Что значит составить выражение к задаче
Памятка»Как составить выражение к задаче».
Условие → вопрос → схема (рисунок, краткая запись) → выражение → ответ
Как составить выражение к задаче?
Было→ до бавили → стало
Было→ у бавили → стало
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-116402
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Запись решения задачи выражением
Урок 15. Математика 2 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Запись решения задачи выражением»
— Плюс. Плююююс! Ты где?
Привет, Плюс! Чего так долго? Включай скорее компьютер. Сейчас у нас будет в скайпе разговор с царицей Математикой.
— Здравствуй, Минус. Как это я забыл! Включаю.
— Здравствуйте, Дорогие Плюс и Минус!
— Да, царица, мы Вас внимательно слушаем.
— Мы очень внимательно слушаем.
— Ну что же, приступим. Итак, вот первая задача:
Ну, Плюс и Минус, я жду вашего решения. Может быть и ребята, которые на вас смотрят, попробуют решить эту задачу.
— Всё, я готов! Могу даже объяснить, как я решал эту задачу.
В задаче два неизвестных, значит, задача составная, то есть в ней не одно действие, а два. В первом действии я узнаю, сколько лисичек.
А так как боровиков и подберёзовиков вместе столько же, сколько и лисичек, то общее количество грибов я нашёл вот так:
Ответ: всего 28 грибов нашли ребята в лесу.
— А я решал задачу другим способом. Вот посмотрите:
— Ну что же, начинаем решать. Ребята, и вы попробуйте с нами решать!
— Я уже решил. Вот посмотрите, в задаче известно количество мальчиков, Их 14. Но неизвестно количество девочек. Ведь сказано, что их на 5 меньше, чем мальчиков.
Ответ: всего 23 учащихся присутствовало на уроке физкультуры.
— А вот я записал решение этой задачи по-другому:
И ещё можно вот так:
Ты первым действием узнаёшь, сколько девочек, и я тоже. Ведь это действие я записал в скобках. А то, что записано в скобках, всегда выполняется первым.
— Ты, Плюс, как всегда. Все тебе надо складывать да экономить. Хотя, наверное, ты прав. Эта запись действительно удобная. А хотелось бы и мне попробовать такую запись задачи выражением.
Ваше величество, госпожа королева. Не могли бы Вы задать нам ещё одну задачу?
— Ну что же, слушайте:
В моём саду растёт 6 яблонь. А груш на 2больше. Сколько всего яблонь и груш растёт в моём саду?
— Ну вот что у меня получилось. Прежде, чем узнать, сколько всего яблонь и груш, необходимо узнать, сколько груш. Ведь нам это неизвестно. Сказано, что их на 2 больше, чем яблонь.
Значит, в саду царицы растёт 14 яблонь и груш.
А вот как получилась запись выражением:
— Хорошо. Задача решена, верно. А теперь расскажите, чему вы научились.
— Можно я начну первый.
Записывать решение задачи можно по действиям и выражением.
— При записи по действиям мы пишем номер действия и пояснения к каждому действию, а при записи выражением только пояснение к значению записанного выражения.
— При записи выражения первое действие часто записываем в скобках, и конечно, не забываем записать ответ задачи.
— Ну что же, молодцы, Плюс и Минус. Вы справились с заданием. И сейчас вы можете пойти погулять в мой сад и полакомиться яблоками и грушами.
Обучение составлению задач по выражению, 1-4 классы.
Обучение составлению задач по выражению
Этапы обучения составлению задач по выражению
1. Подготовительный этап – обучение составлению задач по выражениям, включающим одно действие.
На данном этапе перед нами стоит цель обучить составлению задач по выражениям, включающим одно действие. Чтобы обучающиеся осознали, что одним и тем же арифметическим действием можно решить разные виды задач, предлагаются следующие задачи:
1. решающиеся действием сложения (задача разбирается устно всем классом, решения записываются на доске в столбики)
«Девочка вымыла 25 глубоких тарелок и 16 мелких. Сколько всего тарелок вымыла девочка?»
«Один дом построили за 3 недели, а на строительство второго дома затратили на 2 недели больше. Сколько недель затратили на строительство второго дома?»
После решения всех задач необходимо сделать вывод о том, что одним и тем же выражением можно записать решения различных задач. Для этого предлагается посмотреть на записи в столбиках и подумать, что можно сказать о записях в каждом столбике, какие задачи решались.
Следующий шаг – составление всевозможных задач по одному выражению.
Чтобы облегчить поиск сюжета, на доску вывешивается таблица с перечнем глаголов, которая была составлена совместно с учащимися в ходе беседы о том, какие действия можно совершать с игрушками, покупками, книгами, тканями и т.д.
Подарили Вылепили Покрасили
Заплатили Отрезали Погрузили
Убрали Вырастили Прочитали
Начертили Принесли Разложили
Полили Уехали Привезли
Так же следует отметить, что сюжет задачи, а, следовательно, и слова, обозначающие действия, обучающиеся могут придумать сами.
Для того чтобы добиться результативности в работе, необходимо предусмотреть при обучении составлению текстовых задач следующие этапы.
Поэтому вынесем на доску готовый алгоритм составления задачи:
1) придумаю сюжет задачи
2.назову объекты, о которых будет говориться в задаче
3.дам количественную характеристику объектам
4.сформулирую требование задачи
5.смоделирую текст задачи.
На доске записывается выражение а + в. Дается задание придумать как можно больше задач, которые можно решить с помощью данного выражения. Далее идет обсуждение придуманных задач.
Такая же работа проводится с выражениями а – в, а * в, а : в.
2. Обучение составлению задач по выражениям, включающим два действия.
Работа проводится в несколько этапов.
1, 2, 3, 4 этапы – фронтальная работа.
5 этап – групповая работа.
6 этап – индивидуальная работа.
1 этап – составление задачи по образцу учителя.
Предлагается решить задачу «В книжном шкафу на трех полках стоит по 10 книг, а на четвертой полке 5 книг. Сколько книг в шкафу?»
-О чем говорится в задаче? (О книгах.)
-Зная, что на трех полках по 10 книг, что можно найти? (Сколько всего книг на трех полках.)
-Зная, сколько всего книг на трех полках и сколько книг на четвертой полке, что можно найти? (Сколько всего книг в шкафу.)
-Запишем решение в виде выражения.
На доске появляется запись 10*3+5
Следующий шаг – объяснение учителем, как он будет составлять задачу.
Опять используется таблица со словами-подсказками.
-Посмотрите внимательно на выражение. Какое действие выполняем первым? (Действие умножения)
-По 10 взяли три раза.
-В решенной задаче назовите объект, к которому относится число 3? (Количество полок, на которых было по 10 книг).
-В решенной задаче назовите объект, к которому относится число 10? (Число книг на каждой из трех полок).
-Что обозначает число 5? (Отдельное число книг на четвертой полке).
-Таким образом, было книг по 10 три раза да еще 5.
-Придумаем задачу с такими же количественными характеристиками.
1. Придумаю сюжет задачи: привоз в магазин.
2. Выберу объекты: пачки с печеньем.
3.Дам объекту количественную характеристику: по 10 три раза – по 10 пачек печенья в трех коробках, да еще 5 пачек отдельно.
4.Сформулирую требование задачи: сколько пачек печенья привезли в магазин?
5.Смоделирую текст задачи: «В магазин привезли три коробки с печеньем по 10 пачек в каждой коробке, да еще 5 пачек отдельно. Сколько пачек печенья привезли в магазин?»
Текст задачи появляется на доске. Предлагается разобрать задачу, чтоб убедиться, будет ли предложенное выражение являться решением составленной задачи. После решения задачи подводится итог, что учитель составил задачу по предложенному выражению верно.
Следующий шаг – составление учащимися аналогичных задач по образцу, данному учителем, но предлагается изменить числовые данные. Предлагается выражение 8*4+.
-Решите задачу, записав решение в виде выражения.
На доске появляется выражение вида (6+4)*2.
Вывод: в данном выражении одну количественную характеристику сложили со второй количественной характеристикой и увеличили в два раза.
Следующее, что предстоит сделать, это составить задачу по этому же выражению.
-Сколько групп объектов должно быть в задаче? (три)
-Что известно о количестве объектов первой группы? (их 6)
-Что сказано о количестве объектов второй группы? (их 4)
-А что можно будет сказать про количество объектов третьей группы? (их в два раза больше, чем первых и вторых вместе)
-Составьте аналогичную задачу по этому же выражению, подобрав объекты сами. Можно сюжет изменить [Приложение № 2].
Задача 2: «В школьном концерте выступили 8 чтецов, певцов – в 2 раза меньше, а танцоров – на 3 больше, чем певцов. Сколько танцоров выступило в школьном концерте?»
-О чем говорится в задаче?
-Кто выступал в концерте?
-Что сказано о чтецах?
-Что сказано о певцах? Можем ли мы найти, сколько их было? Как?
-Что сказано о танцорах? Можем ли мы узнать, сколько их было? Как?
-Ответили мы на вопрос задачи?
-Составьте краткую запись.
Чтецы-8 чел.
Певцы-?, в 2 раза меньше, чем
Танцоры-?, на 3 больше, чем
— Решите задачу, записав решение в виде выражения.
На доске появляется запись 8:2+3.
Вывод: одну количественную характеристику уменьшили в 2 раза, тем самым нашли вторую количественную характеристику. Затем ко второй количественной характеристике прибавили еще 3, тем самым нашли третью (искомую) характеристику.
Предлагается составить аналогичную задачу.
-Сколько групп объектов должно быть в вашей задаче? (три)
-Что известно о количестве представителей первой группы объектов? (их 8)
-Что можете сказать о количестве представителей второй группы объектов? (мы не знаем сколько их, но знаем, что их в 2 раза меньше, чем первых)
-Что можете сказать о количестве представителей третьей группы? (не знаем, сколько их, но знаем, что их на 3 больше, чем вторых)
-Составьте аналогичную задачу по этому же выражению, подобрав другие объекты. Сюжет можно изменить [Приложение № 2].
3 этап – составление задач с описанием новой ситуации.
На данном этапе обучающиеся должны научиться составлять задачи с описанием иной ситуации сначала по образцу учителя, а затем самостоятельно. Поэтому здесь можно выделить два шага.
1 шаг – составление задач по образцу задачи учителя.
Решается задача: «Два мальчика разделили подаренные им 80 рублей поровну. Один из мальчиков истратил 15 рублей. Сколько денег у него осталось?»
-О ком говорится в задаче?
-Что сказано про мальчиков?
-Как разделили деньги мальчики?
-Можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
-Можно узнать, сколько было денег у каждого мальчика?
-Составим краткую запись в виде чертежа.
1 м.
2 м.
? 15 руб.
-Что найдем сначала? Каким действием?
-Теперь можно ответить на вопрос задачи? Каким действием?
Задача решается, решение записывается в виде выражения 80:2-15
Делается вывод: определенное число группы объектов разделили на две равные части, и из одной части сняли определенное их количество.
«Два мальчика разделили подаренные им 80 рублей поровну. Один из мальчиков истратил 15 рублей. Сколько денег у него осталось?»
«В школу привезли 80 стульев, а парт – в 2 раза меньше. 15 парт отдали в музыкальную школу. Сколько парт из привезенных осталось в школе?»
Объект – деньги.
Действием деления определенное количество денег делится на две равные части.
Из одной части денег отнимается определенное количество рублей. Объект – парты и стулья.
Действием деления находится количество второй группы объектов, т.е. парт (уменьшаем количество стульев в два раза).
Из второй группы объектов отнимается определенное их количество.
-Глядя на выражение, с помощью которого записано решение этих двух задач, и судя по сравнению содержания этих задач, к какому выводу можно прийти? (с помощью одного и того же выражения записано решение двух совершенно разных задач)
Далее детям предлагается составить задачу, аналогичную той, которая составлена учителем (Приложение № 2).
2 шаг – самостоятельное составление задачи другого вида по выражению ранее решенной задачи.
Всем классом разбирается задача: «У Мити 3 игрушечных динозаврика, у Саши – в 2 раза больше, чем у Мити, а у Славы – на 4 динозаврика больше, чем у Саши. Сколько динозавриков у Саши?»
В итоге получается выражение 3*2+4.
-Что обозначает действие умножения в этой задаче? (количество динозавриков Мити увеличили в два раза)
-Что означает действие умножения в высказывании «карандаши разложили в 2 коробки по 3 штуки»? (по 3 взяли два раза)
-Попробуйте составить задачу, в которой какие-либо 3 объекта возьмут два раза, да еще добавят 4 такие же объекта.
4 этап – составление памятки.
На данном этапе необходимо составить алгоритм, которым смогут пользоваться учащиеся при составлении задач по выражению.
-С чего начинаем, когда нам предложено то или иное выражение? (смотрим, какие действия в этом выражении, какое действие выполняется первым, вторым)
-Вспомним, что мы находим действием умножения (сумму одинаковых слагаемых, либо увеличиваем число в несколько раз).
-Вспомним, что мы находим действием деления (деление на равные части, деление по содержанию, уменьшение числа в несколько раз).
-Теперь необходимо выбрать, что мы будем делать с будущими объектами, используя данное действие.
-Можно приступить непосредственно к придумыванию задачи? (да, можно)
-Что теперь нам необходимо придумать? (сюжет задачи)
-Далее что делаем? (придумываем объекты)
-Как теперь связать объекты с выражением? (подумать, какой объект связать с той или иной числовой данной)
-Условие задачи практически готово, чего еще не хватает в будущей задаче? (требования)
-Составив требование, что нужно сделать? (сформулировать текст задачи)
-Сформулируем памятку в виде пунктов плана:
1. Посмотрю на действие, которое выполняется первым, и подумаю, что я могу найти этим действием.
2. Придумаю сюжет задачи.
3. Придумаю объекты задачи.
4. Свяжу объекты с числовыми данными выражения.
5. Составлю требование задачи.
6. Сформулирую текст задачи.
Учащиеся готовят для себя памятки в виде карточек, чтобы иметь возможность использовать их в дальнейшей работе.
5 этап – составление задач в парах.
1. Первый ученик решает задачу, составляя выражение. Второй ученик составляет аналогичную задачу. Затем меняются ролями.
Задача 1: «Мама сварила 33 кг варенья. 5 кг варенья она налила в одну банку, а остальное – в 7 банок поровну. Сколько килограммов варенья она налила в каждую банку?»
Задача 2: «Засолили 89 кг огурцов, 65 кг поместили в бочку, а остальные разложили поровну в 8 банок. Сколько килограммов огурцов положили в каждую банку?»
2. Первый ученик решает задачу, составляя выражение. Второй ученик составляет по этому выражению задачу с описанием новой ситуации. Затем меняются ролями [Приложение № 3].
Задача 1: «18 учеников сели по 2 ученика за парту. Еще 4 парты остались свободными. Сколько всего парт?»
Задача 2: «20 яблок разложили по 5 яблок на тарелки. Еще 5 тарелок остались пустыми. Сколько всего тарелок?»
6 этап – индивидуальная работа.
Каждому учащемуся предлагается решить задачу, составив выражение. А затем дается задание составить задачу по этому выражению, но с описанием новой ситуации. Задачи даются по вариантам.
Задача 1: «В школьный хор из первых классов взяли 9 учеников, из вторых классов – в 2 раза больше, чем из первых классов, а из третьих – на 3 ученика меньше, чем из вторых классов. Сколько учеников взяли в школьный хор из третьих классов?»
Задача 2: «На молочной ферме работало 8 школьников, в поле – в 4 раза больше, чем на ферме, а в саду – на 10 школьников меньше, чем в поле. Сколько школьников работало в саду?»
Математика. 2 класс
Конспект урока
Математика, 2 класс
Урок № 22. Решение текстовых задач. Запись решения выражением
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— Что такое встречное движение, расстояние?
— Как выполнять схематический чертёж к задачам на движение?
Задача – это упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления.
Выражение – формула, выражающая какие–либо математические отношения.
Расстояние – пространственный промежуток, разделяющий два объекта, отрезок пути.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Расстояние – это путь, который прошёл какой-либо объект.
РАССТОЯНИЕ – промежуток в пространстве, разделяющий два объекта
Измеряя расстояние, мы будем использовать сокращённые записи.
Сегодня на уроке мы будем решать новые задачи – задачи на движение.
Длина аллеи 80 м. Два мальчика пошли навстречу друг другу. Один прошёл до встречи 45 м. Сколько прошёл до встречи другой мальчик?
Сделаем к задаче схематический чертёж.
Начертим отрезок, обозначающий длину всей дорожки, или расстояние между концами дорожки. Синей стрелкой обозначим длину дорожки. Укажем – 80 метров.
Мальчики шли навстречу друг другу с разных сторон дорожки. На чертеже это будем обозначать стрелками, которые показывают направление движения каждого мальчика.
Место встречи мальчиков будем обозначать флажком.
Теперь обозначим, что один мальчик прошёл до встречи 45 метров, а другой –
неизвестно. Поставим знак вопроса.
Так выглядит схематический чертёж к задаче. По чертежу видно, что нам необходимо найти разность отрезков, выполнить вычитание.
Чтобы узнать, сколько метров до встречи прошёл второй мальчик, вычтем из длины всей дорожки длину пути, который прошёл первый мальчик.
80 – 45 = 35 (м) прошёл второй мальчик.
Второй мальчик прошёл до встречи 35 метров.
Решим вторую задачу:
Девочки измеряли длину дорожки с двух концов, идя навстречу друг другу. Одна девочка прошла до встречи 30 м, другая на 4 метра меньше. Какой длины была дорожка?
Сделаем схематический чертёж к задаче.
Итак, нам надо найти длину всей дорожки. Для этого мы должны знать, сколько метров прошла каждая девочка. Мы знаем, сколько прошла первая девочка – 30 метров. А сколько прошла вторая девочка, нам надо узнать.
Будем решать задачу в два действия. Запишем первое действие:
1) 30 – 4 = 26 (м) прошла вторая девочка.
Вторая девочка прошла до встречи двадцать шесть метров.
Теперь можем ответить на вопрос задачи. Запишем второе действие:
2) 30 + 26 = 56 (м) длина дорожки.
Длина всей дорожки была 56 метров.
Вывод: Для решения задач на движение обычно выполняют чертёж, в котором стрелками показывают направление движения объектов. Движение может быть встречным или в противоположных направлениях.
1.Подберите схематический чертёж к задаче
Красная Шапочка отправилась в гости к бабушке. До дома бабушки нужно пройти 100 метров. Красная Шапочка уже прошла 70 метров. Сколько ей осталось пройти?
2.Соедините каждый чертёж с карточкой, на которой записано соответствующее решение задачи.
30 – 20
30 + 20
70 – 45
70 – 45
30 + 20
30 – 20