Чем необходимо руководствоваться при составлении планов текущего ремонта
4. Текущий ремонт зданий и объектов
4. ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ЗДАНИЙ И ОБЪЕКТОВ
4.2. Текущий ремонт должен выполняться по пятилетним (с распределением заданий по годам) и годовым планам.
Годовые планы (с распределением заданий по кварталам) должны составляться в уточнение пятилетних с учетом результатов осмотров, разработанной сметно-технической документации на текущий ремонт, мероприятий по подготовке зданий и объектов к эксплуатации в сезонных условиях.
4.3. Приемка законченного текущего ремонта жилых зданий должна осуществляться комиссией в составе представителей жилищно-эксплуатационной, ремонтно-строительной (при выполнении работ подрядным способом) организаций, а также домового комитета (правления ЖСК, органа управления жилищным хозяйством организации или предприятий министерств и ведомств).
Приемка законченного текущего ремонта объекта коммунального или социально-культурного назначения должна осуществляться комиссией в составе представителя эксплуатационной службы, ремонтно-строительной (при выполнении работ подрядным способом) организации и представителя соответствующего вышестоящего органа управления.
4.4. При производстве текущего ремонта зданий подрядным способом следует применять принципы ценообразования и порядок оплаты выполненных работ, предусмотренные для капитального ремонта.
4.5. Текущий ремонт жилых и подсобных помещений квартир должен выполняться нанимателями этих помещений за свой счет на условиях и в порядке, определяемых законодательством союзных республик. Перечень работ по ремонту квартир, выполняемых нанимателями за свой счет, приведен в рекомендуемом прил. 8. Эти работы должны выполняться за счет средств эксплуатирующей организации, если они вызваны неисправностью элементов здания (кровли, инженерных систем и др.), техническое обслуживание и ремонт которых входят в ее обязанности.
Чем необходимо руководствоваться при составлении планов текущего ремонта
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами
УСЛУГИ ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ
Services of housing maintenance, public utilities and administration of apartment buildings. Services of current repair of common property in apartment buildings. General requirements
Дата введения 2016-04-01
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 393 «Услуги в области жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами»
Введение
Настоящий стандарт входит в серию стандартов «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами».
Применение настоящего стандарта позволяет сформировать единую и эффективную систему управления и содержания многоквартирных домов, обеспечивающую их нормативное техническое состояние, безопасную эксплуатацию и комфортные условия проживания, а также выполнить требования технических регламентов, нормативных документов по санитарно-эпидемиологическому надзору, Жилищного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов.
При переходе эксплуатации многоквартирного дома и выполнения работ (услуг), связанных с его управлением и содержанием на основании добровольного применения национальных стандартов из серии «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами», целесообразно устанавливать переходный период с учетом профессиональной подготовки и опыта работы исполнителя и подрядчиков по применению таких национальных стандартов, во время которого необходимо стремиться к выполнению нового порядка в управлении и содержании.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к оказанию услуг текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Стандарт предназначен для применения лицами, предоставляющими услуги управления многоквартирными домами и содержания общего имущества многоквартирных домов, собственниками помещений, расположенных в этих многоквартирных домах, принявшими решение о проведении текущего ремонта в соответствии с настоящим стандартом и выступающими заказчиками таких услуг (работ), а также для выполнения подрядными организациями, привлекаемыми для выполнения работ, связанных с текущим ремонтом.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 26254-84 Здания и сооружения. Методы определения сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций
ГОСТ 26629-85 Здания и сооружения. Метод тепловизионного контроля качества теплоизоляции ограждающих конструкций
ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения
ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
ГОСТ Р 21.1101-2013 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации
ГОСТ Р 51617-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования
ГОСТ Р 51929-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения
ГОСТ Р 54964-2012 Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости
ГОСТ Р 55000-2012 Лифты. Повышение безопасности лифтов, находящихся в эксплуатации
ГОСТ Р 56038-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги управления многоквартирными домами. Общие требования
ГОСТ Р 56192-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования
ГОСТ Р 56193-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования
ГОСТ Р 56194-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги по проведению технических осмотров многоквартирных домов и определение на их основе плана работ, перечня работ. Общие требования
ГОСТ Р 56501-2015 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования
ГОСТ Р 56533-2015 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем холодного водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования
ГОСТ Р 56534-2015 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем канализации многоквартирных домов. Общие требования
ГОСТ Р 56536-2015 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем электроснабжения многоквартирных домов. Общие требования
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины в соответствии с ГОСТ Р 51929, ГОСТ Р 56192, ГОСТ Р 56193, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 текущий ремонт: Комплекс работ (услуг), включенных в план работ и проводимых в рамках содержания общего имущества многоквартирного дома, связанных с восстановлением потерявших в процессе эксплуатации функциональную способность частей многоквартирного дома, на аналогичные или иные, улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ не превышает тридцати процентов от ремонтируемого имущества.
3.2 ремонтируемое имущество: Часть многоквартирного дома, по отношению к которому проводится или рассматривается возможность проведения текущего ремонта.
3.3 косметический ремонт: Работы по восстановлению (ремонту) общего имущества, потерявшего в процессе эксплуатации архитектурно-эстетический внешний вид.
1 Косметический ремонт проводится в отношении оштукатуренных, шпаклеванных, окрашенных, декоративных, облицованных поверхностей имущества.
2 Для формирования и (или) сохранения единого архитектурно-эстетического внешнего вида косметический ремонт должен проводиться по отношению ко всему объему поверхности ремонтируемого имущества независимо от объема выполняемых работ.
3.4 подрядчик: Лицо, у которого с техническим заказчиком заключен договор на выполнение работ текущего ремонта имущества.
3.5 технический заказчик: Лицо, действующее на профессиональной основе и уполномоченное от имени собственников помещений многоквартирного дома выполнять весь комплекс услуг и работ, связанных с организацией и проведением текущего ремонта.
4 Общие требования
4.2 В течение всего жизненного цикла многоквартирного дома работы текущего ремонта необходимо делать регулярными и плановыми.
В рамках текущего ремонта могут выполняться работы, проведение которых предусматривается в составе долгосрочного плана капитального ремонта, в том числе плановая, поэтапная замена частей такого имущества на новые.
4.3 Текущему ремонту подлежит имущество, нормативное техническое состояние которого необходимо восстановить или модернизировать (усовершенствовать) в процессе содержания многоквартирного дома без прекращения его эксплуатации.
4.4 Состав работ и график выполнения текущего ремонта должны быть сформированы, включены в план работ и утверждены заказчиком.
4.5 В рамках текущего ремонта может проводиться косметический ремонт.
4.6 Основание и необходимость проведения текущего ремонта имущества устанавливаются и определяются:
— законодательством РФ, в том числе требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями;
— предписаниями, выданными контролирующими и (или) надзорными органами;
4.7 Обоснованность проведения текущего ремонта отдельных частей многоквартирного дома подтверждается отчетами и показателем физического износа имущества.
4.8 Текущий ремонт организует и проводит технический заказчик на основании проектно-сметной документации.
4.9 В исключительных случаях текущий ремонт, который проводится без изменения характеристик и показателей ремонтируемого имущества, может проводиться без составления проекта.
1 Косметические ремонты общего имущества, относящегося к путям эвакуации, проводятся на основании проектной документации.
2 Технический заказчик должен обосновать предложение о проведении текущего ремонта без изготовления проекта, при этом должно быть заключение специализированной (проектной) организации, что отремонтированное (восстановленное) или замененное на новое имущество будет удовлетворять современным требованиям технических регламентов и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
3 Решение о проведении текущего ремонта без изготовления проекта должно быть подтверждено собственниками.
4.10 Технический заказчик организует:
— подготовку к проведению текущего ремонта;
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Азбука потребителя: Предоставление услуг жилищно-коммунального хозяйства. Урок № 7. Содержание и текущий ремонт общего имущества МКД
Азбука потребителя: Предоставление услуг жилищно-коммунального хозяйства
Урок № 7. Содержание и текущий ремонт общего имущества МКД
Общие разъяснения
В состав общего имущества МКД (далее – многоквартирный дом) включаются, в частности (п. 2 Правил № 491):
— помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы и другое);
— ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные);
— земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
— автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета;
— иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома,
При определении состава общего имущества используются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данные сведения имеют приоритет, в случае противоречия информации в отношении общего имущества МКД, содержащейся в иных документах.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ, порядок их оказания и выполнения установлены Постановлением Правительства РФ «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, и порядке их оказания и выполнения» от 03.04.2013г. №290 (далее- Перечень № 290).
Требования к содержанию общего имущества
Содержание мест общего пользования включает в себя, в частности (п. 11 Правил N 491):
— осмотр помещений в целях выявления несоответствия их состояния требованиям законодательства, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
— поддержание в помещениях необходимой температуры и влажности;
— уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
— меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ о пожарной безопасности;
— содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
— текущий и капитальный ремонт.
Собственники помещений в МКД на общем собрании обязаны утвердить перечень услуг и работ по содержанию мест общего пользования, условия их оказания и выполнения, а также размер финансирования (п. 17 Правил N 491).
Если данная обязанность собственниками не выполнена и управление МКД осуществляется Управляющей организацией, то УК осуществляет деятельность по содержанию общего имущества и его ремонту в соответствии с заключенным договором на управление МКД. В случае возникновения обоснованной необходимости проведения не предусмотренных договором работ (услуг), УК вправе требовать возмещения понесенных ею расходов на такие работы (услуги) с собственников жилья (Письмо Минстроя России от 15.06.2016 N 18560-ОД/04).
Порядок содержания общего имущества
Надлежащее содержание общего имущества зависит от способа управления МКД:
— заключение договора управления МКД с управляющей компанией
-заключение договора непосредственно с подрядными организациями.
2. ТСЖ, жилищный кооператив, иные специализированные кооперативы:
— выполнение работ своими силами,
— заключение договора с иными лицами, выполняющими соответствующие работы.
Собственниками, не являющиеся членами ТСЖ, кооператива, заключают договор с ТСЖ, кооперативом.
3. Застройщик в части помещений, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи разрешения на ввод МКД в эксплуатацию:
— заключение договора управления МКД с управляющей организацией.
В Договоре управления МКД с Управляющей организацией, Уставе ТСЖ или кооператива в части обеспечения содержания общего имущества указываются:
— перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества,
– порядок изменения такого перечня,
— размера платы за содержание и ремонт жилого помещения,
— порядок внесения такой платы,
— периодичность оказания услуг по содержанию имущества (например, периодичность сухой и влажной уборки лестничных клеток).
По общему правилу периодичность оказания услуг и выполнения работ определяется с учетом установленных законодательством требований, но собственники помещений в МКД могут принять решение об установлении более частой периодичности (п. 5 Правил N 290).
Надлежащее содержание систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем МКД должно осуществляться специализированными организациями. Следовательно, указанные работы по содержанию общего имущества не могут быть выполнены силами самих собственников.
Внесение платы за содержание общего имущества
Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества МКД соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем:
— внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД (при управлении УК или непосредственно собственниками помещений);
— внесения обязательных платежей и взносов (при членстве собственников в ТСЖ и кооперативах). При этом, собственники помещений, не являющиеся членами этих организаций, вносят такую плату на основании договоров.
Неиспользование собственниками (в т.ч. нанимателями, иными лицами) помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется:
— на общем собрании собственников помещений (если в доме не созданы ТСЖ и кооперативы). Размер платы определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем 1 год;
— органами местного самоуправления(если собственники не установили такой размер на общем собрании).
Например, в городе Екатеринбург действует Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 22.06.2017 N 1091 «Об утверждении ставок платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме».
Сведения об установленных органами местного самоуправления размерах платы за содержание и ремонт общего имущества размещаются в системе ГИР ЖХК на сайте http://dom.gosuslugi.ru.
Мероприятия по текущему ремонту общего имущества МКД
Организация, осуществляющая управление МКД, направляет собственникам предложение о проведении текущего ремонта. На основании данного предложения собственники обязаны провести общее собрание для принятия решения о проведении текущего ремонта имущества. Решение о проведении ремонта принимается большинством голосов от общего числа голосов, участвующих в собрании. На общем собрании собственников должно быть принято решение об объеме работ текущего ремонта, сроках выполнения и их стоимости. Финансирование ремонта проводятся за счет средств, уплачиваемых собственниками на содержание общего имущества в доме.
2. Все текущие, неотложные, обязательные работы должны выполняться независимо от того, есть ли на этот счет решение общего собрания собственников помещений в МКД и имеются ли источники финансирования (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/10). Следовательно, если в доме имеется необходимость проведения каких-либо видов работ по текущему ремонту незамедлительно, то такой ремонт должен быть проведено независимо от проведения общего собрания собственников. В последующем УК вправе взыскать понесённые расходы с собственников жилья.
Текущий ремонт инженерного оборудования жилых зданий: системы отопления и вентиляции, ГВС и ХВС, канализации, электроснабжения, газоснабжения, находящегося на техническом обслуживании специализированных эксплуатационных предприятий коммунального хозяйства, осуществляется силами этих предприятий.
В состав работ не входят работы по текущему ремонту дверей в жилое или нежилое помещение, не являющееся помещением общего пользования, дверей и окон, расположенных внутри жилого или нежилого помещения. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих помещений.
4. Принятие выполненных работ.
Результаты текущего ремонта должны быть приняты комиссией в составе: представителя (представителей) собственников жилья, председателя совета МКД (при наличии совета) и представителем организации по обслуживанию жилищного фонда.
По результатам приёмки составляется акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по текущему ремонту общего имущества в МКД, который подписывается сторонами. В соответствии с п. 4 ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ председатель совета МКД подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества.
В акте может быть указан гарантийный срок на выполненные работы. Если такой срок не указан, он должен быть согласован в договорах, заключенных на выполнение работ с подрядными организациями и доведен до сведения собственников.
Ответственность исполнителя за ненадлежащее содержание общего имущества МКД рассматривается в Уроке № 8 «Ответственность исполнителя за ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома».
Чем необходимо руководствоваться при составлении планов текущего ремонта
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
ВСЕХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
УТВЕРЖДЕНЫ приказом Госстроя России от 30.12.1999 г. N 170
ВВЕДЕНИЕ
Демонополизация и развитие конкурентной среды в сфере обслуживания жилья, разделение функций заказчика и подрядчика, развитие договорных отношений, наличие многообразия собственников жилья, привлечение частичного бизнеса к выполнению работ по содержанию и ремонту жилищного фонда предопределили необходимость пересмотра традиционных подходов к вопросам содержания жилищного фонда и действующих нормативно-методических документов.
Прежде всего следует отметить, что методические принципы, основные термины и понятия «Системы ТОиР»* несут в себе не только нормативные требования к тем или иным процессам «Системы», но и, что очень важно, предопределяют скрытую, на первый взгляд, но четкую структуру нормативной схемы организации и регламентации процесса производства работ (услуг) в жилищном хозяйстве.
Авторы вынуждены также отмечать, что новые Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены приказом Госстроя РФ от 26.12.97 г. N 17-139) по ряду позиций не корреспондируются с ВСН 58-88(р), а внутри себя содержат ряд несогласованностей в расшифровке терминов, пояснениях и составе работ по отдельным разделам «Системы ТОиР».
Поэтому предлагается получивший наибольшее применение в практике, по мнению экспертов, вариант структуризации «Системы ТОиР». Основываясь на предложенном варианте «Системы ТОиР», в целях ее практического применения авторы проработали матрицу распределения функций организации, обслуживающей жилищный фонд по производственным подразделениям, подрядчикам, блокам и элементам «Системы ТОиР» (приложение 1).
В «Методических рекомендациях» изложены принципиально важные факторы, отражающие существо рыночных механизмов хозяйствования: конкурсный отбор подрядчиков, лицензирование ремонтных работ, претензионная работа, новые подходы к оценке и приемке выполненных работ, имея в виду, что плановый текущий ремонт является основным средством содержания строительных конструкций и инженерного обеспечения здания в работоспособном состоянии, поддержания эксплуатационных показателей жилья, предоставления населению нормативного уровня жилищных и коммунальных услуг.
Особую благодарность авторы выражают Л.Н.Чернышеву за общее редактирование и участие в работе.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Текущий ремонт включает в себя комплекс ремонтно-строительных работ, выполняемых в плановом порядке с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов здания и поддержания эксплуатационных показателей.
1.2. Организация и проведение планового текущего ремонта жилых зданий должны осуществляться в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, Техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилищного фонда, Техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий и другими нормативными актами Госстроя России.
1.3. Периодичность планового текущего ремонта следует принимать в пределах трех-пяти лет с учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных климатических условий.
1.4. Продолжительность планового текущего ремонта рекомендуется определять по нормам на каждый вид ремонта конструкций и инженерного оборудования.
Для предварительных плановых расчетов допускается принимать укрупненные нормативы продолжительности текущего ремонта согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда.
1.5. Плановый текущий ремонт инженерного оборудования жилых зданий (системы инженерного отопления и вентиляции, горячего и холодного водоснабжения, канализации, электроснабжения), находящегося на техническом обслуживании специализированных предприятий коммунального (жилищно-коммунального) хозяйства, должен осуществляться силами этих предприятий.
1.6. В зданиях, намеченных к производству капитального ремонта (реконструкции) в течение ближайших пяти лет или подлежащих сносу, плановый текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормальные условия для проживания, техническую и экологическую безопасность населения.
1.7. Средние затраты на плановый текущий ремонт жилищного фонда по городу, району (с учетом рекомендуемого соотношения видов работ в «Системе ТОиР») должны, как правило, планироваться в пределах 0,3-0,55% восстановительной стоимости жилых зданий.
1.8. Из перечня выявленных во время технических осмотров дефектов и неисправностей выделяют только те, которые могут быть устранены в ходе проведения планового текущего ремонта, и включают их в опись ремонтных работ либо в смету и договор подряда. Вопросы организации технических осмотров изложены в разделе 2.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ
2.1. Результаты технических осмотров жилых зданий дают основание для определения потребности в плановом текущем ремонте жилищного фонда. Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда технические осмотры подразделяются на: плановые общие и частичные, а при необходимости неплановые или внеочередные.
2.2. Плановые общие осмотры зданий проводятся два раза в год (весной и осенью) в установленные уполномоченным собственника (управляющей организацией, органом управления жилищным, жилищно-коммунальным хозяйством) сроки в зависимости от местных климатических условий.
2.2.1. Плановые общие осмотры зданий проводит комиссия в составе: представителей организации, обслуживающей жилищный фонд, (инженера жилищно-эксплуатационного участка, мастеров, техников производственных служб, рабочих соответствующих специальностей) и представителей органов общественных образований, домовых комитетов. Контроль за проведением осмотров осуществляет главный инженер организации, обслуживающей жилищный фонд (управляющей организации).
2.2.2. Весенний плановый осмотр заключается в проверке состояния конструктивных элементов, инженерного оборудования зданий и элементов внешнего благоустройства территорий по результатам эксплуатации в зимний период. На основании актов весеннего технического осмотра составляются описи ремонтных работ на плановый текущий ремонт домов, включаемых в план ПТР, муниципальный (городской) заказ на будущий год. Опись ремонтных работ на каждое строение, подлежащее плановому текущему ремонту, и намечаемое к включению в план текущего ремонта, муниципальный, городской заказ, составляется собственником жилищного фонда (управляющей организацией) по результатам плановых осмотров зданий с учетом аналитических данных диспетчерских (аварийно-диспетчерских) служб по устранению неисправностей и повреждений инженерного оборудования в квартирах, строительных конструкциях и других элементах зданий.
Опись ремонтных работ может составляться также организацией, обслуживающей жилищный фонд. В этом случае она должна быть согласована с собственником (уполномоченным собственника) жилищного фонда или с управляющей организацией.
Опись ремонтных работ, составленная и согласованная в установленном порядке, является основой для составления сметы к договору на выполнение текущего ремонта жилого дома силами подрядной организации.
2.2.3. По данным результатов осеннего осмотра уточняются описи ремонтных работ и сметы на производство планового текущего ремонта.
2.2.4. По результатам планового общего осмотра на каждое строение составляются акты в соответствии с приложениями 2 и 3, в которых отмечаются все неисправности конструкций и инженерного оборудования здания.
Выявленные при осмотрах дефекты, устранение которых должно быть осуществлено в ходе планового профилактического текущего ремонта, отмечают в «Журнале регистрации результатов технических осмотров» (приложение 4).
При необходимости по согласованию с органом управления жилищным (жилищно-коммунальным) хозяйством в осмотрах могут участвовать представители специализированных организаций и технические эксперты.
2.3. В описи ремонтных работ включены также работы по заявкам жильцов (приложение 5), не имеющие срочного характера из «Журнала регистрации результатов технических осмотров», которые и выполняются в процессе производства планового профилактического текущего ремонта.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА
3.1. В ходе проведения планового текущего ремонта должны быть устранены дефекты и неисправности всех элементов здания с целью восстановления эксплуатационных требований к ним по двум направлениям:
3.1.1. Элементы жилого здания, продолжительность эксплуатации которых с момента ввода в эксплуатацию или последнего ремонта равна или незначительно превышает установленную для природно-климатических условий данного региона заменяются полностью.
В соответствии с ВСН 58-88(р) к таким элементам жилого здания относятся:
— герметизированные стыки панелей наружных стен;
— водосточные трубы и мелкие покрытия по фасаду из черной стали;
— окраска кровли масляными составами;
— покрытие поясков, сандриков и подоконников из кровельной стали;
— внутренние поверхности (стены, потолки, столярные изделия, полы, радиаторы, трубопроводы, лестничные решетки);
— наружные поверхности (стены, кровля, деревянные поверхности);
— элементы внутридомовых сетей связи и сигнализации;
— элементы внешнего благоустройства (щебеночные площадки и садовые дорожки, оборудование детских и хозяйственных площадок).
3.1.2. Дефекты и неисправности элементов жилого здания, сроки службы которых превышают межремонтные сроки, устраняются в ходе проведения ремонта.
Поскольку в ходе проведения планового текущего ремонта возможны случаи, когда все заданные проектом эксплуатационные требования и параметры не могут быть соблюдены, обязательным должно являться восстановление работоспособности конструкций и систем инженерного оборудования в качестве основного, главенствующего для потребителя услуг жилищного хозяйства требования.
3.3. Для выполнения работ по плановому текущему ремонту отдельных видов инженерного оборудования жилых зданий и других специальных работ подрядная организация может привлекать, в свою очередь, на условиях субподряда специализированные подрядные организации.
3.5. Собственники жилья или их уполномоченные (управляющие организации), организующие работы подрядным способом, проводят конкурс (подрядные торги) среди подрядных организаций на право выполнения работ по плановому текущему ремонту. Порядок и условия проведения конкурса кратко изложены в разделе 4 настоящих «Методических рекомендаций».
3.6. Собственник либо его уполномоченный (управляющая организация) обязан обеспечить контроль за ходом и качеством выполнения работ по плановому текущему ремонту, привлекая при необходимости для этих целей жилищную инспекцию или специалистов-экспертов.
3.7. Объемы и качество выполненного планового текущего ремонта жилого дома подлежат приемке комиссией в составе: представителей собственника жилищного фонда или его уполномоченного (управляющей организации), организации, обслуживающей жилищный фонд (подрядной организации), жилищной инспекции.
При наличии в жилом доме (группе домов) либо микрорайоне органа общественного самоуправления представитель его в обязательном порядке входит в состав комиссии по приемке текущего ремонта дома (группы домов).
Порядок организации приемки изложен в разделе 6 настоящих «Методических рекомендаций».
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА ПО ОТБОРУ ПОДРЯДЧИКА
НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
4.1. Развитие конкуренции осуществляется посредством конкурсного отбора подрядчика для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту жилищного фонда.
Эффективность конкурсного отбора подрядчиков во многом зависит от продуманной и четко организованной процедуры конкурса.
4.2. Применительно к сфере обслуживания жилищного фонда в качестве основной цели конкурсного отбора может быть установлено снижение бюджетных расходов при надлежащем качестве выполнения работ и обслуживания населения.
4.3. В условиях формирующегося рынка жилищных услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда конкурсы должны быть открытыми. Этим обеспечивается приток в монополизированную ранее сферу деятельности альтернативных подрядчиков. Большее число участников конкурса повышает вероятность выбора действительно лучшего и компетентного подрядчика.
Конкурс же, в котором принял участие только один участник, признается не состоявшимся (ст.447 п.5 ГК РФ). Практика проведения конкурсов также показывает их неэффективность в том случае, когда в конкурсе принимали участие только 2 претендента.
4.4. Все участники конкурса должны находиться в равных условиях. Состав участников не должен ограничиваться организациями, постоянно выполняющими заказы, аналогичные объявленным на конкурсе.
4.5. Организатором конкурса может быть собственник жилищного фонда (уполномоченный собственника) или обладатель имущественного права (служба заказчика), либо специализированная организация, которая действует на основании договора с собственником (или службой заказчика).
4.6. Права и обязанности организатора конкурса устанавливаются Уставом и должностными инструкциями соответствующих отделов службы заказчика либо договором на проведение конкурса, заключаемым со специализированной организацией.
Поскольку организация и проведение конкурсов является одной из основных уставных функций службы заказчика, конкурсы проводятся, как правило, именно этими организациями.
4.7. Предметом торгов при проведении конкурса является заказ на выполнение работ по текущему ремонту жилищного фонда, оформленный в виде подрядного договора.
Проект такового договора должен быть подготовлен организатором конкурса.
4.9. В конкурсе могут принимать участие предприятия любых форм собственности, имеющие лицензию на выполнение выставляемых на конкурс работ (если таковые подлежат лицензированию).
4.10. Для участия в конкурсе необходимо подать заявку и оферту (конкурсное предложение).