Чем недовольна простакова недоросль

Госпожа Простакова

История создания героя, прототипы

Чем недовольна простакова недоросль. Смотреть фото Чем недовольна простакова недоросль. Смотреть картинку Чем недовольна простакова недоросль. Картинка про Чем недовольна простакова недоросль. Фото Чем недовольна простакова недоросль

Кадр из ф/с «Недоросль». Простакова — актриса Элла Далматова

«Характеры дураков в ней [комедии] – верные и ловкие списки с карикатур тогдашней действительности» — так Белинский писал о «Недоросле». Д. И. Фонвизин создавал образ Простаковой, наблюдая за современным ему классом помещиков. Этот образ, безусловно, собирательный. Помещица воплощает в себе черты многих крепостников-самодуров второй половины XVIII века. Одним из вероятных прототипов могла послужить печально известная «Салтычиха».

Описание героя

Госпожа Простакова – мать Митрофана, жестокая, грубая и невежественная помещица. К своим крепостным людям она относится, как к рабам, и считает, что может делать с ними все что угодно. Свою жестокость Простакова оправдывает дарованным указом о вольности дворянской. В ее понимании этот указ позволяет в рамках закона совершенно свободно распоряжаться крестьянскими жизнями.

Деспотизм и грубость Простаковой ярче всего характеризуют ее самоуверенные слова: «То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится».

Простакова уже давно господствует в семье. Своего безвольного мужа она фактически превратила в некое подобие крепостного человека. Мужчина беспрекословно ей подчинен. Косвенным образом (через сон Митрофана) становится известно, что Простакова даже избивает супруга.

Чем недовольна простакова недоросль. Смотреть фото Чем недовольна простакова недоросль. Смотреть картинку Чем недовольна простакова недоросль. Картинка про Чем недовольна простакова недоросль. Фото Чем недовольна простакова недоросль

Сцена из спектакля Малого театра «Недоросль». 1987

Деспотичная помещица безнадежно глупа и низменна. В самом начале произведения она возмущается тем, что «девушки грамоте умеют». Свою безграмотность Простакова объясняет приличным «воспитанием»: «Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому».

Невежество Простаковой ярко проявляется в сценах обучения Митрофана и демонстрации его знаний перед Стародумом. Мать с «легкостью» решает задачи для сына и заключает: «Деньги есть – сочтем и без Пафнутьича…». Урок Кутейкина прерывает Вральман, а Простакова соглашается с ним: «Коли ученье так опасно для твоей [Митрофана] головушки, так по мне перестань». Наконец, после показа уровня «образованности» сына довольная мать делает главное заключение: «Без наук люди живут и жили».

Госпожа Простакова – невероятно жадная женщина, о чем свидетельствует множество примеров. Сшить кафтан для Митрофана она поручает дворовому Тришке, чтобы не платить портному. Для сына она за копейки нанимает самых никудышных учителей, да и им задерживает жалование.

У госпожи Простаковой все же есть одно положительное качество, смягчающее этот крайне неприятный образ – беззаветная любовь к сыну. Впрочем, эта слепая любовь в сочетании с глупостью идет не на пользу Митрофана, а превращает его в неблагодарного эгоиста.

Чем недовольна простакова недоросль. Смотреть фото Чем недовольна простакова недоросль. Смотреть картинку Чем недовольна простакова недоросль. Картинка про Чем недовольна простакова недоросль. Фото Чем недовольна простакова недоросль

Простакова. Иллюстрация Н. Муратова

Роль героя в произведении

Простакова играет главную роль в комедии. Прежде всего, помещица-самодурка – основной объект авторской критики. Простакова превращает жизнь своих крепостных крестьян в настоящий ад. Она безжалостно распоряжается судьбами подвластных людей и намерена выдать Софью замуж сначала за Скотинина, а затем за Митрофана. В любом случае девушка была бы обречена на несчастную жизнь.

К счастью, о творимых Простаковой беззакониях становится известно властям. Передача ее имения под опеку правительства является счастливой развязкой произведения.

Само название комедии тесно связано с госпожой Простаковой. Именно она виновата в появлении еще одного глупого и совершенно бесполезного «недоросля» – Митрофанушки.

Развитие героя по мере сюжета

Простакова неисправима. На протяжении всего произведения она остается собой. Деспотичный характер помещицы уже ничто не изменит. Автор доказывает это в финале. Вымолив у Стародума прощение, Простакова злорадно предвкушает, какому страшному наказанию подвергнет своих людей: «Теперь-то я всех переберу поодиночке».

Самодурка еще может перенести объявление указа о лишении имения. Гораздо более страшным ударом для нее становится отвержение любимым сыном: «И ты меня бросаешь! А! неблагодарный!». Можно только предполагать, как скажется на характере Простаковой этот печальный результат воспитания Митрофана.

Отношение автора к герою

Как известно, убеждения самого Фонвизина в комедии выражают Стародум и отчасти Правдин. Вот как они характеризуют Простакову: «презлая фурия» с «адским нравом»; «от таких-то животных пришел я освободить [Софью]»; «бесчеловечие злой помещицы»; «нарушительница гражданского спокойствия»; «мастерица толковать указы!»; «госпожа бесчеловечная». Нельзя не признать справедливость всех этих эмоциональных оценок.

Чем недовольна простакова недоросль. Смотреть фото Чем недовольна простакова недоросль. Смотреть картинку Чем недовольна простакова недоросль. Картинка про Чем недовольна простакова недоросль. Фото Чем недовольна простакова недоросль

Сцена из спектакля Малого театра «Недоросль». 1987

Прототипы

Одним из возможных прототипов Простаковой ряд критиков считает московскую помещицу Д. Н. Салтыкову («Салтычиху»). В 1762 г. за причинение увечий и убийства крепостных она была приговорена сначала к смерти, а затем к пожизненному заключению. Дело «Салтычихи» долгое время горячо обсуждалось в русском обществе.

Экранизации

В 1987 г. в СССР был снят фильм-спектакль «Недоросль». Роль Простаковой в нем исполнила актриса Малого театра, Заслуженная артистка РСФСР Э. Н. Далматова. Элла Николаевна «облагородила» образ невежественной помещицы. Простакова в ее исполнении не внушает такого отвращения, как в самом произведении. В финале отвергнутая сыном мать даже вызывает жалость.

Наше краткое информативное видео — обязательно посмотрите для закрепления материала:

Источник

Проблемы воспитания и образования в комедии «Недоросль» Фонвизина

Детство госпожи Простаковой

Рассказ о жизни дворянки писатель начинает с ее юных лет. Основы личности госпожи Простаковой закладывались в детстве ее родителями. Семья Скотининых была многодетной, позже часть детей умерла по недосмотру, в живых осталась только будущая помещица и ее брат.

Чем недовольна простакова недоросль. Смотреть фото Чем недовольна простакова недоросль. Смотреть картинку Чем недовольна простакова недоросль. Картинка про Чем недовольна простакова недоросль. Фото Чем недовольна простакова недоросль

Их отец проходил когда-то военную службу, а затем вышел в отставку и неожиданно разбогател. Этот человек не получал образования, так же он воспитал и своих детей, считая, что незачем забивать им голову лишними знаниями. Отличительная черта старшего Скотинина — жадность. Это качество он сполна передал сыну и дочери.

Фонвизин неспроста наградил всех героев говорящими фамилиями, чтобы читатель сразу понимал, что перед ним за персонаж. Все члены семьи Скотининых отличаются грубой, низкой, алчной и злой натурой. Они больше напоминают животных, чем людей. В конце концов глава семьи умирает на сундуке, набитом золотыми монетами — вот бесславный итог его жизни.

Судьба Простаковой

В пьесе воспитание и наследственность практически полностью определяют будущий характер и склонности личности. И образ Простаковой в комедии «Недоросль» не становится исключением. Женщина воспитывалась в семье необразованных помещиков, основной ценностью которых были материальные блага – ее отец даже умер на сундуке с деньгами. Неуважение к другим, жестокость по отношению к крестьянам и готовность пойти на все ради выгоды Простакова переняла от своих родителей. А тот факт, что в семье было восемнадцать детей и только двое из них выжили – остальные умерли по недосмотру – вызывает настоящий ужас.

Возможно, если бы Простакова вышла замуж за образованного и более активного мужчину, недостатки ее воспитания со временем становились все менее заметными. Однако ей в мужья достался пассивный, глупый Простаков, которому проще прятаться за юбку активной жены, чем самому решат хозяйственные вопросы. Необходимость самой управлять целой деревней и старопомещицкое воспитание сделали женщину еще более жестокой, деспотичной и грубой, усилив все негативные качества ее характера.

Рассматривая историю жизни героини, перед читателем проясняется неоднозначная характеристика Простаковой в «Недоросли». Митрофан – сын женщины, единственное ее утешение и отрада. Однако ни он, ни ее муж не ценят затрачиваемых Простаковой сил на управление деревней. Достаточно вспомнить всем известную сцену, когда в конце пьесы Митрофан бросает свою мать, а муж способен только упрекнуть сына – Простаков также остается в стороне ее горя, не пытаясь утешить женщину. Даже при всем сварливом характере Простакову жалко, ведь ее бросают самые близкие люди.

Характер героини

Женщина беспощадна к своим крестьянам и вытягивает из них все соки, точно так же, как и ее родной брат, Тарас Скотинин. При этом Простакова хитра и обладает «звериным» чутьем. Перед сильными мира сего она преображается и ведет себя совершенно иначе. Это видно по ее общению со Стародубом и чиновником Правдиным. Осознавая угрозу своему положению, помещица может запросто броситься в ноги к «важному» человеку, способному повлиять на ее судьбу.

Образ Простаковой в комедии «Недоросль» характеризуется цитатами из пьесы:

Возможно, эта женщина имела бы более мягкий и приятный нрав, но ей не повезло с замужеством. Ее муж был глуп, ленив и слаб.

Простакова деградировала год за годом, пока не опустилась до скотского состояния, в котором и пребывала теперь.

За что и как наказана Простакова в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

В комедии «Недоросль» Фонвизин поднимает злободневные проблемы современной ему действительности, а также размышляет о решении вечных вопросов. Автор осуждает злоупотребление властью, крепостное право, смеется над непросвещенностью, глупостью помещиков. Эта комедия рисует быт и нравы русского помещичьего дома, дает нам портреты уездных невежественных дворян. В центре внимания — семейные отношения Простаковых. Уже из первых явлений становится ясным, что центральное лицо в доме — г-жа Простакова, гроза и владычица крепостных слуг и собственных родичей. Суть отношений между мужем и женой выразительно передает фраза г-на Простакова: «При твоих глазах мои ничего не видят».

Грубо помыкая покорным супругом, г-жа Простакова превратила его в безвольную тряпку, в свое послушное орудие. Именно эту роль отводит ему она, приказывая расправиться с Тришкой: «Поди, сударь, и теперь же накажи…». Но Простакова проявляет себя не только как деспот, но и как безрассудная мать, любящая своего Митрофанушку слепой и животной любовью. Она готова потакать ему во всем. Даже непомерная прожорливость сына вызывает у нее, прежде всего, умиление и лишь потом беспокойство о его здоровье.

Показана и жадность Простаковой, жажда наживы. Настоящее смятение вызывает у нее и Скотинина, брата Простаковой, известие о том, что Стародум нажил десять тысяч рублей и делает Софью наследницей своего состояния. Это заставляет оборотистую г-жу Простакову на ходу перестроить свои планы: на такой выгодной невесте следует женить уже не брата, а сына.

Откуда же такие дикие нравы и повадки? Из реплики Простаковой мы узнаем о раннем детстве ее и Скотинина. Они росли среди темноты и невежества. В этих условиях погибли их маленькие братья и сестры, и моральное убожество перераспределилось на оставшихся в живых двух представителей скотининского рода. Детей в семье ничему не учили. В этой среде и началось формирование характера Простаковой и Скотинина. А, став полновластной хозяйкой в доме мужа, Простакова получила еще большие возможности для развития всех отрицательных черт своего характера. Даже высокое чувство материнской любви приняло у Простаковой уродливые формы.

Неграмотная и невежественная Простакова все же понимала, что существуют «указы», которые позволяют ей так жестоко относиться к крепостным. Простаковы опирались на существующие законы, которые разрешали им безнаказанно угнетать крестьян. Правдин бросил реплику в сторону героини: «Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен», и получил ответ: «Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен. Да на что же дан нам указ о вольности дворянства?»

Большая заслуга Фонвизина в том, что ему удалось показать помещичий произвол над крепостными как следствие правительственной политики Екатерины Великой.

За свою деспотичность, жестокость, своенравие, слепое обожание сына, за жадность и безнравственность Простакова жестоко наказана. Она не только лишается бесконтрольной помещичьей власти, но и сына: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!» Но слышит грубый ответ своего идола: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». В этот трагичный момент в озверелой тиранке, вырастившей бездушного негодяя, проглядывают истинно человеческие черты несчастной матери.

В изображении г-жи Простаковой Фонвизин проявил себя как реалист. Он показал на сцене живую личность, чьи поступки и темные страсти отражают, как в зеркале, жестокие и античеловеческие условия породившей и искалечившей ее среды.

Одной из важных проблем комедии Фонвизина «Недоросль» является проблема воспитания. Эта всегда волновала Фонвизина. Он неутомимо ратовал за расцвет просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями страны. О воспитании в пьесе говорят все — начиная госпожи Простаковой и заканчивая Правдиным и Стародумом. Фонвизин показывает столкновение двух взглядов на воспитание и образование: патриархального (Простакова, Скотинин, Митрофан) и передового, просветительского (Стародум, Правдин, Милон, Софья).

Простакова и Скотинин стоят на консервативный позициях. Простакова заявляет, что не умеет читать, да и вообще, слыханное ли дело, что «девушки грамоте умеют!» Того же самого взгляда придерживается и Скотинин, который тоже «от роду ничего ни читывал».

Но уже и Скотинин, и Простакова начинают понимать, что времена меняются, и без образования нельзя обойтись. Конечно, дворянский титул позволит получить какой-нибудь чин, но пробиться в высшее общество можно только, имея хорошее образование. Поэтому они заставляют Митрофана учиться и нанимают ему учителей. Но и здесь они стараются всячески уберечь Митрофанушку от учителей и проклятого учения.

В результате Митрофан вырастает не просто невеждой, не знающий абсолютно ничего и не желающий ничему учиться. Это еще и злобный, грубый, жестокий и бессердечный человек. Он вырос бездушным эгоистом, совершенно не уважающим даже свою мать. Абсолютно прав Стародум, говоря, что это и есть злонравия достойные плоды».

В противовес Митрофанушке Фонвизин создает положительный образ молодого человека, честного, благородного, образованного. Это молодой офицер Милон. Драматург вкладывает в этот образ определенную идею, ведь он искренне верит, что именно такие люди могут по-настоящему служить своей родине.

В уста героя Стародума Фонвизин вложил свои идеи относительно воспитания молодого поколения Знаменательно явление 2 четвертого действия пьесы, где Стародум воспитывает Софью, высказывая ей свои мысли, свои жизненные наблюдения. Из беседы героев мы узнаем, что Софья хочет заслужить доброго о себе мнения от людей достойных. Она хочет жить так, чтобы, по возможности, никого никогда не обидеть. Стародум наставляет девушку на «путь истинный», и она вбирает в себя все жизненные истины своего дяди. Можно сказать, что наставления Стародума легли на благодарную почву. Они, несомненно, дадут свои положительные плоды.

Проблема воспитания проявляется также и в образах учителей Митрофана. Создавая их, Фонвизин, скорее всего, стремился показать, что вряд ли учителя, подобные Кутейкину, который сам не закончил семинарию, или Вральману, бывшему кучеру, смогут научить чему-нибудь толковому молодого человека. Из них один Цыфиркин вызывает симпатию своей честностью, прямотой и добросовестностью. Он отказывается брать деньги, которые не заслужил, т. к. ничему не смог научить дубиноголового Митрофана.

Драматург считает, что она имеет важное государственное значение, ибо только в правильном воспитании находится источник спасения от грозящего обществу зла. История воспитания Митрофанушки объясняет, откуда берутся Скотинины и что следует изменить, чтобы они более не появлялись: уничтожить рабство и преодолеть путем нравственного воспитания пороки человеческой натуры.

Художественное своеобразие «Недоросля» определяется тем, что в пьесе сочетаются черты классицизма и реализма. Формально Фонвизин оставался в рамках классицизма: соблюдение единства места, времени и действия, условное деление персонажей на положительных и отрицательных, схематизм в изображении положительных, «говорящие фамилии», черты резонерства в образе Стародума и так далее. Но, в то же время, он сделал определенный шаг в направлении к реализму. Это проявляется в точности воспроизведения провинциального дворянского типа, социальных отношений в крепостной деревне, верность воссоздания типических черт отрицательных персонажей, жизненная достоверность образов. Впервые в истории русской драматургии любовная интрига была отодвинута на второй план и приобрела второстепенное значение.

Таким образом, комедия Фонвизина — явление новое, потому что она написано на материале русской действительности. В ней сочетаются черты реализма и классицизма. Более того, автор новаторски подошел к проблеме характера героя, первый из русских драматургов стремился к его психологизации, к индивидуализации речи персонажей. В свое произведение Фонвизин вводит биографии героев, комплексно подходит к решению проблемы воспитания, обозначая триединство этой проблемы: семья, учителя, среда, то есть, проблема воспитания поставлена здесь как социальная проблема. Все это позволяет сделать вывод, что «Недоросль» — произведение просветительского реализма.

Отношения с окружающими

Во времена крепостного права трудно было отыскать помещика, который бы по-человечески относился к своим крестьянам. Презрительно относилась к низшему сословию и Простакова. По ее мнению, крепостные — это не люди, а значит и человеческого отношения они не заслуживали. Чувство благодарности было этой госпоже неведомо.

Помещица постоянно гоняла няню своего сына Митрофанушки, оскорбляла пожилую женщину, называя ее «старой ведьмой» и давая другие нелестные эпитеты.

К своей воспитаннице Софье женщина относилась немногим лучше. Поначалу она воспринимала девушку, как бедную сироту, не проявляла к ней доброты и сердечности, не считала нужным соблюдать правила приличия. Однако все переменилось в тот момент, когда Стародум наделил Соню приданым.

Хитрая Простакова сразу же вознамерилась прибрать к рукам чужое богатство и выдать девушку за своего сына. При этом помещица ничем не гнушалась и пошла даже на похищение Софьи. В одном из эпизодов дано описание, как Простакова вязала кошелек, куда сын должен был складывать деньги жены после свадьбы.

Мнением мужа помещица пренебрегала. Для нее было в порядке вещей унижать мужчину в присутствии чужих людей, а о проявлении нежности к супругу с ее стороны не могло быть и речи. Помещица совершенно не уважала чужой труд.

Нанимая своему сыночку учителей, потому что так было модно, она не платила им жалование целый год.

Самой большой радостью в жизни Простаковой был Митрофанушка. Он вырос избалованным парнем, которому прощался любой проступок. Никакого воспитания Митрофан не получал, а просто проводил время, как ему хочется. Отсутствие воспитательных мер дало свои плоды. Митрофан вырос копией своей матери. С окружающими он был груб и пренебрежителен. К родителям Митрофан также не проявляет особого почтения.

Роль образа в произведении

Для написания сочинения пригодится кратко изложенный анализ образа героини и его роли в комедии. Целью Фонвизина было показать на примере Простаковой ущербность части дворянства того времени. Нравственный кризис настиг этих людей в первую очередь по причине отсутствия просвещения. Неслучайно автор демонстрирует читателю детство помещицы и ее обращение с собственным сыном.

В сюжете пьесы на примере Скотининых и Простаковых явно прослеживается невежество и отсутствие возвышенных устремлений сразу у нескольких поколений.

Главной целью в жизни этих людей становится праздность, накопительство, подчинение себе других людей. Показывая злонравие помещицы, применяющей к крепостным бесчеловечные наказания, Фонвизин лишний раз поднимает тему отмены крепостного права, освобождения крестьян от непосильного бремени каторжного труда.

Жизненные принципы Простаковой в финале приводят ее к трагедии. Женщина лишается имения и любимого сына, муж отворачивается от нее. Такой страшный конец истории становится для помещицы настоящей трагедией. Она оказалась без денег и власти над людьми. Это был полный крах. Вот почему Простакова восклицает в своей последней реплике: «Погибла я совсем!».

Источник

В чём вина и в чём беда госпожи Простаковой? по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)

В «Недоросле» Д.И.Фонвизин изобразил пороки общества, присущие его современности. Ключевой фигурой комедии выступает помещица Простакова. Натура этой женщины грубая и необузданная. При отсутствии сопротивления она наглеет, но как только наталкивается на силу – проявляет трусость.

Властная помещица беспощадна ко всем, кто в ее власти, но одновременно готова в ногах валяться у тех, кто сильнее.

Об этом красноречиво свидетельствует эпизод с Правдиным в финале комедии. Невежественная мещанка враждебно настроена к просвещению: по ее мнению, образование излишне. Лишь по необходимости она нанимает учителей для сына Митрофана, чтобы ее чадо «вышло в люди». При этом сама помещица мешает образовательному процессу. А учителя – Кутейкин и Цыфиркин, целый год ждут от нее жалованья за свой труд.

По отношению к людям Простакова руководствуется лишь меркантильностью. Это подтверждается ее отношением к Софье и Стародуму. Ради собственной выгоды она готова даже закон преступить. У нее нет понятий о нравственности, напрочь отсутствует чувство долга, достоинство, человеколюбие. Убежденная крепостница относится к подневольным людям как к вещам, с которыми можно поступать по настроению. Помещица уверена, что управление хозяйством следует вести через ругань и рукоприкладство.

Деспотичная натура груба не только с крепостными, но и с домочадцами. Безвольного супруга Простакова в «грош не ставит» и постоянно помыкает робким хозяином. Единственный, к кому Простакова привязана всем сердцем – ее Митрофанушка. Забота о благополучии и счастье своего отпрыска – главная составляющая ее существования. Но слепая, уродливая любовь к чаду не приносит пользы ни ей, ни чаду.

Автор показал условия, в которых формировался характер Простаковой. Это во многом объясняет уродливые формы ее мировоззрения. Семья поместных дворян отличалась невежеством. Родители не дали дочери достойного воспитания, не привили моральных устоев, не заложили зерна добра в душу. Большое влияние на «госпожу бесчеловечную» оказало и царящее крепостничество. Будучи безраздельной владелицей чужих судеб при извращенных моральных понятиях, она превратилась в настоящего тирана.

Однако в финале Простакова терпит крах, теряя все: имение, сына, власть над крепостными. Это поражение можно считать концом существующей системы воспитания и залогом торжества новых идей.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Характеристика Простаковой

Чем недовольна простакова недоросль. Смотреть фото Чем недовольна простакова недоросль. Смотреть картинку Чем недовольна простакова недоросль. Картинка про Чем недовольна простакова недоросль. Фото Чем недовольна простакова недоросль

Одним из центральных персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» является госпожа Простакова — богатая помещица, властная, жестокая, деспотичная. Особенно ярко её тяжёлый характер проявляется в отношении к беззащитным слугам, над которыми она безнаказанно издевается. Болезненная, гипертрофированная любовь главной героини к сыну губит молодого человека, делает из него морального калеку. Характеристика Простаковой важна для понимания важности темы воспитания, которую автор выделяет в пьесе как основную. Невежественная, жадная и лицемерная, помещица прививает аналогичные качества своему сыну, но в итоге получает по заслугам.

Чем недовольна простакова недоросль. Смотреть фото Чем недовольна простакова недоросль. Смотреть картинку Чем недовольна простакова недоросль. Картинка про Чем недовольна простакова недоросль. Фото Чем недовольна простакова недоросль

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.

Полное имя — не указано, г-жа Простакова.

Возраст — не указан, женщина среднего возраста.

Род занятий — помещица.

Семья — супруг Терентий Простаков, сын Митрофан и родной брат Тарас Скотинин.

Социальное положение — дворянка, помещица.

Происхождение — родом из старинного дворянского семейства.

Воспитание — воспитанием никто не занимался, примером для подражания стал необразованный, недалёкий и жадный отец.

Образование — необразованная женщина, не умеющая даже читать.

Внешность — не указана.

Характер — жестокая, лицемерная, циничная, жадная, корыстолюбивая, властная.

Положительные черты — отсутствуют, даже любовь к сыну является преувеличенной, болезненной.

Отрицательные черты — невежественная, невоспитанная, грубая, безжалостная женщина, которая в окружающих людях (за исключением сына) видит
плохое.
Произведение — «Недоросль».

Автор — Денис Иванович Фонвизин.

Цитатная характеристика

Описание Простаковой с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Простаковой основан на том, что она является дворянкой, помещицей.

«Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию…»

Источник: Действие первое, явление 1

Во владении г-жи Простаковой — большое поместье и деревни с крепостными.

«…повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни…»

Источник: Действие пятое, явление 4

Г-жа Простакова — из рода Скотининых. После смертей в раннем возрасте многочисленных братьев и сестёр в живых остались только она и её брат Тарас Скотинин.

«Ведь и я по отце Скотининых. Покойник батюшка женился на покойнице матушке. Она была по прозванию Приплодиных. Нас, детей, было у них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти господней, примерли. Иных из бани мертвых вытащили. Трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались. Двое о святой неделе с колокольни свалились; а достальные сами не стояли, батюшка!

Источник: Действие третье, явление 5

«Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь».

Источник: Действие четвертое, явление 7

Внешность

Портретная характеристика г-жи Простаковой основана на том, что она является женщиной средних лет. Простакова чувствует, что уже немолода.

Источник: Действие второе, явление 5

Черты характера и поступки

Г-жа Простакова является очень грубой женщиной, способной оскорблять окружающих людей без повода, только в силу своего тяжёлого характера.

«А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя…»

Источник: Действие первое, явление 2

Простакова — жестокая женщина, в которой нет ни капли милосердия даже к больным людям.

Простакова ни во что не ценит слуг и всячески обижает их.

«…я холопям потакать не намерена…»

Источник: Действие первое, явление 3

«Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти

Источник: Действие пятое, явление 2

Простакова совершенно не ценит профессионализм и считает, что любой дурак сможет качественно выполнить сложную работу.

«Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!»

Источник: Действие первое, явление 2

Простакова не ценит своего мягкого, глупого мужа. Она помыкает им, способна унизить при посторонних людях.

«Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко».

Источник: Действие первое, явление 3

«Как теленок, мой батюшка, оттого-то у нас в доме все и избаловано. Ведь у него нет того смыслу, чтоб в доме была строгость, чтоб наказать путем виноватого. Все сама управляюсь…»

Источник: Действие второе, явление 5

Г-жа Простакова — настойчивая женщина, которая непременно всё сделает по-своему.

«…что захотела, поставлю на своем…»

Источник: Действие четвертое, явление 9

«А я уж знаю, что делать… А мы свое возьмем».

Источник: Действие четвертое, явление 9

Единственным человеком, которого Простакова любит всем сердцем, является её 15-летний сын Митрофан. Он — её надежда и отрада.

«Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение».

Источник: Действие первое, явление 4

«За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умолить, — даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть».

Источник: Действие четвертое, явление 8

«Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди».

Источник: Действие второе, явление 5

Будучи ограниченной, недалёкой женщиной, Простакова не видит особого смысла в образовании и в таком же духе воспитывает сына Митрофана.

«Без наук люди живут и жили».

Источник: Действие четвертое, явление 8

«Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек».

Источник: Действие второе, явление 6

«Да что за радость и выучиться? Мы это видим своими глазами и в нашем краю. Кто посмышленее, того свои же братья дворяне тотчас выберут еще в какую-нибудь должность».

Источник: Действие четвертое, явление 8

Простакова вынуждена нанять Митрофану учителей только потому, что это требование времени — дворяне должны быть грамотными.

«Да ныне век другой, батюшка! (К Стародуму.) Последних крох не жалеем, лишь бы сына всему выучить! Мой Митрофанушка из-за книги не встает по суткам. Материно мое сердце. Иное жаль, жаль, да подумаешь: зато будет и детина хоть куда».

Источник: Действие третье, явление 5

«Ребенок, не выучась, поезжай-ка в тот же Петербург: скажут, дурак. Умниц-то ныне завелось много. Их-то я боюсь».

Источник: Действие третье, явление 8

Г-жа Простакова видит, что её сын не особенно смышлён. Вместо базовых научных знаний она предлагает ему собственный жизненный подход, который заключается в жадности и поиске личной выгоды.

«Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!»

Источник: Действие третье, явление 7

«Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке».

Источник: Действие третье, явление 7

«Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько».

Источник: Действие третье, явление 7

Простакова — властная женщина, требующая не только от слуг и членов семьи, но и от всех окружающих полного повиновения.

«…я люблю, чтоб и чужие меня слушали…»

Источник: Действие первое, явление 5

«Да которая бестия без моего спросу отдает тебе письма! Я доберусь».

Источник: Действие первое, явление 6

Простакова — жестокая, жадная помещица, которая забирает у крестьян последний кусок хлеба, не дает им спокойно жить и трудиться.

«С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»

Источник: Действие первое, явление 2

Г-жа Простакова — корыстолюбивая женщина, у которой главной ценностью являются деньги. Узнав о том, что бедная сиротка Софья неожиданно стала богатой наследницей, она спешит сосватать её за своего сына Митрофана.

«Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя! Я вне себя с радости! Теперь тебе надобен жених. Я, я лучшей невесты и Митрофанушке не желаю».

Источник: Действие первое, явление 7

«Сегодня, однакож, в первый раз здешняя хозяйка переменила со мной свой поступок. Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости, и я по всем ее обинякам вижу, что прочит меня в невесты своему сыну».

Источник: Действие второе, явление 2

Простакова — женщина крутого нрава, вымещающая свою злобу на беззащитных людях.

«…положить скоро границы злобе жены…»

Источник: Действие второе, явление 1

«…жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома».

Источник: Действие первое, явление 1

«С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!».

Источник: Действие второе, явление 5

Г-жа Простакова в силу своего небольшого ума и природной злости способна решать проблемы лишь с помощью драки. Чтобы решить вопрос женитьбы в пользу Митрофана, она затеяла драку с родным братом.

«…Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи… Сердце взяло, дай додраться!»

Источник: Действие третье, явление 3

Источник: Действие третье, явление 3

Г-жа Простакова полна лицемерия. Чтобы заполучить Софью в качестве невесты для Митрофана, она всячески пытается предстать в выгодном свете перед Стародумом.

Узнав о предстоящей расправе, г-жа Простакова полностью разбита. Она до последнего пытается оправдать себя.

«Ах я, собачья дочь! Что я наделала!»

Источник: Действие пятое, явление 3

«Прости и ты меня, грешную. Ведь я человек, не ангел».

Источник: Действие пятое, явление 4

Раскаяние Простаковой — лицемерие. Известие о пощаде пробуждает в ней страшный гнев, желание расправиться с беззащитными крестьянами.

Простакова не чувствует никакой своей вины в случившемся. Она искренне считает, что является полноправной хозяйкой человеческих жизней и только она вправе решать их судьбы.

За жестокость по отношению к людям Простакову наказывают по справедливости, отобрав у неё имение и крепостных крестьян.

«Именем правительства вам приказываю сей же час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни».

Источник: Действие пятое, явление 4

Потеряв власть над людьми, Простакова теряет смысл своей жизни. Но еще большим ударом для неё становится грубость и жестокость ненаглядного Митрофанушки, который отталкивает её.

«Куда я гожусь, когда в моем доме моим же рукам и воли нет!»

Источник: Действие пятое, явление 5

«Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!»

Источник: Действие пятое, явление последнее

Воспитание

Г-жа Простакова, несмотря на своё высокое положение в обществе, — неграмотная женщина, которая даже не умеет читать.

«Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому. (К мужу.) Читай».

Источник: Действие первое, явление 6

Простакову глубоко возмущает тот факт, что девушки её сословия получают образование.

«Вот до чего дожили. К девушкам письма пишут! Девушки грамоте умеют!»

Источник: Действие первое, явление 6

Своей безграмотностью и невежеством г-жа Простакова обязана отцу, который был категорически против образования.

«Старинные люди, мой отец! Не нынешний был век. Нас ничему не учили. Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу. Кстати ли? Покойник-свет и руками, и ногами, царство ему небесное! Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет».

Источник: Действие третье, явление 5

Г-жа Простакова — тёмная и недалёкая женщина, она не понимает, в чём заключается смысл географии, считая её «не дворянской» наукой.

«Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка».

Источник: Действие четвертое, явление 8

Примером того, как нужно устраиваться в жизни, для г-жи Простаковой служит её родной отец — человек безграмотный, невежественный, но очень жадный, скупой. Смысл его жизни заключался в накоплении денег, над которыми он в итоге и умер.

«Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить.Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю, покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! Каково это?»

Источник: Действие четвертое, явление 8

Характеристика Простаковой другими героями

Митрофан (сын)

Митрофан заискивает перед матерью, зная, что она руководит домом, но на самом деле пренебрежительно относится к ней.

Митрофан, перенявший от матери все негативные качества, в итоге сам жестоко бросает её в трудную минуту.

Г-н Простаков (муж)

Будучи человеком мягким и безвольным, г-н Простаков во всём слушается жену, потакает её капризам, боится как-то ненароком её задеть или обидеть.

«В этом я тебе, матушка, и верил, и верю».

Источник: Действие первое, явление 3

Скотинин (брат)

Г-жа Простакова очень похожа на своего родного брата, Тараса Скотинина. Он замечает их общую склонность к насилию и жестокости по отношению к другим людям.

«Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание до завтрева; а завтра, коль изволишь, я и сам охотно помогу. Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою».

Источник: Действие первое, явление 4

Скотинин не церемонится с сестрой и, отстаивая собственные интересы, готов с ней драться.

Правдин

Дворянин Правдин, состоящий на государственной службе, замечает, какие бесчинства царят в поместье Простаковых. Он намерен прекратить издевательства над беззащитными людьми со стороны г-жи Простаковой.

«Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме. Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже обо всем нашего начальника и не сомневаюсь, что унять их возьмутся меры».

Источник: Действие второе, явление 1

Правдин замечает, что Простакова является ловким манипулятором, заставляя людей поступать так, как ей выгодно.

«Какая жалость, господин Скотинин! Сестрица ваша играет вами, как мячиком».

Источник: Действие второе, явление 3

Став свидетелем бесчинств Простаковой, Правдин выносит ей справедливый приговор. Он видит истинный характер помещицы и не становится жертвой её лицемерия.

«Злодеяние, которому я сам свидетель…»

Источник: Действие пятое, явление 3

«Требовать от правительства, чтоб сделанная ей обида наказана была всею строгостью законов. Сейчас представлю ее перед суд, как нарушительницу гражданского спокойства».

Источник: Действие пятое, явление 3

«Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может».

Источник: Действие пятое, явление 4

Правдин осуждает поведение Простаковой, но понимает, что в его основе лежит всепоглощающая, неразумная любовь к единственному сыну.

«Правдин (Митрофану) Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья»

Источник: Действие пятое, явление последнее

Софья

Софья подчёркивает неприкрытое лицемерие г-жи Простаковой, которая ранее никогда с ней не была ласкова, но с известием о её наследстве резко поменяла своё отношение.

«Сегодня, однакож, в первый раз здешняя хозяйка переменила со мной свой поступок. Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости, и я по всем ее обинякам вижу, что прочит меня в невесты своему сыну».

Источник: Действие второе, явление 2

Стародум

Стародум, прекрасно образованный мужчина, презрительно относится к г-же Простаковой, отвергающей просвещение.

«В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь».

Источник: Действие четвертое, явление 8

Стародум видит все пороки Простаковой, однако он считает, что каждый человек имеет право на прощение.

«Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чортом».

Источник: Действие пятое, явление 4

Стародум, будучи мудрым, опытным человеком, понимает, что характер г-жи Простаковой так быстро не изменится, и она останется при своих жизненных принципах. Но он надеется, что со временем жестокая помещица сможет переосмыслить своё отношение к людям.

«Она и в три часа напроказить может столько, что веком не пособишь».

Источник: Действие пятое, явление 5

«Сударыня! Ты сама себя почувствуешь лучше, потеряв силу делать другим дурно».

Источник: Действие пятое, явление 5

Видя личную трагедию г-жи Простаковой, Стародум приходит к логическому выводу, что всему виной — её жестокость и самодурство.

«Вот злонравия достойные плоды!»

Источник: Действие пятое, явление последнее

Милон

Милон видит злонравную сущность г-жи Простаковой и искренне презирает её.

«И преступление, и раскаяние в ней презрения достойны».

Источник: Действие пятое, явление 4

Речевая характеристика госпожи Простаковой

Характеристика речи госпожи Простаковой полностью отражает сущность главной героини. Будучи необразованной, невежественной женщиной, она не способна выражать свои мысли грамотно, красиво, культурно. Её речь пестрит народными и просторечными словами и выражениями, которые подчеркивают её безграмотность: «арихметика», «первоет», «еоргафия», «так авось либо господь милостив», «ходишь, развеся уши».

Речь помещицы Простаковой, её манера выражаться ничем не отличается от речи необразованных, тёмных слуг и крепостных крестьян, прислуживающих ей. Последних она ни во что не ставит и, будучи женщиной злой и сварливой, постоянно оскорбляет. В обращении со слугами в речи Простаковой часто встречаются ругательства: «харя», «рыло», «каналья», «бестия», «остолбенела», «скот», «урод». Женщина уверена, что имеет полное право так обращаться с «холопями», что ещё больше подчеркивает её деспотизм по отношению к зависимым, беззащитным людям.

Все личностные качества г-жи Простаковой отражаются в её речи, которая, в зависимости от ситуации, способна меняться.

К крепостным обращается грубо, бесцеремонно, с ругательствами: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире…»;

Перед гостями-дворянами пытается предстать светской дамой: «рекомендую вам дорогого гостя…»

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Простаковой вместе!

Биография

Госпожа Простакова в девичестве носила фамилию Скотинина и принадлежала к древнему роду. В семействе Скотининых было рождено в общей сложности восемнадцать детей, но только двое из них смогли дожить до зрелости: г-жа Простакова и её брат Тарас.

Глава семьи, Скотинин, служил воеводой. Несмотря на высокий социальный статус, он был категорически против образования и смог привить своим детям отвращение к наукам, просвещению. При этом он был очень грубым и жадным человеком, и именно эти качества переняла героиня.

Став супругой дворянина Простакова, женщина полностью взяла власть в свои руки. Не видя никакого сопротивления со стороны мягкого, глупого и трусливого мужа, она стала настоящим тираном в поместье. Даже рождение долгожданного ребёнка, сына Митрофанушки, не изменило жестокий нрав помещицы.

Молва о жестоком обращении Простаковой с крепостными дошла до государственных чиновников, и после проверки ситуации на месте было принято решение о взятии под опеку поместье Простаковых. Известие о потере власти над слугами, а также жестокое предательство Митрофана морально подрывают героиню.

Образ Простаковой

Госпожа Простакова наделена автором исключительно негативными качествами: она груба, жестока, невежественна, лицемерна. Не встречая никакого сопротивления со стороны окружающих людей, она в полной мере проявляется свой деспотичный характер по отношению к слабым и беззащитным.

Такие качества, как жадность, невежество, жестокость достались г-же Простаковой от родного отца, который превыше всего ценил деньги и даже умер от голода над сундуком с монетами. Он был категорически против образования для своих детей, и Простакова даже в зрелом возрасте не понимает ценность просвещения.

Простакова стала собирательным образом тех помещиков своего времени, которые в силу своего воспитания имели узкий кругозор, боялись перемен, презирали образование и при этом считали себя «избранной», привилегированной кастой. Получая подобные жизненные ценности от родителей, они безотчётно передавали их собственным детям. Ярким примером тому стал Митрофанушка, который, полностью переняв грубость и жестокость матери, в итоге безжалостно бросил её в тяжёлую минуту.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *