Чем недовольна госпожа простакова
В чём вина и в чём беда госпожи Простаковой? по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)
В «Недоросле» Д.И.Фонвизин изобразил пороки общества, присущие его современности. Ключевой фигурой комедии выступает помещица Простакова. Натура этой женщины грубая и необузданная. При отсутствии сопротивления она наглеет, но как только наталкивается на силу – проявляет трусость.
Властная помещица беспощадна ко всем, кто в ее власти, но одновременно готова в ногах валяться у тех, кто сильнее.
Об этом красноречиво свидетельствует эпизод с Правдиным в финале комедии. Невежественная мещанка враждебно настроена к просвещению: по ее мнению, образование излишне. Лишь по необходимости она нанимает учителей для сына Митрофана, чтобы ее чадо «вышло в люди». При этом сама помещица мешает образовательному процессу. А учителя – Кутейкин и Цыфиркин, целый год ждут от нее жалованья за свой труд.
По отношению к людям Простакова руководствуется лишь меркантильностью. Это подтверждается ее отношением к Софье и Стародуму. Ради собственной выгоды она готова даже закон преступить. У нее нет понятий о нравственности, напрочь отсутствует чувство долга, достоинство, человеколюбие. Убежденная крепостница относится к подневольным людям как к вещам, с которыми можно поступать по настроению. Помещица уверена, что управление хозяйством следует вести через ругань и рукоприкладство.
Деспотичная натура груба не только с крепостными, но и с домочадцами. Безвольного супруга Простакова в «грош не ставит» и постоянно помыкает робким хозяином. Единственный, к кому Простакова привязана всем сердцем – ее Митрофанушка. Забота о благополучии и счастье своего отпрыска – главная составляющая ее существования. Но слепая, уродливая любовь к чаду не приносит пользы ни ей, ни чаду.
Автор показал условия, в которых формировался характер Простаковой. Это во многом объясняет уродливые формы ее мировоззрения. Семья поместных дворян отличалась невежеством. Родители не дали дочери достойного воспитания, не привили моральных устоев, не заложили зерна добра в душу. Большое влияние на «госпожу бесчеловечную» оказало и царящее крепостничество. Будучи безраздельной владелицей чужих судеб при извращенных моральных понятиях, она превратилась в настоящего тирана.
Однако в финале Простакова терпит крах, теряя все: имение, сына, власть над крепостными. Это поражение можно считать концом существующей системы воспитания и залогом торжества новых идей.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
В чем вина и в чем беда госпожи Простаковой? по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)
В “Недоросле” Д. И. Фонвизин изобразил пороки общества, присущие его современности. Ключевой фигурой комедии выступает помещица Простакова. Натура этой женщины грубая и необузданная.
При отсутствии сопротивления она наглеет, но как только наталкивается на силу – проявляет трусость.
Властная помещица беспощадна ко всем, кто в ее власти, но одновременно готова в ногах валяться у тех, кто сильнее.
Об этом красноречиво свидетельствует эпизод с Правдиным в финале комедии. Невежественная мещанка враждебно настроена к просвещению:
При этом сама помещица мешает образовательному процессу. А учителя – Кутейкин и Цыфиркин, целый год ждут от нее жалованья за свой труд.
По отношению к людям Простакова руководствуется лишь меркантильностью. Это подтверждается ее отношением к Софье и Стародуму. Ради собственной выгоды она готова даже закон преступить.
У нее нет понятий о нравственности, напрочь отсутствует чувство долга, достоинство, человеколюбие. Убежденная крепостница относится к подневольным
Деспотичная натура груба не только с крепостными, но и с домочадцами. Безвольного супруга Простакова в “грош не ставит” и постоянно помыкает робким хозяином. Единственный, к кому Простакова привязана всем сердцем – ее Митрофанушка. Забота о благополучии и счастье своего отпрыска – главная составляющая ее существования.
Но слепая, уродливая любовь к чаду не приносит пользы ни ей, ни чаду.
Автор показал условия, в которых формировался характер Простаковой. Это во многом объясняет уродливые формы ее мировоззрения. Семья поместных дворян отличалась невежеством. Родители не дали дочери достойного воспитания, не привили моральных устоев, не заложили зерна добра в душу.
Большое влияние на “госпожу бесчеловечную” оказало и царящее крепостничество. Будучи безраздельной владелицей чужих судеб при извращенных моральных понятиях, она превратилась в настоящего тирана.
Однако в финале Простакова терпит крах, теряя все: имение, сына, власть над крепостными. Это поражение можно считать концом существующей системы воспитания и залогом торжества новых идей.
Related posts:
Образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии «Недоросль, описание, характер
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии «Недоросль», описание характера героини, ее отношения к сыну Митрофанушке, мужу, крестьянам и т.д.
Смотрите:
— Краткое содержание комедии «Недоросль»
— Все материалы по комедии «Недоросль»
Образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии «Недоросль, описание, характер
«. Я живу здесь уже три дни. Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию. «
«. Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь. «
«. все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда. «
«. я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…»
«. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка. «
«. оттого-то у нас в доме все и избаловано. «
«. Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме. «
«. Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы. «
«. Я уведомил уже о всех здешних варварствах. «
«. Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. «
«. Ты сама себя почувствуешь лучше, потеряв силу делать другим дурно. «
«. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. «
«. а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома. «
«. Услышав, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости. » (Софья о Простаковой)
«. Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди. «
«. ур*д мой вас прозевал. Отроду никого угостить не смыслит. Уж так рохлею родился. » (Простакова о своем муже)
«Митрофан: Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.
«. К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья. «
«. Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка. Мой век проходит. «
«. пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится. «
«. конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка. «
«. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. «
«. Ради сына готова драться хоть с отцом родным. «
«. За сына вступлюсь. Не спущу отцу родному. «
«. Нас, детей, было с них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти Господней, примерли. Иных из бани мертвых вытащили. Трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались. Двое о Святой неделе с колокольни свалились; а достальные сами не стояли. «
«. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому. (К мужу.) Читай. «
«. какая-то дальняя родня увезла ее в свои деревни. «
«. Бог велел нам взять на свои руки девицу. «
Критика об образе госпожи Простаковой
«. Простакова, смесь грубой любви к сыну, нахальства и дерзости помещицы, вечно жившей в деревне, грозы своего мужа, человека кроткого и глупого. Для нее нет властей и законов; один брат ее, Скотинин, пользуется у нее авторитетом, да и то потому что он брат и здоровый детина, который может поколотить свою дражайшую сестрицу.
Простаков заелась и зажилась в деревне, свыклась с беспрекословным повиновением подчиненных, и оттого ее деспотизм с окружающими доходит до крайности.
Простакова, нежная мать, страстно любит своего сына, но любовью неразумной, животной; она готова со всеми передраться за Митрофанушку, но не понимает, что эта любовь губит сына. В глазах ее Митрофан будет ребенком, когда ему будет даже тридцать лет. »
(С. С. Дудышкин, статья «Сочинения Фонвизина», журнал «Отечественные записки», 1847 г.)
(В. О. Ключевский, книга «Денис Иванович Фонвизин. Его жизнь и сочинения», под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)
Это был цитатный образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии «Недоросль» Фонвизина, описание характера героини, ее отношения к сыну Митрофану, мужу, крестьянам и т. д.
Характеристика Госпажи Простакова?
ПРОСТАКОВА– самовластная барыня, не терпящая никаких пререканий
и неисполнения её приказов; не лишена логического мышления; может
извлечь выгоду из любой ситуации.
Простакова (Скотинина) выросла в семье, отличавшейся крайней
невежественностью.
Не получила никакого воспитания. Не усвоила с детства никаких
нравственных правил. Образование для неё излишне:
«Без наук люди живут и жили».
Грубая, необузданная, невежественная. Если не встречает сопротивления,
становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой.
Ей важно показать, что она является хозяйкой, и её слово – закон.
Да и как смеет холоп (»скот») перечить ей, хозяйке, госпоже.
В отношении к людям ею руководит грубый расчет, личная выгода.
Беспощадна к тем, кто находится в ее власти. Готова унижаться перед теми,
от кого зависит, кто оказывается сильнее ее.
Сильное влияние оказывают крепостнические порядки: ее
положение полновластной владелицы крепостных крестьян.
Убежденная крепостница, считает крепостных полной своей собственностью.
Всегда недовольна своими крепостными. Ее возмущает даже болезнь крепостной девушки. Крестьян она обобрала: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда! «
Деспотична и груба по отношению к своему мужу, она им помыкает, ни во что его
не ставит.
Любит только Митрофана, нежна к нему. Забота о его счастье, благополучии
составляет содержание ее жизни. Слепая, неразумная, уродливая любовь к
сыну не приносит ни Митрофану, ни самой Простаковой ничего хорошего.
Госпожа Простакова
История создания героя, прототипы
Кадр из ф/с «Недоросль». Простакова — актриса Элла Далматова
«Характеры дураков в ней [комедии] – верные и ловкие списки с карикатур тогдашней действительности» — так Белинский писал о «Недоросле». Д. И. Фонвизин создавал образ Простаковой, наблюдая за современным ему классом помещиков. Этот образ, безусловно, собирательный. Помещица воплощает в себе черты многих крепостников-самодуров второй половины XVIII века. Одним из вероятных прототипов могла послужить печально известная «Салтычиха».
Описание героя
Госпожа Простакова – мать Митрофана, жестокая, грубая и невежественная помещица. К своим крепостным людям она относится, как к рабам, и считает, что может делать с ними все что угодно. Свою жестокость Простакова оправдывает дарованным указом о вольности дворянской. В ее понимании этот указ позволяет в рамках закона совершенно свободно распоряжаться крестьянскими жизнями.
Деспотизм и грубость Простаковой ярче всего характеризуют ее самоуверенные слова: «То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится».
Простакова уже давно господствует в семье. Своего безвольного мужа она фактически превратила в некое подобие крепостного человека. Мужчина беспрекословно ей подчинен. Косвенным образом (через сон Митрофана) становится известно, что Простакова даже избивает супруга.
Сцена из спектакля Малого театра «Недоросль». 1987
Деспотичная помещица безнадежно глупа и низменна. В самом начале произведения она возмущается тем, что «девушки грамоте умеют». Свою безграмотность Простакова объясняет приличным «воспитанием»: «Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому».
Невежество Простаковой ярко проявляется в сценах обучения Митрофана и демонстрации его знаний перед Стародумом. Мать с «легкостью» решает задачи для сына и заключает: «Деньги есть – сочтем и без Пафнутьича…». Урок Кутейкина прерывает Вральман, а Простакова соглашается с ним: «Коли ученье так опасно для твоей [Митрофана] головушки, так по мне перестань». Наконец, после показа уровня «образованности» сына довольная мать делает главное заключение: «Без наук люди живут и жили».
Госпожа Простакова – невероятно жадная женщина, о чем свидетельствует множество примеров. Сшить кафтан для Митрофана она поручает дворовому Тришке, чтобы не платить портному. Для сына она за копейки нанимает самых никудышных учителей, да и им задерживает жалование.
У госпожи Простаковой все же есть одно положительное качество, смягчающее этот крайне неприятный образ – беззаветная любовь к сыну. Впрочем, эта слепая любовь в сочетании с глупостью идет не на пользу Митрофана, а превращает его в неблагодарного эгоиста.
Простакова. Иллюстрация Н. Муратова
Роль героя в произведении
Простакова играет главную роль в комедии. Прежде всего, помещица-самодурка – основной объект авторской критики. Простакова превращает жизнь своих крепостных крестьян в настоящий ад. Она безжалостно распоряжается судьбами подвластных людей и намерена выдать Софью замуж сначала за Скотинина, а затем за Митрофана. В любом случае девушка была бы обречена на несчастную жизнь.
К счастью, о творимых Простаковой беззакониях становится известно властям. Передача ее имения под опеку правительства является счастливой развязкой произведения.
Само название комедии тесно связано с госпожой Простаковой. Именно она виновата в появлении еще одного глупого и совершенно бесполезного «недоросля» – Митрофанушки.
Развитие героя по мере сюжета
Простакова неисправима. На протяжении всего произведения она остается собой. Деспотичный характер помещицы уже ничто не изменит. Автор доказывает это в финале. Вымолив у Стародума прощение, Простакова злорадно предвкушает, какому страшному наказанию подвергнет своих людей: «Теперь-то я всех переберу поодиночке».
Самодурка еще может перенести объявление указа о лишении имения. Гораздо более страшным ударом для нее становится отвержение любимым сыном: «И ты меня бросаешь! А! неблагодарный!». Можно только предполагать, как скажется на характере Простаковой этот печальный результат воспитания Митрофана.
Отношение автора к герою
Как известно, убеждения самого Фонвизина в комедии выражают Стародум и отчасти Правдин. Вот как они характеризуют Простакову: «презлая фурия» с «адским нравом»; «от таких-то животных пришел я освободить [Софью]»; «бесчеловечие злой помещицы»; «нарушительница гражданского спокойствия»; «мастерица толковать указы!»; «госпожа бесчеловечная». Нельзя не признать справедливость всех этих эмоциональных оценок.
Сцена из спектакля Малого театра «Недоросль». 1987
Прототипы
Одним из возможных прототипов Простаковой ряд критиков считает московскую помещицу Д. Н. Салтыкову («Салтычиху»). В 1762 г. за причинение увечий и убийства крепостных она была приговорена сначала к смерти, а затем к пожизненному заключению. Дело «Салтычихи» долгое время горячо обсуждалось в русском обществе.
Экранизации
В 1987 г. в СССР был снят фильм-спектакль «Недоросль». Роль Простаковой в нем исполнила актриса Малого театра, Заслуженная артистка РСФСР Э. Н. Далматова. Элла Николаевна «облагородила» образ невежественной помещицы. Простакова в ее исполнении не внушает такого отвращения, как в самом произведении. В финале отвергнутая сыном мать даже вызывает жалость.
Наше краткое информативное видео — обязательно посмотрите для закрепления материала: