Чем не мог заниматься смерд по русской правде
«Смерд и холоп»? Об одной загадке Русской Правды *
В Краткой редакции Русской Правды, в той ее части, которая относится к установлениям сыновей Ярослава Владимировича, т. е. датируется третьей четвертью XI в. (т. н. «Правда Ярославичей»), содержатся статьи, посвященные штрафам за убийство зависимых людей князя:
Сходный текст читается в Пространной редакции:
Между тем, это не единственное противоречие, порождаемое традиционным прочтением ст. 26. Упоминание в ней холопов как единой категории оказывается неточным: ведь холопы фигурируют и в соседних статьях. Оставим пока за скобками «рядовича», но старосты, охраняемые 12-гривенным штрафом, несомненно, по статусу были холопами. Несвободными людьми являлись и кормилица с ее сыном — «кормиличичем» (об этом сказано прямо: «аще роба кормилица любо кормиличичь»). Между тем, ст. 26 утверждает, что за холопа платится 5 гривен, — без всяких, получается, оговорок, т. е., по прямому смыслу, за любого холопа.
Суммируя изложенные наблюдения, можно сказать, что, исходя из особенностей построения статей Краткой редакции, в ст. 26 должны быть упомянуты не две разные категории населения, а одна. Но как же быть с союзом и, традиционно воспринимаемым как соединительный, да к тому же еще и с наличием после него предлога е?
Можно, таким образом, полагать, что в ст. 26 речь идет не о всех смердах и всех холопах, а только о смердах, но не всяких, а таких, которые по статусу своему являлись холопами: «А в смерде, который холоп, 5 гривен». Увязывается ли такая трактовка с содержанием соседних статей Краткой редакции Русской Правды?
После статей, посвященных охране жизни высших чинов княжеской администрации — огнищан и тиунов, следует группа статей, в которых упоминаемые лица имеют, судя по невысоким (в сравнении с вирой за рядового свободного человека — 40 гривен) штрафам за их убийство, низкий статус. Сначала упоминается «староста сельский и ратайный» с 12-гривенным штрафом, затем рядович (точнее — «рядовник», форма «рядович» читается в Пространной редакции) с 5-гривенным, далее идет интересующая нас ст. 26. Очевидно, что понять ее место в окружающем контексте невозможно без определения, кто такой рядович / рядовник.
Ст. 27 (о кормилице и кормиличиче) в иной грамматической форме оговаривает то же, что и ст. 26 — статус тех представителей указываемой категории, которые являлись несвободными: «Аще роба кормилица любо кормиличичь 12». Подразумевается, что кормилица и, соответственно, ее сын могут быть и свободными людьми, но статья имеет в виду тех из них, кто являются холопами. Аналогично в ст. 26 речь идет не обо всех смердах, а о тех, которые холопы по правовому статусу.
Примечания
*. Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-01-00059. Впервые опубликовано в сборнике: Средневековая Русь. Вып. 12. М., 2016. С. 95—102.
1. Правда Русская. Т. 1. М.; Л., 1940. С. 71—72 (Академический список); ср.: Там же. С. 80 (Археографический список).
3. Правда, в Археографическом списке Краткой редакции читается «авъсмердьивхолопѣ» (см.: Правда Русская. Т. 3. М., 1963. С. 27), что дает возможность истолковать «смердьи» как одно слово — определение к слову «холоп»; но большая точность чтения Академического списка может считаться доказанной после выхода работы В.П. Любимова (Любимов В.П. Смерд и холоп // Исторические записки. Т. 10. М.; Л., 1940).
4. Правда Русская. Т. 1. С. 109.
5. Там же. С. 106—108, 111—113 (ст. 23, 25, 38, 67, 68, 69, 71, 73, 84 Пространной редакции). Коль скоро смерд платил продажу такого размера, если совершал наказуемые ею преступления, следовательно, в случае, когда он оказывался по ним потерпевшим, должен был назначаться такой же штраф. Но если считать, что плата за убийство смерда — 5 гривен, то получится, что штраф за нанесение ему побоев в два с лишним раза превышал ее.
8. ПСРЛ. Т. 2. М., 2001. Стб. 252—253, 264—265.
9. Правда Русская. Т. 1. С. 114.
10. См.: Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953. С. 225—239; Юшков С.В. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси. М.; Л., 1939. С. 96—104; Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л., 1983. С. 135—149.
11. Правда Русская. Т. 1. С. 71, 80.
12. Правда Русская. Т. 1. С. 70,79.
13. Янин В.Л., Зализняк А.А. Берестяные грамоты из новгородских раскопок 1997 г. // Вопросы языкознания. 1998, № 3. С. 30; Горский А.А. Москва и Орда. М., 2000. С. 166, прим. 78.
14. Янин В.Л., Зализняк А.А., Гиппиус А.А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1997—2000 гг.). М., 2004. С. 13 (Ипатьевская летопись под 1074 г.).
15. ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Пг., 1922. Стб. 106 (Рогожский летописец под 1374 г.).
16. См.: Правда Русская. Т. 2. М.; Л., 1947. С. 164—165.
17. Памятники русского права. Вып. 1. М., 1952. С. 83.
18. Позднее, в XV—XVI вв., «рядовичами» именуются члены купеческих организаций — «рядов»; единственное число при этом было не рядович, а рядовитин (см.: Словарь русского языка XI—XVII вв. Вып. 22. М., 1997. С. 288).
19. Памятники литературы Древней Руси. XII в. М., 1980. С. 392, 394.
20. См.: Правда Русская. Т. 2. С. 166—170; Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества. С. 175—179.
21. Правда Русская. Т. 1. С. 116.
22. Сергеевич В.И. Русские юридические древности. Т. 1. СПб., 1902. С. 105.
23. «Словарь древнерусского языка XI—XIV вв.» выделяет 18 значений, а «Словарь русского языка XI—XVII вв.» — 20 (!), см.: Словарь древнерусского языка (XI—XIV вв.). Т. 10. М., 2013. С. 540—544; Словарь русского языка XI—XVII вв. Вып. 22. С. 281—284.
24. Словарь древнерусского языка (XI—XIV вв.). Т. 10. С. 541.
25. См.: Там же. С. 544—545.
26. См. обзор мнений в работах: Рыбаков Б.А. Смерды // История СССР, 1979, № 1—2; Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества. С. 135—149.
27. ПСРЛ. Т. 1. М., 1997. Стб. 252—253, 264—265; Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949, № 82. С. 141; Корецкий В.И. Новый список грамоты великого князя Изяслава Мстиславича новгородскому Пантелеймонову монастырю // Исторический архив. 1955, № 5.
28. Следовательно, надо полагать, что плата за их убийство специально не указывается в судебнике постольку, поскольку на таких смердов распространялось действие ст. 1 — о 40-гривенной вире за свободного «мужа».
29. Ср.: Правда Русская. Т. 2. С. 403 (комм. Н.Ф. Лаврова); Памятники русского права. Вып. 1. С. 158 (комм. А.А. Зимина).
Смерды и холопы: как жили низшие касты на Руси
Смердами на Руси в IX—XIV веках называли обычных крестьян-землепашцев. Слово «смерд» индоевропейского происхождения. Оно является несколько видоизмененным вариантом лексемы «смурд» (или «сморд»), которая означала «простой человек» или «зависимый человек».
Права смердов
Смерды – изначально свободные жители деревень. Позднее они были закрепощены и стали принадлежать князьям. Смерды относились к низшим слоям русского общества, но не были такими же бесправными и зависимыми, как холопы. Они могли иметь свой собственный земельный надел, но были обязаны также обрабатывать и землю помещика. При этом цена жизни и смерда, и холопа была одинакова. Официальный штраф за убийство любого из этих людей – 5 рублей.
После принятия Русью христианства появилось и другое наименование смерда – «крестьянин», что означает буквально «христианин». Смерд – более языческое понятие. При этом оно очень долго использовалось на Руси и постепенно стало приобретать негативный характер. Так стали презрительно называть простолюдинов.
Смерды несли воинскую повинность. Они могли либо лично участвовать в боевом походе в качестве пеших воинов или всадников, либо «откупиться» поставкой лошадей для конницы.
Смерды могли передавать свое имущество по наследству сыновьям. За неимением последних земельный надел после смерти смерда переходил князю. В Новгородской республике смерды были государственными, поэтому обрабатывали государственную землю. Князь при этом мог их подарить церкви или монастырю, тогда крестьяне должны были работать уже на церковников.
Холопы и их права
Холопами называли самое бесправное население не только деревень, но и городов (весей). Холоп, таким образом, мог жить не только в сельской (как смерд), но и в городской местности. В отличие от смерда холоп был абсолютно бесправен. Он практически являлся рабом. Рабское положение холопов было отменено только Петром I в 1723 году.
Холопы были рабами из местного населения. Другую категорию рабов – челядинов – князья приобретали во время завоевательных походов на соседние или удаленные земли. Челядин – это раб-иноземец. Он был еще более бесправен, нежели холоп. Практически приравнивался к вещи.
Холопами становились за проступки, преступления, долги, по праву рождения или в результате венчания (замужества). Если князь серьезно за что-то разгневался на крестьянина, он мог отнять все его имущество и вместе с семьей перевести в ранг холопов («Русская права»). Торговец-растратчик, не способный сполна выплатить свой долг, «продавал себя в холопы». И конечно, дети холопа с первого дня жизни являлись холопами. Свободная женщина, выйдя замуж за такого человека, становилась холопкой.
Эти люди выполняли всю работу в домах господ и обрабатывали их землю наряду со смердами. Им отводилась вся самая грязная, «черная» работа в доме. Но иногда холопы обучались и ремеслам, что не происходило со смердами (они были сугубо землепашцами). Холопами вовсю торговали. Чем умелее был такой работник, тем выше была на него и цена. Если холоп был полезен господину и хорошо исполнял свою службу, владелец по желанию мог отвести своему рабу отдельное жилье или даже подарить вольную (отпустить на свободу).
Разряды холопов
Господские холопы подразделялись на классы согласно умениям и способностями, которыми они обладали. Так называемые «большие холопы» были в некотором смысле привилегированными рабами. Они выполняли более ответственную работу (ключники, управляющие) и могли руководить «меньшими» холопами. Последние исполняли всю черновую работу: были пекарями, тонкопрядильцами, конюхами, пастухами, плотниками и пр. Они же являлись домашней прислугой. «Малых» холопов, обладающих какой-то полезной профессией, называли «деловыми людьми».
Отдельную категорию составляли так называемые «боевые холопы». Они сопровождали господина в военном походе и отбирались из числа «больших» холопов. Эта категория населения составляла основную часть войска и вооруженной охраны князя. По сравнению с другими классами холопов она была достаточно привилегированной, чем-то средним между крестьянами и дворянами.
В число боевых холопов часто попадали дети обедневших бояр, поэтому эта категория «служивых» имела больше прав, чем холопы-чернорабочие и управляющие. Из имущества воины могли иметь лошадь (иногда двух) и полное боевое снаряжение.
Переход в другое сословие
После отмены крепостного права (начиная с 1861 года) начал формироваться новый класс – мещанство. Этим словом называлось городское население самого низшего ранга. Мещанами становились вольноотпущенные благодаря крестьянской реформе смерды и боевые холопы, освобожденные по какой-то причине от своих воинских обязанностей (например, за долгую самоотверженную службу).
Мещане были не только свободными, но еще и налогооблагаемыми гражданами. Они могли иметь лавку, заниматься ремеслами, продавать плоды своего труда на рынке, но обязаны были при этом платить налог. Екатерина II официально закрепила статус мещанства в «Жалованной грамоте городам» от 1785 года. Мещане стояли на ступеньку ниже купцов, но также считались «правильными» городскими обывателями. Они владели большей частью городского недвижимого имущества.
Класс мещан также постоянно претерпевал изменения. Одни мещане не хотели или не могли платить налоги, поэтому становились крестьянами. Другие получали образование и поднимались на ступеньку выше – переходили в категорию разночинцев. Так русское общество постепенно все сильнее расслаивалось, и многие представители низших слоев населения страны получали новые возможности.
Смерд или холоп – что хуже?
Смерды на Руси – это крестьяне и изначально свободные жители деревень. Но время внесло свои коррективы, и смерды постепенно были закрепощены, стали собственностью князей. Правда, их зависимость не была такой абсолютной, как у холопов. Каждый имел свой земельный надел, но также должен был обрабатывать княжескую землю. Но при этом цена жизни смерда и холопа не различалась. Официальный штраф за убийство того и другого, согласно Русской правде, был един и не слишком велик – 5 гривен.
После того как на Русь пришло христианство, появилось и другое название смерда, более «цивилизованное» – крестьянин. А слово «смерд», относящееся больше к языческим временам, с течением лет стало приобретать презрительное значение. Здесь можно вспомнить, как царь Иван Васильевич в фильме Леонида Гайдая наградил режиссера Карпа Савельевича Якина этим совсем невысоким званием.
Смерд нес и воинскую повинность. Он мог выбирать: или самому участвовать в боевом походе, или «откупиться», если, конечно, позволяла его состоятельность. Свою собственность смерд мог передать по наследству сыновьям, а если не было сыновей, земельный надел переходил князю.
С холопами все намного проще. Это было самое бесправное население не только деревень, но и городов. В отличие от смерда, холоп, по сути, был рабом, и только в 1723 году рабское положение холопов было отменено Петром I.
Холопы делились на несколько категорий. Просто холопы – рабы из местного населения, челядины, – приобретались во время завоевательных походов, они были еще более бесправными, не имели никаких земельных наделов, да и другой ценной собственности.
У городских холопов существовали еще различия согласно их умениям и способностям. «Большие» холопы были, пожалуй самыми «привилегированными» рабами, и работу они выполняли более ответственную, чем остальные. Среди них были ключники, управляющие и руководители «меньших» холопов». А в эту категорию входили пекари, конюхи, пастухи, плотники и другие. Они еще назывались домашней прислугой.
А кто лучше, кто хуже – смерд или холоп, – с точки зрения современного человека уже практически не определишь. Слова древние, но обидные…
Кто такие смерды в Древней Руси?
Древняя Русь – название государственного образования славян с IX по XII вв. Это период от начала объединения племён до масштабного монголо-татарского набега, завершившегося длительным игом.
Условное деление древнерусского общества
Социальная структура Древней Руси была достаточно пёстрой. Население подразделялось на три основных группы.
Знать
Знать представляла собой небольшую прослойку, состоящую из князя и княжат, бояр, дружинников, а позже к ним присоединилось духовенство.
Свободное население
Свободное население обозначалось общим понятием «люди». Сюда входили и горожане, и жители селений. В городах это были ремесленники и те, кто занимался торговлей. В сельской местности первые столетия (IX – X вв.) большую часть этой категории составляли смерды – лично-свободные земледельцы. Кроме того, к свободным относились изгои – люди, по разным причинам отвергнутые своим сословием.
Зависимое население
В эту многочисленную прослойку входили закупы, рядовичи (все, кто отрабатывал свой долг или вынужден был арендовать землю), а также холопы, челядь – абсолютно бесправная часть населения, чья жизнь и имущество целиком зависели от воли господина. Позже в категорию зависимого населения попали и смерды.
История происхождения термина
Смерд – несколько неоднозначное понятие. За время существования домонгольской Руси оно эволюционировало, и значение его коренным образом изменилось.
Согласно общепринятой версии, слово «смерд» имеет индоевропейское происхождение. Первоначально оно обозначало «человек», «человек свободный».
На Руси, возможно, этот термин прижился вследствие особенностей крестьянского быта: бедные люди топили печи «по-чёрному», и дым шёл в избу. Поэтому от селянина исходил специфический запах. Слово «смерд» от «смердеть» постепенно закрепилось в обращении и прочно вошло в русский язык.
Кто же такие смерды?
Согласно сведениям, почёрпнутым из сохранившихся письменных источников, смерд изначально был человеком, владеющим собственным небольшим участком земли и сельскохозяйственными орудиями. Такой участок назывался «усадьбой».
Смерды жили в неукреплённых сёлах или деревнях, объединявшихся в более крупное образование – погост. В принципе, первое время, приблизительно до конца XI в., смердами называли всех свободных крестьян (термина «крестьянин» тогда не существовало).
Смерд имел собственность:
Он владел этим имуществом и мог передавать его по наследству.
Смерд и холоп: сходства и различия
Со временем смерд превращается в зависимого человека, обрабатывающего уже не свою землю, а участок господина. «Русская Правда» в различных редакциях иллюстрирует этот процесс, указывая права и обязанности смерда. В «Пространной редакции» можно встретить упоминание рядом категорий «смерд» и «холоп». По мнению ряда исследователей, в некотором смысле смердов и холопов могли ставить на одну ступень социальной лестницы как людей зависимых. В «Русской Правде» (Краткая редакция) есть статья 26, которая оценивает жизнь смерда и холопа одинаково: в 5 гривен. В сравнении со штрафами, накладываемыми за убийство свободного человека, это в 8 раз меньше.
Смерды имели личную свободу. Они сами за себя отвечали, то есть выплачивали штрафы в казну при каких-либо нарушениях закона. Относительно права наследования известно следующее: если смерд умирал, не оставив наследников (а наследовать могли дочери, ещё не вышедшие замуж; о сыновьях же ничего не известно), то всё, чем он владел, отходило князю. Частично правом наследования смерд обладал.
Холопы не имели практически никаких прав. У них не было личного имущества, они обрабатывали надел не собственный, а принадлежавший господину. За преступление холопа отвечал господин. Последнему же принадлежало право распоряжаться жизнью холопа, как ему заблагорассудится, и никакой ответственности за убийство своего холопа феодал не нёс. Холопом можно было стать по различным причинам: попав в плен, накопив много долгов, а также «по праву рождения», то есть от рабы, холопки. Свободный смерд мог превратиться в холопа при неблагоприятном стечении обстоятельств.
Различия в разных регионах Древней Руси
В Киеве и близких к нему землях смерды составляли большой пласт сельского населения, нёсшего воинскую повинность и платившего налоги князю. Здесь смерды быстрее попали в зависимость от феодалов-бояр и стали занимать уже не свои, а господские участки. Процесс превращения их в зависимых крестьян здесь шёл более интенсивно.
Если говорить о новгородских землях, то здесь многие смерды «сидели» на государственных землях, принадлежавших не боярам, а князю. Новгородские смерды были людьми более независимыми, нередко поднимали восстания, «смуты». Личная свобода у смердов сохранялась здесь вплоть до XIV в.
Смерды: эволюция понятия и превращение в крестьян
Смерды в домонгольской Руси постепенно теряли личную свободу, попадая в зависимость от феодалов, чьи земли обрабатывали. Отчасти это было обусловлено накоплением долговых обязательств, отчасти усилением боярства, которое становилось главной силой и опорой государства и получало всё больше прав и привилегий.
К XV в. смерды наряду с прочими подгруппами сельского населения окончательно влились в общую категорию крестьянства (термин встречается в источниках начиная с XIV столетия). Само слово «смерд» со временем стало употребляться в уничижительном значении, с оттенком презрения, утратив первоначальный смысл.
В 1592 г. после отмены Юрьева дня, крестьяне потеряли последние остатки свободы: отныне они стали крепостными, и такое положение сохранялось до 1861 года.
Какую работу выполняли смерды и какие у них были права?
Смердами на Руси называли крестьян, занимающихся земледелием в период с IX по XIV вв. Лица этой категории с самого начала были свободными (в сравнении с холопами). По мере того как развивалась поместная система, их понемногу закрепостили. Смерды были в непосредственном подчинении у князей.
Как жили смерды?
Советским историком Б. Грековым была дана собственная формулировка основному количеству смердов. Он назвал их «члены сельской общины, занимающиеся возделыванием земли». Они были в постоянном подчинении у князей в течение пяти веков. При ознакомлении с текстами из «Русской Правды» можно понять, что князья осуждали эту категорию населения.
Смерды владели земельными наделами, которые передавались по наследству, причем только по мужской линии. В случае отсутствия у смерда сыновей его надел переходил во владение князя. Если же земледельца убивали, подразумевался штраф, как при убийстве холопа.
Смерды зачастую использовались в работе на государственной земле, они возделывали её и собирали урожай. Аналогичная ситуация наблюдалась и на Новгородских землях. Это объяснялось тем, что данную категорию населения считали государственными крестьянами, хотя они могли находиться в услужении у князей, епископов и монастырей. Они не имели право по собственному желанию покидать обрабатываемый земельный надел.
Если у смерда не было наследника, земельный надел после его смерти переходил во владение князя. Если же земледелец был членом общины, в этом случае его собственность делили между всеми общинниками. Штраф за убийство человека, относящегося к данной группе, был таких же размеров, как и за убийство простого раба. Он составлял 5 гривен. Если же был убит людин, размер штрафа составлял 40 гривен, как при убийстве любого свободного человека.
Смерды, проживающие на землях Новгородского княжества, находились в подчинении у государства. Рассматривая данное положение в более широком формате и немного позднее по времени, можно заметить, что смерды стали основой всех жителей страны. Так было сформировано население самого низкого слоя – крестьяне. Они распоряжались собственным земельным наделом, где им предоставлялась возможность ведения любого хозяйства.
Осуществление деятельности без вознаграждения было запрещено. За это смердам полагалось платить князю налог, а также отчислять частично полученный урожаю управленцу. Что же касается прав князя, он мог передаривать или перемещать земледельца в другое место. Смердов часто дарили церкви.
Постоянным местом жительства крестьян являлись веси, а смердов – села. В разных источниках можно найти информацию о том, что люди этой категории могли:
Слово «осмердить» означало захват расположенных по соседству княжеских владений во время междоусобных войн между князьями. Спустя некоторое время смердов не стало, их начали называть крестьянами.
На протяжении последующих двух веков смердами князь называл людей низшего сословия. Даже когда термин изжил себя, так продолжали называть крестьян, находящихся в крепостном подчинении, которых сильно презирали.
Откуда появился этот термин?
У этого слова индоевропейские корни. Сюда причисляют славян, германцев, армян, индусов и пр. Смерд переводится как «зависимый человек», «обычный человек».
Хотя есть и другое объяснение, откуда взялось это слово. Оно связано с религией. Этот термин приравнивали к язычеству. По произношению данного слова можно было определить одну из действующих ветвей индуизма, причём самого древнего.
На санскрите это слово имеет значение «помнить, помнящий». Простонародный перевод звучит как «преданный». Спустя какое-то время данный термин стал использоваться, чтобы называть жителей села. А когда на Руси было принято христианство, это слово совсем ушло из лексикона.
Связан ли данный термин со словом «смердеть»?
Несложно понять, что это однокоренные слова, чем доказывается их тесная взаимосвязь. Пока существовала данная категория населения, часто использовалось слово «осмердить». Оно означало захват населения и селений во времена междоусобных войн.
После XV столетия смердов стали называть крестьянами, хотя сам термин не изжил себя, его продолжали использовать в разговорной речи. Так царь обращался к людям из низших слоёв. Со временем этот термин стали применять помещики, если при разговоре нужно было отругать за совершенную провинность прислугу или крестьян, находящихся у него в повиновении.