Чем недоволен чартков рассматривая картины в художественной лавке

Срочно нужны ответы 1. Чем недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукином дворе? 2. Почему Чартков купил портрет с

Чем недоволен чартков рассматривая картины в художественной лавке. Смотреть фото Чем недоволен чартков рассматривая картины в художественной лавке. Смотреть картинку Чем недоволен чартков рассматривая картины в художественной лавке. Картинка про Чем недоволен чартков рассматривая картины в художественной лавке. Фото Чем недоволен чартков рассматривая картины в художественной лавке

1) Ему не понравилось то что такие уродливые картины нравятся русскому народу.

2) Чартков, как художник, интересовался творчеством других людей, часто ходил по рынку и смотрел на картины. Его ещё никогда ничего так не привлекало, как портрет ростовщика. Хоть картина была не закончена, видно было, что это рука настоящего мастера. Глаза мужчины были, как будто живыми. Именно они оказали свое влияние на Чарткова. Он решает потратить последние деньги на покупку этой необычной находки. Думаю здесь герой просто оказался под неким влиянием портрета, поэтому и решил отдать последние средства.

3) Чартков становится скрягой и мизантропом. Увидев на выставке картину одного из прежних знакомых, он понимает, что собственные его работы на самом деле далеки от совершенства.

Описание комнаты молодого талантливого художника Чарткова, в которой он ютился, выглядело не весьма привлекательно. Большая комната убогая и низенькая, узкий диванчик, слегка обтянутый кожей, полнейший хаос из холстов, эскизов, недоделанных в творческом порыве материалов – вот комната человека, прибывшего в большой город с большими оптимистическими надеждами на будущее. Чартков усердно занимается своей работой. Он творит, рисует и забывает о пище, о условиях в которых живет. Описание его комнаты подчеркивает его великий талант, который не волнует нищета. Но как же он изменился, когда разбогател. Живая душа превратилась в мертвую.

5) В повести Николая Васильевича Гоголя «Портрет» у профессора, безусловно, была причина опасаться, что Чартков в погоне за славой и деньгами перестанет изображать то, что велит ему сердце, а будет рисовать лишь в угоду самолюбивым заказчикам. Талантливый и амбициозный художник, постепенно отходит от подлинного искусства, изменяет своей душе и сердцу. Теперь Чартков рисует лишь то, что требуют его богатые заказчики; так он становится модным и известным богачем, неспособным более создать ничего стоящего. Чартков понимает, что обменял талант на деньги.

Чем недоволен чартков рассматривая картины в художественной лавке. Смотреть фото Чем недоволен чартков рассматривая картины в художественной лавке. Смотреть картинку Чем недоволен чартков рассматривая картины в художественной лавке. Картинка про Чем недоволен чартков рассматривая картины в художественной лавке. Фото Чем недоволен чартков рассматривая картины в художественной лавке

1.Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом.

2.Чартков, как художник, интересовался творчеством других людей, часто ходил по рынку и смотрел на картины. Его ещё никогда ничего так не привлекало, как портрет ростовщика. Хоть картина была не закончена, видно было, что это рука настоящего мастера. Глаза мужчины были, как будто живыми. Именно они оказали свое влияние на Чарткова. Он решает потратить последние деньги на покупку этой необычной находки. Думаю здесь герой просто оказался под неким влиянием портрета, поэтому и решил отдать последние средства.

3.Чартков становится скрягой и мизантропом. Увидев на выставке картину одного из прежних знакомых, он понимает, что собственные его работы на самом деле далеки от совершенства.

Сори что не на все ответила((

Чем недоволен чартков рассматривая картины в художественной лавке. Смотреть фото Чем недоволен чартков рассматривая картины в художественной лавке. Смотреть картинку Чем недоволен чартков рассматривая картины в художественной лавке. Картинка про Чем недоволен чартков рассматривая картины в художественной лавке. Фото Чем недоволен чартков рассматривая картины в художественной лавке

Главные герои сказки «Иван Быкович»:

Царь и Царица, с которых все началось, так очень им хотелось детей.

Кухарка, которая готовила золотого ерша и корова, которая съела помои.

