Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица

Но по тайной программе природы

Под пилой погибают леса

Как такое могло сотвориться

Что дивлюсь я, любуясь на них.

Всего:0,1б·6=0,6б.

Всего:0,5 б·8 =4б.

За каждую ошибку в транскрипции снимается 0,1 б.

Итого:3 б +0,6 б + 4 6 = 7,6 б.

Ответ:

Есть такие прекрасные лица,

Как такое могло сотвориться

Из обычных молекул земных. (!)(?)

У истоков отравлены воды.

Но по тайной программе природы

Расцветает людская краса.

*В скобках указан пунктуационный знак, допустимый на месте знака препинания в оригинальном тексте.

В качестве правильного варианта может засчитываться знак как знаменателя, так и числителя.

Задание 3.

Представьте себе, что изобретены фантастические приборы с необычными функциями: электрическая машинка для вытаскивания изюма из булочек, очки для любителей зимы, через которые всё кажется белым, и устройство, переворачивающее листы при чтении книги. Придумайте для каждого название (названия), состоящее из одного слова. Как образовано каждое из этих названий? Проведите их словообразовательный анализ и назовите способ словообразования.

б) изюмовытаскиватель «- изюм + вытаскивать (сложение основ + суффиксация).

Ориентировочные ответы:

1. изюмовытаскиватель, изюмоизвлекатель и под.

2. зимногляды, белоочи и под.

3. листопереворачиватель, листопереворотник и под.

Задание 4.

Ответ:

Задание 5.

Итого: 3 б.

Ответ:

1. Школьник ошибся в написании слова красавица.

Задание 6.

Прочитайте предложения, взятые из произведений русской классики, и ответьте на приведённые ниже вопросы, используя современную метрическую систему.

1. Пётр Андреич ранен был под правое плечо, в грудь, под самую косточку, в глубину на полтора вершка. (Пушкин). 2. Дитя молодое, проехало столько пути, утомилось (это дитя было двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом). (Гоголь). 3. Тарас вскочил на своего Чёрта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст. (Гоголь). 4. Такого городничего никогда ещё государь, не было. Придет в лавку и, что ни попадет, всё берёт. Сукна увидит штуку, говорит: «Э, милый, это хорошее суконцо: снеси-ка его ко мне». Ну и несёшь, а в штуке-то будет без мала аршин пятьдесят. (Гоголь). Вопросы:

1. Насколько глубока была рана Гринева?

2. Какого роста было «дитя» в повести Гоголя?

3. Каков вес Тараса Бульбы?

4. Сколько сукна вынес городничий?

Ответ на какие вопросы (укажите их номер) может вызвать сомнения в достоверности описываемого? Как можно объяснить такого рода недостоверность в текстах классиков?

Всего: 13б·4 =6б.

Всего: 3 б. Итого: 9 б.

* Ответ может быть засчитан как правильный и в том случае, если верно указано только целое число.

II. Сомнения в достоверности описываемого могут вызвать ответы на вопросы 2 и 3. Классики, описывая героев, использовали художественный приём преувеличения (гиперболизации).

Н.В. Гоголь в одном случае прибегал к нему, чтобы создать образ героя-богатыря Тараса Бульбы, подчеркнуть его мощь и силу, в другом использовал этот приём как средство иронии или насмешки над утомившимся, по мнению матери, в пути двадцатилетним, двухметрового роста «дитятей».

Задание 7.

Различаете ли вы орфографические и грамматические ошибки? Найдите и классифицируйте (назовите и опишите) и те, и другие.

Хотя ноги у птиц более тоньше и по этому оддают в воду немного тепла, всё-же,

поджав одну ногу, какое-то тепло удаёться съэкономить.

1. Верно найденная и исправленная ошибка — до 0,5 б. Всего: 0,5 б·7= 3,5 б

Итого: 10,5 б.

Ответ:

2. Поджав одну ногу, какое-то тепло удаёться съэкономить — грамматическая (синтаксическая) ошибка, допущенная при употреблении деепричастного оборота, называющего действие, субъект которого не соотносится с безличным сказуемым. Верно: Если птица подожмёт одну ногу, то ей удастся сэкономить какое-то тепло или Поджав одну ногу, птица сможет сэкономить (сэкономит) какое-то тепло.

Задание 8.

Угадайте пословицу или поговорку по вопросу, характеристике.

1. Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц?

2. Как зовут пастуха, который предпочитает пасти стадо на самых отдалённых пастбищах?

3. Какое животное даёт наименьшее количество шерсти и отрицательно влияет на собратьев по стаду?

4. Наиболее совместимые блюдо и приправа к нему.

5. Музыкальный инструмент, танцевать под который лучше, если он находится в вашей личной собственности.

Количество баллов—

Итого-5 б.

Ответ:

1. Соловья баснями не кормят.

2. Куда Макар телят не гонял.

3. С паршивой овцы хоть шерсти клок.

4. Каши маслом не испортишь.

5. Плясать (танцевать) под чужую дудку.

Задание 9.

В стихотворении М. Дудина, посвящённом А. А. Ахматовой, есть такие строки: Летят года, как междометья,

Как паутина на стерне.

Почему, по-вашему, автор для сравнения с летящими годами выбрал именно междометия (не предлоги или союзы) и паутину на стерне? Есть ли основание для такого сравнения? Приведите пример междометий.

Количество баллов-

2. Пример междометий—до 1 б.

Ответ:

возгласу, вскрику, вдоху.

Таким образом, подобное сравнение создает образ быстротечного, неуловимого, неостановимого времени, его хрупкость и невозвратимость.

Задание 10.

Надеемся, что вам известна знаменитая фраза «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка». Кто её автор? Сделайте синтаксический разбор этого предложения и определите, какой частью речи являются входящие в него слова.

• Используя этот вымышленный «глокий язык», придумайте свой рассказ (не более 10 предложений) о «куздре».

• Отметьте в вашем тексте по одному слову, относящемуся к тем частям речи, которые вы определили в данном предложении.

• Сгруппируйте все употреблённые вами однокоренные слова и выделите в них словообразовательные элементы (суффикс, приставка).

• Какие слова в вашем рассказе передают то или иное настроение?

Количество баллов-

2. Определение частеречной принадлежности слова — 0,1 б.

Всего:0,1 б8 =0,8б

3. В придуманном рассказе оценивается

Повторяющиеся единицы не учитываются;

Ответ:

1. прил. сущ. нар. глаг. сущ. союз глаг. сущ.

2. Сочинённый рассказ.

5. Указаны слова, передающие настроение.

За каждую ошибку в транскрипции снимается 0,1 б. Итого:3 б +0,6 6 + 4 6 = 7,6 б.

Ответ:

Как такое могло сотвориться Из обычных молекул земных. (!)(?)

У истоков отравлены воды.

Но по тайной программе природы

Расцветает людская краса.

*В скобках указан пунктуационный знак, допустимый на месте знака препинания в оригинальном тексте.

В качестве правильного варианта может засчитываться знак как знаменателя, так и числителя.

Задание 3.

Представьте себе, что изобретены фантастические приборы с необычными функциями:

электрическая машинка для вытаскивания изюма из булочек, очки для любителей зимы,

через которые всё кажется белым, и устройство, переворачивающее листы при чтении

книги. Придумайте для каждого название (названия), состоящее из одного слова. Как

образовано каждое из этих названий? Проведите их словообразовательный анализ и

назовите способ словообразования.

словообразовательном анализе, а также за пропущенное звено этого анализа снимается 0,2

«схематичный». Например: а) слово » » образовано от слова » «путем. при помощи

б) изюмовытаскиватель «- изюм + вытаскивать (сложение основ + суффиксация).

Ориентировочные ответы:

1. изюмовытаскиватель, изюмоизвлекатель и под.

2. зимногляды, белоочи и под.

3. листопереворачиватель, листопереворотник и под.

Источник

XII Международная олимпиада «Эрудит». Литература

Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Смотреть фото Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Смотреть картинку Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Картинка про Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Фото Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица

XII Международная олимпиада «Эрудит»

Литература

Гавронова Анна

5 Б класс

МБОУ лицей 1

Город Норильск

1. Определите писателя по фрагменту критической характеристики.

В его баснях, как в чистом, полированном зеркале, отражается русский практический ум, с его кажущеюся неповоротливостию, но и с острыми зубами, которые больно кусаются; с его сметливостию, остротою и добродушно-саркастическою насмешливостию; с его природною верностию взгляда на предметы и способностию коротко, ясно и вместе кудряво выражаться. (По В. Белинскому)

Здесь говорится о Иване Андреевиче Крылове.

2.Архимандрит Филарет Московский, составитель Катехизиса, предлагал запретить большую часть басен Крылова за глумление над святыми: Михаилом, Василием, Марией и Февронией. А каким образом Крылов «глумился» над ними?

Он называл именами христианских святых бессловесных животных.

3. Назовите 2 основные функции пейзажа в литературном произведении

1. Обозначение места и времени действия. Благодаря пейзажу читатель легко мо­жет представить себе, где и когда происходит действие. В некоторых случаях (особенно часто в лирике) это еще и основной предмет описания.

2. Сюжетная мотивировка. Природные явления могут повлиять на происходящие события.

3. Форма психологизма. Эта функция наиболее частая в произведении, пейзаж оказывается средством раскрытия характера героя. Явления природы могут предвещать те или иные события в жизни персонажа, создавать определенное настроение.

4. Форма «присутствия» автора. Через пейзаж может быть выражено авторское отношение к изображаемому.

4. Всем известны строки «Попрыгунья стрекоза лето красное пропела» из басни Крылова «Стрекоза и муравей». Но как это понять, если стрекозы не поют? Оказывается, прежде стрекозами называли насекомых нескольких разных видов. Кого именно?

В басне Крылова на самом деле имеют ввиду кузнечика.

5. Кто автор этого отрывка и как называется произведение?

Последний день перед рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь поступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

Произведение называется: «Ночь перед Рождеством». Написал: Николай Васильевич Гоголь.

6. Восстановите пословицу или поговорку по вопросу, характеристике.
1. Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц?

2. Как зовут пастуха, который предпочитает пасти стадо на самых отдалённых пастбищах?

3. Какое животное даёт наименьшее количество шерсти и отрицательно влияет на собратьев по стаду?

4. Наиболее совместимые блюдо и приправа к нему.

5. Музыкальный инструмент, танцевать под который лучше, если он находится в вашей личной собственности

1. Соловья баснями не кормят.

2. Куда Макар телят не гонял.

3. С паршивой овцы хоть шерсти клок.

4. Каши маслом не испортишь.

5. Плясать под чужую дудку.

7.Напишите сочинение-миниатюру на тему «Кого можно считать успешным человеком»

Сочинение-миниатюра «Кого можно считать успешным человеком».

Я считаю что все люди успешны. Ведь даже дворник успешен, может у него большая семья и счастливые дети, может он хорошо готовит.

Двоечники тоже успешны, ведь наверное у него добрые родители, а может он увлекается спортом или рукоделием. Многие люди думают что-бы быть успешным надо иметь много денег. А я думаю что-бы быть успешным человеком надо иметь: семью надежных и верных друзей, которые не бросят в трудную минуту и не предадут.

Источник

Олимпиадные задания по литератре

Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Смотреть фото Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Смотреть картинку Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Картинка про Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Фото Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица

Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Смотреть фото Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Смотреть картинку Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Картинка про Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Фото Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица

Содержимое разработки


Олимпиадные задания по литературе

Максимальное количество баллов – 71 балл

I блок Максимальное количество баллов – 40.

Задание 1. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов «Ода »

Задание 2. Какие выразительные средства (тропы и стилистические фигуры) использованы в отрывках? Выпишите слова (словосочетания), связанные с каждым средством, и назовите средства выразительности.

А) Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

Б) Унылая пора! очей очарованье!

В) Печальная береза

Там, в глуши пустынь,

Снег, что белый пух,

Д) Нева вздувалась и ревела.

и вдруг, как зверь остервенясь,

Задание 3. Перечислите роды литературы. Укажите по 2-3 жанра, относящиеся к каждому роду.

Задание 4. Какое из художественных произведений следует отнести к литературному направлению сентиментализм?

а) ода Г.Р. Державина «Фелица»;

б) повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»;

в) повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»;

г) поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Задание 5. Укажите ряд, в котором представлена правильная цепочка структурных элементов сюжета художественного произведения:

Задание 6. Восстановите пословицу или поговорку по вопросу, характеристике.

1. Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц?

2. Как зовут пастуха, который предпочитает пасти стадо на самых отдалённых пастбищах?

3. Какое животное даёт наименьшее количество шерсти и отрицательно влияет на собратьев по стаду?

4. Наиболее совместимые блюдо и приправа к нему.

5. Музыкальный инструмент, танцевать под который лучше, если он находится в вашей личной собственности

Задание 7. Какие особенности народно-поэтического языка используются А.К.Толстым в качестве стилистических приемов в данном стихотворении?

Уж ты нива моя, нивушка,

Не скосить тебя с маху единого,

Не связать тебя всю во единый сноп!

Уж вы думы мои, думушки,

Не стряхнуть вас разом с плеч долой,

Одной речью-то вас не высказать!

По тебе ль, нива, ветер разгуливал,

Гнул колосья твои до земли,

Зрелы зёрна всё размётывал

Широко вы, думы, порассыпались…

Куда пала какая думушка,

Там всходила люта печаль-трава,

Вырастало горе горючее!

Задание 8. Какой романс исполняет героиня пьесы А.Островского «Бесприданница» в 3-ем действии? Как ее зовут? (Имя, отчество, фамилия?)

Задание 9. О каких героях идет речь в следующих текстовых фрагментах? Укажите название произведения и его автора:

Картежной шайки атаман,

Глава повес, трибун трактирный,

Теперь же добрый и простой

Отец семейства холостой,

Надежный друг, помещик мирный

И даже честный человек…

В) Он весь состоял из костей, мускулов и нерв, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хоть немного зеленоватые, но выразительные.

II блок. Максимальное количество баллов – 16.

Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Смотреть фото Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Смотреть картинку Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Картинка про Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Фото Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица

Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Смотреть фото Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Смотреть картинку Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Картинка про Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Фото Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица

Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Смотреть фото Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Смотреть картинку Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Картинка про Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Фото Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица

Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Смотреть фото Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Смотреть картинку Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Картинка про Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Фото Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица

Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Смотреть фото Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Смотреть картинку Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Картинка про Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Фото Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица

Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Смотреть фото Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Смотреть картинку Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Картинка про Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица. Фото Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц пословица

Задание 11. Литературные анаграммы: переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились или литературные термины, или имена писателей, или имена книжных персонажей.

НЕРВ (Французский писатель-фантаст.)

РИНГ (Русский писатель.)

СТОПА (Имя Великого комбинатора и сына Тараса Бульбы.)

ТОВАР (Создатель литературного произведения.)

СОКРАТ (Линейная частица произведения.)

ПА + СТЕНА (Стихотворный размер.)

МРАК + ЗИНА (Российский писатель, историк.)

КРЕН + СОВА (Русский поэт.)

ОМОН + ГОЛ (Развёрнутое высказывание одного из действующих лиц пьесы.)

III блок. Творческое задание. Выполните только ОДНО задание изпредложенных ниже ТРЁХ вариантов.

Максимальное количество баллов – 15.

А) Напишите сочинение-миниатюру на тему «Человек, который вызывает у меня чувство восхищения».

Б) Прочитайте афоризм Л.Н.Толстого: «Человек подобен дроби: числитель ёё – то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь». Выскажите своё мнение по содержанию афоризма.

В) Кто не знает сказку К.Чуковского «Муха-цокотуха»?

Пошла Муха на базар

Предположите, как мог бы развиться сюжет, если бы Муха сделала совершенно другую покупку. Напишите новый фрагмент сказки, не меняя главных героев.

Источник

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемira-vohmianina.narod.ru

Похожие презентации

Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Подготовка к олимпиаде по русскому языку Занятие «Школы юного филолога» МОУ «СОШ 3» город Братск.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

2 Подготовка к олимпиаде по русскому языку Занятие «Школы юного филолога» МОУ «СОШ 3» город Братск

3 Мы рады приветствовать в школе юного филолога тех, кто любит русский язык и готов проверить свои знания. Вам предлагаются вопросы по следующим разделам: Культура речи, Лексика, Лингвистические задачи, История языка Выбери вопрос и набирай баллы. Можешь пройти игру с друзьями, устроить настоящее лингвистическое состязание и узнать, кто лучше знает родной язык. Желаем удачи!

4 Выбери вопрос! Культура речи Лексика Лингвистические задачи Из истории языка

5 Культура речи 10 Исправь речевые ошибки в предложениях: Из каждой поездки мы привозим бабушке памятные сувениры. Цены на фрукты постоянно растут вверх. Четверых девочек из класса попросили помочь в подготовке угощения для ветеранов. Благодаря сильным морозам погибли кусты роз. Поздравляю Вас с Восьмым мартом. Из каждой поездки мы привозим бабушке сувениры. Цены на фрукты постоянно растут. Четырех девочек из класса попросили помочь в подготовке угощения для ветеранов. Из-за сильных морозов погибли кусты роз. Поздравляю Вас с Восьмым марта.

6 Культура речи 20 Исправьте речевые ошибки Мы купили пять метров красивой тюли. Извиняюсь, я случайно наступил вам на туфель. В магазине во время распродажи можно приобрести товары по дешёвым ценам. Брат одел шапку и вышел на улицу. Я ложу книгу в портфель, он становится еще более толще. Олег Кошевой организовал организацию «Молодая гвардия». Мы купили пять метров красивого тюля. Извините, я случайно наступил вам на туфлю. В магазине во время распродажи можно приобрести товары по низким ценам (подешевле). Брат надел шапку и вышел на улицу. Я кладу книгу в портфель, он становится толще (более толстым). Олег Кошевой создал организацию «Молодая гвардия».

7 Культура речи 30 Исправьте ошибки в предложениях Оплатите, пожалуйста, за проезд! Результаты выборов мэра будут подведены после решения суда. Задачи, поставленные нами, достигнуты. Первая премьера спектакля состоялась 12 сентября. Фильм поможет зрителям получить мнение о России. Возле театра я встретил троих студенток. Заплатите за проезд (оплатите проезд) Итоги выборов мэра будут подведены после решения суда Задачи, поставленные перед нами, могут быть достигнуты. Премьера спектакля состоялась 12 сентября. Фильм поможет зрителям составить мнение о России. Возле театра я встретил трёх студенток.

9 Культура речи 50 Произнеси правильно включишь ходатайствовать оптовый новорожденный христианин принудить ржаветь мизерный созыв сорит завсегдатай камбала флюорография скворечник щавель свекла жалюзи премировать обеспечение отраслей включишь ходатайствовать оптовый новорождённый христианин принудить ржаветь мизерный созыв сорит завсегдатай камбала флюорография скворешник щавель свёкла жалюзи премировать обеспечение отраслей

11 Лексика 20 Подберите русские синонимы к словам иноязычного происхождения: голкипер, хевбэк, рэкет, шоу, менеджмент, тинейджер вратарь полузащитник вымогательство зрелище управление подросток

12 Лексика 30 Подберите к устаревшим словам современные синонимы: Десница, виктория, ланиты, блиставица, ветрило, шуйца, толмач, сиречь, тать, чага. правая рука победа щёки молния парус левая рука переводчик То есть Вор рабыня

13 Лексика 40 Угадайте пословицу или поговорку по вопросу, характеристике. 1. Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц? 2. Как зовут пастуха, который предпочитает пасти стадо на самых отдалённых пастбищах? 3. Какое животное даёт наименьшее количество шерсти и отрицательно влияет на собратьев по стаду? 4. Наиболее совместимые блюдо и приправа к нему. 5. Музыкальный инструмент, танцевать под который лучше, если он находится в вашей личной собственности. Соловья баснями не кормят. Куда Макар телят не гонял. С паршивой овцы хоть шерсти клок. Каши маслом не испортишь. Плясать (танцевать) под чужую дудку.

16 Лингвистическая задача 20 Почему пишется пироЖНое, но мороЖЕНое? Существительные пирожное и мороженое восходят к разным частям речи. Слово пирожное образовано от прилагательного пирожный, которое в свою очередь восходит к существительному пирог и образуется при помощи суффикса Н. Ср.: прием – приемный – приемная; бильярд – бильярдный – бильярдная. Слово мороженое образовано от прилагательного мороженый, которое восходит к глаголу морозить. В словах мороженое, мороженый ЕН – суффикс отглагольного прилагательного.

18 Лингвистическая задача 40 Какие из приведённых ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ. Проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка. Этимологически родственными являются слова НАВОЛОЧКА, ПРОВОЛОКА и ОБЛАКО. Все они происходят от глагола ВОЛОКУ. ОБЛАКА – то, что обволакивает; ПРОВОЛОКА – железная нить, созданная путём проволакивания металла; НАВОЛОЧКА наволакивается на подушку.

22 История языка 30 Назовите самую молодую букву русского алфавита. Буква «ё» – самая молодая в русском алфавите. Еe придумала в 1783 году Екатерина Дашкова, сподвижница Екатерины II, княгиня и руководительница Императорской Российской Академии. 29 ноября (18 ноября по старому стилю) 1783 года в доме Екатерины Романовны Дашковой состоялось одно из первых заседаний недавно созданной Академии словесности с участием таких знаменитостей, как Державин и Фонвизин. Академики уже было собирались расходиться по домам, когда Екатерина Романовна спросила у присутствующих, сможет ли кто-нибудь написать слово «eлка». Академики решили, что княгиня шутит, но та, написав произнесeнное ею слово «ioлка», спросила: правомерно и удобно ли изображать один звук двумя буквами? И не разумнее ли заменить диграф «iо» на одну литеру «e», то есть ввести новую букву «ё»? Доводы Дашковой показались убедительными. В Ульяновске букве Ё поставлен памятник.

23 История языка 40 Реформа русской азбуки Луначарского-Ленина изъятие в 1917– 1918 гг. из русской азбуки ряда букв под видом его демократизации. После реформы русского алфавита 1917–1918 гг. роль гласных уменьшилась, а роль согласных возросла. Реформа подготовлена авторитетной комиссией, инструкции Луначарскому давал Ленин. Новый алфавит вводился силой, матросы Балтики обходили петроградские печатни и именем революции очищали их от «старых букв». В алфавите вроде бы остались «ъ» (ер) и «ь» (ерь), но как бы перестали обозначать гласные звуки и стали «знаками». Таинственно исчезла «ижица»: до реформы была, в декрете не упоминается, в новом алфавите отсутствует. Вместо «ъ» разделительного стали ставить апостроф или кавычки. Как изменилась русская азбука после реформы гг.?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *