу начал включаться во всяческие конференции и получать стипендии. Полтора года магистратуры буржуазно прожил отдельно от родителей на гранты, которые смог для себя выбить из различных фондов. Чтобы как-то устроить себя в жизни, в это же время я погружался в интернет-маркетинг через различные курсы, книги и тысячи статей. Где-то подрабатывал для практики.

В конце магистратуры выдался шанс поехать учиться в Копенгагенский университет. Там я прошел курс по Digital Strategic Communication, где закрепил все, что уже успел изучить до этого, и узнал кое-что новое. Пока находился в Копенгагене, прошел собеседование и получил оффер от екатеринбургского диджитал-агентства. Через неделю после приезда уже вышел на работу с зарплатой выше средней по городу.

Эта история не может служить ни для кого инструкцией, но я уверен, что она со мной случилась именно благодаря моему образованию, которое сформировало у меня определенный подход к жизни и образ мышления.

Высшее образование формирует целостный взгляд на тот мир, что существовал еще до вашего появления в нем. Через обсуждение сложных тем вы развиваете гибкость и глубину мышления. Вопрос в том, чего вы сами хотите: просто зарабатывать деньги или еще и понимать, что происходило и происходит вокруг вас.

Необязательно идти в университет сразу же после школы, так как 98% фрешменов вообще не понимают, чего они хотят от жизни. Но высшее образование я все же считаю необходимым. Главное — найти нормальный вуз и правильно потреблять это образование, а не просто ходить на пары с айфончиком посидеть.

За и против. Читатели выбирают сторону в околофинансовых спорах

Чем ниже образование тем больше. Смотреть фото Чем ниже образование тем больше. Смотреть картинку Чем ниже образование тем больше. Картинка про Чем ниже образование тем больше. Фото Чем ниже образование тем больше

Чем ниже образование тем больше. Смотреть фото Чем ниже образование тем больше. Смотреть картинку Чем ниже образование тем больше. Картинка про Чем ниже образование тем больше. Фото Чем ниже образование тем больше

Чем ниже образование тем больше. Смотреть фото Чем ниже образование тем больше. Смотреть картинку Чем ниже образование тем больше. Картинка про Чем ниже образование тем больше. Фото Чем ниже образование тем больше

Чем ниже образование тем больше. Смотреть фото Чем ниже образование тем больше. Смотреть картинку Чем ниже образование тем больше. Картинка про Чем ниже образование тем больше. Фото Чем ниже образование тем больше

Sergey, Аргументов против образования полно: начиная от цены (время — тоже деньги), заканчивая актуальностью и востребованностью. Даже в хороших российских вузах — половина предметов левые, а в большинстве так вообще делают вид что учат.

GreLI, это не аргументы против образования как такового, а против выбора конкретной программы обучения для решения конкретной задачи конкретного человека.

Чем ниже образование тем больше. Смотреть фото Чем ниже образование тем больше. Смотреть картинку Чем ниже образование тем больше. Картинка про Чем ниже образование тем больше. Фото Чем ниже образование тем больше

Sergey, я противник получать образование в институте. Но сам не помню, чтобы прекращал учиться.

Чем ниже образование тем больше. Смотреть фото Чем ниже образование тем больше. Смотреть картинку Чем ниже образование тем больше. Картинка про Чем ниже образование тем больше. Фото Чем ниже образование тем больше

Чем ниже образование тем больше. Смотреть фото Чем ниже образование тем больше. Смотреть картинку Чем ниже образование тем больше. Картинка про Чем ниже образование тем больше. Фото Чем ниже образование тем больше

Sergey, отлично сказано

Чем ниже образование тем больше. Смотреть фото Чем ниже образование тем больше. Смотреть картинку Чем ниже образование тем больше. Картинка про Чем ниже образование тем больше. Фото Чем ниже образование тем больше

Sergey, полностью согласна

Чем ниже образование тем больше. Смотреть фото Чем ниже образование тем больше. Смотреть картинку Чем ниже образование тем больше. Картинка про Чем ниже образование тем больше. Фото Чем ниже образование тем больше

Чем ниже образование тем больше. Смотреть фото Чем ниже образование тем больше. Смотреть картинку Чем ниже образование тем больше. Картинка про Чем ниже образование тем больше. Фото Чем ниже образование тем больше

Sergey, диплом, как, «корочку» покупайте в переходах. и держите в доме на видном месте. для гостей.

Чем ниже образование тем больше. Смотреть фото Чем ниже образование тем больше. Смотреть картинку Чем ниже образование тем больше. Картинка про Чем ниже образование тем больше. Фото Чем ниже образование тем больше

Sergey, Полностью согласен.

Чем ниже образование тем больше. Смотреть фото Чем ниже образование тем больше. Смотреть картинку Чем ниже образование тем больше. Картинка про Чем ниже образование тем больше. Фото Чем ниже образование тем больше

Sergey, ну тогда сторонники образования тоже не о том спорят, не?

Кирилл, это аргументы против той или иной программы и/или комментарии относительно её соответствия целям и задачам учащегося.

Высшее образование не имеет своей задачей сделать человека работающим специалистом. Оно предлагает теоретическую подготовку и развитие умения постоянно учиться. Кроме того образование невозможно дать. Его только берут, если хотят и могут. И если в ВУЗе для этого есть условия.

В РФ плохое качество ВУЗов (оно и в позднем СССР не было звездным, а в девяностых упало так, что пока не отжаться). И куча людей, которые искренне верят, что диплом = профессия = зарплата. Отсюда так много разочарований.

Чем ниже образование тем больше. Смотреть фото Чем ниже образование тем больше. Смотреть картинку Чем ниже образование тем больше. Картинка про Чем ниже образование тем больше. Фото Чем ниже образование тем больше

Денис, А как же говорят что в России самое лучшее образование, а в Америке отстой? Мб в Англии лучше но там и стоимость огого.

Денис, абсолютно согласна! Сейчас простыню накатала по той же теме.

Чем ниже образование тем больше. Смотреть фото Чем ниже образование тем больше. Смотреть картинку Чем ниже образование тем больше. Картинка про Чем ниже образование тем больше. Фото Чем ниже образование тем больше

Чем ниже образование тем больше. Смотреть фото Чем ниже образование тем больше. Смотреть картинку Чем ниже образование тем больше. Картинка про Чем ниже образование тем больше. Фото Чем ниже образование тем больше

По диплому я учитель, ни дня не работала по профессии. Студенчество просто прикольная пора. Сейчас работаю в IT, научилась всему сама.

Чем ниже образование тем больше. Смотреть фото Чем ниже образование тем больше. Смотреть картинку Чем ниже образование тем больше. Картинка про Чем ниже образование тем больше. Фото Чем ниже образование тем больше

Образование пригодилось, потому что свело меня с людьми из моей будущей профессии и вырвало из не очень хорошего социального слоя, но сами знания были достаточно низкокачественными как и полученные навыки, так что 50/50

Чем ниже образование тем больше. Смотреть фото Чем ниже образование тем больше. Смотреть картинку Чем ниже образование тем больше. Картинка про Чем ниже образование тем больше. Фото Чем ниже образование тем больше

Сейчас как раз нахожусь на распутье. После 9 класса пошёл в колледж. Выпустился техником компьютерных систем. При этом горжусь своим колледжем и не понимаю, почему его называют шарагой. Звёзд с неба, конечно, не хватал, но определённый математико-программисткий склад ума сложился, хотя в школе (да и сейчас тоже) не дружил с точными науками.

Так я попал в пед.универ. Т.к. у меня с английским всё ок, я подал доки на переводчика (очка 4 года) и учителя английского (заочка 3.5). Везде поступил, но заочка была бюджетной, а на бюджетную очку не хватило баллов. Несмотря на то, что хотелось учиться на переводчика, перспектива висеть на шее родителей ещё 4 года до 26 лет, платить 100к+ в год и каждый день утром ходить на пары, была так себе. Решил, что лучше сэкономить и иметь свободу действий, работать. Так я стал учиться на препода английского.

Сейчас мне 24, на 2-м курсе. Вообще нет ощущения, что учусь и получаю какие-то знания. Может дело во мне, что у меня нет настоящей мотивации учиться. Устроился в Яндекс (т.е. вообще не по вузовской специальности). Подумывал о том, чтобы отчислиться и попробовать самообучение и курсы по IT сфере, но решил, что надо дойти до конца, хоть и не хочется. Слишком часто не довожу начатое до конца. Не очень хорошее качество. Жизнь непредсказуемая, никогда не знаешь, где и когда диплом может пригодиться. К тому же, подумываю о том, чтобы поехать в Китай преподом английского. А тут и учусь в нужном месте, диплом подходящий будет.

Всё ещё нет твёрдого вектора, куда двигаться, но есть примерные ориентиры. По ним и буду идти.

Чем ниже образование тем больше. Смотреть фото Чем ниже образование тем больше. Смотреть картинку Чем ниже образование тем больше. Картинка про Чем ниже образование тем больше. Фото Чем ниже образование тем больше

Artur, у меня сложилось такое впечатление, что ты говоришь прямо про мой колледж, в котором я учусь. Читая твою историю, я прямо узнаю здесь себя сейчас, ведь так же нахожусь на некотором распутье в поисках себя и своего ремесла.
Я надеюсь, что у тебя за это время жизнь постепенно начала налаживаться. 🙂

Чем ниже образование тем больше. Смотреть фото Чем ниже образование тем больше. Смотреть картинку Чем ниже образование тем больше. Картинка про Чем ниже образование тем больше. Фото Чем ниже образование тем больше

Artur, после этой вышки хочу попробовать поступить в магистратуру зарубежом. Не знаю, останется ли желание к этому времени и хватит ли духа решиться, но пока мысли такие.

Чем ниже образование тем больше. Смотреть фото Чем ниже образование тем больше. Смотреть картинку Чем ниже образование тем больше. Картинка про Чем ниже образование тем больше. Фото Чем ниже образование тем больше

Доброго дня. Моя специальность ТРЕБУЕТ высшего образования. Ракетные двигатели. прежде, чем получить высшее образование, нужно подумать, а где будешь его применять? И о его УНИКАЛЬНОСТИ для применения в других областях.

Чем ниже образование тем больше. Смотреть фото Чем ниже образование тем больше. Смотреть картинку Чем ниже образование тем больше. Картинка про Чем ниже образование тем больше. Фото Чем ниже образование тем больше

«Конкретные» знания из образования мне не помогли. Вообще.
Но само образование, та же сложная математика очень хорошо развивает мозг.
Также сам процесс развивает обязательность, работу в группе, самостоятельность.
Не спроста многие с удовольствием берут на те же экономические специальности выпускником мехмата, а не самоучек.

Чем ниже образование тем больше. Смотреть фото Чем ниже образование тем больше. Смотреть картинку Чем ниже образование тем больше. Картинка про Чем ниже образование тем больше. Фото Чем ниже образование тем больше

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *