Чем необходимо проводить непрямой массаж сердца у новорожденных или грудных детей
Первая помощь ребенку в экстренной ситуации
Какую помощь можно и нужно начинать оказывать еще до прибытия «Скорой помощи», а чего делать не нужно и даже категорически нельзя? Этот вопрос волнует многих родителей. Попробуем рассмотреть основные варианты экстренных состояний и рассказать о том, какие действия при этом следует принимать.
Остановка кровообращения и дыхания
Немедленно вызвать бригаду скорой помощи (реанимационную)!
ИВЛ выполняют так, чтобы каждый вдох продолжался 1,0-1,5 с. Частота надавливаний на грудную клетку новорожденного – не менее 120 в мин, соотношение частоты вдуваний и надавливаний – 1:3. У детей более старшего возраста частота надавливаний – не менее100 в мин. Ребенка укладывают на жесткую поверхность и немедленно начинают непрямой массаж сердца. Отношение частоты вдуваний к частоте надавливаний на грудную клетку 1:5.
В обоих случаях надавливают на нижнюю треть грудины (примерно на ширину пальца ниже сосков). У детей 1-2 лет на грудину надавливаю выступом ладони одной руки. У детей постарше и взрослых используют две руки. В обоих случаях надавливают на нижнюю треть грудины (примерно на ширину двух пальцев выше мечевидного отростка). Глубина опускания грудины: дети до года: 1,5-2,5 см, до 7-8 лет – 3-5 см, старше – 4-6 см. Эффективность непрямого массажа оценивают по пульсу на сонных и бедренных артериях. Реанимационные мероприятия нужно продолжать до прибытия врачей!
Первая помощь при удушье
Чаще всего в дыхательные пути попадают игрушки, пища (конфеты, жевательная резинка, орехи). Для детей младшего возраста опасны надувные игрушки, прокусив такую игрушку и испугавшись хлопка, ребенок может вдохнуть ее части.
Если вы различаете в горле инородное тело и видите, что его можно извлечь, сделайте это. Присмотритесь и прислушайтесь, дышит ли ребенок. Чтобы язык не закрывал дыхательное горло, приподнимите подбородок и отведите голову назад. Рот ребенка должен оставаться открытым. Наклонитесь ухом ко рту ребенка, чтобы услышать его дыхание, и посмотрите, движется ли его грудная клетка. Присматривайтесь и прислушивайтесь не более 5 секунд. Если ребенок не дышит, приступайте к искусственному дыханию и сердечно-легочной реанимации. Даже если вам удалось освободить дыхательные пути ребенка от инородного тела и ребенок кажется вам вполне здоровым, обратитесь к врачу.
2. Приступ бронхиальной астмы
3. Ложный круп
Ложный круп протекает в виде затруднения дыхания (преимущественно выдоха), осиплости голоса, «лающего» кашля. Порядок оказания первой помощи:
4. Обморок
Симптомы-«предвестники»: головокружение, тошнота, потемнение перед глазами, чувство дурноты, проваливания, отрешенности. Порядок оказания первой помощи:
Если обморок длится более 5 минут, вызвать неотложную помощь. После прихода в себя дать попить горячий сладкий чай. Хотя обмороки, длящиеся менее 5 минут обычно не причиняют вреда ребенку, необходимо выяснить причину их возникновения. Даже если обморок произошел впервые, обязательно обратитесь к врачу в ближайшее время!
Лихорадочные состояния
Субфебрильная температура (до 38°C) может появляться при перегревании, при вирусной или бактериальной инфекции. Принимать жаропонижающие средства в таких случаях не стоит, если самочувствие ребенка не страдает. Порядок оказания первой помощи:
Субфебрильная температура (до 38°C)
Фебрильная температура (выше 38°C)
При температуре 39.5-40°C закутывать ребёнка не следует.
При температуре выше 40.4°C вызвать неотложную помощь.
5. Судороги
Порядок оказания первой помощи:
6. Солнечный и тепловой удар
7. Аллергические реакции
Чаще всего аллергические реакции проявляются в виде высыпаний на коже. Причиной могут быть пищевые погрешности, прием лекарств, укусы насекомых, контакт с животными, тепло, холод и др. Порядок оказания первой помощи:
ПЕРВИЧНАЯ И РЕАНИМАЦИОННАЯ ПОМОЩЬ НОВОРОЖДЕННЫМ В РОДИЛЬНОМ ЗАЛЕ
Методические указания разработали:
М.С.Ефимов, О.Б.Миленин, Д.Н.Дегтярев, О.Н.Белова
В подготовке методических указаний принимали участие:
А.Н.Аксенов, А.Г.Антонов, Н.Н.Ваганов, Н.Н.Володин, Г.М.Дементьева, Г.М.Савельева, Г.А.Самсыгина, Л.Г.Сичинава, М.В.Федорова, Н.П.Шабалов, Г.В.Яцык.
Методические указания обсуждены на 1-м съезде Российской ассоциации специалистов перинатальной медицины (Суздаль, май 1995 г.) Учтен опыт апробации протокола реанимации новорожденных, проведенной в ЛПУ республик Башкортостана и Татарстана, Архангельской и Самарской областей.
На протяжении последних десяти лет первичная помощь новорожденным и реанимация в родильном зале у нас в стране проводились по схеме, регламентированной приказом МЗ СССР № 55 от 9 января 1986 г. ”Об организации работы родильных домов (отделений)” который на этапе становления отечественной перинатологии оказал существенную практическую помощь персоналу родовспомогательных учреждений. Однако, по мере накопления новых клинических и научных данных в этой области медицины по понятным причинам приказ №55 перестал соответствовать современным требованиям, в связи с чем появилась настоятельная необходимость в разработке и внедрении в клиническую практику новых методических указаний, учитывающих мировой и отечественный опыт в оказании первичной и реанимационной помощи новорожденным в родильном зале.
Проект данных методических указаний был подготовлен на основе рекомендаций наиболее авторитетных отечественных и зарубежных специалистов неонатологов, реаниматологов и акушеров-гинекологов и апробирован в нескольких регионах России.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОКАЗАНИЯ ПЕРВИЧНОЙ И РЕАНИМАЦИОННОЙ ПОМОЩИ НОВОРОЖДЕННОМУ В РОДИЛЬНОМ ЗАЛЕ.
А. При оказании реанимационной помощи новорожденному в родильном зале следует строго соблюдать следующую последовательность действий:
В. Основными факторами быстрой и эффективной реанимации новорожденного в родильном зале являются:
II. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАНИМАЦИИ.
А. Персонал родильного зала должен быть готов к оказанию реанимационной помощи новорожденному значительно чаще, чем ему это в действительности приходится делать.
Б. В большинстве случаев рождение ребенка в асфиксии или медикаментозной депрессии может быть спрогнозировано заранее на основе анализа антенатального и интранатального анамнеза.
Антенатальные факторы риска:
Интранатальные факторы риска:
III.ГОТОВНОСТЬ ПЕРСОНАЛА И ОБОРУДОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РЕАНИМАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
При многоплодной беременности надо иметь ввиду необходимость присутствия на родах бригады в расширенном составе.
V. ЭТАПЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВИЧНОЙ И РЕАНИМАЦИОННОЙ ПОМОЩИ НОВОРОЖДЕННОМУ В РОДИЛЬНОМ ЗАЛЕ.
Основные этапы первичной помощи и реанимации новорожденного, родившегося в асфиксии или медикаментозной депрессии, отражены на схеме, представленной в приложении II.
1. НАЧАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.
Проведение начальных мероприятий показано всем детям, которые при рождении имеют хотя бы один из признаков живорождения.
NB! Весь процесс проведения начальных мероприятий должен занимать не более 20 секунд.
B. Начальные мероприятия при наличии факторов риска асфиксии и патологических примесей в околоплодных водах (меконий, кровь, мутные):
NB! Весь процесс проведения начальных мероприятий в этом случае не должен занимать более 40 секунд.
2. ПЕРВАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ
А. Оценка дыхания.
Возможные варианты оценки и дальнейшие действия:
Возможные варианты оценки и дальнейшие действия:
Возможные варианты оценки и дальнейшие действия:
3. ИСКУССТВЕННАЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ ЛЕГКИХ.
А. Показания к ИВЛ.
ИВЛ необходимо начать в том случае, если после проведения начальных мероприятий у ребенка:
B. Техника ИВЛ.
ИВЛ проводят саморасправляющимся мешком (Ambu, Penlon, Laerdal, Blue Cross и т.п.) либо через лицевую маску, либо через эндотрахеальную трубку. Хотя ИВЛ через эндотрахеальную трубку обычно более эффективна, для ее проведения необходима интубация трахеи, на которую можно потратить драгоценное время. А если интубация выполняется неумело и не с первой попытки, велик риск осложнений.
В большинстве случаев своевременный и эффективный результат дает масочная вентиляция. Единственным противопоказанием к масочной ИВЛ является подозрение на диафрагмальную грыжу.
1) ИВЛ через лицевую маску .
а) Перед началом ИВЛ:
в) Убедившись в том, что экскурсия грудной клетки удовлетворительная, проведите начальный этап вентиляции, соблюдая при этом следующие требования:
2) Желудочный зонд.
а) Введение зонда в желудок показано только в том случае, если проведение масочной ИВЛ затягивается более 2-х минут.
в) Присоедините к зонду шприц объемом 20 мл, быстро, но плавно отсосите содержимое желудка, после чего зафиксируйте зонд на щеке ребенка лейкопластырем, оставив его открытым на весь период масочной ИВЛ. При сохранении вздутия живота после окончания ИВЛ оставьте зонд в желудке на более длительное время (до ликвидации признаков метеоризма).
3) Ротовой воздуховод.
а) В ходе масочной ИВЛ ротовой воздуховод может потребоваться в трех случаях:
а) Показания к интубации трахеи:
б) Перед интубацией трахеи:
в) Выполните интубацию трахеи (см. приложение III).
г) Убедившись в том, что экскурсия грудной клетки удовлетворительная, проведите начальный этап вентиляции, соблюдая при этом следующие требования:
После начального этапа ИВЛ в течение 15- секунд (!) произведите оценку ЧСС как это указано в п.2.Б.
4. НЕПРЯМОЙ МАССАЖ СЕРДЦА.
А. Показания к непрямому массажу сердца.
ЧСС ниже 80 ударов в минуту после начального этапа ИВЛ в течение 15-30 секунд.
Непрямой массаж сердца можно проводить одним из двух способов:
В обоих случаях ребенок должен находиться на твердой поверхности и надавливания на грудину должны осуществляться на границе средней и нижней 1/3 (избегать давления на мечевидный отросток из-за опасности травмы левой доли печени!) с амплитудой 1.5-.0 см и частотой 120 в минуту (2 сжатия в секунду).
Во время проведения массажа сердца сохраняется 40 в минуту. При этом сжатия грудины осуществляются только в фазу выдоха при соотношении “вдох:сжатия грудины”= 1:3. В случае непрямого массажа сердца на фоне масочной ИВЛ обязательно введение желудочного зонда для декомпрессии.
D. Дальнейшие действия:
5. ЛЕКАРСТВЕННАЯ ТЕРАПИЯ.
А. Показания к лекарственной терапии:
B. Препараты, используемые при реанимации новорожденного в родильном зале:
C. Способы введения лекарств.
1) Через катетер в пупочной вене,
2) Через эндотрахеальную трубку.
используемых при первичной реанимации новорожденных в родильном зале.
1) Адреналин.
в) Подготовка шприца:
з) Ожидаемый эффект:
и) Дальнейшие действия.
в) Подготовка шприца. Наберите в шприц 20 мл 4% раствора.
з) Ожидаемый эффект.
и) Дальнейшие действия.
Гестационный возраст (нед) | 2. При подготовке к интубации детей с массой тела менее 1500 г целесообразно укоротить эндотрахеальную трубку (с целью уменьшения мертвого пространства), обрезав ее стерильными ножницами на уровне отметки 13 см. 3. Введите в трубку проводник так, чтобы он не выступал за кончик трубки и был прочно закреплен у ее основания (использовать проводник не обязательно). 5. Отрежьте две тонких полоски лейкопластыря длиной приблизительно 6 см. 6. Проверьте готовность отсоса, мешка и кислородного оборудования. 1. Встаньте у головы ребенка. 2. Включите освещение ларингоскопа. 3. Возьмите ларингоскоп в левую руку, независимо от того “левша” Вы или “правша”. 4. Правой рукой придерживайте голову ребенка. 5. Введите клинок ларингоскопа между языком и твердым небом и осторожно продвиньте его до основания языка. В большинстве случаев кончик клинка фиксируют в области желобка (углубление между основанием языка и надгортанником). У недоношенных детей с очень низкой массой тела желобок слишком мал, в связи с чем клинком очень осторожно приподнимают надгортанник. Неправильное положение клинка ларингоскопа: — если Вы видите лишь язык, окружающий клинок, продвиньте его несколько глубже, 8. Если при проведении ларингоскопии мешает секрет, произведите его отсасывание под контролем зрения. Введение эндотрахеальной трубки (ЭТ). Никогда не пытайтесь вводить ЭТ до тех пор, пока в поле зрения голосовая щель не окажется полностью! После четкой визуализации голосовой щели: 1. Взявшись правой рукой за коннектор, расположенный снаружи стерильной упаковки, достаньте из нее ЭТ. 2. Введите ЭТ в ротовую полость с правой стороны, не заслоняя ей поле зрения. 3. В момент размыкания голосовых связок (если ребенок совершает дыхательные движения) введите между ними ЭТ до черной отметки, показывающей необходимую глубину введения трубки. Можно также пользоваться формулой: “масса тела (кг) + 6”, которая показывает глубину введения трубки в см от верхней губы (см. таблицу №2) Таблица №2
Министерство здравоохранения Приложение 1 и медицинской промышленности к приказу Минздравмедпрома России Российской Федерации от____________N__________________ Код формы по ОКУД ¦_¦_¦_¦_¦_¦_¦_¦_¦ Наименование учреждения Код учрежд.по ОКПО¦_¦_¦_¦_¦_¦_¦_¦ КАРТА РЕАНИМАЦИИ НОВОРОЖДЕННОГО В РОДИЛЬНОМ ЗАЛЕ N__________ дата и время рождения:____________ 21. Данные анамнеза, первичная оценка и динамика состояния новорожденного Чем необходимо проводить непрямой массаж сердца у новорожденных или грудных детейОсобенности реанимации детей. При внезапной остановке дыхания и нарушении кровообращения у ребёнка, необходимо в течение же первых секунд оценить его актуальное состояние. Критериями наступления клинической смерти считаются: До прибытия неотложной медицинской помощи необходимо выполнить следующие мероприятия: Особенности реанимации новорожденных. Процедура оказания скорой помощи аналогична той, которая используется к детям старшего возраста. Если пострадавшему ребенку еще нет 1 года, то существует разница только в тактике оказания закрытого массажа сердца. Он включает в себя следующие этапы: Для новорожденных детей в случае, когда отмечается апноэ, цианоз конечностей, частота ударов сердца составляет меньше 100р/мин., то в экстренном порядке вместе с закрытым массажем сердца через лицевую маску обеспечивают подачу 100% кислорода. Необходимое медицинское оборудование для реанимации новорожденных вы можете подобрать в нашей компании в разделе «Оборудование для новорожденных». Под верхний плечевой пояс ребенка подкладывают сложенное полотенце общей толщиной 2,5 сантиметра. При выполнении аппаратной вентиляции легких новорожденному через маску подают чистый кислород. Наиболее подходящим для этого является аппарат ИВЛ FANEM BABYPUFF 1020. При этом врач-реаниматолог одновременно оценивает динамику дыхательных функций и общего состояния малыша. Если возникает необходимость, с помощью назогастрального зонда проводят декомпрессию желудка. В ситуации, когда у ребенка регистрируется высокое давление в дыхательной системе, проводят интубацию трахеи. Для этого используют ларингоскоп и эндотрахеальную трубку подходящего размера. Данная процедура позволяет сбросить объем дыхательной смеси. По статистике, 1% новорожденных в родильном доме нуждается в полноценных реанимационных мероприятиях. Высокая квалификация медицинского персонала гарантирует увеличение шансов на жизнь и уменьшение уровня развития осложнений. Современная реанимация снижает процент смертности и развития серьезных заболеваний. Реанимационное оборудование, а также инновационные аппараты, необходимые для поддержания оптимальных показателей здоровья, вы можете заказать в нашей компании «ИНФОМЕД». Чем необходимо проводить непрямой массаж сердца у новорожденных или грудных детейI. Цель СЛР — как можно скорее устранить гипоксемию, гиперкапнию и нормализовать микроциркуляцию. Это позволяет предотвратить гипоксическое поражение головного мозга и других органов. Реанимационные мероприятия проводят в следующем порядке: 1) для уменьшения потребности в кислороде ребенка быстро вытирают насухо и укладывают на обогреваемый столик; 2) восстанавливают проходимость дыхательных путей — отсасывают их содержимое (слизь, меконий); 3) обеспечивают поддержку дыхания; 4) обеспечивают поддержку кровообращения. В данной главе описаны основные реанимационные мероприятия у новорожденных. Особое внимание уделено ряду физиологических изменений, имеющих место при асфиксии новорожденного и после ее устранения. II. Угнетение дыхания и сердечной деятельности, асфиксия новорожденного А. Этиология. Причинами асфиксии новорожденного могут служить действие лекарственных средств и наркотиков, травма, кровоизлияние, пороки развития, инфекции и диагностические вмешательства (см. табл. 32.1). Б. Патогенез асфиксии новорожденного изучали экспериментально, вызывая асфиксию у млекопитающих [2] (см. рис. 32.1). При недостатке кислорода первоначально возникают кратковременное повышение АД и одышка. Если гипоксия нарастает, развивается первичное апноэ с одиночными агональными вдохами. Затем, если недостаток кислорода не восполняется, развивается вторичное апноэ. Дальнейшее снижение ЧСС с падением АД сопровождается гипоксическим поражением головного мозга и других органов. Если на этой стадии не начать реанимационные мероприятия, ребенок погибает. Снижение мозгового кровотока и гипоксемия приводят к отеку головного мозга и гипоксической энцефалопатии. Может развиться геморрагическое пропитывание ишемизированной ткани мозга. 1. Подготовка. Важны предварительная оценка клинической ситуации и заблаговременная подготовка медперсонала. 2. В родильном отделении всегда должен быть неонатолог, владеющий навыками СЛР новорожденных. 3. Всегда должны быть наготове оборудование и лекарственные средства, необходимые для проведения реанимационных мероприятий (см. табл. 32.2). 4. Реанимационные мероприятия проводят в строго определенном порядке. а. Обеспечение проходимости дыхательных путей. Ребенка укладывают так, чтобы облегчить движение воздуха при дыхании. Отсасывают содержимое носо- и ротоглотки. В некоторых случаях могут потребоваться интубация и санация трахеи. б. Дыхание стимулируют при помощи тактильного раздражения. В отсутствие дыхания начинают ИВЛ дыхательным мешком через маску или эндотрахеальную трубку. в. Для поддержания кровообращения используют непрямой массаж сердца. Начинают инфузионную терапию. 1. Оценку состояния ребенка проводят в течение первых секунд его жизни. При определении показаний к СЛР в первую очередь учитывают частоту дыхания, ЧСС и окраску кожных покровов. Если с помощью этих параметров асфиксию диагностируют уже в течение первой минуты жизни ребенка, СЛР начинают сразу, до оценки состояния ребенка по шкале Апгар (см. табл. 32.3). Если на 5-й минуте состояние ребенка по шкале Апгар ниже 7 баллов, оценку повторяют каждые 5 мин в течение 20 мин или до тех пор, пока она не составит 7 баллов или выше. Оценка состояния ребенка по шкале Апгар на 5-й и 10-й минуте жизни помогает судить о риске острой полиорганной недостаточности. 2. Первые мероприятия не должны занимать более нескольких секунд. а. Ребенка укладывают на обогреваемый столик и насухо вытирают заранее подогретыми пеленками. Придавать ребенку положение Тренделенбурга не рекомендуется. б. Ребенка укладывают на спину или на бок. Голову слегка запрокидывают. Отсасывают содержимое носо- и ротоглотки. Чтобы предупредить попадание содержимого верхних дыхательных путей в нижние, сначала очищают рот при помощи резиновой груши. Для облегчения движения воздуха через дыхательные пути под плечи ребенка подкладывают сложенное в несколько раз полотенце. в. При большом количестве содержимого в ротоглотке голову ребенка поворачивают набок во избежание аспирации. В. Дальнейшие этапы СЛР 1. Оценивают частоту дыхания, ЧСС и окраску кожных покровов. Проводят постоянную регистрацию ЧСС и сердечного ритма. 4. Центральный цианоз при ЧСС выше 100 мин –1 — показание к увеличению содержания кислорода (более 80%) во вдыхаемой смеси. 1. Показания. Интубация трахеи может потребоваться при неэффективности ИВЛ дыхательным мешком (нет повышения ЧСС или недостаточная экскурсия грудной клетки), при необходимости санации трахеи, непрямом массаже сердца, обструкции дыхательных путей увеличенным языком (например, при синдроме Беквита—Видемана), а также при грыже Бохдалека. а. Размер эндотрахеальной трубки подбирают в соответствии с гестационным возрастом или весом ребенка (см. табл. 32.5). Трубку обрезают на уровне 13 см и надевают на нее переходник. Для облегчения интубации используют проводник для эндотрахеальной трубки. б. Ребенка кладут на спину на обогреваемый столик, слегка запрокидывают ему голову. в. Ларингоскоп держат левой рукой, а правой удерживают голову. Клинок ларингоскопа проводят за корень языка и подводят под надгортанник, отодвигая его кверху так, чтобы была видна голосовая щель. г. Эндотрахеальную трубку продвигают вдоль клинка и вводят между голосовыми связками. Глубину введения трубки (от ее дистального конца до губ ребенка) рассчитывают следующим образом: к весу ребенка в килограммах прибавляют 6. Результат выражают в сантиметрах. д. Проксимальный конец введенной трубки придерживают, а ларингоскоп и проводник удаляют. ж. Убеждаются в том, что дыхание хорошо проводится, а экскурсия грудной клетки достаточна. з. Трубку закрепляют пластырем. и. Положение трубки проверяют при помощи рентгенографии. Ж. Медикаментозное лечение включает кровезаменители и инотропные средства. Они улучшают сердечную деятельность и кровоснабжение тканей, восстанавливают кислотно-щелочное равновесие. Медикаментозное лечение назначают в случаях, когда эффекта от ИВЛ 100% кислородом и непрямого массажа сердца не наблюдается в течение 30 с (сердечные сокращения отсутствуют либо ЧСС остается ниже 80 мин –1 ). 1. Вводить лекарственные средства удобнее в пупочную вену, поскольку в нее легче установить катетер. Адреналин можно вводить через эндотрахеальную трубку. Особое внимание, особенно у недоношенных, уделяют скорости введения лекарственных средств, поскольку резкие перепады АД и осмоляльности крови могут вызвать у них нарушение мозгового кровообращения. В табл. 32.6 дана характеристика отдельных лекарственных средств, применяемых для СЛР новорожденных. 3. Введение кровезаменителей помогает устранить гиповолемию и улучшить доставку кислорода тканям. Острая кровопотеря может развиться вследствие фето-материнской трансфузии до родов. Гиповолемию следует заподозрить в случаях, когда реанимационные мероприятия неэффективны или наблюдается артериальная гипотония. Обычно используют физиологический раствор, раствор Рингера с лактатом, 5% раствор альбумина или другой кровезаменитель. Вводят 10 мл/кг в/в в течение 5—10 мин. IV. Ведение в постреанимационном периоде. Новорожденных, которым проводили интенсивные реанимационные мероприятия, оцененных по шкале Апгар ниже 7 баллов на 5-й минуте жизни, переводят в отделение реанимации. В отделении за ними тщательно наблюдают по меньшей мере в течение суток для своевременной диагностики и лечения осложнений асфиксии. Лабораторные исследования включают общий анализ крови, определение глюкозы плазмы, уровня кальция в сыворотке, газов артериальной крови. Кроме этого, проводят рентгенографию грудной клетки. Б. ОПН — частое осложнение тяжелой асфиксии. Следят за диурезом и регулярно определяют уровень электролитов и креатинина в сыворотке. ОПН вследствие асфиксии редко сопровождается олигурией и, если не контролировать уровень креатинина ежедневно, может остаться недиагностированной [8]. В. Гипогликемия — частое осложнение асфиксии. Назначают 10% глюкозу, 2 мл/кг (200 мг/кг) в/в струйно или в/в капельно со скоростью 6—8 мг/кг/мин. Г. Гипокальциемия обычно возникает в первые 24—48 ч после реанимационных мероприятий. Может потребоваться введение препаратов кальция. Д. Метаболический ацидоз. После нормализации дыхания, сердечного выброса и кровоснабжения тканей вводят бикарбонат натрия. Ж. Стойкая легочная гипертензия обусловлена спазмом легочных сосудов. Возникает сброс крови справа налево с последующим развитием гипоксии и ацидоза. Проводят ИВЛ 100% кислородом, в отдельных случаях используют экстракорпоральную мембранную оксигенацию. З. Документация. Все назначения, результаты наблюдения и обследования заносят в медицинскую карту. Б. Детский церебральный паралич. В большинстве случаев детского церебрального паралича анамнестические указания на асфиксию отсутствуют. Хотя известно, что асфиксия новорожденного приводит к стойким неврологическим нарушениям, они обычно появляются вскоре после рождения. Характерно следующее [11]. 1. Низкая оценка по шкале Апгар на 10—15-й минуте жизни. 2. Проявления ишемической энцефалопатии — мышечная гипотония, вялое сосание и снижение рефлексов. 3. Судороги в первые 36 ч после рождения. За последние 20—30 лет, несмотря на значительные достижения в акушерстве и неонатологии, распространенность детского церебрального паралича среди доношенных детей не изменилась [11]. Эпилепсия и умственная отсталость, как правило, не связаны с асфиксией новорожденного. 1. MacDonald H. M. et al. Neonatal asphyxia: I. Relationship of obstetric and neonatal complications to neonatal mortality in 38 405 consecutive deliveries. J. Pediatr. 96:898, 1980. 2. Dawes G. Fetal and Neonatal Physiology. Chicago: Year Book Medical Publishers, 1968. 3. Bloom R. S., Cropley C., AHA-AAP Neonatal Resuscitation Program Steering Committee. Textbook of Neonatal Resuscitation: American Heart Association and American Academy of Pediatrics. Dallas, TX: American Heart Association, 1994. 4. Orlowski J. P., Gallager J. M., Porembka D. T. Endotracheal epinephrine is unreliable. Resuscitation 19:103, 1990. 5. Hein H. A. The use of sodium bicarbonate in neonatal resuscitation: Help or harm? Pediatrics 91:496, 1993. 6. American Academy of Pediatrics Committee on Drugs. Emergency drug doses for infants and children and naloxone use in newborns: Clarification. Pediatrics 83:803, 1989. 7. Gibbs J. et al. Naloxone hazard in infant of opioid abuser. Lancet 2:159, 1989. 8. Karlowicz M. G., Adelman R. D. Nonoliguric and oliguric acute renal failure in asphyxiated term neonates. Pediatr. Nephrol. in press 1995. 9. Jain L. et al. Cardiopulmonary resuscitation of apparently stillborn infants: Survival and long-term outcome. J. Pediatr. 118:778, 1991. 10. Ballard R. A. Resuscitation in the Delivery Room. In H. W. Taeusch, R. A. Ballard, M. E. Avery (eds.), Schaffer and Avery’s Diseases of the Newborn (6th ed.). Philadelphia: Saunders, 1991. P. 204. 11. American Academy of Pediatrics, American College of Obstetricians and Gynecologists. Relationship between Perinatal Factors and Neurologic Outcome. In R. L. Poland, R. K. Freeman (eds.), Guidelines for Perinatal Care (3rd ed.). Elk Grove Village, II: American Academy of Pediatrics, 1992. Pp. 221—224.
|