Иван царевич, Иван кухаркин сын, Иван Быкович, сын коровы.

Баба Яга, костяная нога.

Три чуда-юда, с разным числом голов и три их супруги, благополучно уничтоженные.

Мать чудов-юдов, старая ведьма, которая утопилась с ревности

Отец чудов-юдов, старик с неподъемными ресницами

Пять старичков, которые умели пить, есть хлеб, париться в бане, считать звезды и плавать ершом.

Царица Золотые кудри, которая не пошла за отца чудов-юдов, а вышла за Ивана Быковича.

Источник

Срочно нужны ответы
1. Чем недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукином дворе?
2.

1.Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом.

2.Чартков, как художник, интересовался творчеством других людей, часто ходил по рынку и смотрел на картины. Его ещё никогда ничего так не привлекало, как портрет ростовщика. Хоть картина была не закончена, видно было, что это рука настоящего мастера. Глаза мужчины были, как будто живыми. Именно они оказали свое влияние на Чарткова. Он решает потратить последние деньги на покупку этой необычной находки. Думаю здесь герой просто оказался под неким влиянием портрета, поэтому и решил отдать последние средства.

3.Чартков становится скрягой и мизантропом. Увидев на выставке картину одного из прежних знакомых, он понимает, что собственные его работы на самом деле далеки от совершенства.

4.В реалистическом произведении интерьер — это важное средство характеристики персонажа.

Сори что не на все ответила((

1) Ему не понравилось то что такие уродливые картины нравятся русскому народу.

2) Чартков, как художник, интересовался творчеством других людей, часто ходил по рынку и смотрел на картины. Его ещё никогда ничего так не привлекало, как портрет ростовщика. Хоть картина была не закончена, видно было, что это рука настоящего мастера. Глаза мужчины были, как будто живыми. Именно они оказали свое влияние на Чарткова. Он решает потратить последние деньги на покупку этой необычной находки. Думаю здесь герой просто оказался под неким влиянием портрета, поэтому и решил отдать последние средства.

3) Чартков становится скрягой и мизантропом. Увидев на выставке картину одного из прежних знакомых, он понимает, что собственные его работы на самом деле далеки от совершенства.

Описание комнаты молодого талантливого художника Чарткова, в которой он ютился, выглядело не весьма привлекательно. Большая комната убогая и низенькая, узкий диванчик, слегка обтянутый кожей, полнейший хаос из холстов, эскизов, недоделанных в творческом порыве материалов – вот комната человека, прибывшего в большой город с большими оптимистическими надеждами на будущее. Чартков усердно занимается своей работой. Он творит, рисует и забывает о пище, о условиях в которых живет. Описание его комнаты подчеркивает его великий талант, который не волнует нищета. Но как же он изменился, когда разбогател. Живая душа превратилась в мертвую.

5) В повести Николая Васильевича Гоголя «Портрет» у профессора, безусловно, была причина опасаться, что Чартков в погоне за славой и деньгами перестанет изображать то, что велит ему сердце, а будет рисовать лишь в угоду самолюбивым заказчикам. Талантливый и амбициозный художник, постепенно отходит от подлинного искусства, изменяет своей душе и сердцу. Теперь Чартков рисует лишь то, что требуют его богатые заказчики; так он становится модным и известным богачем, неспособным более создать ничего стоящего. Чартков понимает, что обменял талант на деньги.

Источник

Н.В. Гоголь. «Портрет». Пересказ содержания с цитатами из текста.

Общие сведения.

Повесть «Портрет» написана в 1833-1834 гг. Она вошла в цикл «Петербургские повести». Напечатана повесть впервые в 1835 году в сборнике «Арабески».

Краткое содержание. Цитаты.
Часть 1.Картинная лавочка на Щукином дворе. Здесь много самых различных картин: пейзажи, портреты, на которых изображены мало похожие на людей персонажи. Зрителей тоже много, в основном – простой народ. Рассматривают картины и с восторгом, и со смехом, а кто-то просто пришёл сюда от нечего делать, посмотреть на народ.

Около лавки остановился художник Чартков.

«Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде.»

Сначала он смеялся над этими уродливыми картинами, а потом просто недоумевал: народу простому они были понятны и доступны, но кто покупал их, «… где покупатели этих пестрых, грязных масляных малеваний?»

Авторов этих картинок он считал тупоумными, бездарными, которые «самоуправно» встали в ряды искусства, хотя им «место было среди низких ремёсел».

Хозяин лавки стал предлагать Чарткову картины, тому неудобно было отказать, и он решил поискать что-нибудь.

Вдруг он увидел портрет. Хотя краски уже потускнели, но была видна рука мастера, он увидел «следы работы высокого художника». «Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета…».

Чартков купил портрет, отдав за него последние деньги, подумав : «Зачем я его купил? на что он мне?»

Он начал рассматривать 1000 золотых червонцев, радостный, подумал, что теперь он может спокойно работать три года. Но сначала надо «одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, нанять себе славную квартиру, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую, в… и прочее, — и он, схвативши деньги, был уже на улице».

Буквально на другой день пришла дама заказывать портрет своей дочери. Художник уже предчувствовал, как он создаст портрет. Однако дама стала навязывать условия: в чём её дочь должна быть изображена, в какой обстановке. На другой день он продолжил работу, дама снова почти указывал ему, что не нужно изображать на картине. «С грустью принялся он изглаживать то, что кисть его заставила выступить на полотно. Исчезло много почти незаметных черт, а вместе с ними исчезло отчасти и сходство.»

В конце концов он создал портрет, какой хотела дама. «Художник был награжден всем: улыбкой, деньгами, комплиментом, искренним пожатьем руки, приглашеньем на обеды; словом, получил тысячу лестных наград».

Посыпались заказы. Художник исполнял все желания клиентов. «Сначала художника бросали в пот такие требованья: все это нужно было сообразить, обдумать, а между тем сроку давалось очень немного. Наконец он добрался, в чем было дело, и уж не затруднялся нисколько».

Чартков сделался модным живописцем, его приглашали в самые богатые дома. «О художниках и об искусстве он изъяснялся теперь резко: утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства».

« Нет, я… я, признаюсь, не признаю художеством того, что лепится строчка за строчкой; это уж ремесло, а не художество».

Со временем ему уже надоело писать, он делал лишь наброски головы, а остальное дописывали его ученики. Работа стала для него скучной. «Кисть его хладела и тупела, и он нечувствительно заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы». Со временем даже обыкновенных достоинств не было видно на его полотнах. Кто знал его прежде, удивлялся, куда исчез его талант.

Чартков начал толстеть, в газетах его называли «почтенный наш Андрей Петрович», «заслуженный наш Андрей Петрович».

«Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью».

Но однажды Чарткова пригласили на выставку Академии Художеств оценить работу одного русского художника, который усовершенствовал своё мастерство в Италии, всё отдав искусству.

Чартков увидел: «чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло пред ним произведение художника». Слёзы навернулись на глаза, рыдание вырвалось в ответ на вопрос об оценке произведения. Чартков выбежал из зала. Прибежав в мастерскую. Он с отчаянием понял, что растратил свой талант. « Боже! и погубить так безжалостно лучшие годы своей юности; истребить, погасить искру огня, может быть, теплившегося в груди, может быть, развившегося бы теперь в величии и красоте, может быть, также исторгнувшего бы слезы изумления и благодарности! И погубить все это, погубить без всякой жалости!»

Он попытался создать что-то, но уже не мог. «…как беспощадно-неблагодарно было все то, что выходило из-под его кисти!» Чартков стал рассматривать свои произведения, написанные в молодости, и понял, что у него был талант.

Он начал скупать все талантливые картины, развязывал свои мешки с деньгами, тратил деньги на покупку картин. В конце концов герой сошёл с ума и умер.

2 часть.В данной части дана история портрета.

На аукционе в Петербурге многих привлёк портрет азиата, особенно его глаза, изображённые как живые. «Обступившая толпа хлопотала из-за портрета, который не мог не остановить всех, имевших сколько-нибудь понятия в живописи. Высокая кисть художника выказывалась в нем очевидно». На портрет стал претендовать художник Б, говоря, что это работа его отца.

Художник рассказал, что отец жил когда-то в Коломне — части Петербурга. Здесь же жил и ростовщик, которого потом изобразил художник. «Пред домом его показывались часто самые блестящие экипажи, из окон которых иногда глядела голова роскошной светской дамы». Все, кто получал у него деньги, заканчивали жизнь несчастным образом.

Художник Б. рассказал о своём отце, талантливом художнике. « У него не было честолюбия или раздражительности, так неотлучной от характера многих художников». «Он работал за небольшую плату, то есть за плату, которая была нужна ему только для поддержанья семейства и для доставленья возможности трудиться. Кроме того, он ни в каком случае не отказывался помочь другому и протянуть руку помощи бедному художнику

Ему доверили расписывать церковь. Художнику нужно было изобразить духа тьмы, и он подумал, что ростовщик похож на такого духа. И в этот момент сам ростовщик пришёл к художнику заказать свой портрет, попросив изобразить его «как живого». Художник согласился, но дописать потрет не смог, настолько он испытывал ужас, когда смотрел в глаза изображённому на портрете старику. «…эти глаза вонзались ему в душу и производили в ней тревогу непостижимую». Художник отказался заканчивать портрет. Старик взмолился, говорил, что после смерти он будет жить в этом портрете.

Отдав портрет, художник почувствовал свою вину перед учеником, пошёл и попросил прощения. Снова потекли заказы. Но вдруг пришёл приятель, взявший потрет, и сказал, что портер приносит всем несчастье — ему, племяннику, которому он отдал порет, и так далее- все стараются скорее избавиться то портрета.

Тогда художник старшего сына отдал в Академию художеств, а сам ушёл в монастырь, изнуряя своё тело. Через некоторое время, почувствовав, что снова готов писать, он создал картину, поразившую всех святостью и талантом, изобразив Рождество Иисуса. «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем».

Источник

Конспект урока литературы в 10 классе по теме ««Тема творчества в повести Н.В.Гоголя «Портрет»: три типа художника, их нравственный выбор».

Открытый урок по литературе с элементами интеграции в 10 классе «Тема творчества в повести Н.В.Гоголя «Портрет»: три типа художника, их нравственный выбор».

Цели урока:
Образовательная :
— проанализировать повесть Н.В. Гоголя «Портрет»
— определить тему, актуальность проблем повести

— вывести основные проблемы повести, пригодные для использования в качестве аргументов в сочинении-рассуждении на ЕГЭ по русскому языку

Развивающая:
— развить интерес к творчеству Н.В.Гоголя
— устную монологическую речь, аналитическое мышление учеников;
— умение работать с текстом.

Воспитывающая:
воспитывать ответственность за свою жизнь, чувство уважение к людям талантливым;
— убедить учащихся, что чистота души человека зависит только от его самого;
— умение различать светлые и негативные стороны жизни.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-беседа

Оборудование: проектор, компьютер.

Опережающее домашнее задание.

Читать повесть, отвечая на данные вопросы (см. приложение)

«Спасай чистоту души своей.
Кто заключил в себе талант,
тот чище всех должен быть душою»

-Здравствуйте, ребята, гости нашего урока. Сегодня мы продолжим изучение творчества Н.В. Гоголя, нам предстоит трудная работа: проанализировать повесть «Портрет», определить ее тему и проблемы; постараемся определить, какой выбор стоит и перед гениями и перед обыкновенными людьми.

Я думаю, с этой задачей мы справимся, если будем на уроке… (активными, заинтересованными, мыслящими). Желаю нам успеха!

Эпиграфом к уроку мы возьмем слова Н.В. Гоголя «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». Как вы понимаете эти слова? Первая часть эпиграфа относится к каждому из нас, а вторая? (К творцу). Как вы думаете, связан ли эпиграф с темой нашего урока? (Да, связан с темой творчества).

Запишем тему урока.

— Ребята, начнём анализировать повесть, оттолкнувшись от композиции. Какова она?

Повесть состоит их 2 частей. В первой части дана история художника Чарткова и параллельно (кратко) история русского художника из Италии); вторая часть рассказывает о художнике, создавшем портрет ростовщика.

— Что узнаем мы о молодом художнике Чарткове в начале повести? (Он бедный, неизвестный, голодный, но очень способный.)

Был ли у него талант? (чтение отрывков).

-Что стало целью для Чарткова? (Им овладела страсть наживы, золото как самоцель)
-Так бы и продолжалась жизнь Чарткова, если бы ни одно происшествие, какое?
— Какую картину он увидел в Академии художеств, куда его однажды пригласили?
(Он увидел произведение русского художника, который учился живописи в Италии.)

— В образе художника, живущего в Италии и приславшего на выставку своего гениальное произведение, литературоведы усматривают черты художника А.А. Иванова, чей труд над картиной «Явление Христа народу» стал для Гоголя образцом истинной преданности искусству. Художник Иванов много лет писал свое грандиозное полотно.
-Что рассказывается об этом художнике, какой путь выбрал он? Каково его творение? (чтение цитаты)
-Гоголь подводит нас к мысли, что талант – это дар Божий, и дан он, чтобы служить добру, истине. Дарование нужно не только заслужить, но и сохранить в себе.

— Что почувствовал Чартков, когда понял, что потерял свой талант?

-Как вы думаете, может ли этот момент считаться кульминационным в истории Чарткова? (да, может. Герой прозрел, осознал гибель своего таланта).

Но только ли талант погиб в художнике?

— Какое адское намерение родилось в его душе?

Подтвердите текстом (Чтение цитаты: «Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал на куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслаждения».)

— Жизнь Чарткова закончена, а портрет ростовщика с его дьявольской силой, остался.
— Как отзывались люди о портрете ростовщика? «В нём сидит нечистая сила». «Переходя из рук в руки он приносил страдания и несчастья.)
-Как называется повесть? ( «Портрет»)

Так что же здесь главное? Портрет приносит горе каждому, кто с ним соприкоснётся. Портрет у Гоголя – это олицетворение зла, темного начала в мире).
В чем заключается смысл названия? Зло – неотъемлемая часть этого мира, оно всегда где-то среди нас, оно способно овладеть любым человеком.

Художник вовремя понял свою беду и решил уединиться в монастыре, очиститься от греха.
— Простил ли его Бог? (Да. Он заслужил прощение)
— Какую картину он написал в конце жизни? (Икону «Рождество Христово».)

Прочитайте выразительно описание картины, которую нарисовал художник, автор портрета ростовщика в образе дьявола в повести Гоголя «Портрет», чтобы замолить свой грех. (Чтение цитаты: «Предмет, взятый им, было Рождество Иисуса. Целый год сидел он за ним, не выходя из кельи, едва питая себя суровой пищей, молясь беспрестанно. По истечении года картина была готова. Это было, точно, чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур. Чувство божественного смиренья и кротости в лице Пречистой Матери, склонившейся над младенцем, глубокий разум в очах Божественного младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали, торжественное молчанье пораженных божественным чудом царей, повергнувшихся к ногам его, и, наконец, святая, невыразимая тишина, обнимающая всю картину. Все это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое».

Здесь же в келье посещает его уже взрослый сын.

— Эти слова, ребята, можно считать гимном жизни. Они и сейчас актуальны.

Вернёмся к эпиграфу «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». Почему талантливый должен быть чище душой? Истинное искусство должно служить добру. Дар дается не каждому человеку. Кому же он дан, тот должен быть чище всех душою. Обязан не растерять, не разменять его на мелочи.)

Какой литературный прием использует автор в повести? (Три жизни, три художника. Прием сопоставления).

Подведём итог урока. Материалы из этой повести можно использовать в качестве аргументов в сочинении-рассуждении на ЕГЭ. Заполним таблицу «Банк аргументов на ЕГЭ».

1. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

2. «Актуальны ли проблемы, поставленные Гоголем, в современном мире».

Источник

Кейс №6 по теме «Анализ повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Выбранный для просмотра документ Кейс №6. Гоголь Анализ повести Прртрет.doc

Кейс №6 Занятие на тему: « Анализ повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Краткое содержание повести

Трагическая история художника Чарткова началась перед лавочкой на Щукинском дворе, где среди множества картин, изображающих мужичков или ландшафтики, он разглядел одну и, отдав за нее последний двугривенный, принес домой. Это портрет старика в азиатских одеждах, казалось, неоконченный, но схваченный такою сильной кистью, что глаза на портрете глядели, как живые. Дома Чартков узнает, что приходил хозяин с квартальным, требуя платы за квартиру. Досада Чарткова, уже пожалевшего о двугривенном и сидящего, по бедности, без свечи, умножается. Он не без желчности размышляет об участи молодого талантливого художника, принужденного к скромному ученичеству, тогда как заезжие живописцы «одной только привычной замашкой» производят шум и сбирают изрядный капитал. В это время взор его падает на портрет, уже им позабытый, — и совершенно живые, даже разрушающие гармонию самого портрета глаза пугают его, сообщая ему какое-то неприятное чувство. Отправившись спать за ширмы, он видит сквозь щели освещенный месяцем портрет, также вперяющий в него взор. В страхе Чартков занавешивает его простыней, но то ему чудятся глаза, просвечивающиеся чрез полотно, то кажется, что простыня сорвана, наконец, он видит, что простыни и в самом деле уж нет, а старик пошевельнулся и вылез из рам. Старик заходит к нему за ширмы, садится в ногах и принимается пересчитывать деньги, что вынимает из принесенного с собою мешка. Один сверток с надписью «1000 червонцев» откатывается в сторону, и Чартков хватает его незаметно. Отчаянно сжимающий деньги, он просыпается; рука ощущает только что бывшую в ней тяжесть. После череды сменяющих друг друга кошмаров он просыпается поздно и тяжело. Пришедший с хозяином квартальный, узнав, что денег нет, предлагает расплатиться работами. Портрет старика привлекает его внимание, и, разглядывая холст, он неосторожно сжимает рамы, — на пол падает известный Чарткову сверток с надписью «1000 червонцев».

В тот же день Чартков расплачивается с хозяином и, утешаясь историями о кладах, заглушив первое движение накупить красок и запереться года на три в мастерской, снимает роскошную квартиру на Невском, одевается щеголем, дает объявление в ходячей газете, — и уже назавтра принимает заказчицу. Важная дама, описав желаемые детали будущего портрета своей дочери, уводит её, когда Чартков, казалось, только расписался и готов был схватить что-то главное в её лице. В следующий раз она остается недовольна проявившимся сходством, желтизной лица и тенями под глазами и, наконец, принимает за портрет старую работу Чарткова, Психею, слегка подновленную раздосадованным художником.

История Чарткова имела некоторое объяснение спустя небольшое время на одном из аукционов Петербурга. Среди китайских ваз, мебелей и картин внимание многих привлекает удивительный портрет некоего азиатца, чьи глаза выписаны с таким искусством, что кажутся живыми. Цена возрастает вчетверо, и тут выступает художник Б., заявляющий о своих особенных правах на это полотно. В подтверждение сих слов он рассказывает историю, случившуюся с его отцом.

Ребята, эпиграфом к нашему уроку служит изречение Теодора Драйзера:

собранный в трудах и муках.

Жертвовать собой ради искусства или довольствоваться сытой жизнью, поставив свое искусство в услужение толпе обывателей?

— Какой осуществить выбор? Легко ли его сделать?

Что же происходит с художником, поддавшимся искушению и изменившим искусству? Ответ на этот вопрос мы найдем в первой части гоголевского «Портрета».

— Каким мы видим молодого художника в начале повести? Найдите описание его внешнего вида, квартиры, где он живет. (стр. 280, 283) (Перед нами, нищий художник, который «с самоотвержением предан своему труду»).

— Какие перспективы открываются перед ним? О чем предупреждает его профессор? (Чтение сцены беседы Чарткова с профессором) (стр. 285).

А ведь трудно не поддаться искушению. И молодой художник, страдая от холода и голода, задумывается над несправедливостями жизни.

— Найдите в тексте его размышления. Какие слова, с вашей точки зрения являются важными, ключевыми для понимания его натуры?

Вспомните, где мы впервые встречаемся с художником? Почему именно в Щукином дворе? Какую художественную ценность, с точки зрения автора, представляют собой картины, выставленные там?

Какого же мнения об этих работах художник?

Чем же поразил его портрет старика?

Глядя на портрет, каждый ощущал реальность изображенного человека. Но особенно притягательны глаза старца, обладающие страшной разрушительной силой.

Какую фантастическую силу таит в себе этот портрет? Расскажите о странном сне художника.

Чартков не в силах, сопротивляться портрету: он неожиданно для себя покупает его, не может оторвать от него взгляда.

(Ребята, вы обратили внимание, что в повести часто повторяется слово «неожиданно». Чартков многое делает неожиданно для самого себя, как бы помимо своей воли).

Сон художника – фантастическая реальность. Старик оживает. Он, как дьявол, манит блеском золота несчастного Чарткова. И художник оказывается в руках злого существа.

Ребята, проследите за чувствами и движениями Чарткова, увидевшего сверток с деньгами, откатившийся чуть дальше остальных. (Работаем с текстом. Находим ключевые слова: «вперился весь в золото, глядя неподвижно, судорожно схватил, полный страха и т.д., сердце билось сильно, сжимал покрепче сверток, полный отчаяния стиснул сверток, употребил все усилия).

Почему именно деньги нашел Чартков в портрете? Само по себе это фантастично или реально?

Реально, но Гоголь подчеркивает фантастичность денег в портрете – это частица зла, составляющего сущность ростовщика.

Как распоряжается этими деньгамн художник? На что решает их потратить?

Проследим за его действиями: сначала он зашел к портному, затем, т торгуясь, нанял первую попавшуюся великолепную квартиру, нечаянно купил дорогой лорнет, нечаянно купил бездну галстуков, без всякой причины прокалился в коляске и т.д.

ВЫВОД: Чартков заботится о своих удовольствиях. В нем начинает торжествовать дурная сторона натуры. Мы чувствуем разительную перемену в художнике. Став богатым, Чартков не замечает своего учителя, заказывает статьи о необыкновенных талантах новоиспеченного живописца, любуется собой, разглядывая свое отражение в зеркалах.

— Как изменилось его отношение к искусству?

Считая себя непревзойденным мастером, он низвергает авторитеты, критикует Рафаэля и Микеланджело, Чартков заявляет, что «прежним художником уже чересчур много приписано», а «гений творит смело, быстро».

Теперь он пишет картины всего два дня.

Приносит ли прежнюю радость и удовлетворение процесс творчества?

Ребята, сопоставим эти ощущения художника с теми, которые он испытывал на Щукином дворе.

Вывод неутешителен: он стал модным, известным художником, но постепенно приходит осознание того, что его картиныбездарная мазня, совершенно далекая от настоящего искусства.

Что же произошло с художником? Как автор относится к этому перерождению?

Гоголь выносит суровый приговор: «Слава не может дать наслаждение тому, кто украл ее, а не заслужил». Художник перерождается в скрягу «с мертвецом вместо сердца».

Почему, увидев картину своего бывшего однокурсника, герой не сумел вынести о ней «пошлое суждение зачерствелых художников»?

— Какое впечатление произвела на него картина?

Товарищ Чарткова, «как отшельник, погрузился в труд». Он достойно прошел жизненные испытания, сохранив чистоту своей души. Его духовная сила воплотилась в «чистое, непорочное, прекрасное, как невеста», произведение искусства.

Осознал ли Чартков, что он загубил свой талант?

Чартков стал вандалом. Он покупал и уничтожал все «лучшее, что только производило художество». Никогда ни одно чудовище невежества не истребило столько, сколько истребил этот свирепый мститель».

Ужасает полная деградация личности художника.

ВЫВОД: От бедности талантливый художник случайно поднимается к богатству, но это зло, и оно не приносит добра ни ему, ни людям. Талант не может служить безнравственности.

Каким, по мысли Гоголя, должен быть настоящий художник? (Обращение к эпиграфу, в котором отражается главная мысль рассуждения).

Домашнее задание; прочитать внимательно II часть повести, выбрать все суждения героев и автора об искусстве, подготовиться к письменной самостоятельной работе.

Словарная работа: искушение, ростовщик.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *